Международное право
1. Дайте определение предмета международного права, охарактеризуйте систему методов и принципов науки. Назовите систему отраслей, подотраслей и институтов международного права.
2. Объясните значение нормы международного права и раскройте классификацию.
3. Раскройте сущность понятие источника международного права и дайте краткую характеристику видов источников.
4. Дайте определение субъекта международного права и раскройте его виды.
5. Опишите основные положения взаимодействия международного и внутригосударственного права.
6. Расскажите о государстве как основном субъекте международного права, его правах и обязанностях в системе международных отношений.
7. Раскройте понятия нейтралитета, постоянно нейтральных государств, нейтралитет государств во время войны.
8. Охарактеризуйте институт международного признания, его виды и формы признания.
9. Дайте основные положения международного правопреемства. Раскройте понятие и охарактеризуйте виды международного правопреемства.
10. Дайте определение территории в международном праве, охарактеризуйте виды.
11. Дайте определение международно-правовой ответственности государств, опишите виды, основания и классификацию международных правонарушений.
12. Раскройте основания, исключающие противоправность действий государств, освобождающие от ответственности.
13. Раскройте сущность международной уголовной ответственности индивидов за международные преступления.
14. Дайте краткую характеристику понятия права внешних сношений, источников, видов органов.
15. Опишите функции, привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.
16. Опишите функции, виды, привилегии и иммунитеты консульских учреждений.
17. Дайте краткую характеристику подготовки, созыва международных конференций, процедурных правил и порядка принятия решений.
18. Охарактеризуйте в основных положениях право международных организаций, раскрыв понятие, источники, виды.
19. Дайте краткую характеристику ООН и ее роли в поддержании мира и обеспечения международной безопасности.
20. Раскройте сущность института международного договора, опишите источники, стороны и процесс заключения.
21. Действие и прекращение действия международного договора.
22. Охарактеризуйте мирные средства разрешение международных споров.
23. Опишите основные положения международного правового регулирования войн и вооруженных конфликтов.
24. Раскройте сущность международного регулирования вопросов гражданства и способов его приобретения.
25. Охарактеризуйте правовое регулирование статуса иностранцев. Дайте понятия правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев.
26. Изложите последовательность развития международной правовой защиты прав и основных свобод человека и порядок действия в международных отношениях.
27. Основные положения международного морского права: охарактеризуйте понятие, предмет и принципы.
28. Основные положения международного космического права: охарактеризуйте понятие, предмет и принципы.
29. Основные положения международного воздушного права: охарактеризуйте понятие, предмет и принципы.
30. Охарактеризуйте международное сотрудничество по охране окружающей среды.
31. Основные положения международного экономического права, как отрасли международного права.
32. Раскройте сущность международного правового режима исключительной экономической зоны.
33. Раскройте сущность международного правового режима континентального шельфа.
34. Раскройте сущность международного правового режима открытого моря.
35. Дайте характеристику правового взаимодействия государств в борьбе с международной преступностью.
1. Ст. 38 Статута Международного Суда ООН закрепляет: «1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для
определения правовых норм».
Разъясните, является ли данный перечень источников международного права исчерпывающим, и устанавливает ли ст. 38 иерархию источников?
Аргументируйте, может ли Международный Суд ООН руководствоваться при разрешении споров другими источниками?
Обоснуйте, является ли этот перечень обязательным для других международных судов и арбитражей?
2. В соответствии со ст. 189 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества «…регламент предназначен для общего применения. Он является обязательным во всех своих частях, и подлежит прямому применению во всех государствах-членах». Регламент является актом международной организации, и принимается органами этой организации на основе положений учредительных актов и иных норм международного права. В 2000 г. в рамках Европейского Союза был принят Регламент «О вручении процессуальных документов по гражданским и торговым делам в государствах членах». Ст. 20 данного регламента содержит следующее положение: «Настоящий Регламент обладает большей юридической силой, чем заключенные государствами-членами ЕС двусторонние либо многосторонние договоры и соглашения, в частности, Протокол к Брюссельской конвенции 1968 г. и Гаагская конвенция 1965 г.» Определите, является ли данный регламент источником международного права? Проанализируйте, нет ли в данном случае нарушения положений Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. относительно приоритета действия норм международного права?
Аргументируйте, могут ли нормы актов международных организаций иметь приоритет перед нормами международных договоров или обычаев?
3. Генеральная Ассамблея ООН по просьбе государства А. обратилась в Международный Суд ООН за консультативным заключением. В запросе было указано, что государство А. просит дать толкование мирного договора с государством В. Во избежание между ними конфликта.
