X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


ЛОГИКА
1. Мышление как предмет изучения логики. Роль мышления в познании. Формы и законы абстрактного мышления.
2. Логика как наука, ее значение для юридической практики.
3. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
4. Логические приемы образования понятий (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение).
5. Отношения между понятиями. Логические операции обобщения и ограничения понятий.
6. Логическая операция определения понятий. Виды определений. Правила определения понятий.
7. Логическая операция деления понятий. Правила деления понятий.
8. Суждение как форма мышления. Простые суждения, их виды и состав.
9. Объединенная классификация категорических суждений по количеству и качеству.
10. Виды и структура сложных суждений.
11. Соединительное суждение (конъюнкция) и его строение.
12. Разделительное суждение (дизъюнкция), его строение и виды
13. Условное суждение (импликация), и его строение.
14. Отношения между суждениями (логический квадрат).
15. Понятие о модальности суждений. Виды модальности.
16. Закон тождества, его роль в юридической практике.
17. Закон (не) противоречия, его значение в юридической деятельности.
18. Закон исключенного третьего, его значение в юридической деятельности.
19. Закон достаточного основания и его роль в юридической деятельности.
20. Умозаключение: сущность, структура и виды.
21. Непосредственные умозаключения (превращение, противопоставление предикату обращение).
22. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Правила фигур.
23. Умозаключения из суждений с отношениями. Чисто условное умозаключение.
24. Условно-категорическое умозаключение, его правильные модусы и роль в судебно-следственной практике.
25. Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы и роль в судебно-следственной практике.
26. Индуктивное умозаключение: виды и логическая структура
27. Умозаключение по аналогии. Виды аналогии.
28. Доказательство и его структура. Значение доказательства в судебной практике.
29. Способы опровержения, их роль в судебной практике.
30. Гипотеза и ее структура. Роль гипотезы в познании.
Задание 1. Установите объем и содержание понятия:
остров; город; музей; автор романа «Война и мир»; театр; человек, совершивший преступление; человек, виновный в преступлении; преступник.
Какой из основных законов мышления нарушен?
Один торговец занимался продажей копий и щитов и нахваливая свои щиты кричал: «Вот самые крепкие щиты, ничто не сможет пробить их!» Тут же, расхваливая свои копья, он говорил: «Эти копья пробивают что угодно». Один из прохожих, услышав его слова, спросил: «А что будет, если попытаться проткнуть твой щит твоим же копьем?».
Задание 2. Определите вид данных понятий по объему:
жизнь; жизнь на Марсе; жизнь М.Горького; закон физики; год принятия действующей Конституции РФ; Уголовный Кодекс РФ; снежный человек; океан; Зевс; истина; Вселенная; галактика; автор учебника по логике; фотография Аристотеля; актер, снявшийся в фильме «Семнадцать мгновений весны».
Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.
В исключительный случаях, когда предоставление отпуска рабочему или служащему в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы предприятия, учреждения, организации, допускается с согласия работника и по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации перенесение отпуска на следующий рабочий год. Перенесенный отпуск может быть присоединен к отпуску за следующий рабочий год.
Задание 3. Дайте логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по содержанию и объему):
вечный двигатель; недвижимость; имущество; товар; конституция; право; бесправие; правосудие; справедливость; толпа; библиотека.
Правильно ли построено рассуждение?
Если я пойду завтра на первое занятие, то должен буду встать рано, а если я пойду вечером в театр, то лягу спать поздно. Если я лягу спать поздно, а встану рано, то я буду вынужден довольствоваться пятью часами сна. Я просто не в состоянии обойтись пятью часами сна. Следовательно, я должен или пропустить завтра первое занятие или не ходить в театр.
Задание 4. Восстановите энтимему в полный силлогизм, проверьте умозаключение.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, значит, П. не обязан доказывать свою невиновность.
Какой из основных законов мышления нарушен?
Однажды перед битвой древние римляне слышали каркающую ворону с левой стороны и выиграли битву; в другой раз они слышали, что ворона каркала с правой стороны, и проиграли битву. Дело ясное, решили римляне: карканье вороны с правой стороны приносит гибель войску, а карканье вороны с левой стороны дает ему победу.
Задание 5. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:
а) Преступник – это человек, совершивший преступление.
б) Нефть – это черное золото.
в) Озеро – это водоем.
г) Треугольник – это многоугольник с разными сторонами.
Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.
Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации.
Задание 6. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если - нет, то какие правила нарушены?
а) Живые организмы делятся на империи неклеточных организмов и клеточных организмов.
б) Транспорт бывает: воздушный, военный, морской, речной, сухопутный, автомобильный.
в) Четырехугольники бывают равносторонними, равноугольными, квадратами, прямоугольниками и параллелограммами.
Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.
Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стало невозможными. Если брак расторгается судом, то суд выносит решение о расторжении брака. Если суд выносит решение о расторжении брака, то в необходимых случаях он принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.
Задание 7. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если - нет, то какие правила нарушены?
а) Люди делятся на блондинов, брюнетов, высоких и худых.
