X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » МЮИ. Экзамены. Зачеты » 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (ЗПЗИ) » Ораторское искусство юриста и культура речи (ЗПЗИ)

Ораторское искусство юриста и культура речи
1. Охарактеризуйте основные аспекты, изучаемые риторикой как наукой об убеждающей речи и ее связь с другими науками.
2. Дайте краткую характеристику социально-политического, академического, социально-бытового, богословско-церковного и др. видов красноречия.
3. Дайте определение сущности и поясните особенности судебного красноречия.
4. Охарактеризуйте становление и развитие риторики и ораторского искусства в античности (Древняя Греция, Древний Рим) и средние века.
5. Охарактеризуйте становление научной риторики в эпоху Просвещения и Нового времени в европейских странах.
6. Опишите основные этапы и особенности развития риторики в России.
7. Дайте определение понятию культура речи юриста, и охарактеризуйте ее критерии и компоненты.
8. Определите понятие и назовите свойства выразительной речи юриста.
9. Опишите какие этапы и какое содержание включает в себя повседневная и конкретная подготовка к публичной речи.
10. Охарактеризуйте цель, задачи убедительной судебной речи и необходимость формулирования тезиса.
11. Определите сущность и структуру аргументации и охарактеризуйте ее алгоритм и приемы в устной и письменной речи.
12. Назовите языковые средства (тропы и фигуры) применяемые для повышения выразительности устной и письменной речи юриста.
13. Дайте определение сущности и охарактеризуйте предназначение судебного красноречия.
14. Охарактеризуйте исторические этапы развития судебного красноречия в России 18-21 вв.
15. Опишите отличительные черты судебной речи.
16. Охарактеризуйте процесс психологии восприятия предмета судебной речи аудиторией.
17. Опишите в чем заключается нравственный аспект судебной речи.
18. Назовите стили делового общения юриста и охарактеризуйте вербальные и невербальные средства взаимодействия юриста с партнерами.
19. Охарактеризуйте этические и психологические основы построения судебной речи.
20. Опишите возможные логические ошибки в судебной речи юриста.
21. Озвучьте сущность композиции судебной речи и проведите общую характеристику ее элементов.
22. Охарактеризуйте средства речевого воздействия, применяемые в судебной речи.
23. Опишите средства эмоционального воздействия, применяемые судебным оратором.
24. Дайте определение понятию техника речи юриста и охарактеризуйте ее составные элементы.
25. Охарактеризуйте логические и психологические приемы изложения фактов и обстоятельств в судебной речи.
26. Охарактеризуйте прием критики доводов и аргументов оппонента в судебном процессе.
27. Дайте характеристику вопросам, отражаемым в речи прокурора во время судебного процесса.
28. Объясните факторы, влияющие на психологическую подготовку и речь судебного оратора.
29. Опишите особенности произнесение адвокатом речи в судебном процессе.
30. Охарактеризуйте воспитательное значение судебных речей прокурора, адвоката.
1. Проанализируйте ниже приведенные определения риторики и красноречия:
«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).
«Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить» (Цицерон).
«Красноречие есть искусство о всякой данной категории красиво говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» (М.В. Ломоносов).
«Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики - прозаическая речь или публичная аргументация» (проф. А.А. Волков).
«Риторика - теория, мастерство и искусство красноречия» (проф. А.К. Михальская).
«Риторика – теория речи как инструмента развития общества» (проф. Ю.В. Рождественский).
Сопоставьте различные определения риторики, выделите в них общее и различное.
Объясните, какое их этих определений, на ваш взгляд, отличается наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью?
Дайте Ваше собственное понимания определения риторики как науки.
2. Проанализируйте фрагменты трактата Цицерона «Оратор»:
«Оратор должен заботиться о трех вещах - что сказать, где сказать и как сказать... Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело: это - как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй — определениями, третий — понятиями о правоте и неправоте. <...>
«Как сказать?» - это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. < ....> Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. <...>
Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь».
Определите, какие части античного канона затрагиваются здесь? Что именно говорится о каждой из них?
Укажите, какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня?
Определите, какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Объясните особенности развития риторики в различные исторические периоды: античность, Средние века, эпоха Возрождения и Просвещения, Новое время, Новейшее время.
Изложите основные особенности развитии риторики, и красноречия в разные исторические периоды.
Сравните что, по-вашему мнению есть общего и особенного в развитии риторики, и красноречия в разные исторические периоды.
Обоснуйте, с чем связаны особенности развития риторики и красноречия в тот или иной исторический период.
