Технология юридического проектирования
1. Охарактеризуйте понятие правой науки как системы эмпирических и теоретических знаний о праве.
2. Раскройте особенность юридического типа познания. Определите его главные отличия от иных типов познания и охарактеризуйте предмет и объект правовой науки.
3. Раскройте юридическую науку как деятельность и социокультурный институт.
4. Охарактеризуйте взаимосвязь предмета и методологии теоретической юриспруденции как основания ее дисциплинарной дифференциации.
5. Изложите основные положения системы юридических наук, ее место и взаимодействие с философией, с общественными, техническими и естественными науками.
6. Охарактеризуйте функции юридической науки, выявите определяющие. Раскройте взаимосвязь формального и социального знания в юридической науке и сформулируйте парадигмы современной юридической науки, выясните их преимущества и недостатки.
7. Раскройте сущность и содержание понятия «метод», «методология», «методология научного познания» и дайте определение понятию «научный метод».
8. Дайте общую характеристику направлений методологии юридической науки, раскрыв структуру и функции юридической научной теории.
9. Расскажите о системе методов правовых исследований, раскрыв классификацию догматических, сравнительно-правовых, историко-правовых, теоретико-правовых, конкретных социально-правовых, прогностических.
10. Изложите основные положения формирования типов методологии познания правовой реальности. Дайте общую характеристику классических и постклассических систем методологии в познании права.
11. Опишите постклассические методы юридической науки, дайте понятия: герменевтического, семиотического, догматического методов и аналитической стратегии в правоведении. Охарактеризуйте метод юридической деконструкции.
12. Изложите основные положения постклассического типа научной рациональности и специфики постклассической юридической науки. Опишите психологический и социологический вариант развития юриспруденции. Определите значение лингвистической революции и институционализма в праве.
13. Раскройте содержание отдельных принципов правового познания (историзма, развития, системности, объективности, конкретности, инновационности, практичности).
18. Объясните значение позитивистского идеала научной рациональности, дайте общую характеристику проблемы ценностной нейтральности научного знания в позитивистской традиции классической юридической науки.
19. Изложите основные положения юридической науки как вида деятельности научных сообществ. Опишите требования к методологической базе научно-исследовательских программ (проектов).
20. Раскройте сущность подхода к выделению социологической юриспруденции и ее актуальность в условиях цифровизации.
21. Раскройте сущность догматической юриспруденции в познании истины, постановке проблемы, гипотезы научного исследования.
22. Дайте краткую характеристику законодательства Российской Федерации о научной деятельности, организация и принципы регулирования научно-исследовательской деятельности, опишите общие положения о субъектах научно-исследовательской деятельности в сфере права.
23. Охарактеризуйте научное исследование как форму существования и развития юридической науки. Объясните значение и место юридической науки в номенклатуре научных специальностей.
24. Определите взаимосвязь юридической науки и практики. Раскройте проблему актуальности научных исследований в сфере права и прагматический аспект юриспруденции.
25. Охарактеризуйте соотношение предмета и объекта правового исследования. Различение цели и задач правового исследования.
26. Раскройте условия и критерии научности юридического исследования. Сформулируйте проблему истинности правового познания через инновационность, прогнозирование и эффективность как базовых принципов научного исследования.
27. Понятие и виды новизны юридических исследований. Комплексная новизна юридических исследований: эмпирических, теоретических, прикладных правовых, прогностических.
28. Охарактеризуйте парадигмы правового исследования. Раскройте понятие синергетика в науке права и актуальные исследовательские направления в современной российской юриспруденции.
29. Раскройте понятие и структуру правового исследования. Дайте общую характеристику стадий правовых исследований и результатов исследования.
30. Объясните содержание основных показателей качества исследовательской деятельности: актуальность, теоретическая новизна и практическая значимость, обоснованность и достоверность результатов исследования, уровень внедрения, рекомендации по использованию результатов.
1. Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство России обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» определил функциональные обязанности и права Правительства, в частности право устанавливать обязательный государственный заказ на научные исследования для учрежденных им научных организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды деятельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, организовать исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и проведение экспериментальных разработок. Определите задачи государственной политики в сфере юридической науки. Охарактеризуйте действующее законодательство РФ в сфере юридического образования. Проанализируйте, какие методы конструирования нормативного правового акта использованы?