б) Студенты делятся на очников, заочников и неуспевающих.
Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.
Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды могут размыть дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты останутся без подвоза сырья и продовольствия.
Задание 8. Найдите субъект, предикат и связку в суждениях:
а) Дисциплина важна в любом деле.
в) Общее потепление во много раз превысит адаптационные способности многих природных сообществ.
г) Парниковый эффект может привести к быстрой гибели лесов.
д) Не шведы победили в битве под Полтавой.
е) Не каждый совершивший преступление виновен в преступлении.
ж) Любви все возрасты покорны.
з) Умение замечать хорошее вокруг отвлекает от плохих мыслей.
Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.
Если средства производства находятся в руках отдельных лиц или части общества, то собственность приобретает частный характер. В этом случае люди становятся в неравное отношение к средствам производства. Если же люди становятся в неравное отношение к средствам производства, то в обществе возникают отношения господства и подчинения, отношения эксплуатации.
Задание 9. Какие законы мышления нарушены?
а) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не рассердился, а только велел снять с него шкуру.
б) Мы полностью ответили на все вопросы. На некоторые вопросы мы ответим потом.
в) Чернышевский пишет роман о направлениях деятельности демократической интеллигенции в крепости.
г) Нельзя сказать, что данное животное позвоночное, как и нельзя сказать, что данное животное беспозвоночное.
Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.
Вузовская наука способна играть созидательную роль, если она твердо встанет на рельсы творчества и развития. Если вузовская наука будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять сам ход общественного обновления.
Задание 10. Какие законы мышления нарушены?
1. Генерал преградил своим корпусом дорогу.
2. Депутаты должны заботиться о благополучии народа. Поэтому депутатам необходима зарплата в 300000 рублей в месяц.
3. «Все животные равны. Особенно некоторые». (Скотный двор. О.Хаксли)
4. Отец героя умер, когда ему было 28 лет.
Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.
Если обвиняемый занимался вымогательством, то он привлекается к уголовной ответственности по ст. 148 УК РФ. Если он привлекается к уголовной ответственности по указанной статье, то он наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет.
Задание 11. Ограничьте и обобщите понятия:
кража; автор учебника по логике; автор «Мастера и Маргариты»; гражданин России; студент-юрист; город-государство; преступление.
Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление предикату.
а) Кальмары – беспозвоночные животные.
б) Всякий благородный человек вежлив.
14
в) Солидные фирмы высоко ценят свою репутацию.
г) Многие неуспевающие студенты – безответственны.
Задание 12. Какие законы мышления нарушены?
а) «Прошу Вашего разрешения развести меня с Михеевым Виктором Петровичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю» (заявление в суд).
б) Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле.
в) Семенов – студент, ведь он сдает экзамены.
Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление предикату.
а) Порядочному человеку чуждо зазнайство.
б) Все безответственные люди не являются надежными.
в) Некоторые россияне являются гражданами других стран.
г) Некоторые законы не являются юридическими.
Задание 13. Опираясь на теоретические знания о сложных суждениях (конъюнкция, дизъюнкция, отрицающие суждения) решите следующую задачу:
В убийстве подозреваются Петр и Павел. Допросили четверых свидетелей. Первый свидетель сказал: «Петр не убивал». Второй свидетель ответил: «Павел не виновен». Третий свидетель показал: «По крайней мере, одно из этих показаний – истинно». Четвертый свидетель сказал: «Показания третьего свидетеля – ложны». Четвертый свидетель оказался прав. Кто совершил убийство?
Какой из основных законов мышления нарушен?
– Значит, это самая новая ткань?
– Только вчера получил, прямо с фабрики!
– А она не линючая?
– Да что вы! Больше месяца висела на витрине, и ничего ей не сделалось!
Задание 14. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме. Являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением?
а) Ни одна рыба не является теплокровным животным. Это животное – теплокровное. Значит, это животное – не рыба.
б) Каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию. Обвиняемый совершил преступление, следовательно, он должен быть подвергнут справедливому наказанию.
в) Многие из нас совершают опрометчивые поступки. Павлов – один из нас. Значит, Павлов совершает опрометчивые поступки.
г) Всякий студент рад пятерке. Всякий школьник рад пятерке. Значит, школьник – это студент.
Какие формально-логические законы мышления необходимо использовать для решения задачи?
- Преступники скрылись на машине. Допросили трех свидетелей.
- Первый свидетель сказал: «Машина была синяя Волга».
- Второй свидетель сказал: «Машина была черная, а марка машины – Жигули»
- Третий свидетель сказал: «Машина была никак не синяя, а марка машины – Москвич. Известно, что каждый свидетель правильно называл либо цвет, либо марку машины. Какой была машина?
Задание 15. Восстановите энтимемы в полные силлогизмы, проверьте умозаключения.
а) Данный силлогизм построен по первой фигуре и поэтому он правильный.
б) Все безответственные люди – ненадежные. А многие неуспевающие студенты – безответственны.
в) Всякий закон есть ограничение свободы, а следовательно, и счастья.
