Контрольная работа по дисциплине
«Основы этнографии и исторической географии» (ОЭГ-00)
Вопрос 1. Приведите определения предмета этнографии, данное С.А. Токаревым в 1968 году.
Вопрос 2. Дайте определение этнографии как науки.
Вопрос 3. Приведите современное определение понятия «этнос».
Вопрос 4. Как должна рассматриваться этнография с точки зрения ее общенаучного и социального значения?
Вопрос 5. Назовите основные разделы в этнографическом исследовании.
Вопрос 6. Рассматривая традиционное природопользование на опыте изучаемых народов, выделите и назовите три уровня традиционности.
Вопрос 7. Что такое материальная культура?
Вопрос 8. Как Вы определяете понятие «духовная культура»?
Вопрос 9. Дайте определение передвижения этнических групп в пределах этнической территории, переселения их в другие районы.
Вопрос 10. Объясните смысл и содержание понятия «матриархат».
Сборник практических заданий
по дисциплине «Основы этнографии и исторической географии» код (ОЭГ-93)
Ситуация 1. При каких обстоятельствах этнография может давать и дает материал для характеристики национально-культурной специфики отдельных народов или стран?
Ситуация 2. В какой ситуации может произойти глубокий локальный экологический кризис - нарушение экосферы?
Ситуация 3. В какой ситуации применялось понятие «номовая обрядность»?
Ситуация 4. В какой ситуации возникают новые элементы культуры социальных организмов - инновации?
Ситуация 5. При каких обстоятельствах осуществляется табуация?
Ситуация 6. В какой связи в этнографии употребляется понятие «фольклор»?
Ситуация 7. Назовите проблемы, в которых сохраняются самые тесные связи географии и этнографии.
Ситуация 8. Какие стадии развития народов выделял Л. Морган?
Ситуация 9. В какой ситуации процесс классообразования наиболее интенсивен?
Ситуация 10. Назовите составные части второго хозяйственно-культурного типа.
Сборник заданий по дисциплине
«Основы этнографии и исторической географии» (код ОЭГ)
Задание 1.
Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Что понимается под словом этнография?
1. народоописание;
2. наука о народах мира;
3. народоведение;
4. квинтэссенция общественных наук;
5. этнология.
Вопрос 2. Когда возникла этнография как самостоятельная отрасль знаний?
1. 100 лет назад;
2. 150 лет назад;
3. 300 лет назад;
4. 400 лет назад;
5. 500 лет назад.
Вопрос 3. На протяжении какой истории человечества накапливались этнографические материалы?
1. материальной;
2. естественной;
3. первобытной;
4. письменной;
5. средневековой.
Вопрос 4. Кто определил этнографию как квинтэссенцию общественных наук?
1. Л.Я. Штернберг;
2. С.П. Толстов;
3. М.Г. Левин;
4. Ю.В. Бромпей;
5. С.А. Токарев.
Вопрос 5. Как называется в этнографии проблема происхождения народов?
1. этногенез;
2. этнология;
3. народоведение;
4. этнос;
5. народоописание.
Задание 2.
Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Как называется направление в этнографии, изучающее проблемы расселения народов?
1. народоведение;
2. урбанизация;
3. этническая география;
4. этногенез;
5. этнические процессы.
Вопрос 2. Какой термин в русском языке считался эквивалентом термина «этнос»?
1. народ;
2. племя;
3. толпа;
4. группа людей;
5. общность людей.
Вопрос 3. Какой наукой является этнография?
1. географической;
2. философской;
3. социальной;
4. исторической;
5. общественной.
Вопрос 4. Какая наука охватывает весь дописьменный период истории человечества и все бесписьменные народы-этносы?
1. история;
2. этнография;
3. философия;
4. археология;
5. социология.
Вопрос 5. На базе какой науки этнография возникла как самостоятельная научная дисциплина?
1. исторической;
2. археологической;
3. философской;
4. социологической;
5. географической.
Задание 3.
Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. К каким народам относились народы, не имеющие письменности?
