Тестовые задания для зачета по учебной дисциплине
«Общая психология»
Вариант 1.
Задание № 1.
Инструкция: Из предложенных вариантов ответа выберите один правильный ответ. Обведите в бланке ответов букву, соответствующую варианту правильного ответа.
Пример:
1. Основателем психоанализа является:
а) Пиаже Ж. в) Фрейд З.
б) Олпорт Г. г) Бюлер Ш.
Правильный ответ: 1.в.
1. Предметом российской психологической науки на сегодняшний день является:
а) деятельность в) психика
б) личность г) поведение
2. Физиологической основой психической деятельности является:
а) организм в) сознание
б) головной мозг г) рефлексы
3. В российской психологической науке количество методов исследования:
а) уменьшается
б) остается неизменным
в) увеличивается
4. Формами проявления психики являются:
а) психические свойства
б) психические свойства и состояния
в) психические свойства, состояния и процессы
5. Сознание человека является предметом исследования в:
а) эмпиризме в) дуализме
б) гештальтпсихологии г) бихевиоризме
6. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека называется:
а) аккомодацией в) апперцепцией
б) агглютинацией г) ассертивностью
7. Внимание без волевых усилий называется:
а) произвольным в) самопроизвольным
б) послепроизвольным г) непроизвольным
Задание № 2.
Инструкция: Из предложенных вариантов ответа выберите все правильные ответы. Обведите в бланке ответов буквы, соответствующие вариантам правильных ответов.
Пример:
1. К числу объективных эмпирических методов исследования относятся:
а) наблюдение в) тесты
б) интервью г) моделирование
Правильный ответ: 1. в, г.
8. Основными закономерностями ощущений являются:
а) чувствительность в) апперцепция
б) чувственность г) адаптация
9. Виды наблюдения в зависимости от регулярности:
а) сплошное в) одиночное
б) систематическое г) открытое
10. Психологическая защита имеет следующие виды:
а) схематизация г) типизация
б) сублимация д) проекция
в) компенсация е) рационализация
Задание № 3.
Инструкция: Самостоятельно сформулируйте ответ на задание, дополните одно слово. Впишите его в бланк ответов под соответствующим номером задания.
Пример:
1. Психологическая защита в виде снижения значимости цели называется __________
Правильный ответ: 1. рационализация.
11. Метод исследования, предполагающий сбор психологических фактов в виде письменного опроса, называется__________________
12. Высшим уровнем психического отражения является _______________
13. Отражение окружающего мира и на этой основе регуляция поведения и деятельности является функцией _____________
14. Механизм межличностного восприятия, заключающийся в появление эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, называется _________
Задание № 4.
Инструкция: Установите правильную последовательность предложенных ответов. В бланке ответов под буквами расставьте порядковые номера, соответствующие правильной последовательности.
Пример:
1. Этапы создания перцептивного эталона:
а) различение
б) обнаружение
в) опознание
г) идентификация
Правильный ответ: а - 2, б - 1, в - 4, г - 3
15. Этапы планирования научного исследования:
а) определение экспериментальных планов
б) выбор методов и методик исследования
в) определение цели и задач исследования
г) определение математических методов обработки данных
Вам необходимо отметить варианты правильных ответов, подчеркнув их. Будьте внимательны при выполнении заданий.
Раздел 1.
Введение в общую психологию
1. Какое из следующих определений предмета психологии является наиболее правильным, соответствующим современному состоянию этой науки?
а) Психология - это наука о сознании и его структуре
б) Психология - это наука о поведении
в) Психология - это наука о деятельности человека и психических явлениях, которые в ней развиваются
2. Как называются основные группы явлений, изучаемых в психологии?
а) Ощущения, сознание, мотивы поведения, эмоции
б) Познавательные процессы, психические состояния, свойства личности, массовидные явления психики
в) Восприятие, память, мышление, речь
3. Что такое объективные или физиологические методы исследования психических явлений?
а) Методы, в которых используются мнения сразу нескольких психологов, изучающих то или иное явление
б) Методы, которые отвечают предъявляемым к ним требованиям
в) Методы, где для изучения психических явлений используют разнообразные физиологические признаки, регистрируемые с помощью приборов
4. Какие методы изучения психических явлений называют тестами?
а) Любые методики, которые имеют заранее определенную процедуру их практического применения
б) Методики, с помощью которых изучаемые психологические свойства оцениваются количественно
в) Методы исследования, которые являются стандартизированными и имеют нормативные показатели.
5. Какой метод исследования называют экспериментом?
а) Метод, в котором для изучения явления используется необычная ситуация, искусственно созданная или образованная естественным путем
б) Метод изучения некоторого явления в научной лаборатории
в) Метод, предполагающий применение аппаратуры для изучения психологических явлений
6. За какие недостатки подвергалась критике интроспекция как метод исследования?
а) За то, что разные ученые понимали и использовали ее по-разному
б) За то, что она не позволяла получать достоверной и надежной информации о психических явлениях
в) За то, что она оказалась трудным для освоения и применения методом исследования
7. Какой наукой является психология, какое место она занимает среди других наук?
