X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


ЛОГИКА
1. Раскройте предмет логики и ее значение для познавательной и профессиональной деятельности юриста.
2. Дайте определение логической формы и логического закона. Изложите основные законы.
3. Опишите исторические этапы развития логики как науки.
4. Раскройте связь логики и языка. Покажите значимость знания основ семиотики и принципов теории именования для юриспруденции.
5. Раскройте логическую природу софизмов и парадоксов.
6. Раскройте сущность понятия и опишите его виды.
7. Охарактеризуйте отношения между понятиями.
8. Изложите суть закона обратного соотношения между объемом и содержанием понятия и выявите специфику его действия в правовой сфере.
9. Разъясните суть и правила логических операций обобщения и ограничения понятий.
10. Изложите правила определения понятий, охарактеризуйте виды определений.
11. Разъясните принципы и правила логической операции деления понятий.
12. Раскройте специфику суждения как формы мышления. Дайте описание видов простых суждений и разъясните способ выявления их структуры.
13. Изложите объединенную классификацию категорических суждений по количеству и качеству. Разъясните возможности «логического квадрата».
14. Опишите виды и структуру сложных суждений.
15. Дайте определение модальности суждений. Опишите виды модальностей.
16. Дайте характеристику вопросно-ответной формы развития знаний. Раскройте практическое значение для юристов логики вопросов и ответов. Опишите типичные вопросно-ответные ситуации в судебно-следственной практике.
17. Охарактеризуйте структуру и специфику непосредственных умозаключений (превращение, обращение, противопоставление предикату).
18. Раскройте сущность дедуктивных умозаключений. Опишите особенности (фигуры и модусы) простого категорического силлогизма, разъясните правила терминов и посылок.
19. Дайте определения чисто условного, условно-категорического и разделительно-категорического силлогизмов, раскройте их роль в судебно-следственной практике.
20. Раскройте особенности сокращенного силлогизма (энтимема). Разъясните способы его проверки.
21. Раскройте суть индуктивных умозаключений и охарактеризуйте их разновидности виды.
22. Изложите особенности научной индукции и ее методов (сходства, различия, соединенного метода сходства и различия, метода сопутствующих изменений и метода остатков).
23. Дайте определение аналогии и охарактеризуйте ее виды. Разъясните условия состоятельности выводов по аналогии.
24. Раскройте роль недемонстративных умозаключений в правовой сфере.
25. Охарактеризуйте структуру и виды доказательства. Разъясните значение знания о правилах и ошибках в доказательствах для юристов.
26. Дайте определение опровержения и покажите их важность в правовой деятельности.
27. Опишите способы аргументации и покажите особенности их использования в юриспруденции.
28. Дайте определение гипотезы и характеристику ее видов. Опишите логический механизм выдвижения судебно-следственных версий.
29. Охарактеризуйте логическую природу спора, опишите его основные виды. Раскройте место и роль уловок и опишите возможные способы их нейтрализации.
30. Объясните значимость учета логических правил при подготовке юридических документов и нормативных правовых актов.
1. Установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений (используйте логический квадрат).
1. Все бизнесмены корыстолюбивы. Ни один бизнесмен не является корыстолюбивым.
2. Все студенты-юристы изучают логику. Некоторые студенты-юристы не изучает логику.
3. Некоторые люди законопослушны. Некоторые люди не являются законопослушными.
4. Все правонарушения являются общественно опасными. Некоторые правонарушения не являются общественно опасными.
5. Все люди злы. Некоторые люди не злы.
6. Приговор по делу Петрова вынесен. Приговор по делу Петрова еще не вынесен.
7. Ни один кит не дышит жабрами. Некоторые киты дышат жабрами.
Определите вид умозаключения. Постройте схему и установите, является ли оно корректным?
Если пойдешь направо, коня потеряешь. Если пойдешь налево, голову потеряешь.
Но нужно идти направо или налево. Придется потерять коня или голову.
2. Дано несколько определений. Определите, какие из них можно отнести к номинальным?
1. Кислота – это жидкость, в которой лакмусовая бумажка окрашивается в красный цвет.
2. Деонтической логикой называют логику норм.
3. Геометрическое наглядное представление отношений между классами (объемами понятий) в булевой алгебре с помощью кругов или иных фигур называют диаграммами Венна.
4. Обесценивание покупательной способности национальной валюты называется инфляцией.
5. Стратиграфия есть термин, обозначающий отрасль геологии, изучающую напластования осадочных пород и относительный возраст каждого слоя.
6. Термин «философия» буквально означает любовь к мудрости.
7. Термин «экономика» происходит от греческого «oikonomike», что буквально означает «искусство управления хозяйством», а точнее «управление хозяйством».
8. Существуют различные версии происхождения слова «биржа», но все они берут начало от латинского слова bursa «кошелек».
9. Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен.