1. второстепенным;
2. неразвитым;
3. отсталым;
4. неисторическим;
5. невежественным.
Вопрос 2. Когда возникла эпоха классического общества?
1. 7 тыс. лет назад;
2. 8 тыс. лет назад;
3. 9 тыс. лет назад;
4. 10 тыс. лет назад;
5. 11 тыс. лет назад.
Вопрос 3. Сколько разделов можно выделить в этнографических исследованиях?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 4. Какой вопрос дают возможность решить этногенез и этническая история?
1. процессы межэтнических отношений;
2. о происхождении самого этноса, изменениях этнических общностей;
3. характер производства;
4. особенности культуры;
5. результаты межэтнических отношений.
Вопрос 5. На какой вопрос отвечают основные занятия и социальная организация?
1. о материальной культуре;
2. о характере социальной организации;
3. о характере производства этноса и особенностях возникающих на его основе;
4. о духовной культуре;
5. о результатах межэтнических отношений.
Задание 4.
Изучить главу 1. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Как называется направление этнографии, изучающее этническое многообразие мира и традиционное природопользование?
1. экология;
2. этноэкология;
3. природопользование;
4. этногенез;
5. этнология.
Вопрос 2. Как называются народы, находящиеся на стадии присваивающего хозяйства?
1. живущие в гармонии с природой;
2. зависимые от природы;
3. покоряющие природу;
4. вписывающиеся в природу;
5. не зависящие от природы.
Вопрос 3. К чему приводит любой природный сдвиг, создающий основу для прогрессивного развития демографических процессов и совершенствование производительных сил?
1. к кризису экосистемы;
2. к разрушению экологической ниши;
3. к перенапряжению экосферы;
4. к потреблению продуктов природной среды;
5. к экологическим проблемам.
Вопрос 4. Что означает понятие флуктуация?
1. колебание, отклонение;
2. движение;
3. распределение;
4. изменение;
5. равномерность.
Вопрос 5. Как следует определять жизнь народов в системе традиционного природопользования?
1. живущие в согласии с природой;
2. традиционность;
3. природное равновесие;
4. жизнь в экологической нише;
5. живущие в условиях естественного равновесия.
Задание 5.
Изучить главу 2.
Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Назовите дату работы первого Международного конгресса антропологических и этнографических наук.
1. 1934 г.;
2. 1935 г.;
3. 1936 г.;
4. 1937 г.;
5. 1938 г.
Вопрос 2. В каком году был создан этнографический музей?
1. 1834 г.;
2. 1835 г.;
3. 1836 г.;
4. 1837 г.;
5. 1838 г.
Вопрос 3. Назовите дату создания Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.
1. 1863 г.;
2. 1864 г.;
3. 1865 г.;
4. 1866 г.;
5. 1867 г.
Вопрос 4. Сколько экспонатов насчитывает музей антропологии и этнографии России?
1. 100 тыс.;
2. 500 тыс.;
3. 200 тыс.;
4. 300 тыс.;
5. 400 тыс.
Вопрос 5. Назовите годы издания «Этнографического сборника»:
1. 1853-1864 гг.;
2. 1852-1863 гг.;
3. 1851-1862 гг.;
4. 1850-1861 гг.;
5. 1849-1860 гг.
Задание 6.
Изучить главу 3.
Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Как называется в антропологии группа людей, выделяемая на основании их родства по происхождению, которая имеет внешние проявления во многом сходных физических признаков и общность древних и современных территорий?
1. этнос;
2. племя;
3. род;
4. раса;
5. группа людей.
Вопрос 2. В какую эпоху закончилось формирование рас?
1. неолита;
2. плейстоцена;
3. верхнего палеолита;
4. бронзового века;
5. энеолита.
Вопрос 3. В результате какого развития произошло образование новых рас и разграничительных признаков между ними?
1. биологического, естественного;
2. физиологического;
3. исторического;
4. антропологического;
5. социального.
Вопрос 4. Как называются в антропологии группы людей, чьи физические особенности являются результатом исторических контактов различных рас и их подразделений?
