Профессиональная этика
1. Дайте определения сущности и охарактеризуйте предмет изучения и принципы профессиональной этики.
2. Охарактеризуйте особенности становления и развития этики в период античности, средних веков, в Новое и Новейшее время (вторая половина XX – XXI века).
3. Назовите функции профессиональной этики, ее роль в духовной жизни общества. Использование этических знаний для действий в нестандартных ситуациях.
4. Назовите особенности становления и развития этических воззрений в России и опишите, как возможно использовать этические знания при действиях в нестандартных ситуациях.
5. Охарактеризуйте влияние межкультурного разнообразия современного общества на формирование конкретно-исторических этических ценностей.
6. Назовите и кратко охарактеризуйте мировоззренческие, социально и личностно значимые этические проблемы профессиональной деятельности современного юриста.
7. Дайте определение общественных моральных ценностей, назовите и кратко охарактеризуйте их разновидности.
8. Назовите общечеловеческие и конкретно-исторические общественные ценности. Перечислите морально-нравственные ценности личности современного юриста и дайте им краткую характеристику.
9. Перечислите основные этические категории (мораль, нравственность, справедливость, честь, долг, совесть), дайте им определение и опишите свое понимание.
10. Дайте определение и охарактеризуйте понимание вами главных нравственных ценностей личности (справедливость, доброта, мудрость, чувство долга) и оцените их роль добросовестном исполнении профессиональных обязанностей, соблюдении принципов профессиональной этики юриста и нетерпимом отношении к коррупционному поведению.
11. Сформулируйте свое понимание социальной и этической ответственности юриста за принятые решения и действий в нестандартных ситуациях.
12. Изложите своими словами, понимание Вами понятий справедливость, честность юриста, терпимость к этническому и конфессиональному разнообразию в коллективе.
13. Перечислите морально-нравственные аспекты защиты прав и свобод человека и гражданина на международном и государственном уровне. В каких нормах права они отражены?
14. Опишите в чем, по Вашему мнению, заключается нравственное содержание гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства. Какие по Вашему мнению, общегражданские ценностные ориентации и патриотические чувства должны быть сформированы. Приведите примеры из жизни.
15. Перечислите, сходства и различия морали и права в регулировании общественного поведения, и объясните в чем заключается их взаимосвязь. Приведите примеры из жизни.
16. Назовите этические правила поведения юриста при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время. Расскажите, какую роль играют нормы общественной нравственности и морали в предотвращении конфликта интересов в обществе.
17. Расскажите, как и чем регламентируется морально-нравственная сторона профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката). Назовите меры, которые должен предпринимать юрист по предотвращению конфликта интересов с учетом норм общественной нравственности и морали.
18. Перечислите разделы и основные требования Кодекса этики к профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката). Какая ответственность предусматривается за нарушение требований Кодекса профессиональной этики юриста?
19. Перечислите этические требования по общению юриста (судьи, прокурора, адвоката) с гражданами и коллегами по работе в процессе профессиональной деятельности.
20. Дайте определение понятия «культура общения юриста». Какие морально-нравственные нормы юрист должен соблюдать в деловом общении? Перечислите основные правила культуры общения юриста с сотрудниками, потерпевшими и правонарушителями.
21. Перечислите этикетные правила и морально-нравственные нормы должен соблюдать юрист (судья, прокурор, адвокат) при руководстве коллективом и при работе в команде. Назовите, в чем заключается толерантное восприятие юристом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в коллективе и в ходе работы с гражданами?
22. Назовите морально-нравственные основы построения различных видов коммуникации в процессе профессиональной деятельности юриста (учебной, профессиональной, деловой, неформальной).
23. Перечислите, в чем заключаются морально-нравственные аспекты нетерпимого отношения юриста к проявлениям коррупционного поведения. Назовите, какие проблемы существуют в современном российском обществе связанные с борьбой с коррупцией.
24. Перечислите, какие этические правила должен соблюдать юрист (судья, прокурор, адвокат) по созданию в коллективе здорового морально-психологического климата? Назовите этические проблемы виртуальной реальности, существующие в современном обществе.
25. Перечислите, в чем заключаются особенности профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката) и как они влияют на этику его общения?
