Контрольная работа по дисциплине «Политическая социология» код ( ПСЦ00)
Вопрос 1. Охарактеризуйте понятие «политика» в узком и широком смыслах слова.
Вопрос 2. Сформулируйте предмет политической социологии.
Вопрос 3. Изложите на выбор основные социально-политические идеи русских социологов (М.Я. Острогорский, Б.Н. Чичерин, П.Н. Милюков).
Вопрос 4. В чем суть политических интересов и в чем они проявляются?
Вопрос 5. В чем проявляется связь государственной власти с экономической жизнью общества?
Вопрос 6. Охарактеризуйте типы государственной власти.
Вопрос 7. В чем состоит сущность политической социализации?
Вопрос 8. Раскройте сущность и дайте характеристику признаков парламентаризма как социального института.
Вопрос 9. Когда впервые появился термин «общественное мнение» и что он означал?
Вопрос 10. Каковы возможности влияния общественного мнения на систему властных отношений?
Сборник заданий по дисциплине «Политическая социология»
Задание 1
Изучить главу 1.
Вопрос 1. Какой аспект экономической политики представляет интерес для политической социологии?
1. выявление условий, факторов и путей сочетания политических установок и ориентаций людей с их потребностями;
2. насколько глубоко экономические интересы людей находят отражение в официальных бумагах, в деятельности государства;
3. как и при помощи каких программ находят выражение экономические потребности и интересы людей в жизни политических партий и общественных движений;
4. все вышеперечисленное;
5. насколько глубоко личные интересы людей находят отражение в деятельности государства.
Вопрос 2. Общество может характеризоваться такими гранями, как:
1. эстетические отношения;
2. этические отношения;
3. религиозные отношения;
4. все вышеперечисленное;
5. личные отношения.
Вопрос 3. Общество может характеризоваться такими институтами, как:
1. семья;
2. учебная группа;
3. воинское подразделение;
4. все вышеперечисленное;
5. международные организации.
Вопрос 4. Какие процессы характерны для общества?
1. национально-этнические;
2. расовые;
3. классовые;
4. групповые;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие образования породило гражданское общество, возникнув как оппонент государству?
1. партии;
2. общественные организации;
3. добровольные объединения;
4. ситуативные или постоянные гражданские инициативы;
5. все перечисленное.
Вопрос 1. Что выступает предметом политической социологии?
1. политическое сознание личности как субъекта политической жизни;
2. политическое поведение личности как субъекта политической жизни;
3. все вышеперечисленное;
4. религиозное сознание личности как субъекта политической жизни;
5. этическое поведение личности как субъекта политической жизни.
Вопрос 2. В чем проявляется процесс постоянного возрастания участия личности в политической жизни?
1. в повышении ответственности партии;
2. в повышении ответственности партийных организаций;
3. в повышении ответственности каждого члена партии и политической организации;
4. все вышеперечисленное;
5. в снижении ответственности каждого члена партии и партийной организации.
Вопрос 3. Что придает социологии качественную определенность?
1. подход к политике через человека;
2. подход к политике через социальные группы;
3. подход к политике через сознание социальных групп;
4. подход к политике через поведение социальных групп;
5. все перечисленные.
Вопрос 4. Властные отношения всегда направлены:
1. на защиту определенных политических сил;
2. на закрепление достигнутых завоеваний;
3. на развитие достигнутых завоеваний;
4. на создание новых предпосылок для упрочения положения властных отношений, для достижения ими подчинения или консенсуса;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Появление политической социологии обычно связывают с именем:
1. М. Вебера;
2. Т. Парсонса;
3. С. Липсета;
4. В. Ростоу;
5. Д. Лернера.
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. В чем состоит заслуга М. Вебера?
1. он одним из первых осуществил социальный анализ власти;
2. он одним из первых ввел классификацию типов господства в обще6стве;
3. он одним из первых осуществил анализ властных отношений;
4. он отдавал приоритет не экономике, а власти;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Основу политической социологии составляет:
1. проблема властных отношений;
2. осознание властных отношений людьми как личностями;
3. осознание властных отношений социальными группами, слоями, классами;
4. осознание властных отношений общественными объединениями и организациями;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. С точки зрения социологии представляет интерес место человека:
1. в деятельности государства, его учреждений и организаций;
2. в жизни политических организаций и партий;
3. в деятельности общественных и добровольных объединений и движений;
4. все вышеперечисленное;
5. в семье.