1. этносы;
2. народы;
3. этнические общности;
4. народности;
5. антропологические типы.
Вопрос 5. Как называется наиболее общее философское определение всего того, что создано человеком в отличие от того, что создано природой?
1. творчество;
2. культура;
3. материальные блага;
4. цивилизация;
5. культурные ценности.
Задание 7.
Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Сколько видов культуры различают этнографы?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Назовите культуры, различаемые этнографами:
1. творчество;
2. цивилизация;
3. материальная и духовная;
4. культурные ценности;
5. архитектура и искусство.
Вопрос 3. Назовите термин, применяемый в этнографии для выявления истоков и происхождения самих этносов, а также явлений и объектов культуры:
1. генезис;
2. синтез;
3. анализ;
4. источник;
5. этногенез.
Вопрос 4. Назовите термин, означающий принадлежность по происхождению данной территории, местный, коренной по происхождению:
1. абориген;
2. туземец;
3. местный;
4. автохтонный;
5. коренной.
Вопрос 5. Приведите понятие, охватывающее все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности:
1. среда;
2. быт;
3. хозяйственный тип;
4. семья;
5. бытовая среда.
Задание 8.
Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Назовите первую этническую общность в истории человечества:
1. племя;
2. род;
3. община;
4. народность;
5. этническая группа.
Вопрос 2. Назовите первую этническую общность классового общества, возникшую на основе смешения и слияния различных племен, объединенных не только по кровнородственным признакам, но и по территориально-соседским.
1. племя;
2. род;
3. народность;
4. община;
5. этническая группа.
Вопрос 3. Назовите высшую форму этнической общности людей, исторически сложившихся на базе слияния ранних форм родственных и неродственных этнических общностей (племен, народностей).
1. род;
2. народность;
3. этническая группа;
4. нация;
5. племя.
Вопрос 4. Как называются специфические по своей культуре и происхождению группы людей, обособленные от окружающего этнического массива народностей или наций?
1. нации;
2. этнографические группы;
3. народности;
4. род;
5. племя.
Вопрос 5. Назовите этническую общность нации за пределами ее основного обитания.
1. национальные меньшинства;
2. мигранты;
3. нации;
4. народности;
5. эмигранты.
Задание 9.
Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Приведите определение заселенной человеком части земной поверхности.
1. регион;
2. область;
3. анклав;
4. ойкумена;
5. мегаполис.
Вопрос 2. Как называется место формирования данного этноса, зона обитания его основной части?
1. район;
2. регион;
3. этническая территория;
4. родина;
5. ойкумена.
Вопрос 3. Назовите определение процесса установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности.
1. интеграция;
2. консолидация;
3. ассимиляция;
4. миграция;
5. аккомодация.
Вопрос 4. Дайте определение процесса слияния относительно самостоятельных народов и их крупных подразделений, обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность.
1. интеграция;
2. консолидация;
3. адаптация;
4. аккультурация;
5. аккомодация.
Вопрос 5. Как называется процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого и полностью утраивают прежнюю этническую принадлежность?
1. консолидация;
2. адаптация;
3. аккультурация;
4. интеграция;
5. ассимиляция.
Задание 10.
Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Как называется тенденция сосредоточения промышленности и населения в крупных городах?
1. урбанизация;
2. аккомодация;
3. аккультурация;
4. адаптация;
5. миграция.
Вопрос 2. Назовите действо, имеющее регламентацию, связанное с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной жизни этноса:
1. обычай;
2. традиция;
3. обряд;
4. пережиток;
5. инициация.
Вопрос 3. Как называется установленное правило поведения в данной этнической общности?
1. обряд;
2. обычай;
3. пережиток;
4. традиция;
5. адаптация.
Вопрос 4. Дайте определение явления, чуждого современному состоянию общественной и культурной жизни, являющегося наследием пройденных ступеней культуры, которое сохраняется членами данной этнической общности по привычке или из подражания:
1. предрассудок;
2. обычай;
3. обряд;
4. пережиток;
5. традиция.