а) Она в основном является гуманитарной наукой, и среди этих наук занимает одно из центральных мест
б) Она является главным образом естественной наукой и среди них выступает как наука, тесным образом связанная с другими естественными науками
в) Она преимущественно является социальной наукой и среди них выступает как главная
8. Что утверждает материалистическая точка зрения по вопросу о природе и происхождении психики?
а) Психика материальна, как все, существующее в мире
б) Психика производна от материи, появляется на определенном этапе ее развития, изменяется вместе с материальным миром и отношениями (деятельностью) живых существ в этом мире
в) Психика объективно существует, и поэтому может изучаться с помощью объективных методов.
9. Что утверждает философское учение под названием «идеализм» по вопросу о природе и происхождении психики?
а) Психические явления представлены только в сознании человека, а в реальном мире не существуют
б) Психика нематериальна и поэтому не может быть объективно изучена с помощью методов, заимствованных из естественных наук.
в) Психика и материя представляют собой два независимых начала, которые не сводятся друг к другу и не выводятся друг из друга
10. Кто из отечественных ученых разработал концепцию происхождения и развития психики?
а) А. Н. Леонтьев
б) Л. С. Выготский
в) С. Л. Рубинштейн
11. Как называются уровни развития психики животных?
а) Инстинкты, рефлексы, приобретенные формы поведения
б) Элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект
в) Ощущения, восприятие, память
12. Чем человек по своей психике принципиально отличается от животных?
а) У него есть мышление
б) У него развита способность к обучению
в) У него есть сознание
13. Каков основной признак наличия сознания?
а) Объективное отражение действительности на уровне достоверных и проверяемых знаний о ней
б) Наличие способности адекватно (правильно) реагировать на внешние воздействия
в) Наличие речи и пользование ею
14. Что входит в структуру сознания?
а) Образы, мысли и переживания
б) Самосознание и осознание человеком окружающего мира
в) Понятия или слова, которыми человек пользуется для описания действительности
15. Что такое бессознательное?
а) Психические явления, которые человек не может контролировать
б) Психические явления, которые человек неправильно понимает
в) Не осознаваемые человеком психические явления
16. Каковы основные структурные составляющие деятельности человека по С.Л. Рубинштейну и А. Н. Леонтьеву?
а) Реакции, рефлексы и инстинкты
б) Действия и операции
в) Умения и навыки
17. Что означает словосочетание «деятельностный подход к пониманию психики»?
а) Рассмотрение психики как деятельности по своему строению, функционированию и происхождению
б) Использование деятельности для изучения психики
в) Формирование и развитие психики через деятельность
Раздел 2.
Познавательные процессы и психические состояния
18. Какую роль играют ощущения в жизни человека?
а) Дают человеку возможность правильно реагировать на происходящее
б) Позволяют человеку глубже понимать себя и окружающий мир
в) Обеспечивают человека информацией о том, что происходит с ним и вокруг него
19. В чем выражается суть основного психофизического закона? Кто его автор?
а) Он связывает силу ощущения человека с величиной воспринимаемого физического стимула. Авторы: Э. Вебер и Г. Фехнер.
б) Он позволяет соотносить физическое и психическое самочувствие человека. Авторы: И. М. Сеченов и В. М. Бехтерев.
в) Он связывает между собой явления, изучаемые в психологии и физике. Авторы: Ж. Пиаже и А. Эйнштейн.
20. Что такое порог ощущения?
а) Момент в ощущениях, при котором ощущения человека становятся необычными и теряют связь с реальностью
б) Нарушение в возникновении или динамике ощущений
в) Минимальная (или максимальная) величина стимула, при уменьшении (увеличении) которой связанное с ним обычное ощущение исчезает.
21. Что такое адаптация органов чувств?
а) Привыкание органов чувств человека к нормальной работе после восстановление их работоспособности.
б) Приспособление органов чувств к оптимальному восприятию стимулов, связанное с изменением их чувствительности
в) Настройка органов чувств, например, органа зрения или органа слуха, на наилучшее восприятие стимулов без изменения их чувствительности
22. Что называют синэстезией?
а) Одновременное возникновение ощущений в различных органах чувств при восприятии одного и того же стимула
б) Взаимное влияние друг на друга органов чувств при восприятии различных стимулов
в) Наличие у человека повышенной чувствительности нескольких органов чувств.
23. Чем образ восприятия отличается от простого набора ощущений?
а) Тем, что он возникает в процессе работы сразу нескольких органов чувств
б) Тем, что в его состав входит много различных ощущений
в) Тем, что он обладает качествами, которых нет у отдельно взятых ощущений или любого из случайного набора
24. Каковы основные свойства образа восприятия, отличающие его от набора ощущений?
а) Яркость, контрастность, форма и величина
б) Предметность, целостность, константность и категориальность
в) Изменчивость, множественность, соответствие реально существующим предметам и многоцветность
25. Что называют восприятием пространства?