10. Накладной называется документ, которым оформляется прием и отправка груза, перемещение или отпуск материальных ценностей.
Определите вид дилеммы. Постройте схему. Определите характер вывода.
Если я инвестирую деньги в строительство квартиры в новом доме, то могу их потерять из-за недобросовестных застройщиков. Если я положу деньги на депозит в банк, то получу дивиденды. Я не потерял деньги из-за недобросовестных застройщиков. Следовательно, я не инвестировал в строительство и не клал деньги на депозит в банк.
3. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление предикату.
1. Ни один мошенник не является честным человеком.
2. Некоторые люди благоразумны.
3. Все адвокаты – юристы.
4. Некоторые камни не являются драгоценными.
5. Все судьи – справедливы.
Проанализируйте, нарушены ли в приведенных высказываниях законы логики и если да, то какие?
1. «Он считает эту благотворительную программу полезной, но, как деловой человек, конечно, считает, что деньги потрачены зря. На это можно возразить следующее…».
2. «Для увеличения средней продолжительности жизни правительство должно приказать народу долго жить».
3. В любом школьном учебнике написано, что сила измеряется в динах. Знание – сила. Вот и выходит, что знание измеряется в динах.
4. Мнения супругов могут изредка различаться, что всегда и происходит.
5. Не слушайте ничьих советов!
6. Разговор по скайпу: «Как я устал от людей и всех этих бесконечных сообщений – пишут, достают, отвлекают! - Ну, так бери пример с меня! Я решительно отключил все средства связи, наслаждаюсь спокойствием, нормально от всех отдыхаю!»
7. Один из ученых пожаловался врачу, что он болеет артритом. - А ваша мать болела артритом? - спросил врач. - Нет. - А отец? - Тоже не болел. - Нет у вас артрита, - заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений.
8. Перчатку потерять - к несчастью. Зеркало разбить - к худу.
9. Д. не занимался спекуляцией и поэтому не может быть привлечен к уголовной ответственности.
4. Сделайте полный разбор силлогизма. Определите фигуру и модус. Проверьте его правильность.
1. Все люди могут ошибаться. Все ученые люди. Значит, все ученые могут ошибаться.
2. Ни одно растение не может существовать без влаги. Все злаки – растения. Следовательно, ни один злак не может существовать без влаги.
3. Все металлы – электропроводные вещества, все металлы – теплопроводные вещества. Следовательно, все теплопроводные вещества являются электропроводными.
4. Все преступления осуждаются общественностью. Данное деяние – не преступление. Следовательно, оно не осуждается общественностью.
5. Ни один политик не стремится к истине ради ее самой. Все настоящие ученые стремятся к истине ради ее самой. Ни один настоящий ученый не является политиком.
6. Все студенты – люди. Ни один профессор не является студентом. Значит, ни один профессор не является человеком.
7. Все бабушки являются матерями. Все матери – это женщины. Некоторые женщины – бабушки.
Приведите примеры понятий (2-3 по каждой позиции), которые имели бы следующие логические характеристики:
1. Общее, конкретное, собирательное, положительное, безотносительное.
2. Единичное, абстрактное, разделительное, положительное, безотносительное.
3. Общее, конкретное, разделительное, отрицательное, относительное.
5. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Каждый человек творец собственного благополучия.
Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
1. «Если я хочу положить деньги на депозит в банк до Нового года, то я должен найти вторую работу. Если я хочу положить деньги в банк на депозит, то я должен экономить. Я не нашел вторую работу, я не экономил. Следовательно…?
2. Если преступники люди душевно больные, то их необходимо изолировать от общества. Если преступники суть люди душевно здоровые, то они должны быть наказуемы. Но человек может быть либо больным, либо здоровым. Стало быть?
6. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены?
1. Потерпевший – лицо, которому причинен физический вред.
2. Безопасность – есть отсутствие опасности.
3. Музей – это государственное учреждение.
4. Человек – это двуногое существо без перьев (Платон).
5. Логика – это наука о мышлении.
6. Ртуть – единственный жидкий при обыкновенной температуре металл.
7. Мост – это сооружение через реку.
8. Квадрат – прямоугольник с равными сторонами.
9. Кража – тайное похищение общественного имущества.
10. Идеалист – человек идеалистических убеждений.
Укажите, какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
Увеличение населения страны, если сюда не примешиваются территориальные изменения, зависит от факторов двух порядков: 1) естественного прироста населения; 2) социального движения населения (т.е. разности между эмиграцией и иммиграцией). Если известна интенсивность общего роста и естественного прироста, то можно получить посредством вычитания из общего прироста населения результаты воздействия естественного прироста населения и таким образом получить величину социального прироста населения.
7. Обобщите и ограничьте понятия.