Вопрос 4. Видное место в механизме функционирования властных отношений приобретают проблемы:
1. бюрократии;
2. групп давления, политической элиты;
3. парламентаризма;
4. достижения гражданского согласия;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Методологический канон «свобода от ценностей» сформулировал:
1. М. Вебер;
2. Э. Дюркгейм;
3. З. Фрейд;
4. П.А. Сорокин;
5. А.А. Богданов.
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Становление социологии и политической науки как самостоятельных наук датируется:
1. началом 20-х гг. XX в.;
2. началом 30-х гг. XX в.;
3. началом 40-х гг. XX в.;
4. началом 50-х гг. XX в.;
5. началом 60-х гг. XX в.
Вопрос 2. Успехи социальной психологии позволили:
1. обогатить представления о политическом поведении людей;
2. точнее идентифицировать интересы индивидов и групп;
3. находить пути удовлетворения интересов индивидов и групп;
4. находить способы политического контроля;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Где был выявлен феномен «групп интересов»?
1. в Италии;
2. в США;
3. в Японии;
4. в Германии;
5. во Франции.
Вопрос 4. Исследование каких проблем стимулировал крах системы социализма?
1. новая конфигурация миропорядка, новые вызовы для системы капитализма;
2. общее и особенное в переходе посткоммунистических стран к новому порядку;
3. движущие силы перехода;
4. причины и истоки особенностей поведения новых элит, метаморфозы властвовавших групп;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие научные стандарты социологических исследований существуют?
1. размеры выборок;
2. наряду с опросами изучение документальных досье;
3. контент-анализ печатных изданий и документов, стандартизованные интересы;
4. фокус-группы, эксперименты;
5. все перечисленное.
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Политическая социология в России приобрела полные права как наука и как участник политического процесса:
1. в 50-е гг. XX в.;
2. в 60-е гг. XX в.;
3. в 70-е гг. XX в.;
4. в 80-е гг. XX в.;
5. в 90-е гг. XX в.
Вопрос 2. Какие политические науки существовали в советский период?
1. политическая экономия;
2. научный коммунизм;
3. история государства и права;
4. исторический материализм;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие школы общественно-политической мысли существовали в России?
1. народническая;
2. либеральная, консервативная;
3. либерально-консервативная;
4. марксистская;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Представители консервативной мысли отстаивали:
1. идеи монархической власти;
2. идеи национального духа;
3. идеи патриархальных традиций;
4. необходимость сохранения социального равновесия;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. «Либеральные меры и сильная власть» - лозунг:
1. представителей консервативной мысли;
2. либеральных мыслителей;
3. либеральных консерваторов;
4. представителей народничества;
5. представителей марксизма.
> Задание 6Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Какие новые понятия ввел в научный оборот М.Я. Острогорский?
1. партийная система;
2. партийная условность, партийное управление;
3. партийная власть;
4. система организованных партий;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие политические феномены анализировал Б.Н. Чичерин?
1. государство, власть;
2. парламент, политический процесс;
3. политическое поведение;
4. партийная система;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Из каких начал, по мнению Б.Н. Чичерина, состоит конституционная монархия?
1. монарх - начало власти;
2. аристократия - начало закона и порядка;
3. демократия - начало свободы;
4. все вышеперечисленное;
5. анархия - начало беспорядка.
Вопрос 4. Концепции исторического происхождения государства придерживался:
1. М.М. Ковалевский;
2. Б.Н. Чичерин;
3. М.Я. Острогорский;
4. Г.В. Плеханов;
5. М.А. Бакунин.
Вопрос 5. Что, по мнению М.М. Ковалевского, входит в характеристику государства?
1. территория;
2. население;
3. власть;
4. все вышеперечисленное;
5. религия.
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Первым учреждением по подготовке кадров обществоведов и проведению социальных исследований стал:
1. Институт красной профессуры в Москве;
2. Научно-исследовательский институт в Петрограде;
3. Социалистическая академия общественных наук;
4. все вышеперечисленное;
5. Московский университет.
