X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


Логика
1.Дайте определение логики как науки. Сформулируйте объект и предмет науки логики.
2.Дайте характеристику истории становления и развития логики как учебной дисциплины. Перечислите основные этапы развития логики.
3.Расскажите, что такое язык логики? Изложите своими словами, в чем заключается связь мышления и языка?
4.Перечислите и охарактеризуйте функции логики. Объясните, в чем заключается значение логики для профессиональной деятельности юриста?
5.Сформулируйте, что такое форма логики и закон логики? Расскажите, в чем заключается содержание законов логики и как осуществляется их применение?
6.Сформулируйте содержание и применение основных законов логики.
7.Дайте общую характеристику понятия как формы мышления. Определите содержание и объем понятия в логике.
8.Дайте характеристику отношений между понятиями и укажите на их виды.
9. Сформулируйте совместимые и несовместимые понятия. Проанализируйте круги Эйлера.
10.Охарактеризуйте операции над классами понятий. Расскажите, что такое объединение и пересечение, интерпретация операций?
11.Перечислите операции над классами понятий. Расскажите о вычитании и образовании дополнения.
12.Опишите операции деления понятий. Изложите правила и ошибки, логическую структуру и виды деления.
13.Охарактеризуйте суждение как форму мышления. Изложите, какие бывают виды суждений? Сформулируйте, что такое суждение и предложение.
14.Объясните, что такое простое суждение, какова его структура? Опишите принцип деления суждений по характеру предиката.
15.Обоснуйте распределение терминов в простом категорическом суждении.
16.Изложите отношения между суждениями по логическому квадрату.
17.Дайте определение сложного суждения. Объясните, что собой представляет семантика логических союзов?
18.Сформулируйте, что такое модальные суждения? Расскажите, какие бывают виды модальностей?
19.Объясните, что такое умозаключение? Опишите структуру умозаключения. Расскажите, что собой представляет логическое следование?
20.Перечислите, какие бывают виды умозаключений? Расскажите, что такое индукция, дедукция и аналогия?
21.Охарактеризуйте дедуктивные непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату.
22.Расскажите, что такое простой категорический силлогизм, какова его структура? Объясните, что собой представляет аксиома силлогизма?
23.Дайте определение индуктивного умозаключения. Объясните сущность понятий полной и математической индукции.
24.Охарактеризуйте умозаключения по аналогии. Расскажите, какие условия повышения степени правдоподобия вывода по аналогии существуют в юридической практике?
25.Дайте определение гипотезы. Проанализируйте ее сущность, логическую структуру, виды, построение и проверку.
26.Сформулируйте, в чем заключается проблема подтверждения и опровержения гипотез?
27.Дайте определение понятия доказательства. Объясните, что такое доказательство и убеждение? Проанализируйте структуру доказательства: тезис, аргументы, демонстрацию.
28.Охарактеризуйте виды доказательств: прямые и косвенные, прогрессивные и регрессивные, индуктивные и дедуктивные.
29.Объясните, что собой представляют доводы в споре и психологические уловки в споре?
30.Расскажите, в чем заключается логика ведения спора? Дайте характеристику логике вопросов и ответов.
Задание 1.
Приведите примеры мыслей, имеющие ту же логическую форму, что и приведенные ниже.
Создайте группу утверждений единой логической формы.
1. Чем больше вы скажите, тем меньше люди запомнят.
2. Если бы каждый следовал десяти заповедям, было бы просто не о чем говорить.
3. Если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания.
4. Логика – смирительная рубашка фантазии.
5. Мы слишком сильно любим своих детей, и слишком мало – своих родителей.
6. Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов, и развивает наихудшие качества людей.
7. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.
8. Все исторические законы имеют свой срок давности.
9. Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти.
10. Гораздо легче найти ошибку, чем истину.
Пример: Многие романы с несчастливым концом. Примером той же мысли являются соответственно: а) Многие люди с несчастливой судьбой; б) Многие кинофильмы с неопределенной сюжетной линией; в) Многие города с драматической историей.
Задание 2.
Сопоставьте высказывания.
