Контрольная работа по предмету
«Основы социального прогнозирования»
Вопрос 1. Каковы особенности технологии построения прогнозного социального проекта?
Вопрос 2.Назовите виды и источники прогнозной информации?
Вопрос 3. Дайте характеристику «дереву целей» и «дереву проблем»?
Вопрос 4. Назовите виды и источники прогнозной информации?
Вопрос 5. Дайте характеристику рискам глобального социального прогноза?
Вопрос 6. Перечислите типы научного социального прогноза?
Вопрос 7. Каковы требования к разработке прогнозных сценариев?
Вопрос 8.Дайте характеристику нормативному социальному прогнозу?
Вопрос 9. Формы социального прогноза: мифы, религиозные учения, утопии, антиутопии, научный прогноз.
Вопрос 10. Исторические виды социального прогнозирования.
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ»
Задание № 1
Вопрос 1. Научное исследование - это:
1. сбор фактов и их оценка;
2.целостное изучение проблемы объективной действительности;
3.целеустремленная деятельность исследователя.
Вопрос 2. Прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый принадлежащий к исходному множеству объект попал в один и только один класс - это:
1. классификация;
2. суждение;
3. понятие;
4. вывод.
Вопрос 3. Декомпозиция и стратификация - это особые виды
1.суждений;
2.понятий;
3. выводов;
4. классификации.
Вопрос 4. Способ опосредования знания, при котором осуществляется переход от знания большой общности к знанию меньшей общности - это:
1. индукция:
2. дедукция;
3. деструкция;
4. обструкция;
5. интерпретация.
Вопрос 5. Метод исследования, при котором от исследования единичных признаков, единичных предметов переходят к нахождению общих существенных признаков, знанию о всем классе предметов - это:
1. индукция:
2. дедукция;
3. деструкция;
4. обструкция;
5. интерпретация
Задание № 2
Вопрос 1. Для метода Дельфи не характерно:
1. разделение участников на две группы: генераторы идей и аналитиков;
2. ведение общей дискуссии с целью выработки единого мнения;
3. анонимность индивидуальных опросов;
4. групповой отчет, получаемый с помощью статистических методов;
5. регулируемая обратная связь.
Вопрос 2. К основным методам верификации прогнозов не относится
1. инверсная верификация
2. консеквентная верификация;
3. косвенная верификация;
4. верификация оппонентом;
5. верификация повторным опросом;
6. прямая верификация;
7. выборочная верификация;
8. верификация учетом ошибок;
9. верификация экспертом.
Вопрос 3. К критериям социально-экономического развития страны не относятся
1. уровень развития производства;
2. качество жизни населения;
3. уровень технологического и научного потенциала;
4. гуманитаризация экономики;
5. гуманизация экономики;
6. экологизация экономики.
Вопрос 4. Обобщающий показатель уровня жизни, который представляет собой среднюю арифметическую из индексов уровня образования, доходов и продолжительности жизни - это:
1. ВВП;
2. СНС;
3.НД;
4. ИЧР;
5. НИОКР;
6. ВНП.
Вопрос 5. Индекс уровня образования населения формируется по следующим показателям, среди которых нет
1. числа дошкольных образовательных учреждений;
2.обеспеченности детей дошкольными учреждениями;
2. количества детей в дошкольных учреждениях;
3. числа образовательных учреждениях;
4. количества учащихся в образовательных учреждениях;
5. абсолютного значения приема в образовательные учреждения;
6. абсолютного значения числа трудоустроенных;
7. абсолютного значения выпуска специалистов.
Задание № 3
Вопрос 1. Прикладная исследовательская работа направлена на:
1.изучение практических аспектов деятельности;
2.развитие систем деятельности в различных областях;
3.подтверждение практического значения исследования
Вопрос 2. Что не относится к общественным благам:
1 милиция;
2.получение жилья;
3.государственное управление;
Вопрос 3. Предмет научного исследования -это:
1.определенный аспект изучения проблемы;
2.объективная область научного исследования;
3.конкретная характеристика объекта исследования.
