НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
1.Сущность прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции.
2.Предмет прокурорского надзора сфере противодействия коррупции.
3.Принципы построения системы и общие положения антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
4.Общая характеристика Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
5.Общая характеристика Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
6.Национальный план противодействия коррупции и его реализация в федеральном законодательстве.
7.Понятие и цели антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
8.Наиболее распространенные признаки коррупциогенности нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта).
9.Перечень вопросов, подлежащих выяснению при проведении проверки исполнения законов о противодействии коррупции.
10.Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта.
11.Правовые основы деятельности прокурора по выявлению и пресечению административных правонарушений коррупционной направленности.
12.Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
13.Признаки основных составов административных правонарушений коррупционной направленности.
14.Организация и состояние ведомственного контроля за осуществлением оперативно-розыскной деятельности.
15.Характеристика приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.03.2017 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
16.Особенности оперативного сопровождения государственных и муниципальных закупок.
17.Особенности оперативного сопровождения сферы реализации социальных гарантий служащих и членов их семей.
18.Методика установления возможной аффилированности государственных служащих с организациями-поставщиками.
19.Методика и тактика выявления фактов необоснованного завышения цен на приобретаемые товары (работы и услуги).
20.Противодействие коррупции в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
21.Правовые основания прокурорского надзора за расследованием преступлений коррупционной направленности.
22.Проверка постановлений о возбуждении уголовных дел.
23.Меры по обеспечению законности и обоснованности применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения.
24.Правовые основы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.
25.Алгоритм подготовки к поддержанию государственного обвинения.
26.Поддержание государственного обвинения в разбирательстве дел коррупционной направленности судом первой инстанции.
27.Апелляционное представление государственного обвинителя по уголовным делам коррупционной направленности.
28.Проверки, направленные на предупреждение и пресечение «откатов», выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
29.Основные направления, формы и методы взаимодействия органов исполнительной власти, следственных органов и прокуратур по противодействию коррупции.
30.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и коррупцией.
1.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, объявленная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 рассматривает коррупцию как угрозу безопасности Российской Федерации, а в качестве одного из основных направлений реализации стратегии определено повышение эффективности деятельности государственных органов по противодействию коррупции.
В чем заключается понятие коррупции как социально-политического явления? Поясните, насколько обоснована множественность определений коррупции. Раскройте сущность прокурорского надзора сфере противодействия коррупции.
2.В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации создано самостоятельное структурное подразделение - Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в прокуратурах субъектов - соответствующие отделы, назначены старшие помощники и помощники прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.
Что включает в себя понятие противодействия коррупции? Определите предмет прокурорского надзора сфере противодействия коррупции.
3.Дайте анализ коррупции как следствие несовершенства государственного механизма. Каковы духовно-нравственные основы коррупции в Российской Федерации?
Поясните на двух-трех примерах как деформация общественного и индивидуального сознания влияет на коррупцию.
4.Важнейшей задачей органов прокуратуры является своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий.
Раскройте содержание полномочий прокурора по осуществлению надзора сфере противодействия коррупции? Что, по Вашему мнению, на практике мешает эффективности данного вида надзора?
5.Одними из типичных нарушений исполнения законов о противодействии коррупции являются прием на службу сотрудников, не имеющих необходимого образования, по поддельным документам, а также несоблюдение конкурсных процедур при поступлении на службу или при замещении другой должности государственной службы.
Покажите, как возникает социально-психологический механизм создания коррупционных отношений в Российской Федерации. В чем состоят задачи прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции?
6.Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определяет круг субъектов ее проведения.
Кто, по-Вашему, являются субъектами ее проведения? Что является предметом рассматриваемой антикоррупционной экспертизы? Какие основные термины содержатся в данном законе?
7.С момента ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции в 2006 году формирование антикоррупционного законодательства получило новое развитие.
Какие федеральные законы регламентируют борьбу с коррупцией в России? Какие изменения в связи с этим внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации?
8.Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" определил коррупцию как фактор угрозы национальной безопасности.
Что представляет собой национальная стратегия противодействия коррупции? Какие положения стратегии направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе?
9.Надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов - одно из ведущих направлений деятельности современной прокуратуры РФ, которое непосредственно связано с укреплением законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ряда иных структур.