Укажите, какие из них имеют одинаковую логическую форму:
1. Всякая точная наука основывается на приблизительности.
2. Логика есть анатомия мышления.
3. Если хочешь нажить врагов, попробуй что-нибудь изменить.
4. Большинство спектаклей в Большом театре заканчиваются овациями.
5. МГУ – крупнейший ВУЗ России.
6. Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии.
7. Внешняя политика есть имитация войны другими средствами.
8. Мы поедем в г. Санкт – Петербург завтра или послезавтра.
9. Некоторые ученые разделяют точку зрения о существовании НЛО.
10. На выборах в США победят республиканцы либо демократы.
11.Порой отечественные кинофильмы не являются шедеврами мирового киноискусства.
12. Ряд преобразований в экономике страны не являются оправданными.
13. Если ты не знаешь русского языка, то ты не обнаружишь эту ошибку.
14. Гегель решительно критиковал Канта.
15. Если программа тебе понятна, значит, она уже устарела.
Пример: а) Не все путешественники первооткрыватели; б) Ни один человек не является бессмертным; в) Не каждый моряк капитан корабля; г) Все услышанное не есть правда.
Из приведенных четырех мыслей одинаковые формы имеют первая и третья: в них нечто утверждается не обо всех предметах класса, также вторая и четвертая: в них отрицается какое-то свойство у всех предметов класса.
Задание 3.
Укажите смысл (собственный или приданный) и сформулируйте значения следующих имен:
1. А.С. Пушкин. 2. Живое существо. 3. Тоталитаризм. 4. Первый заместитель Председателя Правительства РФ. 5. Планета Солнечной системы. 6. Спутник Земли. 7. Отец. 8. Член Общественной Палаты РФ. 9. Сын. 10. Отрицательное понятие. 11. Конкретное понятие. 12. Учащийся. 13. Фигурист. 14. Предложение. 15. Буква.
Пример: Рыба.
Общее имя «рыба» собственного смысла не имеет. Ему можно придать следующий смысл: живое существо, хладнокровное, обитатель водной среды. Каждая рыба является значением этого имени.
Задание 4.
Проанализируйте текст.
Объясните, о каком законе логики идет речь в высказывании римского философастоика Эпиктета?
Вставьте пропущенное слово.
«Я хотел бы быть рабом человека, не признающего закона (…). Он велел бы мне подать себе вина, я дал бы ему уксуса или еще чего похуже. Он возмутился бы, стал бы кричать, что я даю ему не то, что он просил. А я сказал бы ему: ты не признаешь ведь закона (…), стало быть, что вино, что уксус, что какая угодно гадость — все одно и то же. И необходимости ты не признаешь, стало быть, никто не в силах принудить тебя воспринимать уксус как что-то плохое, а вино как хорошее. Пей уксус как вино и будь доволен. Или так: хозяин велел побрить себя. Я отхватываю ему бритвой ухо или нос.
Опять начинаются крики, но я повторил бы ему свои рассуждения. И все делал бы в таком роде, пока не принудил бы хозяина признать истину, что необходимость непреоборима и закон (…) всевластен».
Задание 5.
Определите, нарушен ли в следующих умозаключениях закон противоречия?
В каждом случае обоснуйте ответ.
* «Вы их просто не знаете. А я навидался их, и он вовсе не самый лучший, потому что лучших среди них вообще нет; возможно даже, он худший, так как худшие среди них попадаются». (Д. Халберстэм)
* «Бог есть, но я в него не верю». (К. Чуковский).
* «Каждый размахивал руками энергичнее, чем его сосед». (М. Твен).
* «Кто женат, я? Да я никогда не был женат! Спроси хоть у моего шурина».
* «Когда-то отец мне сказал: "Никогда не слушай ничьих советов". С тех пор я неукоснительно следую его совету».
* «— Доктор, помогите мне. Я несчастный человек — никогда ни в чем не
уверен…
— Ни в чем?
— Ни в чем…
— Никогда?
— Никогда…
— Вы уверены в этом?
— Абсолютно!»
* «Одно могу сказать в ее пользу: будь она иной, она была бы нехорошая, а такая, как есть, она мне не нравится». (У. Шекспир).