Вопрос 5. Назовите явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса:
1. обычай;
2. предрассудок;
3. обряд;
4. пережиток;
5. традиция.
Задание 11.
Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Назовите основную социальную ячейку доклассового общества:
1. племя;
2. семья;
3. община;
4. род;
5. союз племен.
Вопрос 2. Назовите подразделение племени, объединяющее несколько взаимобрачных родов, которые большей частью произошли из одного рода:
1. эпигамия;
2. фратрия;
3. экзогамия;
4. эндогамия;
5. союз племен.
Вопрос 3. Как называлось временное объединение родственных или соседствующих племен, образованное, прежде всего, для отражения угрозы нападения врага?
1. фратрия;
2. община;
3. союз племен;
4. род;
5. интеграция.
Вопрос 4. Как называется наука, которая изучает традиционные отношения власти и властвования в доклассовых и раннеклассовых общественных организмах?
1. протестарная этнография;
2. политология;
3. социология;
4. этнология;
5. история.
Вопрос 5. Назовите обряд посвящения юношей и девушек в члены рода, переход в группу взрослых:
1. посвящение;
2. ритуал;
3. конфирмация;
4. инициация;
5. причастие.
Задание 12.
Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Какой брак характерен для классового общества?
1. полигамный;
2. моногамный;
3. парный;
4. полиандрия;
5. ортокузенный.
Вопрос 2. Как называется предпочтительная или обязательная форма брака?
1. полигамный;
2. парный;
3. сорорат;
4. ортокузенный;
5. моногамный.
Вопрос 3. Назовите своеобразную форму брака на самых ранних этапах истории человечества (эпоха первобытного стада):
1. промискуптет;
2. сорорат;
3. полиандрия;
4. полигамия;
5. моногамный.
Вопрос 4. Как называется специфическая регламентация соединения брачных пар?
1. моногамия;
2. полигамия;
3. форма семьи;
4. полиандрия;
5. сорорат.
Вопрос 5. Как называется линия, по которой ведется счет родства?
1. инициация;
2. матрилинейность;
3. билинейность;
4. филиация (линейность);
5. патрилинейность.
Задание 13.
Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Что является началом начал в этнографии?
1. происхождение семьи;
2. возникновение государства;
3. антропология;
4. хозяйственная деятельность этноса;
5. генезис частной собственности.
Вопрос 2. Назовите основные занятия на самых ранних этапах развития:
1. земледелие;
2. собирательство, охота, рыболовство;
3. рыболовство;
4. скотоводство;
5. охота.
Вопрос 3. Как называется расселение этноса или его подразделений на ограниченном пространстве в специальных постройках, сооружениях?
1. поселение;
2. село;
3. деревня;
4. город;
5. урбанизация.
Вопрос 4. Назовите специальную постройку или сооружение для обитания и защиты от стихийных явлений:
1. дом;
2. навес;
3. укрытие;
4. жилище;
5. палатка.
Вопрос 5. Как называются отдельные или относительно систематизированные представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, и их влияние на судьбы его и связанных с ним людей?
1. предрассудки;
2. форма сознания;
3. верование;
4. система взглядов;
5. вера в сверхъестественное.
Задание 14.
Изучить главу 3. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Какое понятие употребляется в ряде этнографических работ с учетом различий между верованиями и религиями для характеристики комплекса иррациональных представлений этнической группы?
1. верование;
2. язычество;
3. анимизм;
4. дорелигиозные верования;
5. тотелизм.
Вопрос 2. Дайте определение веры человека в способность сверхъестественными средствами оказывать влияние на естественный ход событий, на материальные предметы или на другого человека:
1. магия;
2. инициация;
3. фетишизм;
4. тотелизм;
5. анимизм.
Вопрос 3. Как называется поклонение неодушевленным предметам, которые наделялись сверхъестественной силой, способной оказать помощь поклоняющимся им?
1. анимизм;
2. тотелизм;
3. фетишизм;
4. магия;
5. верования.
Вопрос 4. Дайте определение одушевления, наделение сверхъестественной душой всех вещей, сил и явлений природы:
1. тотелизм;
2. язычество;
3. фетишизм;
4. магия;
5. анимизм.