Раскройте понятие и цели антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. На каких принципах основана антикоррупционная экспертиза?
10.На основании требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и руководствуясь Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов", органы прокуратуры осуществляют антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Российской Федерации.
Какие, на Ваш взгляд, признаки коррупциогенности нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) являются наиболее распространенными? В чем состоит алгоритм действий эксперта при проведении антикоррупционной экспертизы актов органов прокуратуры?
11.Отдельное внимание органами прокуратуры Российской Федерации уделяется проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которая способствует устранению почвы для коррупционных проявлений. В ходе проводимой прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативные правовые акты и их проекты изучаются на предмет наличия в них коррупциогенных факторов.
Какие основные требования предъявляются к эксперту, осуществляющему антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов? В чем, по-Вашему, заключаются рекомендации по устранению коррупциогенных факторов и устранению (коррекции) коррупциогенных норм?
12.19 февраля 2015 г. Генеральным прокурором Российской Федерации издан Приказ N 78 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях", который предписывает прокурорам в полном объеме использовать полномочия, предоставленные законодательством.
Проведите анализ правовых основ деятельности прокурора по выявлению и пресечению административных правонарушений коррупционной направленности? Определите критерии отнесения административных правонарушений к числу коррупционных. Объясните причины латентности коррупционных правонарушений.
13.Государственный служащий при назначении должность, включенную в перечень, обязан представить сведения о доходах на себя и на членов своей семьи за следующий период (укажите правильный вариант ответа):
А) за период с 1 января текущего года
Б) за последние три года
В) за последние три года
Г) за календарный год, предшествующий году подачи сведений.
Назовите нормативно-правовые акты регулирующие данную сферу.
14.Какими признаками обладает коррупционное преступление в соответствии с Перечнем № 23 преступлений коррупционной направленности, введенного совместными указаниями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13.12.2016 № 797/11?
Могут ли относиться к коррупционным преступления, не отвечающие указанным требованиям? Поясните, как международно-правовые акты определяют коррупционность деяния?
15.Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта и изложенные в нем замечания и предложения носят (укажите правильный вариант ответа):
А) обязательный характер
Б) совещательный характер
В) рекомендательный характер
Г) либо обязательный, либо рекомендательный характер - по решению соответствующего должностного лица
Свой ответ обоснуйте.
16.Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", а также ст. 24.6 КоАП РФ устанавливают полномочия Генерального прокурора Российской Федерации и назначаемых им прокуроров по осуществлению в пределах своей компетенции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях.
Каковы признаки основных составов административных правонарушений коррупционной направленности? В чем особенности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений коррупционной направленности? Какую роль в этом играют органы прокуратуры?
17.Особого внимания требуют проверки соблюдения законодательства о расходах должностных лиц. Какую информацию может запрашивать прокурор для получения сведений о доходах в налоговых органах и органах Росреестра? Является ли перечень таких органов исчерпывающим? Каким образом прокурор может проверить информацию о возможном сговоре сторон сделки?
18.Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» определены полномочия органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в части направления запросов, указанных в статье 11 Федерального закона № 230-ФЗ.
Кто входит в Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции? С какой целью направляются запросы о представлении выписок, содержащих сведения о переходе прав на объекты недвижимости указанных лиц?
19.Основные требования к организации прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности изложены в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности".
Какова организация и состояние ведомственного контроля за осуществлением оперативно-розыскной деятельности? Раскройте содержание принципов данного контроля: полноты, своевременности, результативности.
20.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В чем заключаются особенности оперативного сопровождения государственных и муниципальных закупок? Какова роль прокурорской проверки в противодействии коррупции в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг?
21.При осуществлении надзора на стадии расследования преступлений подлежат исключению случаи необоснованной и немотивированной отмены постановлений о возбуждении уголовного дела, а равно случаи согласования незаконных процессуальных решений.
Раскройте правовые основания прокурорского надзора за расследованием преступлений коррупционной направленности. Какова методика проверки законности постановлений о возбуждении уголовных дел коррупционного характера?
22.Актуальным направлением противодействия коррупции согласно Приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" является надзор за законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, включая акты, устанавливающие запреты и ограничения в сфере предпринимательской деятельности.
Раскройте особенности проверок, направленных на предупреждение и пресечение «откатов»? Каковы средства выявления и устранения коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?
