ВОПРОСЫ для экзамена по дисциплине
«Речевая коммуникация»
> >Речевая коммуникация. Основные составляющие ситуации общения. Типы речевой коммуникации (по способу выражения, количеству участ-ников, цели, характеру ситуации). Виды общения. >Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка. Происхождение языка. Социальная обусловленность языка. >Язык как знаковая система. Структурная организация языка. >Язык и речь. Характер соотношения языка и речи, отличительные осо-бенности языка и речи. >Речь как деятельность и продукт деятельности. Виды речевой деятель-ности: говорение, слушание, чтение письмо. >Национальный язык и его разновидности: литературный язык; просто-речие, территориальные и социальные диалекты. >Понятие функционального стиля. Стилеобразующие факторы. Стили книжного языка: официально-деловой, научный, публицистический (ха-рактеристика каждого стиля). >Нормативный аспект культуры речи. >Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи: нормативность, точность, уместность, чистота. Ошибки, связанные с нарушением качеств речи. > >Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Структура про-цесса чтения. Роль навыков чтения в развитии других видов деятельности человека. Анализ содержания прочитанного текста (тема, идея, проблема, композиция). Методика конспектирования прочитанного текста. Методы свертывания содержания текста (составление аннотации, реферата-резюме). >Письмо как вид речевой деятельности Этапы процесса письма. Текст как основа письменной коммуникации. Текстовые категории (связность, целостность, целенаправленность / прагматичность и т.д.). Категории текстового продуцирования: автор и адресат, ситуация и материал, цель и жанр, тема и проблема текста. Содержание и смысл текста. Затекстовая и подтекстовая информация. >Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассу-ждение). >Слушание как вид речевой деятельности. Понятие и принципы эффективно-го слушания. Правила активного слушания. Умение слушать как важный крите-рий коммуникабельности. Вербальное и невербальное поведение при слушании. >Говорение как вид речевой деятельности. Взаимосвязь содержания и оформления устной речи. Формы устной речи (монолог, диалог, полилог). >Публичное монологическое выступление. Этапы подготовки речи >Диалогические жанры общения, спор, переговоры, беседа. Отличитель-ные жанровые особенности (цели и мотивы общения, участники и их взаимоот-ношения и т.д.). >Невербальные кинетические средства общения (мимика, жесты, поза вы~ ступающего). Дистанция общения (официального и неофициального). >Критерии эффективности коммуникации. >Понятие речевого этикета. Функции этикета. Основные понятия теории этикета. Этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности, извине-ния, просьбы, обращения и т.д. >Социолингвистические аспекты речевой коммуникации. Понятие социо-лингвистики. Стратегии ведения речевой коммуникации в зависимости от соци-альной группы населения. Речевые тактики, их виды. >Психолингвистические аспекты речевой коммуникации; Понятие психо-лингвистики. Эго-состояния человека. Поведение человека в разных социальных ролях. Умение менять социальные роли в зависимости от ситуации общения.