Вопрос 4. Задача научного исследования -это:
1.проблема исследовательской деятельности;
2.этап достижения цели исследования;
3.обозначение условий проблемной ситуации.
Вопрос 5. Гипотеза выступает как:
1.обоснованное предложение о результате исследования;
2. совокупность целей и задач исследования;
3.моделирование процесса исследования.
Задание № 4
Вопрос 1. Метод наблюдения представляет собой:
1.целенаправленное восприятие изучаемого явления;
2.сбор фактов об изучаемом явлении;
3.изучение внешних проявлений развития процесса.
Вопрос 2. Основные черты научного эксперимента:
1.комплексное изучение явлений;
2.изучение явлений в контролируемых условиях;
3.выделение определяющих условий исследования.
Вопрос 3. Целью производства товаров и услуг является...
1.обеспечение полной занятости населения;
2.использование полезных ископаемых;
3.удовлетворение потребностей населения;
Вопрос 4. Как вы понимаете термин "миграция"?
1 .Миграция - это текучесть кадров.
2. Миграция - это свободное переселение рабочей силы.
3.Миграция - это социально-экономический процесс перемещения людей внутри страны.
Вопрос 5. Как определяется качество гражданского общества?
1.Чем меньше в обществе политических партий и общественных движений, тем оно ближе к идеалу.
2.Чем больше членов общества является членами гражданского общества, тем более совершенно гражданское
общество.
З.Уровнем политической и социальной активности граждан, их способностью к самоорганизации.
Задание 5
Вопрос 1. Долгосрочный прогноз основывается на:
1.краткосрочном прогнозировании
2. ликвидности долгосрочных вложений
3.обеспеченности собственными ресурсами
Вопрос 2. Разработка целевой программы основывается на принципах:
1.адекватности
2.срочности
3.точности
Вопрос 3. Цель - это
1.результат, к которому можно стремиться
2.результат, которого можно достичь в обозримом будущем
3. идея, которую необходимо воплотить с жизни
Ответ: результат, которого можно достичь в обозримом будущем
Вопрос 4. Разработка стратегического плана проходит ... этапов:
1.пять
2.восемь
З.семь
Вопрос 5. На последнем этапе разработки стратегического плана:
1.определяются предпосылки для создания новых планов
2.проводится исследование внешней и внутренней среды деятельности
3.разрабатывается программа действий и составляется график работ
Задание 6
Вопрос 1. Методы планирования:
1.мультипликативный
2.опытно-статистический
3.финансовый
Вопрос 2. Процесс планирования включает ... основных этапа:
1.четыре
2.пять
3.три
Вопрос 3. Трудоспособный возраст мужчин в России:
1.16-55 лет;
2.18-65 лет;
3.16-60 лет.
Вопрос 4. В структуре занятости населения России возрастает доля занятых в:
1.отраслях тяжелой промышленности;
2. сфере услуг;
3.сельском хозяйстве.
Вопрос 5. К миграциям можно отнести:
1.переезд в другую страну на постоянное жительство;
2. переезд из одной местности в другую при смене места жительства в стране;
3.переезд из села в город для учебы.
Задание № 7
Вопрос 1. Среди показателей, характеризующих качество трудовых ресурсов, важным является:
1.болыпое количество изобретений;
2. образование, профессиональный уровень;
3. трудовые навыки.
Вопрос 2. Место, занимаемое Россией по численности населения среди стран мира:
I .десятое;
2. второе;
З.седьмое;
4. первое.
Вопрос 3. Что лежит в основе новой концепции подготовки кадров?
1.повышение культурного уровня;
2.становление и развитие творческой личности;
3.развитие партнерства;
4.рост квалификации;
5.физическое развитие.
Вопрос 4. Назовите ключевую проблему для абсолютного большинства российских предприятий:
1.количество кадров;
2.возраст кадров;
З.качество кадров;
4.состав кадров;
5.формирование кадров.
Вопрос 5. Что призвано ориентировать руководителей на бескризисное управление, повышение конкурентоспособности за счет максимального использования в работе человеческих ресурсов в противоположность экономическому росту, достигаемому за счет дополнительных капиталовложений?