23.Повышенное внимание органами прокуратуры уделяется противодействию коррупции в сферах государственной и муниципальной службы, бюджетной, разрешительной и контрольной сферах, закупочной деятельности.
Какова процедура выявления наиболее значимых нарушений, связанных со значительными суммами причиненного ущерба государственному и муниципальным бюджетам? Поясните методику прокурорской проверки, предназначенной для обнаружения системных правонарушений в этой сфере.
24.В соответствии с требованиями федерального законодательства не допускается участие в государственных и муниципальных закупках тех юридических лиц, которые в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке были привлечены к
административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Объясните, как прокурорский надзор способствует совершенствованию условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок? Как этот вопрос освещен в Национальной стратегии противодействия коррупции?
25.В соответствии с п. 5 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 454 прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур в целях совершенствования деятельности по выявлению преступлений коррупционной направленности необходимо создавать постоянно действующие рабочие группы из числа представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
Раскройте правовые основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Каковы основные направления, формы и методы взаимодействия органов исполнительной власти, следственных органов и прокуратур по противодействию коррупции?
26.С момента начала действия Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» сложились различные «эффективные» схемы проведения государственных закупок, крайне выгодные для коррумпированных должностных лиц и соответствующих «расторопных» поставщиков, подрядчиков и других участников размещения заказов.
Каковы методы установление возможной аффилированности государственных служащих с организациями-поставщиками? Как посредством проведения прокурорской проверки происходит выявление фактов необоснованного завышения цен на приобретаемые товары (работы и услуги)?
27.Прокурор города истребовал из городской администрации ряд постановлений главы города с целью проверки их законности. Администрация города отказала в предоставлении прокурору этих материалов, мотивируя свои действия тем, что в соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право проводить проверку в порядке общего надзора лишь в случае поступления в прокуратуру информации о нарушении. Поскольку прокурор не сообщил такой информации, администрация не обязана предоставлять прокурору постановления главы города.
Как этот вопрос решен Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации»? Оцените действия прокурора и администрации города.
28.В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 Генеральная прокуратура Российской Федерации определена органом, ответственным за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции по всем вопросам взаимной правовой помощи, за исключением гражданско-правовых вопросов.
Какую роль играют Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции? В рамках какой международной организации действует Межгосударственный совет по противодействию коррупции?
29.В целях обеспечения действенного прокурорского надзора, учитывающего требования законодательства и международных обязательств Российской Федерации в области противодействия коррупции, а также эффективной координации деятельности правоохранительных органов в этой области, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции.
Дайте общую характеристику Конвенции ООН против коррупции. Какие основные термины раскрываются в Конвенции?
30.На базе Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует национальный контактный пункт по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности.
Дайте общую характеристику Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи».
1.Прокуратурой Курахского района Республики Дагестан установлено, что конкурсной комиссией МО «Курахский район» по предоставлению грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства проведен конкурс, победителями которого, помимо прочих, определены индивидуальный предприниматель, являющийся сыном председателя комиссии (заместитель главы МО «Куразский район») и индивидуальный предприниматель, являющийся сыном заместителя председателя комиссии (начальник финансового отдела МО «Куразский район»). При этом установлено, что ряду претендентов было необоснованно отказано в участии в конкурсе.
Каков порядок проведения конкурса по предоставлению грантов?
Что представляет собой конфликт интересов?
Имеются ли в данном случае основания для привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности? Дайте аргументированный ответ.
2.Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики проведена проверка. Было установлено, что приказом Министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике незаконно применено такое основание как утрата доверия при расторжении трудового договора с медицинской сестрой поликлиники ФКУЗ «МСЧ МВД по КБР».
Включена ли должность медсестры в соответствующий перечень должностей, на которые распространяются запреты и ограничения?
Могут ли ее действия по обману пациента с целью получения денежных средств (мошенничество) расценены как конфликт интересов?
Обоснуйте свою позицию.
3.Прокуратурой Сеймского административного округа г. Курска установлено, что заведующая ОКДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Здоровячок» в нарушение статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» и статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на должность старшего воспитателя приняла своего супруга, не соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством об образовании к указанной должности. Кроме того, установила стимулирующую надбавку в необоснованно завышенном размере по сравнению с другими работниками учреждения, занимающими такие же должности.