а) Восприятие и оценку человеком космических объектов
б) Восприятие и оценку человеком геометрических объектов
в) Восприятие и оценку человеком формы, величины, глубины и места расположения предметов в пространстве
26. Что называют восприятием движений?
а) Восприятие и оценку человеком скорости, направления, траектории, ускорения и замедления движений
б) Восприятие и оценку человеком собственных перемещений в окружающем пространстве
в) Восприятие и оценку человеком изменений, которые происходят в предметах в процессе их движений
27. С помощью чего человек, не оснащенный приборами, воспринимает и оценивает время?
а) С помощью зрения и слуха
б) С помощью биологических часов
в) С помощью перемещений в пространстве
28. Что утверждается в аддитивной теории восприятия цвета?
а) Воспринимаемый цвет зависит от усиления или уменьшения освещенности
б) Воспринимаемый цвет определяется добавлением к нему других цветовых оттенков
в) Воспринимаемый цвет определяется средней или усредненной длиной волны, когда на глаз одновременно воздействуют волны разной длины
29. На чем основана субтрактивная теория восприятия цвета?
а) На идее частичного поглощения и частичного отражения от поверхности электромагнитных волн определенной длины
б) На мысли о том, что восприятие одного цвета подавляется воздействием другого цвета
в) На идее о «вычитании» из возможных цветов всех остальных цветов, кроме одного
30. Что утверждается в аффективно-моторной теории внимания Н. Ланге - Т. Рибо?
а) Аффекты (эмоции) препятствуют внимательной регуляции движения
б) Эмоции усиливают внимание, а движения способствуют его произвольному регулированию
в) Чем меньше эмоций и движений, тем лучше внимание
31. Как развивается внимание детей по Л. С. Выготскому? Через сколько стадий оно проходит в своем развитии?
а) Развитие внимания проходит шесть стадий в направлении от низшей к высшей психической функции
б) Развитие внимания проходит через две стадии, от непроизвольного к произвольному
в) Развитие внимания проходит через четыре стадии, в течение которых оно постепенно превращается из непосредственного и непроизвольного в опосредствованное и произвольное
32. За что подвергалась в свое время критике ассоциативная теория памяти?
а) За то, что она не могла объяснить все процессы памяти
б) За механическое понимание памяти и отсутствие объяснения избирательности ассоциаций (целенаправленности и организованности процессов памяти).
в) За то, что она базировалась на устаревшей общепсихологической теории
33. В чем заключался наиболее важный вклад Г. Эббингауза в изучение процессов памяти?
а) В раскрытии анатомо-физиологических основ памяти
б) В создании новой теории памяти
в) В разработке методов экспериментального изучения памяти и открытии новых ее законов
34. По каким основным признакам память человека делится на виды?
а) По времени хранения информации, участию воли, мнемотехническим средствам и участию мышления в процессах памяти.
б) По запоминаемому материалу, времени его припоминания, точности воспроизведения, ошибкам припоминания.
в) По связи с другими психическими явлениями, анатомо-физиологическим основам, легкости запоминания, устойчивости
35. Что такое объем кратковременной памяти?
а) Максимальный объем пространства, который человек может одномоментно воспринять и запомнить (запомнить то, что в нем находится)
б) Количество единиц запоминаемого материала, сохраняемого в течение 15-30 сек. в кратковременной памяти
в) Самое короткое время, в течение которого запомненный материал может сохраняться в памяти
36. Что такое основной закон забывания?
а) Закон, по которому происходят все процессы забывания человеком любого материала
б) Закон, в соответствие с которым человек постепенно забывает однажды запомненный им материал без его последующего повторения
в) Закон, в котором утверждается, что вначале человеком забывается то, что он запомнил недавно, а затем - то, что он запомнил давно
37. Что утверждается в законе Зейгарник?
а) Что память человека с возрастом ухудшается
б) Что человек лучше сохраняет в своей памяти материал, связанный с незавершенными им делами
в) Что если человек постоянно занимается умственным трудом, то его память сохраняется
38. Что называют реминисценцией?
а) Случайное, непроизвольное припоминание чего-либо давно забытого или долгое время не вспоминаемого
б) Припоминание чего-либо, сопровождаемое эмоциональными переживаниями
в) Старательное припоминание человеком чего-либо
39. Какие стадии развития памяти (ее виды), возникающие в процессе филогенетического развития памяти, выделены и описаны П. П. Блонским?
а) Непосредственная, опосредствованная, память как низшая и память как высшая психическая функция
б) Непроизвольная, механическая, произвольная, послепроизвольная
в) Двигательная, эмоциональная, образная, логическая
40. Какие закономерности онтогенетического развития памяти были установлены А. Н. Леонтьевым?
а) Лучшее запоминание в детстве конкретных предметов и событий и лучшее запоминание взрослыми людьми идей и абстрактных вещей
б) Преобладание в детстве памяти как низшей психической функции и ускоренное развитие памяти как высшей психической функции, начиная с подросткового возраста
в) Изменение с возрастом используемых людьми мнемотехнических средств, их постепенное усложнение
41. Каковы основные виды воображения?