Какой из основных законов мышления нарушен?
Ноздрев был в некоторой степени исторический человек. Ни на одном собрании, где он был не обходилось без истории. (Н.В.Гоголь).
Задание 16. Восстановите энтимемы в полные силлогизмы, проверьте умозаключения.
а) Как все эгоисты, трус не является великодушным.
б) Некоторые люди заблуждаются, а поэтому они заслуживают сострадания.
в) Я мыслю, следовательно, я существую.
В чем заключаются логические ошибки, допущенные в следующих софизмах?
а) Все, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов. Значит, ты рогат.
б) Эта статуя – художественное произведение. Но эта статуя принадлежит тебе. Следовательно, это твое художественное произведение.
Задание 17. По данному заключению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.
а) Этот человек виновен в преступлении.
б) Моя работа заслуживает высокой оценки.
в) Это умозаключение неправильное.
г) Такая аргументация неубедительная.
Какой из основных законов мышления нарушен?
Речь адвоката в суде: «Чем отчетливее выявляется стремление Бердникова к тому, чтобы Туркина ушла с завода, тем меньше остается оснований обвинять его в понуждении к сожительству, используя ее служебную зависимость. Ведь с уходом Туркиной с завода исчезает ее служебная зависимость. Бердников теряет единственный способ воздействия на нее. Признав, что Бердников выживал Туркину с завода – а не признать это невозможно, - прокурор понимает, что это означает признать установленным, что Бердников сознательно лишал себя средств понуждения».
Задание 18. Какой из основных законов мышления нарушен?
- Знаешь, - говорит один мальчик другому, - я умею говорить по-немецки, по английски и по-французски.
- Не может быть!
- Если не веришь, давай поспорим.
- Давай! Ну, говори по-французски…
- Пожалуйста: по-французски, по-французски, по-французски. Хватит или еще?
- Ничего не понимаю.
- Еще бы, я ведь говорю по-французски. Какой ты непонятливый. Мы ведь поспорили о том, что я сумею говорить «по-французски», вот я и говорю: «по-французски», и ты проиграл спор.
Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление предикату.
а) Ни один студент юридического факультета не изучает теоретическую механику.
б) Слона невозможно содержать в городской квартире.
Задание 19. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.
Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Однако пожар не мог возникнуть в результате стихийного бедствия.
Определите вид сложного суждения. Установите зависимость истинности или ложности сложного суждения от истинности или ложности составляющих его простых суждений:
а) И волки сыты, и овцы целы;
б) Рента бывает абсолютная или дифференциальная;
в) Если нападают, надо защищаться;
г) Рыночный обмен между людьми совершается только в том случае, если обе стороны рассчитывают получить прибыль.
Задание 20. Сделайте выводы из данных посылок. Проверьте получившиеся заключения по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.
а) Все студенты юридических вузов изучают логику. Иванов – студент юридического вуза.
б) Все студенты юридических вузов изучают логику. Иванов – не студент юридического вуза.
в) Все врачи давали клятву Гиппократа. Стоматологи – врачи.
г) Моцарт умер рано. Моцарт – выдающийся музыкант.
д) Все птицы летают. Пингвины – птицы.
В чем состоит логическая ошибка, допущенная в софизмах?
а) Лекарство употреблять полезно. Чем больше пользы, тем лучше. Значит, чем больше употребляешь лекарства, тем лучше.
б)
- Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить?
- Нет.
- Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?
- Знаю.
- Об этом я тебя и хотел спросить. Значит, ты не знаешь того, что знаешь.
Задание 21. Подберите несколько общеутвердительных и общеотрицательных суждений, выведите из них противоречащие суждения, установите их истинность или ложность.
Задание 22. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.
Пример:
Печать (А). Телевидение (В). Средство массовой информации (С). Соподчинение (координация).
Задание:
1. Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление. 2. Известность, неизвестность. 3. Прямая линия, кривая линия. 4. Партийность, беспартийность. 5. Революционер, контрреволюционер. 6. Виновность, невиновность. 7. Наводнение, стихийное бедствие, землетрясение. 8. Правда, ложь. 9. Юрист, прокурор, следователь, адвокат. 10. Сильный, слабый. 11. Истина, заблуждение. 12. Честь, бесчестье. 13. Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание. 14. Зависимость, независимость. 15. Обвинительный приговор, оправдательный приговор.
Задание 23. Укажите конкретные и абстрактные понятия.
Примеры:
1. «Юридический закон» — конкретное понятие.
2. «Невменяемость» — абстрактное понятие.
Задание:
1. Политическая система. 2. Преступность. 3. Стратегия. 4. Диктатура. 5. Двуличие. 6. Трезвость. 7. Адвокат. 8. Равенство. 9. Космический корабль. 10. Бескорыстие. 11. Родина. 12. Гражданское мужество. 13. Противоречие. 14. Спутник. 15. Зазнайство. 16. Самоотверженность. 17. Взаимодействие.
Задание 24. Дайте полную логическую характеристику понятиям.
Пример:
«Юрист» — понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.