1. Преступление. 2. Свежая газета. 3. Судебное решение. 4. Повесть. 5.Оправдательная причина. 6. Закон. 7. Конституция. 8. Социальные технологии. 9. Студент МЮИ. 10. «Риторика» Аристотеля.
Выявите тезис, аргументы, восстановите схему демонстрации в следующих рассуждениях.
1. «Смерти не следует бояться, т.к. она не имеет к нам никакого отношения, ведь пока мы есть, смерти нет, а когда смерть есть, тогда нас нет» (Эпикур).
2. «Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредотачивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне» (Гельвеций).
3. «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует приятно ли его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний» (Лабрюйер).
4. «После ухода Швейка коллегия трех пришла к единодушному выводу: Швейк круглый дурак и идиот согласно всем законам природы, открытым знаменитыми учеными и психиатрами. В заключении, переданном судебному следователю, было записано: «Нижеподписавшиеся судебные врачи сошлись в определении полной психической отупелости и врожденного кретинизма, представшего перед вышеуказанной комиссией Швейка Иозефа, кретинизм которого явствует из таких слов, как: «Да здравствует император Франц-Иозеф Первый», каковых вполне достаточно, чтобы определить психическое состояние Иозефа Швейка как явного идиота»» (Я.Гашек).
8. Укажите конкретные и абстрактные понятия.
1. Держава. 2. Нравственность. 3. Международная организация. 4. Договор. 5.Честность. 6. Тождество. 7. Судья. 8. Сходство. 9. Покупатель. 10. Проницательность. 11. Валюта. 12. Мужество. 13. Ветеран. 14. Созвездие. 15. Порядочность. 16. Белизна. 17. Неряха.18. Ненависть.
Проанализируйте, какие методы научной индукции применены в следующих рассуждениях? Запишите схему вывода.
1. В воздухе, содержащем кислород, свеча горит. В воздухе, лишенном кислорода, свеча гаснет. Следовательно, наличие кислорода является причиной горения.
2. В результате анализа уголовной статистики было установлено, что количество потребления водки и число преступлений возрастают и уменьшаются в одно и то же время. Следовательно, потребление водки является одной из причин преступности.
9. Проанализируйте, в каких задачах произведено логическое деление понятий, а в каких – расчленение целого на части (физическое деление).
1. Государственно-правовой режим бывает демократическим и недемократическим.
2. Древнеримский врач и философ Гален разделил всех людей по темпераменту на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
3. История человечества делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую.
4. Договоры бывают возмездные и безвозмездные.
5. Университет делится на факультеты, а факультеты на кафедры.
6. У дерева есть корни, ствол, крона и листья.
7. Выпускная квалификационная работа делится на вступление, главную часть и заключение.
8. Час делится на минуты, а минуты - на секунды.
9. Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
10. Нормы права делятся на предписывающие и запрещающие.
Определите вид опровержения в следующем рассуждении.
«Вы утверждаете, что вчера в 12.00 находились в библиотеке. Но свидетели показывают, что видели вас в 11.45 в районе городского кладбища, которое, как известно, находится на другом конце нашего города. При всем желании вы физически не могли оказаться в библиотеке в полдень».
10. Проверьте логическую состоятельность суждений при помощи «логического квадрата».
1. «Истинно, что некоторые люди знают иностранные языки, значит, истинно также и то, что некоторые люди не знают иностранных языков».
2. «Истинно, что некоторые финансовые сделки являются правомерными, значит, истинно, что некоторые финансовые сделки не являются правомерными».
3. «Истинно, что все бизнесмены стремятся получать прибыль, значит ложно, что некоторые бизнесмены не стремятся получать прибыль».
4. «Ложно, что все великие люди не были признаны современниками, значит ложно и то, что некоторые великие люди не были признаны современниками».
5. «Истинно, что никакое преступление не может иметь законного основания, значит, истинно и то, что некоторые преступления не могут иметь законного основания».
6. «Истинно, что все студенты являются находчивыми людьми, значит, ложно, что ни один студент не является находчивым человеком».
7. «Истинно, что ни один лентяй не заслуживает похвалы, значит, ложно, что некоторые лентяя заслуживают похвалы».
8. «Ложно, что некоторые люди заслуживают любви, значит, истинно, что ни один человек не заслуживает любви».
9. «Истинно, что некоторые студенты получили пятерки по логике. Значит, ложно, что ни один студент не получил пятерки по логике».
Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Чрезмерное увлечение гаджетами представляет угрозу для здоровья школьников.
11. Из приведенных суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения, установите их истинность или ложность.
Пример:
Некоторые государства являются унитарными (Iи).
Ни одно государство не является унитарным (Ел).
Некоторые государства не являются унитарными (Ои).
Все государства являются унитарными (Ал).
Задание:
1. Некоторые сделки не являются односторонними.
2. Некоторые государства являются унитарными.
3. Все врачи дают клятву Гиппократа.
4. Большинство спартанцев были великолепные воины.