* «Книжка была справедливо огульно охаяна критикой». («Литературная газета», 1960, 9 января).
* «Я живу на одном этаже с гражданками М. и Н. и с уверенностью могу сказать, что они находятся в ссоре и что гражданка Н. постоянно строит козни гражданке М. Недавно я видела, как гражданка Н. подсыпала неизвестный порошок под дверь своей соседки гражданки М. Я видела также, как гражданка Н. обливала дверь своей соседки, гражданки М., неизвестной жидкостью. Я видела, как гражданка Н. высыпала мусор перед дверью гражданки М.
Сама я ничего этого не видела, мне обо всем рассказала одинокая гражданка Г., тоже живущая на нашем этаже». (Записано со слов свидетеля).
Задание 6.
Определите, нарушены ли в нижеприведенных высказываниях законы логики?
Если это так, докажите, какие именно?
* «— Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
— Нет и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да». (И. С. Тургенев).
* «Чудес не бывает, но иногда чудеса случаются».
* «Атмосферное давление падает. Значит, погода изменится».
* «Семенов — студент, ведь он сдает экзамены».
* «Гражданин М. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности».
* «Студенту Петрову следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку».
* «— Как может быть хорошо женщине в ее положении в эту невыносимую жару, когда окна на солнце, — сказала Варвара Алексеевна...
— Да ведь здесь тень с десяти часов, — сказала Мария Павловна.
— От этого и лихорадка. От сырости, — сказала Варвара Алексеевна...» (Л. Н.Толстой).
* «...Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плаваем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя, кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит.
Никому до нас нет дела». (И. Ильф, Е. Петров).
* «— Ты за кого будешь голосовать на ближайших выборах?
— За нынешнего Президента!
— А почему не за кого-нибудь другого?
— Так ведь он у нас нынче начальник, вот за него потому и буду. Будет другой начальник — тогда и буду за этого другого голосовать!»
Задание 7.
Укажите, какие из перечисленных понятий являются единичными, а какие – общими?
Проанализируйте, которые из них являются регистрирующими или нерегистрирующими.
1. Самый старый человек из ныне живущих в России.
2. Персональный компьютер.
3. Русский художник Карл Брюллов.
4. Доцент.
5. Имя существительное.
6. Президент Российской Федерации.
7. Сочинения Эмиля Золя.
8. Крупнейшая библиотека Москвы.
9. Алфавит.
10. Былина.
11. Ученик.
12. Глобус Гитлера.
13. Болезнь Боткина.
14. «Танец маленьких лебедей» Петра Ильича Чайковского.
15. Столица Норвегии.
16. Планеты Солнечной системы.
17. Города-герои Крыма.
18. Река.
19. Гидроэлектростанция.
20. Сновидение.
Задание 8.
Определите объем и содержание понятий.
Установите отношения между объемом и содержанием следующих понятий:
1. Планета – планета Солнечной системы. 2. Республика – президентская республика. 3. Молодежная организация – экологическая организация. 4. Дом – этаж дома. 5. Дерево – корень дерева. 6. Студенческая группа – учащийся. 7. Учебник – параграф учебника. 8. Роман – повесть. 9. Злоупотребление служебным положением – казенный дом и дальняя дорога. 10. Опера – опера П.И. Чайковского «Орлеанская дева».
11. Закрытая книга – неоткрывавшаяся книга. 12. Закрытая дверь – запертая дверь. 13. Украденная вещь – пропавшая вещь. 14. Вращение – движение. 15. Конституция с поправками – Конституция с множеством поправок.
Пример: Город – город-курорт Крыма. Понятие «город» шире по объему понятия «город-курорт Крыма», так как в объем первого понятия включаются все города мира, а второе понятие включает в свой объем только один город-курорт Крыма. По содержанию понятие «город-курорт Крыма» шире, чем понятие «город», так как первое понятие включает в свое содержание, помимо всех признаков, которыми обладает город, еще и такой признак, как «быть городом-курортом Крыма».
Задание 9.
Определите, какие из нижеперечисленных понятий являются собирательными, а какие – несобирательными (разделительными)?