Задание:
1. Государство. 2. Западная граница государства. 3. Невиновность. 4. Учитель. 5. Демонтаж. 6. Законность. 7. Кража. 8. Бескорыстие. 9. Отечество. 10. Министерство юстиции. 11. Подвиг. 12. Мужество космонавта Леонова. 13. Социальная справедливость. 14. Судимость. 15. Созвездие Большой Медведицы. 16. Рота. 17. Случайность. 18. Атеист. 19. Невменяемость. 20. Сонет. 21. Фронт.
Задание 25. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем Эйлера.
Задание:
1. Государство, федерация, унитарное государство. 2. Ученый, юрист, общественный деятель. 3. Участник Великой Отечественной войны, полковник, генерал. 4. Насилие, принуждение. 5. Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка. 6. Университет, высшее учебное заведение, академия. 7. Автор романа «Война и мир», русский писатель, писатель, мыслитель. 8. Верующий, атеист. 9. Еженедельник, периодическое издание. 10. Должностное преступление, халатность, взяточничество. 11. Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие. 12. Брак, супружество. 13. Сын, отец. 14. Свободный, несвободный. 15. Эрудиция, невежество.
Задание 26. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.
Примеры:
1. «Народный суд» — безотносительное.
2. «Начало» — соотносительное понятие.
Задание:
1. Причина. 2. Рабочий. 3. Верх. 4. Политика. 5. Истец. 6. Ускорение. 7. Копия. 8. Положение. 9. Проблема. 10. Опасность. 11. Взяткодатель. 12. Форма. 13. Право. 14. Племянник. 15. Практика.
Задание 27. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.
Задание:
1. Большой. 2. Научный. 3. Бедный. 4. Холодный климат. 5. Легкая работа. 6. Верность. 7. Законный. 8. Красивый поступок. 9. Гармоничный. 10. Смелый. 11. Глубокий. 12. Друг. 13. Наличный расчет. 14. Правда. 15. Истина.
Задание 28. Укажите положительные и отрицательные понятия.
Примеры:
1. «Законный» — положительное понятие.
2. «Незаконный» — отрицательное понятие.
Задание:
1. Верность. 2. Безволие. 3. Беспорядок. 4. Гуманизм. 5. Произвол. 6. Ненависть. 7. Контроль. 8. Антифашист. 9. Антиквар. 10. Анархия. 11. Ананас. 12. Аноним. 13. Недееспособность. 14. Принципиальность. 15. Антипатия. 16. Компетентность. 17.
18
Халатность.
Задание 29. Подберите несколько общеутвердительных и общеотрицательных суждений, выведите из них противоречащие суждения, установите их истинность или ложность.
Задание 30. К данным тезисам подберите аргументы; аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования; определите, является ли обоснование тезиса достоверным или вероятным.
а) Проникающее ножевое ранение опасно для жизни.
б) Рост преступлений в стране связан, как правило, с увеличением количества потребления спиртного.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Петрова, которые сознались в совершении убийства и утверждали, что совершили его одни. Однако отпечатки пальцев на ноже, которым было совершено убийство, не принадлежали ни Иванову, ни Петрову. Было сделано заключение, что в убийстве участвовал еще один человек. Им оказался Федоров.
Задание 1. Из приведенных суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения, установите их истинность или ложность
Пример:
Некоторые государства являются унитарными (Iи).
Ни одно государство не является унитарным (Ел).
Некоторые государства не являются унитарными (Ои).
Все государства являются унитарными (Ал).
Задание:
1.Некоторые преступления не являются умышленными.
2.Некоторые писатели — авторы фантастических романов.
3.Некоторые преступления относятся к особо тяжким.
4.Большинство студентов успешно сдали сессию.
5.Некоторые правонарушения являются проступками.
6.Для большинства рабовладельческих государств характерна монархическая форма правления.
7.Некоторые предприятия не обладают правами юридических лиц.
8.Многие участники Великой Отечественной войны награждены боевыми орденами.
9.Некоторые суждения не являются простыми.
10.Не всякому офицеру мундир к лицу (К. Прутков).
11.Для некоторых категорий работников назначаются пенсии за выслугу лет.
12.Некоторые рыбы живут в реках.
13.Не все то золото, что блестит.
Задание 2. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Грипп не представляет опасности для жизни.
Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Несколько лет назад Британское адмиралтейство обратилось к министру финансов с просьбой выделить 18 шиллингов в месяц на питание кота, охраняющего документы от мышей. Министр ответил так: «Если в адмиралтействе есть мыши, то деньги на пропитание не нужны, поскольку он может питаться мышами. Если мышей нет, то деньги тоже не нужны, поскольку тогда незачем держать кота».
Задание 3. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Наркомания представляет сегодня большую угрозу для здоровья и жизни нации.
Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, значит, он принадлежит к лагерю материализма; если же он считает первичным сознание, дух, а вторичным – материю, то он принадлежит к идеалистическому лагерю. Но философ может признавать первичным или материю, или сознание.
Задание 4. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Современная молодежь много развлекается.
Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Брак может быть признан недействительным при нарушении условий, установленных статьей 27 Семейного кодекса РФ, а также в случаях регистрации брака без намерения создать семью (фиктивный брак), но в этом случае или нарушены условия, установленные статьями 27 Семейного кодекса РФ, или брак зарегистрирован без намерения создать семью.
Задание 5. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Участников данного преступления следует наказать.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
С минимальными примесями углерода железо легко куется. При добавлении небольшого количества углерода железо (сталь) куется труднее, при большем добавлении углерода железо (чугун) вообще не куется. Отсюда делается заключение, что увеличение количества углерода является причиной ухудшения ковкости железа.
Задание 6. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Все преступники - рецидивисты.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Какао-бобы способствует улучшению состояния сердечно-сосудистой системы. К такому выводу пришел сотрудник Медицинского института Гарварда. По словам доктора Н.Холленберга, полезные свойства какао-бобов сравнимы с теми, которыми обладают зеленый чай или красное вино. Содержащиеся в этих продуктах вещества снижают кровяное давление и улучшают кровоснабжение мозга и конечностей. К таким выводам ученый пришел, обследуя состояние здоровья жителей островов у побережья Панамы. В диеты местных индейцев входит много соли, однако, несмотря на это, они не страдают от повышенного артериального давления. Как выяснилось, это происходит благодаря употреблению большого количества какао-бобов. Выводы ученого косвенно подтверждаются и обследованием тех, жителей островов, которые переехали на материк, где в продающемся какао содержится меньше полезных веществ: эти люди часто страдают от повышенного давления
Задание 7. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Этому автомобилю необходим ремонт.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Исследуя происхождение цветов радуги, английский мыслитель Р.Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды; он нашел его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде. Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы.
Задание 8. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Это рассуждение не является простым категорическим силлогизмом.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Называя людей великодушными, можно укрепить ту сторону их Я-образа, которая побуждает к оказанию помощи. После того как несколько жительниц штата Коннектикут сделали благотворительные пожертвования, Роберт Краут сказал каждой из них: «Вы – великодушная личность». Двумя неделями позже те же самые женщины, в отличие от тех, которые не удостоились подобной характеристики, готовы были внести еще больший вклад в другое благотворительное общество».
Задание 9. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Ни одно животное не понимает слов.
Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное лицом деяние потеряло характер общественно опасного или это лицо перестало быть общественно опасным. Деяние, совершенное Н., потеряло характер общественно опасного или перестал быть общественно опасным Н.
Задание 10. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Все преступники наказываются лишением свободы.
Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных (или семейных) обстоятельств, то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного. Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего, то это обстоятельство также признается смягчающим ответственность. Это преступление совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего.
Задание 11. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Материальное богатство гарантирует счастье.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Около ста лет назад впервые было описано заболевание овец и крупного рогатого скота, распространенное только в определенных местностях Шотландии. Животные теряли аппетит, у них быстро развивалась слабость, истощение; они с трудом держались на ногах и быстро погибали. Долгое время искали причину заболевания и способы лечения животных пока не обратили внимание на то, что заболевшие овцы и коровы выздоравливали, как только им добавляли в пищу кору осиновых деревьев. Выяснилось, что кора осины содержит кобальт, а в районах, где животные болеют этой болезнью, трава и вода бедны кобальтом. Стали делать добавки кобальта в корм – болезнь исчезла. Следовательно, кобальт в составе пищи животных занимает значительное место.
Задание 12. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Все кошки – позвоночные.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Если стрессовая ситуация имеет выход, то она не влияет сильно на жизнь и здоровье живых существ. Это показал опыт, проведенный над крысами. Две группы крыс подвергали ударам электрическим током. Общее количество ударов было одинаковым. При этом у крыс из первой группы была возможность найти выход из клетки, в которой проводились опыты. А у крыс из второй группы выхода не было. Крысы второй группы быстро погибли, а первой - остались живы.
Задание 13. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Девушки любят читать гороскопы.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
В длинный стеклянный сосуд, соединенный с воздушным насосом, помещают два предмета различного веса, например, стальной шарик и легкое птичье крылышко, и проводят первое исследование в присутствие воздуха: сосуд переворачивают и наблюдают, что стальной шарик под действием силы тяжести падает быстрее, чем легкое перышко. Затем из сосуда выкачивают воздух и опыт повторяют. Оказывается, без присутствия воздуха и шарик, и перышко падают с одинаковой скоростью.
Задание 14. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Люди преклонного возраста нуждаются в заботе.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Зная, что каждый химический элемент имеет особый отличающий его спектр, ученый Бунзен в 1860 г. открыл два новых щелочных металла: цезий и рубидий. Он исследовал щелочи, оставшиеся после испарения значительного количества минеральной воды из источника Дюркгейм. Изучая спектроскопом пламя, которое давали эти соли из смеси солей, он нашел какие-то «светлые линии, которые он никогда не наблюдал прежде и которые, как он знал, не давали ни поташ, ни сода. Тогда он принялся анализировать смесь и наконец выделил из нее два новых щелочных вещества».