Вопрос 2. Кафедры марксизма-ленинизма в вузах России появились:
1. с середины 20-х гг. XX в.;
2. с середины 30-х гг. XX в.;
3. с середины 40-х гг. XX в.;
4. с середины 50-х гг. XX в.;
5. с середины 60-х гг. XX .
Вопрос 3. По каким темам в 20-е гг. XX в. проходили общесоюзные научные дискуссии?
1. «соотношение общественного бытия и общественного сознания»;
2. содержание понятий «общественно-экономическая формация»;
3. «базис и надстройка», «производительные силы» и «производственные отношения»;
4. «классы» и «семья»;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Кто из теоретиков марксистской теории был близок к идеям технологического детерминизма?
1. А.А. Богданов;
2. Н.И. Бухарин;
3. Ю.К. Милонов;
4. все вышеперечисленное;
5. М.А. Бакунин.
Вопрос 5. Концепция социальной структуры социалистического общества сложилась:
1. к середине 20-х гг. XX в.;
2. к середине 30-х гг. XX в.;
3. к середине 40-х гг. XX в.;
4. к середине 50-х гг. XX в.;
5. к середине 60-х гг. XX в.
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Степенью приобщенности к каким акциям измерялось участие в политической жизни в западной социологии?
1. забастовки;
2. демонстрации;
3. участие в выборных кампаниях;
4. отношение к религии и приобщенность к политическим клубам;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Проблемы взаимодействия культуры и политики разрабатывались в исследованиях:
1. Н.М. Кейзерова, А.И. Маршака;
2. Ю.П. Ожегова, Э.Н. Ожиганова;
3. Ф.И. Шереги;
4. А.И. Шендрика;
5. все перечисленные.
Вопрос 3. Всесоюзный центр по изучению общественного мнения был создан:
1. в 1978 г.;
2. в 1983 г.;
3. в 1989 г.;
4. в 1990 г.;
5. в 1998 г.
Вопрос 4. Измерение рейтинга популярности политических и общественных деятелей, всех политических институтов страны вошло в практику социологических опросов:
1. с 1975 г.;
2. с 1985 г.;
3. с 1989 г.;
4. с 1993 г.;
5. с 1998 г.
Вопрос 5. Когда начал формироваться проблемный подход в развитии политической социологии в нашей стране?
1. с начала 50-х гг. XX в.;
2. с конца 60-х гг. XX в.;
3. с середины 70-х гг. XX в.;
4. с 80-х - начала 90-х гг. XX в.;
5. с конца 90-х гг. XX в.
Задание 9
Изучить главу 2.
Вопрос 1. Что включает в себя политическая система?
1. государственные органы власти и управления;
2. муниципальные органы власти и управления;
3. общественно-политические организации;
4. все вышеперечисленное;
5. религиозные организации.
Вопрос 2. Что призваны делать органы политической власти?
1. обеспечить безопасность членам общества;
2. обеспечить охрану собственности членов общества и их трудовых прав;
3. создавать возможности для удовлетворения социальных интересов людей;
4. помогать людям получить образование, медицинскую помощь;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Ориентируясь на собственные интересы, люди:
1. оценивают деятельность государственных и муниципальных органов власти;
2. вырабатывают свои требования к государственным и муниципальным органам;
3. оказывают поддержку власти;
4. вступают с властью в противоборство;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие феномены политической жизни становятся объектом интереса?
1. интерес к овладению властью, к приданию ей определенной направленности;
2. интерес к завоеванию доверия избирателей;
3. интерес к политическому облику общественных деятелей;
4. интерес к внутренней или внешней политической деятельности, к позициям государственной власти;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. В качестве субъекта политического действия может выступать:
1. человек (люди);
2. социальные группы;
3. политические организации и движения;
4. властные структуры;
5. все перечисленное.
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Процесс социализации - это усвоение человеком:
1. норм, присущих общественной системе;
2. требований, присущих общественной системе;
3. ценностей, присущих общественной системе;
4. все вышеперечисленное;
5. норм, требований, ценностей, не присущих общественной системе.
Вопрос 2. В каких формах происходит участие человека, гражданина в политической жизни?