1.текущее планирование;
2.антикризисные программы;
3.перспективное планирование;
4.экономический анализ;
5.финансовый анализ
Вопрос 6. Какое впечатление создает для сотрудника возможность приобрести акции предприятия?
1.совладельца;
2.психологическое;
3.философское;
4.нейтральное;
5.эмоциональное
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ»
Задание № 1
Вопрос 1. Научное исследование - это:
1. сбор фактов и их оценка;
2.целостное изучение проблемы объективной действительности;
3.целеустремленная деятельность исследователя.
Вопрос 2. Прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый принадлежащий к исходному множеству объект попал в один и только один класс - это:
1. классификация;
2. суждение;
3. понятие;
4. вывод.
Вопрос 3. Декомпозиция и стратификация - это особые виды
1.суждений;
2.понятий;
3. выводов;
4. классификации.
Вопрос 4. Способ опосредования знания, при котором осуществляется переход от знания большой общности к знанию меньшей общности - это:
1. индукция:
2. дедукция;
3. деструкция;
4. обструкция;
5. интерпретация.
Вопрос 5. Метод исследования, при котором от исследования единичных признаков, единичных предметов переходят к нахождению общих существенных признаков, знанию о всем классе предметов - это:
1. индукция:
2. дедукция;
3. деструкция;
4. обструкция;
5. интерпретация
Задание № 2
Вопрос 1. Для метода Дельфи не характерно:
1. разделение участников на две группы: генераторы идей и аналитиков;
2. ведение общей дискуссии с целью выработки единого мнения;
3. анонимность индивидуальных опросов;
4. групповой отчет, получаемый с помощью статистических методов;
5. регулируемая обратная связь.
Вопрос 2. К основным методам верификации прогнозов не относится
1. инверсная верификация
2. консеквентная верификация;
3. косвенная верификация;
4. верификация оппонентом;
5. верификация повторным опросом;
6. прямая верификация;
7. выборочная верификация;
8. верификация учетом ошибок;
9. верификация экспертом.
Вопрос 3. К критериям социально-экономического развития страны не относятся
1. уровень развития производства;
2. качество жизни населения;
3. уровень технологического и научного потенциала;
4. гуманитаризация экономики;
5. гуманизация экономики;
6. экологизация экономики.
Вопрос 4. Обобщающий показатель уровня жизни, который представляет собой среднюю арифметическую из индексов уровня образования, доходов и продолжительности жизни - это:
1. ВВП;
2. СНС;
3.НД;
4. ИЧР;
5. НИОКР;
6. ВНП.
Вопрос 5. Индекс уровня образования населения формируется по следующим показателям, среди которых нет
1. числа дошкольных образовательных учреждений;
2.обеспеченности детей дошкольными учреждениями;
2. количества детей в дошкольных учреждениях;
3. числа образовательных учреждениях;
4. количества учащихся в образовательных учреждениях;
5. абсолютного значения приема в образовательные учреждения;
6. абсолютного значения числа трудоустроенных;
7. абсолютного значения выпуска специалистов.
Задание № 3
Вопрос 1. Прикладная исследовательская работа направлена на:
1.изучение практических аспектов деятельности;
2.развитие систем деятельности в различных областях;
3.подтверждение практического значения исследования.
Вопрос 2. Что не относится к общественным благам:
1 милиция;
2.получение жилья;
3.государственное управление;
Вопрос 3. Предмет научного исследования -это:
1.определенный аспект изучения проблемы;
2.объективная область научного исследования;
3.конкретная характеристика объекта исследования.
Вопрос 4. Задача научного исследования -это:
1.проблема исследовательской деятельности;
2.этап достижения цели исследования;
3.обозначение условий проблемной ситуации.
Вопрос 5. Гипотеза выступает как:
1.обоснованное предложение о результате исследования;
2. совокупность целей и задач исследования;
3.моделирование процесса исследования.