Проведите различие между ними.
1. Сельскохозяйственная тракторная бригада.
2. Архитектура.
3. Коллектив.
4. Член спортивной команды.
5. Академический оркестр.
6. Солист хора.
7. Библиотечная книга.
8. Карандаш.
9. Набор почтовых марок.
10. Избиратель.
Задание 10.
Определите, в каких логических отношениях между собой находятся названные понятия?
Изобразите эти отношения при помощи кругов Эйлера.
* «человек» и «ученый»;
* «квадрат» и «треугольник»;
* «равносторонний треугольник» и «равноугольный треугольник»;
* «первая женщина-космонавт» и «Валентина Терешкова»;
* «белый» и «черный»;
* «белый» и «небелый»;
* «студент» и «спортсмен»;
* «мужчина» и «врач»;
* «душа» и «треугольник»;
* «хирург», «женщина», «врач», «терапевт»;
* «высшее учебное заведение» и «университет»;
* «юрист» и «депутат парламента»;
* «социолог» и «преподаватель»;
* «сын», «внук» и «москвич»;
* «петербуржец», «спортсмен» и «любитель рока»;
* «верующий», «православный», «католик», «европеец», «русский», «гражданин США»;
* «оказание помощи больному», «лечение больного», «неоказание помощи больному», «преступление»;
* «каменный дом», «трехэтажный дом», «одноэтажный дом», «недостроенный дом»;
* «уважение к старшему», «неуважение к старшему», «грубость», «почет»;
* «героизм», «боязнь», «ужас», «трусость»;
* «политехнический институт», «институт», «образовательное учреждение коммерческого типа», «образовательное учреждение»;
* «мать», «дочь», «бабушка», «внучка», «сестра»;
* «спутник планеты», «естественный спутник», «спутник Земли», «Юпитер», «спутник Юпитера», «Луна».
Задание 11.
Обобщите понятия: «психолог», «социолог», «химия», «Тверь», «велосипед», «Большой Театр», «студент МЮИ», «белый рояль», «роман Л. Н. Толстого», «собака», «плакучая ива», «желтый тюльпан», «фигурное катание», «Юрий Гагарин», «черная кожаная куртка», «Адриатическое море», «Эверест», «борщ», «историк», «синица», «письменный стол».
Укажите, что в процессе обобщения происходит с содержанием и объемом понятий?
Задание 12.
Ограничьте понятия: «стол», «человек», «город», «наука», «психолог», «социолог», «велосипед», «студент МЮИ», «роман Л. Н. Толстого», «собака», «борщ», «историк», «произведение искусства», «добродетель», «ребенок», «число», «водоем», «музыкальный инструмент», «рыба», «политический деятель», «экономист», «писатель», «транспортное средство», «чемодан», «пальто», «животное», «растение», «треугольник», «книга».
Укажите, что в процессе ограничения происходит с содержанием и объемом понятий?
Задание 13.
Определите виды данных суждений.
Классифицируйте их по характеру предиката.
Москва основана раньше Петербурга. Мышление без языка не существует. Все пудели - собаки. Оля умнее Саши, а он умнее Вити. Вероятно, бог есть. Невозможно списать на экзамене. У нее красивые глаза.
Задание 14.
Определите с помощью логического квадрата отношения между следующими суждениями.
Классифицируйте их по значению истинности или ложности.
* Все студенты хотят получать пятерки. Ни один студент не хочет получать пятерки.
* Некоторые его видели. Некоторые его не видели.
Задание 15.
Укажите, какая логическая связка выражена в следующих сложных суждениях?
Обоснуйте это.
* Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья с горы ледяной. (Н. Некрасов);
* Если ты глуп, то всегда это показываешь, и стараешься еще больше сосредоточить на себе внимание.
Задание 16.
Проанализируйте следующие суждения.
Установите, распределены ли в суждениях субъект и предикат?
