Правотворческий процесс в условиях цифровой трансформации
1. Перечислите виды субъектов правотворчества и их признаки.
2. Охарактеризуйте соотношения понятий «правотворчество», «нормотворчество», «законотворчество».
3. Опишите соотношение правовых актов, актов правотворчества, источников норм права.
4. Охарактеризуйте действие нормативного правового акта в пространстве, во времени и по кругу лиц в условиях цифровой трансформации.
5. Расскажите о тенденциях и перспективах применения в правовой системе Российской Федерации электронного нормативного правового акта.
6. Дайте краткую характеристику информационному обеспечению правотворческого процесса.
7. Изложите своими словами конституционно-правовые основы законодательного процесса.
8. Перечислите стадии законотворчества и их особенности в условиях цифровой трансформации.
9. Перечислите и охарактеризуйте субъектов законотворческой инициативы.
10. Раскройте сущность чтений законопроекта в Государственной Думе.
11. Охарактеризуйте стадию рассмотрения закона Советом Федерации.
12. Раскройте правовой статус согласительной комиссии, созданной для преодоления разногласий между Государственной Думой и Советом Федерации, возникших в законодательном процессе.
13. Охарактеризуйте высшие должностные лица и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации как субъекты правотворчества.
14. Опишите порядок принятия, повторного рассмотрения отклоненных законов.
15. Расскажите о порядке опубликования законов в Российской Федерации.
16. Изложите своими словами особенности принятия федеральных конституционных законов в условиях цифровой трансформации.
17. Опишите роль Правительства Российской Федерации в законодательном процессе.
18. Охарактеризуйте роль Конституционного Суда Российской Федерации в правотворческой деятельности.
19. Дайте краткую характеристику законодательной деятельности в субъектах Российской Федерации.
20. Опишите органы исполнительной власти как субъекты правотворческой деятельности в России.
21. Охарактеризуйте порядок опубликования нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации в условиях цифровой трансформации.
22. Охарактеризуйте особенности правотворчества в местном самоуправлении в условиях цифровой трансформации.
23. Раскройте сущность юридической техники правотворчества.
24. Изложите своими словами правила юридической техники правотворчества.
25. Охарактеризуйте экспертизу проектов актов правотворчества и актов правотворчества в условиях цифровой трансформации.
26. Раскройте сущность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
27. Охарактеризуйте правовой мониторинг правотворческой деятельности.
28. Охарактеризуйте машиночитаемое право и процесс его создания.
29. Изложите своими словами тенденции применения машиночитаемого права в законодательной деятельности.
30. Расскажите о трансформации юридических технологий в условиях цифровизации.
1. Приведите примеры использования в конституционном праве обычаев в качестве источника права в Российской Федерации. Дайте предложения о перспективных направлениях санкционирования обычаев в современной России. Спрогнозируйте, как изменится ситуация с использованием обычаев в качестве источника права в конституционном праве России с развитием цифровых технологий?
2. Укажите, может ли Президент Российской Федерации принять указ, устанавливающий условия, при которых возможно заключение брака до достижения шестнадцати лет, если нормативный акт субъекта Российской Федерации, которым может быть урегулирован данный вопрос, не принят. Оцените роль Президента в правотворческом процессе в субъекта Российской Федерации.
3. Согласно п. 3 ст. 14 Закона Омской области от 21 ноября 2002 г. N 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области» для подготовки проектов областных законов могут быть созданы рабочие группы из представителей заинтересованных органов власти, ученых и специалистов. Проанализируйте данное положение и укажите свою позицию относительно вопроса необходимо ли уточнить положения данной нормы, в том числе определить перечень случаев, при которых создание рабочих групп обязательно?
4. Сравните термины «машиночитаемое право» и «машиноисполняемое право». Покажите взаимосвязь данных понятий.
5. Определите перспективные направления применения технологий машиночитаемого права. Сформулируйте проблемы внедрения технологий машиночитаемого права в правотворческий процесс в России.
6. Сопоставьте между собой автоматическое создание машиночитаемого права из текстов нормативных актов с помощью искусственного интеллекта и ручное проектирование машиночитаемого права из текстов нормативных актов. Определите достоинства и недостатки данных вариантов.
