X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


Психология и педагогика

Перечень вопросов к зачету
1. Понятие объекта и предмета психологии, ее место в системе наук. 2. Сущность, структура и развитие психики человека и животных.
3. Понятие, структура и виды человеческой деятельности.
4. Мотивация и деятельность: сущность и взаимосвязь.
5. Основные психические процессы и деятельность.
6. Познавательные и эмоционально-волевые процессы, их виды, и классификация.
7. Типы темперамента и характера и их влияние на деятельность.
8. Влияние психических свойств, состояний и образований человека на его деятельность и поведение.
9. Методы формирования и развития способностей, умений, навыков и качеств личности.
10. Сущность, структура, виды и функции общения.
11. Психология межличностного взаимодействия.
12. Сущность виды и структура малой группы, коллектива.
13. Сущность, структура, классификация конфликтов и управление конфликтами.
14. Формальная и неформальная структура коллектива и межличностное взаимодействие в нем.
15. Методика управления разрешением межличностного (межгруппового) конфликта.
16. Объект, предмет, задачи и функции педагогики как науки.
17. Сущность, структура и функции педагогического процесса.
18. Содержание, закономерности, противоречия и особенности педагогического процесса.
19. Педагогическая технология: сущность, структура и содержательная характеристика.
20. Сущность и функции педагогического процесса (обучение, воспитание, развитие, профессиональная подготовка).
21. Создание технологий проведения занятий и инновационных педагогических технологий.
22. Сущность, содержание, функции, законы и закономерности процесса воспитания.
23. Принципы и методы воспитания, их характеристика и классификация.
24. Правовое воспитание: сущность и особенности организации.
25. Структура дидактических принципов и их содержание.
26. Характеристика ассоциативно-рефлекторной теории обучения.
27. Характеристика ассоциативно-рефлекторной теории поэтапного формирования умственных действий.
28. Характеристика теорий проблемно-деятельностного и проблемного обучения.
29. Интерактивные формы обучения: сущность, виды и методика применения в процессе обучения. 30. Психологические аспекты осознания смысла и содержания нормативных правовых актов и выявления и решения разнообразных проблем интерпретационного характера.
31. Психологические аспекты описания правовой ситуации, требующей подготовки правового заключения (консультации).
32. Педагогические основы квалифицированного осуществления, уяснения и разъяснения содержания норм права для личности.
33. Педагогические аспекты осознания смысла и содержания нормативных правовых актов и выявления и решения разнообразных проблем интерпретационного характера. определять задачу с описанием правовой ситуации, требующей подготовки правового заключения (консультации).
Перечень простых практических контрольных заданий к зачету
1. Объясните в чем заключается практическая значимость знаний и умений по психологии для профессиональной деятельности юриста.
2. Есть ли психика у животных? Если да (нет) обоснуйте свой ответ. Если да, то в чем заключаются различие между психикой животного и человека.
3. Какие структурные элементы психики личности влияют на усвоение знаний и формирование умений и навыков.
4. Какая, по вашему мнению, роль темперамента и характера в формировании способностей личности. Объясните на своем примере.
5. Какая взаимосвязь существует между сознанием и бессознательным. Объясните в чем она заключается.
6. Как вы сможете использовать психолого-педагогические знания в целях саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства. Объясните.
7. По каким критериям вы будете оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения.
8. Проанализируйте и объясните, как влияют эмоции и воля на деятельность и поведение человека в разных возрастах (ребенок, подросток, студент).
9. Приведите примеры проявления психических процессов, свойств и состояний в конкретных жизненных ситуациях.
10. Приведите примеры конкретных задач, которые решают различные отрасли психологии.
11.Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений.
12. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.
13. Чтобы во время занятия или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным вниманием, о каких условиях его организации и поддержания им следует помнить?
14. Величина межличностной дистанции при общении различна. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?
15. Перечислите какие социально-психологические мотивы определяют поведение и деятельность индивидов в коллективе в современных условиях.
16. По каким критериям можно определить уровень готовности личности к кооперации с коллегами по работе и в коллективе.
17. Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).
18. При взаимодействии с человеком какого типа темперамента можно быть максимально прямолинейным? Аргументируйте свой ответ.
19. Приведите примеры проявления такого личностного свойства как стрессоустойчивость и конфликтность на различных возрастных этапах – в подростковом, зрелом, старческом возрасте.
20. Разработайте и сформулируйте ваши рекомендации по оптимизации правового воспитания молодежи в семье, трудовом коллективе.
21. Перечислите, какие, по вашему мнению, внешние стимулы используются преподавателями и какие внутренние мотивы, возникают у студентов в ходе учебной деятельности.
22. Разработайте рекомендации по развитию познавательной мотивации студентов в процессе учебной деятельности.
23. Какой вариант поведения, по вашему мнению, наиболее целесообразен, если человек находится в состоянии гнева?
24. Перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям.
25. Разработайте психологические рекомендации по формированию способностей к профессиональной деятельности юриста.
26. Перечислите, какими чертами характера должен обладать юрист и обоснуйте почему.