«Ни одна общеобразовательная школа не является вузом»;
«Многие медики заинтересовались данной методикой»;
«Некоторые родители не пришли на родительское собрание»;
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»;
«Все металлы суть проводники теплоты»;
«Некоторые металлы хрупки»;
«Не все книги суть словари»;
«Многие растения не употребляются в пищу»;
«Некоторые христиане суть православные»;
«Некоторые животные не имеют легких»;
«Некоторые люди занимаются торговлей»;
«Только трудящиеся могут оценить отдых».
«Некоторые житейские обычаи — это древние религиозные обряды»;
«Реки — это естественные пути сообщения»;
«Все соединения металлов с кислородом суть оксиды»;
«Ни одно наречие не изменяется»;
«Ни один из римских рабов не обладал гражданскими правами»;
«Все излишества губят здоровье»;
«Все хвощи суть споровые растения».
Задание 17.
Найдите верные ответы на вопросы.
Обоснуйте свое мнение.
* Могут ли быть одновременно ложными суждения, противоположные друг другу?
* Могут ли быть одновременно ложными суждения, противоречащие друг другу?
Задание 18.
Проанализируйте следующие суждения.
Выберите атрибутивные и релятивные суждения.
«Этот журнал очень популярен»;
«Моя сестра намного старше меня»;
«10 — целое число»;
«Водород легче воздуха»;
«Вода Северного Ледовитого океана покрыта толстым льдом и снегом»;
«Студенты-социологи — смекалистые ребята»;
«Наш журнал намного популярнее вашего»;
«Ваши мыши наших тише»;
«Мой старший брат силен и умен»;
«Задача по теме "Суждение" сложнее задачи по теме;
"Понятие"»;
«Каренин любит Анну»;
«Десять больше семи»;
Задание 19.
Установите, какие выводы по индукции можно сделать из следующих посылок?
Обоснуйте, какой вид индукции здесь используется?
* В сессию экзамен может быть назначен на любой рабочий день, а также на субботу или воскресенье.
* В семье Н. пятеро детей – все девочки. Какой вывод более вероятен: индуктивное обобщение «Шестой ребенок тоже будет девочкой» или же утверждение «Шестой ребенок будет мальчиком»?
* У лошади, обезьяны, волка, человека и многих других животных при еде двигается лишь нижняя челюсть. Значит, у всех животных при еде двигается только нижняя челюсть.
* Человек заходит в бар. Садится за столик, но не спешит сделать заказ. Бармен подходит к нему и спрашивает:
- Что бы вы хотели выпить?
- Ничего. Я один раз попробовал спиртное - мне не понравилось.
Вежливый бармен предлагает ему сигару.
- Спасибо, я не курю. Попробовал, но это не доставило мне удовольствия.
- Может, вы присоединитесь к играющим в карты джентльменам за соседним столиком? - не сдается бармен.
- Нет уж, увольте. Я не играю в карты. Однажды попробовал, но игра меня не увлекла. И вообще, если бы не обстоятельства, я бы не пошел в бар. Но мы договорились встретиться здесь с сыном.
- Если я хоть что-то понимаю в жизни, это - единственный ваш ребенок, - с уверенностью предположил бармен.
Задание 20.
Проанализируйте следующие суждения.
Составьте выводы по аналогии.
Получите приведенные суждения в качестве заключений в выводах по аналогии:
* Транспорт в этом городе в выходные дни, видимо, свободен.
* Этот студент, наверно, сдаст экзамен по логике на «отлично».
* Эти две девочки, вероятно, станут подругами.
Задание 21.
Определите, все ли правила силлогизмов соблюдены?
Если нет, то обоснуйте, какие из них нарушены?
1.Черное не есть горькое.
Перец не черный.
Перец не горький.
2.Все планеты светят отраженным светом.
Луна светит отраженным светом.
Луна — планета.
3.Все первокурсники получили зачетки.
Марина — первокурсница.
Марина получила зачетку.
4.Все люди с повышенной температурой больны.
Ты не имеешь повышенной температуры.
Ты не болен.
5.Все тигры — млекопитающие.
Все тигры — хищники.
Все хищники — млекопитающие.
6.Некоторые учащиеся — студенты.
Некоторые студенты несовершеннолетние.
Некоторые несовершеннолетние — учащиеся.
7.Все белки содержат азот.
