X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости

Главная » Риторика

Риторика

Контрольная работа

по дисциплине «Риторика»

Вопрос 1. Проанализируйте определения риторики, данные Аристотелем, Цицероном и М.В. Ломоносовым. Как в определении М.В. Ломоносова отражены греческая и римская риторические традиции?

Вопрос 2. Выявите отличия между сравнением и уподоблением, используя следующий дополнительный материал:

Аристотель в «Топике» дает рекомендации к использованию источников изобретения сходство и противоположное таким образом: «Должны быть исследованы и различия между вещами, принадлежащими к одному и тому же роду. Например, чем отличается справедливость от мужества и рассудительность - от умеренности (ведь все они принадлежат к одному и тому же роду). Ведь у родов, расстояние между которыми велико, различия совершенно очевидны». «Сходство же следует выявлять в принадлежащем к разным родам таким образом: как одно относится к другому, например, как познание относится к познаваемому (зрение - к глазу).

Нахождение же различий полезно для построения умозаключений о тождественном и различном, а также для познания сути каждой вещи.

Рассмотрение же сходства (вещей) полезно для доводов, основанных на наведении, а также для умозаключений из предположений и для построения определений.

Нахождение сходства полезно и для построения определений по той причине, что если мы в состоянии сразу усмотреть, что именно тождественно другому в каждой отдельной вещи, то при построении определения мы не будем сомневаться в том, к какому роду мы должны отнести предмет обсуждения. Ибо из общих вещам родом будет то, которое больше всего сказывается в сути (вещи)».

1. Термин «сравнение» в некоторых словарях трактуется через слово «уподобление». То есть эти два понятия обозначают практически одно и то же. Докажите это, обратившись к словарным статьям.

«Уподобление. 1. Действие по значению глагола уподобить, уподобляться. 2. В стилистике - риторическая фигура сравнения. Описания природы художественны. Вы настоящий пейзажист. Только частое уподобление человеку, когда море дышит, небо глядит, степь нежится, природа шепчет, говорит, грустит и т.п. - такие уподобления делают описание несколько однотонными. Чехов. Письмо А.М. Пешкову. 3 января 1899».

«Уподоблять. 1. Делать подобным кому-чему-либо, наподобие кого-чего-либо. 2. Описывая, изображая (в речи, в литературном произведении), сравнивать, сопоставлять».

Уподобить. Сделать подобным кому-чему-нибудь; сравнить с кем-чем-нибудь».

Вопрос 3. Прочитайте отрывок из Работы М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия» (1844)и выделите основные правила для создания вступления к речи. Приведите примеры удачных, на ваш взгляд, вступлений из публицистических текстов.

Сперанский М.М. ПРАВИЛА ВЫСШЕГО КРАСНОРЕЧИЯ

...Вступление

Вступление должно быть просто; оно должно быть естественно для каждой материи. Оно не должно слишком далеко начинаться от нее и не должно слишком близко подходить к ней. (...)

Мы примечаем, что одна и та же вещь при известном мыслей расположении действует на нас сильнее, а при другом слабее. Скажите одно оскорбительное слово человеку озлобленному или приведенному в гнев: оно покажется ему величайшею обидою. Но оскорбите несравненно более того же самого человека, когда он весел и рассеян: он вам простит или и не приметит. Дайте несчастному малейшую тень подозрения или страха: он ухватится за нее, увеличит ее и представит себе ужасною. Таким-то образом предыдущее расположение души способствует или вредит настоящему впечатлению. Вы хотите исторгнуть из слушателей слезы: наклоняйте сердце их постепенно к печали; приготовьте к сему их и не делайте им внезапных переломов. И вот на чем лежит истинное основание вступления. Оно есть введение или приуготовление души к тем понятиям, которые оратор ей хочет внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить. Отсюда сами собою выходят правила вступления.

1. Оно должно быть просто: ибо мудрить в приуготовлении не есть пояснять свои понятия, но затемнять их; не есть вводить слушателя в материю, но влечь его туда силою. - В продолжении слова можно взойти к истинам отвлеченным; но надобно прежде познакомиться со своим слушателем, приучить егоза собою следовать. Когда он войдет в образ наших мыслей, те же самые понятия, кои показались бы ему темны в начале, будут тогда вразумительны: ибо он познает истинное их отношение и точку, с которой надобно на них смотреть. (...)

2. Гораций смеется над пышными и многообещающими вступлениями.(...) В самом деле седлать столь великолепное начало есть обязаться показать что-нибудь впоследствии большее. Но вообще примечено, что заставить много от себя ожидать есть верный способ упасть. (...)

Люди с чистым вкусом находят свои красоты равно как в простом, так и в возвышенном. Бросайте черты легкие; вводите понятия ясные; предлагайте их слогом текучим; ступайте иногда по цветам: но всегда озирайтесь, идет ли за вами слушатель. Вот красоты вступления.

3. Мы определили вступление через введение к страстям, а не через возбуждение их. Страсть не всегда начинается страстью, и часто слушатель в начале подполагается холодным. Это правда, оратор вступает на кафедру с горящим уже сердцем: ибо связь его понятий началась уже давно, и он стоит теперь точно на той точке, где действует страсть. Но слушатель от нее еще удален: надобно его ввести в ту же систему понятий и потом уже разверзать его страсти. Отсюда выходит третье правило для вступления: надобно слегка только касаться страстного во вступлении и никогда не раскрывать в нем совершенно всей материи.

Вопрос 4. В чем сущность топосов (структурно-смысловых моделей) для создания высказывания?

Вопрос 5. Найдите материал об одном из топосов, не рассмотренных, а лишь названных в пособии. Изложите его суть и функции, подтвердив примерами из публицистических текстов.

Вопрос 6. назовите требования к расположению материала (этап диспозиции).

Вопрос 7. В чем разница между тропами и фигурами речи?

Вопрос 8.

Прочитайте Прощальную речь Иоанна Златоуста, начинающуюся риторическим обращением. Как риторические вопросы и восклицания помогают автору придать эмоциональность речи?

«Сильная волна, жестокая буря! Но я не боюсь потоплений, потому что стою на скале. Пусть свирепствует море - оно не может сокрушить скалы... Спрошу вас: чего мне страшиться? Лишения имущества? Но ничего не принес в этот мир и ничего не унесу из него с собою. Я презираю все, что может заставить человека трепетать. Не боюсь я нищеты, не желаю богатств, не боюсь я и смерти. Если я желаю жить, то только для того, чтобы жить с вами и трудиться над совершенствованием ваших душ... Никто не может разлучить нас... Если нельзя разлучить мужа и жену, то еще более не во власти человека разлучить пастыря и паству. Где я, там и вы, а где вы, там и я. Мы одно тело. А тело от головы, как и голова от тела не отделяются. Мы разделимся местом, но любовью соединены: даже смерть не может разлучить нас. Хоть и умрет тело мое, но душа будет жива, и станет вспоминать об этом народ. Вы мне родные, вы моя жизнь, вы моя слава - как я могу забыть вас!»

Вопрос 9. Перечислите свойства ораторской речи.

Вопрос 10. Сравните тексты газетно-журнального стиля и ораторского. Выявите сходства и отличия.

М. Крылова «Рафаэль с душой Микеланджело» («Российские вести»)

С Улановой произошло редкое чудо, такое же, что описывает Евтушенко, вспоминая о встречах с Дмитрием Шостаковичем. Поэтому было удивительно сознавать: он общается с гением, живущим в повседневной гуще событий. Вот так и с Улановой. Многие балерины блестяще танцевали. Лишь единицы удостоились от эпохи чести стать ее символом.

Исполнительская карьера Улановой пришлась на 30-50-е годы. Яркое начало в Ленинграде, триумфы в Большом театре, благоговение всяческих «вождей». Сталинские и прочие премии, звание Героя соцтруда... Ее пытались использовать апологеты режима, негласно объявившие наш балет и наших великих артистов мощным идеологическим оружием. Гордились тем, что ей поставили памятник в Стокгольме, перед зданием музея танца, «первый памятник советскому человеку в капиталистической стране, поставленный при жизни». Это наши мифы. Запад плодил свои. После прорыва «железного занавеса», после потрясших Англию постсталинских гастролей ГАБИа 1956 года, тамошние газеты объявили «скромность и сдержанность балерины проявлением советского коллективизма».

