Проблемы теории и практики исполнения уголовного наказания
1. Раскройте содержание понятий «исполнение и отбывание уголовного наказания».
2. Раскройте понятие применения к осужденным мер исправительного воздействия. Объясните суть правового регулирования этого процесса.
3. Раскройте проблемы применения основных средств исправления осужденных.
4. Раскройте понятие и порядок правового регулирования дифференциации исполнения наказания и осуществления исправительного воздействия.
5. Раскройте содержание государственно-правового и гражданско-правового статуса осужденных к лишению свободы.
6. Охарактеризуйте закрепление правового положения лиц, отбывающих наказания, в международных правовых актах.
7. Проведите социально-правовую характеристику Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
8. Расскажите о проблемах реализации в учреждениях уголовно-исполнительной системы международно-правовых норм и стандартов обращения с заключенными.
9. Раскройте проблемы исполнения наказаний неспециализированными учреждениями и органами.
10. Проведите анализ проблем низкой эффективности ведомственного контроля уголовно-исполнительной системы.
11. Раскройте особенности прокурорского надзора за учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания.
12. Охарактеризуйте учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении военнослужащих.
13. Раскройте проблемы теории и практики исполнения наказания в виде штрафа.
14. Раскройте проблемы теории и практики исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
15. Раскройте проблемы теории и практики исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
16. Раскройте проблемы теории и практики исполнения наказания в виде обязательных работ.
17. Раскройте проблемы теории и практики исполнения наказания в виде исправительных работ.
18. Раскройте проблемы теории и практики исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.
19. Раскройте проблемы теории и практики исполнения наказания в виде ограничения свободы.
20. Раскройте проблемы теории и практики исполнения наказания в виде принудительных работ. Расскажите о перспективах применения принудительных работ.
21. Опишите порядок и условия отбывания наказания в виде ареста. Раскройте идею «шоковой терапии», лежащей в основе этого наказания.
22. Раскройте порядок этапирования в исправительное учреждение осужденных к лишению свободы.
23. Опишите порядок правового регулирования исполнения пожизненного лишения свободы. Сформулируйте проблемы условно-досрочного освобождения осужденных к пожизненному лишению свободы.
24. Раскройте порядок изменения условий содержания осуждённых путем перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также в пределах одного исправительного учреждения.
25. Раскройте структуру и содержание «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
26. Опишите порядок предоставления осужденным права передвижения без конвоя и без сопровождения.
27. Перечислите и раскройте содержание принципов организации труда осужденных к лишению свободы в Российской Федерации.
28. Опишите порядок профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы.
29. Расскажите об особенностях социального, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы.
30. Дайте характеристику Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.
1. Отношение осужденного к общественно полезному труду, как критерий оценки исправления является существенным средством исправления осужденных. С точки зрения A.B. Бриллиантова, «по отношению к труду можно судить о мировоззрении осужденного, его установках, поведении как в период отбывания наказания, так и после освобождения». «Отношение к труду, - отмечает Т.Ф. Минязева, - самый наглядный критерий желания осужденного встать на путь исправления». По ее мнению, за всю историю человечество не выработало более совершенного критерия исправления осужденных, чем труд, т.к. отношение к труду определяется прежде всего желанием осужденного работать, проявлять инициативу в организации производственной деятельности, стремлением овладеть соответствующей профессией. Объясните, насколько обоснованы изложенные выше точки зрения ученых? Оцените, как это согласуется с высоким уровнем безработицы в местах лишения свободы? Аргументируйте, насколько, по Вашему, урегулированы аспекты воспитательного процесса в исправительных учреждениях? Объясните его значение в исправлении осужденных.
2. Одним из наиболее важных показателей нравственной характеристики осужденного считают оценку им совершенного преступления и назначенного наказания, обстоятельств, приведших к преступлению. Н.В. Есин отмечает, что отношение осужденного к совершенному преступлению является основным критерием при общей оценке его личности. Не менее категоричны и другие авторы. Так, В.Б. Первозванский считает, что признание осужденным вины в совершенном преступлении является важнейшим показателем степени его исправления. В.М. Розин также указывает, что осознание осужденным совершенных им в прошлом неправомерных поступков является важным показателем исправления осужденного. Объясните, возможно ли, выявив раскаяние осужденных в совершенном преступлении, судить о положительных изменениях в их поведении, происшедших в ходе реализации уголовного наказания и применения мер исправительного воздействия? Предложите наиболее эффективный процесс исправления несовершеннолетнего осужденного и качества личности, которые, считаете необходимым сформировать у него.