а) Активное, пассивное, произвольное, непроизвольное, продуктивное, репродуктивное
б) Зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, двигательное
в) Непосредственное, опосредствованное, сознательное, бессознательное, творческое, нетворческое
42. Каковы основные функции воображения?
а) Изучение собственного внутреннего мира (сознания), решение задач в уме с помощью манипулирования образами
б) Уход в мир фантазий и грез, отрыв от реальной действительности с целью отдыха
в) Творческое преобразование действительности, планирование и программирование поведения, психодиагностическая, психотерапевтическая
43. Какое из приведенных ниже определений мышления человека правильное?
а) Мышление - это действия человека, приводящие к наилучшим результатам
б) Мышление - это процесс решения задач, опосредствованного и глубокого познания действительности в обобщенной форме (на уровне понятий)
в) Мышление - это умелое приспособление человека к окружающей действительности
44. Каковы основные виды мышления?
а) Математическое, лингвистическое, логическое, физическое, техническое, художественно-творческое
б) Теоретическое, практическое, творческое, нетворческое, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое
в) Сознательное, бессознательное, интуитивное, последовательное, правильное, неправильное
45. В чем проявляются различия между логическим и психологическим подходами к изучению мышления?
а) Логика изучает только абстрактное мышление; психология исследует конкретное мышление
б) Логика выделяет и формулирует правила рассуждений; психология определением и формулировкой этих правил не занимается
в) Логика изучает особенности и законы словесно-логического мышления; психология исследует все виды мышления, их индивидуальные особенности, а также связи с другими психическими явлениями
46. Какие теории мышления существовали и разрабатывались в психологии?
а) Ассоциативная, гештальтпсихологическая, бихевиористическая, деятельностная, когнитивная
б) Психоаналитическая, гуманистическая, экзистенциальная, глубинная, рациональная
в) Эмоциональная, личностная, коммуникативная, интерактивная, действенная
47. Кто из известных зарубежных ученых внес наибольший вклад в изучение мышления?
а) К. Левин, У. Джемс, В. Вундт, Э. Титченер, Т. Рибо
б) М. Вертгеймер, В. Келер, Д. Гилфорд, Г. Ю. Айзенк, Ж. Пиаже
в) З. Фрейд, Г. Оллпорт, Г. Келли, А. Маслоу, К. Рождерс, Э. Фромм
48. Кто из известных российских ученых внес значительный вклад в изучение мышления?
а) А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник
б) А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, В. С. Мерлин, Е. Н. Соколов, Е. П. Ильин
в) С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Я. А. Пономарев
49. Каковы основные положения теории интеллекта Ж.Пиаже?
а) Основные структурные единицы процессов мышления - операции. Оно формируется и развивается в результате ассимиляции и аккомодации, возникает из практических действий человека с материальными предметами.
б) Основные структурные единицы мышления - действия. Оно формируется и развивается поэтапно в результате интериоризации действий.
в) Основные структурные единицы мышления - понятия. Оно формируется и развивается в результате освоения человеком (ребенком) понятий.
50. Что изучал в мышлении детей (в плане его развития) Л. С. Выготский?
а) Процесс превращения внешних практических действий во внутренние, умственные действия
б) Процесс формирования понятий
в) Освоение детьми способов решения различных задач
51. Что чаще всего в научной литературе называют интеллектом?
а) Познавательные способности человека
б) Умение решать задачи в уме
в) Совокупность общих и специальных умственных способностей человека
52. Какие стадии в развитии мышления детей выделены Ж. Пиаже?
а) Примитивная, эмоциональная, рациональная, логическая
б) Сенсомоторная, дооперациональная, конкретных операций, формальных операций
в) двигательная, образная, слуховая, волевая
53. Какие стадии в развитии мышления были выделены и описаны Л. С. Выготским?
а) Ассоциативная, гештальтпсихологическая, бихевиористическая, деятельностная
б) Двигательная, образная, логическая, интеллектуальная
в) Синкретическая, комплексная, псевдопонятий, настоящих понятий
54. Какие этапы развития умственных действий выделены в теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина?
а) Ориентировочный, практически-действенный (предметный), громко-речевой, беззвучно-речевой, внутренне-речевой
б) Организационный, планирующий, действенный, контролирующий, завершающий
в) Межличностный, индивидуальный, эмоциональный, рациональный, логический
55. В чем состоит основная идея, касающаяся приоритетного развития мышления у детей по В. В. Давыдову?
а) В общем интеллектуальном развитии детей преимущество должно быть отдано практическому мышлению
б) Теоретическому мышлению в общем интеллектуальном развитии должен быть отдан приоритет
в) Интеллект детей надо развивать на примерах решения задач, демонстрируемых взрослыми людьми
56. Чем отличаются психологический и лингвистический подходы к изучению речи?
а) Психологический подход к изучению речи состоит в ее использования как средства психодиагностики и психотерапии; лингвистов интересуют различия между разными видами речи
б) Психология интересуется тем, как человек осваивает язык и речь; лингвистика этой проблемой не занимается
в) Психология изучает речь как познавательный процесс и его связи с другими психологическими особенностями человека; лингвистика исследует виды речи и их особенности сами по себе
57. Каковы основные виды речи человека, в первую очередь интересующие психологов?