5. Некоторые древние греки были философами.
6. Некоторые юристы не являются членами коллегии адвокатов.
7. Все космонавты – мужественные люди.
Определите вид дилеммы, постройте схему. Определите характер вывода. «Если ученый А. честолюбив, то он хочет защитить диссертацию. Если А. честолюбив, то он стремится продвинуться по службе. У А. нет желания защитить диссертацию или нет желания продвинуться по службе. Следовательно, ученый А. нечестолюбив».
12. Определите вид сложного суждения. Запишите его в символическом виде. Установите зависимость истинности или ложности сложного суждения от истинности или ложности составляющих его простых суждений.
1. На улице холодно и идет дождь.
2. Если ты был в Париже, то видел Эйфелеву башню.
3. Если рабочие улучшат качество работы, то тогда и только тогда они получат премию.
4. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А.С.Пушкин).
5. Уголовное дело в суде первой инстанции рассматривается коллегиально либо единолично.
6. Автомобиль подлежит конфискации, если он был орудием совершения преступления или был добыт преступным путем.
Восстановите рассуждения в полном виде. Определите вид получившейся дилеммы.
1. Однажды к Диогену обратились с вопросом: «Когда человеку нужно завтракать?». Философ дал такой ответ: «Если ты богат, то когда захочешь, если ты беден, то когда сможешь».
2. Если больной подвернется операции, то вследствие слабости он умрет. Если он не подвернется операции, то умрет вследствие болезни. Следовательно?
13. Закончите силлогизм. Определите его фигуру и модус. Проверьте правильность вывода.
1. Всякое уголовное преступление наказуемо. Взятка – уголовное преступление. Следовательно, …
2. Все католики – христиане. Ни один мусульманин не является католиком….
3. Все живые существа производят обмен с окружающей средой. Растения – живые существа. …
4. В правильном силлогизме соблюдены правила фигур. В данном силлогизме не соблюдены правила фигур…
5. У хороших учителей не бывает плохих учеников, а у тебя есть плохие ученики. Значит, …
6. Все герои заслуживают награды. Некоторые военнослужащие – герои….
Проанализируйте, какой вид доказательства использован в следующем примере. Постройте схему этого рассуждения.
Следователь рассуждает так: «Скорее всего, Г. не является виновным. Но попробуем предположить обратное. Пусть Г. является виновным. Тогда 27 апреля 2009г. он должен был бы быть на месте преступления в г. Новгороде. Однако свидетель Р. показал, что Г. вечером того дня был в Лондоне. Учитывая сложность пересечения границы, вряд ли он смог бы добраться до Лондона за два часа. Следовательно, он не был 27 апреля 2009г. в г. Новгороде. Отсюда вытекает, что моя версия о виновности Г. является ошибочной. Таким образом, Г. - невиновен».
14. Определите вид модальности суждений (эпистемическая, деонтическая, алетическая, временная).
1. Необходимым является то, отрицание чего является невозможным.
2. Я знаю, что я ничего не знаю.
3. Настоящее всегда будет прошлым.
4. Обязательным является то, что запрещено не делать.
5. Эпидемия COVID-19 в этом году, по-видимому, не закончится.
6. «Что не запрещает закон, то запрещает стыд» (Сенека).
7. «Чтобы совесть была права, необходимо, чтобы то, что она признает правым, было таким объективно» (Гегель).
8. Нельзя одновременно убеждать в чем-то и сомневаться в этом.
9. «Что было пороками, теперь – нравы» (Сенека).
10. На Марсе, возможно, есть кислород.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода. После того, как студенты на занятиях по логике стали пользоваться персональными компьютерами, значительно возрос интерес к этому предмету, хотя не изменились ни расписание, ни нагрузка студентов. Следовательно, причина этого – использование вычислительной техники.
15. Дайте полную логическую характеристику понятиям.
1.Родитель. 2. Табун лошадей. 3. Столица. 4. Закон. 5. Невменяемость. 6. Племянник. 7. Судья. 8. Верность. 9. Понятие. 10. Справедливость.
Проанализируйте, нарушены ли в приведенных высказываниях законы логики и если да, то какие?
1.Гоголь в «Мертвых душах о чиновниках: «Они были, более или менее, люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто ничего не читал».
2.«Вы можете идти совершено спокойно. И главное, Баскервиль, если вам хоть немножечко дорога ваша жизнь, никуда не сворачивайте с тропинки» (Шерлок Холмс).
3. «Мертворожденное СНГ продолжает умирать» (В.Жириновский).
4. «Плюрализм нужен нашей стране как воздух, и двух мнений быть не может» (М.Горбачев).
5. В обвинительной речи по поводу подсудимого, зарезавшего свою тетку, юрист XIX века А.И.Урусов сказал: «Я понимаю, что деньги подсудимому нужны были дозарезу, но не до зарезу же тетки…».