А ее искусство выплескивалось из всех схем, ломало газетные клише. Улановский танец объединял, перед его убедительностью исчезали все искусственные барьеры, взведенные предрассудками. Оставались люди, не «левые», не «правые» - просто люди с их проблемами «на все времена». И она «говорила» своей пластикой - со всеми и с каждым. Вела особую доверительную беседу, разговор наедине, негромкий и решающий.

Окрестности озера Селигер - ее любимые места отдыха.

И танец Улановой сравнивали со «среднерусским пейзажем, озерной гладью и равнинными далями». А мне, не видевшей ее на сцене, немногочисленные несовершенные съемки напоминают о радуге после дождя: неяркое многоцветье, умиротворяющее стихию.

Эпохе насильственного оптимизма и дутой мажорности она противопоставила иной мотив: тихое, но огромной мощи упорство души, сопротивление духа торжеству материи.

Она вносила сложность полутонов в царство определенности. Это не была продуманная программа, так диктовала ей интуиция. Уланова танцевала - как брала верхнее до, длила щемящую ноту, отметая все наносное, преходящее. Эгоистическая людская суета становилась в эти мгновения смешной, ненужной, упраздненной. И зрители обожали ее за этот дар - за возможность ощутить что-то насущное, как хлеб, узнать силу протеста против насилия, безверия и утраты принципов.

Уланова напоминала об актуальности «старомодного» классического балета, стряхнула с него запах нафталина. Через условия, идеально расчерченные движения она ясно «говорила» о непостижимой двойственности женской души, о ее силе-слабости. На ее спектакли ходили, как ходят в Лувр смотреть на улыбку Джоконды. Она притягивала, как магнит, напоминая своей сложной простотой облик пушкинской Татьяны («...без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей...»).

Во время войны солдаты брали на фронт ее фотографии, носили их в кармане гимнастерки. А иностранцы исчисляли время пребывания в Москве количеством увиденных улановских спектаклей. Феминистки кричали: смотрите, чего может добиться женщина! А мужчины видели в ее Одетте, Марии, Джульетте, Жизели воплощение женственности, нуждающейся в защите и покровительстве... Этот удивительный балеринский тип, эта акварелью прописанная, драматическая лирика оказались нужными в эпоху, когда в Восточной Европе тон задавали крепко сбитые стахановки, а на Западе - чересчур уверенные в своей сексапильности «дивы», плохие копии с Гарбо, Хейворт и Монро.

Миф Улановой длится, не проходит. В Никитском ботаническом саду ее именем назван особый сорт роз, а в Голландии знаменитый цветовод окрестил в ее честь тюльпаны. Цветочный запах, как танец, - эфемерен, летуч, был - и уже нет, пронесся - и исчез. Но каждый год розы и тюльпаны расцветают заново, и магия возобновляется, и Галина Уланова празднует очередной день рождения.

И по-прежнему весь мир смотрит на нее, как писала когда-то французская газета, «глазами влюбленного Ромео».

Закон благоразумия

Да обретет человек собственный вкус и мнение и перестанет жить чужим умом: ведь большинству нравится то, что нравится другим, и хвалят они то, что хвалят другие: а спроси, что есть замечательного в восхваляемом, ответить не смогут. Живут они чужим умом, ведет их чужое мнение. Мужу зрелому подобает собственное суждение, оно дает ему право судить о самом себе; общество людей ему любезно, но он знает, что не все люди, кто людьми кажутся; ему надлежит больше размышлять, о чем говорить; да будет он во всем умерен, дабы не прослыть краснобаем, инициатором сплетен и бесплатным шутом.

Ему разрешается гулять наедине с собою, размышляя и не разговаривая. Он должен любить науки, находить усладу в книгах, в наших друзьях; но пусть не заполняет полки трухой, не пристало пикало* стоять рядом с талантом возвышенным, и, коль придется выбирать, да предпочтет авторов рассудительных. Да выскажет себя личностью во всем, в речах и в делах, выступая со спокойной важностью, высказываясь с разумной зрелостью, действуя с учтивой прямотой, живя всечасно с оглядкой и больше гордясь тонкостью ума, чем стана. Пусть помнит, что знавший толк в пропорциях Эвклид* назначил: детям - точку,

Отрокам - линию, поверхность,

Мужам - глубину и

Юношам - центр!

*Пикало ( итал.) - маленький

*Эвклид - древнегреческий математик

Бальтасар Грасиан

Сборник практических заданий по предмету «Риторика»

Задание 1.

Дайте определения понятиям язык, речь, культура, культура речи. Какова взаимосвязь этих понятий?

Задание 2.

Прочитайте фрагмент из работы Цицерона «Об ораторе».

«Отчего так мало выдающихся ораторов? Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одаренным необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей? В самом деле, в какую сторону не обратишь внимание и мысли, увидишь множество людей, отличившихся в любой отрасли знаний, и знаний не мелких, а можно сказать наиважнейших. Если судить о знаменитых людях с точки зрения пользы или величия их деяний, то кто не поставит, например, полководца выше оратора: а между тем всякий согласится, что в одном нашем государстве мы можем указать превосходнейших военачальников чуть не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов - едва несколько человек...

Трудность красноречия. Но это объясняется тем, что красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний...»

Ответьте на вопросы:

Действительно ли и в наше время мало выдающихся ораторов?

Можете ли вы привести образец человека красноречивого?

Какого человека, по-вашему, можно считать красноречивым?

Задание 3.

Подготовьте материал об одном из русских выдающихся ораторах: М.М. Сперанском, Ф.Плевако, И.А. Ильине и др.

Вы можете воспользоваться книгой: Адамов Е.А. Выдающиеся русские ораторы. М., 1963.

Задание 4.

Прочитайте отрывок из диалога Платона «Федр», в котором Сократ специально говорит о двух «направлениях» мысли человеческой: от частного (вида) к общему (роду), и об обратном - от общего (рода) к частному (виду)133-134):

«Сократ. Мы утверждали, что любовь есть некое исступление. Не так ли?

Федр. Да.

Сократ. А исступление бывает двух видов: один - следствие человеческих заболеваний, другой же возникает тогда, когда боги отклоняют нас от всего, что обычно принято.

Федр. Конечно.

Сократ. Божественную исступленность, исходящую от четырех богов, мы разделили на четыре вида: вдохновенное прорицание мы возвели к Аполлону, посвящение в таинства - к Дионису, творческую исступленность - к Музам, четвертый же вид - к Афродите и Эроту. Мы утверждали, что любовное исступление всех лучше... Прибавив не столь уж неубедительное рассуждение, мы с должным с благоговением... прославили... владыку Эрота...» (Фрагмент из диалога Платона «Федр»).

Выделите определение любви, данное Сократом. Как он доказывает свой тезис? Какая струткурно-смысловая модель при этом был использована философом?

Задание 5.

Прочитайте следующие определения об одном и том же предмете речи. В чем, на ваш взгляд, их необычность? Назовите разновидности данных определений.

Математика является учением об отношениях между формулами, лишенными какого бы то ни было содержания.

Давид Гильберт

Математика - это единственный совершенный метод водить самого себя за нос.

Альберт Эйнштейн

Чистая математика - это такой предмет, где мы не знаем, о чем мы говорим, и не знаем, истинно ли то, что мы говорим.

Бертран Рассел

Математика - это наука о хитроумных операциях, производимых по специально разработанным правилам над специально придуманными понятиями. Ясно, что особенно важная роль при этом отводится придумыванию новых понятий. Запас интересных теорем в математике быстро исчерпался бы, если бы их приходилось формулировать лишь при помощи понятий, содержащихся в аксиомах.



Юджин Пол Вигнер

Пояснение: При этом математики из перечисленных авторов афоризмов - это англичанин Бертран Рассел (который также является философом, логиком, социологом, общественным деятелем) и немец Давид Гильберт. Альберт Эйнштейн и Юджин Пол Вигнер - физики.

Задание 6.

Проанализируйте текст выступления И. Бродского перед выпускниками Дармутского колледжа в июне 1989 года, названное «Похвала скуке», в котором он очень интересно использует источник изобретения «определение предмета речи». Выделите определения и назовите их разновидность.

«Известная под несколькими псевдонимами - тоска, томление, безразличие, хандра, сплин, тягомотина, подавленность, апатия, вялость, сонливость, опустошенность, уныние и т.д., скука - сложное явление и, в общем и целом, продукт повторения (парадокс в основе определения)».