Каков порядок объявления конкурса на занятие должностей в детском саду?
Какие квалификационные требования предъявляются законодательством об образовании к указанной должности?
Распространяются ли на указанных лиц требования статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции»?
Необходимы ли меры прокурорского реагирования в данном случае? Дайте аргументированный ответ.
4.Прокурором Мошенского района Новгородской области внесено представление в связи с замещением дочерью главы Мошенского муниципального района должности главного специалиста отдела экономики, прогнозирования и предпринимательства администрации Мошенского муниципального района. Несоблюдение обязанности сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может
привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов вменено прокурором как главе Мошенского муниципального района, так и его дочери.
Считаете ли, что дочь обоснованно привлечена к дисциплинарной ответственности в результате прокурорского вмешательства? Дайте аргументированный ответ.
В каком случае возникает обязанность уведомления представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов?
Приведите примеры личной заинтересованности служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей?
5.Субъектами антикоррупционной экспертизы являются:
- органы и организации, осуществляющие правотворческие полномочия – в отношении принимаемых нормативных правовых актов на этапе их разработки и действующих нормативных правовых актов при осуществлении мониторинга их применения;
- органы юстиции – при проведении правовой экспертизы с целью государственной регистрации нормативных правовых актов;
Являются ли органы прокуратуры субъектами антикоррупционной экспертизы?
Какие меры вправе принять перечисленные субъекты в случае выявления в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов?
Возможна ли государственная регистрация такого нормативного правового акта без учета высказанных замечаний?
Дайте аргументированный ответ.
6.Прокурор города подготовил и направил руководителям крупных предприятий и организаций, расположенных на территории города запросы о предоставлении ему ежемесячно сведений и отчета о расходовании денежных средств, поступающих из федерального бюджета.
Дайте правовую оценку ситуации.
Дайте оценку правомерности и целесообразности подобных действий прокурора по сбору информации.
Какие акты прокурорского реагирования возможны в случае обнаружения недостоверности сведений о расходовании денежных средств, поступающих из федерального бюджета?
7.В приказе Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» выявлены коррупциогенные факторы. Так, в приказе при описании вида разрешенного использования земельного участка указано, что такой вид разрешенного использования земельного участка предполагает размещение на нем объектов капитального строительства, если их размещение связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей и не причиняет существенного неудобства жителям. Между тем понятия «повседневные потребности жителей» и «существенное неудобство жителей» в классификаторе не раскрыты.
Что такое «необоснованно широкие дискреционные полномочия должностных лиц»?
Покажите, как в данном случае отсутствие определений указанных понятий позволяет произвольно определять возможность размещения на земельном участке соответствующих объектов?
Прокуратура какого уровня полномочна предъявлять требования к Минэкономразвития России о внесении изменений в приказ?
8.По результатам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в связи с утратой доверия уволена руководитель Управления Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике
Бурятия, которая рассматривала дела об административных правонарушениях в отношении руководителя направления филиала ПАО «МТС» по Республике Бурятия, являющегося ее супругом.
Какие основания для самоотвода предусматривает статья 29.3 КоАП РФ?
Усматривается ли в данном случае конфликт интересов, если известно, что по каждому из дел судья приняла отдельное решение с назначением минимального наказания в виде предупреждения?
Имеет ли значение, что, судья, наоборот, по каждому из дел принимала справедливое решение?
9.В числе типичных нарушений при возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, можно выделить: неполное выявление всех предусмотренных законом обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении; ошибочная юридическая оценка совершенных действий, неправильное применение квалифицирующих признаков; непринятие мер по выявлению причин административных правонарушений и способствующих им условий в целях их последующего устранения.
Какие обстоятельства следует учитывать прокурорам при решении вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по статье 19.29 КоАП РФ?
Какие ограничения для лиц, замещавших должность государственной или муниципальной службы, при заключении ими трудового или гражданско-правового договора при переходе с государственной или муниципальной службы в организации предусматривают положения статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»?
Распространяются ли данные ограничения на государственного служащего при переходе в другой государственный орган?
10.Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры.
Как вопросы координации борьбы с преступностью закреплены в Федеральном законе «О противодействии коррупции»?