1. в кампаниях по выборам представительных органов;
2. в общегосударственных и местных референдумах;
3. в обсуждении законопроектов и политического курса;
4. в массовых действиях;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Изучение политической культуры начинается с того:
1. насколько отчетливо понимают люди суть явления политической среды, в которой они живут;
2. насколько отчетливо понимают люди суть политики, проводимой государством, политическими силами;
3. насколько отчетливо понимают люди последствия реализации политического курса или акта для общества;
4. насколько отчетливо понимают люди последствия реализации политического курса для себя лично;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Конформистское поведение:
1. формируется под давлением распространенных мнений;
2. формируется под давлением распространенных стандартов;
3. формируется под давлением распространенных стереотипов;
4. стремится приспособиться к распространенным мнениям, стандартам, стереотипам;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Возникновение каких новых социальных групп явилось следствием складывающихся в современном обществе рыночных отношений?
1. малые предприниматели;
2. средние предприниматели;
3. крупные предприниматели;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Задание 11
Вопрос 1. Материальные ресурсы, необходимые для осуществления политической власти, требуются:
1. для содержания самих властно-управленческих органов;
2. для выполнения военных функций;
3. для решения социальных задач;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 2. Какие конфликты внутри общества порождаются социальным антагонизмом?
1. политические;
2. экономические;
3. социальные;
4. военные;
5. религиозные.
Вопрос 3. Ссылками на экономику нельзя объяснить:
1. утверждение современной политической системы в России;
2. специфику устройства государственной власти;
3. специфику устройства системы местного самоуправления;
4. деятельность государства и местного самоуправления в области культуры, охраны природной среды;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие явления и процессы политической жизни возникают на основе социального взаимодействия?
1. политические партии и другие организации;
2. политические движения;
3. политическая деятельность;
4. политическая борьба;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Политическая деятельность - это деятельность:
1. классов;
2. больших социальных групп;
3. миллионов людей;
4. более или менее ограниченных численно групп;
5. одного человека.
> Задание 12Вопрос 1. В политической жизни слаборазвитых стран основными субъектами выступают:
1. племена;
2. родоплеменные кланы;
3. все вышеперечисленное;
4. классы;
5. группы.
Вопрос 2. Трайбализм ярко проявляется:
1. в социальной и политической жизни африканских стран;
2. в республиках Северного Кавказа;
3. в бывших советских республиках Средней Азии;
4. все вышеперечисленное;
5. в Западной Европе.
Вопрос 3. Идеология содержит в себе представления о том:
1. какой должна быть политическая власть;
2. каким целям должна служить политическая власть;
3. какой курс должна проводить политическая власть;
4. все вышеперечисленное;
5. какой не должна быть политическая власть.
Вопрос 4. Благоприятная почва для произвола бюрократического аппарата создается:
1. при низком уровне культуры населения;
2. при среднем уровне культуры населения;
3. при высоком уровне культуры населения;
4. при слаборазвитой экономике;
5. при высокоразвитой экономике.
Вопрос 5. Какой может быть государственная политика в отношении религии и церкви?
1. политика притеснения церкви;
2. политика ущемления религиозно настроенной части населения;
3. нейтральное, безразличное отношение;
4. государство оказывает помощь церкви и религиозной деятельности;
5. все перечисленное.
Задание 13
Изучить главу 3.
Вопрос 1. Из каких элементов складывается структура программы социологического исследования?
1. формулировка проблемной ситуации, определение целей и задач;
2. указание объекта, изложения гипотезы;
3. интерпретация основных понятий и категорий, разработка общего плана исследования;
4. определение выборки, обоснование методов сбора и анализа информации;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. С учетом каких обстоятельств может строиться проведение политико-социологического исследования в современных условиях?
1. материально-финансовое обеспечение проводимых работ;
2. возможность рекрутирования группы сборщиков информации;
3. доступность для социологов самого поля исследования;
4. временные затраты на реализацию проекта;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Весь массив информационных источников делят:
1. на две группы;
2. на три группы;
3. на четыре группы;
4. на пять групп;
5. на шесть групп.
Вопрос 4. К текстовым материалам, отражающим позицию СМИ, относят:
1. книги, журналы, газеты;
2. плакаты, рекламы, листовки;
3. аудио- и видеозаписи;
4. телевизионные сообщения, фильмы, фотографии;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. К «текстам культуры» относят:
1. одежду и визуальные составляющие политической и потребительской деятельности;
2. материально-вещественную среду, окружающую человека;
3. внешний дизайн массовых собраний, митингов, пикетов;
4. все вышеперечисленное;
5. документы ограниченного обращения.