«Ибо если, как мы сказали, повторение - мать скуки, демография (которой предстоит сыграть в вашей жизни гораздо большую роль, чем любому из усвоенных вами здесь предметов) - ее второй родитель».

«Разумеется, я не собираюсь объявлять бедность спасением от скуки - хотя Св. Франциску, по-видимому, удалось именно это».

«Что касается бедности, скука - самая жестокая часть) ее несчастий, и бегство от нее принимает более радикальные формы: бурного восстания или наркомании». Сочетание с сопоставлением: «обе временные, ибо несчастье бедности бесконечно; обе вследствие этой бесконечности дорогостоящи».

«Скука - это, так сказать, ваше окно на время , на те его свойства, которые мы склонны игнорировать до такой степени, что это уже грозит душевному равновесию. Короче говоря, это ваше окно в бесконечность времени, то есть на вашу незначительность в нем».

«Ибо скука - вторжение времени в нашу систему ценностей». (И. Бродский. Похвала скуке).

Задание 7.

Выберите интересный для вас предмет речи и придумайте определения разных типов.

Например:

Снег - атмосферные осадки, выпадающие в зимнее время года (Логическое определение).

Снег - атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющие собой кристаллики льда, покрывающие землю зимой (На перечислении свойств предмета речи).

Снег - белое покрывало земли (Риторическое определение).

Снег - кристаллики мозаичной формы, блеск, отражающийся в снежинках, мягкость сугробов (На перечислении частей).

Задание 8.

Найдите материал для раскрытия темы «Названия московских улиц». Распространяя тему с опорой на структурно-смысловую модель «имя» создайте высказывание об одной из улиц Москвы (Берсеневская набережная, Пречистенка, Большая Якиманка и др.)

Задание 9.

Продумайте рассуждение (стараясь использовать все части хрии) на одну из тем:

«Говорить не думая, - все равно что стрелять не целясь» М. Сервантес.

«Когда сказать нечего, всегда говорят плохо» Вольтер.

«Язык - самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова» Кальдерон.

«Кто не умеет говорить, карьеры не седлает» Наполеон I.

«Умен ты или глуп, велик ты или мал,

Не знаем мы. Пока ты слова не сказал» Саади.

Задание 10.

Прочитайте знаменитую речь Горгия «Похвала Елене». Выделите в ней тропы и фигуры. Определите назначение найденных вами средств выразительности в данной устной публичной речи.

Горгий. Похвала Елене

Славой служит городу смелость, телу - красота, духу - разумность, речи приводимой - правдивость; все обратное этому - лишь бесславие. Должно нам мужчину и женщину, слово и дело, город и поступок, ежели похвальны они - хвалою почтить, ежели непохвальны - насмешкой сразить. И напротив, равно неумно и неверно достохвальное - порицать, осмеяния же достойное - восхвалять. Предстоит мне здесь в одно и то же время и правду открыть, и порочащих уличить - порочащих ту Елену, о которой единогласно и единодушно до нас сохранилось и верное слово поэтов, и слава имени ее, и память о бедах. Я и вознамерился, в речи своей приведя разумные доводы, снять обвинение с той, которой довольно дурного пришлось услыхать, порицателей ее лгущими вам показать, раскрыть правду и конец положить невежеству.

Что по роду и породе первое место меж первейших жен и мужей занимает та, о ком наша речь, - нет никого, кто бы точно об этом не знал. Ведомо, что Леда была ее матерью, а отцом был бог, слыл же смертный, и были то Тиндарей и Зевс: один видом таков казался, другой молвою так назывался, один меж людей сильнейший, другой над мирозданием царь. Рожденная ими, красотою была она равна богам, ее открыто являя, не скрыто тая. Многие во многих страсти она возбудила, вкруг единой себя многих мужей соединила, полных гордости гордою мощью: кто богатства огромностью, кто рода древностью, кто врожденною силою, кто приобретенною мудростью; все, однако же, покорены были победной любовью и непобедимым честолюбьем. Кто из них и чем и как утолил любовь свою, овладевши Еленою, говорить я не буду: знаемое у знающих доверье получит, восхищенья же не заслужит. Посему, прежние времена в нынешней моей речи миновав, перейду я к началу предпринятого похвального слова и для этого изложу те причины, в силу которых справедливо и пристойно было Елене отправиться в Трою.

Случая ли изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением совершила она то, что совершила? Была она или силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена? - Если примем мы первое, то не может быть виновна обвиняемая: божьему промыслу людские помыслы не помеха - от природы не слабое сильному препона, а сильное слабому власть и вождь: сильный ведет, а слабый следом идет. Бог сильнее человека и мощью и мудростью, как и всем остальным: если богу или случаю мы вину должны приписать, то Елену свободной от бесчестья должны признавать. Если же она силой похищена, беззаконно осилена, неправедно обижена, то ясно, что виновен похитчик и обидчик, а похищенная и обиженная невиновна в своем несчастии. Какой варвар так по-варварски поступил, тот за то пусть и наказан будет словом, правом и делом: слово ему - обвинение, право - бесчестие, дело - отмщение. А Елена, насилию подвергшись, родины лишившись, сирою оставшись, разве не заслуживает более сожаления, нежели поношения? Он свершил, она претерпела недостойное; право же, она достойна жалости, а он ненависти. Если же это речь ее убедила и душу ее обманом захватила, то и здесь нетрудно ее защитить и от этой вины обелить. Ибо слово - величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные - может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость. А что это так, я докажу - ибо слушателю доказывать надобно всеми доказательствами.

Поэзию я считаю и называю речью, имеющей мерность; от нее исходит к слушателям и страх, полный трепета, и жалость, льющая слезы, и страсть, обильная печалью; на чужих делах и телах, на счастье их и несчастье собственным страданием страждет душа - по воле слов. (10) Но от этих речей перейду я к другим. Боговдохновенные заклинания напевом слов сильны и радость принести, и печаль отвести; сливаясь с души представленьем, мощь слов заклинаний своим волшебством ее чарует, убеждает, перерождает. Два есть средства у волшебства и волхвования: душевные заблуждения и ложные представления. И сколько и скольких и в скольких делах убедили и будут всегда убеждать, в неправде используя речи искусство! Если б во всем все имели о прошедших делах воспоминанье, и о настоящих пониманье, и о будущих предвиденье, то одни и те же слова одним и тем же образом нас бы не обманывали. Теперь же не так-то легко помнить прошедшее, разбирать настоящее, предвидеть грядущее, так что в очень многом очень многие берут руководителем души своей представление - то, что нам кажется. Но оно и обманчиво, и неустойчиво и своею обманностью и неустойчивостью навлекает на тех, кто им пользуется, всякие беды.

Что же мешает и о Елене сказать, что ушла она, убежденная речью, ушла наподобие той, что не хочет идти, как незаконной если бы силе она подчинилась и была бы похищена силой. Убежденью она допустила собой овладеть; и убеждение, ей овладевшее, хотя не имеет вида насилия, принуждения, но силу имеет такую же. Ведь речь, убедившая душу, ее убедив, заставляет подчиниться сказанному, сочувствовать сделанному. Убедивший так же виновен, как и принудивший; она же, убежденная, как принужденная, напрасно в речах себе слышит поношение. Что убежденье, использовав слово, может на душу такую печать наложить, какую ему будет угодно, - это можно узнать прежде всего из учения тех, кто учит о небе: они, мненьем мненье сменяя, одно уничтожив, другое придумав, все неясное и неподтвержденное в глазах общего мнения заставляют ясным явиться; затем - из неизбежных споров в судебных делах, где одна речь, искусно написанная, не по правде сказанная, может, очаровавши толпу, заставить послушаться; а в-третьих - из прений философов, где открываются и мысли быстрота, и языка острота: как быстро они заставляют менять доверие к мнению! Одинаковую мощь имеют и сила слова для состоянья души, и состав лекарства для ощущения тела. Подобно тому как из лекарств разные разно уводят соки из тела и одни прекращают болезни, другие же жизнь, - так же и речи: одни огорчают, те восхищают, эти пугают, иным же, кто слушает их, они храбрость внушают. Бывает, недобрым своим убеждением душу они очаровывают и заколдовывают. Итак, этим сказано, что, если она послушалась речи, она не преступница, а страдалица.