Какой государственный орган координирует борьбу с преступностью правоохранительных органов?
11.Формы координационной деятельности борьбы с коррупцией определяются ее участниками, исходя из конкретной обстановки.
Является ли перечень форм координации исчерпывающим?
Могли бы Вы назвать иные формы, которые применяются в практической деятельности?
Какие из перечисленных Вами форм координации относятся к наиболее значимым и распространенным?
12.Решением Городищенского районного суда Волгоградской области в 2020 году удовлетворено исковое заявление районной прокуратуры об оспаривании договора купли-продажи земельного участка и возврате его в муниципальную собственность. Земельный участок предоставлен администрацией муниципального района в аренду Ш. (племянница главы Городищенского городского поселения). Желая получить землю в собственность по упрощенной процедуре, Ш. оформила право по поддельным документам на построенный на участке склад. После регистрации права собственности на несуществующий объект недвижимости земельный участок предоставлен администрацией в собственность Ш. по заниженной цене. Используя авторитет родственника – главы городского поселения, Ш. получила от архитектора разрешение на демонтаж мнимого склада и справку БТИ об отсутствии объектов недвижимости на
указанном земельном участке, на основании которых право собственности на склад прекращено.
Какие обстоятельства приобретения имущества должны быть исследованы прокуратурой?
Какое решение может быть принять по материалам проверки прокуратуры в отношении бывшего главы Городищенского городского поселения?
Имеются ли основания для возбуждения уголовного дела (постановления обвинительного приговора)?
13.Основным оперативно-розыскным мероприятием при выявлении преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 290, 291 УК РФ, является оперативный эксперимент. В связи с этим к данному оперативно-розыскному мероприятию предъявляются повышенные требования, и зачастую именно от его результатов зависит не только вопрос возбуждения уголовного дела, но и успех всего дальнейшего расследования.
Каковы основания для осуществления оперативно-розыскной деятельности?
Что, по-Вашему, является главной отличительной чертой провокации взятки от оперативного эксперимента?
На какие основные моменты необходимо обратить внимание уполномоченным прокурорам при изучении законности оперативно-розыскных мероприятий, в том числе, следственного эксперимента?
14.По результатам проверки, проведенной прокуратурой, был установлен факт принятия уполномоченным лицом незаконного распоряжения об отчуждении объекта муниципальной собственности. Прокурором района по данному нарушению внесено предостережение о недопущении аналогичных нарушений в будущем действующего законодательства.
Могут ли такие факты свидетельствовать о коррупции?
Обоснованы ли действия прокурора района?
Какие меры прокурорского реагирования могут быть предприняты прокурором в данном случае?
15.В ходе проверки Фонда имущества Республики Крым было установлено, что имущество, переданное в оперативное управление МУП «Крымские дороги», было отчуждено данным предприятием в пользу третьих лиц.
Каков законный порядок оперативного управления имуществом?
Какие меры прокурорского реагирования могут быть предприняты прокурором в данном случае?
Какие должностные лица и к какому виду ответственности подлежат привлечению?
16.Анализ материалов уголовных дел свидетельствует о наличии нескольких основных способов злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов. Первый способ – аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, то есть систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц. Второй способ – ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок.
Известны ли вам другие способы злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов?
В чем заключаются обязательные требования закона о проведении аукционов в таких случаях?
Какие механизмы, позволяющие обойти такие аукционы, могут быть вскрыты при
проведении прокурорской проверки?
17.Решением Думы Пронского района Рязанской области от 2 марта 2019 г. «Об усилении охраны окружающей среды» на прокуратуру были возложены обязанности по борьбе с нарушением законов об охране окружающей природной среды в указанном районе.
Считаете ли Вы правомерным решение Думы о том, что прокурор должен был «осуществлять контроль за соблюдением земельного законодательства и порядка пользования землей организациями и гражданами».
Как должен поступить прокурор?
Как соотносится деятельность представительных органов местной власти и прокуратуры в вопросах борьбы с коррупцией?
18.В прокуратуру Томской области поступило обращение гражданина Игнатова, в котором он указывал, что со стороны судебных приставов на него неоднократно оказывалось давление и вымогались взятки в крупном размере. Прокурор области направил обращение в следственное управление Следственного комитета РФ по Томской области «для проверки и решения вопроса о привлечения виновных лиц к уголовной ответственности».