а) Внешняя, внутренняя, диалогическая, монологическая, вербальная, невербальная
б) Научная, разговорная, устная, письменная, нормативная, ненормативная
в) Литературная, нелитературная, грубая, культурная, свернутая, развернутая
58. Каковы особенности внутренней речи?
а) Неправильность с грамматической точки зрения, отсутствие звукового сопровождения, невозможность ее полностью выразить словами
б) Неосознанность, участие в психологической саморегуляции, предикативность, агглютинированность
в) Сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой, скрытость смысла, непонятность значения
59. Что представляют собой аргументы в пользу натуральной теории происхождения речи?
а) Языки имеются не только у людей, но и животных; давность возникновения и длительность развитие речи у людей; наличие у людей и животных способности произносить одни и те же звуки
б) Человек и животные имеют естественное происхождение; жесты и мимика человекообразных обезьян напоминают жесты и мимику животных; речь человека выражается его естественные состояния
в) Невозможность обучить животных человеческой речи; высокая скорость усвоения речи детьми в раннем возрасте; одинаковость сроков и законов освоения устной речи детьми и людьми, говорящими на разных языках
60. Что представляют собой аргументы в пользу социальной теории происхождения речи?
а) Ребенок не начинает говорить на любом языке, если его этому не обучают; человек всегда говорит на том языке, на котором говорят окружающие его люди; существуют тщательно разработанные и успешные методы обучения языкам
б) Человеческая речь существует только у людей; доказано, что именно люди когда-то придумали разные языки; практически все знания, которыми обладают люди, представлены в языках
в) Люди изобрели и стали когда-то печатать книги; количество языков, которыми пользуются люди, постоянно растет; лингвистика, или языкознание, относится к гуманитарным и социальным наукам
61. Кто из ученых первым поставил и решил проблему соотношения мышления и речи? В чем заключалось это решение?
а) С. Л. Рубинштейн. Мышление и речь отдельно друг от друга не существуют и никогда не существовали, их синтез представляет собой словесно-логическое мышление
б) Л. С. Выготский. Мышление и речь имеют разные корни, определенное развивались независимо друг от друга, а их соединение друг с другом произошло на относительно позднем этапе
в) А. Н. Леонтьев. Мышление через деятельность тесным образом связано с речью; формирование и развитие деятельности приводит, в конечном счете, и развитию мышления, и к развитию речи
Раздел 3
Личность
62. Что такое личность?
а) Совокупность (система) устойчивых психологических свойств человека, определяющих его поступки
б) Маска, которую носит человек для того, чтобы скрыть от окружающих свою полиную сущность
в) То, каким человек кажется окружающим людям
63. В каком соотношении между собой понятие «личность» находится с понятиями «человек», «субъект», «индивид» и «индивидуальность»?
а) Объем и содержание понятия «личность» совпадают с объемом и содержанием понятий «человек», «субъект», «индивид», «индивидуальность».
б) Объем и содержание понятий «личность», «человек», «субъект», «индивид», «индивидуальность» совершенно разные, и между ними нет ничего общего
в) Объем и содержание понятия «личность» не совпадает с объемом и содержанием понятий «человек», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Понятие личность уже по объему и содержанию, чем указанные выше понятия
64. Какие названия имеют три исторических этапа исследования личности (по Р. Кеттелу)?
а) Ненаучный, умозрительный, научный
б) Философско-литературный, клинический, экспериментальный
в) Античный, средневековый, современный
65. На какие основные группы делятся современные теории личности (по Р. Кеттелу)?
а) Психодинамические, социодинамические, интеракционистские, гуманистические
б) Психоаналитические, поведенческие, когнитивные, экзистенциальные
в) Умозрительные, научно обоснованные, экспериментальные, не экспериментальные
66. Что представляют собой психодинамические теории личности?
а) Теории, разработанные З. Фрейдом и его последователями
б) Теории, разработанные К. Левином и его последователями
в) Теории, в которых человек, как личность описывается в психологических терминах, а его поведение объясняется на основе собственных психологических свойств
67. Что представляют собой социодинамические теории личности?
а) Теории, в которых описывается социальное поведение человека и его динамика
б) Теории, в которых человек, как личность, описывается через его поведение, а поведение объясняется на основе социальных влияний
в) Теории, в которых обсуждается зависимость человека, как личности, от общества
68. Каковы основные идеи психоаналитических («глубинных») теорий личности?
а) Акцентирование внимание на бессознательном и объяснение поведения человека главным образом на его основе
б) Необходимость при изучении личности пользоваться психоаналитическим методом и опираться на взгляды З. Фрейда
в) Стремление заглянуть «вглубь» личности и описывать его внутренний, скрытый от внешнего наблюдения, мир
69. Каковы основные идеи гуманитарных теорий личности?
