Контрольная работа
по дисциплине «Основы социологии и политологии» (код - СП 00)
Вопрос 1. Какие функции социологии вы знаете? Раскройте их.
Вопрос 2. Какие виды культуры вы знаете?
Вопрос 3. Назовите характерные черты социальной организации.
Вопрос 4. Какие типы социальных движений вы знаете? Дайте краткую характеристику.
Вопрос 5. Назовите причины возникновения социальных конфликтов.
Вопрос 6. Что понимают под субъектами политики?
Вопрос 7. Какие уровни политического сознания вы знаете?
Вопрос 8. Чем обусловлена ведущая роль политики в международных отношениях?
Вопрос 9. В каких условиях происходит самоидентификация России в современном мире?
Вопрос 10. На чем основывается взаимодействие экономической и политической систем в современной России?
Экзаменационная работа СП-96
ЗАДАНИЕ 1.
Почему, на ваш взгляд, властные отношения возникают в рамках любого, даже самого малого объединения людей (семья, группа, учреждение, общество в целом)?
ЗАДАНИЕ 2.
Что такое средний класс? По каким основным признакам определяется принадлежность определенного человека к данному социальному слою? Представители каких социальных слоев и групп традиционно относятся к нему в современном обществе? С чем связаны основные трудности формирования среднего класса в современной России? Какие меры должны быть приняты для улучшения его положения в современных условиях?
ЗАДАНИЕ 3
Каковы характерные, исторически сложившиеся особенности политической системы Российского государства? Какие из них препятствуют утверждению в России демократического правового государства и гражданского общества?
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Задание № 1 Изучить главу 1.
Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа. Вопрос 1. Кто является основоположником сог/иологии как самостоятельной науки?
1) Платон.
2) Огюст Конт.
3) Карл Маркс.
4) Макс Вебер.
5) Эмиль Дюркгейм.
Вопрос 2. Что относится к объектам социологического исследования?
1) Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
2) Личности, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
3) Социальные общности, социальные связи, социальные отношения и способ их организации.
4) Социапьные институты, социальные связи, социальное взаимодействие , социальные отношения.
5) Социальные институты, социальные общности, личности, социальные связи.
Вопрос 3. Что является предметом социологического исследования? )) Социальные общности, социальные институты, социальные связи.
2) Социальное взаимодействие, личности, социальные связи.
3) Социальные институты, социальные общности, личности.
4) Социальные отношения, личности, социальные институты.
5) Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные институты.
Вопрос 4. Какие из перечисленных функций не относятся к функциям социологии?
1) Прикладная.
2) Гуманистическая и идеологическая.
3) Социального планирования и социального контроля
4) Познавательная и прогностическая.
5) Все перечисленные функции относятся к функциям социологии.
Вопрос 5. Какая из функций социологии способствует совершенствованию общественных отношений?
1) Функция социального контроля.
2) Функция социального планирования.
3) Гуманистическая функция.
4) Прикладная функция.
5) Идеологическая функция.
Задание 2. Изучить главу 2-4. Ответить на вопрос, указав правильный вариант ответа.
Вопрос 1. Что включает в себя понятие "социальный институт"?
1) Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
2) Это объект упорядоченности индивидов, социальных групп и общностей, включенных в совместную деятельность и выполняющих определённые социальные функции.
3) Это совокупность индивидов, определённым образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.
4) Это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
5) Это исторически сложившаяся система власти и управления поведением и деятельностью людей, внутри которой постепенно складывалось определённое разделение труда, функций и ролей.
Вопрос 2. Что включает в себя понятие "социальная организация"?
1) Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
2) Это объект упорядоченности индивидов, социальных групп и общностей, включенных в совместную деятельность и выполняющих определённые социальные функции.
3) Это совокупность индивидов, определённым образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.
4) Это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
5) Это исторически сложившаяся система власти и управления поведением и деятельностью людей, внутри которой постепенно складывалось определённое разделение труда, функций и ролей.
Вопрос 3. В каком из видов деятельности наиболее ярко проявляется этноцентризм?
1) В судебной деятельности.
2) В предпринимательской деятельности.
3) В милитаристской деятельности.
4) В миссионерской деятельности.
5) Во всех перечисленных.
Вопрос 4. Что провозглашает культурный релятивизм?
1) Культурную революцию.
2) Самобытность культуры.
3) Культурные конфликты.
4) Субкультуру.
5) Общечеловеческую культуру.
Вопрос 5. Какие элементы культуры являются основными?
1) Знаково-символический элемент, ценностно-познавательная система.
2) Этноцентризм, знаково-символический элемент.
3) Ценностно-познавательная система, культурный релятивизм.
4) Культурный релятивизм, этноцентризм.
5) Этноцентризм, ценностно-познавательная система.
Задание № 3 Изучить главу 4-6. Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа. Вопрос 1. Что являепгч синтетической формой культуры?
1) Законы, обычаи, традиции.
2) Обряды, законы, обычаи.
3) Традиции, обряды, обычаи.
4) Законы,традиции,обряды.
5) Все вышеперечисленные.
Вопрос 2. Какое понятие определяет термин «национальная культура»?
1) Это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающие определенные коллективные чувства.
2) Это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является причиной для его членов.
3) Это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.
4) Это основа общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой.
5) Это совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве.
Вопрос 3.. Что входит в группу "ценностей благосостояния"?
1) Благополучие, богатство, мастерство, просвещённость.
2) Богатство, благополучие, власть, эффективность.
3) Мастерство, власть, богатство, просвещенность.
4) Уважение, моральные ценности, эффективность, богатство.
5) Моральные ценности, богатство, власть, просвещенность.
Вопрос 4.. Что входит в группу "прочие г/енности"?
1) Аффективность, просвещенность, моральные ценности, мастерство.
2) Власть, уважение, моральные ценности, аффективность.
3) Благополучие, власть, богатство, уважение.
4) Моральные ценности, мастерство, благополучие, аффективность.
5) Богатство, мастерство, уважение, моральные ценности.
2
Вопрос 5. В какие общности входят поклонники эстрадных звёзд и болельщики спортивных команд?
1) Культурные.
2) Территориальные.