4. Античные мыслители в риторике выделяли следующие разделы: инвенция; диспозиция; элокуция; мемория; демонстрация (акция).
Поясните, какие вопросы рассматривались античными мыслителями в каждом из разделов риторики.
Покажите, какая взаимосвязь существует между указанными разделами.
Приведите примеры их реализации в практике подготовки и произнесения речи.
5.Подготовьте краткую характеристику основных этапов развития отечественного судебного красноречия, с 17 по 21 век.
Сравните, в чем заключаются различия развития отечественного судебного красноречия в разные исторические периоды.
Обоснуйте, что определяло содержание речей в тот или иной исторический период.
Продемонстрируйте на примерах из жизни, в чем заключаются особенности развития судебного красноречия в современных условиях.
6. Проведите анализ основных родов красноречия, дав определение и краткую характеристику: социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное.
Сопоставьте различные виды красноречия и определите, в чем заключается различие в содержании каждого из перечисленных видов.
Обоснуйте в чем заключаются особенности судебного красноречия и дайте ему краткую характеристику.
7. Культура речи юриста предполагает:
 Знание норм литературного языка;
 Умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения;
 Выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств (синонимов, тропов, фигур, фразеологизмов) и средств внеязыковых (жестов, мимики, интонации, темпа речи, пауз, громкости).
Дайте определение культуры речи.
Истолкуйте известные вам нормы литературного языка.
Поясните, что вы понимаете под уместностью речи.
Выделите свойства выразительной речи и продемонстрируйте на примере речи составленной вами на тему «Почему я выбрал профессию юриста».
8. Культура речи юриста включает в себя и применение юридической терминологии, которая показывает специфичность языка права. В нем, например, много терминов, имеющих особое юридическое значение, таких, как кодекс, контрабанда, сделка, показания, приговор, алиби, улика, амнистия, конфискация и др. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия.
Объясните, где и при каких условиях юрист должен и может использовать юридическую терминологию.
Истолкуйте ваше понимание своеобразных словосочетаний, не употребляющихся за пределами правовой сферы общения: применить меры, противная сторона, виновная связь, добросовестное заблуждение, применение давности, осудить к лишению свободы, ненадлежащая сторона.
Приведите примеры употребления шаблонных словосочетаний в судебных речах прокурора (адвоката).
9. Культура письменной и устной речи юриста определяется с учетом задач уголовного и гражданского судопроизводства, и подразумевает выбор и организацию языковых средств, которые соответствуют официальной ситуации и требованиям УПК и ГПК РФ. В процессуальных актах оптимальными являются средства официально- делового стиля, в котором используется большое количество готовых, стандартных выражений – клише (шаблонов).
Сравните устную и письменную речь юриста, определите в чем заключаются особенности его устной и письменной культуры речи.
Приведите примеры применения в речи юриста (прокурора, адвоката) стандартных выражений.
Сформулируйте определение официально-делового стиля общения и назовите его признаки.
Составьте краткую речь юриста перед работниками трудового коллектива по разъяснению информации об изменениях внесенных в Конституцию РФ.
10. В устной речи юриста встречаются типичные ошибки, связанные с:
 Неправильным выбором слова (употреблением лишних слов, смешение близких по звучанию слов (паронимов), непонимание значения слова.
 Ошибками в произнесении слов (орфографические ошибки). Они сводятся к неправильному произношению звуков и их сочетаний и ошибкам в ударении.
 Грамматическими ошибками в словах.
Проанализируйте нижеприведенные фразы (высказывания) юристов:
«Я еще только начинаю свою профессиональную деятельность в роли адвоката. Но попробую объяснить вам…».
«Уважаемые присяжные заседатели, вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить вам …».
«Все вы помните, что Москва была основана в 1147 году».
«Не буду долго утомлять вас рассказом о сути дела и скажу коротко, если позволите…».
«Может я говорю сумбурно, но я очень волнуюсь, поэтому прошу простить меня…».
«Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю материалы дела…».
«Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…»
Дайте краткое пояснение ошибкам фразах (высказываниях) допущенным в них.
Продемонстрируйте правильное произношение данных фраз (высказываний).
