КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №00 ПО ПРЕДМЕТУ
«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» (ПУ00).
Вопрос 1. Современная демографическая ситуация в вашем регионе, ее влияние на формирование трудовых ресурсов.
Вопрос 2 . На примере своего региона проанализируйте основные проблемы безработицы и пути их решения.
Вопрос 3. Роль и место кадрового планирования в системе управления персоналом на вашем предприятии.
Вопрос 4. Проанализируйте основные методы набора и отбора персонала на вашем предприятии, насколько они эффективны? Какие методы вы могли бы предложить в качестве вспомогательных.
Вопрос 5. Дайте обоснованный анализ и оценку деятельности руководителей вашего предприятия по работе с кадрами.
Вопрос 6. Проанализируйте и оцените трудовую деятельность и взаимоотношения персонала на вашем предприятии. Какие способы и методы вы можете предложить по повышению производительности труда и улучшению микроклимата в коллективе?
Вопрос 7. Какие способы и направления используются на вашем предприятии по подготовке руководящих кадров. Насколько они эффективны? Ответ обоснуйте.
Вопрос 8. Анализ системы служебно-профессионального продвижения персонала (на примере вашего предприятия). Насколько она эффективна? Что бы вы предложили по улучшению работы в этом направлении.
Вопрос 9. Проанализируйте затраты рабочего времени руководителей и специалистов (на примере вашего предприятия, организации). Дайте обоснованный вывод причин и предложения по снижению затрат рабочего времени.
10. Что такое эффективный руководитель? Какими качествами на ваш взгляд должен обладать эффективный руководитель? Можно ли определить эффективного руководителя по его поведению? Ответ обоснуйте.
Контрольная работа №00
по предмету «Управление персоналом» (код - ПУ)
Задание 1. Основные аспекты безработицы и тенденции ее развития (на примере региона, где вы проживаете).
Задание 2. Основные аспекты политики занятости, ее виды и формы.
Задание 3. Сущность государственной системы управления трудовыми ресурсами РФ: органа управления и решаемые ими задачи.
Задание 4. Кадровое планирование, его роль и место в системе управления персоналом.
Задание 5. Источники и пути покрытия потребности в персонале.
Задание 6. Характеристика основных методов набора и отбора персонала.
Задание 7. Основные направления профориентационной работы и их характеристика.
Задание 8. Основные цели и главные условия социальной адаптации.
Задание 9. Основные способы и мероприятия по управлению социальной адаптацией.
Задание 10. Основные аспекты оценки деятельности руководящих кадров.
Задание 11. Основные аспекты оценки деятельности персонала.
Задание 12. Направления подготовки руководящих кадров.
Задание 13. Анализ и классификация кадров управления. ( на примере Вашего предприятия).
Задание 14. Анализ системы служебно-профессионального продвижения персонала (на примере Вашего предприятия).
Задание 15. Анализ затрат рабочего времени руководителей и специалистов (на примере Вашего предприятия, организации).
Экзаменационные задания
по дисциплине «Управление персоналом» (ПУ 96)
Задание 1
В практике управления известны два основных способа руководства людьми:
через прямое использование власти или через отказ от нее.
Вопросы:
Какой способ управления сотрудниками фирмы вы полагаете предпочтительным:
приказывать или советоваться с подчиненными, как эффективнее решить ту или иную задачу? Поясните свой выбор.
В чем вы видите преимущества неформального управления по сравнению с директивным? Ответ поясните примерами.
Какие действия менеджера по увеличению творческой отдачи в работе подчиненных вы считаете главными и почему?
Задание 2
При подборе кадров, повышении их квалификации обычно ориентируются на следующие критерии оценки кандидатов:
способность принимать решение: аргументация и оценочное сравнение - умение человека сопоставлять достоинства и недостатки различных вариантов развития событий или ситуаций, оценивать их соответствие поставленным целям, а также выделять условия и логику развития событий и ситуаций;
коммерческая и деловая ориентация - установка человека на продуктивную деятельность по достижению результата, умение видеть проблемы (интересы), партнеров (потребителей), на решение которых могут быть направлены коммерческие проекты;
способность к обучению - способность человека к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками, умение самоорганизовать процесс обучения.
Вопросы:
Какие еще критерии необходимо добавить к приведенным? (Добавьте к приведенным еще не менее 10 критериев).
Какие критерии вы считаете основными? Почему?
Если претендент на работу обладает большинством отмеченных качеств, можно ли его смело брать в коллектив? Почему? Ответ поясните примерами.
Экзаменационные задания
по дисциплине «Управление персоналом» (ПУ96).
Задание №1.
Недавно созданная торговая компания опубликовала в газете следующее объявление:
"Фирма приглашает на работу менеджера по продажам: высшее образование, до 30 лет, ПК, английский, опыт аналогичной работы".
Ознакомьтесь с поступившими в ответ на это объявление резюме трех кандидатов и выберите одного из кандидатов, которого Вы пригласили бы на собеседование. Свой ответ аргументируйте.
А.
Иванов Дмитрий Сергеевич, 1980 г.р., г.Москва, проживает по адресу ___________________, образование н.в. (строительный ВУЗ), дополнительно курсы брокеров и менеджеров по маркетингу и рекламе; водительское удостоверение - категория В, стаж 5 лет, большой опыт работы зав. складом и директором собственного предприятия по продаже продуктов питания, с 2003 г. - менеджер по работе с клиентами фирмы "Сервис"; английский - базовый со словарем, компьютер - хобби (дома). Ищу работу менеджера по продажам.
Телефон ___________
Б.
Ф.И.О.: Журавлев Кирилл Павлович
Дата и место рождения: 25 января 1982 г., г. Москва
Гражданство: Россия
Образование: высшее, Российская экономическая академия им. Плеханова, экономист
Профессиональная деятельность:
03.2003 г. и по настоящее время - группа компаний "ХХХХ", начальник торгового отдела (ООО ТК "Арго", ООО "Макс");
03.2001 г. по 03.2003 г. - Ассоциация "ХХХ", начальник отдела снабжения, начальник коммерческого отдела филиала ассоциации;
до 03.2001 г. - работа по специальности.
Владение языками: немецкий - читаю и могу объясняться; английский - базовый уровень.
Владение компьютером: уверенный пользователь - Windows, MS-Office, складские и бухгалтерские программы.
Семейное положение: женат, сын 2003 г. р.
Дополнительные сведения: опыт сотрудничества с крупными российскими производителями и торговыми фирмами продуктов питания, опыт работы с административными органами власти, разработка и внедрение перспективных направлений развития, экономика и управление деятельностью организации.
Контактный телефон: ______________.
В.
Ф.И.О. - Волков Андрей Дмитриевич
Цель - получение работы менеджера по продажам
Возраст - 23 года
Образование - высшее, технический университет, инженер-механик.
Дополнительно - курсы менеджеров по продажам, учебный центр "Альбион"
Опыт работы:
2002 - по н. в. - менеджер по работе с клиентами, компания "Невод"
2001, лето - оператор ПК, фирма "Стройиндустрия"
2000, лето - гид туристического агентства "Волга-тур", англоговорящие группы
Контакты: ________________
Задание 2.
Компания "А" планирует рост числа занятых. Большая часть предполагаемого увеличения численности персонала произойдет в производственной сфере и в сбытовых подразделениях. Ниже приведена таблица, в которой сопоставлены различные методы набора и найма персонала. Используя приведенные в таблице данные:
1. Сформулируйте критерии для оценки эффективности методов набора кадров;
2. Оцените эффективность разных методов набора кадров;
3. Дайте рекомендации по поводу использования в будущем разных методов набора и найма для:
А) производственной сферы;
Б) сбытовой сферы.
| Методы набора | > Обраща- ющиеся лично | Частные фирмы по подбору кадров | Государ- ственная служба занятости | Реклама в СМИ | Рекомен- дации от сотруд- ников | Выпуск- ники ВУЗов | > Общее количество заявлений: | > | производство | 90 | 170 | 40 | 230 | 30 | 170 | > сбыт | 30 | 60 | 130 | 420 | 40 | 90 | > Общая доля заявлений по данному методу, %: | > | производство | 12 | 22 | 5 | 31 | 4 | 22 | > сбыт | 4 | 8 | 16 | 53 | 5 | 11 | > Соотношение принятых на работу к общему количеству заявлений, %: | > | производство | 30 | 40 | 80 | 50 | 80 | 70 | > сбыт | 30 | 80 | 70 | 50 | 50 | 60 | > Издержки при найме одного человека (тыс. руб.): | > | производство | 2 | 4 | 3 | 11 | 2 | 14 | > сбыт | 2 | 3 | 3 | 11 | 3 | 13 | > Текучесть кадров в пределах З-летнего периода от общего числа нанятых по данному методу (%): | > | производство | 14 | 15 | 10 | 12,5 | 7,5 | 19 | > сбыт | 10 | 5 | 7,5 | 15 | 14 | 18 |
Задание 3.
