МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА
1. Предмет и задачи курса «Методология и методика научных исследований организации и деятельности суда»
2. Современные концепции развития науки.
3. Понятие науки и социокультурная обусловленность науки.
4. Наука как социальный институт.
5. Проблемы взаимодействия науки и общества.
6. Философия науки, предмет, метод и функции.
7. Методология науки: понятие, предмет и проблемы.
8. Основные формы научного познания.
9. Рациональность и иррациональность в научном познании.
10. Методология научного познания и научного исследования.
11. Предмет и структура методологии.
12. Методология как учение об организации деятельности (научной, практической).
13. Роль методологии в повышении эффективности научных исследований.
14. Теоретические и эмпирические методы научного познания.
15. Уровни научного исследования.
16. Сущность метода и методологии юридической науки.
17. Закономерности развития юридической науки: преемственность и перспективы.
18. Философские и общенаучные методы научного исследования.
19. Частно-научные и специальные методы научного исследования.
20. Деятельность и практика – общее и особенное.
21. Духовные и материальные составляющие практики. Формы практики.
22. Концептуальные основы зарубежного опыта организации научно-исследовательской деятельности.
23. Судебная практика как процесс и результат осуществления судебной властью правосудия.
24. Особенности судебной практики как объекта научного исследования.
25. Судебная практика основа методики научного исследования.
26. Судебная практика как критерий истины в научных исследованиях.
27. Объективное и субъективное в судебной практике.
28. Проблема понимания в познавательном процессе.
29. Анализ юридических фактов как объект научного исследования.
30. Суть и содержание объяснения в изложении материалов анализа и исследования в целом. Специфика этих процессов в деятельности суда.
1. Что такое наука? Взаимосвязь науки и научных исследований.
2. Какие основные концепции современной науки вам известны?
3. Какие основные функции науки вам известны? В чем их назначение?
4. Понятие объекта и предмета научных исследований. Каков практический и теоретический смыл различения объекта и предмета исследования?
5. На что основывается классификация наук? Какие выделяют группы наук?
6. Ответьте на вопрос: что такое научный факт?
7. Что такое познание? Обозначьте его структуру?
8. Какие виды познания вам известны?
9. Что является формой рационального познания?
10. Что такое чувственное познание? Какие формы чувственного познания вы знаете?
11. Что такое научное познание и что составляет его структуру?
12. Задачи научного исследования. Как они соотносятся с логикой исследования?
13. Формулировка цели научного исследования. Каково соотношение абстрактной и конкретной цели?
14. Организация научно-юридического исследования. Как взаимосвязаны методология, методика и организация юридического исследования?
15. Какие всеобщие методы исследования вы можете назвать?
16. Какие опросные методы исследования вы знаете?
17. Чем обусловлена роль методологии в научном исследовании?
18. Имеет ли смысл различать методологию и методику?
19. Что представляет из себя духовная составляющая практики?
20. Что представляет из себя материальная составляющая практики?
21. Какие самые основные формы практики существуют? Дайте определения.
22. Перечислите методы используемые в судебной практике? Проведите анализ юридических фактов на примере судебной практики.
23. Что является опубликованной судебной практикой?
24. Что является неопубликованной судебной практикой?
25. Что входит в объективный критерий истины судебной практики?
26. Что входит в субъективный критерий истины судебной практики?
27. Перечислите основные подходы к трактовке понимания в познавательном процессе.
28. Что представляет собой интерпретация в познании?
29. В чем связь понимания и интерпретации в познании?
30. Что входит в изложение материалов анализа и исследования?
1. Сформулируйте предварительную тему Вашего будущего исследования. Обоснуйте критерии актуальности, избранной Вами темы и её соответствие Основным направлениям научной работы. Обоснуйте взаимосвязь вашей темы с организацией и деятельностью суда.
2. Является ли объект Вашего исследования нормативным («должное») или эмпирическим («сущее»)? В каком ракурсе Вы его рассматриваете? Сформулируйте объект и предмет Вашего исследования.
3. Сформулируйте научную проблему и исследовательский вопрос Вашего исследования (в форме противоречия, из которого следует вопрос «Что?», «Как?» или «Почему?»). Какие частные вопросы необходимо рассмотреть для её изучения? Как они связаны между собой?
4. Разъясните основные методы исследования организации и деятельности суда. Назовите виды теоретических и эмпирических методов используемых при исследовании
проблем судоустройства.
5. В рамках какой парадигмы лежит Ваше исследование: «объяснительно-аналитическая» или «интерпретационная»? Раскройте реализацию принципов правосудия в научно-исследовательской деятельности.
6. Какой характер будет носить Ваше исследование — поисковый, описательный, объяснительный или сравнительный? В чем Вы видите его главную цель?
7. Определите цель Вашего исследования. Какие конкретные задачи необходимо решить, чтобы достичь основной цели Вашего исследования?