26. Назовите приемы, позволяющие исключить юристу (судье, прокурору, адвокату) в процессе профессиональной деятельности поступки, порочащие его честь и достоинство. Приведите примеры из жизни.
27. Назовите моральные требования, предъявляемые к юристам (судье, прокурору, адвокату) при осуществлении правоприменительных, правоохранительных и надзорных функций в процессе профессиональной деятельности.
28. Перечислите и поясните способы поведения, позволяющие юристу (судье, прокурору, адвокату) сохранить профессиональный облик, честь и достоинство юридического работника.
29. Дайте определение понятия «социальная и этическая ответственность юриста» за принимаемые решения и приведите пример ее проявления. Назовите особенности профессиональной этики прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека.
30. Перечислите этикетные правила поведения юриста (судьи, прокурора, адвоката) при выполнении профессиональных функций. Объясните, как Вы понимаете принцип ненасилия в профессиональном общении юриста.
31. Раскройте свое понимание сущности понятия «антикоррупционная деятельность юриста» и охарактеризуйте её этические основы. Перечислите этические основы правотворческой деятельности юриста.
32. Дайте краткую характеристику, этическим признакам профессиональной деятельности юриста: правовая компетентность, привычка соблюдения моральных и правовых норм, активность в реализации норм права, личный пример законопослушного гражданина.
33. Назовите и кратко охарактеризуйте нравственные качества, выражающие отношение юристов к людям и к самому себе. Приведите примеры из жизни.
34. Изложите последовательность действий и методы предупреждения коррупционного поведения в профессиональной деятельности юриста (на примере судьи, прокурора, адвоката).
35. Перечислите правовые, организационные и нравственные меры антикоррупционного поведения юриста (на примере судьи, прокурора, адвоката).
36. Назовите, какие пути и средства формирования высокого морального облика юридического работника в современных условиях вы можете предложить? Перечислите, какие качества личности необходимо учитывать при оценке своих поступков и поступков, окружающих с точки зрения норм морали.
1. Оцените принцип гуманизма, выдвинутый в эпоху Возрождения – признание ценности человека как личности, требование защиты достоинства личности, ее свободы.
Чем эта трактовка гуманизма отличается от данных в другие времена.
Дайте определение понятия «гуманизм».
Сравните, чем эта трактовка гуманизма отличается от данных в другие времена (античность, средние века, Новое время)?
Оцените состояние гуманистических идей в современном российском обществе.
Спрогнозируйте, как изменятся общественные отношения, если вдруг в обществе отменить действие морали и нравственности.
2. Проанализируйте ответ: Конфуция спросили – «Правильно ли отвечать добром на зло», он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».
Дайте свои пояснения ответу Конфуция.
Сопоставьте категории справедливости и добра. В чём заключается отличие между ними?
Обоснуйте, какая моральная система считает правильным отвечать на зло добром.
Реализуется ли данный принцип в современном обществе?
3. Сопоставьте два высказывания И. Канта:
«Красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения».
«Привычку нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Добро только то, что добывается усилием».
Интерпретируйте Ваше понимание данных высказываний и понятий «красота поступка» и «привычка».
Объясните, в чём состоит моральное усилие личности при совершении доброго дела?
Проведите различие между пониманием Вами «красоты поступка» и «привычки к хорошим поступкам» в современных социальных условиях.
4. Итальянский государственный деятель Джиолитти утверждал: «В делах управления государством совесть роли не играет».
Дайте Ваше определение понимания категории «совесть».
Обоснуйте справедливость данного высказывания в современных условиях.
Оцените, нужна ли (не нужна) совесть в профессиональной деятельности юриста и почему?
Укажите, в каких сферах профессиональной деятельности совесть, на Ваш взгляд, не нужна. Обоснуйте свой ответ.
5. Сравните трактовку соотношения морали и права у ряда философов: Гегель: «Правовое и моральное не могут существовать каждое само по себе, и они должны иметь своим носителем и своей основой нравственное, ибо праву недостаёт момента субъективности, а мораль опять-таки односторонняя, ибо обладает единственно лишь субъективностью и, таким образом, оба момента сами по себе не обладают действительностью».
Кант: «Таким образом, учение о праве и учение о добродетели отличаются друг от друга не столько своими разными обязанностями, сколько характером законодательства, связывающего с законом различные мотивы».