11. В официально-деловом стиле, применяемом в практике юриста употребляются сложные предлоги и союзы, так называемые – канцеляризмы: в силу; в целях; в связи с тем, что; ввиду того что; вследствие того, что; отглагольные существительные: оказание (от оказать), рассмотрение, принятие, неисполнение и т.д. Великий знаток языка К.И. Чуковский речь, изобилующую канцеляризмами, назвал канцеляритом. Борьбе с канцеляритом он посвятил главу своей книги о русском языке «Живой как жизнь». Вот примеры К. Чуковского: Юрист склоняется над плачущей девочкой: «По какому вопросу плачешь?»
В ресторане посетитель подзывает официанта: «А теперь заострим вопрос на мясе».
Продемонстрируйте, как бы следовало правильно произнести данные выражения в вышеописанных ситуациях.
Определите, в чем заключается необходимость и ошибочность применения канцелярских оборотов в речи юриста.
Назовите, к каким недостаткам в культуре устной речи приводит использование канцеляризмов.
12. Проведите анализ ниже приведенных высказываний:
1. Квинтилиан Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.
2. Н.Ф. Кошанский Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и тем самым сообщать образ своих понятий
3. Аристотель Риторика – искусство говорить хорошо
4. М.В. Ломоносов Риторика есть искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета
Установите соответствие между утверждениями и их авторами.
Объясните ваш выбор, к какому периоду развития риторики относится высказывание автора.
Покажите, в чем заключается различие в каждом из приведенных определений риторики и красноречия;
Определите, какое из приведенных определений вы считаете наиболее полным.
Продемонстрируйте ваше понимание понятий «риторика» («красноречие»).
13.Проанализируйте следующие ситуации начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи юриста:
«Я хочу рассказать вам сегодня о…».
«Может, я скажу не совсем удачно, но…».
«Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам…».
«Я еще только начинаю свою деятельность в роли прокурора. Но попробую
объяснить вам…».
«Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить вам ...».
«Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году …».
«Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…».
«Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сумбурность…».
«Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет своей речи…».
«Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…».
Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения и объясните в чем они заключаются.
Предложите правильный вариант построения начала общения и продемонстрируйте его.
Обоснуйте, в чем заключается взаимосвязь между общей культурой речи юриста и его культурой речи.
14.Как известно на психологическую подготовку судебного оратора и его речи к уголовному (гражданскому) процессу влияет множество факторов и условий.
Назовите эти факторы и условия и проведите краткий анализ.
Дайте краткие пояснения названным факторам и методам устранения их влияния на юриста.
Предложите наиболее эффективные способы психологической подготовки судебного оратора к произнесению судебной речи в уголовном (гражданском) процессе и поясните порядок их применения.
15.Проанализируйте приведенное высказывание:
«И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!».
Определите, какой тип некорректного аргумента использован в приведенном фрагменте речи.
Дайте определение этому аргументу и обоснуйте ваш ответ.
Укажите, какие виды аргументов можно использовать юристу (прокурору, адвокату) в судебном процессе.
Сопоставьте «прямые» и «косвенные» аргументы, применяемые в речи юриста, в чем заключается разница между ними.
Обоснуйте, в каких случаях и почему, лучше использовать прямые или косвенные аргументы, или их сочетание.
16.Подготовьте 3-х минутное выступление с судебной речью на тему «Целевая установка судебной речи», в котором ответьте на вопросы:
 С чего начинается успех судебного выступления?
 Можно ли построить и произнести убедительную речь, не определив ее целевой установки?
 Чем определяется целевая установка судебной речи?
Назовите и дайте пояснения отличительным чертам судебной речи от других видов красноречия.
17.В 1958 году в США был принят «Закон об образовании ради национальной обороны», который явился реакцией американских политиков на советские успехи в космосе. Данный закон предполагал значительное увеличение часов на изучение предметов, обеспечивающих развитие языковой способности учащихся (VI - ХII кл.). Поясните, почему американские законодатели выбрали именно такую стратегию в области народного образования?
Обоснуйте, какими качествами должен обладать юрист, занимающийся правотворческой деятельностью.
Приведите примеры из жизни, в которых демонстрируется взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем образования и уровнем правовой культуры личности.
18. Сопоставьте содержание обвинительной речи прокурора и защитительной речи адвоката по перечню отражаемых в ней моментов.
Перечислите, какие основные моменты должен отразить в обвинительной речи прокурор, а какие в защитительной – адвокат.
Объясните содержание этих пунктов.
19.Проанализируйте отрывок из речи государственного обвинителя В.И. Романова.
В суде Груднев и Моргунов от показаний, данных в ходе предварительного следствия, отказались. Но чем они объясняют, что все-таки давали их и с глазу на глаз со следователем, и в присутствии понятых на месте преступления, и с применением видеозаписи, и на очной ставке с Пасько, который был задержан значительно позже?