Данное вещество не содержит азота.
Данное вещество не белок.
8.Ни один бесчестный человек не может быть судьей.
Юрист Смирнов не является бесчестным человеком.
Юрист Смирнов может быть судьей.
9.Украденные вещи были закопаны в саду.
Изъятые у преступника вещи были закопаны в саду.
Изъятые у преступника вещи были украдены.
10.Некоторые граждане Российской Федерации — космонавты.
Некоторые жители Нью-Йорка— граждане Российской Федерации.
Некоторые жители Нью-Йорка — космонавты.
Задание 22.
Установите, можно ли сделать заключение из посылок?
Создайте заключения.
1.Ни один житель деревни Простоквашино не имеет высшего образования.
Ни один учитель не является жителем деревни Простоквашино.
2.Некоторые студенты решили сдать сессию досрочно.
Некоторые жители городка N — студенты.
3.Некоторые посетители сайта — врачи.
Некоторые врачи охотно дают советы.
4.Никто из приглашенных не остался на десерт.
Я не был приглашен.
5.Ярко-красные цветы не имеют запаха.
Этот цветок не имеет запаха.
6.Ни один мужественный не боязлив.
Всякий суеверный боязлив.
7.Все писатели пишут прозаические произведения.
Некоторые писатели — мужчины.
8.Волки едят ягнят.
Это животное ест ягнят.
9.Все плавающие живут на деревьях.
Все киты плавают.
10.Ни одно неорганическое тело не растет.
Кристаллы суть тела неорганические.
11.Лысым расческа не нужна.
Все черепахи лысые.
12.Убийцы — те, которые кого-то убивают.
Работники скотобоен — те, которые кого-то убивают.
13.Все тигры питаются травой.
Все коровы — тигры.
Задание 23.
Проанализируйте следующие умозаключения.
Оцените их правильность.
«Растения дышат. Человек дышит. Следовательно, человек есть растение».
«Все адвокаты — юристы. Петров не юрист. Следовательно, Петров не адвокат».
«Все адвокаты — юристы. Петров — адвокат. Следовательно, Петров — юрист».
«Все преступники должны быть наказаны. Некоторые люди — преступники.
Следовательно, некоторые люди должны быть наказаны».
«Все подозреваемые признали свою вину. Все подозреваемые привлечены к уголовной ответственности. Следовательно, некоторые привлеченные к уголовной ответственности признали свою вину».
«Все металлы — простые вещества. Бронза — металл. Значит, бронза — простое вещество».
«Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше».
«Вор приобретает хорошее. Приобретение хорошего — дело хорошее. Значит, вор поступает хорошо».
«Эта собака имеет детей, значит, она — отец. Но это твоя собака. Значит, она твой отец. Ты её бьёшь, значит, ты бьёшь своего отца и ты — брат щенят».
Задание 24.
Определите вид умозаключений.
Обоснуйте, можно ли их продолжить.
1.Адвокаты не судьи.
Студенты не адвокаты.
2.Некоторые юристы — спортсмены.
Некоторые юристы любят музыку.
3.Простые суждения могут быть единичными, общими или частными.
Это суждение не единичное и не частное.
4.Если Россия отвечает на вызов, то однополярному миру приходит конец.
Россия отвечает на вызов.
5.Ни одно жвачное не имеет клыков.
Все львы имеют клыки.
6.Ни одно цветковое растение не размножается спорами.
Папоротник размножается спорами.
7.Фосфор светится в темноте.
Данное вещество в темноте не светится.
8.Ни одно художественное произведение не должно быть лишено чувства меры.
Некоторые произведения современной литературы лишены чувства меры.
9.Все газы упруги.
Некоторые вещества не упруги.
10.Все металлы суть проводники электричества.
Некоторые тела не суть проводники электричества.
Задание 25.
Истолкуйте данное доказательство.
Выделите в нем тезис, аргументы и демонстрацию.
* Все четные числа — натуральные числа. 4 — четное число. Следовательно, 4 — натуральное число. Все натуральные числа — рациональные числа. 4 — натуральное число. Следовательно, 4 — рациональное число.