Теперь четвертою речью четвертое я разберу ее обвинение. Если это свершила любовь, то нетрудно избегнуть ей обвинения в том преступлении, какое она, говорят, совершила. Все то, что мы видим, имеет природу не такую, какую мы можем желать, а какую судьба решила им дать. При помощи зрения и характер души принимает иной себе облик. Когда тело воина для войны прекрасно оденется военным оружием из железа и меди, одним чтоб себя защищать, другим чтоб врагов поражать, и узрит зрение зрелище это и само смутится и душу смутит, так что часто, когда никакой нет грозящей опасности, бегут от него люди, позорно испуганные: изгнана вера в законную правду страхом, проникшим в душу от зрелища: представ пред людьми, оно заставляет забыть о прекрасном, по закону так признаваемом, и о достоинстве, после победы часто бываемом. Нередко, увидев ужасное, люди теряют сознание нужного в нужный момент: так страх разумные мысли и заглушает и изгоняет. Многие от него напрасно страдали, ужасно хворали и безнадежно разум теряли: так образ того, что глаза увидали, четко отпечатлевался в сознании. И много того, что страх вызывает, мною опущено, но то, что опущено, подобно тому, о чет сказано. А вот и художники: когда многими красками из многих тел тело одно, совершенное формой, они создают, то зрение наше чаруют. Творенье кумиров богов, созданье статуй людей - сколько они наслаждения нашим очам доставляют! Так через зренье обычно бывает: от одного мы страдаем, другого страстно желаем. Много у многих ко многим вещам и людям возгорается страсти, любви и желанья.

Чего ж удивляться, ежели очи Елены, телом Париса плененные, страсти стремление, битвы любовной хотение в душу ее заронили! Если Эрос, будучи богом богов, божественной силой владеет, - как же может много слабейший от него и отбиться и защититься! А если любовь - болезней людских лишь страданье, чувств душевных затменье, то не как преступленье нужно ее порицать, но как несчастья явленье считать. Приходит она, как только придет, судьбы уловленьем - не мысли веленьем, гнету любви уступить принужденная - не воли сознательной силой рожденная.
Как же можно считать справедливым, если поносят Елену? Совершила ль она, что она совершила, силой любви побежденная, ложью ль речей убежденная или явным насилием вдаль увлеченная, иль принужденьем богов принужденная, - во всех этих случаях нет на ней никакой вины.
Речью своею я снял поношение с женщины. Закончу: что в речи сначала себе я поставил, тому верным остался; попытавшись разрушить поношения несправедливость, общего мнения необдуманность, эту я речь захотел написать Елене во славу, себе же в забаву.

Сборник заданий по дисциплине «Риторика» (код - )

Задание 1.

Вопрос 1. В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?

1. Египет;

2. Ассирия;

3. Греция;

4. Вавилон;

5. Рим.

Вопрос 2. Кого считают основоположником теории риторической науки?

1. Аристотель;

2. Квинтилиан;

3. Сократ;

4. Платон;

5. Горгий.

Вопрос 3. Назовите имя автора «Краткого руководства к красноречию».

1. И.С. Рижский;

2. М.В. Ломоносов;

3. А.Ф. Мерзляков;

4. Н.Ф. Кошанский;

5. М.М. Сперанский.

Вопрос 4. Кому принадлежит определение риторики как «способности находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»?

1. Аристотель;

2. Горгий;

3. Цицерон;

4. М.В. Ломоносов;

5. Квинтилиан.

Вопрос 5. Назовите автора слов: «Ничто столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова».

1. Аристотель;

2. Н.Ф. Кошанский;

3. Цицерон;

4. М.В. Ломоносов;

5. М.М. Сперанский.

Задание 2.

Вопрос 1. Назовите автора «Трех трактатов об ораторском искусстве».

1. Аристотель;

2. Горгий;

3. Цицерон;

4. Квинтилиан;

5. Платон.

Вопрос 2. Назовите автора «Двенадцати книг риторических наставлений».

1. Аристотель;

2. Горгий;

3. Цицерон;

4. Квинтилиан;

5. Платон.

Вопрос 3. Назовите автора «Топики».

1. Аристотель;

2. М.В. Ломоносов;

3. Н.Ф. Кошанский;

4. М.М. Сперанский;

5. К.П. Зеленецкий.

Вопрос 4. Назовите автора «Правил высшего красноречия».

1. Аристотель;

2. М.В. Ломоносов;

3. Н.Ф. Кошанский;

4. М.М. Сперанский;

5. К.П. Зеленецкий.

Вопрос 5. Кому из авторов принадлежит труд «Исследования о риторике, в ее наукообразном содержании и в отношениях, какие она имеет к общей теории слова и логике».

1. Аристотель;

2. М.В. Ломоносов;

3. Н.Ф. Кошанский;

4. М.М. Сперанский;

5. К.П. Зеленецкий.

Задание 3.

Вопрос 1. Исключите избыточный элемент в списке источников красноречия, названных М.В. Ломоносовым.

1. Природное дарование;

2. Артистизм;

3. Подражание авторам;

4. Упражнения;

5. Знание других наук.

Вопрос 2. Кому, по мнению Аристотеля, принадлежит первый трактат по риторике.

Горгий;

Лисий;

Исократ;

Коракс;

Сократ.

Вопрос 3. Какая характеристика точнее всего отражает понятие риторического идеала?

1. Содержание речи;

2. Основные требования к речи;

3. Качества оратора;

4. Этапы построения речи;

5. Условия эффективности речи.

Вопрос 4. Кому принадлежит афоризм «Нельзя быть истинным оратором, не быв честным человеком».

1. Аристотель;

2. Горгий;

3. Цицерон;

4. Квинтилиан;

5. Платон.

Вопрос 5. Кому принадлежит афоризм «Слово, обладая малым весом и незаметным телом, может совершать великие дела» (Горгий).

Аристотель;

Горгий;

Цицерон;

Квинтилиан;

Платон.

Задание 4.

Вопрос 1. Назовите автора речи «Похвала Елене».

1. Аристотель;

2. Горгий;

3. Цицерон;

4. Квинтилиан;

5. Платон.

Вопрос 2. Назовите автора речи «В защиту Росция».

1. Аристотель;

2. Горгий;

3. Цицерон;

4. Квинтилиан;

5. Платон.

Вопрос 3. Кто является автором определения: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

1. Аристотель;

2. М.В. Ломоносов;

3. Н.Ф. Кошанский;

4. М.М. Сперанский;

5. К.П. Зеленецкий.

Вопрос 4. Назовите преподавателя словесности А.С. Пушкина в Царскосельском лицее.

1. Аристотель;

2. М.В. Ломоносов;

3. Н.Ф. Кошанский;

4. М.М. Сперанский;

5. К.П. Зеленецкий

Вопрос 5. Назовите автора строк: «В ярости глас подобает быти яр; в печали уныл и густ; во страсе униженный, добрый, унылый...»

1. Стефан Яворский;

2. М.М. Сперанский;

3. М.В. Ломоносов;

4. Н.Ф. Кошанский;

5. К.П. Зеленецкий.

Задание 5.

Вопрос 1. Выберите правильный вариант расположения этапов (разделов) риторического канона.

1. Инвенция, элокуция, меморио, диспозиция, акцио;

2. Элокуция, инвенция, диспозиция, меморио, акцио;

3. Диспозиция, инвенция, акцио, элокуция, меморио;

4. Инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио;

5. Акцио, меморио, элокуция. диспозиция, инвенция.

Вопрос 2. В каком разделе даются практические советы по сбору материала?

1.Элокуция;

2.Меморио;

3.Диспозиция;

4.Инвенция;

5.Акцио.

Вопрос 3. В каком разделе рекомендуется использование топосов?

1. Элокуция;

2. Меморио;

3. Диспозиция;

4. Инвенция;

5. Акцио.

Вопрос 4. В каком разделе даются практические советы по расположению материала?

1. Элокуция;

2. Меморио;

3. Диспозиция;

4. Инвенция;

5. Акцио.

Вопрос 5. В каком разделе даются практические советы по оформлению найденного материала с помощью языковых средств?

1. Элокуция;

2. Меморио;

3. Диспозиция;

4. Инвенция;

5. Акцио.

Задание 6.

Вопрос 1. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемого в разделе произнесение (акцио).

1.Манера держаться;

2. Соответствие содержания теме сообщения;

3. Звучание голоса;

4. Внешний вид;

5. Постановка логического ударения.

Вопрос 2. Найдите правильные русские соответствия термину «элокуция».

1. Украшение;

2. Уточнение;

3. Выражение;

4. Расположение;

5. Нахождение.

Вопрос 3. Найдите правильное русское соответствие термину «диспозиция».

1. Украшение;

2. Уточнение;

3. Выражение;

4. Расположение;

5. Нахождение.

Вопрос 4. Найдите правильные русские соответствия термину «инвенция».

1. Украшение;

2. Изобретение;

3. Выражение;

4. Расположение;

5. Нахождение.

Вопрос 5. В каком разделе риторической науки апеллируют к таким категориям, как подбор целесообразных языковых средств, грамматическая правильность, ясность мысли, красота выражения.

1. Инвенция.

2. Диспозиция.

3. Элокуция.

4. Меморио.

5. Акцио.

Задание 7.

Вопрос 1. Какому этапу риторического канона соответствуют следующие виды деятельности: выбор темы, применение топосов, определение цели и названия речи?

1. Элокуция;

2. Меморио;

3. Диспозиция;

4. Инвенция;

5. Акцио.

Вопрос 2. Найдите правильное определение риторической категории топоса.

1. «Неполно приведенный аргумент»;

2. «Общее место»;

3. «Определенное повторяющееся содержательное наполнение речи»;

4. «Структурно-смысловая модель порождения высказывания, на основании которой строятся отрезки текста и целые тексты»;

5. «Диалектические способы размышления о предмете речи».

Вопрос 3. Как называет применение топосов Аристотель?

1. Способ изобретения;

2. Метод исследования предмета речи;

3. Поэтапное движение от мысли к слову;

4. Наполнение речи;

5. Алгоритм построения высказывания.

Вопрос 4. Как называет топосы М.В. Ломоносов в»Кратком руководстве к красноречию»?

1. Источники изобретения;

2. Таксономии;

3. Риторические места;

4. Общие места;

5. Познавательные модели.

Вопрос 5. Кому приписывается разработка этапа инвенции?

1. Горгий;

2. Гермагор;

3. Сократ;

4. Платон;

5. Аристотель.

Задание 8.

Вопрос 1. Назовите избыточный элемент в списке наиболее распространенных топосов.

1. Родовидовая характеристика;

2. Деление предмета на части;

3. Определение предмета речи;

4. Подведение итогов;

5. Выделение свойств предмета речи,

Вопрос 2. Назовите избыточный элемент в списке наиболее распространенных топосов.

1. Поиск обстоятельств;

2. Выявление причинно-следственных связей;

3. Обращение к происхождению слова (имя);

4. Сопоставление;

5. Описание деталей.

Вопрос 3. Какие функции выполняет топос «родовидовая характеристика предмета речи» в следующем отрывке из рассказа Тэффи: «Есть еще какой-то «смех сквозь слезы»... Есть смех - сущая бестолочь...

Есть смех шекспировских злодеев и братьев-разбойников, почти беззвучный, угадываемый только по неестественно осклабленному рту и сотрясению плеч.

Ах, много, много разного смеха на свете... Но есть смех один, при воспоминании о котором становится жизнь теплее.

Этот смех без причины, самоцельный, и тихий, и звонкий, весь - сияние, весь - светлая радость бытия. Он звенит в сердце серебряным колокольчиком, зовет и будит уснувшую душу, и все, кто слышит его, начинают тихо и радостно улыбаться».

1. Развертывание темы речи;

2. Объяснение темы или предмета речи;

3. Всестороннее информация о разновидностях основного предмета речи.

4. Участие в создании структурной основы повествования.

5. Оформление начала текста.

Вопрос 4. Какую функцию выполняет топос «родовидовая характеристика предмета речи» в следующем отрывке из очерка А. Эппеля: «Римляне обогатили человечество многими выдающимися открытиями и изобретениями в этой сфере. К примеру, именно они начали строить дороги с твердым покрытием. Беспрерывно воевавшим римлянам надоело каждый раз с наступлением сезона дождей останавливать движение своих легионов - и они стали мостить дороги камнем, чтобы колесницы не вязли в грязи. Первая такая дорога, построенная в 312-308 годах до нашей эры по распоряжению цензора Аппия Клавдия и с тех пор носящая его имя, используется и сейчас, а на отдельных ее участках сохранилось даже исконное покрытие с отчетливо видимыми следами римских колесниц.

Прославился Рим также тем, что создал такое замечательное искусство, как цирк.

А кто не восхищался придуманным римлянами водопроводом!»

1. Развертывание темы речи;

2. Объяснение темы или предмета речи;

3. Всестороннее информация о разновидностях основного предмета речи;

4. Участие в создании структурной основы повествования;

5. Оформление начала текста.

Вопрос 5. В основе какой мыслительной операции и структурно-смысловой модели лежит топос «родовидовая характеристика предмета речи»?

1. Определение.

2. Целое-часть.

3. Выделение свойств.

4. Выявление причинно-следственных связей.

5. Поиск обстоятельств.

Задание 9.

Вопрос 1. Назовите теоретика риторики, считавшего определение «труднейшим, но и полезнейшим» источником изобретения.

1. Аристотель;

2. М.В. Ломоносов;

3. Н.Ф. Кошанский;

4. М.М. Сперанский;

5. К.П. Зеленецкий.

Вопрос 2. Назовите разновидность определения: «Лень - дефицит желаний» (И. Шевелев).

1. Определение через родовидовую характеристику (логическое определение);

2. Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;

3. Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);

4. Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;

5. Определение, основанное на парадоксе.

Вопрос 3. Назовите разновидность определения: «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

1. Определение через родовидовую характеристику (логическое определение);

2. Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;

3. Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);

4. Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;

5. Определение, основанное на парадоксе.

Вопрос 4. Назовите разновидность определения: «Звезда - небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка».

1. Определение через родовидовую характеристику (логическое определение);

2. Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;

3. Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);

4. Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;

5. Определение, основанное на парадоксе.

Вопрос 5. Назовите разновидность определения: «Палеонтология - наука о вымерших животных».

1. Определение через родовидовую характеристику (логическое определение);

2. Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;

3. Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);

4. Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;

5. Определение, основанное на парадоксе.

Задание 10.

Вопрос 1. Назовите разновидность определения: «Разговор - это здание, которое строится совместными усилиями» (А. Моруа).

1. Определение через родовидовую характеристику (логическое определение);

Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;

Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);

Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;

Определение, основанное на парадоксе.

Вопрос 2. Назовите разновидность определения: «Темперамент - особенности психического склада человека, выражающиеся в степени эмоциональной возбудимости, подвижности, жизненной активности человека».

1. Определение через родовидовую характеристику (логическое определение);

2. Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;

3. Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);

4. Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;

5. Определение, основанное на парадоксе.

Вопрос 3. Назовите разновидность определения: «Слово - единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира».

1. Определение через родовидовую характеристику (логическое определение);

2. Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;

3. Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);

4. Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;

5. Определение, основанное на парадоксе.

Вопрос 4. Назовите разновидность определения: «Лето - это каникулы, свободное время, пляж, солнце, иногда дождь, но все время хорошее настроение».

1. Определение через родовидовую характеристику (логическое определение);

2. Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;

3. Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);

4. Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;

5. Определение, основанное на парадоксе.

Вопрос 5. Назовите разновидность определения: «Москва - город, занимающий большую территорию, с огромным количеством людей, вбирающий в себя историю и культуры всей России».

1. Определение через родовидовую характеристику (логическое определение);

2. Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;

3. Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);

4. Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;

> >Определение, основанное на парадоксе.

Задание 11.

Вопрос 1. Какой логической операции соответствует действие на основании топоса «соотношение целого и частей предмета речи»?

1. Деление;

2. Сравнение;

3. Противопоставление;

4. Обобщение;

5. Конкретизация.

Вопрос 2. Какую функцию выполняет топос «соотношение целого и частей предмета речи» в следующем отрывке: «...А приходилось вам хоть однажды видеть, как по весне распускается мак? На рассвете среди серых вырезных листьев на мохнатом стебле качается под ветром большой зеленый бутон, тоже весь мохнатый и в капельках росы. И вдруг бутон лопается! Зеленые шторки раздвигаются все шире, шире, шире, а сквозь них видна розовая полоска. Щелк! Шторки упали на землю, и ветерок покачивает уже не зеленую коробочку, а будто измятый комочек розовой папиросной бумаги. Наберитесь терпения - сейчас он тоже начнет оживать, расправлять складки. Краснеют лепестки под солнцем, и ты невольно становишься причастным к дивному чуду: на стебле раскрылась пылающая огнем чаша, а в глубине ее вспыхивает черный уголек...» (В. Моложавенко).