8. Какая гипотеза лежит в основе Вашего исследования? Какие альтернативные гипотезы можно выдвинуть в рамках Вашего исследования?
9. Какую исследовательскую стратегию Вы собираетесь применять в своем исследовании? Поясните на примере Вашей темы исследования.
10. В чем, на Ваш взгляд, должна состоять теоретическая и практическая ценность Вашего исследования? Возможно ли использование
11. Проанализируйте семантику и структуру основных понятий Вашей гипотезы. Каковы их объем и содержание? Какими ключевыми признаками они обладают? Какие переменные характеризуют эти признаки? Какие показатели используются для того, чтобы зафиксировать численное/номинальное значение переменных? Проверьте, насколько удовлетворительна семантическая и эмпирическая интерпретация основных понятий Вашей гипотезы.
12. Сформулируйте рабочую гипотезу. Какие отношения ожидаются в её рамках между ключевыми переменными? Соответствует ли направленность отношений между этими переменными направленности отношений между их показателями?
13. Какие из этих понятий передаются простыми показателями? Какие требуют построения индексов? Укажите, какими должны быть эти индексы: аддитивными, мультипликативными или взвешенными.
14. Определите, что является генеральной совокупностью источников для Вашего исследования. Классифицируйте первичные и вторичные источники, которыми Вы собираетесь воспользоваться в своем исследовании. К какому виду источников относятся судебные практики в вашем исследовании.
15. Задайте критерии репрезентативной выборки источников для Вашего исследования. Каковы критерии ее отбора из всей совокупности (т.е. какие именно источники из всей совокупности Вы собираетесь отбирать и на каком основании)? Каким должен быть её объем? Какими должны быть объем и содержание её отдельных сегментов? Какие ограничения (язык издания, автор, тип источника, срок публикации, характер издания, печатный объем и т.п.) Вы на неё накладываете? Получается ли Ваша репрезентативная выборка сбалансированной и представительной?
16. Сконструируйте «шкалу достоверности» для измерения объективности/авторитетности Ваших источников. Постройте типологию главных и второстепенных источников, учитывая их основные идентифицирующие характеристики (степень достоверности, политическая ангажированность, позитивная или негативная оценка изучаемого феномена и т.п.).
17. Определите, какие методики сбора эмпирических данных Вы намерены использовать в ходе исследования (логико-интуитивную, какие общественно-научные, исторические или политологические методики). Опишите, собираетесь ли Вы строить таблицы, карты, графики, диаграммы или гистограммы, какую функцию они будут выполнять в Вашем исследовании и как Вы будете это делать (на основе каких данных, отобранных за какой временной период и почему, с помощью какой программы и т.д.). Поясните, как именно и по каким принципам Вы будите подходить к сбору и анализу исходных данных. Какие результаты Вы собираетесь получить в ходе исследования — количественные или качественные?
18. Проанализировав отечественную и зарубежную правотворческую,
правоприменительную, правоохранительную практику, составьте список литературы к своему исследованию (не менее 40 пунктов). Каков порядок следования блоков в Вашей библиографии? Оформите свою библиографию в соответствии с требованиями.
19. Проанализируйте научные подходы к определению этапов квалификации преступлений. Разъясните проблемные вопросы квалификации.
20. На какие кластеры Вы будите делить Вашу историографию? Роль историографий суда в научном исследовании.
21. Составьте план Вашей дипломной работы. Опишите выделение глав и параграфов внутри глав в соответствии с задачами.
22. Дайте определение понятиям «объект исследования» и «предмет исследования». Чем одно отличается от другого? Приведите типологию объектов исследования, кратко охарактеризовав каждый из двух типов объектов.
23. В чем заключается цель научного исследования? Приведите типологию целей исследования, кратко охарактеризовав каждый из четырех типов целей. Что такое задачи?
24. В чем заключается объяснительно-аналитическая и интерпретационная парадигмы исследования?
25. Что такое «гипотеза»? Чем гипотеза отличается от теории? Почему необходимо подвести под гипотезу теоретическое обоснование?
26. Что такое «основная гипотеза» и «альтернативные гипотезы»? Какова процедура выдвижения основной гипотезы? Зачем нужны альтернативные гипотезы?
27. Что такое «операционализация»? Для чего нужна эта процедура? Перечислите основные этапы операционализации основной гипотезы, дайте краткую характеристику каждого из них. Что должно получиться в итоге?
28. Что такое «гипотезы-следствия»? Какова процедура выдвижения гипотез-следствий? Зачем они необходимы исследователю?
29. В чем может заключаться теоретическая значимость исследования? В чем может выражаться практическая значимость исследования? Возможно ли использование результатов исследование в судебной деятельности?
30. В чем заключаются индуктивная, дедуктивная, ретродуктивная и абдуктивная стратегия проведения исследования?