2. Юридические науки представляют собой единую систему, обладают внутренними взаимосвязями между собой. Благодаря трансляционной функции правовые знания одной юридической наукой берутся на вооружение и используются в другой. Так, развитие представлений о преступлении в уголовном праве послужило основой формирования общетеоретического учения о правонарушении, которое в дальнейшем было использовано другими юридическими науками. Развитие учения о правоспобности и дееспособности в гражданском праве послужило основой для формирования общего учения о правосубъектности. Приведите примеры внутренних межотраслевых взаимосвязей между отраслями публичного и частного права. Обоснуйте эти подходы на основе муниципального права Российской Федерации.
3. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. «Когда заболел сапожник, один человек предложил ему лекарство. Лекарство помогло. После этого заболел портной, ему было предложено тоже лекарство. Портной умер. На основании этого был сделан вывод, что от этого лекарства сапожники выздоравливают, а портные умирают» (Минто). Определите, какой логический метод использован в данном случае? Все ли требования формальной логики соблюдены в данном случае? Аргументируйте на основе действующего законодательства, каким образом может быть опровергнуто умозаключение?
4. Ознакомьтесь с изложенной ниже историей: «В одной стране существовал необычный закон. Каждый приговоренный к смерти заключенный перед исполнением приговора тянул жребий. Таким образом, у приговоренных к смерти всегда был шанс спастись. Для этого им нужно было вытащить из ящика одну из двух бумажек: с надписью «жизнь» или «смерть». Если осужденный доставал «жизнь», его миловали. Но если в его руках оказывалась «смерть», то казнь исполнялась незамедлительно. Одного лица, приговоренного к смерти, злоумышленники решили лишить последней возможности на спасение. Ночью перед решающим днем они заменили бумажку с надписью «жизнь» на «смерть». Поэтому, какую бы из двух бумажек ни достал осужденный, казни ему избежать не удастся. И чтобы тот перед смертью еще больше страдал, ему обо всем рассказали. Другие заключенные уговаривали мужчину сказать судьям о проделке своих врагов и потребовать заменить испорченный жребий. Как же они были удивлены, когда после некоторых раздумий он попросил их никому не говорить о подлоге и радовался, что теперь то наверняка останется живым. И вот настал тот день, когда пришло время тянуть жребий. Вытаскивая судьбоносный жребий, заключенный достал бумажку, улыбнулся и, никому не показывая, быстро проглотил ее. Судьи в замешательстве полезли в ящик за оставшейся бумажкой, чтобы посмотреть, что написано на ней, и увидели надпись «смерть». А это значило, по мнению незнающих о заговоре судей, что на съеденной бумажке приговоренного было слово «жизнь». Решением судей осужденный был помилован». Укажите, какой метод познания лег в основу оправдательного приговора? Продемонстрируйте принцип аналогии в современном законодательстве России.
5. Проанализируйте указанные ниже высказывания: Ж.-Л. Бержель писал: «Позитивизм правовой (юридический) состоит в том, чтобы признавать в качестве ценностей только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет. Тогда право предстает некоей автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которого такое право и является». Н.Н. Алексеев отмечал, что «право, вырастая на почве общественных отношений, может и не сливаться по своему существу с общественными явлениями, может обладать своей собственной, вовсе не социальной природой». Объясните, какой общефилософский подход лежит в основе этих рассуждений о сущности права? Покажите взаимосвязь тезиса Алексеева с законодательством России.
6. Объясните, как с помощью догматического, исторического, компаративистского и социологического методов исследования может быть исследован принцип разделения властей? Продемонстрируйте отражение принципа в современном законодательстве России, проанализировав конституционные и административные нормы.
7. В соответствии с ч. 1 ст. 88 УПК РФ каждое доказательство в рамках уголовного процесса подлежит оценки с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела. Объясните, какие методы исследования могут лежать в основе определения каждого критерия оценки доказательств? Выявите причинно-следственные связи между Основным Законом и федеральным законом в реализации правовой теории, принципа и метода конструирования института права.