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Какую информацию позволяет получить в сжатые сроки анкетный опрос?
1. об общественном мнении социальных групп или населения в целом;
2. об отношении людей к политическим событиям, лидерам, явлениям;
3. об информированности и знаниях респондентов в какой-то области;
4. о реальном поведении респондентов, об общем нестроении людей;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Что предполагает анкетный опрос?
1. взаимозависимость участников проекта;
2. взаимопонимание участников проекта;
3. согласованную работу участников проекта;
4. оперативность участников проекта;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие вопросы содержит социально-демографический блок анкеты?
1. пол;
2. возраст;
3. семейное положение;
4. трудовая занятость;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Вопросы анкеты могут быть:
1. закрытые;
2. полузакрытые;
3. открытые;
4. все вышеперечисленное;
5. простые и сложные, личные.
Вопрос 5. К качественным социологическим методам относят:
1. наблюдение и интервью;
2. фокус-группы;
3. конверсационный анализ;
4. дискурс-анализ;
5. все перечисленное.
Задание 15
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Какими могут быть по технологии проведения интервью?
1. формализованные;
2. полуформализованные;
3. свободные;
4. все вышеперечисленное;
5. неформализованные и несвободные.
Вопрос 2. Объектом метода социального познания выступают:
1. взаимодействия людей;
2. взаимоотношения людей;
3. поведение людей;
4. все вышеперечисленное;
5. культура и образование людей.
Вопрос 3. Методически в социологии различают:
1. включенное наблюдение;
2. не включенное наблюдение;
3. все вышеперечисленное;
4. выключенное наблюдение;
5. не выключенное наблюдение.
Вопрос 4. Обязательным условием использования социологического метода наблюдения является:
1. ведение дневников наблюдения;
2. ведение протоколов наблюдения;
3. все вышеперечисленное;
4. отсутствие дневников наблюдения;
5. отсутствие протоколов наблюдения.
Вопрос 5. Метод фокус-групп начал активно разрабатываться:
1. с конца 50-х гг. XX в.;
2. с конца 60-х гг. XX в.;
3. с конца 70-х гг. XX в.;
4. с конца 80-х гг. XX в.;
5. с конца 90-х гг. XX в.
> Задание 16Изучить главу 4.
Вопрос 1. Какие люди, по мнению Платона, не годятся для управления государством?
1. «непросвещенные»;
2. «несведущие»;
3. «невежественные»;
4. все вышеперечисленное;
5. просвещенные.
Вопрос 2. Сколько разновидностей демократии выделял Аристотель?
1. одну;
2. две;
3. три;
4. пять;
5. шесть.
Вопрос 3. Фигуру «законодателя» ввел:
1. Платон;
2. Аристотель;
3. Ж.-Ж. Руссо;
4. Н. Макиавелли;
5. Ш. Монтескье.
Вопрос 4. Видно место в анализе взаимодействия человека и государства, человека и власти принадлежит теориям:
1. В. Фрейда;
2. Т. Лебона;
3. Р. Михельса, В. Парето;
4. М. Вебера;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Концепция демократии участия формируется пол влиянием:
1. молодежного движения 60-х гг. XX в.;
2. студенческого движения 60-х гг. XX в.;
3. теоретиков «новых левых»;
4. все вышеперечисленное;
5. теоретиков «новых правых».
Задание 17
Вопрос 1. Каким проблемам уделяется большое внимание в современной политической мысли и социологии?
1. взаимодействия человека и политики;
2. взаимодействия человека и государства;
3. взаимодействия человека и власти;
4. все вышеперечисленное;
5. взаимодействия политики и власти.
Вопрос 2. Политическое сознание и поведение людей анализируется в рамках функционирования:
1. исполнительно-распорядительных и судебных органов;
2. избирательных систем;
3. общественных организаций;
4. политических партий;
5. все вышеперечисленное.
Вопрос 3. Взаимодействие человека и власти рассматривается в условиях:
1. стрессовых ситуаций;
2. дисфункций;
3. политических напряжений;
4. социальных напряжений;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. По степени политического участия граждан в жизни общества высокоактивны:
1. лишь 2-3%;
2. лишь 4-5%;
3. лишь 6-7%;
4. лишь 8-9%;
5. лишь 10-12%.