Задание 15. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
У отечественных звезд эстрады есть поклонники.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Эксперименты Артура Бимана и его коллег со студентами университета Монтана (1978) показывают, что, как только люди осознают, почему присутствие других удерживает от оказания помощи, они становятся более отзывчивыми в любой групповой ситуации. Исследователи прочитали некоторым из студентов лекцию о том, как бездействие других приводит к неправильной интерпретации чрезвычайной ситуации и искажает чувство ответственности. Прочие же студенты прослушали иную лекцию или вообще не слышали никакой лекции. Две недели спустя в другом эксперименте студенты проходили мимо человека, упавшего с велосипеда. Из тех, кто не слышал лекции об оказании помощи, лишь четвертая часть остановилась, чтобы предложить свою помощь; среди тех, кто прослушал лекцию, таковых оказалось вдвое больше.
Задание 16. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
Пример:
Студент - это учащийся. Неправильное определение. Ошибка слишком широкого определения (А < Вс). Правильное определение: (студент — учащийся высшего учебного заведения (А = Вс).
1.Источники права - акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права.
2.Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.
3.Кассационная жалоба - это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу.
4.Инкриминирование - предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления.
5.Нация – устойчивая историческая общность людей.
6.Кража – тайное похищение общественного имущества.
7.Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
8.Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.
9.Правоспособность – способность иметь права.
Задание 17. Проверьте правильность обращения. Если обращение неправильно, сделайте правильный вывод.
1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Все изучающие логику - студенты юридических вузов.
2. Ни один студент нашей группы не является неуспевающим. Ни один неуспевающий не является студентом нашей группы.
3. Некоторые писатели - авторы исторических романов. Некоторые авторы исторических романов - писатели.
4. Некоторые ученые - авторы научной фантастики. Некоторые авторы научной фантастики - ученые.
5. Все экономические законы - объективны. Все объективные законы - экономические.
6. Некоторые юристы - преподаватели правовых дисциплин в вузах. Некоторые преподаватели правовых дисциплин в вузах - юристы.
7. Некоторые европейские государства являются унитарными. Все унитарные государства являются европейскими.
Задание 18. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность.
Пример:
Обвиняемый имеет право на защиту (Аи). Ни один обвиняемый не имеет право на защиту (Ел). Некоторые обвиняемые не имеют прав на защиту (Ол). Некоторые обвиняемые имеют право на защиту (Iи).
Задание:
1. Совершеннолетние имеют право голоса.
2. Несовершеннолетние не имеют право голоса.
3. Всякое правонарушение есть противоправное деяние.
4. Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке.
5. Ни одно млекопитающее не живет в воде.
6. Каждый гражданин имеет право на самозащиту.
7. Все свидетельские показания подтвердились.
8. Всякий кулик свое болото хвалит.
9. Ни один студент нашей группы не курит.
10. Всякое суждение выражается в предложении.
11. Ничто человеческое мне не чуждо.
12. Никто его не понял.
13. Электрон имеет отрицательный заряд.
14. Все грибы съедобны.
15. Старый конь борозды не портит.
Задание 19. Сделайте вывод путем превращения; для проверки правильности вывода сформулируйте исходное суждение в явной логической форме (Все S суть Р; Ни одно S не есть Р; Некоторые S суть Р; Некоторые S не суть Р).
Пример:
1. Исходное суждение: Доверенность, в которой не указана дата совершения, недействительна.
2. То же суждение в явной логической форме: Всякая доверенность, в которой не указана дата ее совершения, является недействительной. Заключение: Ни одна доверенность, в которой не указана дата ее завершения, не является действительной.
Задание:
1.Конфедерации не носят постоянного характера.
2.Правовые нормы не возникают из экономических отношений автоматически.
3.Каждый человек имеет право на гражданство.
4.Значительный массив информации еще остается недоступным широкой общественности.
5.Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение.
6. Счастливые часов не наблюдают.
7. Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл.
8. Не все утверждения защитника были убедительными.
9. Войны не возникают сами по себе.
10. Все рабочие и служащие подлежат обязательному социальному страхованию.
11. Оскорбление национального достоинства преследуется по закону.
12. Время простоя по вине работника оплате не подлежит.
13. Ничто не возникает из ничего.
14. Среди художников есть пейзажисты.
15. Кто-то будет избран в президиум собрания.
Задание 20. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения: А, Е, I, О.
Пример:
Некоторые сделки являются односторонними. Некоторые S суть Р. Частноутвердительное суждение (I).
Задание:
1.Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений.
2.Некоторые осужденные к лишению свободы — рецидивисты.
3.Незаконная сделка является недействительной.
4.Каждый профессиональный футболист имеет свой уровень мастерства.
5.В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
6.Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
7.Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной.
8.Арест состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции.
9.Работник, невиновный в выпуске бракованной продукции, не может быть привлечен к материальной ответственности.
10.В этой деревне огни не погашены. (Рубцов).
11.Маршал Жуков — выдающийся полководец Второй мировой войны.
12.Некоторые преступления не представляют большой общественной опасности.
13.Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух.