* «Моцарт: Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил? Сальери: Не думаю: он смешон для ремесла такого. Моцарт: Он же гений! А гений и злодейство — две вещи несовместные». (А. Пушкин)
Задание 26.
Проанализируйте и выразите символически следующее доказательство. «Земля — либо плоскость, либо нет. Если бы Земля была плоскостью, то Полярная звезда была бы видна везде одинаково высоко над горизонтом. Однако на различной географической широте высота Полярной звезды над горизонтом различна. Значит, антитезис неверен и Земля не является плоскостью».
Определите, это доказательство прямое или косвенное?
Задание 27.
Оцените софизмы.
Найдите ошибки в них.
* Эватл брал уроки софистики у софиста Протагора под тем условием, что гонорар он уплатит только в том случае, если выиграет первый процесс. Ученик после обучения не взял на себя ведения какого-либо процесса и потому считал себя вправе не платить гонорара. Учитель грозил подать жалобу в суд, говоря ему следующее: «Судьи или при судят тебя к уплате гонорара или не присудят. В обоих случаях ты должен будешь уплатить. В первом случае в силу приговора судьи, во втором случае в силу нашего договора». На это Эватл отвечал: «Ни в том, ни в другом случае я не заплачу. Если меня присудят к уплате, то я, проиграв первый процесс, не заплачу в силу нашего договора, если же меня не присудят к уплате гонорара, то я не заплачу в силу приговора суда».
* Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарство нужно принимать как можно больше.
Задание 28.
Прочитайте внимательно.
Найдите и сформулируйте правильные ответы на поставленные вопросы.
* Мужчина продавал попугая, и уверял покупателя, что этот попугай будет повторять на любом языке любое услышанное слово. Обрадованный покупатель приобрел чудо-птицу. Дома он целый час говорил попугаю различные фразы, но тот был нем как могила. Тем не менее, продавец не солгал. Как это объяснить?
* В городе Начинске есть всего два парикмахера, у каждого из которых своя парикмахерская. Заглянув в первую, элегантного вида приезжий увидел, что в салоне грязно, сам мастер неряшливо одет, небрежно пострижен и плохо выбрит. В салоне же другой парикмахерской наблюдалась противоположная картина — там было идеально чисто, сам мастер изысканно одет, безукоризненно пострижен и выбрит. Однако заезжий денди, — надо вам сказать, неплохой логик — пошел стричься в первую парикмахерскую к неряхе. Почему?
Задание 29.
Объясните, какая логическая ошибка содержится в приведенных примерах?
Аргументируйте ответ.
*Из-за того, что некоторые врачи ошибаются, говорят, что «все врачи ошибаются».
*Иногда можно услышать такие фразы: «В магазине ничего нет»; «Сейчас все болеют гриппом» и другие подобные суждения.
*В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов говорит служанке Лизе: «Все ты лжешь». Он также считает: «По должности, по службе хлопотня, тот пристает, другой, всем дело до меня!» или «Все умудрились не по летам». «Вот то-то, все вы гордецы!» или «Не я один, все также осуждают».
Задание 30.
Проанализируйте диалог.
Установите логическую связь между тезисами и аргументами:
- А вы, я вижу, - улыбаясь, заговорил рыжий, - ненавидите этого Лагунского!
- Я еще кой-кого ненавижу, - сквозь зубы ответила Маргарита, - но об этом неинтересно говорить.
- Да уж, конечно, чего там интересного, Маргарита Николаевна!
Маргарита удивилась:
- Вы меня знаете?
Вместо ответа рыжий снял котелок и взял его на отлёт.
«Совершенно разбойничья рожа», - подумала Маргарита, вглядываясь в своего уличного собеседника.
- А я вас не знаю, - сухо сказала Маргарита.
- Откуда же вам меня знать! А между тем я к вам послан по дельцу.Маргарита побледнела и отшатнулась.
- С этого и прямо нужно начинать, - заговорила она... Вы хотите меня арестовать?
- Ничего подобного! - воскликнул рыжий, - что это такое: раз уж заговорил, так уж непременно арестовать! Просто есть к вам дело».

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.