Правомерно ли решение прокурора?
Как соотносится деятельность органов прокуратуры и органов юстиции?
К какому направлению деятельности прокуратуры относится прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами?
19.Межведомственным приказом от 06.04.2017 № 247/58/203/200 утверждено Положение о порядке информационного взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации со следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, органами внутренних дел Российской Федерации и органами федеральной службы безопасности при выявлении признаков правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Как осуществляется информационное взаимодействие указанных органов в данном случае?
Какой орган выступает координатором деятельности по борьбе с коррупцией?
Какие задачи решают Координационные совещания руководителей правоохранительных органов?
Каковы основания для создания и функционирование межведомственных рабочих групп?
20.В ходе проведенной прокуратурой Кировского района г. Томска проверки деятельности Отдела судебных приставов-исполнителей по Кировскому району г. Томска был выявлен ряд нарушений требования федерального законодательства, регулирующего исполнительное производство. Так, прокурором было установлено, что постановления о возбуждении исполнительных производств выносятся с несоблюдением трехдневного срока со дня поступления судебных решений; имеют место случаи, когда такие постановления вообще не выносятся; копии указанных постановлений не направляются заинтересованным лицам. Судебные приставы-исполнители зачастую игнорируют требования правовых норм, регулирующих порядок и основания наложения ареста на имущество должников, не соблюдают правила оценки арестованного имущества, а также очередность наложения ареста на имущество.
Могут ли подобные факты свидетельствовать о коррупционности приставов?
Есть ли основания для прокурорского реагирования?
В какой форме возможно прокурорское реагирование в данном случае?
21.Прокуратурой Липецкой области выявлен конфликт интересов, стороной которого являлся председатель комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования липецкой области. Решая вопрос о предоставлении государственной поддержки в виде субсидий и микрозаймов, он
незаконно предоставил субсидию в размере 500 тыс. рублей ООО «Свет», единственным учредителем и директором которого была его супруга, и действовал из личной заинтересованности, повлекшей ненадлежащее исполнение им своих должностных обязанностей.
Имеются ли основания для проведения проверки прокуратурой области? В чем заключаются эти основания?
Возможно ли привлечение должностного лица к ответственности по результатам рассмотрения представления прокурора области?
Достаточно ли в данном случае дисциплинарной ответственности, если установлено, что денежные средства им добровольно возвращены?
22.Из анонимного письма, поступившего в прокуратуру области, стало известно, что, несмотря на уклонение от уплаты налогов и сокрытие доходов от налогообложения в особо крупных размерах акционерным обществом «Экспохлеб» и коммерческим банком, соответствующий правоохранительный орган уголовного дела не возбудил. В письме высказано подозрение, что должностные лица правоохранительного органа получили взятки.
Может ли подобное бездействие свидетельствовать о коррупции?
Достаточно ли подозрения для проведения прокурорской проверки?
Каков порядок реагирования на информацию, содержащуюся в анонимных источниках?
23.Работник департамента кадров федерального агентства Мордвинов в установленный законодательством срок – до 30 апреля не представил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также такого рода сведения в отношении своей супруги и несовершеннолетних детей, между тем, занимаемая Мордвиновым должность входит в Перечень должностей, при замещении которых государственные служащие обязаны представлять такого рода сведения. Сам он мотивировал позже такое своё бездействие фактом нахождения в отпуске с 17 марта по 30 апреля, а указанные сведения обещал представить позже.
Каков порядок представления сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен законом?
Совершил ли Мордвинов правонарушение?
Будет ли законным его увольнение с государственной службы за данное деяние?
24.Министерству отдельной строкой было выделено бюджетное финансирование на закупку специального оборудования на сумму в 20 млн. руб. Оборудование планировалось закупать в октябре, когда будут подготовлены соответствующие помещения. В первой половине года из-за появления новых фирм, выпускающих требуемое оборудование, его стоимость снизилась на 15 - 20 %, в результате чего стала очевидной возможность экономии средств по этой бюджетной статье (при этом количественное или качественное изменение объемов закупки невозможно из-за ограничений по площади помещений и функционалу). Из-за изменения ситуации на рынке экономия выделенных бюджетных средств может составить 3 - 4 млн. руб. В силу жесткости финансового законодательства перенос этих средств на любые другие статьи невозможен, поэтому они должны быть возвращены в бюджет. Специалист управления заказов министерства Фролов при подготовке конкурсной документации указал цену контракта в полном объеме поступивших денежных средств - 20 млн. руб., изначально зная, что можно сэкономить. Тем более по телефону он уже общался с представителем одного из участников закупки – ООО «Сигма», который обещал пригласить его в ресторан на праздничный банкет, посвященный юбилею фирмы и заключению такого выгодного контракта с Министерством.
Совершил ли Фролов коррупционное правонарушение?
Может ли служить оправданием Фролова, что он заботился, чтобы не произошло сокращение бюджета министерства на следующий финансовый год по данной статье
из-за возвращения средств в бюджет?
Может ли приглашение на юбилей фирмы расцениваться как взятка?
25.В редакцию Независимой газеты поступило сообщение о том, что руководитель одного из центральных управлений Минобороны России имеет доходы и имущество, явно несопоставимые с размерами его денежного довольствия. Корреспондент от имени газеты направил в Минобороны России запрос о представлении ему информации по данному вопросу.
Каковы действия должностных лиц Минобороны России при получении такого запроса?
Является ли информация газеты основанием для проведения прокурорской проверки?
Какие подготовительные действия по проверке данного факта должны быть проведены?
26.В личном деле государственного служащего Статкевича в качестве членов семьи были указаны жена, сын Семен (17 лет), сын Михаил (22 года). Все они проживали в одной квартире. Оба сына являлись студентами вуза. Статкевич представил в кадровый орган сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также такого рода сведения в отношении своей супруги и сына Семена. Однако через неделю работник кадрового органа в ходе разговора со Статкевичем по телефону потребовал от него направить в дополнение к ранее представленным сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера такого рода сведения в отношении своего старшего сына Михаила.
Законны ли требования работника кадрового органа?
Подлежит ли Стариков привлечению к дисциплинарной ответственности за невыполнение такого требования?
Какие акты прокурорского реагирования возможны в случае обнаружения недостоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников?
27.Мелехин - старший преподаватель университета (ГБОУ ВПО), взял деньги в сумме 70 тыс. руб. с гражданки Скобцевой. за оказание помощи ее сыну при поступлении в университет. Мелехин пообещал, что сын Скобцевой в обязательном порядке поступит учиться в университет, в противном случае он обещал вернуть ей деньги. При этом Мелехин не входил в состав приемной комиссии и реально не влиял на процесс поступления сына гражданки в университет.
Оцените действия Мелехина с точки зрения противоправности.
Усматривается ли в его действиях признаки преступления?
Совершил ли Мелехин коррупционное деяние?
28.Прокурор одного из субъектов Российской Федерации посчитал, что постановление Правительства России по вопросам подачи налоговых деклараций противоречит закону. Он обратился в Генеральную прокуратуру с представлением об опротестовании постановления правительства.
Какими нормативными актами регламентирован вопрос подачи налоговых деклараций?
Считаете ли Вы представление об опротестовании постановления Правительства России соответствующими положениям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»?
29.Прокурор области отстранил следователя от производства расследования по делу о хищении денежных средств в особо крупных размерах бухгалтером галантерейной фабрики Тришкиной на том основании, что следствие велось некачественно, имеющиеся в показаниях свидетелей и обвиняемой противоречия не устранялись, следствие приняло волокитный характер, постановления о продлении срока следствия и срока содержания под стражей, обвиняемой своевременно не выносились.
Что является законным основанием отстранения следователя от производства
расследования?
Поясните, вправе ли был прокурор области отстранить следователя от расследования по делу.
Возможны ли другие меры реагирования на действия (бездействия) следователя?
30.Начальник пресс-службы федерального агентства Ветров по указанию руководителя провел пресс-конференцию для СМИ, посвященную завершению строительства участка высокоскоростной железной дороги. Спустя две недели Ветрову поступило из редакций трех газет предложение дать свои банковские реквизиты для перечисления авторского гонорара за опубликованные материалы пресс-конференции.
Имелись ли основания для такого вознаграждения?
Является ли руководитель пресс-службы должностным лицом?
Какие нормативные правовые акты содержат запреты и ограничения для государственных служащих?