14. Лицо, впервые совершившее в возрасте до шестнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, не подлежит уголовной ответственности.
15.В здоровом теле здоровый дух.
Задание 21. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
Пример:
Амнистия может быть общей или частичной.
Разделительное (дизъюнктивное) суждение, состоящее из двух простых:
1) Амнистия может быть общей (p).
2) Амнистия может быть частичной (q).
В символической записи p v q – дизъюнкция.
Задание:
1.Несовместимые понятия находятся в отношениях контрарности, контрадикторности и координации.
2.Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают споры.
3.Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней (Языков).
4.В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвинение, либо отказаться от него.
5.Дитя не плачет - мать не разумеет.
6.Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта.
7.Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славою (Карамзин).
8.Познанья путь и долог и тяжел...
9.Двери были либо с витражами, либо без них.
10.Шторма бояться - в море не ходить.
Задание 22. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, составьте схему вывода.
Пример:
(А) все студенты нашей группы (S+) являются успевающими (Р-).
(I) Некоторые успевающие (Р-) – студенты нашей группы (S+).
Схема вывода: Все S есть Р. Некоторые Р есть S.
Задание:
1.Работники полиции принимают присягу.
2.Некоторые студенты МЮИ первокурсники.
3.Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.
4. Некоторые ученые (и только ученые) академики.
5. Иванов - квалифицированный специалист.
6. Все преступления - общественно опасные деяния.
7. Некоторые студенты первого курса не сдали зачет по иностранному языку.
8. Многие страны Африки завоевали политическую независимость.
9. Все материалисты (и только они) признают первичность материи.
10.Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности.
11. Некоторые юристы - адвокаты.
12. Не всякий генерал от природы полный (Прутков).
13. Узурпация государственной власти - тягчайшее преступление.
14. Религиозные организации не выполняют государственных функций.
15. Кит - не рыба.
Задание 23. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены.
Пример:
Трудовые договоры заключаются:
1) на неопределенные срок;
2) на определенный срок не более трех лет.
Деление неправильное: нарушено правило соразмерности деления (ошибка неполного деления: трудовой договор может быть заключен также на время выполнения определенной работы).
Задание:
1. Научные знания делятся на естественно-научные, технические и гуманитарные.
2. К ценным бумагам относятся акции и чеки.
3.Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.
4.Видами искусства являются художественная литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и симфоническая музыка.
5.Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим.
6.Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.
7.Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим.
8. Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные.
9. Политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной.
10.Языки делятся на естественные, искусственные и народные.
11.Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.
12.Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несправедливыми.
13.Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.
14.Республики разделяются на парламентарные, президентские и унитарные.
15. Основными свойствами товара являются потребительная стоимость и стоимость.
Задание 24. В атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.
Задание:
1.Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля.
2.Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы.
3.Сокровища Оружейной палаты являются народным достоянием.
4.Некоторые свободомыслящие люди начала XX века не являлись peволюционерами.
5.Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики.
6.Часть осужденных к лишению свободы не содержатся в исправительно-трудовой колонии.
7. Компьютеризация в промышленно-развитых странах породила новые виды преступлений.
8. Нет адъютанта без аксельбанта (Прутков).
9. Подрядчик несет ответственность за недостатки построенного объекта.
10.Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было.
11. Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору.
12. Некоторая часть картин молодых художников была продана на аукционе.
Задание 25. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.
Пример:
Суждение — форма мышления. Общеутвердительное суждение (A), S распределен, Р не распределен.
Задание:
1.Никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана.
2.Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон.
3.Многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем.
4.Честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем.
5.По некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз.
6.Ничто не проходит бесследно.
7.Современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций.
8.Некоторые работники суда не имеют высшего образования.
9.70% всего мирового грузооборота перевозится морским путем.
10.Все акты моей комедии при всем их разнообразии протекают в течение года (Монтень).
11.Некоторые промышленно развитые страны на современном этапе развития применяют нетрадиционные методы овладения ресурсами развивающихся стран.
12.Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (Всеобщая декларация прав человека).
13.Новодевичье кладбище — пантеон выдающихся представителей русской литературы, искусства, науки, общественно-политических и военных деятелей — невозможно обойти за один день.
14.Некоторые лица, достигшие 15 лет, могут быть приняты на работу.
15.Ни один человек не должен страдать за правду.
16.Большое множество простых умов
Живут постройкой карточных домов (Гете).
Задание 26. Укажите, в каких задачах произведено деление понятий, а в каких – расчленение целого на части.
Задание:
1. Изобразительное искусство делится на живопись, скульптуру и графику.
2. Сделки совершаются устно или в письменной форме.
3.Рабовладельческое общество было разделено на рабов и рабовладельцев.
4.Самолеты делятся на монопланы и бипланы.
5.Изложение материала в учебниках обычно подразделяется на введение, основные главы и заключение.
6.Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.
7.Недействительные сделки могут быть мнимыми или притворными.
8.Палеозойская эра истории Земли делится на кембрий, силур и девон.
9.По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
10.Правоохранительные нормы делятся на диспозицию и санкцию.