Вопрос 5. Назовите принятие человеком любого образа с помощью специальных действий или предметов:
1. зоолатрия;
2. анимализм;
3. фетишизм;
4. перевоплощение;
5. камлание.
Задание 15.
Изучить главу 4. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Назовите ведущий метод сбора этнографических данных:
1. экспедиции;
2. камеральные работы;
3. непосредственное наблюдение;
4. социологические опросы;
5. полевые исследования.
Вопрос 2. Какой экспедиционный метод дает наиболее полные и ценные этнографические материалы?
1. стационарный;
2. полевой;
3. сезонный выезд;
4. оперативный;
5. наблюдательный.
Вопрос 3. Назовите количество месяцев этнографического года для осуществления экспедиции:
1. 11-12;
2. 12-13;
3. 13-14;
4. 14-15;
5. 15-16.
Вопрос 4. Как называется метод соучастия этнографа в социальном или семейном действе, обряде, событии в период экспедиционной работы?
1. наблюдения;
2. эксперимент;
3. соучастие;
4. фиксация;
5. внедрение.
Вопрос 5. Как называется работа с обоснованно выбранным информатором или информаторами в данной этнической общности?
1. социологический опрос;
2. наблюдение;
3. эксперимент;
4. фиксация;
5. опрос.
Задание 16.
Изучить главу 4. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. В недрах какой науки рождалась этнография?
1. географии;
2. антропологии;
3. археологии;
4. истории;
5. языкознании.
Вопрос 2. Назовите число известных этнографии этнических связей:
1. 1 тыс.;
2. 3 тыс.;
3. 2,2 тыс.;
4. 4 тыс.;
5. 5 тыс.
Вопрос 3. Сколько классификаций выработано в языкознании?
1. одна;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 4. Назовите основные классификации, выработанные в языкознании, для изучения языка как средства общения между людьми:
1. типологическая;
2. генетическая;
3. сравнительная;
4. морфологическая и генеалогическая;
5. сопоставительная.
Вопрос 5. Назовите количество всех языков мира:
1. 1 тыс.;
2. 2 тыс.;
3. более 3 тыс.;
4. 4 тыс.;
5. 5 тыс.
Задание 17.
Изучить главу 4. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. На какой основе устанавливается родство языков?
1. на генетической;
2. на генеалогической;
3. на морфологической;
4. по словарному фонду и грамматическому строю;
5. на лингвистической.
Вопрос 2. Сколько описано из 3 тысяч языков мира?
1. 1000;
2. 2796;
3. 3000;
4. 2600;
5. 2300.
Вопрос 3. На чем основывается лингвистическая классификация в этнографии?
1. на генеалогической классификации в языкознании;
2. на географическом принципе;
3. на систематизации языков;
4. на антропологической основе;
5. на культурно-этнографической типологии.
Вопрос 4. Как соотносятся лингвистическая классификация и этническая карта мира?
1. не соотносятся;
2. относительно;
3. совпадают;
4. при определенных условиях;
5. не совпадают.
Вопрос 5. Назовите число языковых семей в мире:
1. 10;
2. более 20;
3. 30;
4. около 15;
5. 50.
Задание 18.
Изучить главу 5. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Назовите два величайших открытия, во многом способствующих прогрессу человечества и мировой цивилизации:
1. земледелие и ремесло;
2. охота и собирательство;
3. животноводство и рыболовство;
4. земледелие и животноводство;
5. ремесло и рыболовство.
Вопрос 2. Сколько лет тому назад появились земледелие и животноводство?
1. 10 тыс. лет;
2. 20 тыс. лет;
3. 30 тыс. лет;
4. 40 тыс. лет;
5. 12-14 тыс. лет.
Вопрос 3. Когда возникло пашенное, плужное земледелие?
1. 1-2 тыс. лет;
2. 2-3 тыс. лет;
3. 6-8 тыс. лет;
4. 7-8 тыс. лет;
5. 9-10 тыс. лет.