Объясните, что представляет консультативное заключение Международного суда ООН?
Проанализируйте, кто из субъектов международного права может обращаться с запросом о консультативном заключении в Международный суд ООН, и по каким основаниям?
Разработайте обращение Российской Федерации по урегулированию межгосударственного спора использование континентального шельфа с приграничной страной (любой на выбор).
4. Всемирная организация здравоохранения (далее ВОЗ) разработала Стандарты по захоронению лекарственных препаратов, рекомендовав государствам соблюдать правила данных стандартов. Государство А., являясь участником ВОЗ, отказалось от применения данной рекомендации, заявив об этом на очередном заседании.
Определите, могут ли нормы-стандарты международных организаций носить обязательный характер?
Приведите примеры, как ВОЗ может принудить государства к соблюдению и исполнению своих рекомендательных актов?
Оцените, как в условиях пандемий выполняют требования ВОЗ государства, какие преференции это дает участникам международной организации?
5. 20 апреля 1999 г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам, в ст. 80 которого предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Договора прекращает свое действие в отношениях между договаривающимися сторонами Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный в Улан-Баторе 23 сентября 1988 г.
Поясните, почему в текст договора включены слова «отношениях между Договаривающимися Сторонами»?
Объясните, каков порядок правопреемства государств в отношении международных договоров?
Сформулируйте в основных положениях текст проекта мирного договора между Россией, как правопреемника СССР и Японией с целью урегулирования территориального спора?
6. Эсминец и крейсер ВМС государства С зашли в территориальное море государства Р. На подаваемые заблаговременно пограничным кораблём государства Р. предупредительные сигналы о приближении к государственной границе корабли государства С не отреагировали и углубились в территориальные воды государства Р. На значительное расстояние. Для прекращения действий кораблей государства С. пограничный корабль государства Р предпринял манёвр, в результате которого произошло его столкновение с эсминцем. Корабли государства С покинули территориальные воды государства Р. МИД государства Р направил протест, в котором ответственность за инцидент возложил на государство С. В ответ представители государства С заявили, что корабли их ВМС осуществляли право мирного прохода.
Обоснуйте, как следует квалифицировать данный инцидент, принимая во внимание, что государство С не ратифицировало Конвенцию ООН по морскому праву?
Проиллюстрируйте, какой проход считается мирным?
Сформулируйте на основе международных судебных решений, какие действия, считаются нарушающими мирный проход?
8. Группа туристов из государства А. была захвачена боевиками национально- освободительного движения государства Б.
Лидер группы боевиков заявил, что заложники будут отпущены только в случае вывода войск государства А. из государства Б.
Государство А., расценивая такое поведение боевиков как действие от имени государства Б., предприняло меры вооруженного характера – обстрел военных лагерей, при котором пострадало мирное население. Глава государства Б. обратился в Совет Безопасности ООН с просьбой о привлечении государства А. к ответственности за нарушение принципа неприменения силы и угрозы силой. В свою очередь государство А. настаивало на том, что его действия необходимо считать самообороной.
Раскройте содержание принципа неприменения силы и угрозы силой на данном примере?
Укажите, в каких случаях государство имеет право на самооборону, и правомерны ли действия государства А.?
Проанализируйте в данном примере применение норм международного гуманитарного права.
9. Задачей международного гуманитарного права является регулирование военных действий с целью облегчения приносимых ими невзгод и лишений. Оно состоит из двух разделов, один носит название «Женевское право», а другой – «Гаагское право». Женевское право, или собственно гуманитарное право, охраняет интересы военных, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях. Гаагское право, или «право войны», обуславливает права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций, и ограничивает выбор средств нанесения ущерба. Женевское право было разработано исключительно в интересах жертв войны, оно, в отличие от Гаагского права, не даёт государствам никаких прав в ущерб индивидууму. Кроме того, законодательство о правах человека регулирует отношения между государством и его собственными гражданами, а гуманитарное право – между государством и гражданами государства противника.
Объясните две особенности каждого из двух разделов международного гуманитарного права и приведите по одному положению, иллюстрирующему любую из названных особенностей каждого из разделов международного гуманитарного права?
Приведите примеры различия двух правовых систем?
Аргументируйте положение, что «война может помешать осуществлению прав человека или ограничить их» (Назовите любые три права, которые могут быть ограничены)?