7. Обоснуйте перспективный, или бесперспективный характер применения искусственного интеллекта в законодательном процессе Российской Федерации. Определите проблемы интеграции технологий искусственного интеллекта в законодательный процесс в Российской Федерации.
8. Объясните, в каких случаях для принятия федерального закона (внесения проекта федерального закона) необходимо:
– заключение Правительства Российской Федерации на проект федерального закона;
– направление проекта федерального закона для согласования с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Обоснуйте необходимость применения данного механизма.
9. Совет Федерации получил из Госдумы ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» и через семь дней вынес его на свое заседание. Рассмотрев вопрос об отклонении данного закона, Совет Федерации принял по нему положительное решение. Однако через два дня, вновь вернувшись к названному закону, Совет Федерации одобрил его, и направил Президенту. Президент оставил закон без рассмотрения, поскольку с его точки зрения закон был отклонен Советом Федерации по итогам первого голосования, а второе голосование значения не имеет. Проанализируйте данную ситуацию. Дайте заключение о законности действий Президента РФ и Совета Федерации ФС РФ.
10. В период обсуждения проекта Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» одна из фракций Государственной Думы предложила установить 6-месячный срок для одобрения (неодобрения) конституционных поправок парламентами субъектов Российской Федерации. При этом факт не рассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как одобрение конституционной поправки. Дайте юридическую оценку ситуации. Предложите наиболее эффективный способ стимулирования рассмотрения предлагаемых поправок к Конституции субъектами Российской Федерации.
11. Соотнесите значения терминов «машиночитаемое право» и «машинопроектируемое право». Оцените перспективы развития в России машинопроектируемого права на данном историческом этапе.
12. Раскройте порядок, в котором подлежат государственной регистрации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты. Определите юридическое значение такой регистрации.
13. На основе полученных знаний о состоянии, структуре российского законодательства оцените обоснованность предложений по созданию:
– Правотворческого кодекса Российской Федерации;
– Кодекса социальной защиты (Социального кодекса) Российской Федерации;
– Экологического кодекса Российской Федерации;
– Образовательного кодекса Российской Федерации. Предложите свои обоснованные варианты направления кодификации российского
законодательства.
14. Законодательным Собранием Новгородской области 29 декабря был принят закон, приостанавливающий на будущий год действие правовой нормы, предусматривающей выплату дополнительного социального пособия ветеранам труда. В тот же день он был подписан губернатором Новгородской области. В Законе прямо предусмотрено, что он вступает в силу с 1 января. По техническим причинам опубликован он был только после новогодних каникул – 16 января. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите юридические последствия задержки опубликования закона в данном случае.
15. Объясните значение и механизм «регуляторной гильотины». Оцените перспективы использования технологий искусственного интеллекта при применении «регуляторной гильотины».
16. Законодательный орган государственной власти одного из субъектов РФ направил предложение в Конституционный Суд РФ, в котором предлагалось инициировать законодательный процесс по изменению полномочий последнего. Предложение касалось изменения полномочий Конституционного Суда РФ в части предоставления ему права проверять на конституционность акты органов местного самоуправления, прежде всего - уставы муниципальных образований. На основании толкования норм Конституции РФ, соответствующего законодательства оцените сложившуюся ситуацию. Предложите свой вариант выхода из ситуации.
17. Депутаты законодательного органа субъекта Федерации приняли закон «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории субъекта Федерации». Высшее должностное лицо субъекта Федерации отклонил закон, предложив свою редакцию нескольких статей закона. В течение месяца после возвращения закона депутаты не смогли рассмотреть его (отсутствие кворума). По истечении месяца высшее должностное лицо субъекта Федерации подписал закон с предложенными им поправками, и опубликовал в печати. Депутаты посчитали действия высшего должностного лица субъекта Федерации незаконными, и обратились в суд. Оцените действия участников законодательного процесса. Укажите, какое решение должен принять суд?
18. Порядок установления срока полномочий члена Совета Федерации и порядок установления сроков начала и прекращения осуществления членом Совета Федерации своих полномочий определяются в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (часть 1 статьи 3 ФЗ от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ). Проанализируйте ситуацию и определите, какой способ законодательной техники использован в данном фрагменте? Укажите, есть ли нарушения при использовании данного способа?