Как бы вы справились с каждой из следующих ситуаций во время собеседования по оценке результатов работы и поведения персонала? Дайте обоснованный ответ на каждую ситуацию.
1. Работнику не удается достичь запланированных результатов работы и поведения.
2. Работник не согласен с вашей оценкой его результатов работы и поведения.
3. Работника не устраивают поставленные цели.
4. Работник, которому приводят четкие и конкретные примеры его низких показателей, переводит разговор на другую тему. Например, "не я один здесь не укладываюсь в сроки", или "а как насчет всего остального, что я здесь делаю?"
5. Работник начинает плакать во время собеседования по оценке результатов работы и поведения.
6. Работник впадает в ярость и начинает кричать, высказывая недовольство стилем вашего руководства.
7. Работник упрашивает вас не делать таких записей, как "не выполнил требования", в отношении той или иной поставленной задачи.
8. Работник сообщает, что не смог выполнить поставленные задачи, потому что вы не предоставили ему или ей необходимой информации и не оказали требуемой помощи.
Практическое задание по предмету
«Управление персоналом» ПУ-93
Задание I (94)
Вопрос 1
В государстве имеет место полная занятость населения, когда:
1) отсутствует безработица;
2) все трудоспособное население занято трудовой деятельностью;
3) заняты все имеющиеся рабочие места;
4) безработица соответствует естественному уровню,
Вопрос 2
Субъектами рынка труда являются:
1) безработные;
2) спрос и предложение рабочей силы;
3) наемные работники, предприниматели (работодатели), государство;
4) экономически неактивное население,
Вопрос 3 Уровень безработицы по методике Международной организации труда (МОТ) рассчитывается как отношение общего числа ...
1) безработных к численности трудовых ресурсов;
2) безработных к численности экономически активного населения;
3) зарегистрированных безработных к численности трудовых ресурсов;
4) безработных к численности занятого населения,
Вопрос 4
Руководитель отдели продаж кампании "Логика", занимающейся реализацией компьютерных программ, только что получил прогноз объема продаж на следующий год, согласно которому реализация должна увеличиться на 20% (в постоянных ценах) и составить 25 млрд. рублей. Увеличение ожидается за счет десяти процентного расширения существующего направления продаж целевых программ, разрабатываемых по заказам организаций, а также за счет реализации программ, созданных для массового рынка. В отделе продаж "Логики" работают 7 коммерческих агентов, 3 ассистента и один секретарь. Каждый агент осуществляет продажи на закрепленной за ним территории, ассистент оказывает техническую поддержку двум агентам, секретарь отвечает на телефонные тонки, ведет общую корреспонденцию и т. д. Все агенты имеют высшее техническое образование, однако не являются программистами,
За текущий год объем реализации "Логики" вырос на 30%, а численность сотрудников отдела продаж увеличилась на 2 агента и I ассистента.
Определите потребности отдела продаж в человеческих ресурсах на следующий год.
1) фирме потребуется один агент и один ассистент;
2) фирме потребуется 2 агента;
3) фирме потребуется один агент и два ассистента;
4) фирме не потребуются дополнительные сотрудники.
Вопрос 5
Предстаньте себе, что Вы решили построить дом и собираетесь нанять для этого работников, у вас есть чертежи, деньги все необходимые материалы и разрешение властей. Какой из следующих способов найма работников будет самым подходящим в этих обстоятельствах?
1) Установить большой плакат перед строительной площадкой со словами: «Требуются строительные рабочие-мужчины. Обращаться к хозяину».
2) Опросят друзей, знакомых, не знают ли они хороших мастеров (плотников, каменщиков, и т.д.)
3) Просмотреть рубрики «Ищу работу» в местных газетах.
4) Поместить объявление в газету.
Задание 2 (95)
Вопрос 1
Лучший способ оценки будущей деятельности человека - услышать рассказ о его деятельности в прошлом. Какой вопрос не потребует от кандидата подробного рассказа о предыдущей работе?
1) «Что вы думаете по поводу вашей последней работы?»
2) «Каков был ваш вклад в работу коллектива?»
3) «В каких обстоятельствах вам приходилось принимать самостоятельное решение?»
4) «Вам нравилась Ваша последняя работа?»
Вопрос 2.
Определите последовательность, в которой Вы будете проводить беседу с вновь принятым сотрудником?
1) 1. Познакомите с организацией и порядками, принятыми в ней;
2. Познакомите с коллективом;
3. Поздравите с началом работы;
4. Подробно изложите информацию о работе и требования к работнику.
2) 1. Поздравите с началом работы;
2. Познакомите с организацией и порядками, принятыми в ней;
3. Подробно изложите информацию о работе и требования к работнику;
4. Познакомите с коллективом.
3) 1. Познакомите с коллективом;
2. Познакомите с организацией и порядками, принятыми в ней;
3. Поздравите с началом работы;
4. Подробно изложите информации о работе и требования к работнику.
4) 1. Подробно изложите информацию о работе и требования к работнику.
2. Поздравите с началом работы;
3. Познакомите с коллективом;
4. Познакомите с организацией и порядками, принятыми в ней;
Вопрос 3
Каков приоритетный вид профессионального обучения работников в России в условиях структурной перестройки экономики?
1) переподготовка:
2) первоначальная подготовка;
3) повышение квалификации;
4) получение высшего профессионального образования.
Вопрос 4
Когда человек становится членом трудового коллектива, подчиняется внутреннему трудовому распорядку?
1) непосредственно после собеседования;
2) после того, как ему объявили о том, что он принят на работу;
3) после заключения с ним трудового договора;
4) после того, как получит первую зарплату.
Вопрос 5
Один из ваших подчиненных заявил, что не испытывал удовлетворения от своей работы? Как вы отреагируете на заявление подчиненного?
1) предоставить ему другую интересную работу;
2) постараться убедить сотрудника, что многие сотрудники терпеливо выполняют однообразную неинтересную работу;
3) объяснить, что в любой работе надо искать творческое качало, тогда работа будет приносить удовлетворение;
4) поставить его перед выбором; либо он выполняет свою работу, либо пусть увольняется, его никто держать не будет.
Индивидуальная работа
Вопрос 1. Как можно охарактеризовать основные технологические приемы (средства воздействия), применяемые в системе управления персоналом?
Вопрос 2. Как можно использовать традиции для эффективного воздействия на персонал?
Вопрос 3. Определите, по каким направлениям можно формировать личность профессионального менеджера в процессе обучения в вузе.
Вопрос 4. Проанализируйте возможности проявления творческих способностей личности в процессе юридического труда.
Список тем курсовых работ
1. Совершенствование системы аттестации персонала на предприятии.
2. Разработка системы обучения персонала.
3. Управление карьерой в организации. Разработка плана управления карьерой .
4. Совершенствование системы стратегического управления персоналом в организации.
5. Проектирование системы управления адаптацией персонала.
6. Разработка процедур набора и отбора персонала.
7. Инновационный и социальный характер современного этапа развития управления персоналом.
8. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров.
9. Совершенствование процесса определения потребности в персонале.
10. Анализ форм и методов повышения квалификации кадров, разработка планов профессионального развития персонала.
Тема курсового проекта может быть уточнена при согласовании с преподавателем.
Текст контрольной работы по предмету "Управление персоналом"
Задание 1
Вопрос 1. Какие категории населения относятся к трудовым ресурсам?
> >Мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины 16-64 лет; >Мужчины в возрасте 16-19 лет, женщины 16-54 лет, за исключением неработающих инвалидов 3-й группы; >Мужчины в возрасте 26-59 лет, женщины 16-54 лет, за исключением неработающих инвалидов 1-2 групп; >Мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины 16-54 лет, за исключением неработающих инвалидов 1-2 групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии льготные или по старости; >Мужчины в возрасте 16-90 лет, женщины 16-54 лет, за исключением неработающих инвалидов 1-2 групп, неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии льготные или по старости.Вопрос 2. Какова численность трудовых ресурсов РФ?
> >146 млн. чел. >120 млн. чел. >84 млн. чел. >72 млн. чел. >50 млн. чел.Вопрос 3. Какие качества входят в понятие общей трудоспособности?
> >Физические, химические, публицистические; >Возрастные, биологические, психические; >Физические, возрастные, специальные; >Физические, возрастные, психофизиологические; >Психофизиологические, уровень квалификации, физические.Вопрос 4. Какие показатели характеризуют трудовые ресурсы по уровню образования и квалифицированной подготовке?
> >Профессионально - специфическая номенклатура, уровень модификации по отдельным возрастным группам; >Профессионально - квалификационная структура, удельный вес работников в организации; >Профессионально - квалификационная структура, удельный вес работников по всем видам деятельности, уровень квалификации по отдельным половозрастным группам; >Профессионально - квалификационная структура, удельный вес работников по видам деятельности, уровень квалификации по отдельным половозрастным группам, уровень сознания и ответственности. >Нет правильного ответа.Вопрос 5. Какое население является экономически активным?
> >Население, занятое общественной и бесполезной деятельностью; >Население, занятое общественно-полезной деятельностью, приносящей ему доход, а также занятые уходом за детьми; >Население, занятое общественно-полезной деятельностью, проходящие службу в рядах ВС; >Население, занятое общественно-полезной деятельностью, проходящие службу в рядах ВС, занятые уходом за детьми; >Население, занятое общественно -полезной деятельностью, приносящей ему доход, а также активно ищущие работу.Задание 2
Вопрос 1. Какая категория населения считается занятой?
> >"Работающие" за вознаграждение в течение полного или неполного рабочего дня (недели); >Проходящие службу в рядах ВС и обучающихся на очных отделениях учебных заведений; >Самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.); >Имеющие оплачиваемую работу, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском и т.д.; >Все выше перечисленные.Вопрос 2. Какова естественная норма безработицы в экономически развитых странах?
> >Менее 5%; >Более 15%; >Более 12%; >5-15%; >5-12%.Вопрос 3. Каковы виды вынужденной безработицы?
> >Технологическая, структурная, экономическая; >Маржинальная, конверсионная, молодежная; >Молодежная, маржинальная, естественная; >Содержание пунктов 1, 3; >Содержание пунктов 1, 2.Вопрос 4. Какие виды безработицы в зависимости от величины временного интервала вы знаете?
> >Продолжительная до 6 месяцев, длительная более 6 месяцев, застойная до 1 месяца; >Продолжительная до 6 месяцев, длительная более 6 месяцев, застойная более 1 года; >Продолжительная до 1 года, длительная более 1 года, застойная менее 18 месяцев; >Продолжительная до 1 года, длительная более 1 года, застойная более 2 лет; >Продолжительная 4-8 месяцев, длительная 8-18 месяцев, застойная более 18 месяцев.Вопрос 5. Каковы приоритетные направления государственной политики занятости в отношении граждан, потерявших работу?
> >Опережающее переобучение и перевоспитание, профориентация и психологическая подготовка; >Регистрация в службах занятости, профориентация и психологическая подготовка; >Увеличение масштабов общественных забот и временной занятости; >Переобучение и переподготовка, увеличение масштабов общественных работ и постоянной занятости; >Переобучение и переподготовка, увеличение масштабов общественных работ и временной занятости, профориентация и психологическая подготовка.Задание 3
Вопрос 1. Какие органы госуправления входят в систему управления трудовыми ресурсами?
> >Органы исполнительной, законодательной и правовой власти; >Органы исполнительной власти, министерства; >Органы исполнительной и судебной власти, префектуры, супермаркеты; >Органы судебной, исполнительной, централизованной власти; >Органы исполнительной, законодательной и судебной власти.Вопрос 2. Какие комитеты образованы в Совете Федерации по вопросам регулирования трудовых отношений?
> >По бюджету, налоговой политике, по законодательству, по здравоохранению; >По конституционному законодательству, по социальной политике, по миграции населения; >По бюджету, налоговой политике и конституционному законодательству, по банкам и финансам, по технологиям; >По вопросам экономической реформы, по социальной политике, по образованию и науке, по кадровой политике; >По бюджету, налоговой политике и конституционному законодательству, по вопросам экономической реформы, по социальной политике.Вопрос 3. Какие комитеты образованы в Государственной Думе по вопросам регулирования трудовых отношений?
> >По законодательству и судебно-правовой реформе, по налоговой и социальной политике, по образованию, помощи престарелым людям; >По экономической и социальной политике, по имущественным отношениям; >По бюджетам, налогам, валюте, по миграционным вопросам, по делам молодежи; >По законодательству и судебно-правовой реформе, по экономической политике, по бюджетам, налогам, по здравоохранению, по международным отношениям; >По законодательству и судебно-правовой реформе, по экономической и социальной политике, по бюджетам, налогам, а также по труду, по образованию и науке.Вопрос 4. Какое министерство в Правительстве РФ сформировано для решения вопросов управления трудовыми ресурсами?
> >Минэкономики; >Минфин; >Минтруд; >Министерство транспорта; >МЧС.Вопрос 5. Какие судебные органы реализуют государственную политику в социально-трудовой области?
> >Конституционный суд, Министерство труда и социального развития, Департамент государственной службы аппарата правительства РФ; >Верховный суд, Министерство экономики, Комитет по бюджету, Федеральный суд; >Высший арбитражный суд, Госкомстат, Совет по кадровой политике; >Федеральные суды, Министерство юстиции, Министерство общественного и профессионального образования; >Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, Федеральные суды, Министерство юстиции.Задание 4
Вопрос 1. В чём заключается цель кадрового планирования?
> >В предоставлении работнику лучшего места в нужное время; >В распределении людских ресурсов по задачам; >В своевременном предоставлении рабочих мест; >В создании резерва рабочих мест; >В предоставлении работнику рабочего места в нужное время и в необходимом количестве.Вопрос 2. Когда эффективно кадровое планирование?
> >Когда планированием занимается руководитель фирмы; >Когда привлекается большое количество персонала; >Когда у нанимаемых работников высокая квалификация; >Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия; >Когда оно интегрировано в общий процесс планирования в организации.Вопрос 3. На какие вопросы дает ответ организация кадрового планирования?
> >Численность работников, уровень их квалификации; >Способ привлечения и сокращения персонала в организации; >Способ наилучшего использования персонала; >Затраты, требуемые на кадровые мероприятия; >Содержание пунктов 1, 2, 3, 4.Вопрос 4. Какое количество элементов содержит структура типового оперативного плана работы с персоналом в организации?
> >Четыре; >Шесть; >Одиннадцать. >Двенадцать >ДвадцатьВопрос 5. Какие данные необходимы для составления оперативного плана работы с персоналом?
> >О структуре персонала, занимаемой ранее должности, возрасте, образовании; >О постоянном составе, структуре персонала, количестве детей; >О текучести кадров, родственниках за границей; >О постоянном составе персонала, структуре управляющего аппарата, текучести кадров; >О постоянном составе, структуре персонала, текучести кадров.Задание 5
Вопрос 1. Какие исходные данные необходимы для кадрового планирования?
> >Имеющиеся и планируемые рабочие места, план замещения вакансий; >План проведения организационно-политических мероприятий, штатное расписание; >План проведения организационно-технических мероприятий, штатное расписание; >Содержание пунктов 1, 2; >Содержание пунктов 1,3.Вопрос 2. Назовите состав основных документов Плана организации.
> >План материально-технического снабжения, финансовый план, план организационно-технического снабжения; >Инвестиционный план, финансовый план, план количественного и качественного наличия персонала; >Производственный план, план повышения квалификации, план сбыта; >Финансовый план, план производства, стратегический план; >План материально-технического снабжения, финансовый план, инвестиционный план, производственный план, план сбыта.Вопрос 3. Какие источники привлечения персонала (внутренние)?
> >Дополнительная работа, наем новых работников; >Перераспределение заданий, лизинг персонала; >Дополнительная работа и перераспределение заданий, разработка учебного материала; >Дополнительная работа и перераспределение заданий, перемещение работников. >Нет правильного ответаВопрос 4. Какие источники привлечения персонала (внешние)?
> >Дополнительная работа, лизинг персонала; >Перераспределение заданий, наем новых работников; >Перемещение работников, наем новых работников; >Наем новых работников, лизинг персонала. >Нет правильного ответаВопрос 5. Какие преимущества привлечения кадров из внешних источников?
> >Широкие возможности выбора, новый человек, как правило, легко добивается признания в коллективе, претендентов на должность хорошо знают в организации; >Широкие возможности выбора, новые импульсы развития организации, более легкое принятие человека в коллективе, покрытие абсолютной потребности в кадрах; >Новые импульсы развития организации, более широкие возможности выбора, низкие затраты на привлечение кадров; >Более легкое признание человека в коллективе, возможность целенаправленного повышения квалификации, решается проблема занятости собственных кадров. >Нет правильного ответаЗадание 6
Вопрос 1. Какие виды потребности в кадрах специалистов различают при планировании?
> >Общая, дополнительная; >Общая, персональная; >Дополнительная, необходимая; >Ситуационная, общая. >Нет правильного ответаВопрос 2. За счет чего возникает дополнительная потребность?
> >Прирост замещаемых должностей в связи с расширением производства, появление новых работников; >Появление новых должностей, увеличение численности персонала; >Сокращение старых должностей, уменьшение объема работ; >Сокращение старых должностей, снижение производительности труда; >Прирост замещаемых должностей в связи с расширением производства, появление новых должностей;Вопрос 3. Какова общая постановка задачи планирования потребности в кадрах?
> >Х(t)=(X1(t), X2(t),...,Xn(t)); >Xn (t)=(X1n (t), X2 n (t),..., Xn n (t)) ; >t1, t2, ..., tn; >D(t)=Xn(t)-X(t). >Нет правильного ответаВопрос 4. Что больше: общая или дополнительная потребность в кадрах специалистов?
> >Дополнительная; >Не сопоставимы; >Равны между собой; >Общая. >Нет правильного ответаВопрос 5. Какие математические методы используются при решении задач планирования потребности в кадрах?
> >Теория линейного программирования; >Векторное исчисление, математическая статистика; >Векторное исчисление, финансовая отчетность; >Содержание пунктов 1, 2. >Нет правильного ответаЗадание 7
Вопрос 1. Что нужно знать менеджеру по кадрам для того, чтобы успешно управлять персоналом?
> >Содержание работ, индивидуальные и общественные характеристики работ; >Количество вакансий, порядок стимулирования; >Требования к кадрам и порядок их аттестации; >Порядок оценки персонала; >Количество работников.Вопрос 2. О чем нужно иметь четкое представление, прежде чем искать подходящего для работы человека?
> >О требованиях, предъявляемых работнику, характере работы, численность работников; >О трудовом законодательстве, целях организации; >Об организации работы, качественных характеристиках работника; >О характере самой работы, квалификации и качествах претендента; >О личных качествах претендента.Вопрос 3. Что в себя включает сбор информации при отборе кандидата на вакантную должность?
> >Анализ содержания работы, внешний вид; >Требования к персоналу и изучение характеристик; >Анализ содержания работы, описание характера работы, требования к персоналу; >Описание характера работы и комплексное собеседование. >Нет правильного ответаВопрос 4. Сколько этапов содержит в себе сбор информации при отборе кандидата на вакантную должность?
> >Два; >Четыре; >Пять; >Три. >СемьВопрос 5. В чем существо анализа содержания работ?
> >Это выявление основных целей и параметров работы; >В объеме работы и ее направленности; >В выяснении основных тенденций и закономерностей; >Это процесс систематического и подробного исследования содержания работ. >Нет правильного ответаЗадание 8
Вопрос 1. Каким документом описывается характер работы?
> >Должностная инструкция; >Наставление; >Положение; >Руководство. >Нет правильного ответаВопрос 2. Что включает в себя должностная инструкция?
> >Цель, принципы работы, требования к работе, методы работы; >Ответственность и полномочия исполнителя, основные задачи, требуемые навыки; >Основные задачи, алгоритм деятельности, перечень обязанностей, ответственность; >Требуемые навыки, аналитические способности, взаимоотношения с коллективом, порядок работы. >Нет правильного ответаВопрос 3. Назовите два возможных источника набора персонала.
> >Внутренний и теневой рынок труда; >Центры занятости, вузы; >Работники предприятия; люди, до того никак не связанных с предприятием; >Случайные претенденты, клиенты и поставщики. >Нет правильного ответаВопрос 4. Назовите недостатки внешнего источника набора персонала.
> >Вероятность поступления слабых специалистов; возможный рост конфликтных ситуаций; >Долгий период привыкания; ухудшение морального климата среди давно работающих; деловые качества новых работников точно неизвестны; >Большая вероятность ошибки; возможность утечки информации; >Плохое отношение к кандидату со стороны его коллег по будущей работе; длительный ввод в строй. >Нет правильного ответаВопрос 5. Назовите преимущества внутреннего источники набора персонала.
> >Компания знает достоинства и недостатки работника; >Выбор из большого числа кандидатов; >Меньшая угроза возникновения интриг внутри предприятия; >Появление новых идей и приемов работы. >Нет правильного ответаЗадание 9
Вопрос 1. Какова цель рекламного объявления о наборе специалистов?
> >Привлечь внимание к деятельности фирмы; >Поиск потенциальных партнеров; >Создание "имиджа" организации; >Увеличение числа потребителей; >Получить эффективный результат с минимально возможными затратами.Вопрос 2. Какую информацию должно содержать рекламное объявление о наборе специалистов?
> >Сведения о количестве вакансий, перечень специалистов, требования к специалистам; >Ключевые элементы работы, требуемая квалификация, сведения о местонахождении, сведения об уровне (кому подчинен претендент), предполагаемое жалование; >Сведения об организации, сведения о льготах и компенсациях за труд, перечень вакантных должностей, ограничения в приеме на работу; >Данные о потребностях организации, краткие сведения о характере деятельности организации, потребный количественный и качественный состав претендентов. >Нет правильного ответаВопрос 3. О чем необходимо позаботиться при составлении и проверке объявлений о приеме на работу?
> >О том, чтобы они создавали наилучший "имидж" Вашей организации; >О своевременности его публикации; >Об их конкретности и ясности; >Об их лаконичности и правильности оформления; >Нет правильного ответаВопрос 4. Что такое профессиограмма?
> >График зависимости должностного успеха от потенциальных возможностей кандидата. >Описание комплекса качеств, которым должен обладать сотрудник, претендующий на данную должность или модель самой должности; >Перечень соответствия качеств кандидата предъявляемым требованиям; >Сравнительная оценка индивидуальных особенностей работника; >Нет правильного ответаВопрос 5. На основе чего осуществляется селекция при отборе кадров?
> >Рекомендательные письма, экзамены; >Собеседования, интервью, беседы, тестирование, беседы; >Все выше перечисленное; >Ни один из предложенный вариантов не подходит. >Нет правильного ответаЗадание 10.
Вопрос 1. Какое число этапов включается в схему отбора кандидатов?
> >Два; >Четыре; >Шесть; >Пять. >ТриВопрос 2. Что является основной целью отборочного собеседования?
> >Углубленное знакомство с кандидатом на вакантную должность; >Определение потенциальных возможностей претендента; >Выяснения причин и целей побудивших, претендента к предстоящей деятельности; >Степень заинтересованности претендента в работе и способность её выполнения. >Нет правильного ответаВопрос 3. На какие три вопроса необходимо получить ответы в ходе собеседования?
> >Владеет ли кандидат другими профессиями? Какой уровень квалификации имеет кандидат по своей специальности? Какое состояние здоровья у кандидата? >Сможет ли кандидат выполнить данную работу? Будет ли он выполнять ее? Подойдет ли кандидат для данной работы (будет ли он наилучшим)? >Какие аспекты предлагаемой работы представляются для кандидата наиболее сложными? Позволяет ли состояние здоровья и физическая подготовка выполнять работу на высоком уровне? Каковы долгосрочные цели кандидата? >Почему кандидат выбрал эту работу? Что ждет кандидат от этой должности? Что нового кандидат собирается внести в эту работу? >Нет правильного ответаВопрос 4. Что именно свидетельствует о том, что кандидат сможет справиться с данной работой?
> >Навыки, способности, дополнительная подготовка; >Знания, квалификация, интеллект; >Все выше перечисленное; >Ничего из выше перечисленного. >Нет правильного ответаВопрос 5. По каким признакам в ходе собеседования с кандидатом на вакантную должность вы будете судить об интеллекте человека?
> >По результатам ответов на поставленные вопросы; >По результатам анкетирования и тестирования; >По формальным признакам соответствующим вакантной должности; >Общий кругозор, поведение во время собеседования, интересы и т.д. >Нет правильного ответаЗадание 11
Вопрос 1. Какие четыре важных умения необходимо иметь интервьюеру?
> >Умение быть вежливым, находить контакт с людьми, быть решительным и разборчивым в отношениях с людьми; >Умение быть терпеливым, упорным в достижении цели, требовательным и готовым помочь коллегам по работе; >Умение задавать вопросы, контролировать ход собеседования, слушать собеседника и принимать решения; >Умение быть честным, добросовестным, требовательным и решительным. >Нет правильного ответаВопрос 2. Как распределяется время собеседования с претендентом на вакантную должность?
> >50% времени говорите вы и 50% - кандидат; >70% времени должен говорить кандидат и 30% - вы; >70% времени говорите вы и 30% - кандидат; >40% времени должен говорить кандидат и 60% - вы. >Нет правильного ответаВопрос 3. Что нужно сделать по опыту Х. Джессапа, чтобы интервьюируемый более подробно высказался по предлагаемой теме?
> >Высказывать свое одобрение поощрительными возгласами или выражать несогласие с ним; >Сказать ему об этом прямо или наклониться вперед и положить руки перед собой; >Вступать в полемику с интервьюируемым; >Высказывать свое суждение по предложенной теме и смотреть в сторону. >Нет правильного ответаВопрос 4. Что нужно сделать по Х. Джессапу, чтобы остановить интервьюируемого?
> >Попросить его прекратить разговор или выразить несогласие с ним; >Согласиться с ним, смотреть в сторону, наклониться вперед и положить руки перед собой; >Переменить тему разговора (беседы) или высказать свое одобрение; >Указать на какой-либо недостаток во внешнем виде. >Нет правильного ответаВопрос 5. Сколько видов типичных ошибок допускают интервьюеры при проведении отборочного собеседования?
> >Пять; >Три; >Четыре; >Два; >Семь.Задание 12
Вопрос 1. Целесообразно ли ведение записей во время отборочного собеседования?
> >Нет; >Да. Полный текст беседы; >Да, но кратко, фиксируя ключевые моменты; >Смотря по обстановке. >Нет правильного ответаВопрос 2. На какие вопросы должен дать ответ интервьюер при принятии окончательного решения об отборе?
> >Будет ли претендент выполнять работу; какова стоимость услуг; >Сможет ли кандидат принять данную работу; будет ли претендент выполнять работу; подходит ли претендент для работы; >Сможет ли кандидат выполнять работу, какова вероятность успеха при выполнении работы; >Возможность дальнейшего обучения и роста; степень оплаты за вложенный труд. >Нет правильного ответаВопрос 3. Почему в приеме новых работников основную роль должны играть линейные менеджеры?
> >Потому что нанимать новых работников больше некому делать; >Потому что только они способны оценить деловые качества работника; >Потому что специалист по кадрам лучше справляется с объявлениями о приеме на работу; >Потому что именно они будут отвечать за качество их работы. >Нет правильного ответаВопрос 4. Какие основные три принципа необходимо соблюдать при расстановке кадров?
> >Равномерность, стабильность, рациональность; >Гибкость, сбалансированность, эффективность; >Соответствие, перспективность, сменяемость; >Целесообразность, дифференцированность, последовательность. >Нет правильного ответаВопрос 5. Назовите основные методы изучения профессионально важных качеств человека.
> >Анкетный, аппаратурный, тестовый; >Собеседование, экзамен, решение практической задачи; >Аналитический, комплексный, экспертный; >Сравнения, аналогии, анализы, выбор наилучшего; >Нет правильного ответаЗадание 13
Вопрос 1. Профессиональная ориентация - это комплекс взаимосвязанных мероприятий. Ответьте на вопрос - каких?
> >Политических, социальных, экономических, научных, кадровых; >Творческих, технических, политических, социальных, интеллектуальных; >Экономических, социальных, медицинских, психологических, педагогических; >Кадровых, организационных, управленческих, психологических, социальных. >Нет правильного ответаВопрос 2. Перечислить формы профориентационной работы.
> >Профессиональное просвещение, профессиональная информация, профессиональная консультация; >Профессиональная подготовка, наставничество, курсы переподготовки; >Профессиональный контроль, соревнование, создание условий для профессиональной деятельности; >Профессиональное воспитание, здоровая конкуренция, профессиональная культура. >Нет правильного ответаВопрос 3. Что включает в себя понятие "адаптация"?
> >Это своевременная реакция работника на изменения в производственной деятельности; >Обеспечение устойчивой трудовой деятельности работника; >Это соответствие работника нормам трудовой деятельности в зависимости от имеющихся условий труда; >Это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых условиях труда. >Нет правильного ответаВопрос 4. Сколько направлений адаптации выделяет современная наука об управлении персоналом организации?
> >Четыре; >Три; >Пять; >Два. >Нет правильного ответаВопрос 5. Назовите организационные элементы управления трудовой адаптацией.
> >Создание необходимых условий для управления, выделение главных элементов управления, контроль исполнения; >Планирование организационных элементов управления, оказание помощи, оценка условий производства; >Структурное закрепление функцией управления адаптацией, технология процесса управления адаптацией, информационное обеспечение этого процесса; >Выработка и принятие решения на управление адаптацией, организация обеспечения процесса адаптации, обеспечение гибкости процесса адаптации. >Нет правильного ответаЗадание 14
Вопрос 1. Что такое профессиональное развитие?
> >Процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач; >Получение среднего специального образования, навыков работы в торговой сфере; >Получение высшего образования, занятие новых должностей, решение старых задач; >Переподготовка по новым специальностям, подготовка сотрудников к выполнению новых социально-экономических функций. >Нет правильного ответаВопрос 2. Что включает в себя система управления профессиональным развитием?
> >Управление подготовкой резерва, решение стратегических задач; >Своевременная переподготовка кадров, повышение квалификации, улучшение качества работы; >Управление профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры; >Управление повышением квалификации сотрудников, улучшение условий труда, снижение затрат на производство. >Нет правильного ответаВопрос 3. Где должны отражаться цели в области профессионального развития?
> >В оперативном плане организации; >В личном плане руководителя организации; >В бизнес-плане; >В календарном плане основных работ. >Нет правильного ответаВопрос 4. Каков процент затрат (по опыту ведущих компаний мира) идёт на профессиональное развитие сотрудников организации?
> >1-2 %; >5-15%; >2-10%; >10-18%. >Нет правильного ответаВопрос 5. Что является ключевым моментом в управлении профессиональным развитием?
> >Составление плана; >Подача заявок; >Расчёт текучести кадров; >Определение потребности организации. >Нет правильного ответаЗадание 15
Вопрос 1. Назовите важнейшее средство профессионального развития?
> >Профессиональное обучение; >Наставничество; >Контроль во время работы; >Переподготовка кадров. >Нет правильного ответаВопрос 2. Назовите цель профессионального обучения и развития?
> >Подготовка резерва кадров; >Подготовка персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач; >Получение высшего образования, продвижение по служебной лестнице; >Рост служебной карьеры, подготовка персонала к успешному выполнению плана работ. >Нет правильного ответаВопрос 3. Какие требования предъявляются к целям профессионального обучения?
> >Они должны быть чёткими и конкретными, узнаваемыми, поддающимися оценке, профессиональными; >Они должны быть ориентированными на перспективу, монотонными, своевременными; >Они должны быть измеримыми, целостными, ориентирующимися на получение практических навыков; >Они должны быть конкретными, специфическими, ориентирующимися на поучение практических навыков, поддающимися оценке. >Нет правильного ответаВопрос 4. Назовите принципы обучения взрослых людей?
> >Централизация, достоверность, обоснованность; >Актуальность, повторение, участие, обратная связь >Цикличность, обратная связь, адаптивность; >Непрерывность, повторяемость, участие. >Нет правильного ответаВопрос 5. Назовите методы обучения на рабочем месте?
> >Контроль, переработка, наставничество; >Ротация, контроль, личный пример, ученичество; >Инструктаж, контроль, личный пример, доработка; >Инструктаж, ротация, ученичество, наставничество; >Контроль, доработка, личный пример.
Задание 16
Вопрос 1. Сколько поколений руководящих кадров насчитывает эволюция основных этапов развития народного хозяйства страны?
> >Два; >Три; >Четыре; >Пять; >Шесть.Вопрос 2. Сколько групп противоречий, долгое время не разрешавшихся, обострилось в экономике страны?
> >Две; >Три; >Четыре; >Пять; >Шесть.Вопрос 3. Сколько групп проблем в кадровой работе существует в настоящее время?
> >Две; >Три; >Четыре; >Пять; >Шесть.Вопрос 4. Каков основной признак для выделения кадров управления?
> >Личное фактическое и постоянное участие в управление производством; >Участие в принятии решения, составление планов работы производства; >Работа с информацией при выработке решения; >Реализация решения и анализ сложившихся проблем; >Анализ, контроль, планирование, реализация решения.Вопрос 5. На какие группы подразделяются "кадры управления"?
> >Руководители, вспомогательный персонал, уборщицы; >Руководители, специалисты, вспомогательный персонал; >Руководители, инженерно-технический персонал; >Инженерно-технические работники, рабочие, служащие; >Служащие и рабочие.Задание 17
Вопрос 1. На сколько групп подразделяется руководящий состав кадров управления?
> >Две; >Три; >Четыре; >Пять; >Шесть.Вопрос 2. Какие категории относятся к руководящим работникам высшего звена?
> >Руководители министерств и ведомств, бригадиры, начальники участков; >Директора заводов, объединений, самостоятельных предприятий; >Начальники цехов, участков, начальники промышленных объединений; >Руководители министерств, ведомств и их заместители. >Нет правильного ответаВопрос 3. Кто относится вспомогательному техническому персоналу?
> >Начальники промышленных объединений, секретари; >Секретари, машинистки, делопроизводители, операторы машиносчетных бюро; >Счетоводы, учетчики, чертежники, бригадиры, экспедиторы; >Операторы машиносчетных бюро, начальники участков, цехов; >Технологи, конструкторы, снабженцы, машинистки.Вопрос 4. Какие группы качеств присущи руководящим работникам?
> >Пригодность, подготовленность, интеллект; >Пригодность, образованность, работоспособность; >Подготовленность, хозяйственность, организованность; >Пригодность, подготовленность, работоспособность. >Нет правильного ответаВопрос 5. Какие элементы включают в себя психические свойства личности?
> >Характер, способности, темперамент; >Характер, темперамент, состояние здоровья; >Темперамент, образованность, способности; >Устойчивость, способности, характер. >Нет правильного ответаЗадание 18
Вопрос 1. Что входит в такое качество руководителя как работоспособность?
> >Устойчивость к длительным нагрузкам, знание техники; >Трудолюбие, увлеченность работой; >Умение избегать переутомления, характер; >Качество образования, темперамент. >Нет правильного ответаВопрос 2. Сколько существует методов подготовки руководящих кадров?
> >Два; >Четыре; >Пять; >Шесть; >Три.Вопрос 3. Какие методы подготовки руководителей осуществляются непосредственно на производстве?
> >Дублирование, тестирование, смена работы; >Смена работников, контролирование, собеседование; >Лекционный метод, перемещение, повышение; >Дублирование, смена работ, лекционный метод. >Нет правильного ответаВопрос 4. Какие недостатки присущи методу дублирования?
> >Остаются в арсенале старые методы работы, работники остаются долгое время на одном месте; >Существуют виды выбора, снижается производительность труда; >Отсутствует стремление роста по службе у остальных работников, появляются новые методы работы; >Слишком трудоемкий и продолжительный во времени; >Остаются в арсенале старые методы работы, отсутствует стремление роста по службе у остальных работников.Вопрос 5. Какой метод применяется при обучении руководителей всех уровней?
> >Последовательная смена работ >Лекционный метод >Дублирование >Тренажерный метод >Кадровый методЗадание 19
Вопрос 1. Какое количество этапов системы служебно-профессионального продвижения руководителей в организации?
> >Два; >Три; >Четыре; >Пять; >Шесть.Вопрос 2. Какое слово пропущено в выражении: " Служебно-профессиональное продвижение - это ..... последовательность различных ступеней (должностей) в организации "?
> >фактическая; >возможная; >предполагаемая; >утвержденная. >Нет правильного ответаВопрос 3. Какое слово пропущено в выражении: Карьера - это ........ последовательность занимаемых ступеней (должностей) в организации"?
> >фактическая; >случайная; >предполагаемая; >предлагаемая >Нет правильного ответаВопрос 4. В течение какого периода специалистам назначается испытательный срок?
> >0,5 года - 1 год; >0,5 года - 1,5 года; >1-2 года; >1-3 года; >0,5 года - 2,5 года.Вопрос 5. Какова длительность третьего этапа системы служебно-профессионального продвижения руководителей?
> >2-4 года; >1-3 года; >3-5 лет; >2-3 года; >5-7 лет.Задание 20
Вопрос 1. К какому виду труда относится управленческий труд?
> >Умственному; >Физическому; >Сочетанию умственного и физического. >Рутинному >Нет правильного ответаВопрос 2. Что является предметом управленческого труда?
> >Люди; >Сырье, материалы; >Информация; >Оборудование; >Финансы.Вопрос 3. Какова особенность результатов управленческого труда?
> >Сложность количественной оценки; >Результат работы руководителей оценивается по показателям его работы; >Трудность количественной оценки; >Нет особенностей. >Нет правильного ответаВопрос 4. Какие элементы входят в организацию управленческого труда?
> >Разделение и кооперация управленческого труда; >Подбор кадров, создание благоприятных условий труда; >Организация процессов труда по управлению, оснащение рабочих мест; >Оснащение рабочих мест, увеличение нагрузки; >Содержание пунктов 1,2, 3.Вопрос 5. Что является начальным этапом научной организации управленческого труда?
> >Организация использования средств вычислительной техники; >Создание органов управления; >Создание рабочих мест; >Создание благоприятных условий труда; >Изучение использования рабочего времени.СЕМИНАРЫ
Управление персоналом, часть 1
Занятие № 1
Вопрос №1. Что такое трудовые ресурсы как планово-учетная категория?
1) часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и практическим
опытом
для работы
2) население, обладающее физическими и интеллектуальными способностями в соответствии
с условиями воспроизводства рабочей силы
3) население в трудоспособном возрасте - как занятое, так и не занятое в общественном
производстве
Вопрос №2. Каков трудоспособный возраст женщин?
1) 16-59
2) 14-49
3) 16-54
Вопрос №3. Какие характеристики имеют трудовые ресурсы?
1) качественные и количественные
2) прямые и косвенные
3) социальные и экономические
Вопрос №4. Что такое профессиональная трудоспособность?
1) наличие у человека качеств, определяющих способность к труду вообще, не требующему
специальной подготовки
2) способность к конкретному виду труда, требующему специальной подготовки
3) способность к профессиональному труду населения в возрасте 25-56 лет?
Вопрос №5. Что такое полная занятость в нашей стране?
1) поголовное вовлечение трудоспособного населения в общественное производство
2) такое состояние, когда спрос на рабочие руки равен их предложению
3) поголовное вовлечение трудоспособного населения в неквалифицированный труд
Вопрос №6. Что такое технологическая безработица?
1) ее составляют люди, которые, покинув прежнее место работы, находятся в процессе
движения, п
ерехода на новое место работы
2) она порождается институтом социальной зашиты безработных, а также таким фактором,
как повышение гарантированного минимума заработной платы
3) она порождается переходом к новым поколениям техники и технологии, когда часть рабочей
силы требует нового, более высокого уровня квалификации
Вопрос №7. Какова продолжительность длительной безработицы?
1) 4-8 месяцев
2) 8-18 месяцев
3) более 18 месяцев
Вопрос №8. Что должно стать приоритетным направлением государственной политики занятости
в отношении граждан, потерявших работу?
1) замедленное переобучение и переподготовка;
2) уменьшение масштабов общественных работ и временной занятости;
3) профессиональная ориентация и психологическая подготовка.
Вопрос №9. Кто принимает федеральные законы в области трудового законодательства?
1) Совет Федерации
2) Государственная Дума
3) Министерство экономики РФ
Вопрос №10. Какие комитеты входят в Совет Федерации?
1) комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам
2) комитет по труду и социальной политике
3) комитет по образованию и науке
Вопрос №11. В чем заключается деятельность Правительства РФ в сфере социальной политики?
1) разработка программы социального развития
2) разработка федерального бюджета
3) разработка программы экономического развития
Вопрос №12. Что такое МОТ?
1) Международная организация труда
2) Международная организация трудоустройства
3) Министерство отраслевого трудоустройства
Занятие № 2
Вопрос №1. Какова цель кадрового планирования?
1) предоставление работающим рабочих мест в нужное время и в необходимом количестве в
соответствии с их способностями и требованиями производства
2) формирование правой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений
3) проведение глубокого всестороннего анализа проблем управление трудовыми ресурсами страны
с точки зрения их формирования
Вопрос №2. На какой из вопросов кадровое планирование не должно давать ответа?
1) каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?
2) как не использовать персонал в соответствии с его способностями?
3) сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы?
Вопрос №3. Какие действия в плане работы с персоналом должны произойти, если реализованы цели
кадрового планирования?
1) планирование деловой карьеры
2) планирование потребности в персонале
3) планирование расходов на персонал организации
Вопрос №4. В какую группу данных о персонале входят показатель, характеризующий удельный вес
инвалидов в организации?
1) о постоянном составе персонала
2) о текучести кадров
3) о структуре персонала
Вопрос №5. Что является начальной ступенью процесса кадрового планирования?
1) планирование потребности в персонале
2) контроль отдельных видов планирования
3) переподготовка и повышение квалификации персонала
Вопрос №6. Что входит в организационно-технологические мероприятия?
1) развитие персонала
2) углубление специализации производства
3) изменение производственной структуры
Вопрос №7. К какому источнику привлечения персонала относится лизинг персонала?
1) внешний
2) внутренний
3) независимый
Вопрос №8. Каков недостаток внешнего набора персонала?
1) появление панибратсва при решении деловых вопросов
2) более высокие затраты на привлечение кадров
3) снижение активности рядовых работников
Вопрос №9. Каков недостаток внутреннего набора персонала?
1) количественно перевод на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах
2) высокая степень риска при прохождении испытательного срока
3) блокирование возможностей служебного роста для работников организации
Вопрос №10. Что относится к преимуществам внутреннего набора персонала?
1) новый человек, как правило, легко добивается признания в коллективе
2) повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом
3) появление новых импульсов для развития организации
Вопрос №11. Какая потребность характеризует количество специалистов, которое требуется в
плановом периоде дополнительно к фактической численности на начало этого периода?
1) общая
2) дополнительная
3) постоянная
Вопрос №12. Чему равна дополнительная потребность?
1) разность между полной потребностью и фактической численностью персонала
2) сумма общей потребности и фактической численностью персонала
3) частное от фактической численности персонала и полной потребности
Занятие № 3
Вопрос №1. Что является исходным этапом в процессе управления персоналом?
1) набор и отбор кадров
2) анализ содержания работы
3) планирование потребности в персонале
Вопрос №2. Что является первым этапом в процессе предварительной подготовки при отборе
претендента?
1) требования к персоналу
2) описание характера работы
3) анализ содержания работы
Вопрос №3. Что такое должностная инструкция?
1) Документ, в котором кратко излагаются основные требования к изготовлению детали
2) Документ, указывающий круг поручений, обязанностей, работ, которые должно выполнить лицо,
занимающее данную должность
3) Содержание пунктов 1, 2
Вопрос №4. Как называется источник набора персонала из людей, до того никак не связанных
с предприятием?
1) внешний
2) внутренний
3) случайный
Вопрос №5. Каково преимущество помещения объявления о приеме на работу внутри самой организации?
1) люди, занимающиеся отбором, могут заранее знать претендентов на эту должность, их качества
как работников
2) меньшая угроза возникновения интриг внутри организации
3) возникновение "семейности", приводящей к появлению новых идей и изобретательской мысли
Вопрос №6. Какую информацию не должно содержать объявление о приеме на работу?
1) предполагаемое жалование
2) требуемая квалификация
3) семейное положение
Вопрос №7. Какое из приведенных выражений неверно?
1) объявления в газетах почти одинаково эффективны для приглашения работников, как с п
рофессионально-технической, так и с управленческой ориентацией
2) частные агентства по найму наименее эффективны для набора работников управленческой,
профессионально-технической и торговой сфер
3) случайно зашедшие люди - хороший источник рабочей силы для заводов, предприятий
бытового обслуживания, сферы канцелярской деятельности
Вопрос №8. У какого источника набора персонала наибольший коэффициент принятия
разосланных предложений?
1) прямое распределение в колледже
2) лица, письменно обратившиеся в поисках работы
3) лица, случайно зашедшие в организацию в поисках работы
Вопрос №9. Какой из источников приема на работу является наименее эффективным?
1) прямое распределение в колледже
2) публикация объявлений
3) справочники-списки ищущих работу
Вопрос №10. Где содержится описание комплекса качеств, которыми должен обладать сотрудник,
претендующий на данную должность?
1) циклограмма
2) профессиограмма
3) гистограмма
Вопрос №11. Сколько используется признаков при проведении физиологического анализа
фотографии претендента на вакантную должность в США?
1) 15
2) 198
3) 238
Вопрос №12. Какова задача предварительного этапа набора кадров?
1) максимально сузить круг претендентов
2) максимально увеличить число лиц, претендующих на данную должность
3) селекция кадров
Занятие № 4
Вопрос №1. У какого из методов селекции кадров самая низкая достоверность?
1) анализ анкет и автобиографий
2) рекомендательные письма
3) интервью
Вопрос №2. Сколько процентов времени в собеседовании должен говорить кандидат на вакантную
должность?
1) 30%
2) 50%
3) 70%
Вопрос №3. Что прежде всего должен уметь человек, проводящий собеседование?
1) контролировать ход собеседования
2) задавать вопросы
3) принимать решение
Вопрос №4. Какое из приведенных выражений неверно?
1) при проведении собеседования необходимо делать длинные паузы
2) при проведении собеседования необходимо высказывать свое одобрение поощрительными
возгласами
3) при проведении собеседования нужно менять тему разговора
Вопрос №5. Что является уклончивой формой выражения одобрения?
1) произнесение звуков "ага"
2) произнесение звуков "угу"
3) произнесение звуков "агу"
Вопрос №6. Что такое "эффект ореола"?
1) на основании конкретного качества, предполагается, что претендент обладает целым рядом
других качеств
2) человек, находящийся в хорошем расположении духа, всех окружающих оценивает в основном
более положительно
3) способ понимания человека через сравнение себя с другими
Вопрос №7. Что такое контракт?
1) юридически оформленный договор между работодателем и работником
2) список требований к претенденту на вакантную должность
3) перечень вопросов, используемых при проведении собеседования
Вопрос №8. Что не входит в минимальный объем информации о сроках и условиях контракта?
1) наименование работы
2) процедура подачи жалоб
3) предпраздничные дни
Вопрос №9. В чем преимущество отборочного собеседования?
1) наниматель получает возможность познакомиться лично с претендентом
2) возможность получить лучшего претендента
3) наилучшая возможность принять правильное решение
Вопрос №10. Для чего предназначены графические тесты?
1) для определения интеллектуального уровня
2) для определения тех или иных характеристик человека
3) выявление прошлых достижений
Вопрос №11. Какие вопросы содержаться в тестах?
1) одинаковые для всех претендентов
2) разные для каждого претендента
3) связанные только с личными качествами претендента
Вопрос №12. Для чего используются центры оценки персонала?
1) отбор кандидатов на вакантную должность
2) рациональное использование персонала
3) обсуждение и оформление контракта
Занятие № 5
Вопрос №1. Что не относится к основным принципам рационального использования персонала?
1) обеспечение рациональной занятости работников
2) обеспечение стабильной и равномерной загрузки работников в личное время
3) периодический переход работника с одного рабочего места на другое
Вопрос №2. В чем заключается расстановка кадров?
1) в сбалансированности числа рабочих мест и численности работников
2) в рациональном распределении состава кадров по структурным подразделениям
3) в установлении соответствия между требованиями рабочих мест и качеством работы
Вопрос №3. В чем заключается принцип соответствия?
1) соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых
руководящих должностей
2) установление возрастного ценза для различных категорий должностей
3) возможность изменения профессии или специальности, организация систематического
повышения квалификации
Вопрос №4. Чем определяется диапазон трудовых перемещений у специалистов и служащих?
1) дифференциацией профессий и труда разной степени квалификации
2) дифференциацией профессионализма и личных качеств
3) дифференциацией профессий и должностей
Вопрос №5. Какова особенность квалификационных перемещений?
1) они характеризуют изменение позиции работника в квалификационной иерархии рабочих мест
2) к ним относится не только собственно переход от одной профессии к другой, но и
овладение дополнительными профессиями
3) при таком перемещении работник, овладев дополнительной профессией, частично или
даже полностью может замещать еще одно рабочее место
Вопрос №6. В каких формах проявляется гибкость действий в отношении занятости персонала?
1) количественная и функциональная
2) кадровая и плановая
3) сбалансированная и дифференцированная
Вопрос №7. В чем проявляется повышение функциональной гибкости?
1) увеличение барьеров между профессиями и специалистами
2) увеличение сроков работы по одной профессии
3) сокращение категорий классификации рабочих мест
Вопрос №8. Что необходимо сделать для определения более широких вариантов профессиональной
перспективы работника?
1) проведение профессиографического анализа
2) проведение дополнительного набора кадров
3) проведение внутрипрофессиональной ориентации
Вопрос №9. В чем заключается тестовый метод?
1) оценка отдельных психофизиологических данных работника с помощью специальных приборов,
фиксирующих наличие у испытуемого качеств, необходимых для выполнения данной работы
2) выполнение ряда заданий, в процессе решения которых выявляются те или иные личностные и
психологические качества человека
3) сбор информации о профессиональных интересах человека
Вопрос №10. Что входит в раздел "процесс труда" профессиограммы?
1) перечень необходимых знаний
2) требования к особенностям восприятия
3) характеристика процесса труда
Вопрос №11. В какой раздел профессиограммы входит "монотонность и темп труда"?
1) профессия
2) психофизиологические требования
3) санитарно-гигиенические условия труда
Вопрос №12. Каков возраст выхода на пенсию для женщин?
1) 55 лет
2) 60 лет
3) 65 лет
Занятие № 6
Вопрос №1. Что такое профессиональная консультация?
1) начальная профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через организацию
специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности
2) оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем
изучения личности обратившегося за консультацией человека
3) система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и
предложения на рынке труда
Вопрос №2. Как называется система мер по ознакомлению учащихся с характером работы
по основным профессиям?
1) профессиональное просвещение
2) профессиональная информация
3) профессиональная консультация
Вопрос №3. В чем заключается престиж профессии?
1) он определяет желательность приобретения профессии
2) он характеризует привлекательность приобретения специальности
3) он характеризует оценку профессии в соответствии с принятой в обществе шкалой ценностей
Вопрос №4. Каковы направления адаптации?
1) внутренняя, внешняя
2) первичная, вторичная
3) социальная, экономическая
Вопрос №5. Сколько выделяют аспектов адаптации?
1) 4
2) 6
3) 8
Вопрос №6. В чем выражается социально-психологический аспект адаптации?
1) приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений
в новом коллективе
2) приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим
условиям труда
3) усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей
организационной структуре
Вопрос №7. Какая адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных
возможностей?
1) организационная
2) профессиональная
3) психофизиологическая
Вопрос №8. От чего не зависит успешность адаптации?
1) качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников
2) особенности социально-экономического климата, сложившегося в коллективе
3) особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника
Вопрос №9. Сколько ступеней содержит производственный инструктаж на предприятиях Германии?
1) 2
2) 5
3) 4
Вопрос №10. Что происходит на первой ступени производственного инструктажа на предприятиях
Германии?
1) работнику демонстрируют, как практически нужно выполнять каждый этап трудового процесса
2) работнику разъясняется значение его рабочего места в технологическом,
производственном процессе предприятия
3) работа под руководством инструктора, который должен обращать внимание на
нецелесообразные трудовые приемы
Вопрос №11. Что можно отнести к принципам организации труда?
1) интенсивные долгосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность
2) использование метода постепенного облегчения заданий, выполняемых новым работником
3) обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами по вопросам
достигнутых результатов труда
Вопрос №12. К каким показателям относится показатель, характеризующий эффективность
трудовой деятельности?
1) объективные
2) субъективные
3) оперативные
Занятие № 7
Вопрос №1. Что относится к мероприятиям по профессиональному развитию?
1) семинары по маркетингу для сотрудников отдела человеческих ресурсов
2) изучение английского языка инженером-механиком
3) содержание пунктов 1, 2
Вопрос №2. Какова доля капиталовложений ведущих компаний в развитии своих сотрудников?
1) 5-20%
2) 2-10%
3) 30-40%
Вопрос №3. К какому фактору, определяющему потребность организации в развитии персонала,
относятся поставщики?
1) освоение новых видов деятельности
2) развитие техники и технологии
3) динамика внешней среды
Вопрос №4. Что следует за формированием бюджета обучения в процессе профессионального обучения?
1) оценка эффективности обучения
2) определение целей обучения
3) выбор метода обучения
Вопрос №5. Что не влияет на величину бюджета профессионального обучения?
1) потребности компании в обучении
2) финансовое состояние компании
3) экономическое состояние страны
Вопрос №6. Каковы должны быть цели профессионального обучения?
1) конкретными и специфическими
2) прямыми и косвенными
3) качественными и количественными
Вопрос №7. Сколько выделяют принципов обучения людей?
1) 8
2) 6
3) 4
Вопрос №8. Как называется принцип, характеризующийся превращением приобретенных навыков
в привычку?
1) актуальность
2) участие
3) повторяемость
Вопрос №9. Какова доля успеха профессиональной подготовки от желания обучающихся?
1) 80%
2) 20%
3) 50%
Вопрос №10. Какой из методов обучения на рабочем месте представляет собой разъяснение и
демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте?
1) ротация
2) наставничество
3) инструктаж
Вопрос №11. Каковы цели оценки кадров?
1) административная, информационная, мотивационная
2) профессиональная, организационная, физиологическая
3) справочная, литературная, научная
Вопрос №12. Что такое повышение по службе?
1) способ повысить квалификацию работника, с тем, чтобы он мог более эффективно исполнять
свои функции
2) средство поощрения работника, более эффективное использование его способностей
3) признание заслуг работника, форма оценки его деятельности
Занятие № 8
Вопрос №1. Какое поколение хозяйственных руководителей строилось на использовании бывших
буржуазных специалистов?
1) первое
2) второе
3) третье
Вопрос №2. Каков период третьего поколения хозяйственных руководителей?
1) 50-80 г.г.
2) 10-20 г.г.
3) 30-40 г.г.
Вопрос №3. Что является главным в деятельности руководителя?
1) издание новых приказов
2) принятие управленческих решений
3) техническая обработка информации
Вопрос №4. К какой группе кадров управления относятся делопроизводители?
1) руководители
2) специалисты
3) вспомогательный персонал
Вопрос №5. Что такое ЕНДС?
1) единая научная деловая стратегия
2) единая номенклатура должностей служащих
3) единая народная демократическая система
Вопрос №6. Какая функция относится к основным функциям трудового коллектива?
1) воспитательная
2) мобилизующая
3) координирующая
Вопрос №7. Какое из приведенных выражений неверно?
1) деятельность руководителя многофункциональна и носит односторонний характер
2) приоритетные качества руководителя, обусловленные его основными социальными функциями,
находятся в прямой зависимости от функций трудового коллектива
3) иерархия структуры личностных качеств руководителя является многоступенчатой и динамичной
Вопрос №8. Какое качество входит в понятие работоспособность руководителя?
1) уровень экономико-управленческой подготовки
2) психологические свойства личности
3) умение избегать переутомления
Вопрос №9. Что может быть использовано как новая нормативная база кадровой работы
1) система моделей руководителей для замещения конкретных руководящих должностей
2) единая номенклатура должностей служащих
3) нравственно-психологическая оценка коллектива
Вопрос №10. Какой метод подготовки руководящих кадров не улучшает методы работы?
1) дублирование
2) последовательная смена работ
3) лекционный метод
Вопрос №11. Что происходит на первом этапе подготовки линейных руководителей?
1) работа с линейными руководителями высшего звена управления
2) работа со студентами старших курсов
3) работа с молодыми специалистами
Вопрос №12. Как должен осуществляться отбор на выдвижение и замещение вакантных
должностей высшего звена?
1) на конкурсной основе
2) по желанию коллектива
3) в соответствии с распоряжением линейного руководителя
Занятие № 9
Вопрос №1. Что является объектом управленческого труда?
1) информация о необходимых изменениях
2) структурное подразделение
3) управленческое решение
Вопрос №2. Что является продуктом управленческого труда?
1) разрабатываемая техническая и организационная документация
2) расчеты, чертежи, документы, распоряжения
3) практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в
требуемом режиме
Вопрос №3. По каким показателям должна оцениваться эффективность управленческого труда?
1) количество подготовленных документов
2) количество изданных распоряжений
3) прогрессивность принимаемых решений
Вопрос №4. Что не относится к элементам организации управленческого труда?
1) организация процессов труда по управлению
2) нормирование управленческого труда
3) создание неблагоприятных условий труда
Вопрос №5. Для чего необходимы подбор и расстановка кадров?
1) обеспечение лучшего использования потенциала работников и повышения квалификации
2) сохранение здоровья и высокой работоспособности в процессе деятельности
3) обеспечение работников всем необходимым для производительной работы
Вопрос №6. Какой элемент организации управленческого труда предусматривает
рационализацию содержания процессов труда?
1) подбор и расстановка кадров
2) организация рабочих мест
3) организация процессов труда
Вопрос №7. Что является важнейшей проблемой для любого работника организации?
1) организация рабочих мест
2) кооперация управленческого труда
3) рациональное использование рабочего времени
Вопрос №8. Какой метод изучения содержания структуры затрат рабочего времени
производится
путем наблюдения и замеров всех без исключения затрат времени в порядке их
фактической последовательности?
1) фотография рабочего времени
2) анкетные опросы
3) устные опросы
Вопрос №9. В какой фотографии рабочего времени руководителей объектом наблюдения
является руководитель?
1) самофотография
2) индивидуальная
3) групповая
Вопрос №10. Как называется ФРВ, когда запись затрат времени производится в выбранные
или случайные моменты времени?
1) моментные наблюдения
2) выборочная фотография рабочего времени
3) сплошная фотография рабочего времени
Вопрос №11. Как классифицируются затраты рабочего времени руководителя по характеру
выполняемых работ?
1) проведение совещаний, участие в совещаниях и встречах; работа, связанная с
выполнением должностных обязанностей; работа с корреспонденцией
2) планирование, организация, координация, стимулирование и контроль
3) служебно-коммуникационная, распорядительная, координационная, контрольно-оценочная,
индивидуальная, творческая, вспомогательная работа, отдых и личные надобности
Вопрос №12. По какому признаку затраты рабочего времени классиф-ся на
организац.-административные, аналитико-конструктивные и информационно-технические операции?
1) по характеру выполняемых работ
2) по методу выполняемых управленческих операций
3) по функциям руководителя