6. «Это не он умер, а смерть его пришла».
7. «Только один человек меня понял; да и тот меня, по правде сказать, не понял» (Гегель Г.В.Ф.).
16. Приведите примеры понятий (2-3 по каждой позиции), которые имели бы следующие логические характеристики:
1. Общее, конкретное, собирательное, положительное, безотносительное.
2. Единичное, абстрактное, разделительное, положительное, безотносительное.
3. Общее, конкретное, разделительное, отрицательное, относительное.
Восстановите следующие энтимемы и обоснуйте, являются ли полученные умозаключения логически состоятельными?
1. Продавщица в магазине обосновывает свежесть молока следующим рассуждением: «Молоко только сегодня привезли в магазин, значит, оно – свежее».
2. Обвиняемый имеет право на защиту, а Х. – обвиняемый.
3. Данное решение суда не является оправдательным, так как оно требует увольнения от должности.
4. Данный силлогизм не является правильным, так как в нем не соблюдены правила фигур.
5. Данное число четное, т.к. оно делится на 2 без остатка.
6. Некоторые логические задачи интересны, поскольку они не решаются легко.
7. Хулиганство – наказуемое деяние, т.к. все преступления – наказуемые деяния.
17. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность.
Пример:
Обвиняемый имеет право на защиту (Аи). Ни один обвиняемый не имеет право на защиту (Ел). Некоторые обвиняемые не имеют прав на защиту (Ол). Некоторые обвиняемые имеют право на защиту (Iи).
Задание (сначала приведите суждение к каноническому виду):
1. Не существует двух людей, с одинаковым узором кожи на пальцах.
2. Не все писатели – классики.
3. Часть картин молодых художников была продана на аукционе.
4. Все студенты-юристы изучают логику.
5. Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке.
6. Некоторые свободомыслящие люди начала ХХ века не были революционерами.
Проанализируйте, какой вид доказательства использован в следующем примере?
В одном городе было совершено ограбление банка. Подозрение пало на известных рецидивистов Смита, Джонса и Брауна. В ходе следствия выяснилось, что Джон никогда не ходит на дело без Брауна. По крайней мере, один из рецидивистов – Смит или Джонс – замешан в преступлении. У Брауна есть прочное алиби. Инспектор полиции, проводивший расследование, на основании этих данных предъявил обвинение Смиту. Объясните, почему инспектор пришел к такому выводу? Постройте схему этого рассуждения.
18. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
Пример: Амнистия может быть общей или частичной.
Разделительное (дизъюнктивное) суждение, состоящее из двух простых:
1) Амнистия может быть общей (p).
2) Амнистия может быть частичной (q).
В символической записи p v q – дизъюнкция.
Задание:
1. Если студент изучает логику, то он повышает культуру своего мышления.
2. Если наша команда хорошо акклиматизируется и потренируется завтра два раза, то либо сыграет вничью, либо выиграет.
3. «Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит» (Пушкин).
4. Вы получите положительную оценку по логике тогда и только тогда, когда решите все практические задачи в вашем билете.
5. Если одна из посылок простого категорического силлогизма отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным.
6. Если дождь не окончиться в ближайшие 2 часа, то в лесу завтра будет неуютно, но при этом будет и много грибов.
Проанализируйте следующее рассуждение. Укажите, какой тип умозаключения лежит в его основе? Оцените его логическую корректность.
Во времена республики в Англии (1649-1660) защитники ежегодных выборов в парламент обосновывали свое доказательство на примере змеи, ежегодно меняющей кожу. «Посмотрите на самое мудрое животное – на змею, эмблему вечности и мощи государственного устройства; каждый год она меняет кожу и со свежими силами и обновленной жизнью выходит после каждой такой смены. Британия! Будь как змея. Обновляй Палату Общин, твой государственный покров, ежегодными выборами. Тогда ты будешь в безопасности и закрепишь за своими сыновьями волю, которая останется неизменной до конца столетия!»
19. Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении укажите, какие правила нарушены.
1. Церкви делятся на православные и католические, высокие и низкие.
2. «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и другим не дают» (И.С.Тургенев).
3. Греки делили всех людей на греков и варваров.
4. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.
5. Договора делятся на устные, простые и нотариально заверенные.
6. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.
7. Старая московская вывеска: «Здесь продаются кролики, утки и другие певчие птицы».
8. Студенты бывают успевающие, неуспевающие, дневники, вечерники, ответственные и прогульщики.
9. Голландский писатель Симон Вестдейк дал следующие характеристики голландцам и немцам: «Война сделала одних голландцев героями, других - преступниками, третьих – инфантильными подонками»; «немцы, как правило, либо тошнотворные фанатики определенной идеи, либо ее ярые противники».
Проанализируйте, какой метод научной индукции применен в рассуждении?
Запишите схему вывода.
Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важных предпосылок быстрого развития производства. Значит, от плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов развития производства.
20. Дайте объединенную классификацию суждений, укажите субъект, предикат, связку. Установите распределенность терминов.
1. Все законы обязательны для исполнения.
2. Не все то золото, что блестит.
3. Только некоторые экономические концепции базируются на философских принципах.
4. Некоторые работники нарушают трудовую дисциплину.
5. Некоторые европейские страны не являются членами международного валютного фонда.
6. Каждая страна имеет свой гимн.
7. Все аудиторы - экономисты.
8. Некоторые выпускники МЮИ работают в следственном комитете.
9. Некоторые депутаты – специалисты по связям с общественностью.
10. Ни один студент нашей группы не имеет академической задолженности. Проанализируйте, какие правила по отношению к тезису нарушены в ходе спора. Дайте название ошибки (уловки)?
1. Тезис: «Х. хорошо знаком с русской литературой». Оппонент: «Вы хотите сказать, что Х. знаток литературы (вообще)?».
2. Выступающий с критикой правительства заявляет; «Наши министры – бездарны». Оппонент: «Вы утверждаете, что наши министры – идиоты?». Выступающий стремится смягчить тезис: «Нет, я говорил, что наши министры не на высоте своего призвания».
3. Юный «идеалист» доказывает «опытному» человеку, что такой-то поступок бесчестен. Тот, видя, что доказать обратное не получается, говорит: «Вы слишком молоды и неопытны. Поживете, узнаете жизнь и сами со мной согласитесь».
4. Спорят, прав ли министр, опубликовав какие-то документы. Один из спорщиков видит, что он не может обосновать свою позицию и говорит: «Вы как-то пристрастно относитесь к этому человеку. Вот недавно вы утверждали, что мера, принятая им в таком- то случае, вполне целесообразна. А оказалось, что она как раз привела к противоположным результатам». Противник переключается и начинает доказывать, что мера оказалась полезной.
21. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.
1. Верность. 2. Конкретный. 3. Незаконный. 4. Теплый климат. 5. Умный человек. 6. Верность. 7. Белый. 8. Женатый. 9. Правда. 10. Высокий. 11. Друг. 12.Терпимость.
Составьте схему и определите разновидность следующих дедуктивных умозаключений. Какие из них являются правильно построенными?
1.Если показания А. были правдивыми, то Б. не мог быть на месте преступления в 10 часов. Если Б. не мог быть на месте преступления в 10 часов, то он имеет алиби. Так, если показания А. являются правдивыми, то Б. имеет алиби.
2.Если вы хотите успешно сдать экзамен по логике, то вам нужно регулярно решать логические задачи. Если вы хотите успешно сдать экзамен по логике, то вы должны хорошо знать теорию. Но вы нерегулярно решали логические задачи, или не знаете теорию. (Завершите).
3.Внимательно осмотрев комнату, где было совершено преступление, Шерлок Холмс сказал доктору Ватсону следующее: «Нам известно, что преступник не мог попасть в комнату ни через дверь, ни через окна, ни через дымовой ход. Мы знаем также, что он не мог спрятаться в комнате, поскольку в ней прятаться негде. Как же тогда он проник сюда? – Через крышу, - воскликнул Ватсон. – Без сомнения. Он мог проникнуть в эту комнату только через крышу». (Конан-Дойл А.).
22. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
Пример:
Студент - это учащийся. Неправильное определение. Ошибка слишком широкого определения (А < Вс). Правильное определение: (студент — учащийся высшего учебного заведения (А = Вс).
1. Свидетель – лицо, дающее свидетельские показания.
2. Эрмитаж не является закрытым дворцовым собранием картин.
3. Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес.
4. Музей – это государственное учреждение.
5. Музей - это помещение с музейными экспонатами.
6. Таможенник – человек, который носит форму.
7. Физика – это наука, не изучающая общественные явления.
8. Интерпол – международная организация уголовной полиции.
9. «Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное общество» (русский философ В.Соловьев).
Определите вид следующих умозаключений. Сделайте вывод, постройте схему.
Определите характер вывода.
1. Рассуждение Сократа: «Смерть – это переход в мир иной или в Небытие. Если смерть переход в мир иной, то она – Благо, если же она переход в Небытие, то она также Благо. Значит, в любом случае смерть – Благо».
2. «Если президент подпишет законопроект, то он лишится поддержки профсоюзов. Если же президент наложит на данный законопроект вето, то он потеряет доверие предпринимателей. Ясно, что президент или подпишет законопроект или наложит на него вето. Поэтому он лишится поддержки профсоюзов или же потеряет доверие предпринимателей».
23. Завершите следующие дилеммы. Выявите их логическую форму и запишите ее в символическом виде, определите вид (простая/сложная конструктивная/деструктивная). Установите их логическую корректность.