Вопрос 5. По классификации, применяемой в социальных науках, власть делят:
1. на законодательную;
2. на исполнительную;
3. на судебную;
4. все вышеперечисленное;
5. на харизматическую.
Задание 18
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Сколько типов господства выделял М. Вебер?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Уровни властных полномочий рассматривают:
1. на федеральном уровне;
2. на региональном уровне;
3. на местном уровне;
4. все вышеперечисленное;
5. на международном уровне.
Вопрос 3. Какие проявления этнократии существуют в мире?
1. этноограниченность;
2. этноэгоизм;
3. этнофобия;
4. все вышеперечисленное;
5. экстремизм.
Вопрос 4. При технократии функции государства осуществляются с позиций требований:
1. требований производства;
2. требований экономики;
3. без должного учета политических факторов;
4. без должного учета социальных факторов;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Охлократия отличается:
1. изменчивостью политического курса
2. упрощенчеством при решении сложных общественных проблем;
3. постоянным обращением к люмпенизированным слоям населения;
4. провокациями для возбуждения массовых страстей;
5. все вышеперечисленное.
Задание 19
Изучить главу 5.
Вопрос 1. Что представляет собой политическая социализация?
1. процесс приобщения человека к соответствующей информации;
2. процесс усвоения идей;
3. процесс усвоения взглядов;
4. процесс усвоения образцов политического поведения;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Когда наступает у ребенка важный этап формирования политических взглядов?
1. с 2-3 лет;
2. с 3-5 лет;
3. с 5-7 лет;
4. с 8-9 - 13 лет;
5. с 14 - 15 лет.
Вопрос 3. Полноправное участие человека в политической жизни начинается:
1. с 16 лет;
2. с 18 лет;
3. с 21 года;
4. с 25 лет;
5. с 30 лет.
Вопрос 4. Человек подвержен политической социализации:
1. в детстве;
2. в юности;
3. в молодом возрасте;
4. в зрелом возрасте;
5. в течение всей жизни.
Вопрос 5. Базовой точкой политической культуры является:
1. информированность людей;
2. знание людьми научных основ политики;
3. все вышеперечисленное;
4. отсутствие информации;
5. отсутствие у людей знаний научных основ политики.
> Задание 20
Вопрос 1. Чем чревато отсутствие в современной России целенаправленного просвещения?
1. потерей политической ориентации;
2. притуплением или искажением исторической памяти;
3. пассивностью политического поведения;
4. безразличием и апатией;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие политические ориентации присутствуют в современном российском обществе?
1. монархические;
2. анархические;
3. религиозные, фашистские;
4. либеральные, коммунистические;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Право избирать предоставляется человеку:
1. в 14 лет;
2. в 16 лет;
3. в 18 лет;
4. в 21 год;
5. в 25 лет.
Вопрос 4. Кто ввел в научный оборот слово «идеология»?
1. А. Дестют де Трасси;
2. А. Зигфрид;
3. Г.-Э. Мерриам;
4. Г.-Ф. Госнел;
5. С.Э. Райс.
Вопрос 5. Знаменитую формулу «самодержавие, православие, народность» выдвинул:
1. граф Уваров;
2. А.А. Богданов;
3. Н.И. Бухарин;
4. Б.Н. Чичерин
5. Г.В. Плеханов.
Задание 21
Вопрос 1. Какие словесные изобретения стали выдвигаться по аналогии с формулой графа Уварова?
1. «державность»;
2. «духовность»;
3. «нравственность»;
4. «государственность»;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какая ценность наиболее значима и стабильна для россиян?
1. справедливость;
2. равенство;
3. уравниловка;
4. всеобщее благо для всех без исключения;
5. личное благо.
Вопрос 3. Ориентация на достижение личных целей у молодежи связана:
1. с жизненным успехом;
2. с богатством;
3. с устроенностью частной жизни;
4. все вышеперечисленное;
5. с семейным достатком.
Вопрос 4. У старшего поколения ориентация на достижение личных целей связана:
1. с обеспеченной старостью;
2. с уважением окружающих;
3. с признанием жизненного опыта;
4. все вышеперечисленное;
5. с жизненным успехом.
Вопрос 5. Кто разработал технику панельных опросов избирателей?
1. С.-Э. Райс;
2. П. Лазарсфельд;
3. Б. Берельсон;
4. А. Кембелл;
5. А. Зигфрид.