10. По требованию швейцарской компании Нога французский суд наложил арест на российское судно «Седов», прибывшее в г. Брест (Франция) для участия в международной регате. «Седов» является самым большим учебным парусным судном в мире, и принадлежит Мурманскому государственному техническому университету. МИД России заявил протест послу Франции, и потребовал немедленно принять меры для освобождения судна. Россия расценила эти действия как нарушение основополагающих норм международного права.
Разъясните, правомерны ли действия французского суда?
Поясните, каков режим государственной собственности Российской Федерации и собственности резидентов Российской Федерации за границей?
Предложите наиболее эффективные способы урегулирования международных споров?
11. В соответствии со ст. 189 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества «…регламент предназначен для общего применения. Он является обязательным во всех своих частях, и подлежит прямому применению во всех государствах-членах». Регламент является актом международной организации, и принимается органами этой организации на основе положений учредительных актов и иных норм международного права. В 2000 г. в рамках ЕС был принят Регламент «О вручении процессуальных документов по гражданским и торговым делам в государствах членах». Ст. 20 данного регламента содержит следующее положение: «Настоящий Регламент обладает большей юридической силой, чем заключенные государствами- членами ЕС двусторонние либо многосторонние договоры и соглашения, в частности, Протокол к Брюссельской конвенции 1968 г. и Гаагская конвенция 1965 г.»
Обоснуйте, является ли данный регламент источником международного права?
Обоснуйте, нет ли в данном случае нарушения положений Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. относительно приоритета действия норм международного права?
Подведите итог, могут ли нормы актов международных организаций иметь приоритет перед нормами международных договоров или обычаев?
12. В 2004 г. в соответствии с подписанным международным соглашением между Россией и Китаем была изменена линия прохождения государственной границы между этими странами, при этом Китаю была передана территория в два раза больше по площади, чем полученная Россией от него.
Укажите, какие международные нормы регулируют порядок прохождения границ и изменения статуса территорий?
Проанализируйте, по каким правилам определялось гражданство и место жительства граждан России, проживающих на территории, передаваемой Китаю?
13. Между Китаем и Вьетнамом уже много лет ведётся спор по поводу границ континентального шельфа в жёлтом море. Китай полагает, что сорная часть континентального шельфа должна принадлежать ему, в отличие от этого Вьетнам требует признание за ним исключительного права на разведку, поиск и разработку природных ресурсов континентально шельфа в спорном районе. Для подтверждения своих прав на спорный участок континентального шельфа обе стороны представили соответствующие карты и имеющиеся соглашения, заключённые в разное время.
Обоснуйте, исходя из норм единой конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и внутригосударственных актов Китая и Вьетнама, кто обладает исключительными правами на спорный участок континентального шельфа в спорном районе.
Прокомментируйте, кому должна принадлежать юрисдикция, контроль и управление в оспариваемой части континентального шельфа.
Приведите эффективные способы урегулирования конфликтов государств?
14. Совет безопасности ООН на своём заседании обсуждал вопрос о военном вмешательстве в Сирии. За принятие такой резолюции проголосовали США, Франция и Великобритания, а Россия и Китай, обладая правом вето как постоянные члены Совета безопасности ООН, проголосовали против, и решение принято не было.
Обоснуйте со ссылкой на конкретные статьи устава ООН и других международно-правовых актов правомерность позиций России и Китая, применивших право «вето» при решении данного вопроса.
Сформулируйте доказательства, чья позиция была правильной и соответствующей принципам и нормам международного права?
Аргументируйте право ООН на использование «голубых касок» в межнациональных и межрелигиозных конфликтах?
16. В 1917 г. в России было создано социалистическое государство, объявившее себя совершенно новым субъектом международного права. На этом основании Советская Россия отказывалась от уплаты долгов Российской империи. По мнению других государств, Советская Россия не являлась вновь возникшим субъектом международного права. В России произошла смена правительства, поэтому Советская Россия должна была отвечать по долгам Российской империи.
Обосновано ли с точки зрения международного права заявление Советской России о том, что она являлась вновь возникшим государством, и обоснована ли точка зрения других государств?
Докажите, что факт признания государства означает автоматическое признание его правительства?
Аргументируйте, что факт непризнания правительства влечет автоматическое непризнание самого государства?
17. Между государством А. и государством Б. возник спор, для решения которого были привлечены четыре посредника: США, РФ, ООН и ЕС. В результате переговоров со спорящими сторонами посредниками был выработан план действий по разрешению спора. Первоначально спорящие стороны согласились с предложением посредников. Однако после того, как одно из спорящих государств отступило от мероприятий, предусмотренных планом, другое также отказалось ему следовать.