1. Развертывание темы речи.

2. Точность передачи информации.

3. Придание выразительности тексту.

4. Структуризация текста и микротекста

5. Всестороннее описание предмета речи.

Вопрос 3. Какую функцию выполняет топос «соотношение целого и частей предмета речи» в следующем отрывке: «Незабываемое чувство упоительного волнения всякий раз овладевает душой, едва лишь ее коснуться удивительные по своей силе и красоте волшебные трели. Они принадлежат соловью - той хрупкой и осторожной птичке (ЦЕЛОЕ) с темными выразительными глазами (ЧАСТЬ), чей проникновенный голос (ЧАСТЬ) на многие часы и версты гулко разливается по лунной ряби водной глади или эхом рассыпается вдоль ночной степи, скитаясь между островками притихших дубрав» (М. Штейнбах).

1. Развертывание темы речи.

2. Точность передачи информации.

3. Придание выразительности тексту.

4. Структуризация текста и микротекста

5. Всестороннее описание предмета речи.

Вопрос 4. Какую функцию выполняет топос «соотношение целого и частей предмета речи» в следующем отрывке: «Люди делятся на 3 группы. На использующих визуальный язык. На использующих аудиоязык и на использующих язык тела.

Люди первой группы, не замечая того, говорят: «Видишь», поскольку они общаются при помощи образов... Люди второй группы, не замечая того, говорят: «Слышишь»... Люди третьей группы, не замечая того, говорят: «Чувствуешь»...» (По Б. Верберу).

1. Развертывание темы речи.

2. Точность передачи информации.

3. Придание выразительности тексту.

4. Структуризация текста и микротекста

5. Всестороннее описание предмета речи.

Вопрос 5. Какую функцию выполняет топос «соотношение целого и частей предмета речи» в следующем отрывке: «Следы икебаны уходят в глубокую древность, еще ко времени появления на Японских островах буддизма.

Первая ветка, непременно самая длинная, - это син, символ Неба. Вторая, средняя по величине, - соэ, символ Человека. Третья, самая маленькая, - это хикаэ, символ Земли. К этим трем основным элементам букета, как бы составляющим его скелет, по мере надобности добавляют вспомогательные элементы композиции. Японцы называют их дзюен, что значит «помощники». Они должны усилить тот или иной основной элемент букета.

В японских школах икебана преподается наравне с живописью и каллиграфией, и уже с ранних лет дети овладевают секретами этого искусства» (В. Моложавенко).

1. Развертывание темы речи.

2. Точность передачи информации.

3. Придание выразительности тексту.

4. Структуризация текста и микротекста

5. Всестороннее описание предмета речи.

Задание 12.

Вопрос 1. Назовите правила сравнения.

1. Сравнивать следует только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности;

2. Сравнивать следует только неоднородные понятия, которые отражают разнородные предметы и явления действительности;

3. Сравнивать надо по таким признакам, которые имеют важное, существенное значение;

4. Сравнивать надо по одному, даже несущественному признаку;

5. При сравнении находить только сходство между предметами речи.

Вопрос 2. Назовите правильную схему текста, созданного на основе топоса «сравнение».

1. Тезис. Аргументы. Вывод;

2. Тезис. Термин сравнения. Вывод;

3. Тезис. Термин сравнения. Аргументы. Вывод;

4. Аргументы. Термин сравнения. Вывод;

5. Тезис. Термин сравнения. Аргументы.

Вопрос 3. Найдите правильное определение «термина сравнения».

1. Признак, на основании которого становится возможным сравнивать;

2. Признак, характерный для одного из предметов речи;

3. Признак, который позволяет отличить один предмет речи от другого;

4. Признак, характерный для двух сравниваемых предметов речи;

5. Признак, доказывающий сходства или различия между предметами речи.

Вопрос 4. Какую функцию выполняет топос «сравнение предметов речи» в следующем отрывке: «Осень словно капризная барышня: то восхищает всех своей красотой и светом, то огорчает проливным дождем и неприятным хлюпаньем под ногами; побуждает жмуриться от ярких лучей и подставлять последнему теплому солнцу лицо, то заставляет спрятать его под зонтом. Но самое главное, осень никого не оставляет равнодушным...»

1. Развертывание замысла речи;

2. Объяснение темы или предмета речи;

3. Разнообразие подачи материала;

4. Создание аналогии;

5. Всестороннее описание предмета речи.

Вопрос 5. Какую функцию выполняет топос «сравнение предметов речи» в следующем отрывке: «Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли.

- Представьте себе, - ответил Джинс, - исполинскую гору, хотя бы Эльбрус на Кавказе. И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору... Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля» (К. Паустовский).

1. Развертывание замысла речи;

2. Объяснение темы или предмета речи;

3. Разнообразие подачи материала;

4. Создание аналогии;

5. Всестороннее описание предмета речи.

Задание 13.

Вопрос 1. Кому из теоретиков русской риторики принадлежат слова о топосе «обращение к происхождению слова (имя)»: «Часто подает повод к мыслям новым, неожиданным и прекрасным»?

1. Н.Ф. Кошанский;

2. М.В. Ломоносов;

3. М.М. Сперанский;

4. Е.В. Клюев;

5. А.К. Михальская.

Вопрос 2. Какая разновидность топоса «имя» представлена в следующем высказывании: «Саша Черный - Александр Михайлович Гликберг. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли в семье «Белый», брюнета - Черный. Отсюда и псевдоним».

1. Перевод иностранного слова на русский язык;

2. Объяснение причины получения каким-либо человеком дополнительной характеристики в имени;

3. Происхождение имени (предмета речи) дается этимологически, но при этом обыгрывается в тексте с целью его поэтизации или занимательности;

4. Ассоциативное восприятие автором какого-либо имени;

5. Подбор созвучных предмету речи слов, смысл которых затем связывается в последующем текст.

Вопрос 3. Какая разновидность топоса «имя» представлена в следующем высказывании: «Эмпатия - это способность чувствовать то же самое, что чувствуют другие, способность сопереживать, разделять чужие радость и горе. «Pathos» по-гречески означает «страдание» (Б. Вербер).

1. Перевод иностранного слова на русский язык;

2. Объяснение причины получения каким-либо человеком дополнительной характеристики в имени;

3. Происхождение имени (предмета речи) дается этимологически, но при этом обыгрывается в тексте с целью его поэтизации или занимательности;

4. Ассоциативное восприятие автором какого-либо имени;

5. Подбор созвучных предмету речи слов, смысл которых затем связывается в последующем текст.

Вопрос 4. Какая разновидность топоса «имя» представлена в следующем высказывании: «Немецкое слово «профессия» - калька слова «призвание». Человек призывается на профессиональное дело, на свою работу и должен за счет жесточайшей самодисциплины реализовывать свое призвание».

1. Перевод иностранного слова на русский язык;

2. Объяснение причины получения каким-либо человеком дополнительной характеристики в имени;

3. Происхождение имени (предмета речи) дается этимологически, но при этом обыгрывается в тексте с целью его поэтизации или занимательности;

4. Ассоциативное восприятие автором какого-либо имени;

5. Подбор созвучных предмету речи слов, смысл которых затем связывается в последующем тексте.

Вопрос 5. Какая разновидность топоса «имя» представлена в следующем высказывании: «Осень. А рядом оса и осина. На одной хочется повеситься, а другая жужжит и жужжит непрестанно. Значит, есть выбор, есть надежда» (О. Богданова).

6. Перевод иностранного слова на русский язык;

2. Объяснение причины получения каким-либо человеком дополнительной характеристики в имени;

3. Происхождение имени (предмета речи) дается этимологически, но при этом обыгрывается в тексте с целью его поэтизации или занимательности;

4. Ассоциативное восприятие автором какого-либо имени;

5. Подбор созвучных предмету речи слов, смысл которых затем связывается в последующем тексте.

Задание 14.

Вопрос 1. Какую функцию выполняет топос «обращение к происхождению слова (имя)» в следующем фрагменте текста: «Слово «утопия» было придумано в 1516 году англичанином Томасом Мором. В греческом языке «у» - отрицательная приставка, слово «топос» означает «место», то есть «утопия» - это место, которого нет нигде» (Б. Вербер).

1. Развертывание замысла речи;

2. Объяснение темы или предмета речи;

3. Разнообразие подачи материала;

4. Выражение авторского отношения к предмету речи;

5.Участие в качестве аргумента.

Вопрос 2. Какие функции выполняет топос «обращение к происхождению слова (имя)» в следующем фрагменте текста: «Название цветка - Camellia происходит от фамилии француза Камеллиуса, который впервые привез это растение в Европу еще три века назад. Камелия стала тогда домашним, комнатным цветком» (В. Моложавенко).

1. Развертывание замысла речи;

2. Объяснение темы или предмета речи;

3.Разнообразие подачи материала;

4. Выражение авторского отношения к предмету речи;

5.Участие в качестве аргумента.

Вопрос 3. Какую функцию выполняет топос «обращение к происхождению слова (имя)» в следующем фрагменте текста: «Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская» (М. Цветаева).

1. Развертывание замысла речи;

2. Объяснение темы или предмета речи;

3.Разнообразие подачи материала;

4. Выражение авторского отношения к предмету речи;

5.Участие в качестве аргумента.

Вопрос 4. Какую функцию выполняет топос «обращение к происхождению слова (имя)» в следующем фрагменте текста: «Ни зги не видно. Зга - старинное слово. Оно произошло от стьга (стежка. Дорожка, тропинка). Поэтому выражение «ни зги не видно» буквально означает: не видно тропинки, дороги, пути» (Н. Шанский).

1. Развертывание замысла речи;

2. Объяснение темы или предмета речи;

3.Разнообразие подачи материала;

4. Выражение авторского отношения к предмету речи;

5.Участие в качестве аргумента.

Вопрос 5. Какую функцию выполняет топос «обращение к происхождению слова (имя)» в следующем фрагменте текста: «Евангелие (греч. Благовестие) - основание Нового завета - состоит из четырех книг. Это четыре повествования о жизни и учении Иисуса Христа считаются каноническими, признанными церковной традицией. Они являются источником сюжетов, получивших различные интерпретации ив европейской культуре на протяжении почти двух тысячелетий» (Е. Четина).

1. Развертывание замысла речи;

2. Объяснение темы или предмета речи;

3.Разнообразие подачи материала;

4. Выражение авторского отношения к предмету речи;

5.Участие в качестве аргумента.

Задание 15.

Вопрос 1. Какое основное действие предполагалось на этапе диспозиции?

1. Нахождение материала;

2. Структуризация материала;

3. Эффективное расположение;

4. Отбор существенного и несущественного материала;

5. Облечение в слова.

Вопрос 2. Кому из теоретиков риторики принадлежат слова: "Первое понятие речи и расположение к ней достигаются именно ее началом, и поэтому оно должно сразу приманить и привлечь слушающего".

1. Сократ;

2. Горгий;

3. Аристотель;

4. Цицерон:

5. Квинтилиан.

Вопрос 3. В каком типе заключения речевое сообщение ставится в перспективу?

1. Типологизирующем;

2. Суммирующем;

3. Апеллирующем;

4. Акцентирующем;

5. Аспектном.

Вопрос 3. Какая задача не свойственна заключению речевого сообщения?

1. Обобщение сказанного;

2. Указание перспектив;

3. Краткое повторение основных проблем;

4. Изложение цели выступления;

5. Подведение итогов.

Вопрос 4. Какая задача не характерна для основной части речевого сообщения?

1. Сообщение информации;

2. Призыв к непосредственным действиям;

3. Обоснование собственной точки зрения;

4. Убеждение аудитории;

5. Раскрытие темы.

Вопрос 5. Какой части ораторского выступления характерны следующие приемы: обращение, обзор главных моментов, парадоксальность ситуации, юмористическое замечание?

1. Заключение;

2. Вступление;

3. Основная часть;

4. Обзор;

5. Введение.

Задание 16.

Вопрос 1. Какой части высказывания характерны следующие способы изложения материала: параллельный способ организации материала, хронологический способ организации материала, логический способ организации материала?

1. Заключение;

2. Вступление;

3. Основная часть;

4. Обзор;

5. Введение.

Вопрос 2. В какой части выступления чаще используются «зацепляющие крючки»?

1. Заключение;

2. Вступление;

3. Основная часть;

4. Обзор;

5. Введение.

Вопрос 3. Какую часть речи Н. Безменова называет «наррацией»?

1. Заключение;

2. Вступление;

3. Основная часть;

4. Обзор;

5. Введение.

Вопрос 4. Какое из требований не касается основной (средней) части?

1. Повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме;

2. Факты должны находиться в соответствии с действующими лицами, т.е. быть правдоподобными;

3. Наррация должна быть пространной и объемной;

4. Интерес ко всей речи в значительной мере зависит от интереса, вызванного наррацией;

5. Наррация должна сопровождаться описанием, которое оживляет сухие факты.

Вопрос 5. Какова основная цель оратора на этапе диспозиции?

1. Целесообразное расположение материала;

2. Облечение мыслей в слова;

3. Нахождение материала для раскрытия темы;

4. Запоминание подготовленного текста;

5. Произнесение речи.

Задание 17.

Вопрос 1. Какое определение хрии принадлежит М.В. Ломоносову?

1. «Речь, рассуждение, составленное по заданным правилам»;

2. «Совокупность приемов для развития предложенной темы»;

3. «Классический образец речи-рассуждения»;

4. «Слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную мысль, или действие какого великого человека";

5. «Текст на нравственную тему с нравоучительным выводом».

Вопрос 2. Какая из перечисленных частей не встречается в строгой хрии?

1. Приступ;

2. Парафразис;

3. Намек;

4. Противное;

5. Подобие.

Вопрос 3. Какая из перечисленных частей не встречается в строгой хрии?

1. Противное;

2. Подобие;

3. Пример;

4. Свидетельство;

5. Апелляция.

Вопрос 4. Назовите автора слов: «Во всяком сочинении есть известная царственная мысль: к сей-то мысли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу: иначе они будут введены без причины; они будут излишни; а все излишнее несносно».

1. М.М. Сперанский;

2. К.П. Зеленецкий;

3. М.В. Ломоносов;

4. Н.Ф. Кошанский;

5. А.Ф. Мерзляков.

Вопрос 5. Назовите основное отличие текста-рассуждения от строгой хрии.

1. Тематика.

2. Меньшее количество частей.

3. Количество информации.

4. Отсутствие заключения.

5. Иная формулировка тезиса.

Задание 18.

Вопрос 1. Кому принадлежит термин «цветы красноречия», называющий средства выразительности речи?

1. Сократ;

2. Горгий;

3. Аристотель;

4. Цицерон:

5. Квинтилиан.

Вопрос 2. На каком языковом явлении основано появление тропов?

1. Многозначность;

2. Омонимия;

3. Синонимия;

4. Антонимия;

5. Клишированность.

Вопрос 3. Найдите избыточное понятие, не относящееся к тропам.

1. Метафора;

2. Метонимия;

3. Анафора;

4. Эпитет;

5. Сравнение.

Вопрос 4. Найдите правильное определение метафоры.

1. Образное, яркое определение, подчеркивающее основную характеристику предмета речи, также основано на переносе значения;

2. Троп, состоящий в перенесении значения с одного предмета (или явления) на другой на основе сходства;

3. Перенос названия по смежности;

4. Перенос названия от большего к меньшему и от меньшего к большему.

5. Троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет ярче передать характеризуемое.

Вопрос 4. Найдите правильное определение метонимии.

1. Образное, яркое определение, подчеркивающее основную характеристику предмета речи, также основано на переносе значения;

2. Троп, состоящий в перенесении значения с одного предмета (или явления) на другой на основе сходства;

3. Перенос названия по смежности;

4. Перенос названия от большего к меньшему и от меньшего к большему.

5. Троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет ярче передать характеризуемое.

Задание 19.

Вопрос 1. Найдите правильное определение эпитета.

1. Образное, яркое определение, подчеркивающее основную характеристику предмета речи, основанное на переносе значения;

2. Троп, состоящий в перенесении значения с одного предмета (или явления) на другой на основе сходства;

3. Перенос названия по смежности;

4. Перенос названия от большего к меньшему и от меньшего к большему.

5. Троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет ярче передать характеризуемое.

Вопрос 2. Найдите правильное определение синекдохи.

1. Образное, яркое определение, подчеркивающее основную характеристику предмета речи, основанное на переносе значения;

2. Троп, состоящий в перенесении значения с одного предмета (или явления) на другой на основе сходства;

3. Перенос названия по смежности;

4. Перенос названия от большего к меньшему и от меньшего к большему.

5. Троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет ярче передать характеризуемое.

Вопрос 3. Найдите правильное определение сравнения.

1. Образное, яркое определение, подчеркивающее основную характеристику предмета речи, основанное на переносе значения;

2. Троп, состоящий в перенесении значения с одного предмета (или явления) на другой на основе сходства;

3. Перенос названия по смежности;

4. Перенос названия от большего к меньшему и от меньшего к большему.

5. Троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет ярче передать характеризуемое.

Вопрос 4. Исключите избыточный элемент в списке метафор.

1. Газета ошибается;

2. Молоко берез;

3. Мысли текут;

4. Подошва горы;

5. Совесть грызет.

Вопрос 5. Обозначьте примеры метафоры.

1. Рубль падает;

2. Облако плачет;

3. Шипенье бокалов;

4. Чайник закипел;

5. Ива плачет.

Задание 20.

Вопрос 1. Назовите пример метонимии.

6. Царь зверей;

7. Если бы молодость знала, если бы старость могла;

8. Туманный Альбион;

9. Все флаги в гости будут к нам;

10. Слезы осени.

Вопрос 2. Исключите избыточный элемент в списке примеров метонимии.

1. «Не то на серебре - на золоте едал»;

2. «Я три тарелки съел»;

3. «Обманутое счастье мое»;

4. «Трещит затопленная печь»;

5. «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою».

Вопрос 3. Назовите пример синекдохи.

1. Отряд в 200 сабель;

2. Смелость города берет;

3. Учиться до седых волос;

4. Пожар осени;

5. Уснувшие нивы.

Вопрос 4. Определите троп в следующих строках А. Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче».

1. Метафора;

2. Метонимия;

3. Синекдоха;

4. Эпитет;

5. Сравнение.

Вопрос 5. Определите троп в следующем предложении: «Теперь мы знаем главных ваятелей, и день, и ночь работающих над поверхностью земли, - это лед, вода, ветер да тепло и холод» (В. И Э. Вахтеровы).

1. Метафора;

2. Метонимия;

3. Синекдоха;

4. Эпитет;

5. Сравнение.

Задание 21.

Вопрос 1. Исключите избыточный элемент в списке фигур.

1. Градация;

2. Антитеза;

3. Ирония;

4. Звегма;

5. Парцелляция.

Вопрос 2. Устраните из списка название риторической фигуры - разновидности повтора.

1. Эпифора;

2. Градация;

3. Антитеза;

4. Риторический вопрос;

5. Оксюморон.

Вопрос 3. Исключите избыточнее элементы в списке фигур диалогизации.

1. Риторический вопрос.

2. Параллелизм.

3. Период.

4. Риторическое обращение.

5. Риторическое восклицание.

Вопрос 4. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим» (М. Лисянский).

1. Анафора;

2. Эпифора;

3. Антитеза;

4. Оксюморон;

5. Зевгма.

Вопрос 5. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «Я не знаю, где граница Между Севером и Югом; Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом» (М. Светлов).

1. Параллелизм;

2. Градация;

3. Инверсия;

4. Период;

5. Антитеза.

Задание 22.

Вопрос 1. Теоретиком какой фигуры был Цицерон?

1. Риторический вопрос.

2. Параллелизм.

3. Период.

4. Риторическое обращение.

5. Риторическое восклицание.

Вопрос 2. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «И где ж Мазепа? где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?» (А. Пушкин).

1. Параллелизм;

2. Градация;

3. Инверсия;

4. Период;

5. Антитеза.

Вопрос 3. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «...Пробил час претворить в жизнь обещания демократии.

...Пробил час, поднявшись из мрака и холода казематов сегрегации, выйти на солнечный путь расовой справедливости.

...Пробил час, вызволив нашу родину из зыбучих песков расовых предрассудков, ступить на твердую почву братства» (М. Л. Кинг).

1. Анафора;

2. Эпифора;

3. Антитеза;

4. Оксюморон;

5. Зевгма.

Вопрос 4. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «Эмиграция помнила о России, думала о России, спорила о России, работала для будущего России. Помнить, думать, спорить - все это в эмиграции возможно. Одно невозможно в эмиграции - это быть в России (А. Шмеман).

1. Анафора;

2. Эпифора;

3. Антитеза;

4. Оксюморон;

5. Зевгма.

Вопрос 5. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «Если я обладаю хоть немного природным талантом, если есть во мне навык к речам, если есть польза для общественных дел, ... так вот вы вправе потребовать от меня защиты Лициния» (Цицерон).

1. Параллелизм;

2. Градация;

3. Инверсия;

4. Период;

5. Антитеза.

Задание 23.

Вопрос 1. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «Он... тоже пошел. В магазин. Сигарет купить» (В. Шукшин).

1. Параллелизм;

2. Парцелляция;

3. Инверсия;

4. Период;

5. Антитеза.

Вопрос 2. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «С тех пор как первый человек сказал и доказал, что количество рождений или преступлений подчиняется математическим законам и что известные географические и политико-экономические условия определяют тот или иной образ правления, что известные отношения к земле производят движения народа, - с тех пор уничтожились в сущности своей те основания, на которых строилась история» (Л.Толстой).

1. Параллелизм;

2. Парцелляция;

3. Инверсия;

4. Период;

5. Антитеза.

Вопрос 3. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «Требование было до того настойчивое, что она принуждена была встать со своего ложа в негодовании и в папильотках» (Ф.М.Достоевский).

1. Параллелизм;

2. Градация;

3. Зевгма;

4. Период;

5. Антитеза.

Вопрос 4. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу?» (Жуковский).

1. Риторический вопрос;

2. Параллелизм;

3. Период;

4. Риторическое обращение;

5. Риторическое восклицание.

Вопрос 5. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» (А. Грибоедов).

1. Параллелизм;

2. Градация;

3. Зевгма;

4. Период;

5. Антитеза.

Задание 24.

Вопрос 1. Определите фигуру речи в следующем высказывании: ««Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг! Привод, вихрь дли! Не опоздай!» (Брюсов).

1. Риторический вопрос.

2. Параллелизм.

3. Период.

4. Риторическое обращение.

5. Риторическое восклицание.

Вопрос 2. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой» (А. Пушкин).

1. Параллелизм;

2. Градация;

3. Зевгма;

4. Период;

5. Антитеза.

Вопрос 3. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «Гаснет вечер, даль синеет, Солнышко садится, Степь да степь кругом и всюду Нива колосится!» (И. Бунин).

1. Параллелизм;

2. Градация;

3. Зевгма;

4. Инверсия;

5. Антитеза.

Вопрос 4. Определите фигуру речи в следующем высказывании: "Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме. Возле мирного огня!" (А. Блок).

1.Анафора;

2.Эпифора;

3.Антитеза;

4.Инверсия;

5.Градация.

Вопрос 5. Определите фигуру речи в следующем высказывании: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» (М. Лермонтов).

1. Риторический вопрос.

2. Параллелизм.

3. Период.

4. Риторическое обращение.

5. Риторическое восклицание.

Задание 25.

Вопрос 1. Назовите правильный перечень стилей речи.

1. Научный, публицистический, разговорный, диалектический, официально-деловой;

2. Научный, публицистический, разговорный, официально-деловой, художественный;

3. Разговорный, официально-деловой, художественный, общеупотребительный, публицистический;

4. Публицистический, разговорный, официально-деловой, художественный, городской.

5. Публицистический, разговорный, официальный, бытовой, литературный.

Вопрос 2. Какой функциональный стиль речи охарактеризован в следующем перечне основных черт: сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств, стандартное расположение материала, бесстрастность, наличие клише?

1. Научный;

2. Публицистический;

3. Официально-деловой;

4. Разговорный;

2. Художественный.

Вопрос 3. К какому стилю речи относятся ораторская речь?

1. Научный;

2. Публицистический;

3. Официально-деловой;

4. Разговорный;

5. Художественный.

Вопрос 4. Какой функциональный стиль речи охарактеризован в следующем перечне основных черт: наличие выразительных средств, клише, обращенность к массовому адресату, возможность выражения авторской позиции, функции воздействия и информирования.

1. Научный;

2. Публицистический;

3. Официально-деловой;

4. Разговорный;

5. Художественный.

Вопрос 5. Назовите основное отличие публицистического стиля от художественного.

1. Расположение материала.

2. Наличие и отсутствие вымысла.

3. Средства выразительности речи.

4. Наличие авторского «я».

5. Стандартизированность.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.