> Задание 22.Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Политическое участие понимают как:
1. осознание человеком его гражданского долга;
2. осознание человеком его гражданской ответственности;
3. осознание человеком социальной идентичности с официальной группой и право оказывать влияние на ход политических событий;
4. поддержку тем или иным политическим силам и лидерам;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Вокруг ответов на какие вопросы концентрируется социологическая проблематика избирательных кампаний?
1. кто и почему принимает участие в голосовании, что и какая совокупность факторов определяет выбор избирателя;
2. как избиратель принимает решения о голосовании;
3. в каких формах различные слои населения включены в избирательный процесс, в какой мере система политических институтов способствует свободному волеизъявлению избирателей;
4. при каких условиях выборы можно считать свободными. Какой должна быть организация выборной кампании;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие характеристики имеют выборы «второго порядка»?
1. более низкий уровень участия в сравнении с выборами «первого порядка»;
2. результат выборов зависит в большей мере от общей популярности партий;
3. часто наблюдается модель протестного голосования;
4. все вышеперечисленное;
5. более высокий уровень участия в сравнении с выборами «первого порядка».
Вопрос 4. Какими признаками обладает парламент?
1. представительность, главенство закона;
2. относительная самостоятельность парламента;
3. разделение и сбалансированность полномочий всех ветвей власти;
4. высокий уровень законодательной компетенции, способность реально обеспечивать права и свободы граждан;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Что предшествует становлению парламентаризма в России?
1. соперничество между различными ветвями власти и элитными группами;
2. отсутствие в стране прочных традиций парламентаризма;
3. недостаточность конституционных полномочий парламента;
4. неразвитость политических партий и движений;
5. все перечисленное.
Задание 23
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Парламентская деятельность требует:
1. высокой общей культуры и специальных знаний;
2. особого таланта и способностей;
3. особого статуса;
4. четкого определения прав и полномочий;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какими функциями определяется ведущее положение парламента в системе властных отношений?
1. представительной, законодательной;
2. финансово-бюджетной, контрольной;
3. полномочиями в области обороны и государственной безопасности, внешней политики;
4. полномочиями в области формирования государственных органов и решения кадровых вопросов;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Чем определяется прочность парламентского фундамента?
1. последовательностью защиты интересов всех ведущих социальных слоев;
2. последовательностью защиты интересов групп и классов общества;
3. строгим следованием рационально выбранной программе;
4. благоразумностью и достойностью поведения;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Процедура законотворчества включает в себя:
1. две стадии;
2. три стадии;
3. пять стадий;
4. семь стадий;
5. десять стадий.
Вопрос 5. Самый низкий уровень совпадений голосований наблюдается при обсуждении вопросов:
1. бюджета;
2. земельных отношений;
3. гражданства;
4. оборонной политики;
5. все перечисленное.
Задание 24
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Какие показатели включает эффективность российского парламента?
1. степень соответствия направлений, содержания и результатов деятельности аппаратных структур их статусу;
2. реальность влияния на состояние и развитие экономической и кадровой проработки законопроектов;
3. социальность предлагаемых законопроектов;
4. характер и объемы взаимосвязей с иными властными структурами и населением;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. В Государственной Думе ежегодно проводится:
1. не менее 10-20 пленарных заседаний;
2. не менее 20-30 пленарных заседаний;
3. не менее 40-50 пленарных заседаний;
4. не менее 60-70 пленарных заседаний;
5. не менее 70-75 пленарных заседаний.
Вопрос 3. В том, что социальный блок законов остается на бумаге убеждены:
1. 20% граждан;
2. 33% граждан;
3. 45% граждан;
4. 57% граждан;
5. 72% граждан.
Вопрос 4. Механизм принятия законов представляет собой цепь:
1. «комиссия по разработке законопроекта - Государственная Дума - Совет Федерации - Президент РФ»;
2. «Государственная Дума - Совет Федерации - Президент РФ»;
3. «комиссия по разработке законопроектов - Президент РФ»;
4. «комиссия по разработке законопроектов - Государственная Дума;
5. Государственная Дума - Президент РФ.
Вопрос 5. Что должен четко представлять парламентарий до пленарного заседания палаты?