3. Осужденная Долгова, 62-летнего возраста, была представлена начальником колонии к условно-досрочному освобождению. В заседании суда она заявила, что у нее нет родных, и она не хочет досрочно освобождаться. Начальник колонии сообщил, что она исправилась, и не нуждается в пребывании в колонии, в то же время у него большое количество осужденных и на всех не хватает мест. Определите, какое решение должен принять суд? Объясните, возможно ли освободить досрочно хоть и исправившегося осужденного, но без его на то желания? Проанализируйте, какие обстоятельства должны быть указаны в характеристике осужденной Долговой, которую следует направить в суд с просьбой об ее условно-досрочном освобождении?
4. Во время отбывания наказания в исправительной колонии у осужденного Макеева была замечена склонность к употреблению наркотических веществ. Медицинское освидетельствование показало, что Коноплев является наркоманом. После изучения акта медицинского освидетельствования и бесед с врачами начальник колонии издал приказ включить Макеева в число осужденных, проходящих обязательное лечение от наркомании. Осужденный Макеев написал жалобу прокурору. Администрацией колонии эта жалоба не была направлена прокурору, и хранилась в дневнике индивидуального наблюдения, где делались отметки о прохождении лечения. Не получив ответа на жалобу, Макеев отказался от выхода на работу, за что был водворен приказом начальника колонии в штрафной изолятор. Определите, нарушены ли, по Вашему мнению, права осужденного? Разъясните порядок направления осужденными жалоб прокурору. Аргументируйте, должны ли в отношении Макеева быть предприняты какие-либо меры (действия)?
5. Осужденный Панин, отбывающий наказание в виде лишения свободы в колонии общего режима, обратился с устным заявлением к начальнику отряда, и просил обеспечить его безопасность, так как ему угрожают расправой осужденные Быков и Козлов. Начальник отряда, ссылаясь на то, что он не уполномочен решать эти вопросы, посоветовал Панину обратиться к начальнику колонии. В этот же день Панину был причинен легкий вред здоровью, и он обратился за помощью в медсанчасть. На следующий день он направил жалобу в Федеральную службу исполнения наказаний РФ, которая была подвергнута цензуре администрацией исправительного учреждения. Решите, были ли нарушены права осужденного? Если нарушены, то выберете норму закона, которая была нарушена. Проанализируйте, как решается законом вопрос безопасности осужденных?
6. Павлова, осужденная судом г. Истры Московской области за уклонение от уплаты таможенных платежей к наказанию в виде обязательных работ сроком 240 часов, обратилась с заявлением в уголовно-исполнительную инспекцию о предоставлении ей возможности выезда по туристической путевке в Турцию во время очередного отпуска. Составьте решение, которое должно быть принято начальником уголовно- исполнительной инспекции. Объясните, имеют ли осужденные право выезда за границу? Продемонстрируй, как закон регламентирует вопрос выхода из гражданства России во время отбывания наказания?
7. Осужденный Гришин, 30 лет, отбывающий наказание в облегченных условиях содержания исправительной колонии общего режима, обратился к начальнику учреждения с просьбой о встрече с осужденным Власовым, который отбывает наказание в данной колонии, но в обычных условиях. Просьба осужденного Гришина начальником исправительной колонии была отклонена. Определите, действовал ли начальник учреждения, на Ваш взгляд, в рамках
закона? Проанализируйте, какими международными актами предписывается раздельное содержание осужденных?
8. Осужденный Жерехов, 30 лет, отбывающий наказание в исправительной колонии строгого режима подал жалобу в прокуратуру по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях. В жалобе осужденный указал, что в камерах штрафного изолятора исправительной колонии искусственное освещение, недостаточное для прочтения книг и журналов. Дайте характеристику положений Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными в 1955 г.) по вопросу организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы. Создайте список санитарных требований к помещениям для осужденных в соответствии с международным актом. Проведите анализ существа жалобы осужденного.
9. Гражданин Золотарев, 35 лет, был осужден по п. «д» ч.2 ст.105 УК РФ к пожизненному лишению свободы Верховным Судом Российской Федерации за убийство, совершенное с особой жестокостью. Гражданин Золотарев обратился к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Определите, в соответствии, с каким международным актом воспользовался осужденный своим правом о помиловании? Сформулируйте порядок обращения с ходатайством о помиловании.
10. Гражданин Савельев, 40 лет, осужден Уссурийским городским судом по п. «д» ч.2 ст.105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на десять лет. По истечении двух лет отбывания наказания, по вновь открывшимся обстоятельствам, осужденный Савельев освобожден от отбывания наказания вследствие отмены приговора в связи с прекращением уголовного дела. Проанализируйте, регулирует ли международное законодательство порядок восстановления утраченных прав? Объясните, как происходит процесс реабилитации по российскому законодательству?