а) Убежденность в том, что с человеком необходимо обращаться гуманно, и рекомендация в практике чаще использовать такие методы
б) Понимание личности так, как ее понимают в гуманитарных науках, и использование для ее изучения методов, заимствованных из этих наук
в) Утверждение, что личностью может быть только человек, и акцентирование внимания только на высших, нравственных и духовных ее проявлениях
70. Каковы основные идеи когнитивных теорий личности?
а) Утверждение, что человек, как личность, лучше всего проявляется в том, как он познает себя и окружающий мир. Выведение его поведения из познавательных процессов
б) Представление и описание личности человека в терминах, характеризующих его знания или сознание. Объяснение поведения на их основе
в) Убежденность в том, что знания человека и есть то, что называется личностью. Стремление напрямую связать знания и поведение
71. В чем заключается суть поведенческого (бихевиористского) подхода к изучению личности?
а) Личность - это поведение, которое должно объясняться на основе оказываемых на человека социальных влияний, а также научения
б) Личность - это те психологические свойства, которые проявляются в открыто наблюдаемом поведении человека
в) Личность - это действия, реакции и поступки человека, которые, в свою очередь, зависят от его психологических особенностей
72. Каковы основные идеи теории личности З. Фрейда?
а) Человек становится личностью, приобретая уверенность в себе, в результате воспитания в детстве, где он проходит через ряд стадий развития, преодолевая комплексы и конфликты
б) Человек не осознает себя, как личность, поэтому его необходимо изучать, обращаясь к бессознательному через непроизвольные ошибки и толкование сновидений
в) Личность состоит из трех структур: Ид, Эго и Супер-эго, причем каждая из них играет особую роль в регуляции психики и поведения. Основным источником действий и поступков человека является бессознательное или Ид.
73. Какова основная идея теории личности А. Адлера?
а) Человек стремится индивидуализироваться, и в этом заключается главная цель его личностного развития
б) Главные движущие силы развития личности - комплекс неполноценности и стремление к превосходству.
в) Люди часто ставят перед собой недостижимые цели, и, осознав это, переживают разочарование
74. Каковы основные положения теории личности Г. Оллпорта?
а) Основной структурный элемент личности - это ее черты. Они у человека формируются и развиваются прижизненно
б) Основной структурный элемент личности - потребности и мотивы поведения. Они формируются и развиваются по механизму функциональной автономии
в) Основной структурный элемент личности - способности. Ох формирование и развитие у человека зависит от врожденных задатков
75. Каковы основные идеи теории личности А. Маслоу?
а) Человек, как личность, это его ценности. Основное направление личностного развития человека - обновление и повышение уровня ценностей
б) Человек, как личность, это совокупность социально-значимых поступков. Главное направление личностного развития человека - достижение высокого уровня волевого контроля своих поступков
в) Человек, как личность, представляет собой иерархизированную систему потребностей. Главное направление развития личности - ее самоактуализация
76. Каковы основные идеи теории личности А. Н. Леонтьева?
а) Личность - это система действий и операций. Они, в свою очередь, являются частично врожденными, частично приобретенными
б) Личность - это динамическая, иерархизированная система деятельностей человека. Личностью он не рождается, а становится
в) Личность - это самосознание человека. Оно зависит от того, в каких видах деятельности участвует человек, и каким образом он в них включается
77. Какое из следующих определений способностей более правильное?
а) Способности - это устойчивые психологические свойства, которые отличают людей друг от друга и определяют их успехи в различных видах деятельности
б) Способности - это то, что человек имеет с рождения, что он получает генетическим путем по наследству
в) Способности - это знания, умения и навыки человека
78. Какие виды способностей (основные) имеются у человека?
а) Осознаваемые и неосознаваемые, низко развитые и высокоразвитые, устойчивые и неустойчивые
б) Умственные и двигательные, врожденные и приобретенные, образные и логические
в) Теоретические и практические, общие и специальные, творческие и не творческие
79. Как правильно решается вопрос о соотношении способностей и задатков?
а) Задатки определяют развитие способностей. Между задатками и способностями существует взаимно однозначная зависимость
б) Наличие задатков однозначно не определяет развитие способностей. На основе одних и тех же задатков у человека могут формироваться и развиваться разные способности.
в) Способности никак не связаны с задатками человека. Развитие способностей определяется не задатками, а исключительно обучением и воспитанием
80. Каковы оптимальные условия формирования и развития способностей?
а) Наличие задатков, их своевременное и полное выявление, включение человека в разноплановые виды деятельности, в которых его способности формируются и развиваются
б) Хорошее физическое и психическое здоровье человека, материальная обеспеченность, хорошие социальные условия
в) Наличие у человека понимания необходимости формирования и развития своих способностей, жесткий контроль со стороны родителей и учителей, адекватная самооценка
81. Кто из ученых первым создал и разработал учение о темпераментах?
а) В. Вундт, К. Левин, Ж. Пиаже
б) С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев
в) Гиппократ, К. Гален, И. Кант
82. Почему древнее учение о темпераментах в настоящее время считается устаревшим?