Вопрос 4. Назовите первое крупное разделение труда:
1. отделение скотоводства от земледелия;
2. отделение ремесла от земледелия;
3. отделение ремесла от скотоводства;
4. отделение торговли от ремесла;
5. отделение ремесла от торговли.
Вопрос 5. Сколько культурно-хозяйственных типов выделяется в этнографии?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Задание 19.
Изучить главу 5. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Назовите первый хозяйственно-культурный тип:
1. ручное земледелие;
2. скотоводство;
3. ремесло;
4. охота, собирательство, рыболовство;
5. пашенное земледелие.
Вопрос 2. Назовите второй хозяйственно-культурный тип:
1. пашенное земледелие;
2. ручное земледелие и скотоводство;
3. охота;
4. рыболовство;
5. собирательство.
Вопрос 3. Назовите третий культурно-хозяйственный тип:
1. ручное земледелие;
2. скотоводство;
3. пашенное земледелие;
4. охота, собирательство;
5. рыболовство.
Вопрос 4. Чем обусловлено выделение подтипов внутри генеральных хозяйственно-культурных типов?
1. ландшафтно-климатическими зонами;
2. географическими условиями;
3. антропогенными особенностями;
4. природными факторами;
5. производительной деятельностью людей.
Вопрос 5. Назовите ведущие элементы материальной культуры этносов:
1. язык;
2. производительная деятельность;
3. традиции;
4. характер социальных связей;
5. пища, одежда, жилище.
Задание 20.
Изучить главу 5. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Что является экономическим основанием ранних форм государственности?
1. промышленность;
2. ручное земледелие, скотоводство;
3. мануфактуры;
4. ремесло;
5. охота и собирательство.
Вопрос 2. Чего не знал весь Новый Свет до появления европейцев?
1. охоты;
2. собирательства;
3. пашенного земледелия;
4. ручного земледелия;
5. животноводства.
Вопрос 3. Что явилось отправной точкой для открытия земледелия?
1. собирательство;
2. ручное земледелие;
3. пашенное земледелие;
4. охота;
5. скотоводство.
Вопрос 4. Что характерно для всех ручных земледельцев?
1. общинная структура;
2. племенные союзы;
3. моногамия;
4. оседлый образ жизни;
5. полигамия.
Вопрос 5. Что знали практически все народы, вступив на путь земледельческого хозяйства?
1. мотыгу;
2. ткани;
3. сажальный кол;
4. скотоводство;
5. керамику.
Задание 21.
Изучить главу 6. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Назовите количество сфер жизни этносов, к которым относятся данные археологических материалов:
1. одна;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Назовите сферы жизни этносов, к которым относятся данные археологических материалов:
1. орудия труда;
2. жилище и утварь;
3. производство и материальная культура, аспекты духовной культуры;
4. прикладное искусство;
5. верование.
Вопрос 3. Назовите вид данных, занимающих значительное место в комплексе научных источников для решения этногенетических проблем:
1. языковые данные;
2. культурные связи этносов;
3. письменные источники;
4. генеалогическая классификация;
5. лингвистические данные.
Вопрос 4. Какая наука предоставляет возможность заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этнической истории народа?
1. морфология;
2. социология;
3. философия;
4. история;
5. языкознание.
Вопрос 5. Что является основанием для выводов об этнокультурных контактах этнических общностей?
1. топонимика;
2. письменные источники;
3. этнонимы;
4. личные имена людей;
5. язык.
Задание 22.
Изучить главу 6. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Какие дополнительные источники могут быть использованы при освещении вопросов происхождения народов?
1. этногенетические предания;
2. фольклор;
3. народное творчество;
4. легенды;
5. сказания.
Вопрос 2. Чем детерминируется хозяйственная деятельность этноса?
1. природными условиями;
2. условиями воспроизводства;
3. физико-географическими условиями обитания и уровнем социального развития;
4. условиями расселения;
5. экологической средой.
Вопрос 3. Что в материальной культуре наиболее этнически показательно?