11.Похищение личного имущества граждан квалифицируется как кража или грабеж.
12.К основным элементам музыки относятся ритм, лад, темп, тембр.
13.По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
14.Решениями, выносимыми судом первой инстанции, являются либо приговор, либо судебное определение.
15.Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью.
Задание 27. Произведите анализ определений через род и видовое отличие; укажите определяемое и определяющее понятия, в последнем - род и видовое отличие.
Пример:
Суд (А), орган государства (В), рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами (с). А - определяемое понятие, Вс - определяющее. В - род, с - видовое отличие.
Задание:
1.Держава - большое независимое государство, ведущее самостоятельную политику.
2.Клика - группа людей, стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей.
3. Бунт - стихийное восстание.
4.Халатность - должностное преступление, состоящее в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившее существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.
5.Девиз - краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности.
6.Реформа - преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
7.Дееспособность - способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.
8.Сепаратизм - политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.
9.Коллизионная норма - правовая норма, определяющая право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению международного характера.
10.Фреска - живописная картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке.
11.Проступок - противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность.
12.Вакансия - незамещенная должность.
13.Биологические ритмы - циклические колебания интенсивности и характера процессов жизнедеятельности животных и растительных организмов.
14.Инсинуация - клеветническое измышление с целью опорочить кого-либо.
15.Акцепт - согласие принять предложение контрагента о заключении договора.
Задание 28. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное; выделите определение через род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение.
Пример: Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и обозначает согласие, общее мнение. Это номинальное определение.
Задание:
1.Нормативный акт - это правовой акт государства, в котором содержатся предписания, нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида.
2.Грабеж - похищение государственного, общественного или личного имущества граждан, совершенное открыто.
3.Концерн - форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.
4.Подстрекателем является соучастник преступного деяния, склонивший к совершению преступления.
5.Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой.
6.Цилиндр - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.
7.Общественные отношения, урегулированные нормами административного права, называются административными правоотношениями.
8.Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой.
9.Случайность - форма проявления необходимости.
10.Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой.
11.Инструмент для измерения на местности вертикальных и горизонтальных углов называется теодолитом.
12.Сознание - особое свойство высокоорганизованной материи.
13.Народ - автор и актер собственной жизненной драмы.
Задание 29. Установите, в каком смысле — собирательном или разделительном — употребляются выделенные понятия.
Примеры:
1.«Граждане Российской Федерации имеют право на образование» — понятие употребляется в разделительном смысле.
2. «Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв. км» — понятие употребляется в собирательном смысле.
Задание:
1. Человек осваивает космос. 2. Человек имеет право на гражданство. 3. Искусство принадлежит народу. 4. Искусство — форма общественного сознания. 5. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, являются регионом бедности. 6. Ничто не возвышает человека больше, чем знания. 7. Полноводны и могучи реки Сибири. 8. В странах Азии проживает более половины всего человечества. 9. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. 10. Все функции государства органически взаимодействуют между собой. 11. Книга — лучший подарок. 12. Закон составляет основу системы права государства. 13. Республики бывшего СССР стали суверенными государствами. 14. Крупные ученые всегда были в известной мере поэтами (Паустовский). 15. Мыслящий и работающий человек есть мера всему (Вернадский).
Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, составьте схему вывода.
Пример:
(А) все студенты нашей группы (S+) являются успевающими (Р-).
(I) Некоторые успевающие (Р-) – студенты нашей группы (S+).
Схема вывода: Все S есть Р. Некоторые Р есть S.
Задание:
1. Работники полиции принимают присягу.
2. Некоторые студенты МГЮА первокурсники.
3.Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.
4. Некоторые ученые (и только ученые) академики.
5. Иванов - квалифицированный специалист.
6. Все преступления - общественно опасные деяния.
7. Некоторые студенты первого курса не сдали зачет по иностранному языку.
8. Многие страны Африки завоевали политическую независимость.
9. Все материалисты (и только они) признают первичность материи.
10.Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности.
11. Некоторые юристы - адвокаты.
12. Не всякий генерал от природы полный (Прутков).
13. Узурпация государственной власти - тягчайшее преступление.
14. Религиозные организации не выполняют государственных функций.
15. Кит - не рыба.
Задание 30. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил установите, следует ли вывод с необходимостью.
Пример:
1. Делаем вывод из посылок: Некоторые юристы (М) – адвокаты (Р). Семенов (S) – юрист (М). Семенов (S) – адвокат (Р).
2. Определяем фигуру: М Р 1-я фигура S М
3. Нарушено правило большей посылки, которая должна быть общей.
Задание:
1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Соколов не студент юридического вуза. Следовательно…
2. Все студенты юридических вузов изучают логику. Федоров изучает логику.
3. Некоторые студенты – отличники. Сидоров – не отличник.
4. Некоторые студенты – отличники. Семенов – студент.
5.Некоторые врачи – кардиологи. Все присутствующие на совещании – кардиологи.
6. Каждый участник долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Н. – участник общей долевой собственности.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.