27. Перечислите и объясните социально-психологические источники и причины конфликтов в современном российском обществе. Какие пути и методы их разрешения вы видите?
28. Дайте краткую характеристику интерактивным методам проведения занятий (семинар, ПЗ) и опишите особенности их организации.
29. Опишите методику проведения лекции по конкретной темы, ее структуру и методы раскрытия содержания основных блоков лекции. Какие виды лекций вы знаете? 30. Опишите психологические особенности формирования межличностных отношений в коллективе на основе квалифицированного осуществления, уяснения и разъяснения содержания норм права.
31. Проведите анализ конкретных правовых ситуаций в сфере гражданского права с учетом психологии межличностных отношений в вашем студенческом коллективе. 32. Охарактеризуйте педагогические аспекты осознания смысла и содержания нормативных правовых актов и выявления и решения разнообразных проблем интерпретационного характера в ходе консультационной деятельности граждан юристом.
33. Проведите анализ конкретных правовых ситуаций в сфере гражданского права с учетом педагогической практики нашего института и определения признаков, свидетельствующих о их несоответствии действующему законодательству.
Перечень комплексных практических контрольных заданий к зачету
1. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз на следующих примерах:
- В «Записных книжках» К. С. Станиславского мы встречаем незатейливый совет старого актера молодой громкоголосой дебютантке: «Не голос усиливай может пропасть правда, - говори реже».
- В диалоге пауз избегают те, кто чувствует себя тревожно и боится «зависнуть в пустоте» или спровоцировать опасный поворот в беседе. А. Моруа в своем «Искусстве беседы» писал: «Женщина, которая страшится объяснения в любви или сиены ревности, должна любой ценой не допускать в разговоре пауз. Пока люди молчат, у них есть время принять решение; кроме того, затянувшаяся пауза позволяет резко изменить тон беседы, и это не звучит диссонансом».
2. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:
а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.
б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.
в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.
д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.
3. Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:
а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.
б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.
в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.
г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.
д) Определить темперамент человека по особенностям поведения.
е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.
ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.
з) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.
и) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.
к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.
4. В какой из ситуаций имеет место ощущение:
а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.
б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.
в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.
г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.
д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.
5. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.
б) студент усиленно готовится к экзамену по социологии.
в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.
д) Рабочую тишину в аудитории нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.
е) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
ж) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
з) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
6. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на занятиях внимание студентов со следующими особенностями:
а) с низкой концентрацией
б) с хорошим распределением
в) с плохим переключением.
Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.
7. Проанализируйте как поведут себя люди с различными типами темперамента в следующих ситуациях:
а) По неожиданному требованию начальника нужно срочно приехать на работу в выходной.
б) Человек опаздывает на поезд из-за поломки машины.
в) Происходит сбой в работе компьютера и потеряно большое количество информации.
8. В какой из семей скорее всего вырастут дети с высокой потребностью в достижениях:
- где родители очень опекают своих детей;
- где родители поощряют в детях самостоятельность;
- где родители стараются, чтобы у их детей было много друзей;
- где родители сами выбирают, с кем дружить их детям.
9. Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях:
а) преподаватель видит, что студент списывает контрольную работу у соседа, и делает ему замечание.
б) студент-первокурсник сдал летнюю сессию на «пятерки»
в) придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка.
г) девушка получила от любимого письмо из армии.
д) крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.
е) девушка поздно вечером одна идет по темной улице.
ж) заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него.
з) в жаркий летний полдень на даче мужчина обливается прохладной водой.
10. Исправьте следующие психологические рекомендации так, чтобы они были адекватны такой черте характера, как общительность.
а) Избегайте встреч с таким человеком.
б) Не позволяйте ему пользоваться Вашим телефоном.
в) Ели Вы куда-нибудь собираетесь идти, то следует взять его с собой.
г) В трудные для Вас минуты не стоит идти к нему в гости.
д) Своего ребенка можно надолго оставить с таким человеком.
Какие типичные ошибки в формулировке заданных рекомендаций Вы бы отметили?
11. Студент посещал лекции всех преподавателей, с утра до вечера просиживал в библиотеке, успешно сдал экзамены по всем дисциплинам. Его диплом отражал точки зрения всех направлений в правовой науке. Однако ему так и не удалось внятно сформулировать мысль о том, что в рассматриваемой им проблеме остается невыясненным, проблематичным. Какие психологические особенности студента проявились в данной ситуации?
12. Какие блоки в лекции (семинаре, ПЗ) «Нормативно-правовое регулирование прав и обязанностей граждан РФ» вы выделите и какие методы ее проведения будете использовать?
Опишите основные моменты методики эффективного осуществления правового воспитания и управления самостоятельной работой обучающихся.
13. Укажите причину возникновения непроизвольного внимания в каждом случае.
А. Громкий выстрел, яркий блеск молнии, сильный толчок  все это неизбежно оторвет нас от нашей обычной деятельности и заставит обратить внимание на себя.
Б. Огромное пятно на стене, хотя бы и не очень яркое, привлекает наше внимание не менее сильно, чем небольшое, но яркое пятно.
В. Слабый короткий звук мы можем и не заметить, но если он длится достаточно долго, то невольно привлечет нас.
Г. Мы можем не замечать непрерывно длящегося раздражения, например, шума мотора, если к нему привыкли. Но стоит ему прекратиться, как мы его сразу же замечаем.
Д. Мы не замечаем мухи, сидящей неподвижно на нашем столе. Но стоит ей поползти по столу, как мы невольно обращаем на неё внимание.
Какой принцип в соотношении раздражителей имеет особое значение для привлечения непроизвольного внимания?
14. Объясните о каком свойстве внимания идет речь?
- Говорят, что Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Трудно поверить, что это так и было. Но вот в 1887 году французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. Это уже достоверный факт.
- Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий.
- Текстильщикам приходится одновременно следить за несколькими станками.
- Педагогу необходимо держать в поле своего зрения всех учеников в классе.
15. Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных фактов?
А. В известном рассказе А..Л. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.
Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П. Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, что надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили».
16. Укажите, в какой из описанных ситуаций имело место смысловое и в какой – механическое запоминание. По каким признакам вы это установили?
А. Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», – и он тут же без труда рассказал этот эпизод.
Б. Индивиду Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории причитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда, безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С. Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заученные слова.
17. Проанализируйте ситуацию разговора между отцом и сыном:
- Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, - спокойно говорит отец. – Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.
Сын пытается объяснить ситуацию случайным попаданием футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.
- Я согласен, что это произошло не по злой воле, - говорит отец. – Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации?
Какие качества будут развиваться у сына при таком поведении отца?
Какое же наказание вы считаете наиболее педагогически целесообразным в данных обстоятельствах?
Какой воспитательный прием применил отец для воздействия на сына?
18. В институте проходил субботник по благоустройству и озеленению территории. Все студенты дружно включились в работу. Каждая группа старалась как можно лучше выполнить свое здание. Проверив работу, декан факультета, на собрании, объявил благодарность лучшей группе, но при этом заметил, что одна из групп недобросовестно отнеслась к порученному делу. Ребята начали возмущаться, искать виновников, но никто не признавался. Тогда декан сказал: «Значит, все будем переделывать брак». Правильно ли поступил декан? Как бы вы поступили на его месте? Объясните.
19. Один из студентов совершил проступок. Декан принимает решение провести в группе беседу, в процессе которой вывить виновника и обсудить его неправильные действия. Однако студенты не называют виновника, хорошо им известного. Не достигнув результатов, декан покидает аудиторию. После этого один из студентов, скрываясь от одногрупников, подходит к нему и называет фамилию совершившего проступок, заметив: «Только прошу вас никому не говорить об этом».
Правильно ли поступил декан, решив коллективно выявить и осудить виновника? Правильно ли поступил учитель, покинув класс? Что делать с «доносчиком»?
Сравните и проанализируйте классификации методов обучения и методов воспитания. Есть ли какие-нибудь внутренние связи у этих классификаций? Составьте соответствующую схему с пояснениями.
20. Сравните эти высказывания:
- .... С американской точки зрения, человек – индивидуальность изначально, с рождения. Однако у нас нередко стирается грань между моральностью поведения и эмоциональным одобрением или неодобрением со стороны окружающих... И мы можем говорить, что несмотря на утверждение индивидуализма, подавляющая часть американцев является поведенческими конформистами, так как им далеко не безразлично, что о них подумают окружающие. В Америке подчас понятие моральной свободы подменяется понятием экономической свободы, смешивается с возможностью приобретать все больше престижных вещей. Экономически многие свободны, морально - нет. Да и моральный коллективизм необходим нации, он выражен в национальном девизе «Мы верим в Бога». Можно так сказать, что американский индивидуализм носит конформный характер, в поведении американца индивидуальность и конформность, взаимодействуют, предполагают друг друга...
(Ларраби Э. Что значит быть культурным в Америке? – М., 1991).
- Если теперь с позиций современных теорий человеческой индивидуаль-ности обратиться к доктрине воспитания, которая длительное время лежала в основе политики, определявшей развитие советской школы, то нетрудно обнаружить, что в ней недооценивался именно аспект, представлявший человека в качестве индивидуума. Можно сказать, что недоучет этой стороны человеческого существования был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики- формирование коллективного сознания и поведения – наделе вырождался в оправдание формирования конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключается в том, чтобы восстановить понятие всесторонней гармонично развитой личности как свободно развитой индивидуальности. Без этого необходимого дополнения само понятие личности деформируется, и она превращается в стандартизованного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения.
(Гинецинский В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. педагогика. - 1991. - № 9. - С. 48-49).
Проанализируйте обозначенные подходы к воспитанию личности. Что вы думаете по этому поводу?
21. Прочитайте следующие высказывания:
- К. Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества»;
- П. П. Блонский: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».
Проанализируйте данные высказывания. На каком основании К. Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству? Противоречит ли этому высказывание П. П. Блонского? Так чем же является педагогика – наукой или искусством?
22. Выберите ваш способ поведения в ситуации.
1) Представьте себе, что к вам пришел товарищ, который живет далеко от вас. Пришел за книгой, которую вы ему обещали, но забыли вовремя приготовить. Ее надо долго искать.
Объясните как вы будете девствовать и что предложите товарищу?
2) Вы пришли в театр. И вот в самый напряженный момент спектакля, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то, сидящий неподалеку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной, кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой.
Что вы испытываете? Опишите как вы поступите в такой ситуации?
23. Выберите наиболее приемлемого для вас вариант действий в ситуации:
1) Раздается телефонный звонок, и выясняется, что это человек, с которым вы не хотите говорить. Как вы поступите?
2) Вы обещали провести в пятницу вечер с друзьями. Но вдруг звонит вам кто-то другой и предлагает пойти в ту же пятницу на спектакль, который вы очень хотели посмотреть, но знаете, что купить билет сами не сможете. Как вы поступите:
· Скажете своим друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы освободить время для спектакля.
· Откажетесь сразу от затеи похода в театр.
· Ничего не ответите на предложение пойти на спектакль, но все же примете решение о встрече с друзьями.
3) Вы поступили на работу с окладом 25 тысяч рублей в месяц. Ваш работодатель через два месяца решает, что он будет платить вам лишь 20 тысяч рублей. Ваши действия?
24. Каким образом вы интерпретируйте данную ситуацию?
- Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, — спокойно говорит отец. — Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.
Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.
- Я согласен, что это произошло не по злой воле, — говорит отец. — Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации.
Обоснуйте позицию отца.
Какова роль примера родителей в формировании ответственности за свои поступки у ребенка?
25. На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Моё любимое занятие».
- Алексей больше всего любит тренировки по дзюдо, т.к. хочет быть сильным и уметь драться. Когда он научится драться, он перестанет ходить на тренировки. Лёша считает, что занятие спортом ради спорта – это неинтересно. Однако для того, чтобы освоить дзюдо в рамках самозащиты, он готов смириться с трудными, порой жестокими упражнениями и ходить, не пропуская ни одной тренировки».
- Илья больше всего любит общаться с друзьями. Он готов это делать всегда и везде. Даже в школе во время уроков. На что психолог заметил, что, на его взгляд, Илье просто нравится быть в центре внимания, сами же друзья как личности его мало интересуют».
- Наташа сказала, что больше всего она любит быть одна. Ребята возразили, сказав, что быть одной – это не любимое занятие. Однако Наташа упорствовала, настаивая, что её всё равно, что делать, лишь бы быть одной. А больше её ничего не интересует».
Психологически опишите интересы в предложенных далее задачах на основе следующего алгоритма:
- объективирование интереса;
- определение содержания интереса;
- различие интереса по признаку цели;
- выявление широты интереса;
- определение степени устойчивости интереса.
26. Кратко опишите какие основные положения психоанализа отражены в следующих высказываниях Фрейда:
1) «психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни»;
2) «влечения, которые можно назвать сексуальными..., играют невероятно большую роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа»;
3) «видевший сон, на самом деле, знает об его истинном значении, он только не знает о своем знании и полагает поэтому, что не знает его»;
4) «Знание должно быть основано на внутреннем изменении больного, которое может быть вызвано лишь психической работой с определенной целью»;
5) «невротические симптомы, как ошибочные действия, как сновидения имеют смысл и так же, как они, по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются».
Объясните свое мнение.
27. Какой вывод Вы можете сделать, ознакомившись с экспериментом М.Л. Гомелаури?
Прокуроров и адвокатов просили оценить различные правонарушения сначала с позиции роли, присущей испытуемому, а затем – с противоположной. Обнаружилось, что некоторые испытуемые не принимали заданий, заключавшихся в оценке поступков с чуждых им позиций.
Объясните свой ответ.
28. Проанализируйте пример. Что лежало в основе временного объединения экскурсантов в группу? К какому виду малых групп, по классификации А.В. Петровского, относится данная группа студентов?
Группа студентов в выходной день выехала на экскурсию по Золотому кольцу России. В пути следования и в процессе осмотра достопримечательностей между ними сложились теплые дружественные отношения. Одни студенты делились впечатлениями от предыдущих поездок, другие рассказывали забавные истории, анекдоты. В группе царило оживление. Все студенты остались довольны экскурсией и возвращались в приподнятом настроении.
Объясните свой ответ.
29. Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия, или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций.
1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади.
2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5–6 раз. Через два года занятий учитель черчения назвал его чертежи лучшими в школе.
3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду.
4. Шестиклассник В., чтобы развить волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2–З дня.
5. Героиня романа Р. Мерля «Под стеклом», чтобы преодолеть робость, застенчивость и слабоволие, писала себе жестокие приказы и развешивала их на стенах комнаты, снимая только тогда, когда приказ был выполнен.
Объясните свой ответ.
30. Какое из приведенных суждений является верным и должно быть учтено при приеме человека на работу?
а) Человек с низким уровнем интеллекта должен получить только ту работу, где думать практически не надо.
б) Человек с интеллектом ниже определенного уровня не в состоянии овладеть некоторыми профессиями.
в) При наличии определенных личностных качеств человек с низким уровнем интеллекта в состоянии овладеть любой профессией.
Объясните свой ответ.
31. Опишите методику разъяснения правовых вопросов по консультированию граждан с учетом психологических особенностей личности гражданина (юноша 20 лет, женщина среднего возраста – 40 лет, пенсионер).
32. Дайте характеристику психологических аспектов выявления и решения разнообразных проблем интерпретационного характера в ходе консультирования граждан и приведите конкретный пример.
33. Изложите методику проведения анализа конкретной ситуации в учебном процессе с учетом педагогической практики нашего института и определите признаки, свидетельствующие о ее несоответствии действующему гражданскому законодательству.
Перечень вопросов к зачету
1. Понятие объекта и предмета психологии, ее место в системе наук. 2. Сущность, структура и развитие психики человека и животных.
3. Понятие, структура и виды человеческой деятельности.
4. Мотивация и деятельность: сущность и взаимосвязь.
5. Основные психические процессы и деятельность.
6. Познавательные и эмоционально-волевые процессы, их виды, и классификация.
7. Типы темперамента и характера и их влияние на деятельность.
8. Влияние психических свойств, состояний и образований человека на его деятельность и поведение.
9. Методы формирования и развития способностей, умений, навыков и качеств личности.
10. Сущность, структура, виды и функции общения.
11. Психология межличностного взаимодействия.
12. Сущность виды и структура малой группы, коллектива.
13. Сущность, структура, классификация конфликтов и управление конфликтами.
14. Формальная и неформальная структура коллектива и межличностное взаимодействие в нем.
15. Методика управления разрешением межличностного (межгруппового) конфликта.
16. Объект, предмет, задачи и функции педагогики как науки.
17. Сущность, структура и функции педагогического процесса.
18. Содержание, закономерности, противоречия и особенности педагогического процесса.
19. Педагогическая технология: сущность, структура и содержательная характеристика.
20. Сущность и функции педагогического процесса (обучение, воспитание, развитие, профессиональная подготовка).
21. Создание технологий проведения занятий и инновационных педагогических технологий.
22. Сущность, содержание, функции, законы и закономерности процесса воспитания.
23. Принципы и методы воспитания, их характеристика и классификация.
24. Правовое воспитание: сущность и особенности организации.
25. Структура дидактических принципов и их содержание.
26. Основные концепции обучения и их краткая характеристика.
27. Характеристика ассоциативно-рефлекторной теории обучения.
28. Характеристика ассоциативно-рефлекторной теории поэтапного формирования умственных действий.
29. Характеристика теорий проблемно-деятельностного и проблемного обучения.
30. Интерактивные формы обучения: сущность, виды и методика применения в процессе обучения.
31. Характеристика средств и методов психологического воздействия в общении в ходе следствия и уголовного процесса.
32. Использование юристом педагогических методов воздействия в уголовном процессе.
Перечень простых практических контрольных заданий к зачету
1. Объясните в чем заключается практическая значимость знаний и умений по психологии для профессиональной деятельности юриста.
2. Есть ли психика у животных? Если да (нет) обоснуйте свой ответ. Если да, то в чем заключаются различие между психикой животного и человека.
3. Какие структурные элементы психики личности влияют на усвоение знаний и формирование умений и навыков.
4. Какая, по вашему мнению, роль темперамента и характера в формировании способностей личности. Объясните на своем примере.
5. Какая взаимосвязь существует между сознанием и бессознательным. Объясните в чем она заключается.
6. Как вы сможете использовать психолого-педагогические знания в целях саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства. Объясните.
7. По каким критериям вы будете оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения.
8. Проанализируйте и объясните, как влияют эмоции и воля на деятельность и поведение человека в разных возрастах (ребенок, подросток, студент).
9. Приведите примеры проявления психических процессов, свойств и состояний в конкретных жизненных ситуациях.
10. Приведите примеры конкретных задач, которые решают различные отрасли психологии.
11. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений.
12. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.
13. Чтобы во время занятия или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным вниманием, о каких условиях его организации и поддержания им следует помнить?
14. Величина межличностной дистанции при общении различна. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?
15. Перечислите какие социально-психологические мотивы определяют поведение и деятельность индивидов в коллективе в современных условиях.
16. По каким критериям можно определить уровень готовности личности к кооперации с коллегами по работе и в коллективе.
17. Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).
18. При взаимодействии с человеком какого типа темперамента можно быть максимально прямолинейным? Аргументируйте свой ответ.
19. Приведите примеры проявления такого личностного свойства как стрессоустойчивость и конфликтность на различных возрастных этапах – в подростковом, зрелом, старческом возрасте.
20. Разработайте и сформулируйте ваши рекомендации по оптимизации правового воспитания молодежи в семье, трудовом коллективе.
21. Перечислите, какие, по вашему мнению, внешние стимулы используются преподавателями и какие внутренние мотивы, возникают у студентов в ходе учебной деятельности.
22. Разработайте рекомендации по развитию познавательной мотивации студентов в процессе учебной деятельности.
23. Какой вариант поведения, по вашему мнению, наиболее целесообразен, если человек находится в состоянии гнева?
24. Перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям.
25. Разработайте психологические рекомендации по формированию способностей к профессиональной деятельности юриста.
26. Перечислите, какими чертами характера должен обладать юрист и обоснуйте почему.
27. Перечислите и объясните социально-психологические источники и причины конфликтов в современном российском обществе. Какие пути и методы их разрешения вы видите?
28. Можете ли вы доказать, что педагогическая деятельность – это всепроницающий вид человеческой деятельности? Постройте свою систему доказательств.
Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью?
29. Дайте краткую характеристику интерактивным методам проведения занятий (семинар, ПЗ) и опишите особенности их организации.
30. Опишите методику проведения лекции по конкретной темы, ее структуру и методы раскрытия содержания основных блоков лекции. Какие виды лекций вы знаете?
31. Проведите психологический анализ криминализации общественных отношений в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина в современной России.
32. Опишите основы педагогического анализа общественных отношений в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина в современных условиях.
Перечень комплексных практических контрольных заданий к зачету
1. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз на следующих примерах:
- В «Записных книжках» К. С. Станиславского мы встречаем незатейливый совет старого актера молодой громкоголосой дебютантке: «Не голос усиливай может пропасть правда, - говори реже».
- В диалоге пауз избегают те, кто чувствует себя тревожно и боится «зависнуть в пустоте» или спровоцировать опасный поворот в беседе. А. Моруа в своем «Искусстве беседы» писал: «Женщина, которая страшится объяснения в любви или сиены ревности, должна любой ценой не допускать в разговоре пауз. Пока люди молчат, у них есть время принять решение; кроме того, затянувшаяся пауза позволяет резко изменить тон беседы, и это не звучит диссонансом».
2. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:
а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.
б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.
в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.
д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.
3. Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:
а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.
б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.
в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.
г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.
д) Определить темперамент человека по особенностям поведения.
е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.
ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.
з) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.
и) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.
к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.
4. В какой из ситуаций имеет место ощущение:
а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.
б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.
в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.
г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.
д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.
5. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.
б) студент усиленно готовится к экзамену по социологии.
в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.
д) Рабочую тишину в аудитории нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.
е) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
ж) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
з) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
6. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на занятиях внимание студентов со следующими особенностями:
а) с низкой концентрацией
б) с хорошим распределением
в) с плохим переключением.
Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.
7. Проанализируйте как поведут себя люди с различными типами темперамента в следующих ситуациях:
а) По неожиданному требованию начальника нужно срочно приехать на работу в выходной.
б) Человек опаздывает на поезд из-за поломки машины.
17
в) Происходит сбой в работе компьютера и потеряно большое количество информации.
8. В какой из семей скорее всего вырастут дети с высокой потребностью в достижениях:
- где родители очень опекают своих детей;
- где родители поощряют в детях самостоятельность;
- где родители стараются, чтобы у их детей было много друзей;
- где родители сами выбирают, с кем дружить их детям.
9. Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях:
а) преподаватель видит, что студент списывает контрольную работу у соседа, и делает ему замечание.
б) студент-первокурсник сдал летнюю сессию на «пятерки»
в) придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка.
г) девушка получила от любимого письмо из армии.
д) крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.
е) девушка поздно вечером одна идет по темной улице.
ж) заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него.
з) в жаркий летний полдень на даче мужчина обливается прохладной водой.
10. Исправьте следующие психологические рекомендации так, чтобы они были адекватны такой черте характера, как общительность.
а) Избегайте встреч с таким человеком.
б) Не позволяйте ему пользоваться Вашим телефоном.
в) Ели Вы куда-нибудь собираетесь идти, то следует взять его с собой.
г) В трудные для Вас минуты не стоит идти к нему в гости.
д) Своего ребенка можно надолго оставить с таким человеком.
Какие типичные ошибки в формулировке заданных рекомендаций Вы бы отметили?
11. Студент посещал лекции всех преподавателей, с утра до вечера просиживал в библиотеке, успешно сдал экзамены по всем дисциплинам. Его диплом отражал точки зрения всех направлений в правовой науке. Однако ему так и не удалось внятно сформулировать мысль о том, что в рассматриваемой им проблеме остается невыясненным, проблематичным. Какие психологические особенности студента проявились в данной ситуации?
12. Какие блоки в лекции (семинаре, ПЗ) «Нормативно-правовое регулирование прав и обязанностей граждан РФ» вы выделите и какие методы ее проведения будете использовать?
Опишите основные моменты методики эффективного осуществления правового воспитания и управления самостоятельной работой обучающихся.
13. Укажите причину возникновения непроизвольного внимания в каждом случае.
А. Громкий выстрел, яркий блеск молнии, сильный толчок  все это неизбежно оторвет нас от нашей обычной деятельности и заставит обратить внимание на себя.
Б. Огромное пятно на стене, хотя бы и не очень яркое, привлекает наше внимание не менее сильно, чем небольшое, но яркое пятно.
В. Слабый короткий звук мы можем и не заметить, но если он длится достаточно долго, то невольно привлечет нас.
Г. Мы можем не замечать непрерывно длящегося раздражения, например, шума мотора, если к нему привыкли. Но стоит ему прекратиться, как мы его сразу же замечаем.
Д. Мы не замечаем мухи, сидящей неподвижно на нашем столе. Но стоит ей поползти по столу, как мы невольно обращаем на неё внимание.
Какой принцип в соотношении раздражителей имеет особое значение для привлечения непроизвольного внимания?
14. Объясните о каком свойстве внимания идет речь?
- Говорят, что Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Трудно поверить, что это так и было. Но вот в 1887 году французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. Это уже достоверный факт.
- Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий.
- Текстильщикам приходится одновременно следить за несколькими станками.
- Педагогу необходимо держать в поле своего зрения всех учеников в классе.
15. Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных фактов?
А. В известном рассказе А..Л. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.
Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П. Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, что надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили».
16. Укажите, в какой из описанных ситуаций имело место смысловое и в какой – механическое запоминание. По каким признакам вы это установили?
А. Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», – и он тут же без труда рассказал этот эпизод.
Б. Индивиду Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории причитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда, безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С. Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заученные слова.
17. Проанализируйте ситуацию разговора между отцом и сыном:
- Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, - спокойно говорит отец. – Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.
Сын пытается объяснить ситуацию случайным попаданием футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.
- Я согласен, что это произошло не по злой воле, - говорит отец. – Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации?
Какие качества будут развиваться у сына при таком поведении отца?
Какое же наказание вы считаете наиболее педагогически целесообразным в данных обстоятельствах?
Какой воспитательный прием применил отец для воздействия на сына?
18. В институте проходил субботник по благоустройству и озеленению территории. Все студенты дружно включились в работу. Каждая группа старалась как можно лучше выполнить свое здание. Проверив работу, декан факультета, на собрании, объявил благодарность лучшей группе, но при этом заметил, что одна из групп недобросовестно отнеслась к порученному делу. Ребята начали возмущаться, искать виновников, но никто не признавался. Тогда декан сказал: «Значит, все будем переделывать брак». Правильно ли поступил декан? Как бы вы поступили на его месте? Объясните.
19. Один из студентов совершил проступок. Декан принимает решение провести в группе беседу, в процессе которой вывить виновника и обсудить его неправильные действия. Однако студенты не называют виновника, хорошо им известного. Не достигнув результатов, декан покидает аудиторию. После этого один из студентов, скрываясь от одногрупников, подходит к нему и называет фамилию совершившего проступок, заметив: «Только прошу вас никому не говорить об этом».
Правильно ли поступил декан, решив коллективно выявить и осудить виновника? Правильно ли поступил учитель, покинув класс? Что делать с «доносчиком»?
Сравните и проанализируйте классификации методов обучения и методов воспитания. Есть ли какие-нибудь внутренние связи у этих классификаций? Составьте соответствующую схему с пояснениями.
20. Сравните эти высказывания:
- .... С американской точки зрения, человек – индивидуальность изначально, с рождения. Однако у нас нередко стирается грань между моральностью поведения и эмоциональным одобрением или неодобрением со стороны окружающих... И мы можем говорить, что несмотря на утверждение индивидуализма, подавляющая часть американцев является поведенческими конформистами, так как им далеко не безразлично, что о них подумают окружающие. В Америке подчас понятие моральной свободы подменяется понятием экономической свободы, смешивается с возможностью приобретать все больше престижных вещей. Экономически многие свободны, морально - нет. Да и моральный коллективизм необходим нации, он выражен в национальном девизе «Мы верим в Бога». Можно так сказать, что американский индивидуализм носит конформный характер, в поведении американца индивидуальность и конформность, взаимодействуют, предполагают друг друга...
(Ларраби Э. Что значит быть культурным в Америке? – М., 1991).
- Если теперь с позиций современных теорий человеческой индивидуаль-ности обратиться к доктрине воспитания, которая длительное время лежала в основе политики, определявшей развитие советской школы, то нетрудно обнаружить, что в ней недооценивался именно аспект, представлявший человека в качестве индивидуума. Можно сказать, что недоучет этой стороны человеческого существования был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики- формирование коллективного сознания и поведения – наделе вырождался в оправдание формирования конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключается в том, чтобы восстановить понятие всесторонней гармонично развитой личности как свободно развитой индивидуальности. Без этого необходимого дополнения само понятие личности деформируется, и она превращается в стандартизованного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения.
(Гинецинский В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. педагогика. - 1991. - № 9. - С. 48-49).
Проанализируйте обозначенные подходы к воспитанию личности. Что вы думаете по этому поводу?
21. Прочитайте следующие высказывания:
- К. Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества»;
- П. П. Блонский: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».
Проанализируйте данные высказывания. На каком основании К. Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству? Противоречит ли этому высказывание П. П. Блонского? Так чем же является педагогика – наукой или искусством?
22. Выберите ваш способ поведения в ситуации.
1) Представьте себе, что к вам пришел товарищ, который живет далеко от вас. Пришел за книгой, которую вы ему обещали, но забыли вовремя приготовить. Ее надо долго искать.
Объясните как вы будете девствовать и что предложите товарищу?
2) Вы пришли в театр. И вот в самый напряженный момент спектакля, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то, сидящий неподалеку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной, кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой.
Что вы испытываете? Опишите как вы поступите в такой ситуации?
23. Выберите наиболее приемлемого для вас вариант действий в ситуации:
1) Раздается телефонный звонок, и выясняется, что это человек, с которым вы не хотите говорить. Как вы поступите?
2) Вы обещали провести в пятницу вечер с друзьями. Но вдруг звонит вам кто-то другой и предлагает пойти в ту же пятницу на спектакль, который вы очень хотели посмотреть, но знаете, что купить билет сами не сможете. Как вы поступите:
· Скажете своим друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы освободить время для спектакля.
· Откажетесь сразу от затеи похода в театр.
· Ничего не ответите на предложение пойти на спектакль, но все же примете решение о встрече с друзьями.
3) Вы поступили на работу с окладом 25 тысяч рублей в месяц. Ваш работодатель через два месяца решает, что он будет платить вам лишь 20 тысяч рублей. Ваши действия?
24. Каким образом вы интерпретируйте данную ситуацию?
- Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, — спокойно говорит отец. — Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.
Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.
- Я согласен, что это произошло не по злой воле, — говорит отец. — Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила.
Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации.
Обоснуйте позицию отца.
Какова роль примера родителей в формировании ответственности за свои поступки у ребенка?
25. На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Моё любимое занятие».
- Алексей больше всего любит тренировки по дзюдо, т.к. хочет быть сильным и уметь драться. Когда он научится драться, он перестанет ходить на тренировки. Лёша считает, что занятие спортом ради спорта – это неинтересно. Однако для того, чтобы освоить дзюдо в рамках самозащиты, он готов смириться с трудными, порой жестокими упражнениями и ходить, не пропуская ни одной тренировки».
- Илья больше всего любит общаться с друзьями. Он готов это делать всегда и везде. Даже в школе во время уроков. На что психолог заметил, что, на его взгляд, Илье просто нравится быть в центре внимания, сами же друзья как личности его мало интересуют».
- Наташа сказала, что больше всего она любит быть одна. Ребята возразили, сказав, что быть одной – это не любимое занятие. Однако Наташа упорствовала, настаивая, что её всё равно, что делать, лишь бы быть одной. А больше её ничего не интересует».
Психологически опишите интересы в предложенных далее задачах на основе следующего алгоритма:
- объективирование интереса;
- определение содержания интереса;
- различие интереса по признаку цели;
- выявление широты интереса;
- определение степени устойчивости интереса.
26. Кратко опишите какие основные положения психоанализа отражены в следующих высказываниях Фрейда:
1) «психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни»;
2) «влечения, которые можно назвать сексуальными..., играют невероятно большую роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа»;
3) «видевший сон, на самом деле, знает об его истинном значении, он только не знает о своем знании и полагает поэтому, что не знает его»;
4) «Знание должно быть основано на внутреннем изменении больного, которое может быть вызвано лишь психической работой с определенной целью»;
5) «невротические симптомы, как ошибочные действия, как сновидения имеют смысл и так же, как они, по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются».
Объясните свое мнение.
27. Какой вывод Вы можете сделать, ознакомившись с экспериментом М.Л. Гомелаури?
Прокуроров и адвокатов просили оценить различные правонарушения сначала с позиции роли, присущей испытуемому, а затем – с противоположной. Обнаружилось, что некоторые испытуемые не принимали заданий, заключавшихся в оценке поступков с чуждых им позиций.
Объясните свой ответ.
28. Проанализируйте пример. Что лежало в основе временного объединения экскурсантов в группу? К какому виду малых групп, по классификации А.В. Петровского, относится данная группа студентов?
Группа студентов в выходной день выехала на экскурсию по Золотому кольцу России. В пути следования и в процессе осмотра достопримечательностей между ними сложились теплые дружественные отношения. Одни студенты делились впечатлениями от предыдущих поездок, другие рассказывали забавные истории, анекдоты. В группе царило оживление. Все студенты остались довольны экскурсией и возвращались в приподнятом настроении.
Объясните свой ответ.
29. Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия, или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций.
1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади.
2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5–6 раз. Через два года занятий учитель черчения назвал его чертежи лучшими в школе.
3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду.
4. Шестиклассник В., чтобы развить волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2–З дня.
5. Героиня романа Р. Мерля «Под стеклом», чтобы преодолеть робость, застенчивость и слабоволие, писала себе жестокие приказы и развешивала их на стенах комнаты, снимая только тогда, когда приказ был выполнен.
Объясните свой ответ.
30. Какое из приведенных суждений является верным и должно быть учтено при приеме человека на работу?
а) Человек с низким уровнем интеллекта должен получить только ту работу, где думать практически не надо.
б) Человек с интеллектом ниже определенного уровня не в состоянии овладеть некоторыми профессиями.
в) При наличии определенных личностных качеств человек с низким уровнем интеллекта в состоянии овладеть любой профессией.
Объясните свой ответ.
31. Опишите методику межличностного взаимодействия в роли адвоката (прокурора) в ходе уголовного процесса с учетом психологических особенностей личности оппонента.
32. Охарактеризуйте педагогические методы формирования качеств юриста в сфере уголовного права направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.