19. Законодательный орган субъекта Федерации на первом заседании определил основы отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории субъекта; утвердил перечень объектов муниципальной собственности, которые подлежат передаче в собственность субъекта; рассмотрел в первом чтении проект бюджета субъекта; избрал председателя законодательного органа; распределил обязанности между депутатами; обратился с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Проанализируйте ситуацию с точки зрения соответствия ее законодательству. Укажите, какие вопросы, и в каком порядке решаются на первом заседании законодательного органа субъекта Федерации?
20. Оцените перспективу разработки нормативных правовых актов в Российской Федерации на языках программирования.
Укажите достоинства и недостатки данного варианта правотворчества.
21. Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении проект Федерального закона «О запрете на клонирование человека». Выступая перед журналистами, лидер фракции КПРФ в Государственной Думе Г. А. Зюганов заявил, что его фракция намерена обжаловать постановление Государственной Думы о принятии Закона в третьем чтении в связи с нарушением процедуры его принятия. Оцените указанную ситуацию. Определите, может ли постановление Государственной Думы о принятии Закона быть предметом обжалования?
22. В декабре 1995 г. было издано распоряжение Президента Российской Федерации N 555-рп «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». В настоящее время свод законов в Российской Федерации отсутствует. Сформулируйте свою позицию касательно практической необходимости создания такого свода или собрания всех нормативных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации. Укажите, какие официальные и неофициальные альтернативы такому собранию существуют?
23. Оцените перспективу разработки специальных языков программирования для написания нормативных актов.
Укажите достоинства и недостатки данного варианта правотворчества.
24. Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В действительности такой перечень установлен самим Правительством Российской Федерации. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, является ли это ошибкой определения правотворческой компетенции?
25. Сопоставьте перспективы применения в законодательном процессе в России технологий «сильного» и «слабого» искусственного интеллекта. Определите проблемы применения данных технологий в законодательном процессе на современном этапе.
26. Ответственный комитет Государственной Думы не представил законопроект для рассмотрения Государственной Думой в установленный Советом Государственной Думы срок. Проанализируйте данную ситуацию. Определите, какие решения вправе принять Совет Государственной Думы?
27. Президент Российской Федерации вернул в Государственную Думу принятый федеральный закон без рассмотрения в связи с нарушением конституционной процедуры его принятия. Данное решение Президент Российской Федерации мотивировал тем, что во втором чтении Государственная Дума приняла поправку, содержание которой предполагало увеличения расходов федерального бюджета. В то же время, как указал Президент Российской Федерации, данная поправка не рассматривалась Правительством Российской Федерации. Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, нарушила ли Государственная Дума процедуру принятия закона? Аргументируйте свой ответ.
28. Часть 4 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В то же время ст. 106 Конституции РФ не устанавливает особого срока для рассмотрения в Совете Федерации соответствующих законов. Проанализируйте указанные нормы Конституции Российской Федерации. Определите, распространяется ли четырнадцатидневный срок на рассмотрение и одобрение федеральных законов в Совете Федерации, на федеральные законы по вопросам, перечень которых дан в ст. 106 Конституции Российской Федерации?
29. Президент РФ отклонил федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, по мотивам неконституционности ряда его положений. Обязаны ли палаты Федерального Собрания учесть мнение Президента РФ? Проанализируйте данную ситуацию. Укажите, имеются ли иные правовые варианты развития данной ситуации, помимо преодоления вето Президента РФ?
30. Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принял закон «О выборах сенаторов Российской Федерации», в котором предусмотрел следующие правила избрания сенаторов от субъекта Российской Федерации:
-прямые выборы избирателями субъекта Российской Федерации;
-пассивное избирательное право ограничено цензом оседлости на территории субъекта Российской Федерации сроком не менее 15 лет, а также необходимостью иметь высшее профессиональное образование и безупречную репутацию;
-право выдвижения кандидатур принадлежит высшему должностном лицу субъекта Российской Федерации и председателю законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
-избранные лица подлежат утверждению указом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и постановлением законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
-высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации и председателю законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит право отзыва сенаторов в случае утраты доверия указанных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Проанализируйте данный закон субъекта Российской Федерации. Определите, соответствует ли его положения Конституции Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ.