X
Помощь студентам
МЮИ, МЭИ, МИП, СИНЕРГИИ, других ВУЗов и ССУЗов
ГлавнаяКонтактыНовости


СОЦИОЛОГИЯ
1. Объектно-предметная область, закономерности и категории социологии.
2. Структура социологического знания и методы социологии.
3. Функции, задачи социологии и значение социологических знаний в профессиональной деятельности юриста.
4. Социологическая мысль в античности и средневековье.
5. Социологические взгляды мыслителей Возрождения и Нового времени.
6. Особенности развития социологической мысли в России.
7. Определение общества и теоретические подходы к его анализу.
8. Культура как объект социального познания.
9. Понятие личности и ее социального статуса.
10. Социальная адаптация и социализация личности.
11. Девиантное поведение личности и его социальный контроль.
12. Общество как социокультурная система.
13. Государство и гражданское общество как социальные системы.
14. Понятие личности и ее социальной адаптации и социализации.
15. Социальное регулирование девиантного поведения личности.
16. Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества.
17. Социальная стратификация и социальная мобильность.
18. Сущность, виды и функции социальных институтов.
19. Семья и право как важнейшие социальные институты.
20. Социальный контроль: сущность, разновидности.
21. Социальная мобильность: понятие, виды и каналы.
22. Роль института права для развития общества.
23. Использование прикладных исследований в законодательном процессе.
24. Методика и техника сбора социологической информации.
25. Сущность и субъекты социального массового поведения.
26. Сущность социального движения и его разновидности.
27. Социальные конфликты: виды, характеристика.
28. Основные социальные процессы в обществе.
29. Специфика юридической организации. Социальные роли и юридическая деятельность.
30. Социология судопроизводства. Социологическое толкование правовых норм.
1.Определите социальную структуру и дайте краткое описание современной структуры российского общества.
2.Проведите анализ процессов социальной мобильности индивидов в современном российском обществе.
3.Сформулируйте свое понимание выражения «социологический образ мышления» на основе изучения и усвоения сущности понятий «объект социологии» и «предмет социологии».
Раскройте его характерные черты, покажите особенности проявления в поведении людей.
4.Какие, по вашему мнению, социальные мотивы определяют поведение и деятельность индивидов в трудовых организациях? Дайте их краткую характеристику.
5.Какие методы социологической науки вы сможете использовать при взаимодействии в обществе, и какие при решении профессиональных задач?
6.Какие функции практические социологической науки вы можете выделить при анализе социальных процессов и явлений в современном российском обществе? Объясните их.
7.Выявите и охарактеризуйте основные источники и причины социальные конфликтов в современном российском обществе.
8.Какие возможные пути и методы их разрешения современных социальных конфликтов в современном российском обществе вы видите? Объясните их.
9.Предложите свое понимание необходимости изучения социологии для подготовки современного специалиста юридического профиля.
10.Какие умения, сформированные в ходе изучения дисциплины, и как вы сможете использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства?
11.Какие методы социологической науки и как вы сможете использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства?
12.Как вы сможете использовать результаты социологического исследования при выполнении должностных обязанностей?
13.Какой метод сбора социологических данных об изучении социальных отношений в коллективе вы сможете использовать?
14.Возможно ли использовать при изучении правоотношений метод контент-анализа и анкетирования? Да или нет – объясните почему.
15.Как вы охарактеризуете демографическую ситуацию в России середины 90-х годов XX века и в настоящее время?
16.Попытайтесь определить круг профессий, сфер занятости, которые в настоящее время открывают наибольшие возможности для индивида относительно вертикальной мобильности. Какие, по вашему мнению, краткосрочные и долгосрочные перспективы этих социальных групп?
17.Определите в процессе социологического анализа, с какими социальными проблемами сталкивается в настоящем и может столкнуться в будущем российское общество.
18.Какие социальные процессы происходят в современном российском обществе? Проведите анализ и объясните свое понимание этих процессов.
19.С точки зрения социализации дайте определение терминам конформист и нонконформист. Можно ли представить себе общество, состоящее только из нонконформистов (только из конформистов)? Какие негативные последствия нонконформизма можно выделить с позиций основных функций социализации?
20.Профессор Иванов известен студентам как весьма либеральный преподаватель. Часто он ставит студентам зачет автоматом. Какую из нижеперечисленных форм контроля он при этом использует:
а) образовательную;
б) карательную;
в) примирительную;
г) компенсирующую;
д) терапевтическую.
Объясните почему вы выбрали данную форму.
21.С точки зрения социологии, главной формой девиации может быть названо:
а) преступление против собственности;
б) гомосексуализм;
в) пьянство;
д) измена Родине;
е) самоубийство.
Объясните почему.
22.Поместите в левый столбик номера терминов, характеризующие материальную культуру, а в правый – духовную культуру:
1 - паровая машина, 2 - нормы, 3 - правила, 4 - образцы поведения, 5 - книга, 6 - галстук, 7- ритуалы, 8 - язык, 9 - украшение, 10 - плотина, 11 - мифы, 12 - храм, 13 - орудие труда, 14 - обычаи, 15 - жилой дом, 16 - традиции, 17 - знания, 18 - церемонии, 19 - теория относительности, 20 - дуэль, 21 - диспут, 22 - джинсы, 23 - огонь.
Материальная культура
Духовная культура
23.Какие функции образования как социального института выможете выделить:
 формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе;
 воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;
 воспитание творчества и инициативы;
 трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, присущих различным профессиям);
 воспитание определенной мировоззренческой ориентации;
 социальная селекция;
 социальное и культурное изменение, укрепление социального и экономического неравенства.
Объясните ваш выбор.
24.Объясните, в чем заключается отличие:  Корреляционного анализа от факторного.  Номинальной шкалы от ранговой и от интервальной.  Диаграммы от гистограммы.
25.Каковы особенности реализации результатов социологического исследования юристом на практике? Объясните на примерах.
26.Объясните, какую роль в развитии глобальной взаимозависимости международного сообщества играют социокультурные процессы.
27.Охарактеризуйте основные этапы социально-экономического, политического, социокультурного развития, подталкивающие мир к глобализации.
28.Какие, по вашему мнению, особенности социологического анализа законов юристами. Объясните свою позицию.
29.Объясните, особенности толкования правовых норм в прикладной социологии.
30.Дайте характеристику специфических способов осуществления социального контроля, применяемых судами, прокуратурой и тюрьмами.
1.Выделите наиболее характерные, с Вашей точки зрения, признаки предметной области социологии как науки, содержащиеся в определениях различных ученых: О. Конт, М. Вебер, Э.Дюркгейм, П. Сорокин.
2.Давайте обратимся к стратификационной системе России. Опишите:
а) Как, по Вашему мнению, выглядит геометрическая модель стратификационной
системы России в современных условиях?
б) В чем заключаются особенности этой модели, с чем они связаны, какими факторами определяются?
б) Какие основные признаки выделения страт можно определить для России XIX века, коммунистического этапа, современного этапа?
3.Когда европейские и американские работорговцы начали захватывать рабов в различных африканских обществах, они полагали, что помогают этим людям избавиться от грубой, варварской жизни и приобщают их к цивилизованной жизни. Объясните примером этноцентризма, культурного релятивизма, культурной интеграции или культурных универсалий являются эти взгляды работорговцев по отношению к традиционной африканской культуре.
4.Вам поручили выступить в роли консультанта иностранных студентов, приехавших в Ваш университет. Ваше первое задание - подготовить руководство (внутреннюю инструкцию) для этих студентов: что им необходимо знать в первые дни пребывания в стране, городе, университете, чтобы ориентироваться в окружающей среде. Помните, что эти студенты совершенно не знают местных обычаев и символов, они в самом общем виде знакомы с ценностями, нормами и законами российского общества. Какую информацию, на Ваш взгляд, им целесообразно сообщить:
а) относительно особенностей обучения, поведения и традиций Вашего университета;
б) о нормах поведения и культурных ориентациях различных групп российского общества;
в) что из приведенной информации сообщает о доминантной культуре в российском обществе?
г) если иностранные студенты не имеют российского консультанта, где, в каких организациях они могут получить необходимую информацию?
5.Попытайтесь идентифицировать себя (свою семью) с одной из страт (высшей, средней, низшей) общества. На основании каких признаков Вы это сделали? Что получилось? Каковы экономические показатели (доход) этой страты, каков ее престиж, отношение к власти? Есть ли у нее собственные нормы, ценности, отношения к актуальным социальным, политическим, экономическим, культурным, правовым и др. проблемам?
6.Известно, что с детства социализация мальчиков и девочек протекает различно. Определите:
а) с чем это связано;
б) с помощью каких средств социализации и каким образом формируются желательные образцы поведения;
в) какие качества у мальчиков и девочек должны быть сформированы этими средствами;
г) к каким социальным последствиям это приводит;
д) какая форма социализации (мужская или женская) в большей степени соответствует требованиям современной профессиональной карьеры юриста?
7.Госпожа Иванова, описывая хулигана, вырвавшего у нее сумочку, дала ему следующую характеристику: «Маленький, лысый, типичный псих, явно из бедной семьи, да еще и дикарь. Какому из нижеперечисленных направлений соответствует ее ответ: а) психологическому; б) биологическому; в) культурологическому; г) социологическому; д) всем. Объясните почему.
8.Пятилетний Алеша разбил любимую мамину вазу. Родители в наказание поставили его в угол на весь вечер. Какие из нижеперечисленных форм, методов, видов социального контроля при этом использовались: а) формальный контроль; б) внутренний контроль; в) репрессивный контроль; г) неформальный контроль; д) сдерживающий контроль. Объясните почему.
9.Сравните между собой приведенные ниже роли с точки зрения:
а) жесткости социального контроля за их исполнением;
б) сложности обучения им;
в) контроля за проявлением эмоций при их исполнении:
- организатор выставки и ее посетитель;
- библиотекарь и читатель;
- муж и жена;
- программист и юрист.
Объясните, какие условия влияют на успешность овладения данными ролями и их исполнения.
10.Всем хорошо известно начало Евгения Онегина:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог.
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день, и ночь.
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
Так думал молодой повеса.
Летя в пыли на почтовых.
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных...
Если внимательно вчитаться в этот отрывок, в какие ролевые ситуации ставит А.С. Пушкин своего героя? Можно ли говорить о межролевых и внутриролевых конфликтах, которые переживает молодой Онегин? Что можно сказать о ролевом поведении дяди Онегина?
11.Представьте, что Вам нужно собрать людей на митинг. Какие способы привлечения внимания Вы будете использовать, если Вы действуете:
а) на людных городских, улицах;
б) в Вашем институте;
в) в незнакомой Вам организации.
Какие особенности поведения и личности лидера могут оказать более сильное воздействие на собравшихся людей?
Составьте небольшую речь, посвященную, скажем, нетерпимому положению современного российского высшего образования и науки, которая, на Ваш взгляд, должна произвести впечатление на, толпу. Какие использованные в Вашей речи приемы могут побудить толпу к действию?
12.Студент А. является: третьекурсником нашего вуза, баскетболистом-разрядником, заботливым отцом трех летней дочери, верным и пылким супругом. Объясните какие социальные роли здесь по вашему мнению обозначены и какой у него социальный статус.
13.В процессе развертывания глобализации возникло противопоставление глобального и локального. Глобализация проникает в самые глубины социально-экономических структур и, сопровождаясь мощными информационными потоками, пропагандирующими западные стандарты жизни, нередко сталкивается в острейших противоборствах с такими локальными структурами, как местный образ жизни, традиции, обычаи, привычки, образцы поведения. Это приводит к возникновению и распространению новых форм идентификации, которые утверждаются в жизни многих социальных групп через трудности, противоречия и конфликты, затрудняя вовлечение индивидов и социальных общностей в становление и развитие глобализационных процессов. Объясните на примере российского общества противоречия глобализационных процессов.
14.Объясните, какими методами, согласно Т. Парсонсу, необходимо руководствоваться при осуществлении социального контроля. Опишите содержание и направленность этих методов. 15.Опишите, какую роль в осуществлении социального контроля играет профессиональная деятельность юриста, на что она преимущественно ориентируется, как понимается вами суть социального контроля?
16.Социальный контроль представляет собой сложно организованную, многоступенчатую, иерархизированнную систему, состоящую из ряда взаимодействующих компонентов: 1) индивидуальные действия; 2) реакция социального окружения; 3) социальная шкала оценок; 4) категоризация поступка (отнесение его к определенному виду) и соответствующая его оценка (одобряющая, порицающая, осуждающая и др.) социальным окружением; 5) общественное сознание и групповое мнение; 6) применение обществом или группой санкции; 7) индивидуальная шкала оценок; 8) социальная идентификация и процесс принятия (выполнения) социальной роли; 9) индивидуальная самооценка. На примерах нашего общества кратко охарактеризуйте каждый из компонентов.
17.Р. Парк выделил три формы социального контроля: 1) элементарные (в основном принудительные санкции); 2) общественное мнение; 3) социальные институты. Охарактеризуйте эти формы социального контроля на примере нашей страны.
18.В последние два-три десятилетия все более активные действия начинают предпринимать культурные движения. В них объединяются преимущественно мастера культуры, а также люди, озабоченные кризисными явлениями в развитии культуры на
рубеже XX- XXI веков. Эти движения очень разнородны, но наиболее часто в них формулируются и отстаиваются несколько основных позиций: 1) возрождение и развитие национальной культуры и языка; 2) сбережение и охрана шедевров искусства и исторических памятников; 3) противодействие распространению в средствах массовой информации, особенно на телевидении, сцен насилия, убийств, вампиризма и т.п.; 4) противодействие процессам унификации и глобализации культуры. Оцените эффективность этих движений и выскажите ваше отношение к ним. 19.Современные молодежные движения – это массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни, экономической самостоятельности, обеспечение для юношества политических прав и свобод, за формирование собственной молодежной субкультуры. Какие вы знаете молодежные движения, их цели и какие из них вы поддерживаете?
20.Следует отличать социальные движения от социальных институтов. Социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах. В отличие от этого социальные движения высокодинамичны, изменчивы и имеют не определенные жизненные циклы. Кроме того, социальные движения отличаются от социальных институтов тем, что не имеют устойчивого статуса и часто направлены не на сохранение существующей системы в неизменном состоянии, а, напротив, ориентированы на социальные изменения. Назовите и кратко охарактеризуйте цели социальных движений направленных на сохранение существующей системы в неизменном состоянии, и, ориентированных на социальные изменения.
21.Дайте характеристику основных типов социальной деятельности. Расскажите, на какие типы дифференцируется социальная деятельность в зависимости от ее значимости в социальном развитии. Дайте характеристику значимости профессиональной деятельности юриста.
22.Макс Вебер писал: «Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классифика-ция, конечно, не исчерпывает типы ориентации действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или – что встречается значительно чаще – из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования». Источник: М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990. О чем, по вашему мнению, рассуждает автор?
23.Вебер считал, что социальные действия могут быть классифицированы по четырем типам: 1) целерациональные; 2) ценностнорациональные; 3) традиционные; 4) аффективные. Кратко охарактеризуйте каждый из типов.
24.Структура социальной деятельности включает, в себя четыре основных компонента: 1) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности. Дайте характеристику относительно этих компонентов профессиональной деятельности юриста.
25.Поясните, какое поведение можно назвать отклоняющимся от норм (девиантным) и охарактеризуйте основные типы, на которые дифференцируется отклоняющееся поведение. Дайте характеристику этим типам девиации.
26.Охарактеризуйте типы коммуникации, дифференцирующиеся в зависимости от уровня, масштабов и контекста коммуникационных взаимодействий. -Расскажите подробнее, чем характеризуется групповая коммуникация. -Дайте характеристику содержания и особенностей межгрупповой коммуникации, опишите ее основные функции. -Охарактеризуйте особенности и функции массовой коммуникации. Приведите примеры ее положительного и отрицательного воздействия на слушателей, зрителей, читателей.
27.Расскажите, почему возрастает роль коммуникации в период развертывания информационной революции. Каковы основные компоненты процесса коммуникации юриста в условиях информационной революции играют определяющую роль? Объясните свою позицию.
28.По каким основаниям проводят типологизацию социальных от ношений? - Охарактеризуйте основные типы социальных отношений, дифференцируемые в зависимости от их субъекта. - Опишите основные типы социальных отношений, ранжируемых в зависимости от их объекта. - Дайте характеристику основных типов социальных отношений в российском обществе.
29.Расскажите, какие разновидности социальных отношений создаются в ходе судебного разбирательства в зависимости от субъективной предрасположенности носителей этих отношений, степени их осознанности, равенства и т.п. Охарактеризуйте сущность субординационных отношений участников этих отношений и их основные типы.
30.Многообразие социальных взаимодействий с точки зрения субъектов этих процессов и масштабов последних подразделяются на пять основных типов: 1. Межличностные (межиндивидуальные). 2. Внутригрупповые. 3. Межгрупповые. 4. Внутрисистемные. 5. Межсистемные. Дайте краткую характеристику каждому из типов. Какие отношения присущи для судебного разбирательства.

ГлавнаяКонтактыНовости
ГлавнаяКонтактыНовости
RIUHELP.RU - Помощь студентам.