1. утварь;
2. национальная одежда;
3. жилища;
4. тип поселения;
5. орнаментика.
Вопрос 4. Что позволяет реконструировать общественные отношения прошлых эпох?
1. традиционный быт;
2. обычаи;
3. социальные отношения;
4. традиции производственной деятельности;
5. общественный быт.
Вопрос 5. Назовите самую консервативную форму семейного быта:
1. праздники;
2. оформление жилища;
3. рождение и воспитание детей;
4. похоронный обряд;
5. обрядовые традиции.
Задание 23.
Изучить главу 7. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Какие события нового времени неизмеримо расширили знание о земном шаре и его населении?
1. Крестовые походы;
2. колониальные войны;
3. освоение Сибири;
4. Великие географические открытия;
5. открытие Америки.
Вопрос 2. С освоения каких территорий Россией началось накопление материалов по этнографии?
1. Севера;
2. Сибири, Кавказа;
3. Дальнего Востока;
4. Средней Азии;
5. Карелии.
Вопрос 3. Когда в России возникает Географическое общество с отделением этнографии?
1. 1845 г.;
2. 1846 г.;
3. 1847 г.;
4. 1848 г.;
5. 1849 г.
Вопрос 4. В каком году в СССР был создан Академический научно-исследовательский этнографический центр?
1. 1931 г.;
2. 1932 г.;
3. 1933 г.;
4. 1934 г.;
5. 1935 г.
Вопрос 5. Кто является основоположником эволюционной школы в этнографии?
1. Токарев С.;
2. Тейлор Э.;
3. Бромлей Ю;
4. Рогинский Я.;
5. Левин М.
Задание 24.
Изучить главу 7. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. В каком году выходит книга Э. Тейлора «Исследования в области древней истории человечества»?
1. 1864 г.;
2. 1865 г.;
3. 1866 г.;
4. 1867 г.;
5. 1868 г.
Вопрос 2. Сколько этнографических школ возникло в Западной Европе перед первой мировой войной?
1. одна;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 3. В чем суть антропогеографического метода Ф. Ратцеля?
1. в противопоставлении истории природы и истории общества;
2. в независимости культур;
3. в невозможносиь понимания истории;
4. в диффузионизме;
5. в пространственном распространении культур и их связь с географической средой.
Вопрос 4. Назовите представителя концепции культурно-исторической ветви Баденской школы:
1. Шмидт В.;
2. Фробениус Л.;
3. Гребнер Ф.;
4. Риккерт Г.;
5. Ратцель Ф.
Вопрос 5. Назовите представителя венской культурно-исторической концепции в этнографии:
1. Риккерт Г.;
2. Ратцель Ф.;
3. Гребнер Ф.;
4. Шмидт В.;
5. Фробениус Л.
Задание 25.
Изучить главу 7. Выбрать к вопросу правильный вариант ответа и отметить его в карточке ответов.
Вопрос 1. Как понимал общество людей представитель социологической школы Э. Дюркегейм?
1. как стадии развития;
2. как социальную солидарность;
3. как общество индивидуалистов;
4. как систему закрытых статичных организмов;
5. как стадии вживания в среду обитания.
Вопрос 2. Назовите положения Э. Дюркгейма об идее существования с индивидуальным сознанием «коллективных представлений»:
1. фольклор;
2. религиозные поверья, мифы, нормы морали и права;
3. творчество;
4. жилище;
5. формы быта.
Вопрос 3. В работах этнографов какой страны получили широкое распространение идеи функциональной школы в этнографии?
1. Англии;
2. Франции;
3. Германии;
4. США;
5. России.
Вопрос 4. Назовите основоположников функциональной школы в этнографии:
1. Дюркгейм Э.;
2. Гребнер Ф.;
3. Шмидт В.;
4. Фробениус Л.;
5. Рэдклифф-Браун А., Малиновский Б.
Вопрос 5. Кто изложил концепцию психологической школы в этнографии?
1. Малиновский Б.;
2. Фробениус Л.;
3. Александер Ф.;
4. Фрейд З.;
5. Дюркгейм Э.