3) Спортивные.
4) Массовые.
5) Этнические.
Задание № 4. Изучить главу 6-8.
Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа. Вопрос 1. Какими признаками характеризуются социальные группы?
1) Высокой степенью сплочённости.
2) Устойчивым взаимодействием.
3) Вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
4) Однородностью состава.
5) Всеми вышеперечисленными признаками.
Вопрос 2. Что является внешней формой выражения этноса?
1) Внутренние браки.
2) Общность территории.
3) Самоназвание.
4) Малочисленный состав.
5) Всё вышеперечисленное.
Вопрос 3. Какие виды социальных процессов являются основными?
1) Ассимиляция, амальгамизация, кооперация, конкуренция, приспособление.
2) Конкуренция, приспособление, кооперация, конфликт, амальгамизация, ассимиляция.
3) Ассимиляция, амальгамизация.
4) Кооперация, конкуренция.
5) Конфликт, приспособление, конкуренция.
Вопрос 4.Что является источником развития индивида, наиболее полным воплощением всех человечески
1) Человек.
2) Индивид.
3) Личность.
4) Нация.
5) Народ.
Вопрос Ъ.Что обозначают в социологии под термином "девиантное поведение"?
1) Ощущение вины.
2) Поведение человека в экстремальной ситуации.
3) Негативное (отклоняющееся) поведение.
4) Нормальное поведение.
5) Состояние аффекта.
Задание № 5. Изучить главу 9-10. Ответить на вопросы, указать правильный вариант ответа. Вопрос 1. Какие существуют типы социальных движений?
1) Революционные, движения сопротивления, утопические, экспрессивные.
2) Движения сопротивления, революционные, оппозиционные, утопические.
3) Оппозиционные, движения сопротивления, экспрессивные.
4) Революционные, утопические.
5) Утопические, экспрессивные.
Вопрос 2. Что понимается под конфликтом?
1) Это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьёзное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре.
2) Это форма социальной регуляции деятельности и отношений людей.
3) Это обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов социальных групп, классов и общественных институтов.
4) Это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектоЕ взаимодействия.
5) Это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность.
3
Вопрос 3. Что характеризует основную стадию развития конфликта?
1) Накопление и обострение противоречий.
2) Повод.
3) Инцидент.
4) Компромисс.
5) Конфликтное поведение.
Вопрос 4. Что включает в себя понятие "сила"?
1) Физическую силу и технические средства, применяемые как инструмент насилия.
2) Информационно-цивилизованную форму применения силы (сбор фактов, анализ документов и т.д.)
3) Социальный статус (уровень власти, престиж и т.д.)
4) Прочие ресурсы (деньги, территория, число сторонников и т.д.)
5) Все вышеперечисленные компоненты.
Вопрос 5. Какие существуют условия разрешения социальных конфликтов?
1) Своевременный и точный диагноз причин конфликта.
2) Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон.
3) Совместный поиск путей преодоления конфликта.
4) Компромисс.
5) Все вышеперечисленные.
Задание № 6 Изучить главу 11-12. Ответить на вопросы, выбрав правильный вариант ответа. Вопрос 1. Что является объектом изучения политологии?
1) Сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений.
2) Политическая власть.
3) Социальные интересы.
4) Идеологическая система.
5) Всё вышеперечисленное.
Вопрос 2. Какое определение относится к политической власти?
1) Это контроль над экономическими ресурсами.
2) Это собственность на различного рода материальные ценности.
3) Это всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая х-у/;сть пет подчинение
во имя общих целей.
4) Это распределение положения в социальной структуре: статусов, должностей и привилегий.
5) Все вышеперечисленные.
Вопрос 3.Каково соотношение политической власти и государственной власти? 3) Политическая и государственная власти тождественны.
2) Политическая власть является особым видом государственной власти.
3) Государственная власть является особым видом политической власти.
4) Политическая и государственная власти являются особым видом экономической власти.
5) Политическая и государственная власти являются особым видом социальной власти.
Вопрос 4. Какими признаками характеризуется политическая власть?
1) Верховенством, моноцентричностью, публичностью.
2) Легитимностью, верховенством, публичностью, моноцентричностью, многообразием ресурсов.
3) Публичностью, многообразием ресурсов, легитимностью.
4) Только верховенством.
5) Легитимностью и верховенством.
Вопрос 5. Что понимается под политической системой? 1)) Политическая система-это механизм власти.
2) Политическая система-это механизм принуждения.
3) Политическая система-это механизм контроля.
4) Политическая система-это механизм разделения труда.
5) Политическая система-это механизм управления.
Задание № 7. Изучить главу 12. Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа. Вопрос 1. Какие элементы относятся к политической системе?
1) Политическая организация.
2) Политические отношения.
3) Политические и правовые нормы.
4) Политическое сознание и политическая культура.
5) Все вышеперечисленные.
4
Вопрос 2. Какие подсистемы входят в структуру политической системы?
1) Идеологическая, институциональная, коммуникативная.
2) Коммуникативная, нормативная, идеологическая.
3) Нормативная, идеологическая, функциональная, коммуникативная.
4) Функциональная, институциональная, коммуникативная, функциональная.
5) Институциональная, идеологическая, нормативная, коммуникативная, функциональная.
Вопрос 3. Дайте верное понятие одной из подсистем политической системы.
1) Функциональная система-это организации, учреждения.
2) Коммуникативная система-это форма и направления политической деятельности.
3) Идеологическая система - это объединяющие связи, формы взаимодействия.
4) Нормативная система-это нормы правовые и моральные, политические традиции. •
5) Институциональная система-это различные политические процессы, взгляды.
Вопрос 4. Что является наиболее активной и динамичной частью политической системы?
1) Политическая организация.
2) Политические отношения.
3) Политические и правовые нормы.
4) Политическое сознание.
5) Политическая культура.
Вопрос 5. Что включает в себя политическая организация?
1) Партии, массовые общественные организации и движения.
2) Государство.
3) Партии.
4) Государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и
церковь.
5) Церковь.
Задание №8 Изучить главу 113-14. Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа. Вопрос 1 Что понимается под субъектами политики?
1) Участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать со6ст»ен"че йети.
2) Государство, партии, лидеры.
3) Крупные социальные группы и общности.
4) Финансово-промышленные структуры.
5) Теневые и полулегальные объединения.
Вопрос 2..Какая из трактовок политической культуры является не верной?
1) Это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности.
2) Это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта в исторически определенной системе политических отношений.
3) Это часть духовной культуры общества, включающая в себя те её" элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами.
4) Это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность.
5) Все трактовки являются верными.
Вопрос 3. Какие элементы имеет структура политической культуры?
1) Познавательный, поведенческий, управленческий.
2) Нравственно-оценочный, поведенческий, познавательный.
3) Поведенческий, нравственно-оценочный, управленческий.
4) Управленческий, познавательный, нравственно-оценочный.
5) Все вышеперечисленные.
Вопрос 4. Какое из понятий является верным?
1) Познавательный элемент включает в себя политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения и
конкретные цели.
2) Поведенческий элемент включает в себя политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения и
конкретные цели.
3) Нравственно-оценочный элемент включает в себя политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения и конкретные цели.
4) Все понятия являются верными.
5) Ни одно из понятий не верно.
5
Вопрос 5..Какие из уровней политической культуры являются основными?
1) Политический, гражданский, культурный.
2) Мировоззренческий, культурный, политический.
3) Гражданский, культурный, мировоззренческий.
4) Мировоззренческий, гражданский, политический.
5) Все вышеперечисленные.
Задание № 9 Изучить главу 14.
Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа. Вопрос Х.Что относится к источникам политического сознания?
1) Информация, анализ, личный опыт индивида.
2) Информация, семейное окружение человека, личный опыт индивида
3) Информация, анализ, семейное окружение человека.
4) Семейное окружение человека, анализ, личный опыт индивида.
5) Всё вышеперечисленное.
Вопрос 2. Какие функции выполняет политическое сознание?
1) Регулятивную, познавательно-информационную, духовную, оценочную.
2) Познавательно-информационную, духовную, мобилизующую, оценочную.
3) Духовную, оценочную, мобилизующую, регулятивную.
4) Мобилизующую, духовную, познавательно-информационную, регулятивную.
5) Оценочную, мобилизующую, регулятивную, познавательно-информационную.
Вопрос 3. Какое из понятий относится к оценочной функции политического сознания?
1) В процессе осознания мира политики вырабатываются оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам.
2) Политическое сознание регулирует социальное поведение людей.
3) Политическое сознание направлено на получение политической информации.
4) Политическое сознание помогает людям осознавать себя гражданами.
5) Политическое сознание побуждает людей к политически ориентированному поведению.
Вопрос 4. Уровни политического сознания. Выберите и укажите правильный ответ.
1) Обыденный, профессиональный, эмпирический, теоретический.
2) Государственный, эмпирический, профессиональный, обыденный.
3) Теоретический, государственный, эмпирический, обыденный.
4) Теоретический, профессиональный, государственный, обыденный.
6) Все вышеперечисленные.
Вопрос 5. Какой из уровней политического сознания отличается наибольшей последовательностью в защите существующих политических порядков и принципов?
1) Теоретический.
2) Обыденный.
3) Профессиональный.
4) Государственный.
5) Эмпирический.
Задание № 10. Изучить главу 15.
Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа. Вопрос Х.Что включают в себя международные отношения?
1) Политические отношения.
2) Экономические и социальные отношения.
3) Дипломатические и правовые отношения.
4) Военные и гуманитарные отношения.
5) Совокупность указанных отношений.
Вопрос 2. Что относится к субъектам мирового сообщества?
1) Народы, государства, идеология, общественные силы.
2) Народы, государства, общественные силы, движения и организации.
3) Народы, идеология, общественные силы, движения и организации.
4) Государства, народы, идеология, движения и организации.
5) Государства, общественные силы, движения и организации, идеология.
6
Вопрос 3. Чему принадлежит ведущая роль в международных отношениях?
1) Политике.
2) Государству.
3) Общественным силам.
4) Движениям.
5) Организациям.
Вопрос 4. Какая проблема современного международного политического процесса является главной?
1) Зашита прав человека.
2) Защита окружающей среды.
3) Завоевание жизненного пространства.
4) Укрепление международной безопасности.
5) Борьба со СПИДом.
Вопрос Ъ.Какая модель является наиболее перспективной и вероятной в формировании мирового порядка?
1) Однополюсно-авторитарная модель.
2) Биполярная антагонистическая модель.
3) Неконфронтационная демократическая система.
4) Однополюсно-антагонистическая модель.
5) Биполярная авторитарная модель.
Семинар по предмету
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
Занятие № 1 Укажите правильный вариант ответа на каждый вопрос задания. Вопрос №1. Что относится к объектам социологического исследования?
1) Социальные связи, взаимодействия, отношения и способ их организации.
2) Внутреннее переживание личности и её отношение к социальным связям.
3) Социальные связи в контексте их взаимоотношений со звёздами. Вопрос №2. Что является предметом изучения социологии?
1) Социальные связи между общественными организациями.
2) Общественные институты.
3) Социальные институты, социальные общности, личности. Вопрос №3. Что такое социальное?
1) Совокупность свойств и отношений между лидерами социальных движений.
2) Совокупность свойств и общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности.
3) Совокупность взаимоотношений между политическими партиями.
Вопрос №4. Кто основоположник социологии, как самостоятельной науки?
1) Платон.
2) Макс Вебер.
3) Опост Конт.
Вопрос №5. Какие функции относятся к социологии?
1) Социального планирования и контроля.
2) Гуманистические и идеологические.
3) Все перечисленные функции.
Вопрос №6. Какая из функций социологии способствует совершенствованию общественных отношений?
1) Социального контроля.
2) Гуманистическая,
3) Прикладная.
Вопрос №7. Что такое "социальный институт"?
1) Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
2) Исторически сложившаяся система власти.
3) Целостное образование, основным элементом которого являются люди. Вопрос №8. Что называется процессом институализации?
1) Стремление всех людей получить высшее образование.
2) Процесс упорядочения, формализации и стандартизации.
3) Оба варианта.
Вопрос №9. Какие цели стоят перед процессом институционализаиии?
1) Организация совместной деятельности людей.
2) Удовлетворение социальных потребностей людей.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №10. На основе чего образуется социальный институт?
1) Материальных субсидий.
2) Социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц и общностей.
3) По указанию вышестоящих социальных структур.
Вопрос №11. Каковы основные элементы социальной системы?
1) Системы ценностей, нормы, идеалы.
2) Элементы социально-культурного процесса.
3) Оба варианта.
Вопрос №12. Что гарантирует социальная система?
1) Материальный достаток.
2) Духовное удовлетворение.
3) Сходное поведение людей, способы удовлетворения потребностей, русло их стремлений.
Занятие № 2
Вопрос №1. Что включает в себя понятие "социальная организация"?
1) Упорядоченность индивидов, социальных групп и общностей, включённых в совместную деятельность и выполняющих социальные функции.
2) Целостное и укомплектованное социальное образование.
3) Исторически сложившаяся система власти и управления деятельностью людей и общественных групп. Вопрос №2. Что обеспечивает иерархическое построение организации?
1) Достижение единства цели.
2) Придаёт ей устойчивость и эффективность.
3) Оба варианта.
1
Вопрос №3. Что такое организационный порядок?
1) Своевременное и точное исполнение приказов и распоряжений.
2) Система стабильных связей, норм, целей, регулирующих их взаимоотношения.
3) Упорядоченная документом связь между единомышленниками. Вопрос №4. Что означает организационный эффект?
1) Победа большинства над меньшинством.
2) Синергию, прирост дополнительной энергии усилий её участников.
3) Идейное согласие между участниками социальной группы. Вопрос №5. Культура трактуется в социологии как...
!) Специфические особенности взаимоотношений между индивидами одной социальной организации.
2) Совокупность всех духовных и материальных ценностей.
3) Система ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определённой группе людей. Вопрос №6. Какие элементы культуры являются основными?
1) Знаково-символический элемент, ценностно-познавательная система.
2) Этноцентризм.
3) Культурный релятивизм.
Вопрос №7. Какие потребности удовлетворяют культурные универсалии?
1) Биологические.
2) Психологические и социальные.
3) Оба варианта.
Вопрос №8. Какая позиция называется этноцентрисской?
1) Оценка другой культуры через призму собственной.
2) Авторитарная.
3) Позиционно-совещательная, с тенденцией к компромиссу. Вопрос №9. Что провозглашает культурный релятивизм?
1) Абсолютную самобытность любой культуры.
2) Демократический метод решения проблем.
3) Подход "с позиции силы"
Вопрос №10. Что является синтетической формой культуры?
1) Национальные традиции.
2) Интернациональный синтез культур.
3) Образцы поведения: обряды традиции, обычаи. Вопрос №11. Что такое субкультура?
1) Сверхкультура группы индивидов.
2) Набор символов, ценностей, норм поведения, отличающую ту или иную социальную группу.
3) Предкультура, ранняя форма национальной культуры. Вопрос №12. Формы субкультур:
1) Национальные, конфессиональные.
2) Профессиональные и по интересам,
3) Оба варианта.
Занятие № 3 Вопрос №1. Что называется ценностным образом социальной группы?
1) Эталон для подражания.
2) Распределение ценностей в данной группе.
3) Ориентир, переходящий от поколения к поколению. Вопрос №2. Что такое ценностная позиция?
1) Позиция, которая служит мотивом для деятельности.
2) Место отдельного индивида или объекта в ценностном образе.
3) Приоритет в системе связей и отношений.
Вопрос №3. Что понимается под ценностями благосостояния?
1) Материальные ценности.
2) Материальные и духовные ценности.
3) Ценности необходимые для поддержания физической и умственной активности индивидов. Вопрос №4. Что понимается под прочими ценностями?
1) Власть, уважение.
2) Моральные ценности.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №5. Является ли "независимость" типом социальных отношений? 1)Да.
2) Нет.
3) Только в том случае, если не нарушаются социальные нормы. Вопрос №6. Социальная общность - это...
1) Реально существующая совокупность индивидов в своих действиях представляют относительную целостность.
2) Группа индивидов, объединённых общей идеей.
3) Группа индивидов, объединённых общими действиями.
2
Вопрос №7. В какую общность входят болельщики спортивной команды?
1) Культурные.
2) Массовые.
3) Спортивные
Вопрос №8. Что обобщает понятие "социальной группы"?
1) Сущностные характеристики коллективных субъектов.
2) Взаимодействие и отношение структурных единиц.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №9. Какие социальные группы являются основным объектом социологических исследований?
1) Малые социальные группы.
2) Средние социальные группы.
3) Большие социальные группы.
Вопрос №10. Примеры первичных социальных групп:
1) Семья, школьный класс.
2) Спортивная команда, учебный институт.
3) Всё вышеперечисленное. Вопрос №11. Что такое этнос?
)) Представители одной национальности.
2) Устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, общей историей, и сознанием своего единства.
3) Совокупность индивидов с разными культурами.
Вопрос №12. Как функционирует и воспроизводится этнос?
1) Как целостный социальный организм.
2) Путём внутренних браков.
3) Оба варианта.
Занятие № 4
Вопрос №1. В результате чего ПРОИСХОДЯТ социальные изменения в обществе?
1) Из-за мистических влияний звезд на жизнь людей.
2) В результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и
взаимодействий.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №2. Что называется "социальным процессом"?
1) Всякий процесс, протекающий в рамках социальной группы.
2) Всякий процесс, протекающий в обществе индивидов.
3) Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые выделяются из множества других действия.
Вопрос №3. Что лежит в основе любой кооперации?
1) Согласованные действия и достижение общих целей.
2) Взаимная симпатия и материальный стимул.
3) Высокие социальные мотивы и стремление к власти. Вопрос №4. Что такое конкуренция?
1) Рыночная форма борьбы между отдельными фирмами.
2) Борьба между индивидами, группами или обществами за материальные и духовные ценности.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №5. На каком уровне может проявляться конкуренция?
1) Наличном и групповом уровне.
2) Может иметь безличный характер.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №6. Следствием конкуренции можно считать...
1) Обретение социального статуса каждого из участников.
2) Снятие множества социальных проблем и создание определенных систем установок у конкурентов.
3) Повышение материального уровня конкурентов.
Вопрос №7. Конструктивным моментом конкуренции является...
1) Средство, стимулирующее каждую личность к большим достижениям, усиливает мотивацию.
2) Достижение социальной гармонии.
3) Понижение уровня безработицы. Вопрос №8. Что такое приспособление?
1) Беспринципное поведение индивидов, готового отказаться от привычных ценностей.
2) Форма мировоззрения малочисленной группы индивидов.
3) Принятие новых норм, ценностей, эталонов действий в среде, где старые нормативы не приводят к желаемому результату.
Вопрос №9. Какие особенности поведения Формируются при приспособлении к внешней среде.
1) Подчинение.
2) Компромисс, терпимость.
3) Всё вышеперечисленное.
3
Вопрос №10. Что такое подчинение?
1) Осознанный или неосознанный процесс приспособления с целью вхождения в новую форму отношений.
2) Покорение слабого перед сильным.
3) Форма приспособления к социальным структурам отдельного индивида. Вопрос №11. Какие виды социальных процессов являются основными.
1) Кооперация, конкуренция.
2) Конкуренция, приспособления, кооперация, конфликт, амальгамизация, ассимиляция.
3) Конфликт, приспособление. Вопрос №12. Что такое компромисс?
1) Форма приспособления путем частичного принятия новых целей и способов их достижения.
2) Форма правления сильнейших над слабейшими.
3) Всё вышеперечисленное.
Занятие № 5
Вопрос №1. Индивид - это...
1) Единичный представитель человеческого рода.
2) Носитель всех социальных и психологических черт.
3) Всё" вышеперечисленное. Вопрос №2. Личность - это...
1) Адаптированный в социальные связи отдельный индивид.
2) Итог развития индивида с наиболее полным воплощением всех человеческих качеств.
3) Неординарный индивид, обладающий качеством лидера. Вопрос №3. Что называется статусом?
1) Позиция предполагающая отдельные права и обязанности.
2) Позиция предполагающая только права.
3) Позиция предполагающая только обязанности. Вопрос №4. Что обозначает социальный статус?
1) Конкретное место, которое занимает индивид в социальной системе.
2) Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом.
3) Оба варианта.
Вопрос №5. Что отражает социальная роль?
1) Внутренние переживания индивида.
2) Отношение социальной группы к конкретному индивиду.
3) Совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенный статус в социальной системе.
Вопрос №6. Предписанный статус - это...
1) Навязанный обществом вне зависимости от заслуг и усилий личности.
2) Статус, который определил себе сам индивид.
3) Наследственный статус, полученный по "кастовому" праву. Вопрос №7. Приобретенный статус...
1) Определяется усилиями социально группы.
2) Определяется усилиями самого человека.
3) Определяется усилиями семьи. . Вопрос №8. Что такое социализация?
1) Это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей.
2) Противопоставление себя общественным группам и индивидам.
3) Всё вышеперечисленное. Вопрос №9. Что такое имитация?
1) Осознанная попытка копировать определенную модель поведения.
2) Неосознанная попытка скопировать модель полведения.
3) Подобие и воспроизводство подражаемого первоисточника. Вопрос №10. Что такое идентификация?
1) Сознательное отчуждение от социальной среды.
2) Способ осознания своей принадлежности к той или иной общности.
3) Форма самоутверждения индивида.
Вопрос №11. Что такое "девиантное" поведение?
1) Ощущение вины.
2) Негативное поведение.
3) Нормальное поведение.
Вопрос №12. Какие виды деятельности могут быть отнесены к "девиантному" поведению?
1) Правонарушение, пьянство, преступление.
2) Научное, техническое и художественное творчество.
3) Всё вышеперечисленное.
4
Занятие № 6 Вопрос №1. Какие существуют типы социальных движений?
I)Утопические, экспрессивные
2) Революционные, оппозиционные.
3) Революционные, движения сопротивления, утопические, экспрессивные. Вопрос №2. На что направлены социальные движения?
1) На поддержку социальных изменений.
2) Против их.
3) Верны оба варианта.
Вопрос №3. Экспрессивные социальные движения...
1) Ограничено рамками системы и стремится создать внутри границ собственную субкультуру.
2) Выходят за границу социальных норм, стремясь их нивелировать.
3) Полное принятие социальных ценностей.
Вопрос №4. Что понимает социология под понятием "революционное движение"? : 1) Качественный скачок в социальном развитии.
2) Неожиданное, стремительное, обычно насильственное изменение социальной системы.
3) Количественный скачок в социально-политической жизни общества. Вопрос №5. Что такое "движение сопротивления"?
1) Это усилия определенных групп людей, направленных на блокирование возможных или уже прошедших
изменений.
2) Это действие индивидов возражающих против любого насилия.
3) Совокупность социальных институтов стоящих в оппозиции против существующего режима правления. Вопрос №6. Что понимается под конфликтом?
,1) Это неразрешимое противоречие, имеющее продолжение в "режиме сопротивления".
2) Это тип социальных взаимоотношений, источник "революционного движения"
3) Это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов
взаимодействия.
Вопрос №7. Что характеризует основную стадию развития конфликта?
1) Конфликт поведения.
2) Инцидент.
3) Обострение противоречий.
Вопрос №8. Что приводит к социальным конфликтам?
1) Социальная неоднородность общества, различие в уровнях доходов, власти, престижа и т.д.
2) Революционная ситуация.
3) Обострение социальных противоречий. Вопрос №9. Кризис общества - это...
1) Результат глубоких изменений в содержании жизни различных социальных групп.
2) Серьёзные нарушения механизма контроля в экономике, политике, культуре.
3) Всё вышеперечисленное. Вопрос №10. Стадии конфликтов.
1) Предконфликтную, конфликтную, послеконфликтную.
2) Предконфликтную, конфликтную, разрешение конфликта, послеконфликтную.
3) Конфликтную, послеконфликтную.
Вопрос №11. Какие существуют условия разрешения социальных конфликтов?
1) Своевременный и точный диагноз причин конфликта.
2) Компромисс. Совместный поиск путей преодоления конфликта.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №12. Какой способ разрешения конфликта представляет компромисс?
1) Такой, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путём взаимных уступок.
2) Такой, когда конфликтующие стороны приходят к мирному соглашению.
3) Такой, когда конфликтующие стороны не имеют претензий друг к другу в результате его разрешения.
Занятие № 7 Вопрос №1. Что является объектом изучения политологии?
1) Политическая власть.
2) Социальные интересы. Идеологическая система.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №2. Какое определение относится к политической власти?
1) Контроль за экономическими ресурсами.
2) Всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общей цели.
3) Приоритет в решении глобальных экономико-политических проблем. Вопрос №3. Задачи политической системы:
1) Реализует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества.
2) Обеспечивает социальный порядок.
3) Всё вышеперечисленное.
5
Вопрос №4. Признаки политической власти:
1) Легитимность, верховенство, публичность, моноцентричность,
2) Верховенство.
3) Моноцентричность, верховенство, легитимность.
Вопрос №5. Что такое политическая организация общества?
!) Совокупность конкретных организаций и учреждений, в результате взаимоотношений которых и осуществляется
политическая власть в обществе.
2) Организация, обеспечивающая стабильность социальных и политических связей внутри страны.
3) Организация, отвечающая за все процессы происходящие в обществе. Вопрос №6. Кто понимается под субъектом политики?
1) Всякий участник политической жизни.
2) Участник политической жизни, способный сформулировать и реализовать собственные цели.
3) Участник политической жизни, играющий роль лидера. Вопрос №7. Что включает в себя политическая организация?
1) Государство, партия, общественные организации и движения.
2) Средства массовой информации и церковь.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №8. Что выражает активность субъекта? !) Его политический убеждения.
2) Меру интенсивной деятельности субъекта.
3) Его принадлежность к политической партии.
Вопрос №9. Как проявляется политическая активность?
1) В переговорном процессе, деятельности политических лидеров.
2) Митингах, демонстрациях, бунтах.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №10. Что происходит в ходе социальной революции?
1) Ломка социальных связей.
2) Коренная ломка сложившихся общественных отношений, преобразование системы власти.
3) Глобальное преобразование всех форм общественной жизнедеятельности.
Вопрос №11. Важнейшим механизмом приобщения к политическим процессам является...
1) Разделение политических взглядов.
2) Идентификация члена общества с субъектом политики.
3) Солидарность с идеологией данной партии.
Вопрос №12. Исходным признаком субъекта политики является...
1) Его положение как представителя общности, от имени которой он выступает.
2) Его принадлежность к одной из политических партий.
3) Его деятельность для осуществления целей партии.
Занятие № 8
Вопрос №1. Что такое "политическая культура"?
1) Организация политической жизни общества.
2) Необходимый элемент в программе высшего образования.
3) Это культура политического мышления и политической деятельности, степень цивилизованности характера и
способов функция политическихих институтов, организация всей политической жизни общества.
Вопрос №2. Какую СТРУКТУРУ имеет политическая культура?
1) Состоит из познавательных элементов.
2) Состоит из познавательных, поведенческих нравственно-оценочных элементов.
3) Состоит из познавательных и поведенческих элементов. Вопрос №3. Что включает в себя "познавательный элемент"? !) Политические знания.
2) Политические знания, политическую образованность и способы политического мышления.
3) Политическую образованность.
Вопрос №4. Из чего состоит "нравстенно-оценочный элемент"?
!) Из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей.
2) Из десяти нравственных библейских заповедей.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №5. Что содержит в себе поведенческий элемент?
1) Политические установки, типы, формы, стили.
2) Образы общественно-политической деятельности, политическое поведение.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №6. Какие основные уровни политической культуры?
1) Мировоззренческий, гражданский, политический.
2) Профессиональный, мировоззренческий, политический.
3) Мировоззренческий, политический.
6
Вопрос №7. Какой уровень политической культуры является базовым?
1)Политический.
2) Гражданский.
3) Мировоззренческий.
Вопрос №8. Какие источники своего развития имеет политическое сознание?
1) Общественная пропаганда и личная заинтересованность.
2) Семейное окружение, информация, личный опыт индивида.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №9. Какие уровни имеет политической сознание?
1) Государственный и обыденный.
2) Государственный, теоретический и эмпирический.
3) Государственный, теоретический, эмпирический и обыденный.
Вопрос №10. Чем представлен теоретический уровень политического сознания?
1) Идеями, концепциями, политическими взглядами, точками зрения.
2) Ощущениями и представлениями.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №11. Как "государственное" сознание регулирует политические отношения? !) Административно-приказным характером.
2) Путём выработки различных законопроектов, программ, решений, конструкций, поправок к их статьям.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №12. На чём базируется эмпирический уровень политического сознания?
1) На научном подходе к реальной действительности.
2) На непосредственной практике, живом участии в политическом процессе отдельных людей.
3) На идеологии правящего класса или политическом самосознании.
Занятие № 9
Вопрос №1. В каком случае анализ политики может считаться полным?
1) Когда он ведётся на внутриполитическом уровне.
2) Когда он ведётся на международном уровне.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №2. Что понимают под международными отношениями? !) Совокупность экономических и дипломатических связей.
2) Системную совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и
гуманитарных связей.
3) Любую связь, установленную между суверенными государствами.
Вопрос №3. Чем обусловлена ведущая роль политики в международных отношениях? !) Экономическими отношениями, управлением политических процессов
2) Тенденцией к глобализации, влиянием на формирование международного и мирового порядка
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №4. Что являлась доминантой международного политического процесса 80-90х годов?
1) Идеологическая борьба за завоевание мира.
2) Проблема укрепления международной безопасности, устранение феномена войны.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №5. Что являлось важным направлением в укреплении международной безопасности?
1) Нераспространение ядерного оружия.
2) Победа мира во всём мире.
3) Гонка вооружения.
Вопрос №6. Какая функция была возложена на МАГАТЭ?