а) Неверным оказалось определение темперамента, предложенное в древности. Современные ученые иначе понимают связь темперамента с поведением человека
б) Не подтверждается разделение людей по типам темперамента. Неверной оказалась идея, связывающая темперамент с соотношением жидкостей в организме
в) В наши дни получены новые знания о том, как связаны между собой темперамент, характер и способности
83. Что такое индивидуальный стиль деятельности?
а) Индивидуально своеобразный, устойчивый способ исполнения (включения, выполнения и завершения) человеком деятельности
б) Специфические чувства, которые переживает человек при выполнении различных видов деятельности
в) Способности, которыми пользуется человек для выполнения различных видов деятельности
84. Чем индивидуальный стиль деятельности отличается от темперамента человека?
а) Индивидуальный стиль деятельность - это свойства темперамента, которые проявляются в конкретной деятельности
б) Индивидуальный стиль деятельности не имеет ничего общего с темпераментом: это совершенно разные психологические образования
в) Индивидуальный стиль деятельности является приобретенным и может меняться в зависимости от условий выполнения деятельности
85. Какое из следующих определений характера является более правильным?
а) Характер - это типичные для человека реакции на происходящее и действия, которые он совершает в ответ на внешние воздействия
б) Характер - это совокупность устойчивых личностных свойств, определяющих отношение человек к себе, людям и к тому, что происходит с ним и вокруг него, а также его поступки
в) Характер - это то же самое, что и личность
86. Чем характер отличается от темперамента?
а) Темперамент врожденный, а характер приобретенный. Темперамент определяет лишь динамические особенности психики и поведения человека, а характер - его поступки.
б) Темперамент и характер практически не отличаются друг от друга, поскольку и тот и другой одинаково проявляются в поступках человека
в) Темперамент проявляется в поведении человека всегда и везде, а характер только в отдельных эпизодах его жизни
87. Каковы основные положение учений Э. Кречмера и У. Шелдона о типах характеров людей?
а) Болезни людей, особенно нервные и психические, определяют их характеры
б) Характеры людей предрасполагают их к определенным заболеваниям
в) Характеры людей связаны с их телосложением и в своей основе являются врожденными
88. Что такое акцентуированные черты характера? Кто предложил типологию характеров, основанную на таких чертах?
а) Черты характера, которые человек считает главными для себя, и положительно их оценивает. П. Жане. В. Вундт.
б) Развитые, особенно выраженные, но не выходящие за пределы нормы, черты характера человека. К. Леонгард, А. Личко.
в) Черты характера, которые человек сознательно старается продемонстрировать окружающим людям. У. Джемс. Г. И. Челпанов
89. Когда завершается (в основном) формирование характера человека?
а) К 14-15 годам, к окончанию подросткового возраста
б) К 30-40 годам, к началу взрослой жизни
в) Никогда не завершается, продолжается в течение всей жизни человека
90. В силу каких причин характер человека может продолжать изменяться в течение его жизни?
а) Когда человек осознает недостатки своего характера и старается их исправить
б) Когда человек приобретает новый жизненный опыт и пересматривает свои взгляды на жизнь
в) Кризисы возрастного развития, тяжелые и длительные заболевания, изменение социального окружения и отношений с людьми
91. В чем состоят основные трудности научно-психологического изучения воли?
а) Отсутствие психологических тестов, предназначенных для изучения воли
б) Незнание природы воли, неизвестность ее происхождения, неясность ее анатомо-физиологических основ
в) Невозможность проведения экспериментов с волей человека
92. Каковы главные признаки участия воли в регуляции поведения?
а) Осознанный, разумный характер поведение, борьба мотивов, активное преодоление трудностей
б) Настойчивое стремление человека довести начатое дело до конца, нежелание отказаться от намеченной цели
в) Спокойствие человека, отсутствие опасений или тревоги по поводу того, что у него что-то не получается
93. Какова структура волевого действия?
а) Формирование намерения, реализация намерения, достижение поставленной цели
б) Анализ ситуации, принятие решения, выполнение решения
в) Постановка цели, борьба мотивов, выполнение действия, преодоление препятствий на его пути, оценка полученного результата
94. Что представляют собой условия оптимального выполнения волевого действия?
а) Знание цели, которую необходимо достичь, и способов ее достижения, получение поддержки со стороны окружающих людей
б) Наличие сильной мотивации, сознательное, разумное регулирование, знание способов действия в сложившейся ситуации, умение практически действовать соответствующим образом
в) Хорошее физическое и психологическое самочувствие человека, наличие у него умений и навыков, необходимых для достижения поставленной цели
95. Каковы основные виды эмоций человека?
а) Настроение, биологические эмоции, аффекты и чувства
б) Радость, страх, гнев и печаль
в) Удивление, негодование, удовлетворенность и безразличие
96. Чем чувства отличаются от других видов эмоций?
а) Неосознанностью, сложностью их строения, индивидуальным своеобразием, связью с культурой
б) Многообразием, связью с сознанием, противоречивостью, постоянством
в) Предметностью, приобретенностью, изменчивостью, побудительными свойствами (они могут выступать в качестве самостоятельных мотивов поведения)
97. Что такое стресс?