11. Группа осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительной колонии строгого режима после ряда безуспешных обращений в российские инстанции, направила жалобу в Европейский Суд по правам человека в связи с тем, что им не обеспечивается по 4 м жилплощади, как это указано в минимальных стандартных правилах обращения с заключенными. Предположите, каким должно быть решение суда? Сравните, каким образом соотносятся между собой УИК РФ, с одной стороны, принципы и нормы международного права, а также международные договоры, с другой?
12. Постановлением начальника тюрьмы в отношении осужденного Корнеева вынесено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 10 суток. Основанием для дисциплинарной ответственности послужил его отказ встретиться со служителем культа, прибывшим в тюрьму для проведения религиозных обрядов и индивидуальных бесед. Составьте список основных средств исправления осужденных. Дайте оценку правомерности действий администрации тюрьмы. Обоснуйте значение общественного воздействия как основного средства исправления осужденных.
13. Кедров по приговору Воропаевского районного суда был осужден к штрафу в размере 500 тысяч рублей. С учетом большого размера штрафа председатель суда направил распоряжение об исполнении приговора в районную уголовно-исполнительную инспекцию. Определите, какие органы исполняют наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью? Проанализируйте порядок исполнения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если наказание назначено в качестве дополнительного к лишению свободы наказания.
14. Петушковский районный суд Владимирской области направил распоряжение и копию приговора, которым Семенков лишен права занимать должности, связанные с материальной ответственностью, администрации АО «Сельмаш», в котором Семенков работал заведующим складом запасных частей. Но поскольку руководство «Сельмаша» не могло подобрать кандидатуру на заведование складом, Семенков продолжал работать на прежней должности в течение пяти месяцев после получения распоряжения суда о приведении приговора в исполнение. Объясните, как происходит исчисление срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью? Проанализируйте действия администрации АО «Сельмаш».
15. Московский районный суд г. Иваново осудил за получение взятки сотрудника областной прокуратуры Зевакина. Назначив ему лишение свободы сроком на пять лет с лишением классного прокурорского чина. Председатель суда направил копию приговора суда в Прокуратуру РФ. Своим приказом Генеральный прокурор лишил Зевакина классного чина «Старший советник юстиции». Определите, каким образом исполняется наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград? Обоснуйте необходимость его назначения в данном случае.
16. Титов, 40 лет, был осужден судом г. Зарайска Московской области за кражу по ч. 1 ст. 158 УК РФ и приговорен к штрафу в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда. Определите, кем должно исполняться наказание в виде штрафа? Определите меры, которые могут применяться к осужденному в случае уклонения гражданина от уплаты штрафа. Проанализируйте, какие возможности уплаты штрафа предусмотрены законом, если у осужденного отсутствуют необходимые средства?
17. Сапрыкин, 42 лет, осужден 25 апреля 2021 г. судом г. Ряжска Рязанской области по ч. 2 ст. 160 УК РФ за растрату вверенного ему имущества и приговорен к лишению права занимать должности в торговле на срок четыре года. Объясните, кем должно исполняться наказание в виде лишения права занимать определенные должности? Аргументируйте, на кого возложено исчисление срока исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью?
18. Суслов, 40 лет, 10 августа 2021 г. осужден по ч. 1 ст. 123 УК РФ судом г. Моршанска Тамбовской области и приговорен к исправительным работам на срок один год и два месяца с производством удержания 10% из заработка осужденного в доход государства. Суслов содержался 20 дней под стражей до судебного разбирательства в связи с совершением данного преступления. Найдите нормы, регулирующие порядок зачета дней содержания под стражей осужденным. Проанализируйте законодательство и укажите, с какого дня исчисляется срок исправительных работ?
19. Осужденный к ограничению свободы гражданин Меркулов, 39 лет, будет отбывать наказание в г. Шахты Ростовской области. Определите, какой орган будет исполнять ограничение свободы? Укажите, какой документ является основанием постановки его на учет? Систематизируйте основания для снятия осужденного с учета.
20. Группа осужденных к лишению свободы обратилась с жалобой к прокурору на том основании, что совместно с ними в отряде осужденных исправительной колонии отбывают наказание Зюзин и Пегов, больные соответственно туберкулезом и ВИЧ- инфекцией. Укажите, какие категории осужденных к лишению свободы содержатся раздельно в исправительных учреждениях? Разработайте письменный ответ на жалобу осужденных.
21. В исправительной колонии общего режима отбывают наказание: осужденные Сюзева, ранее судимая и отбывавшая наказание в этой же исправительной колонии; ранее не судимая Исайкина и Рычкова - ранее судимая трижды, но осужденной при особо опасном рецидиве преступлений не признанная. Истолкуйте, могут ли указанные лица отбывать наказание в колонии одного вида режима? Объясните, как в женской исправительной колонии решается проблема раздельного содержания различных категорий осужденных? Соотнесите, в чем заключаются особенности условий отбывания лишения свободы для женщин?
22. Общественно полезный труд как одно из обязательных средств воздействия на осужденных регулируется нормами трудового и уголовно-исполнительного права. В Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сформулированы основные принципы, формы трудового использования осужденных к лишению свободы, условия их труда. Сформулируйте принципы организации труда осужденных к лишению свободы в Российской Федерации. Объясните, противоречат ли эти принципы международным стандартам обращения с осужденными?
23. Клюев, осужденный к лишению свободы, обратился с жалобой в прокуратуру на то, что в колонии, где он отбывает наказание, в принудительном порядке его обучают профессии слесаря. Он же хотел бы получить специальность водителя. Укажите, как осуществляется профессиональная подготовка в местах лишения свободы? Спрогнозируйте, какое решение следует, на Ваш взгляд, принять по жалобе осужденного?
24. Осужденные к наказанию в виде лишения свободы Бобров и Кружилин прекратили работу с целью разрешения трудового конфликта с администрацией. Приказом заместителя начальника учреждения по производству к ним была применена мера взыскания - дисциплинарный штраф в размере 150 рублей. Раскройте, правомерны ли, по Вашему мнению, действия администрации исправительного учреждения? Обобщите права осужденных в сфере трудовых отношений?
25.Осужденный Трифонов, отбывающий наказание в колонии общего режима, обратился с заявлением о предоставлении ему длительного выезда на период отпуска в г. Сочи, где он проживал до осуждения. Администрацией исправительного учреждения Трифонову было отказано в выезде за пределы колонии в связи с тем, что он не работает. Определите, правильно ли было принято решение в данном случае? Сформулируйте порядок предоставления осужденным к лишению свободы выездов за пределы исправительного учреждения на период оплачиваемого отпуска.
26. Воспитательная работа рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Она должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и обстоятельств совершенных преступлений. В литературе высказано мнение о том, что воспитательный процесс достигает наибольшего эффекта только в разновозрастном коллективе. Истолкуйте Вашу точку зрения на возможность совместного содержания в местах лишения свободы взрослых и несовершеннолетних осужденных. Предложите наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия на осужденных.
27. Осужденный Антонов, отбывающий наказание в виде лишения свободы в колонии особого режима, постановлением начальника исправительного учреждения был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, и одновременно переведен в одиночную камеру сроком на три месяца в порядке наложения дисциплинарного взыскания. В постановлении начальника колонии также указывалось, что питание во время нахождения в одиночной камере будет осуществляться по пониженным нормам. Оцените, были ли в данном случае при применении мер взыскания нарушены требования закона? Докажите, допускают ли Минимальные стандартные правила обращения с заключенными сокращение питания?
28. Сущность института изменения условий содержания осужденных во время отбывания наказания заключается в изменении их правового статуса, в частности, объема прав в сторону ослабления правоограничений или усиления последних. Охарактеризуйте условия отбывания наказания в исправительных колониях. Определите, какие имеются особенности дифференциации условий содержания осужденных в воспитательных колониях? Объясните, чем это вызвано? Разъясните, какие стандарты обращения с несовершеннолетними осужденными, предписывают Пекинские правила?
29. Поступивший для отбывания наказания в виде лишения свободы в колонию строгого режима осужденный Жилкин был помещен в обычные условия содержания. До осуждения Жилкин содержался в следственном изоляторе в качестве меры пресечения. Во время пребывания в следственном изоляторе он не нарушал режима содержания, к нему не применялась такая мера взыскания, как водворение в карцер. Через месяц после нахождения в обычных условиях содержания осужденный обратился с заявлением к начальнику колонии, в котором просил перевести его в облегченные условия содержания. Начальник колонии отказал Жилкину в его просьбе, обосновав свой отказ тем, что он не отбыл установленный законом срок нахождения в обычных условиях содержания. Определите, по отбытии какого срока наказания возможен перевод из обычных в облегченные условия содержания в колониях строгого режима? Обоснуйте, имеются ли, с Вашей точки зрения, законные основания для перевода осужденного Жилкина из обычных в облегченные условия содержания?
30. Отбывая наказание в колонии строгого режима, и находясь девять месяцев на обычных условиях содержания, Фомичев за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду был переведен в облегченные условия с увеличением предусмотренных законом льгот. Определите, имеются ли законные основания для такого перевода? Аргументируйте, возможен ли повторный перевод из одних условий содержания в другие в исправительных колониях?