Задание № 4
Вопрос 1. Метод наблюдения представляет собой:
1.целенаправленное восприятие изучаемого явления;
2.сбор фактов об изучаемом явлении;
3.изучение внешних проявлений развития процесса.
Вопрос 2. Основные черты научного эксперимента:
1.комплексное изучение явлений;
2.изучение явлений в контролируемых условиях;
3.выделение определяющих условий исследования.
Вопрос 3. Целью производства товаров и услуг является...
1.обеспечение полной занятости населения;
2.использование полезных ископаемых;
3.удовлетворение потребностей населения;
Вопрос 4. Как вы понимаете термин "миграция"?
1 .Миграция - это текучесть кадров.
2. Миграция - это свободное переселение рабочей силы.
3.Миграция - это социально-экономический процесс перемещения людей внутри страны.
Вопрос 5. Как определяется качество гражданского общества?
1.Чем меньше в обществе политических партий и общественных движений, тем оно ближе к идеалу.
2.Чем больше членов общества является членами гражданского общества, тем более совершенно гражданское
общество.
З.Уровнем политической и социальной активности граждан, их способностью к самоорганизации.
Задание 5
Вопрос 1. Долгосрочный прогноз основывается на:
1.краткосрочном прогнозировании
2. ликвидности долгосрочных вложений
3.обеспеченности собственными ресурсами
Вопрос 2. Разработка целевой программы основывается на принципах:
1.адекватности
2.срочности
3.точности
Вопрос 3. Цель - это
1.результат, к которому можно стремиться
2.результат, которого можно достичь в обозримом будущем
3. идея, которую необходимо воплотить с жизни
Вопрос 4. Разработка стратегического плана проходит ... этапов:
1.пять
2.восемь
З.семь
Вопрос 5. На последнем этапе разработки стратегического плана:
1определяются предпосылки для создания новых планов
2.проводится исследование внешней и внутренней среды деятельности
3.разрабатывается программа действий и составляется график работ
Задание 6
Вопрос 1. Методы планирования:
1.мультипликативный
2.опытно-статистический
3.финансовый
Вопрос 2. Процесс планирования включает ... основных этапа:
1.четыре
2.пять
3.три
Вопрос 3. Трудоспособный возраст мужчин в России:
1.16-55 лет; 2.18-65 лет; 3.16-60 лет.
Вопрос 4. В структуре занятости населения России возрастает доля занятых в:
1.отраслях тяжелой промышленности;
2. сфере услуг;
3.сельском хозяйстве.
Вопрос 5. К миграциям можно отнести:
1.переезд в другую страну на постоянное жительство;
2. переезд из одной местности в другую при смене места жительства в стране;
3.переезд из села в город для учебы.
Задание № 7
Вопрос 1. Среди показателей, характеризующих качество трудовых ресурсов, важным является:
1.болыпое количество изобретений;
2. образование, профессиональный уровень;
3. трудовые навыки.
Вопрос 2. Место, занимаемое Россией по численности населения среди стран мира:
I .десятое;
2. второе;
З.седьмое;
4. первое.
Вопрос 3. Что лежит в основе новой концепции подготовки кадров?
1.повышение культурного уровня;
2.становление и развитие творческой личности;
3.развитие партнерства;
4.рост квалификации;
5.физическое развитие.
Вопрос 4. Назовите ключевую проблему для абсолютного большинства российских предприятий:
1,количество кадров;
2.возраст кадров;
З.качество кадров;
4.состав кадров;
5.формирование кадров.
Вопрос 5. Что призвано ориентировать руководителей на бескризисное управление, повышение конкурентоспособности за счет максимального использования в работе человеческих ресурсов в противоположность экономическому росту, достигаемому за счет дополнительных капиталовложений?
1.текущее планирование;
2.антикризисные программы;
3.перспективное планирование;
4.экономический анализ;
5.финансовый анализ
Вопрос 6. Какое впечатление создает для сотрудника возможность приобрести акции предприятия?
1.совладельца;
2.психологическое;
3.философское;
4.нейтральное;
5.эмоциональное