1) Контроль за нераспространением ядерного вооружения.
2) Контроль за не производством и не приобретением ядерного вооружения.
3) Всё вышеперечисленное.
Вопрос №7. Какие "ядерные" страны находятся за пределами этого договора?
1) ЮАР, Пакистан.
2) КНР, Франция.
3) Индия, Аргентина.
Вопрос №8. Что составляет основу мирового единства?
1) Цивилизованный подход к этапам и содержанию общественного развития.
2) Новый подход к этапам общественного развития.
3) Мощная рука объединенной Европы.
Вопрос №9. Какая страна признана официальной преемницей СССР 1)СНГ.
2) Россия.
3) Украина.
7
Вопрос №10. Что переживает в данный момент наша страна?
1) Медленный экономический подъём.
2) Культурно-экономический застой.
3) Глубокий и всеохватывающий социально-политический и духовный кризис.
Вопрос №11. Какие пути формирования мировою порядка прогнозируют специалисты?
!) Биполярная -антагонистическая модель.
2) Однополюсно-авторитарная модель или неконфрантационная демократическая система.
3) Всё" вышеперечисленное.
Вопрос №12. Наиболее вероятная и перспективная модель:
1) Биполярная.
2) Авторитарная.
3) Демократическая,
8
СБОРНИК ЗАДАНИЙ
Вы изучили дисциплину «Основы социологии и политологии».
Вам необходимо отметить в карточке ответов варианты правильных ответов, вписав нужные цифры (см. примечание в карточке ответов). Будьте внимательны при выполнении заданий.
ЧАСТЬ 1. ТЕМА 1: СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Задание 1
Вопрос 1. Когда возникает социальное явление и процесс?
1. когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида;
2. когда поведение одного индивида оказывается под воздействием общности;
3. все перечисленное.
Вопрос 2. Кто является основоположником социологии?
1. О. Конт;
2. М. Вебер;
3. Э. Дюркгейль.
Вопрос 3. Какая функция социологии является важнейшей?
1. функция социального контроля;
2. познавательная;
3. прогностическая.
Вопрос 4. Что обеспечивает социологии на всех уровнях и во всех структурных элементах?
1. прирост нового знания о различных сферах социальной жизни;
2. раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества;
3. все перечисленное.
Вопрос 5. Что является характерной чертой социологии?
1. теория;
2. практика;
3. 3.единство теории и практики.
ТЕМА 2: ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Задание 2
Вопрос 1. Кто является первичным агентом социального взаимодействия и отношений?
1. личность;
2. индивид;
3. все перечисленное.
Вопрос 2. Кем были сформулированы основные положения ролевой теории личности?
1. Р. Мертоном и Т. Парсонсом;
2. Дж. Мидом и Р. Минтоном;
3. Р. Дарендорфом.
Вопрос 3. Каким понятием ролевая теория личности описывает ее социальное поведение?
1. социальный статус;
2. социальная роль;
3. все перечисленное.
Вопрос 4. По мнению Т. Парсонса, сколько характеристик описывают любую роль?
1. две;
2. три;
3. пять.
Вопрос 5. Одним из первых выделил элементы социализации ребенка:
1. З. Фрейд;
2. Ж. Пиаже;
3. Д. Смелзер.
ТЕМА 3: КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ
Задание 3
Вопрос 1. Что понимают под «культурой» в социологии?
1. возделывание почвы;
2. все созданное человеком;
3. систему коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих только одной группе людей.
Вопрос 2. Сколько культурных универсалий, свойственных всем обществам. Выделил Дж. Мердок?
1. 20;
2. 40;
3. 60.
Вопрос 3. Первым, и наиболее важным, элементом духовной культуры является:
1. язык;
2. ценностно-познавательная система;
3. образцы поведения.
Вопрос 4. Что понимают под образцами поведения?
1. обряды, обычаи;
2. традиции;
3. все перечисленное.
Вопрос 5. На какой основе складывается конфессиональная культура?
1. на основе вероисповедания;
2. на принадлежности к той или иной церкви;
3. все перечисленное.
ТЕМА 4: СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ.
Задание 4
Вопрос 1. Какую потребность удовлетворяет институт семьи?
1. подготовку рабочей силы;
2. воспроизводство человеческого рода, воспитание семьи;
3. все перечисленное.
Вопрос 2. Какую потребность удовлетворяет институт высшего образования?
1. дает возможность человеку развить свои способности;
2. реализует отношения между полами;
3. все перечисленное.
Вопрос 3. Что представляет собой внешне социальный институт?
1. совокупность лиц, снабженных материальными средствами и выполняющих социальную функцию;
2. совокупность учреждений, снабженных материальными средствами и выполняющих социальную функцию;
3. все перечисленное.
Вопрос 4. Ради достижения цели члены организации распределяются:
1. по ролям;
2. статусам;
3. все перечисленное.
Вопрос 5. Сколько основных факторов, составляющих организационный эффект, называют исследователи организации?
1. два;
2. три;
3. пять.
ТЕМА 5: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Задание 5
Вопрос 1. На сколько групп условно разделяют человеческие ценности?
1. одну;
2. две;
3. три.
Вопрос 2. Что означает «благополучие»?
1. здоровье индивидов;
2. безопасность индивидов;
3. все перечисленное.
Вопрос 3. Что понимают под «просвещенностью»?
1. знания и информационный потенциал индивида;
2. культурные связи индивида;
3. все перечисленное.
Вопрос 4. Самой значимой из «прочих ценностей» является:
1. власть;
2. уважение;
3. аффективность.
Вопрос 5. Что включает в себя «уважение»?
1. статус и престиж;
2. славу и репутацию;
3. все перечисленное.
ТЕМА 6: СОЦИАЛЬНЫЕ ОЩНОСТИ КАК ИСТОЧНИК САМОДВИЖЕНИЯ
Задание 6
Вопрос 1. На сколько подклассов можно разделить общности?
1. на два;
2. на три;
3. на четыре.
Вопрос 2. Кто является типичным образцом массовых общностей?
1. участники широких политических и экологических движений;
2. поклонники эстрадных звезд, болельщики;
3. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие бывают социальные группы?