1. Если я пойду через речку по мосту, то меня могут заметить; если пойду вброд, то меня тоже могут заметить. Но я могу идти только по мосту или вброд, значит …
2. Если бы он был умен, то он увидел бы свою ошибку; и если бы он был искренен, то признался бы в ней. Но он или не видит своей ошибки, или не признается в ней. Следовательно, …
3. Если мы захотели бы помочь этому бедняку, то мы должны были бы или дать ему денег, или найти подходящую работу. Но мы не даем ему ни денег, ни подходящей работы. Следовательно, …
4. Если бы я был незлопамятен, то я забыл бы обиду. Если бы я был добр, то я простил бы обиду. Но я не забыл обиду и не простил ее. Следовательно, …
5. Если он отправиться в город, то он должен заплатить за проезд по железной дороге и за пребывание в гостинице. Но он не может заплатить ни за то, ни за другое. Следовательно, …
Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Родители не должны вмешиваться в личную жизнь взрослых детей.
24. Проанализируйте приведенные ниже ответы. Нарушены ли здесь правила формулировки ответа или нет?
1. «Почему Петр полетел в Париж? – Потому что пешком далеко».
2. Черчилль, путешествуя в своем автомобиле по Англии, заблудился. – «Скажите, пожалуйста, где я нахожусь, - спросил он прохожего, не выходя из автомобиля. «В своем автомобиле», - последовал ответ. - «Это ответ достойный палаты общин, - заметил Черчилль меланхолично. – Во-первых, он истинный. Во-вторых, бесполезный. В-третьих,
хамский».
3. «Как ты мог голосовать за Х.?» - «Ну, сначала проверил свое имя в списке. Затем получил бюллетень, заполнил его и опустил в урну».
4. «Что делать?» – спросил меня бледный петербургский юноша с горящим взором. - «Как что делать? Если лето, то собирать ягоды и варить варенье. Если зима, то пить с этим вареньем чай» (В.В.Розанов).
5. Кто тебе сказал, что ты можешь присутствовать на этом совещании? - А кто сказал, что не могу?
6. Приезжий спрашивает местного жителя: «Если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал?» – «Независимо от того, пойдете ли вы по ней или не пойдете, он там все равно будет».
7. «Знаете ли вы иностранные языки?» - «Я закончил курсы иностранных языков».
8. «А тебе сколько лет?» – спросил Малыш, решив, что Карлсон ведет себя слишком ребячливо для взрослого дяди. – «Сколько мне лет?» - переспросил Карлсон. – «Я мужчина в самом расцвете сил!».
Проанализируйте, какая ошибка содержится в следующей аргументации?
«Я собираюсь купить в кредит автомобиль. Мы можем обсуждать все, что угодно:
марку, объем двигателя, салон. Все, что хочешь… Единственно, что не обсуждается, это то, что я покупаю автомобиль. Автомобиль я обязательно куплю до Нового года».
Дайте характеристику ошибок в аргументации в ходе уголовного процесса.
25. Охарактеризуйте следующие вопросы с точки зрения семантики, познавательной функции, состава и структуры. Определите, нарушены ли здесь правила постановки вопроса или нет?
1. Перестали ли вы манипулировать людьми?
2. Да какой он экономист?
3. Приводит ли критическое метафизирование абстракциями к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?
4. Сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу?
5. Когда и куда улетают на зиму подмосковные воробьи?
6. Какую оценку ты получил на экзамене по логике?
7. Может ли всесильный Бог создать такой камень, который не сможет поднять?
8. В каком городе находится главная резиденция нынешнего короля Франции?
9. Кто из твоих друзей оскорбил этого человека?
10. Когда люди высадятся на Солнце?
Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя для демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Реклама – двигатель торговли.
26. Выявите, какие из перечисленных понятий являются соотносительными?
1.Конец. 2.Следствие. 3.Правительство. 4.Невменяемость. 5.Ответчик. 6.Родители. 7.Гуманизм. 8.Племянница. 9.Доктор. 10.Отец.
Завершите следующие разделительно-категорические силлогизмы. Выявите их логическую форму и запишите ее в символическом виде. Установите корректность данных силлогизмов.
1. Это лекарство или полезно, или вредно, или безразлично. Оно полезно. Следовательно, …
2. Это действие или похвально, или постыдно, или нравственно, или безразлично. Оно не похвально и не постыдно. Следовательно, …
3. Это действие или дозволено, или запрещено. Оно не дозволено. Значит, …
4. Преступление может быть умышленным или неосторожным. Преступление, совершенное Н. является умышленным. Следовательно, …
5. Позвоночные животные есть или млекопитающие, или птицы, или пресмыкающиеся, или рыбы. Данное позвоночное животное не есть не млекопитающее, ни птица, не пресмыкающееся. Следовательно, …
6. Путь кометы есть или эллипс, или парабола, или гипербола. Путь данной кометы не может быть ни параболой, ни гиперболой. Следовательно, …
7. Этот человек заблуждается сам или сознательно вводит в заблуждение других. Но сам этот человек не заблуждается. Следовательно,…
27.Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).
1. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.
2. Студент – это учащийся.
3. Покой – отсутствие беспокойства.
4. «Ошибаться – человеческое свойство» (Сенека).
5. Колония – это территория или страна, которая потеряла независимость и находится под властью другого государства.
6. Философия – наука, которая проясняет мысли.
7. Газета – это периодическое издание.
8. Родственники – люди, которые состоят в родственных отношениях.
9. Совесть – внутренний судья.
10.Преступление – предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на общественный или государственный строй, систему хозяйства, собственность, личность, политические, трудовые имущественные и другие права граждан, а равно иное, посягающее на правопорядок общественно опасное действие.
Проанализируйте, какой метод научной индукции применен в рассуждении?
Запишите схему, которая иллюстрирует и отражает ход рассуждения по данному методу.
В аэропорту во время прохода туристической группы через входной турникет, оборудованный электромагнитным устройством, предназначенным для обнаружения выявления у пассажиров наличия крупных металлических предметов, у одного человека зазвенел звонок. Сотрудники предложили ему вынуть из карманов все металлические предметы, что он и сделал. После удаления связки ключей и металлических денег при повторном проходе звонок не зазвенел. Следовательно, умозаключили работники аэропорта, эти предметы и были причиной звонка, т.к. все остальные предшествовавшие обстоятельства остались прежними.
28. Определите структуру и вид суждения.
1. Люди в большинстве своем не хотят войны.
2. Никто не бывает всегда мудрым.
3. Никого не карают за мысли.
4. Некоторые книги не содержат полезную информацию.
5. Право регулирует общественные отношения.
6. Некоторые юристы являются судьями.
7. Неверно, что Самара расположена на Неве.
8. Портфель, найденный у убитого, не был черного цвета.
9. Все студенты-юристы изучают логику.
Придумайте суждение, которое имело бы заданную логическую форму.
Пример: ( А  В)  (С  Д).
Решение: «Если мальчик любит мыло и зубной порошок, то этот мальчик очень милый, (и) поступает хорошо».
Задание:
1. А  В;
2. А  В
3. А  В
4. (А  В)(А  В);
5. (АВ)  (А В).
29. Завершите следующие условно-категорические силлогизмы. Выявите их логическую форму и запишите ее в символическом виде. Установите корректность данных силлогизмов.
1. Если вода нагревается, то она испаряется. Вода нагревается. Следовательно, …
2. Если у человека отнять последнюю надежду, то он падает духом. Н. пал духом. Следовательно, …
3. Если дерево полить керосином, оно засохнет. Это дерево не поливали керосином. Следовательно, …
4. Если хорошо обработать поле, то посевы не будут страдать от засухи. Это поле хорошо обработано. Следовательно, …
5. Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в нее. Корабли не могут входить в бухту. Следовательно, …
6. Если поезду угрожает опасность, то стрелочник выходит с красным фонарем. Стрелочник не вышел с красным фонарем. Следовательно, …
Определите вид умозаключения. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
«Если Н. упорен в достижении поставленной цели, то он способен овладеть логикой. Если у него есть склонность к строгому абстрактному мышлению, то он способен овладеть этой наукой. Известно, что он Н. упорен в достижении поставленной цели или имеет склонность к строгому абстрактному мышлению. Следовательно, он способен овладеть логикой».
30. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное; выделите определение через род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение.
1.Коллективные образования как субъекты гражданского права именуются юридическими лицами.
2.Понятие – это мысль, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по отличительному признаку.
3.«Это – стол, за ним сидят, это стул – за ним едят».
4.Злость сходна с кратковременным помешательством.
5. «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить внимание на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно» (Гоголь Н.В. «Ревизор»).
6. Круг есть фигура, образующаяся в результате вращения отрезка прямой вокруг одного из его концов в плоскости.
7.Биржевой кризис – массовая распродажа ценных бумаг на фондовой бирже, вызванная погоней за наличными деньгами в период спада деловой активности.
8.Термины «точка», «прямая», «плоскость» в свое время были определены при помощи аксиом Эвклида. Эти аксиомы являются конкретным контекстом, в котором встречаются и определяются исследуемые понятия.
Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
В портовом городе ограбили спортивную базу. Следственными органами часть спортивного инвентаря была обнаружена у граждан Р., Н. и Ж. Во время следствия была обнаружена причастность к ограблению всех троих. Однако следователя волновало одно обстоятельство: в помещение склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стеной в подвальном окне склада, но ни Р., ни Н., ни Ж. по своему росту и размерам тела никак этого сделать не могли. Следователь пришел к выводу, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как было затем установлено, им оказался К.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.