Только тем, что следователь первоначально написал их сам, а они только подписали и потом их же повторяли. Но можно ли верить этим объяснениям Груднева и Моргунова?
Вспомните, уважаемые присяжные заседатели, об обстоятельствах первоначальных допросов Груднева и Моргунова. Допрошены они были практически в одно время: один - с 17 ч 40 мин до 19 ч 30 мин, а другой - с 17 ч 30 мин до 19 ч 40 мин. Причем допрашивали их разные следователи и в разных местах: в изоляторе временного содержания и в помещении прокуратуры района, находящихся, как известно, на приличном расстоянии друг от друга. Эти данные оглашены в суде, и подсудимые их не отрицают. И что же мы видим? Тексты протоколов разные, но изложенное в них совпадает до мельчайших подробностей в описании того трагического для Тюрикова вечера с участием всех трех подсудимых и их конкретных действий. Так могли ли разные следователи в разных местах в одно и то же время написать протоколы с аналогичным изложением событий? Нет, это невозможно.
Определите, какие средства диалогизации используются в данной обвинительной судебной речи.
Поясните, какие методы государственный обвинитель использует для привлечения внимания судей?
Аргументируйте, для чего применяются и чем обосновывается использование в речах судебных ораторов, вопросно-ответных конструкций.
20. Проанализируйте первые абзацы речи судебного оратора А.Ф. Кони:
Господа судьи, господа присяжные заседатели! Около месяца тому назад в Спасской улице, в доме Дмитриевского, произошло большое несчастье. Семейство, единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, состоявшее из жены его и четырех детей, внезапно и неожиданно осиротело: глава этого семейства был лишен жизни. Он лишился жизни, не окруженный попечениями и участием родных, не благословляя своих детей, а сопровождаемый их отчаянными криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека. Этот близкий и обязанный ему человек находится в настоящее время перед вами и от вас зависит решить его судьбу.
Назовите известные вам элементы в построении композиции судебной речи и объясните задачи, решаемые каждым из них.
Определите, какие известные вам элементы, используемые в композиции речи: этикетные формулы, «зацепляющий крючок», в данном отрывке оратор использует. Назовите требования, предъявляемые к вступлению к судебной речи.
Составьте вступление к судебной речи в роли прокурора (или адвоката) с учетом требований, предъявляемых к нему, используйте шаблонные выражения.
Продемонстрируйте составленное вступление.
21. Проанализируйте, используя планшет, речь А.Ф. Кони по делу «Об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (См. Грунтовский И.И. Ораторское искусство юриста и культура речи: Учебное пособие. – М.: Международный юридический институт, 2019. – 416 с.):
Определите стиль судебной речи и языковые фигуры, используемые в речи.
Оцените, какие средства убедительности, целевую установку использует автор судебной речи.
Дайте свои пояснения, что вы понимаете под понятностью, лаконичностью и уместностью речи юриста.
22. Проведите сравнительный анализ, используя планшет, выступлений адвоката и прокурора на примере обвинительной речи по делу Качки (Обнинский П.Н.) и речи Плевако Ф.Н. в защиту Качки. (См. Грунтовский И.И. Ораторское искусство юриста и культура речи: Учебное пособие. – М.: Международный юридический институт, 2019.
416 с.)
Сопоставьте композицию построения данных речей.
Выявите, какие средства убедительности и выразительности используют авторы судебной речи.
Покажите, в чем заключаются различия в анализируемых речах.
23. Создайте и произнесите 3-х минутную речь на любую из следующих тем:
 Почему я выбрал(а) именно профессию юриста?
 Что я бы сделал(а), если бы был(а) ректором (деканом)?
 Что я люблю делать в свободное время?
 От каких привычек я хотел(а) бы избавиться?
Требования к речи:
1) точность регламента (постарайтесь уложиться в 3 минуты);
2) связность, обдуманность содержания речи;
3) требования к произнесению: максимальная простота, разговорность, естественность; главное – выполняйте требования коммуникативности, эффективного общения с аудиторией.
Укажите, какие языковые средства, целесообразно применить в вашей речи, объясните почему.
24.Проанализируйте русские народные пословицы, взятые из сборника В.И. Даля.
1. Язык поит и кормит, и спину порет. 2. Красна речь слушаньем, а беседа смирением. 3. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 4. Много наговорено, да мало переварено. 5. Что про то говорить, чего нельзя воротить? 6. В добрый час молвить, в худой промолчать. 7. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 8. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. 9. Кстати промолчать, что большое слово сказать. 10. От приветливых слов язык не отсохнет.