1. большие и малые;
2. первичные и вторичные;
3. все перечисленное.
Вопрос 4. Основным объектом социологических исследований являются малые и социальные группы:
1. от 2 до 15020 человек;
2. от 1 до 5 человек;
3. от 2 до 10 человек.
Вопрос 5. Кто ввел в социологию термин «первичные группы»?
1. Ч. Кули;
2. Г.С. Антипова;
3. Р. Мертон.
ТЕМА 7: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Задание 7
Вопрос 1. Что лежит в основе любой кооперации?
1. согласованные действия;
2. достижение общих целей;
3. все перечисленное.
Вопрос 2. На каком уровне может проявиться конкуренция?
1. на личностном;
2. на безличностном;
3. все перечисленное.
Вопрос 3. В какой стране дальнейшая карьера зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение?
1. в Японии;
2. в Англии;
3. все перечисленное.
Вопрос 4. Какой из приведенных примеров можно отнести к «приспособлению»?
1. эмигранты в чужой стране приспосабливаются к новой культуре;
2. школьники поступают в институт и приспосабливаются к новым требованиям;
3. все перечисленное.
Вопрос 5. Приспособления могут быть:
1. кратковременными;
2. длительными;
3. все перечисленное.
ТЕМА 8: СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ.
Задание 8
Вопрос 1. Социальные движения могут быть:
1. религиозные, политические;
2. эмигрантские, революционные;
3. все перечисленное.
Вопрос 2. Экспрессивные движения возникают:
1. когда люди находятся внутри социальной системы и не в силах из нее вырваться;
2. когда люди находятся внутри социальной системы и не в состоянии ее изменить;
3. все перечисленное.
Вопрос 3. В какое время утопические идеи были особенно популярны?
1. в 17-18 вв.;
2. в 18-19 вв.;
3. в 20 веке.
Вопрос 4. В каких традиционно демократических странах не развиты коммунистические движения?
1. в Швеции и Швейцарии;
2. в Бельгии и Дании;
3. все перечисленное.
Вопрос 5. Сколько моделей описания конфликта выработала конфликтология?
1. один;
2. два;
3. три.
ЧАСТЬ 2. ТЕМА 1: ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА
Задание 9
Вопрос 1. Кто сформулировал истину «человек - существо политическое»?
1. Аристотель;
2. Сократ;
3. Платон.
Вопрос 2. В какое время политология оформилась как самостоятельная отрасль научного знания?
1. в конце 40-х гг. 20 века;
2. в начале 50-х гг. 20 века;
3. в конце 80-х годов 20 века.
Вопрос 3. Что является важной составной частью политологии?
1. изучение деятельности политической организации;
2. изучение деятельности «групп интересов» и «групп давления»;
3. все перечисленное.
Вопрос 4. Верховенство власти - это:
1. использование силы в пределах государства;
2. обязательность решений для всякой иной власти;
3. наличие единого центра принятия решений.
Вопрос 5. Какой из документов закрепляет принятые в свое время нормы властных взаимоотношений?
1. судебник Ярослава Мудрого;
2. Конституция Российской федерации;
3. все перечисленное.
ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ.
Задание 10
Вопрос 1. Сколько выделяют главных групп элементов политической власти?
1. 1;
2. 2;
3. 4.
Вопрос 2. Что входит в состав политической системы?
1. политические организации;
2. политические отношения;
3. все перечисленное.
Вопрос 3. Что считается существенным элементом политической системы?
1. политические нормы;
2. правовые нормы;
3. все перечисленное.
Вопрос 4. Через какие нормы получают официальное признание и закрепление определенные политические устои?
1. через политические нормы;
2. через правовые нормы;
3. все перечисленное.
Вопрос 5. На сколько категорий можно разделить участников политических действий?
1. на 2;
2. на 3;
3. на 5.
ТЕМА 3: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Задание 11
Вопрос 1. С чем часто отождествляют политическую культуру?
1. с образованностью;
2. с воспитанием;
3. с культурой
Вопрос 2. В особой структуре политической культуры выделяют:
1. один элемент;
2. два элемента;
3. три элемента.
Вопрос 3. Какой уровень политической системы является базовым?
1. гражданский;
2. мировоззренческий;
3. политический.
Вопрос 4. Какой характер носит политическое сознание?
1. групповой;
2. индивидуальный;
3. все перечисленное.
Вопрос 5. Сколько уровней выделяют в политическом сознании?
1. один;
2. два;
3. четыре.
ТЕМА 4: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Задание 12
Вопрос 1. Когда возникла идея нераспространения ядерного оружия?
1. конец 50 - начало 60-х гг. 20 века;
2. конец 60 - начало 70-х гг. 20 века;
3. середина 80-х годов 20 века.
Вопрос 2. Когда и где был подписан договор о нераспространении ядерного оружия?
1. в 1965 г. в Хельсинки;
2. в 1968 г. в Москве;
3. в 1970 г. в Берне
Вопрос 3. К началу 19991 г. к договору примкнуло:
1. 130 государств;
2. 141 государство;
3. 144 государства.
Вопрос 4. Сколько моделей формирования мирового порядка прогнозируют специалисты?
1. две;
2. три;
3. четыре.
Вопрос 5. Согласно какой модели мир предстает как биполярная антагонистическая модель?
1. первой;
2. второй;
3. третьей.
ТЕМА № 5: ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Задание 13
Вопрос 1. Какой период жизни России конца 80-х и начала 90-х годов привел к формированию конституционализма?
1. перестроечный;
2. реформистский;
3. все перечисленное.
Вопрос 2. Что является важной предпосылкой становления конституционализма?
1. распад в России народа как однородной массы;
2. развитие среднего класса;
3. все перечисленное.
Вопрос 3. Кого можно отнести к типу безликой толпы?
1. радиослушателей, телезрителей;
2. избирателей;
3. все перечисленное.
Вопрос 4. Дефицит каких прав ликвидирован в постсоветском обществе?
1. политических;
2. религиозных;
3. все перечисленное
Вопрос 5. Дефицит каких прав еще сохраняется в постсоветском обществе?
1. политических;
2. гражданских;
3. религиозных.