Соловьёв В.С.: «Для юриста лишение жизни есть нарушение права, или урон, противозаконно причинённый жертве преступления и общественному порядку, но с чисто нравственной точки зрения лишение жизни не есть ещё тем самым урон, а может быть даже приобретением для убитого – убийство есть несомненный урон только для убийцы – не как факт, а как последнее слово той злобы, которая сама уже есть урон для человека, поскольку она роняет его достоинство как разумного существа».
Укажите, в чем заключается единство права и морали и, в чем «субъективна» мораль и «объективно» право?
Определите, чем отличается моральная мотивация от правовой?
Аргументируйте, чем нарушение норм морали отличается от нарушения норм права?
6. Проанализируйте определения «профессиональной этики юриста», данные в разное время разными учеными:
Судебная этика - это учение о специфических нравственных нормах служебной деятельности и внеслужебного поведения профессиональных участников судопроизводства: судей, прокуроров, следователей и адвокатов. (А. Ратинов, Ю. Зархин, 1970г.)
Судебная этика - это разновидность профессиональной этики, предмет которой составляет нравственное содержание существующих правовых норм, а также специфическое действие общеэтических норм в сфере правосудия, и особые нормы судебной этики (Бойков 1971г. );
Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельность и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. (Кобликов А.С., 2004г.);
Юридическая (судебная) этика - это наука о применении общих норм морали, нравственности в специфических условиях деятельности судей, прокуроров, следователей, адвокатов, об осуществлении нравственных принципов и требований в расследовании и разрешении подведомственных суду уголовных дел (О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко,
2004г.).
Укажите, в чем разница в определении учеными предмета обозначенной отрасли знаний? При ответе возьмите за основу следующие критерии различия: по кругу лиц, по кругу отношений.
Проведите различие между юридической и судебной этикой.
Аргументируйте, какие определения вы считаете наиболее удачными и в большей степени отражающими суть «профессиональной этики юриста»?
7. «Пацифизм», как движение, возникло в XIX веке и отвергало, и осуждало любую войну.
Дайте определение категориям «пацифизм» и «патриотизм».
Проанализируйте данные понятия, как в Вашем понимании они соотносятся.
Докажите или опровергните, может ли выступать пацифизм формой гуманизма?
Оцените состояние патриотизма в современном российском обществе.
Приведите примеры проявления патриотизма из современной общественной жизни.
8. Обоснуйте, согласились бы Вы подавить свою индивидуальность, если бы знали, что это приведет к счастью.
Определите Ваше понимание категории «счастье».
Приведите примеры из жизни в чем оно выражается.
Аргументируйте, возможно ли неиндивидуальное (коллективное, общественное) счастье.
Обоснуйте, в чем вы видите различие между «счастьем» и «блаженством», как этическими категориями?
9. Проведите анализ нижеприведенных суждений:
− бедность не порок;
− что хочу, то ворочу;
− кто не отомстил за смерть родственника, тот не мужчина;
− старших надо уважать;
− молодые должны отдавать родителям земной поклон;
− ребята, давайте жить дружно;
− на добро надо отвечать добром;
− джентльмен должен держать слово.
Определите, какие из них Вы отнесете к общечеловеческим, национальным классовым, индивидуальным. Поясните свой выбор.
Перечислите, какие конкретно-исторические морально-нравственные принципы присущи для современного российского общества.
Обоснуйте Вашу морально-нравственную позицию, которой Вы придерживаетесь в жизни.
10. Проанализируйте и сопоставьте следующие высказывания о праве и морали:
Право - это искусство добра и справедливости. Античный афоризм.
Право - это все то, что истинно и справедливо. В. Гюго.
Высшее право часто есть высшее зло. Теренций.
Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но, чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. Георг Михтенберг.
Дайте вашу оценку их понимания. С какими из них Вы согласны в большей степени и почему.
Найдите, что в них общее и особенное. Нет ли между этими высказываниями противоречий?
Сформулируйте Ваше определение права с учетом общественной морали и нравственности и обоснуйте его.
11. Анализ высказываний моралистов разных времен показывает, что они всегда жаловались на «упадок нравов».
Оцените, этот процесс происходит (не происходит) и в наше время.
Проиллюстрируйте на примере из жизни.
Поясните, почему мораль не исчезла в современном обществе, несмотря на изменение общественных ценностей.
Сформулируйте предложения по способам улучшения нравов моральных ценностей в нашем обществе.
12. В современных условиях в многих сферах профессиональной деятельности существует старое латинское юридическое изречение: «Приказ о совершении безнравственного поступка недействителен».
Объясните понимание Вами данного морально-нравственного положения.
Определите, справедливо ли по отношению к современному российскому праву это старое латинское юридическое изречение?
Обоснуйте свой ответ ссылками на законодательные нормы.
Продемонстрируйте на примере из жизни взаимосвязь безнравственных поступков
юриста с общей культурой его личности.
13. Ш. Монтескье дал следующее определение свободы: «Свобода есть право делать все, что дозволено законом».
Интерпретируйте свое понимание термина «свобода».
Проанализируйте высказывание и оцените, справедливо ли оно в наши дни.
Дайте свои пояснения известному современному правовому положению о том, что «Все, что не запрещено – то разрешено».
Объясните, не является ли более верным в современных условиях утверждение о том, что «Свобода есть право делать все, что не запрещено законом»?
14. Проанализируйте известные шутки о юристах:
Вопрос: какая разница между бедствием и несчастным случаем?
Ответ: несчастный случай, это когда автобус, полный юристов, срывается в реку. А бедствие, это когда они умеют плавать.
Вопрос: какая разница между юристом и вампиром?
Ответ: вампиры пьют кровь только по ночам.
Вопрос: почему змеи не кусают юристов?
Ответ: из-за профессиональной этики.
Определите, какое отношение к юристам в них выражено?
Оцените, в какой мере данные шутки отражают действительное отношение к юристам в нашей стране. Обоснуйте свое мнение.
Обоснуйте, чем обусловлено негативное отношение к представителям юридической профессии.
Аргументируйте можно ли утверждать, что в таком отношении виноваты сами юристы?
15. Кодексом этики прокурорского работника, предусмотрены правила его поведения во внеслужебное и служебное время.
Перечислите основные требования, предусмотренные Кодексом к прокурорскому работнику.
Объясните, как Вы понимаете требования, что в любой ситуации прокурорский работник должен стремиться сохранить личное достоинство, во всех сферах общественной жизни быть образцом поведения, честности и добропорядочности; постоянно повышать свой культурный и общеобразовательный уровень, а также профессиональную квалификацию.
Сформулируйте морально-нравственные принципы профессиональной деятельности современного юриста (на примере судьи, адвоката или прокурора).
16. Проведите анализ ситуации:
«Приходят два юриста в ресторан. Садятся за столик, достают из своих портфелей бутерброды и начинают есть. К ним подходит официант и говорит:
Вы знаете, в нашем ресторане нельзя приносить свои продукты и питаться ими.
Оба юриста молча меняются бутербродами и продолжают есть».
Определите, какие особенности юридической профессии, и какой отпечаток на личность ее представителя они накладывают.
Выделите особенности профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката) и ее морально-нравственные аспекты.
Сформулируйте правила этикета, которые должен соблюдать юрист в общественных местах.
17. Сопоставьте высказывания в каждой группе:
I. Совесть - зритель и судья добродетели. (античный афоризм).
Чистая совесть есть изобретение дьявола (А. Шварц).
II. Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть. (Л.Н. Толстой);
Совесть у него чистая. Не бывшая в употреблении. (Е. Лец.)
Объясните, как Вы понимаете данные высказывания.
Сопоставьте эти высказывания и определите какие из них Вам ближе. Дайте свое определение понятия «совесть», обоснуйте его.
18. Опишите и объясните содержание этикетных отношений (с опорой на нормы общественной морали и нравственности) юриста и обратившегося к нему за консультацией гражданина по разъяснению содержания нормы права.
Определите, какие этические принципы в данном случае должен соблюдать юрист при общении с гражданами.
Дайте определение понятия «этикет юриста» и выявите в чем заключаются его особенности.
19. Всем известны «золотое правило нравственности» - «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» и житейское правило: «Относись к другим так, как они относятся к тебе».
Сравните «золотое правило нравственности» и житейское правило. Поясните, в чем сходство и различие в этих правилах. Какого правила в повседневной жизни придерживаетесь вы?
Сравните моральную и правовую регуляцию поведения, выделите элементы сходства и различия в них.
Объясните, (с приведением примера) соблюдается ли, по Вашему мнению, данное правило в современном российском обществе.
20. Сформулируйте содержание этических принципов профессиональных сообществ юристов (судей, адвокатов, прокуроров, полицейских, следователей).
Дайте определение понятию «культура общения юриста» и объясните, в чем проявляются ее особенности.
Поясните, чем определяются особенности профессиональной этики юристов.
Укажите, какие социальные факторы и условия влияют на формирование этических правил профессиональных сообществ юристов.
21. Важным требованием к профессиональной деятельности юриста (судьи, адвоката, прокурора, полицейского, следователя) является требование об умении строить межличностное общение.
Сформулируйте морально-нравственные требования к профессиональной деятельности юриста.
Назовите и охарактеризуйте методы норм общественной морали, которые необходимо использовать юристу при анализе и оценке правовых явлений и разъяснении гражданам правовых вопросов в рамках своей профессиональной деятельности.
Дайте Ваше определение понятия «культура общения юриста».
22. Наличие свободы ставит нас в ситуации нравственного выбора. Оцените,
всегда ли есть выбор:
а) у того, кого наутро повесят;
б) у того, кто знает дату своей смерти (от врачей, гадалок);
в) у юриста, идущего при рассмотрении дела на сделку с совестью?
Дайте свои пояснения данным ситуациям.
Сформулируйте понятие «нравственный выбор». Аргументируйте, есть ли он в
профессиональной деятельности юриста.
Проведите различия между объективной и субъективной стороной свободы
нравственного выбора личности юриста. Приведите пример.
23. Опишите и объясните содержание этикетных отношений юриста (прокурора, адвоката, следователя) с опорой на нормы общественной морали и нравственности с пожилыми людьми, подростками, женщинами.
Дайте определение понятия «этикет».
Укажите этикетные правила, которые необходимо соблюдать юристу при общении с данными группами граждан.
Сформулируйте методы, которые может использовать в ходе своей
профессиональной деятельности юрист при защите прав и свобод граждан.
24. Проанализируйте ситуацию:
«Защитник (выступая в прениях): Речь прокурора - это не его личное дело. Он выступает с обвинением от имени государства и, предлагая суду считать преступление доказанным, обязан представить суду абсолютно допустимые доказательства, обоснованно подтверждающие этот вывод.
Прокурор (выступая с репликой): Считаю, что вина И. доказана. Дело суда – оценить представленные мной доказательства, а дело адвоката - не передергивать факты и не заниматься демагогией.
Защитник (выступая с репликой): Прошу суд занести в протокол оскорбительное высказывание прокурора и возбудить уголовное дело по ч.1 ст. 297 УК РФ за неуважение к суду.
Председательствующий: Адвокат, пора знать, что в соответствии с решением Конституционного Суда суд не возбуждает уголовные дела.
Прокурор (не вставая с места и без разрешения председательствующего): Предлагаю адвокату пойти на курсы усоверешенсвтования, где ему расскажут, что ответственность по ст. 297 УК РФ предусмотрена только за оскорбление состава суда или отдельного судьи и не имеет отношения к участникам процесса.
Председательствующий: Все, все, прения закончены.»
Определите причины возникшего конфликта, и кто его спровоцировал.
Оцените поведение участников конфликта (председательствующего, прокурора, адвоката).
Объясните, справился ли, по Вашему мнению, суд с возникшим конфликтом? Какие ошибки он допустил, и каковы должны были быть действия судьи в данной ситуации?
25. Проведите анализ высказываний мыслителей:
Цицерон: «Свобода – это зависимость от законов»;
Ф.М. Достоевский: «Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой»;
Ф. Ницше: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего или свободным для чего?».
Дайте определение понятия «свобода». Обоснуйте свой ответ.
Укажите на различия «ошибочной моральной позиции юриста» от «позиции аморальной».
Обоснуйте, возможны ли в профессиональной деятельности юриста (судьи, прокурора, адвоката и др.) не учитывать принципы общественной морали (да, нет).
Объясните свою позицию. И приведите пример того в каких случаях это возможно?
26. Проанализируйте мнение:
«Верховный суд – это группа юристов, которые исправляют ошибки других судов, и увековечивают свои собственные».
Поясните, как Вы считаете, должны ли к судьям высших судебных инстанций страны предъявляться повышенные требования морально-этического порядка?
Назовите морально-этические принципы, которые должны лежать в основе профессиональной деятельности судей.
Объясните, считаете ли Вы нравственно оправданным существование системы судебных прецедентов?
27. Проанализируйте ситуацию.
«По делу о шантаже следователь Поддавашкин решил провести опознание по голосу. Он попросил Кочурова, обвиняемого в этом преступлении, прочитать протокол его допроса вслух, указав, что так якобы положено, для того, чтобы в конце протокола тот сделал надпись: «протокол прочитан мною вслух». Сам он сделал аудиозапись прочтения протокола, а потом сделал запись чтения этого же протокола другими людьми. Все полученные фонограммы были представлены потерпевшему Недеру для опознания».
Оцените правомерность действий юриста (следователя).
Укажите на замечания в его действиях с этической точки зрения. Обоснуйте свой ответ.
Предложите, обоснованные с точки зрения профессиональной этики, возможные способы действий юриста в данной ситуации.
28. Проанализируйте высказывание известного юриста прошлого А.Ф. Кони: «Есть деятельности, где трудно отличить частного человека от должностного, и в глазах большинства нотариус, составляющий домашний подлог, все-таки подрывает доверие к учреждению, к которому он принадлежит...».
Оцените исходя из требований профессиональной этики различных представителей юридической профессии (судей, прокуроров, адвокатов), существуют ли особые требования к поведению в юристов во внеслужебное время.
Назовите правила поведения юристов во внеслужебное время.
Почему они должны себя так вести.
Обоснуйте свой ответ примерами из жизни.
29. Проведите анализ выдержки текста речи в уголовном процессе:
«Председательствующий: Подсудимый, Вы подтверждаете характеристику с места работы?
Подсудимый: Нет, директор магазина - мой враг и мстит мне за то, что я иногда разбиваю посуду.
Председательствующий: Пустую или полную?
Подсудимый: Всякое бывает. Так она за эту посуду у меня из зарплаты удерживает.
А чем семью кормить? У меня жена, ребенок.
Председательствующий: Вот-вот, у вас семья, Вам надо бежать домой, помогать жене, а Вы пьете и к посторонним женщинам пристаете.
Подсудимый: Но я же уже шел домой.
Председательствующий: Но по дороге пристали к незнакомой женщине. Вас ведь жена ждет, ребенок.
Подсудимый: Так она красивая, а я не мужик, что ли? Или она не баба?»
Оцените этичность действий судьи.
Укажите в чем состоит воспитательное воздействие судебного разбирательства и в чем заключается деятельность судьи по ее обеспечению.
Обоснуйте, правильно ли в приведенном примере судья выполнил воспитательную функцию.
30. Проанализируйте ситуацию:
«Идет суд за убийство, в котором против обвиняемого представлены очень веские доказательства; однако дело осложняется тем, что тело так и не нашли. Под конец адвокат решается на отчаянный шаг:
- Господа присяжные, сейчас дверь откроется, и предполагаемая «жертва» войдет в эту дверь.
Все взгляды устремились на дверь.
- Я просто провел эксперимент, - продолжал адвокат. - Если вы все поверили в возможность этого, значит, в глубине души вы сомневаетесь в виновности моего подзащитного.
Когда жюри тем не менее вынесло обвинительный приговор, адвокат воскликнул:
- Но как же так! Ведь я же видел, как вы все смотрели на дверь, должны же вы были сомневаться!
- Мы заметили, что в то время, как мы смотрели на дверь, ваш подзащитный не повернул головы...».
Оцените ситуацию с точки зрения соответствия поведения адвоката П. нормам профессиональной этики.
Озвучьте основной принцип взаимоотношений адвоката и доверителя.
Укажите, какую ошибку с точки зрения морали и нравственности допустил адвокат.
31. Проанализируйте ситуацию: «К адвокату Сидорову обратился гражданин Козлов, являющийся потерпевшим по уголовному делу, с просьбой принять поручение на представление его интересов в суде первой инстанции. Козлов согласен на уплату стразу и полностью всей суммы гонорара.
Адвокату Сидорову известно, что Козлов не оплатил адвокату Козочкину, осуществлявшему защиту Козлова на стадии предварительного расследования, причитающуюся тому довольно крупную сумму гонорара. Сидоров знает это лично от Козочкина, который жаловался ему на Козлова, а также знает, что Козочкин планирует обратиться в суд с иском к Козлову».
Оцените, допустимо ли с точки зрения профессиональной этики, для адвоката Сидорова, зная об указанных обстоятельствах, заключать соглашение о представлении интересов Козлова и брать с него полную сумму гонорара в качестве авансового платежа?
Обоснуйте свой ответ.
Спрогнозируйте, как изменится ваше решение, если Козлов будет обладать иным процессуальным статусом, например, будет выступать по делу обвиняемым?
32. Мы часто мечтаем об абсолютной свободе в различных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности.
Дайте Вашу трактовку понимания категории «абсолютная свобода».
Обоснуйте, что бы Вы сделали как юрист по принципу «всё дозволено» в первую очередь.
Аргументируйте, имеет ли человек моральное право на любое преступное деяние?
Поясните свои ответы.
33. Проанализируйте высказывание Н. Шамфора: «Судьи по уголовным и гражданским делам, начальник полиции и многие другие должностные лица, чья обязанность – блюсти установленный порядок, почти всегда видят людей в самом мрачном свете. Они полагают, что изучили общество, хотя знают только его подонков. Но разве можно судить о городе по сточным канавам, о доме – по нужнику?»
Обоснуйте, в чем причина формирования искаженного мировоззрения у указанных лиц.
Дайте определение этому явлению в профессиональной деятельности.
Разработайте Ваши рекомендации по способам борьбы с данным явлением.
34. Проведите анализ ситуации:
«Смоленский губернатор однажды пожаловался, что про него распускают лживые слухи, будто он взятки берет. Услыхав это сетование, граф Алексей Григорьевич Орлов посоветовал:
А ты, брат, поступай как я: про меня в Италии болтали, будто я древние статуи ворую, но, как только я перестал воровать, сразу болтовня прекратилась».
Оцените, всегда ли справедлива применительно ко взяточничеству поговорка «нет дыма без огня»?
Определите, что может оказать влияние (и какое именно), на мотивацию поведения взяткополучателя.
Обоснуйте мнение о том, почему в нашей стране так часто и открыто говорят о коррупции.
35. Известны различные формы взяточничества. Например, городничий из повести Н.В. Гоголя «Ревизор» брал взятки борзыми щенками.
Оцените, какую взятку Вы смогли бы признать нравственно оправданной по каким-либо соображениям (например, в зависимости от размера, формы взятки, либо от того, от кого она получена, для каких целей передана или куда идут вырученные средства и проч.).
Назовите и объясните причины взяточничества в нашей стране? Следует ли бороться с этим явлением и почему?
Назовите, какие, на ваш взгляд, наиболее эффективные меры профилактики коррупции в нашей стране.
36. Проведите анализ следующих ситуаций:
I. Поссорившись на улице с одним человеком, эфенди сильно его оскорбил. Тот потащил эфенди к судье. Оштрафованный на одну таньгу, эфенди воскликнул:
О, штраф за оскорбление невелик!
Вынув из кармана две таньги, отдал одну судье:
Это - за того человека, а это ...
И, выругав судью площадным ругательством, эфенди швырнул ему вторую таньгу:
Это штраф за оскорбление, которое я сейчас нанес вам! (таджикский анекдот).
II. Господин судья, это несправедливо. В прошлый раз, когда я обозвал соседа свиньей, вы оштрафовали меня на 200 франков, а теперь на 500.
Сожалею, но за это время свинина изрядно подорожала.
III. Может быть, обвиняемый назвал вас ослом в приступе сильного гнева?
О нет! Перед этим он долго разглядывал меня.
Оцените, от чего должен зависеть размер наказания за оскорбление:
− от статуса лица, которому нанесли (нанесшего) оскорбление;
− от уровня дохода лица, которому нанесли оскорбление;
− от тяжести самого оскорбления;
− от степени моральных страданий лица, которому нанесли оскорбление;
− от обоснованности негативной оценки, высказанной в неприличной форме;
− иное - (конкретизировать).
Обоснуйте свой ответ.
Укажите, имеют ли место такие ситуации в современной жизни (да, нет).
Обоснуйте свой ответ и приведите пример из жизни.