Проанализируйте, каковы юридические последствия предложений посредников?
Оцените, могут ли они принудить спорящие государства в данной ситуации вернуться к осуществлению одобренного плана?
Предложите наиболее эффективные способы разрешения конфликта на основе международного права?
18. Совет Безопасности ООН обязал МАГАТЭ направить инспекторов в Иран для проверки осуществления Ираном своей ядерной программы и поиска доказательств начала осуществления Ираном военной ядерной программы. Доклад МАГАТЭ необходим СБ ООН для принятия решения относительно введения против Ирана санкций.
Объясните сущность спора между Ираном и международным сообществом по поводу реализации Ираном ядерной программы?
Приведите примеры мирных средств разрешения споров?
Сформулируйте статус инспекторов МАГАТЭ в качестве следственной комиссии?
19. Между государствами А. и Б. возник спор по поводу применения заключенного между ними договора. В соответствии с этим договором все споры должны разрешаться в Международном Суде ООН. Одно из государств обратилось к третьему государству с просьбой стать посредником при разрешении данного спора. Другое государство подало меморандум в Международный Суд ООН.
Проанализируйте, какими способами может быть разрешен спор между государствами А. и Б.?
Объясните, является ли обращение в Международный Суд ООН обязательным для сторон?
Сформулируйте решение Международного Суда ООН в данном случае?
20. 12 декабря 1974г. Генеральная Ассамблея ООН на своей XXIX сессии единогласно приняла резолюцию, которой утверждена Хартия экономических прав и обязанностей государств. Положения этого документа устанавливают основы международных экономических отношений, причем их нормативной базой являются юридические принципы императивного характера, закрепленные в ряде универсальных многосторонних международно-правовых актов.
Укажите, какие международные правовые акты, и какие именно юридические принципы были инкорпорированы в Хартию экономических прав и обязанностей государств?
Проиллюстрируйте, какие конкретно экономические права и обязанности участников международного общения включены в гл. II Хартии экономических прав и обязанностей государств?
Объясните, в чем, согласно Хартии, заключается общая ответственность государств перед международным сообществом, и какие приоритеты установлены этим документом?
21. Истец – МУГИСО – обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным зарегистрированного права собственности ОАО «Свердловский завод гипсовых изделий» на отдельно стоящее здание (общежитие).
Ответчик при обосновании своей позиции сослался на приоритет норм международного права в вопросах защиты частной собственности над нормами российского законодательства. В постановлении по данному делу Арбитражный суд Свердловской области указал: «Что касается ссылок истца на нормы Европейской конвенции о защите прав человека о недопустимости вмешательства в частную собственность, следует иметь в виду, что названное ответчиком законодательство направлено на защиту законных прав собственников, но и при этом, как справедливо отмечает ответчик, допускается вмешательство в общественных интересах».
Объясните, как соотносятся гражданское законодательство Российской Федерации и Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека?
Оцените, содержат ли они конкурирующие нормы?
Укажите пределы ограничения прав собственности в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека?
22. Государство А. заключило международный договор о вступлении в таможенный союз с государством Б.
Через какое-то время государство А. отказалось от исполнения договора, ссылаясь на его недействительность, поскольку при его заключении принимал участие и подписывал данный договор глава таможенного комитета государства Б.
Объясните, кто обладает полномочиями на заключение международных договоров и какова процедура их подтверждения?
Укажите основания для недействительности международного договора?
Сформулируйте, какую юридическую силу имеют договоры, подписанные ultra vires?
23 Государства А. и Б. подали заявления на имя Генерального секретаря межгосударственной организации «Межгосударственный экономический союз» (МЭС) о вступлении. Государства-участники союза, рассмотрев заявления, составили проекты актов о присоединении – международных договоров о вступлении в организацию. В качестве условий вступления для обоих государств было установлено снижение таможенных пошлин до 1 %, приватизация предприятий электроэнергетики, отмена субсидирования сельского хозяйства. Государство Б. отказалось от вступления на таких условиях, посчитав их для себя невыгодными, и Акт о присоединении не подписало.
Государство А. подписало Акт и начало работу по выполнению условий вступления в организацию. Через два года все условия были выполнены, о чем государство А. отчиталось на Ассамблее МЭС. Участники МЭС приняли отчет, но попытались выяснить, почему государство А. не предотвратило гуманитарную катастрофу на своей территории.
В результате отмены субсидирования сельского хозяйства один из коренных народов не смог обеспечить для себя источник доходов, что привело к сокращению его численности вдвое. Ассамблея единодушно проголосовала против вступления государства А. в МЭС, сославшись на нарушение прав человека в этом государстве.
Разъясните, может ли в данном случае наступить ответственность для международной организации?
Определите, возможно ли привлечь к ответственности государство-участника международной организации?
Докажите возможность государство А. потребовать от МЭС обязательного приема в члены?
24. Государство А. разместило на территории государства Б. контингент своих войск для охраны государственной границы и противодействия вылазкам боевиков из государства В. Государства А. и Б. создали Объединенный штаб по управлению контингентом, но формально контингент выполнял приказы государства Б. В апреле 2006 г. на территории государства Б. была уничтожена очередная группа боевиков из государства В. На заседании Объединенного штаба был поставлен вопрос о необходимости проведения военной операции на территории государств В. с целью уничтожения лагерей подготовки боевиков. Объединенный штаб не принял никакого решения, поскольку военные не смогли согласовать детали плана операции и роль в нем контингента государства А. В июне 2006 г. командование государства Б. приняло решение начать военную операцию на территории государства В., в которой приняли участие войска государства Б. и контингент государства А. В ходе военной операции, длившейся три месяца, все поставленные задачи были выполнены. Войска государства Б. ни разу не столкнулись с войсками государства В., но в ходе операции были уничтожены три поселка мирных жителей. Около тысячи человек остались без крова и средств к существованию. Государство В. обратилось с нотой к государствам А. и Б., обвинив их в агрессии.
Проанализируйте, может ли в данном случае наступить международная ответственность?
Истолкуйте, кого можно привлечь к ответственности – государство А., государство Б или оба этих государства?
Аргументируйте, как следует расценить поведение государства В., не выставившего вооруженных сил для защиты своей территории?
25. Глава государства А. в официальном обращении на очередном заседании Генеральной Ассамблеи ООН заявил, что в государстве Б. нарушаются принципы демократии, и предложил предпринять меры по изменению существующего в государстве Б. режима путем введения вооруженных сил. Государство Б. в свою очередь обратилось в Совет Безопасности ООН с просьбой о привлечении государства А. к ответственности за нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства и принципа суверенного равенства государств.
Раскройте содержание указанных принципов?
Решите, является ли заявление главы государства А. нарушением принципа невмешательства во внутренние дела государства?
Сформулируйте обоснованность обращения государства Б. в Совет Безопасности ООН?
26. 26 сентября 2017 г. министр по делам Европы и Америки МИД Великобритании Алан Дункан встретился с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, а затем подписал Конвенцию об устранении двойного налогообложения вместе с министром иностранных дел Владимиром Макеем.
Проанализируйте, каковы основные положения Конвенции и соглашений об устранении двойного налогообложения?
Приведите примеры таких соглашений, в которых участвует РФ, за последние 3 года.
Проанализируйте правовой статус министра в международном праве и экономических отношений в укреплении мира и безопасности народов?
27. Государства создали международную специализированную организацию. В качестве участников этой организации каждое государство назначило по одному юридическому лицу, ведущему свою деятельность в данной области. На заседаниях главных органов этой организации присутствовали представители этих юридических лиц, они же исполняли решения организации. В рамках этой организации юридические лица – участники заключили договор о принципах своей деятельности.
Определите, в каких случаях членами межгосударственной организации могут стать частные лица?
Проиллюстрируйте, какие существуют формы их участия в деятельности межгосударственных организаций?
Скомпилируйте договор, заключенный юридическими лицами в рамках данной организации?
28. В 1951 г. шесть государств Западной Европы заключили договор о создании Европейского объединения угля и стали. В 1957 г. эти же государства заключили договоры: - о создании Европейского экономического сообщества; - о создании Евроатома. Результатом интеграционных процессов, проходящих в рамках этих организаций, явилось заключение Маастрихтского договора о создании Европейского союза. Тем не менее три организации (ЕЭС, ЕОУС и Евроатом) продолжали существовать, обладая правосубъектностью и правоспособностью, в то время как правосубъектность и статус Европейского союза в учредительных актах определен не был. Несмотря на это, ЕС вступает в международные отношения с третьими государствами и иными международными организациями.
Дайте определение правосубъектности международной организации?
Охарактеризуйте в действии имманентную компетенцию?
Оцените положение Европейского Союза в системе международных отношений?
29. Президент РФ принял в Кремле верительные грамоты у послов 20 государств. Послы выстроились в ряд в Александровском зале и по очереди подходили к главе государства, вручая свои грамоты. В Кремль пригласили дипломатов из Аргентины, Гренады, Доминиканской Республики, Европейского Союза, Замбии, Йемена, Испании, Кипра, Лаоса, Латвии, Малави, Малайзии, Мексики, Молдовы, Мьянмы, Португалии, США, Уганды, Франции и Хорватии.
Объясните, что такое дипломатический протокол?
Охарактеризуйте порядок принятия Президентом «верительных грамот» у послов различных государств?
Покажите положение и взаимодействия Федерального Собрания в назначении на должность послов?
30. Противники международной правосубъектности физических лиц выдвигают следующие аргументы в поддержку своей позиции:
- физические лица никогда не являлись субъектами международного права и не обладают нормотворческой способностью, которая является обязательным признаком международной правосубъектности;
- интересы физических лиц в международных отношениях вполне могут быть обеспечены государством их гражданства.
Истолкуйте доводы стороны против международной правосубъектности физических лиц?
Приведите аргументы в поддержку международной правосубъектности физических лиц?
Проанализируйте возможность лица участвовать в международных отношениях?
31. ООН. Более 2 млн человек были вынуждены покинуть свои страны. Эти данные привёл, выступая в Женеве на 68-й сессии исполнительного комитета Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), глава этого ведомства Филиппо Гранди.
Раскройте статус беженца на основании источников международного права?
Оцените роль крупных международных благотворительных организаций, которые оказывают содействие и помощь вынужденным переселенцам и беженцам?
Предложите наиболее эффективные способы, разрешающие проблемы беженцев, на основе решений Европейского Союза и входящих в него государств.
32. С роспуском Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи Организация Североатлантического договора (НАТО) оказалась перед выбором новых целей деятельности.
Объясните, может ли НАТО считаться универсальной организацией международной безопасности?
Продемонстрируйте, может ли быть расширена деятельность НАТО путем включения в ее компетенцию элементов сотрудничества в борьбе с преступностью (терроризм, производство и распространение наркотиков и т. д.) и каким последствия приведет?
Классифицируйте место НАТО в системе международных отношений Российской Федерации?
33. Рыболовное судно, на котором отсутствовали признаки территориальности, осуществляло промысел в исключительной экономической зоне государства А. Пограничный корабль задержал судно, изъял улов и арестовал членов экипажа. Впоследствии было выяснено, что рыболовное судно принадлежит государству Б. Членам экипажа, были предъявлены следующие обвинения: - нарушение государственной границы; - незаконный промысел на территории государства А.; - шпионаж. Правительство государства А. обратилось к правительству государства Б. с просьбой о возмещении ущерба.
Определите, правомерны ли обвинения, предъявленные членам экипажа рыболовного судна?
Проанализируйте порядок промысла в исключительной экономической зоне?
Спрогнозируйте, будет ли отличаться решение задачи, если судно принадлежит частному лицу, зарегистрированному в государстве Б.?
34. После окончания второй мировой войны для суда над главными военными преступниками были созданы два международных военных трибунала: в Нюрнберге и Токио. Решением Совета Безопасности в 1993 году было предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 года. В 1998 году был принят и открыт для подписания Статут Международного Уголовного Суда, который работает в Гааге.
Проиллюстрируйте на примере дел о югославском конфликте смешанную систему пресечения нарушений?
Покажите взаимосвязь международного и национального права в защите прав народов и разрешении проблемы геноцида? (на примере Международного уголовного трибунала по Руанде, Африка)
Спрогнозируйте, как изменится работа Международного Уголовного суда, если не будет обращений в судебную инстанцию?
35. На территорию государства А. вторглись войска государства Б. Местное население оказало сопротивление этим войскам. Стихийно возникло народное ополчение, в которое вошли мужчины и женщины – граждане государства А. Лидеры государства А. неоднократно обращались к населению с призывами вступать в ополчение всем, кто может держать в руках оружие. В результате среди ополченцев оказались 14-летние подростки, которые воевали наравне со взрослыми. После окончания вооруженного конфликта государство Б. обвинило государство А. в нарушении Женевских конвенций 1949 г., в частности в том, что государство привлекало в качестве комбатантов несовершеннолетних.
Определите, существуют ли возрастные ограничения на участие в вооруженном конфликте?
Определите, может ли мирное население оказывать сопротивление оккупационным войскам?
Проанализируйте, нарушены ли в данном случае нормы международного гуманитарного права?