а) Сильные факторы, воздействующие на людей в различных ситуациях жизни
б) Психофизиологическое состояние расстройства, дезадаптации, возникающее при нервных или физических перегрузках
в) Напряженная обстановка, в которой время от времени оказывается человек
98. Каковы условия предупреждения (борьбы) со стрессами?
а) Избегать трудностей, не вступать в конфликты с людьми, вести спокойный, размеренный образ жизни
б) Заниматься физической культурой и спортом, закаляться, часто гулять на свежем воздухе
в) Не подвергаться нервным и физическим перегрузкам, анализировать возникающие ситуации, искать разумный выход из них
99. Каковы основные положения теории эмоций Джемса -Ланге?
а) Эмоции - это отражение процессов, происходящих в организме. Для каждой эмоции существует свое сочетание характерных только для нее органических реакций
б) Эмоции - это отражение отношений, складывающихся у человека с окружающим миром. Для разных отношений характерны различные эмоции
в) Эмоции - это отражение процессов, происходящих в психике человека. Специфика этих процессов определяет особенности эмоциональных переживаний
100. За что теория эмоций Джемса-Ланге подвергалась критике?
а) Эта теория неудовлетворительно объясняла высшие эмоции человека - его чувства
б) Отсутствие убедительных доказательств прямой причинно-следственной связи эмоций с органическими процессами. Игнорирование других возможных причин возникновения и изменения эмоций
в) Данная теория исходила из того, что эмоции человека и животных - одинаковые, и не видела принципиальных различий между ними
101. Что утверждалось в теории эмоций Кеннона-Барда?
а) Эмоции выступают как отражение процессов, происходящих во внутренних органах тела
б) Эмоция отражают процессы, происходящие вне организма, в окружающей среде
в) Эмоции являются отражением процессов, происходящих в таламусе и гипоталамусе
102. Каковы основные положения когнитивных теорий эмоций?
а) Эмоции тесным образом связаны с процессами, происходящими в коре головного мозга, с убеждениями, знаниями и представлениями человека
б) Эмоции возникают в результате работы познавательных процессов человека. Если они функционируют нормально, то человек переживает положительные эмоции. Если они работают неправильно - отрицательные эмоции
в) Эмоции - это продукт представлений человека о себе и о мире. В случае, если эти представления правильные, эмоции также являются адекватными, и наоборот
103. С помощью каких понятий (терминов) описывается мотивационная сфера человека?
а) Образы, представления, переживания, психические состояния
б) Потребности, мотивы, цели, инстинкты, стимулы, интересы
в) Мысли, идеи, убеждения, рассуждения, выводы
104. Какие новые теории мотивации, сближающие человека и животных, возникли под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина?
а) Теория потребностей, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная
б) Теория влечений, побуждений, целей, стимулов и интересов
в) Бихевиористическая, теория высшей нервной деятельности, теория инстинктов, психоаналитическая теория
105. Каковы основные аргументы в пользу биологических теорий агрессивности?
а) Агрессивное поведение неискоренимо, оно имеется у людей и животных, поддерживается так называемыми «центрами агрессивности» на уровне мозга
б) Агрессивное поведение зависит от состояния организма, того, чем человек питается, как строятся его отношения с природой
в) Человек и животные имеют общее биологическое происхождение и, следовательно, общие психологические и поведенческие особенности
106. Каковы основные аргументы в пользу социальных теорий агрессивности?
а) Агрессивное поведение зависит от того, на каком уровне находятся отношения между людьми. Если они нормальные, то и агрессивность проявляется слабо; если не нормальные, то это ведет к усилению агрессивных тенденций
б) Далеко не все люди ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение можно контролировать, оно зависит от многих социальных факторов, поддающихся изменению
в) Агрессивное поведение зависит от политики и идеологии, разделяемой людьми, от их ценностей и культуры
107. Каким образом объясняется в психологии беспомощное поведение?
а) Недостаточной развитостью у человека умений и навыков, необходимых для успешного решения возникающих перед ним проблем
б) Нежеланием людей решать проблемы, которые перед ними возникают
в) Ссылками на частые неудачи в прошлом, неверием человека в свои силы и возможности, неспособностью других людей, за которыми наблюдает человек, справляться со своими проблемами
108. Что называют мотивацией достижения успехов?
а) Совокупность факторов, побуждающих человека добиваться успехов в различных видах деятельности
б) Награды, которые человек может получить, если добьется успехов в каком-либо деле или виде деятельности
в) Размышления и выводы, которые человек делает для себя, когда решает вопрос, стоит или не стоит ему в чем-либо добиваться успехов
109. Что такое мотивация просоциального поведения?
а) Совокупность факторов, стимулирующих различные виды поведения человека в обществе
б) Система факторов, стимулирующих поведение человека, направленное на творение добра, оказание помощи и поддержки людям
в) Совокупность факторов, управляющих поведением людей, направленным на укрепление общества и государственных устоев
110. Кто из ученых занимался изучением мотива и мотивации власти?
а) К. Левин, П. Жане, Ж. Пиаже
б) В. Вундт, У. Джемс, К. Ланге
в) З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм