Сборник практических заданий по дисциплине «Римское право» код (РИМ-93)
Поясните смысл юридических сентенций и выражений, используемых в современное время. Ответы обоснуйте (ссылками на источники римского права, высказывания римских юристов, философов). Как смысл данных выражений отражается в современном российском законодательстве? Приведите примеры (соответствующие законодательные акты РФ).
1. ACTUS ME INVITO FACTUS NON EST MEUS ACTUS - Действие, совершенное мною против моей воли, не есть мое действие.
2. QUI FACIT PER ALIUM, FACIT PER SE - Тот, кто действует через другого, действует сам.
3. TERRA TRANSIT CUM ONERE. SUPERFICIES SOLO CEDIT - Земля переходит вместе со связанными с ней обязательствами. Постройка следует за землей.
4. LEX PROSPICIT, NON RESPICIT - Закон смотрит вперед, а не назад.
5. LEX SPECIALIS DEROGAT GENERALI - Специальный закон отменяет действие основного.
6. PAR IN PAREM NON НАВЕТ IURISDICTIONEM - Равный против равного не имеет юрисдикции. (Примечание: применяется в международном праве).
7. NULLUM CRIMEN, NULLA POENA SINE LEGE - Никакого преступления, никакого наказания, если они не предусмотрены законом.
8. NUMERANTUR SENTENTIAE, NON PONDERANTUR- ARGUMENTA PONDERANTUR, NON NUMERANTUR. - Голоса считают, а не взвешивают. Доказательства взвешивают, а не считают.
9. ACCESSIO CEDIT PRTNCIPALI - Придаточная вещь следует за главной.
10. QUOD ALIAS NON FUIT LICITUM, NECESSITAS LICITUM FACIT - Необходимость делает дозволенным то, что было недозволенным в других условиях.
11. NOXA CAPUT SEQUITUR - Ответственность за нанесенный рабом или животным ущерб ложится на его хозяина.
12. NIHIL COMMUNE НАВЕТ PROPRIETAS CUM POSSESSIONE - Собственность не имеет ничего общего с владением.
13. HERES SUCCEDENS IN HONORE SUCCEDIT IN ONERE - Наследующий выгоды наследует и тяготы.
14. CUIUS EST INSTITUERE, EIUS EST ABROGARE - Тот, кто может создать, может и упразднить.
15. LOCUS REGIT ACTUM - Место определяет сделку.
16. QUIS? QUID? UBI? QUIBUS AUXILIIS? CUR? QUOMODO? QUANDO? - Кто? Что? Где? С чьей помощью? Зачем? Каким образом? Когда?
17. IURIS EFFECTUS IN EXECUTIONE CONSISTIT - Эффективность закона - в его исполнении
18. SENATUS POPULUSQUE ROMANUS - Сенат и римский народ.
19. SI VIVIS ROMAE, ROMANO VIVITO MORE - Если живешь в Риме, живи по римским обычаям.
20. LIBERTAS EST POTESTAS FACIENDI ID, QUOD JURE LICET - Свобода есть возможность делать то, что позволено правом.
Практическая работа по предмету «Римское право»
код РИМ-93
DURA LEX, SED LEX - Суров закон, но закон.
LEGALITAS REGNORUM FUND AMENTUM - Законность - основа государства.
DE MAJORI ЕТ MINORINON VARIANT JURA - Нет отдельных законов для большого и для малого.
4. NULLUM CRIMEN SINE POENA, NULLA POENA SINE LEGE, NULLUM CRIMEN SINE POENA LEGALI - Нет преступления без наказания, нет наказания без закона, нет преступления без законного наказания.
5. NEMO PLUS JURIS AD ALIUM TRANSFERRE GUAM IPSO НАВЕТ - Никто не может передать больше прав, чем имеет сам.
6. DORMIUNT ALIGUANDO LEGES, NUNGUAM MORIUNTUR - Хотя законы иногда спят, они никогда не умирают.
7. IBI РОТЕ VALERI POPULUS, UBI LEGES VALENT - Народ силен там, где сильны законы.
8. IGNORANTIA FACTI NON NOCET - Незнание события не вредит. IGNORANTIA JURIS NOCET - Незнание закона вредит.
9. IN DUBIO PRO REO - Сомнение (толкуется) в пользу обвиняемого.
10. IN MAXIMA POTENTIA MINIMA LICENTIA - Чем власть сильнее, тем меньше свободы.
11. TERTIUM NON DATUR - Третьего не дано.
12. SI JUDICAS, COGNOSCE - Если ты судишь, сначала пойми.
13. NON OLET PECUNIA - Деньги не пахнут.
14. NON BIS IN IDEM - Не дважды за одно и то же.
15. DE FACTO - Фактически. DE JURE - По праву (юридически).
Контрольная работа № 00 по дисциплине «Римское право» код (РИМ 00)
Вопрос 1. Значение римского права в истории мировой культуры.
Вопрос 2. Римская государственность и современность.
Вопрос 3. Римское право и современность.
Вопрос 4. Учение Цицерона о государстве и праве.
Вопрос 5. Учение о естественном праве в трудах римских юристов.
Вопрос 6. Римский стоицизм.
Вопрос 7. Вещные права.
Вопрос 8. Право собственности. Права на чужие вещи (iura in re aliena).
Вопрос 9. Обязательственное право. Исполнение обязательства и ответственность за неисполнение. Виды обязательств.
Вопрос 10. Обязательства из деликтов и как бы из деликтов.
Вопрос 11. Наследственное право.
Вопрос 12. Семейное право.
Вопрос 13. Лица. Правовое положение отдельных категорий лиц.
Вопрос 14. Защита прав. Процесс: легисакционный, формулярный, экстраординарный.
Вопрос 15. Публичное право: общая характеристика.
Практическая работа по дисциплине «Римское право»
Ситуация 1.
В какой ситуации часть свободного населения Рима составляли клиенты?
Ситуация 2.
В какой ситуации была учреждена особая должность дефенсора?
Ситуация 3.
Назовите ситуацию, в которой физическое лицо могло быть правоспособным.
Ситуация 4.
При наличии каких обстоятельств происходило ограничение дееспособности в римском классическом праве?
Ситуация 5.
В какой ситуации в римском праве действует понятие общей собственности - кондоминимум?
Ситуация 6.
При каких обстоятельствах предъявлялся негаторный иск?
Ситуация 7.
Что подразумевалось в римском праве под контрактами?
Ситуация 8.
В какой ситуации различались частные деликты?
Ситуация 9.
В какой ситуации различались публичные деликты?
Ситуация 10.
С какого момента вступало в силу стипуляционное обязательство?
Контрольная работа по дисциплине Римское право
Вопрос 1. Кто в римском обществе становился сенатором?
Вопрос 2. Назовите основную тенденцию в классическом римском праве в отношении прав групп свободного населения.
Вопрос 3. Поясните происхождение перегринов как группы римского населения, на которых не распространялось квиритское право.
Вопрос 4. Назовите вид правовой эволюции в позднем Риме.
Вопрос 5. Назовите возраст, по достижении которого наступало полное совершеннолетие и дееспособность по римскому классическому праву.
Вопрос 6. Поясните смысл понятия квиритская собственность?.
Вопрос 7. Назовите виды исков в римском праве как средства защиты права собственности.
Вопрос 8. Объясните понятие эмфитевзис?
Вопрос 9. Как определялось римскими юристами обязательство?
Вопрос 10. К чему обязывало обязательственное право?
Экзаменационные задания
по дисциплине «Римское право» РИМ 96(3.)
Задание 1
Изучите статью С.Ю. Седакова (Журнал российского права, № 10, 1997, стр. 119-126). Согласны ли Вы с современной интерпретацией договорных правовых форм Древнего Рима? Свой вывод аргументируйте.
Задание 2
Какова Ваша точка зрения на важность и сложность проблемы римского владения? Какой смысл вкладывался в понятие «владение»? Как бы Вы объяснили отличие фактического владения от держания (deteniio) и юридического владения от права собственности?
Задание 3
Как Вы считаете, является ли сервитут в римском праве самостоятельным вещным правом? Какие цели преследовал законодатель, вводя понятия «предиальный сервитут» и «личный сервитут»? Чем отличаются нормы о сервитуте в римском праве от норм о сервитуте в Гражданском кодексе Российской Федерации?
Экзаменационные задания
по дисциплине «Римское право» РИМ 96(4.)
Задание 1
Какова Ваша точка зрения на сущность leges actio? Как Вы считаете, почему гражданский процесс в Древнем Риме отличался крайним формализмом? Какую аргументацию в данном случае приводит Гай?
Задание 2
Приведите несколько примеров использования латинской терминологии в Гражданском кодексе РФ, относящихся к общим положениям гражданского права.
Задание 3
Стих был схвачен за кражу плодов из сада Тиция. Какое наказание его ожидает? Какова ответственность, установленная за воровство в зависимости от правового статуса, пола, возраста и сопровождающих хищение обстоятельств.
Экзаменационные задания
по дисциплине «Римское право» РИМ 96(7.)
Задание 1
Позиция современного права может быть выражена формулой «я имею иск, так как имею право», для Рима (в особенности в области прав на вещи и обязательства) была характерна иная формула: «я имею право, так как мне предоставлен иск».
Прокомментируйте этот факт. Свой ответ аргументируйте. Кроме того, поясните, в чем выражались основные - причем противоположные - принципы процесса разработки римского права претором и юристами (консерватизм и прогрессивность)?
Задание 2
Сравните классификации вещей в римском праве с классификацией вещей по Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч. 1, разд. I, гл. 6). Определите, какие основания классификации вещей положены в основу современного понимания объектов гражданских прав. Какая классификация вещей в римском частном праве была без изменения рецепирована европейским правом?
Задание 3
Как Вы считаете, какой смысл вкладывали римляне в понятие «наследование»? Какая оценка римского права наследования (с точки зрения «духа закона») Вам представляется наиболее точной?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
РИМСКОЕ ПРАВО (РИМ96)
Вопрос 1
Утрата одного из трех состояний правоспособности влекла за собою и утрату правоспособности - capitis deminutio. Наряду с этим римское право знало ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Важнейшими случаями такого ограничения правоспособности были: 1) intestabilitas; 2)infamia; 3) turpitude. Например, turpitude представляла собой умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями. Что означали другие случаи ограничения правоспособности? Какие аналогичные случаи можно найти в современном российском или зарубежном законодательстве? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопрос 2
Приблизительно со II века н.э. начинают складываться общие правила о зачете, и прежде всего применительно к операциям банкиров (argentarii). В чем выражались эти правила? Какие из сложившихся с того времени правил о зачете «дошли» до наших дней и отражены в современном действующем законодательстве? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
Вопрос 3
Позиция современного права может быть выражена формулой «я имею иск, так как имею право», для Рима (в особенности в области прав на вещи и обязательств) была характерна иная формула: «я имею право, так как мне предоставлен иск». Прокомментируйте этот факт. Свой ответ аргументируйте. Кроме того, поясните, в чем выражались основные - причем противоположные - принципы процесса разработки римского права претором и юристами (консерватизм и прогрессивность)?
Экзаменационные задания
по дисциплине «Римское право» РИМ 96(7)
Юридические лица в римском праве.
Эмфитевзис и суперфиций, как права на чужие вещи.
У римлянина было четыре внука: первый от сына, который проживал вместе с ним; второй от эмансипированного сына; третий от дочери, состоящей в строгом браке; четвертый от дочери, состоящей в нестрогом браке. Какой внук находился под властью деда? Кто является его агнатом, а кто - когнатом? Дайте аргументированный ответ.
Экзаменационные задания
по дисциплине «Римское право» РИМ 96(8)
Легисакционный судебный процесс.
Правовой статус «неграждан» в Риме.
Октавий продал Павлу без манципации раба, но через некоторое время раб убежал к прежнему хозяину, т.к. там осталась его семья. Павел потребовал вернуть раба, но Октавий отказался. Какое решение должен вынести претор? Какие доводы может использовать Октавий? Дайте аргументированный ответ.
ТЕСТЫ
Занятие № 1 .
Вопрос № 1. Достижения римского права стали непреходящей ценностью какой культуры?
1) материальной
2) правовой
3) духовной
4) римской
5) античной
Вопрос № 2. Назовите сферу, в которой получены особенно заметные результаты регулирования отношений римским правом.
1) гражданская
2) процессуальная
3) частная
4) товарное производство и рынок
5) публичная
Вопрос № 3. Назовите аспекты при изучении и преподавании римского права в России.
1) гражданский
2) частный
3) публичный
4) историко-правовой, цивилистический (гражданско-правовой);
5) исторический
Вопрос № 4. Характерность какой правовой формы определило римское право?
1) континентальной и российской
2) европейской
3) азиатской
4) восточной
5) западной
Вопрос № 5. Какое количество аспектов выделяется при изучении и преподавании римского права в России?
1) один
2) два
3) три
4) четыре
5) пять
Занятие № 2 .
Вопрос № 1. Назовите частно-научный прием и метод изучения римского права.
1) сравнительный метод
2) конкретно-исторический анализ
3) метод типологии
4) системный анализ
5) структурный анализ
Вопрос № 2. Назовите предмет цивилистического, гражданско-правового аспекта изучения римского права.
1) римское частное право
2) гражданское право
3) история правовых учений
4) история политических учений
5) история государства и права
Вопрос № 3. Сколько ступеней, этапов развития можно выделить в римском праве?
1) одну
2) две
3) три
4) четыре
5) пять
Вопрос № 4. Назовите предмет историко-правового аспекта изучения римского права.
1) история политических учений
2) история правовых учений
3) история государства и право зарубежных стран
4) частное право
5) история государства и права
Вопрос № 5. Чем определяется предмет римского частного права?
1) методологией
2) целостным содержанием
3) структурой
4) его юридической природой
5) правовыми событиями
Занятие № 3 .
Вопрос № 1. Назовите первый этап развития римского права.
1) V-II вв. до н.э.;
2) IV-V вв. до н.э.;
3) III-I вв. до н.э.;
4) VI-III вв. до н.э.;
5) VII-IV вв. до н.э.
Вопрос № 2. Назовите хронологические рамки третьего этапа римского права.
1) III-IV вв. н.э.;
2) II-III вв. н.э.;
3) IV-VI вв. н.э.;
4) V-VI вв. н.э.;
5) V-VII вв. н.э.
Вопрос № 3. Назовите второй этап развития римского права.
1) середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.;
2) II в. до н.э. - начало III в. н.э.;
3) IV в. до н.э. -конец II в. н.э.;
4) вторая половина III в. до н.э. - III в. н.э.;
5) первая половина III в. до н.э. - IV в. н.э.
Вопрос № 4. Назовите дату прекращения существования Римской империи.
1) 472 г.
2) 473г.
3) 474 г.
4) 475 г.
5) 476 г.
Вопрос № 5. Назовите ступени, этапы развития римского права.
1) зарождение, развитие, совершенство
2) ранее, зрелое (классическое), позднее (постклассическое)
3) возникновение, развитие
4) истоки, формирование, зрелость
5) предпосылки, состав, совершенство
Занятие № 4 .
Вопрос № 1. В каком документе римского права наиболее полно представлено цивильное право?
1) свод законов императора Юстиниана
2) публичное право
3) Законы XII таблиц
4) частное право
5) Кодекс Феодосия
Вопрос № 2. Назовите древнейший слой римского права.
1) преторское право
2) квиритское, цивильное право
3) право народов
4) публичное право
5) частное право
Вопрос № 3. Сколько основных делений включала в себя структура римского права?
1) один
2) два
3) три
4) четыре
5) пять
Вопрос № 4. Как именовались коренные жители Рима?
1) плебеи
2) патриции
3) римляне
4) квириты
5) плебс
Вопрос № 5. Назовите основные части структуры римского права?
1) преторское право, цивильное право;
2) квиритское право, право народов;
3) право народов, обязательственное право;
4) цивильное право, квиритское право;
5) публичное право, частное право.
Занятие № 5 .
Вопрос № 1. Кто были первыми юристами Рима?
1) понтифики
2) преторы
3) магистраты
4) жрецы
5) аристократы
Вопрос № 2. Какие нормы присущи частному римскому праву?
1) императивные
2) позитивные
3) общие
4) уполномачивающие, диспозитивные
5) институционные
Вопрос № 3. Какой документ права называли законом римлян юристы?
1) Законы XII таблиц;
2) Кодекс Феодосия;
3) Институции;
4) Свод цивильного права;
5) Свод законов императора Юстиниана.
Вопрос № 4. Какие источники права имели преимущественное значение в ранний период истории римского права?
1) институции
2) своды законов
3) кодексы
4) законы XII таблиц
5) обычаи
Вопрос № 5. Какие нормы присущи публичному римскому праву?
1) диспозитивные
2) уполномачивающие
3) императивные
4) позитивные
5) общие
Занятие № 6 .
Вопрос № 1. Как называлось судебное решение по конкретному решению в римском праве?
1) эдикт
2) декрет
3) мандат
4) рескрипт
5) свод
Вопрос № 2. Назовите автора древнейшего учебника по римскому праву "Институции"?
1) С.Юлиан
2) Попиан
3) Гай
4) Ульпиан
5) Павел
Вопрос № 3. Кто был автором первого комментария преторского эдикта?
1) Сервий Сульпиций Руф;
2) Юний Брут;
3) Марк Манилий;
4) Квинт Муций Сцевола;
5) Публий Муций Сцевола.
Вопрос № 4. Назовите имя составителя первого подробного изложения цивильного права.
1) Сервий Сульпиций Руф;
2) Юний Блут;
3) Публий Муций Сцевола;
4) Квинт Муций Сцевола;
5) Марк Манилий.
Вопрос № 5. Как именовался ответ на запрос частного или должностного лица по римскому праву?
1) рескрипт
2) декрет
3) декрет
4) эдикт
5) свод
Занятие № 7 .
Вопрос № 1. Сколько родов имел народ Древнего Рима?
1) 100
2) 200
3) 300
4) 400
5) 500
Вопрос № 2. На сколько родов делилась курия?
1) шесть
2) семь
3) восемь
4) десять
5) одиннадцать
Вопрос № 3. На сколько племен делился народ Древнего Рима?
1) одно
2) два
3) три
4) четыре
5) пять
Вопрос № 4. Какие черты характерны для государственного строя раннего Рима?
1) родоплеменные
2) общинные
3) феодальные
4) племенные
5) родовые
Вопрос № 5. Сколько курий входило в состав племени?
1) десять
2) двадцать
3) тридцать
4) сорок
5) пятьдесят
Занятие № 8 . оценка 4
Вопрос № 1. Как назывался совещательный орган при императоре?
1) консисторий
2) сенат
3) магистрат
4) трибуны
5) консилиум
Вопрос № 2. Назовите дату проведения реформ Сервия Туллия?
1) начало VI в. до н.э.;
2) середина VI в. до н.э.;
3) V в. до н.э.;
4) конец VI в. до н.э.;
5) VII в. до н.э.
Вопрос № 3. Назовите высший государственный орган республиканской формы правления в Риме.
1) народное собрание
2) сенат
3) магистрат
4) трибуны
5) консулы
Вопрос № 4. Назовите органы исполнительской власти в республиканском Риме.
1) преторы
2) магистраты
3) консулы
4) трибуны
5) сенат
Вопрос № 5. Как назывались народные собрания по куриям, в которых участвовали все члены римской общины, способные носить оружие?
1) сенат
2) трибуны
3) куриатные комиции
4) центурии
5) коллегии
Занятие № 9 .
Вопрос № 1. Назовите полноправных членов римской общины.
1) плебеи
2) всадники
3) патриции
4) трибуны
5) консулы
Вопрос № 2. Каким было римское общество?
1) классовым
2) сословным
3) феодальным
4) рабовладельческим
5) демократическим
Вопрос № 3. Назовите новое сословное образование, выделявшееся из патрициев и плебеев.
1) всадники
2) сенаторы
3) трибуны
4) нобилитет
5) консулы
Вопрос № 4. Назовите основные сословия деления свободных граждан раннего Рима.
1) преторы
2) консулы
3) трибуны
4) патриции и плебеи
5) нобилитет
Вопрос № 5. Кто находился вне родовой организации римского народа?
1) плебеи
2) патриции
3) всадники
4) трибуны
5) консулы
Занятие № 10 .
Вопрос № 1. Сколько постановлений о рабах содержалось в кодексах Феодосия и Юстиниана?
1) 100
2) 200
3) 300
4) 400
5) 500
Вопрос № 2. С какого года было запрещено колонам покидать обрабатываемые ими земли?
1) 332 г.
2) 333 г.
3) 334 г.
4) 335 г.
5) 336 г.
Вопрос № 3. Назовите дату принятия Силанианского снатусконсульта.
1) 9 г. н.э.
2) 10 г. н.э.
3) 11 г. н.э.
4) 12 г. н.э.
5) 13 г. н.э.
Вопрос № 4. Назовите значительную группу населения на третьем этапе римского права.
1) рабы
2) патриции
3) колоны
4) плебеи
5) всадники
Вопрос № 5. Кого римские юристы называли колонами?
1) рабов
2) патрициев
3) всадников
4) любых арендаторов
5) консулов
Занятие № 12 .
Вопрос № 1. Как назывался иск, представляющий право не владеющему собственнику истребовать свою вещь у владеющего не собственника?
1) реституция
2) виндикационный иск
3) негаторный иск
4) интердикт
5) сервитут
Вопрос № 2. Как по римскому праву называлось понятие общей собственности?
1) бонитарий
2) проприетас
3) доминий
4) кондоминимум
5) преторская собственность
Вопрос № 3. Как называется в римском праве институт, предусматривающий пользование чужой вещью в каком-либо отношении?
1) дееспособность
2) фиск
3) сервитут
4) статус
5) правоспособность
Вопрос № 4. Как назывались вещи, которые при делении утрачивали свою субстанцию?
1) вещи
2) неделимые вещи
3) прежнее целое
4) целое
5) целые вещи
Вопрос № 5. Каким названием охватываются юридические отношения и права?
1) вещь
2) сервитуты
3) преторская собственность
4) собственность
5) право
Семинар по предмету Римское право
Занятие № 1 .
Вопрос № 1. Право Древнего Рима - яркая и значительная страница ... истории.
1) римской
2) итальянской
3) мировой
Вопрос № 2. Право Древнего Рима занимает место, сходное с тем, какое в духовном мире принадлежит ...
1) Католицизму
2) Христианству
3) Православию
Вопрос № 3. Римское право помогает лучше понимать современное, в том числе ... право.
1) российское
2) международное
3) конституционное
Вопрос № 4. ... римского права - результат интенсивного развития общества.
1) классичность
2) исключительность
3) оформление
Вопрос № 5. Успехи римского права не в последнюю очередь объясняются мастерством ... юристов.
1) итальянских
2) европейских
3) римских
Вопрос № 6. Достижения римского ... права стали непреходящей ценностью правовой культуры.
1) классического
2) частного
3) публичного
Вопрос № 7. Утверждается наиболее ... право индивидуальной частной собственности.
1) абсолютное
2) исключительное
3) незыблемое
Вопрос № 8. Опыт, сложившийся в нормах римского, прежде всего частного, гражданского права, в течение многих веков позволял именовать его ...
1) "истинным разумом"
2) "разумом человечества"
3) "писаным разумом"
Вопрос № 9. В период Республики расширяются ... права граждан.
1) политические
2) экономические
3) социальные
Вопрос № 10. Право Рима - существенный фактор развития и составная часть ... культуры.
1) мировой
2) европейской
3) античной
Вопрос № 11. Российское право есть ... со своим прошлым и мировым процессом поступательного движения права.
1) часть
2) целое
3) совокупность
Вопрос № 12. Уже в далекое от нас время трудами юристов было возведено здание ...
1) законов
2) права
3) юриспруденции
Занятие № 2 .
Вопрос № 1. Будучи целостным историческим явлением, римское право обнаруживает четко выраженные деления - ...
1) части
2) этапы
3) ступени
Вопрос № 2. Юридическая специфика дисциплины, ее цивилистический аспект предполагают расширение сферы ... изложения.
1) логического
2) философского
3) юридического
Вопрос № 3. Между понятиями ... и этапа есть много общего.
1) ступени
2) периода
3) части
Вопрос № 4. В рамках ... реальное воспроизводится со случайностями.
1) этапа
2) события
3) периода
Вопрос № 5. Факты одного и того же периода ... быть отнесены к различным этапам.
1) не могут
2) должны
3) могут
Вопрос № 6. Предклассическое право нами ... в качестве особого этапа.
1) не выделяется
2) выделяется
3) рассматривается
Вопрос № 7. Периодизация римского права обрывается ...
1) VIII в.
2) VII в.
3) VI в.
Вопрос № 8. Первый этап римского права соответствовал ... ступеням развития римского общества.
1) поздним
2) высшим
3) ранним
Вопрос № 9. ... Рим - сравнительно небольшое государственное образование.
1) Ранний
2) Поздний
3) Средневековый
Вопрос № 10. Постепенно в Риме складываются основы ... товарного производства.
1) сложного
2) простого
3) домашнего
Вопрос № 11. История Раннего Рима изобилует фактами борьбы плебеев за равные права с ...
1) воинами
2) патрициями
3) рабами
Вопрос № 12. Первоначально в Риме существовала царская власть - форма ...
1) демократии
2) народовластия
3) монархии
Занятие № 3 .
Вопрос № 1. Необходимо учитывать, что наблюдаемые в истории явления постоянно в ...
1) развитии
2) движении
3) изменении
Вопрос № 2. В науке возможно использование понятий и терминов, ... древним народам.
1) не известных
2) известных
3) знакомых
Вопрос № 3. Изучающим право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово ...
1) "закон"
2) "юриспруденция"
3) "право"
Вопрос № 4. Естественное право - ... конструкция.
1) юридическая
2) философская
3) социальная
Вопрос № 5. ... право распространяло свое действие на коренных жителей Рима.
1) Римское
2) Частное
3) Квиритское
Вопрос № 6. В квиритском и цивильном праве ярко выражены черты ...
1) экзотики
2) самобытности
3) практики
Вопрос № 7. Позже в цивильное право стали включать и законы ... собраний.
1) народных
2) общих
3) городских
Вопрос № 8. ... право рождается на более высокой ступени культурного и социально-экономического развития.
1) Квиритское
2) Преторское
3) Цивильное
Вопрос № 9. ..., более совершенное право могло просто вытеснить, устранить старое (цивильное) право.
1) Преторское
2) Квиритское
3) Частное
Вопрос № 10. Правом ... римские юристы называли то право, "которым пользуются народы человечества".
1) граждан
2) людей
3) народов
Вопрос № 11. Структура римского права включала в себя ... основных деления.
1) два
2) три
3) четыре
Вопрос № 12. К сфере ... права причислялись нормы, определяющие положение государства.
1) частного
2) публичного
3) квиритского
Занятие № 4 .
Вопрос № 1. Под ... права в формально юридическом смысле понимаются способы правообразования.
1) актами
2) факторами
3) источниками
Вопрос № 2. В ранний период истории римского права преимущественное значение среди его источников имели ...
1) обычаи
2) традиции
3) законы
Вопрос № 3. Обычаи отражали сравнительно ... уровень общества и его правосознания.
1) высокий
2) низкий
3) развитый
Вопрос № 4. Чтобы получить признание в суде, ... должен был выражать разумную потребность.
1) истец
2) обычай
3) факт
Вопрос № 5. Лицо, ссылающееся в обоснование своих ... на обычай, должно было и доказать его наличие.
1) свидетельств
2) фактов
3) притязаний
Вопрос № 6. Значение обычая как ... права было предельно полно определено римским юристом Юлианом.
1) источника
2) фактора
3) акта
Вопрос № 7. Обычаи и обычное право были ... неопределенны, противоречивы.
1) часто
2) всегда
3) подчас
Вопрос № 8. В раннем Риме заметное место среди источников права занимала деятельность ...
1) судей
2) жрецов
3) патрициев
Вопрос № 9. Сведения юридического характера ... хранили в строгой тайне.
1) судьи
2) жрецы
3) патриции
Вопрос № 10. Замечательным памятником древнейшего римского права были Законы ... таблиц.
1) XII
2) XIII
3) XIV
Вопрос № 11. Пережитком простых норм нравственности можно считать сохранившийся принцип ...
1) кровной мести
2) талиона
3) обычая
Вопрос № 12. Законы XII таблиц почитались в Риме ... правом.
1) обычным
2) римским
3) священным
Занятие № 5 .
Вопрос № 1. Государственное право на ранней ступени развития римского общества ... царскую власть.
1) поддерживало
2) закрепляло
3) обосновывало
Вопрос № 2. Исторические свидетельства о месте царей в системе управления римским народом крайне ...
1) однообразны
2) многочисленны
3) скупы
Вопрос № 3. Последних римских царей нельзя считать ... монархами.
1) абсолютными
2) исключительными
3) деспотичными
Вопрос № 4. ... ли связь между формами государства и этапами развития.
1) Существует
2) Имеется
3) Действует
Вопрос № 5. Республика появляется на более ... ступени.
1) развитой
2) высокой
3) низкой
Вопрос № 6. Римский народ был разделен на ... племени.
1) три
2) четыре
3) пять
Вопрос № 7. Другим важным государственным органом был ...
1) парламент
2) синод
3) сенат
Вопрос № 8. Коллегия ... путем гадания по внутренностям животных, "свидетельствовавших о воле богов".
1) судей
2) жрецов
3) авгуров
Вопрос № 9. ... часть реформ состояла в разделении и патрициев, и плебеев по имущественному признаку.
1) Первая
2) Вторая
3) Тетья
Вопрос № 10. В ... разряд зачислялись наиболее богатые граждане.
1) первый
2) третий
3) главный
Вопрос № 11. Всего было создано ... центурии.
1) 150
2) 194
3) 200
Вопрос № 12. С падением царской власти в Риме установилась ...
1) Демократия
2) Монархия
3) Республика
Занятие № 6 .
Вопрос № 1. В раннем Риме ... различия наиболее резко выражены.
1) социальные
2) сословные
3) имущественные
Вопрос № 2. Сословия в сложившимся состоянии представляли собой ... социальные группы населения.
1) широкие
2) различные
3) замкнутые
Вопрос № 3. Плебеи находились ... родовой организации римского народа.
1) внутри
2) вне
3) в числе
Вопрос № 4. До середины V в. браки между патрициями и плебеями ...
1) практиковались
2) разрешались
3) запрещались
Вопрос № 5. Постепенно в качестве ... сословного образования выделяется патрицианско-плебейская верхушка.
1) нового
2) высшего
3) господствующего
Вопрос № 6. В некоторых случаях ... становились и всадники.
1) сенаторами
2) нобилями
3) плебеями
Вопрос № 7. Ограниченную в правах часть свободного населения Рима составляли ...
1) нобили
2) клиенты
3) сенаторы
Вопрос № 8. Клиент получал для обработки участок земли от ...
1) патриция
2) нобиля
3) патрона
Вопрос № 9. В раннем Риме имело место так называемое ..., патриархальное рабство.
1) домашнее
2) плантационное
3) условное
Вопрос № 10. Убийство раба считалось ... делом.
1) обычным
2) праведным
3) нечестивым
Вопрос № 11. ... первоначально, видимо, называли жителей Лациума.
1) Нобилями
2) Латинами
3) Перегринами
Вопрос № 12. Перегринами именовали подданных иностранных государств, в частности иностранных ...
1) послов
2) купцов
3) граждан
Занятие № 7 .
Вопрос № 1. Субъект гражданского права - ... - наделялся в Риме правоспособностью.
1) истец
2) лицо
3) ответчик
Вопрос № 2. Обладание правоспособностью обозначалось ...
1) статусом
2) правом
3) термином
Вопрос № 3. Для физического лица быть правоспособным значило обладание ... статусами.
1) двумя
2) тремя
3) четырьмя
Вопрос № 4. ... императора Каракаллы (212 г.) все свободные были уравнены в гражданско-правовом отношении.
1) Эдиктом
2) Указом
3) Актом
Вопрос № 5. Римскому праву знакома и ...
1) дееспособность
2) правоспособность
3) правомочие
Вопрос № 6. Дети до ... лет были лишены дееспособности.
1) семи
2) десяти
3) восемнадцати
Вопрос № 7. С семи лет мальчики и с ... лет девочки обладали ограниченной дееспособностью.
1) 18
2) 15
3) 12
Вопрос № 8. Наряду с физическими лицами, субъектами римского ... права становятся и юридические лица.
1) частного
2) гражданского
3) международного
Вопрос № 9. Сделка купли-продажи таким образом получила надлежащее ... оформление.
1) правовое
2) юридическое
3) экономическое
Вопрос № 10. Земля - ... объект собственности.
1) главнейший
2) первейший
3) важнейший
Вопрос № 11. Выражением ... начал в праве, проявлением неразвитости индивидуальной частной собственности была и семейная собственность.
1) коллективистских
2) индивидуалистских
3) демократических
Вопрос № 12. Сервитуты возникли в ... период римской истории при раздробленности мелких землевладений.
1) поздний
2) средневековый
3) ранний
Занятие № 8 .
Вопрос № 1. Сфера действия обязательств из договоров была сравнительно ...
1) узкой
2) широкой
3) неразвитой
Вопрос № 2. Существовал строго определенный ... исков для защиты соответствующих отношений.
1) вид
2) перечень
3) уровень
Вопрос № 3. Для ... состояния обязательственного права типично то, что оно еще не в полной мере отделилось от вещного и уголовного.
1) раннего
2) позднего
3) обычного
Вопрос № 4. В древнейшем слое римского права обязательства из деликтов имели ... распространение.
1) традиционное
2) узкое
3) широкое
Вопрос № 5. В Законах ... таблиц говорится о таких частных деликтах, как - посягательство на личность.
1) XII
2) XIII
3) XIV
Вопрос № 6. Рамки действия ... были все же ограниченны.
1) права
2) талиона
3) обычая
Вопрос № 7. Кража каралась уплатой потерпевшему ... стоимости украденной вещи.
1) двойной
2) тройной
3) соответствующей
Вопрос № 8. В случае ... или вооруженной кражи вор мог быть убит.
1) разбойной
2) дневной
3) ночной
Вопрос № 9. В манципации представлен и обязательственный характер отношений ...
1) граждан
2) сторон
3) людей
Вопрос № 10. Малейшее отступление от установленной формы влекло недействительность ...
1) документа
2) сделки
3) обязательства
Вопрос № 11. Относительно стипуляции было высказано предположение о ее ... происхождении.
1) экономическом
2) социальном
3) религиозном
Вопрос № 12. Формальные начала стипуляции сравнительно ...
1) сложны
2) просты
3) известны
Занятие № 9 .
Вопрос № 1. В классическом праве достаточно четко выделяются ... условия.
1) два
2) три
3) четыре
Вопрос № 2. ... условие - наличие вины.
1) третье
2) второе
3) первое
Вопрос № 3. Различались такие формы ..., как умысел и небрежность.
1) действий
2) вины
3) событий
Вопрос № 4. Грубая вина - это ... небрежность.
1) обычная
2) повседневная
3) чрезвычайная
Вопрос № 5. Существовало в римском праве еще и понятие ...
1) "вина легчайшая"
2) "вина обычная"
3) "вина прямая"
Вопрос № 6. Римскому праву известно и понятие ... силы.
1) грубой
2) природной
3) неодолимой
Вопрос № 7. В ... праве чаще всего предусматривалось возмещение всего "интереса".
1) римском
2) развитом
3) частном
Вопрос № 8. Переход от натурального хозяйства к рынку привел ко все более ... обмену.
1) совершенному
2) равному
3) частному
Вопрос № 9. Договор купли-продажи был ...
1) односторонним
2) двусторонним
3) трехсторонним
Вопрос № 10. Договор купли-продажи примыкал к ... праву.
1) вещному
2) римскому
3) частному
Вопрос № 11. Договор купли-продажи ... из обмена товара на товар.
1) происходит
2) развивается
3) вырос
Вопрос № 12. Не уплата цены и передача вещи, а ... совершает куплю-продажу.
1) договор
2) согласие
3) обмен