1. как и в каком направлении предлагаемый законопроект изменит существующее положение вещей;
2. усилит он или ослабит поле правового регулирования проблемы;
3. есть ли основания полагать, что законопроект обеспечит решение стоящих задач;
4. какие непредвиденные последствия может повлечь принятие предлагаемого законопроекта;
5. все перечисленное.
Задание 25
Изучить главу 6.
Вопрос 1. Когда появился термин «общественное мнение» (public opinion)?
1. в античные времена;
2. во времена классического феодализма;
3. в эпоху капитализма;
4. в новое время;
5. на закате феодального строя.
Вопрос 2. Специально занимался проблематикой общественного мнения в конце XIX в. - начале XX в.:
1. французский социолог Г. Тард;
2. немецкий юрист Ф. Гольцендорф;
3. профессор Московского университета В.М. Хвостов;
4. все вышеперечисленные;
5. немецкий философ Г.Гегель.
Вопрос 3. По степени сложности объекты общественного мнения разделяются:
1. на объекты - факты;
2. на объекты - события;
3. на объекты - явления;
4. все вышеперечисленное;
5. на объекты - наблюдения.
Вопрос 4. Самым сложным объектом общественного мнения следует признать:
1. факт действительности;
2. событие;
3. явление (процесс);
4. все вышеперечисленное;
5. наблюдение.
Вопрос 5. Главным критерием появления объектов общественного мнения выступают:
1. общественные интересы людей;
2. общественные интересы партий и партийных организаций;
3. личные интересы людей;
4. личные интересы лидеров партии;
5. личные интересы общественных организаций.
Задание 26
Продолжить изучение главы 6.
Вопрос 1. С какими эпитетами используется термин «большинство»?
> >абсолютное; >подавляющее, формальное; >политическое, арифметическое; >активное, пассивное; >все перечисленное.Вопрос 2. Структура общественного мнения представлена образованиями, которые принято обозначать позициями:
1. рационального;
2. эмоционального;
3. волевого;
4. все вышеперечисленное;
5. индивидуального.
Вопрос 3. Наиболее выраженными признаками стадии зарождения общественного мнения являются:
1. массовый интерес к объекту мнения, тяга широких слоев населения к различным источникам информации о нем;
2. накопление, переработка, усвоение данной информации;
3. наличие индивидуальных оценочных суждений у широких слоев населения;
4. стремление выразить оценочное суждение на разных уровнях публичности;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Оценочная функция общественного мнения выражается:
1. через ценностные суждения масс о деятельности официальных властных институтов;
2. через ценностные суждения масс о деятельности лидеров властных институтов;
3. через ценностные суждения масс о громких политических событиях;
4. через ценностные суждения масс о характеристике складывающейся в обществе ситуации;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Чаще всего продуктом оценочной деятельности общественного мнения оказываются скупые:
1. «да» или «нет»;
2. «за» или «против»;
3. «плохо» или «хорошо»;
4. все вышеперечисленное;
5. «не знаю» или «все равно».
Задание 27
Вопрос 1. К контрольной функции довольно близка по своей сути и характеру:
1. защитная функция общественного мнения;
2. консультативная функция общественного мнения;
3. директивная функция общественного мнения;
4. регулятивная функция общественного мнения;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какая функция общественного мнения служит укреплению механизма взаимодействия общества и власти?
1. консультативная;
2. защитная;
3. контрольная;
4. директивная;
5. регулятивная.
Вопрос 3. Что нужно всегда помнить представителям власти?
1. эксперт силен своими профессиональными знаниями;
2. народ силен житейской мудростью;
3. все вышеперечисленное;
4. эксперт не силен своими профессиональными знаниями;
5. эксперт силен своими непрофессиональными знаниями.
Вопрос 4. Чем обернулись для страны общественные преобразования ельцинского периода?
1. падением авторитета в мире;
2. острыми внутриполитическими конфликтами;
3. острыми межнациональными конфликтами;
4. сокращением социально-экономического потенциала страны;
5. все вышеперечисленное.
Вопрос 5. Что стало преобладающим и устойчивым в общественном мнении россиян по результатам социологических опросов?
1. чувство политического бессилия;
2. невозможность повлиять на органы власти с целью скорректировать политику реформ;
3. невозможность защитить свои социальные интересы;
4. все вышеперечисленное;
5. чувство политической активности.