Объясните, какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании.
Приведите 2-3 примера из жизни, иллюстрирующих данные пословицы.
Обоснуйте, для чего может использовать пословицы и поговорки в своей речи судебный оратор.
25.Проанализируйте речь адвоката Ф.Н. Плевако в защиту старушки из Сызрани, которая украла жестяной чайник стоимостью около 50 копеек.
«Много бед, испытаний пришлось претерпеть России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Около двух десятков языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».
Она была предана суду присяжных, так как являлась потомственной почетной гражданкой. Прокурор требовал наказания для совершившей кражу, не взирая на ее почтенный возраст и ничтожную стоимость похищенного, в связи с тем, что неуважение к праву частной собственности может привести к разрушению основ государства, однако присяжные взяли сторону адвоката и оправдали подзащитную.
Определите, какие аргументы и выразительные средства использует адвокат для убеждения присяжных.
Оцените, можно ли доводы, приведенные Ф.Н. Плевако, назвать корректными.
Объясните свою.
Выявите, какой прием в доказательстве использует автор речи.
26.Проведите анализ отрывка из речи И.М. Кисенишского:
«Прежде всего капитан Марков сам находился на мостике при выходе судна из порта и благополучно довел его до линии акватории порта, проложив для него дальнейший путь. Во-вторых, к моменту ухода с мостика с пунктом регулирования движения и капитаном пересекающегося судна была согласована и достигнута договоренность о том, что «Петр Васев» пропустит «Нахимова», уступит ему дорогу. И наконец, самое главное – на мостике стоял на вахте опытный вахтенный помощник капитана – Чудновский, который должен был нести в это время штурманскую вахту и который, согласно ст. 402 «Устава службы на судах Министерства морского флота СССР», персонально отвечал за надлежащее несение на судне вахтенной службы, обеспечение безопасности судна и находящихся на нем людей и грузов. Вахтенный помощник капитана, согласно «Уставу…», является старшим по всей вахтенной службе судна».
Определите, чем достигается убедительность речи И.М. Кисенишского.
Покажите на примере содержания речи, какие языковые средства подчеркивают логичность речи автора.
Дайте пояснение по пониманию вами такого качества речи юриста как «логичность».
27.Проанализируйте, используя планшет, обвинительную речь Громницкого М.Ф. по делу о бывшем студенте Данилове. (См. Грунтовский И.И. Ораторское искусство юриста и культура речи: Учебное пособие. – М.: Международный юридический институт, 2019. – 416 с.):
Выделите элементы построения композиции данной обвинительной речи.
Обоснуйте свой ответ.
Укажите, какие речевые приемы для изложения обстоятельств дела использует автор речи;
Оцените, какие требования к заключению, учтены автором данной речи.
28.Проанализируйте, используя планшет, речь О.В. Дервиз в защиту Васильевой (См. Грунтовский И.И. Ораторское искусство юриста и культура речи: Учебное пособие. – М.: Международный юридический институт, 2019. – 416 с.).
Выделите логические части, наличие и последовательность целевой установки, расположение структурных частей, чередование аргументированных рассуждений, использование языковых средств.
Предложите ваши пожелания, по усилению убедительности, логичности, экспрессивности судебной речи.
Дайте определение понятию «экспрессивность речи» и объясните его содержание.
29.Сравните предложенные высказывания начала речи:
«Я хочу рассказать вам сегодня о…».
«Может, я скажу не совсем удачно, но…».
«Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам…».
«Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую объяснить вам…».
«Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить».
«Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году».
«Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…».
«Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сумбурность…».
«Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет…».
«Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…»
Определите, какие ошибки допущены в этих ситуациях начала общения. Дайте объяснения своему определению.
Предложите способы исправления данных высказываний в соответствии с нормативными требованиями по правильному началу общения и продемонстрируйте их.
Приведите пример начала речи судебного оратора.
30.Продемонстрируйте на конкретном примере, какие речевые шаблоны (штампы), может использовать юрист в сфере уголовного (или гражданского) права при создании речи и оформлении соответствующей юридической документации.
Дайте краткую характеристику речевым шаблонам (штампам) и назовите цель их использования.
Дайте пояснение понятию «профессиональный сленг» и приведите конкретные примеры его употребления юристом.
Объясните, как характеризует культуру личности юриста употребление профессионального сленга.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.