8. Используя диахронный метод сравнения, опишите развитие формы Российского государства на различных этапах его существования. Приведите примеры в рамках конституционных реформ 1993 г. и 2000 г.. Выявите причинно-следственные связи эволюции формы государства и правовой системы.
9. В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней», принцип презумпции невиновности, предусмотренный положениями части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации, статьи 14 УПК РФ, пункта 2 статьи 6 Конвенции, является одним из аспектов справедливого судебного разбирательства по уголовному делу. Поэтому в судебном акте не должны использоваться формулировки, из содержания которых следовало бы, что то или иное лицо совершило преступление, тогда как в отношении указанного лица отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор или постановление о прекращении уголовного дела по не реабилитирующему основанию. Какие методы исследования необходимы для оценки судебных актов в соответствии с данным разъяснением Верховного Суда РФ? Обоснуйте позицию на примере решений Конституционного Суда России.
10. Определите, какие частно-научные методы познания могут применяться при решении следующих исследовательских задач:
– определение уровня правовой культуры и правосознания граждан;
– определение эффективности механизма разделения властей;
– определение степени защищенности права личности на автономию в условиях информационного общества;
– оценка состояния законности в обществе.
Продемонстрируйте их по каждому пункту на основе действующего законодательства.
11. В соответствии с действующей доктриной ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», реализовывать право предлагается с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Приведите примеры реализации информационно-коммуникационных технологий по ФЗ № 149-ФЗ. Спрогнозируйте, как изменится электронная правовая среда и доступность к ней с учетом государственных программ России?
12. В соответствии с действующей доктриной ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», реализовывать право предлагается с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Раскройте особенности применения технических решений при организации электронного правосудия в судах общей юрисдикции. Подведите итог, выделив наиболее важные правовые и организационно-технические проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в судах общей юрисдикции.
13. Основные направления государственной политики в сфере ведения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) определены Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, а также Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, планом мероприятий («дорожной картой») «Развитие отрасли информационных технологий», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. №2602-р. Проиллюстрируйте применение на практике государственной политики. Аргументируйте необходимость развития электронной среды для защиты прав и свобод человека.
14. С помощью формально-догматического подхода осуществляются исследования, направленные на формирование научных определений; выделение направлений юридической деятельности и т.д. Для юридической науки имеет значение разграничение языка и метаязыка права. Правовой язык - язык, который находит свое отражение в нормативно-правовых актах и юридической практике. Метаязык права - язык юриспруденции и ее основных дисциплин, например, теории государства и права, конституционного права и т. д. Одна из проблем современного использования формально-догматического подхода в правовой системе связана с увеличивающейся подвижностью (непостоянностью) догмы права. В этой связи необходимо дополнить формально-догматический подход элементами герменевтического подхода, для которого характерно распространение на предмет понимания, осознания субъекта. Это позволит преодолеть непостоянность догмы права и выйти к принятию верного решения. Раскройте данный теоретический тезис на примере муниципального законодательства России. Выявите причинно-следственные связи между теоретическими подходами и законотворческой деятельностью.
15. В раннесоветский период обсуждался вопрос не только об отмене «буржуазного» права, но и введении моральных норм, ведущих к окончательному отмиранию права, замене системы правового принуждения идейно-политическим воспитанием личности. С середины 20-х годов ХХ века эксперимент по перевоспитанию личности принял иную направленность, связанную с переходом к системе репрессивного права. Истолкуйте, может ли общество ориентироваться на гуманизацию права не только в качестве идеала, но и как на способ реформирования правовой системы. Продемонстрируйте правовую реализацию социологического и психологического методов в законодательстве России.
16. Общепризнанным в развитии социологии права является концепция «живого права» Э. Эрлиха, который утверждал, что правовая система развивается благодаря спонтанному правотворчеству общественных объединений, движений и союзов. Согласно позиции Э. Эрлиха, законодатели только переводят на юридический язык нормы конкретных отношений. В советский период трудовым коллективам отводилась роль правовой инициативы. В нынешней России законотворчество является сферой компетентности властных институтов. Объясните можно ли для повышения эффективности права и правоприменительных практик не только учитывать общественное мнение на уровне дискуссии о принятии или изменении конкретного правового акта, но и наделить определенными правовыми полномочиями в сфере принятия и контроля реализации правовых актов общественных организаций? Обоснуйте данное положение.
17. В оценке состояния межнациональных отношений в России 81% респондентов исключают применение насилия как способа разрешения межнациональных конфликтов. Вместе с тем, учитывая негативный опыт предшествующего двадцатилетия, 65% россиян считают необходимым применение легитимного насилия по отношению к отдельным лицам или группам, провоцирующим и участвующим в межнациональных конфликтах. Укажите, какую роль в профилактике межнационального конфликта может сыграть его перевод в юридический конфликт? Продемонстрируйте правовое регулирование конфликта интересов в сфере межнациональных отношений.
18. В России актуальна проблема доступа к юридическим услугам, в 65% населенных пунктов отсутствуют юридические учреждения, обслуживающие интересы населения. Проиллюстрируйте на примерах, что для реализации задач социокультурной модернизации российского общества важно создание развитой юридической инфраструктуры, способной оказывать квалифицированную юридическую помощь населению, повышать правовую компетентность и делать эффективными правоприменительные практики. Объясните, как электронная среда разрешает проблему доступности юридических услуг?
19. Принцип __________________ предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся в пространстве и времени категории и, поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития. Приведите примеры реализации принципа, проанализировав Конституцию Российской Федерации. Покажите взаимосвязь между выбранным принципом, теорией и окончательной редакцией закона?
20. Методологическое знание существует в двух основных формах: в виде методологических концепций, теорий и в виде отдельных __________________, принципов, непосредственно входящих в саму структуру конкретно-научных теорий. Заполните пробел на основе анализа закона Российской Федерации о государственной службе? Предложите наиболее эффективные способы реализации правовой теории в действующем законодательстве.
21. Установите соответствия классической науки и неклассической (или постнеклассической) науки в административном законодательстве Российской Федерации. Приведите примеры в общей части таких подходов. Спрогнозируйте, как изменится законодательство на основе разрабатываемого проекта нового административного кодекса?
22. Методология юридических исследований, базирующаяся на идее культурного плюрализма, позиционирующая право, как автономный, циклически развивающийся, имеющий свой уникальный дух, организм. Приведите примеры реализации методологии, проанализировав Конституцию Российской Федерации? Покажите взаимосвязь между выбранным методом и окончательной редакцией закона.
23. Используя полученные знания об уровнях и методах научного юридического познания, представьте концепцию своего исследования (ВКР). Сформулируйте научную проблему, ее актуальность, теоретическую и практическую значимость исследования. Определите цель и задачи, объект и предмет исследования. Продумайте особенности методологии исследования с учетом его цели и предмета.
24. Раскройте специфику проблемных ситуаций классического, неклассического и пост неклассического научного рационализма на примере конституционального права Российской Федерации. Проиллюстрируйте на конкретных примерах.
25. Проведите сравнительный анализ принципов правового исследования, общепринятых в юридической науке, и принципов правового расследования, закрепленных в действующем процессуальном законодательстве, с точки зрения совпадения и различия в их содержании. Проиллюстрируйте на примере федерального и регионального законодательства.
26. Вы входите в рабочую группу по разработке законопроекта Федерального закона «О правотворчестве в Российской Федерации, систематизации и юридической технике» и вам поручено подготовить глоссарий данного закона. Продумайте и составьте глоссарий с приведением примеров в действующих нормативных правовых актах (не менее 15 пунктов). Продемонстрируйте, какими всеобщими, общенаучными и специальными юридическими методами вы будете пользоваться при выполнении данной работы?
27. Приведите пример конкретного научного исследования, которое может проводиться в современных информационных системах. Обоснуйте его актуальность. Назовите ресурсы, которые необходимы для поведения такого исследования, и спрогнозируйте результат, который может быть получен.
28. Выбрать и сформулировать проблему научного проекта ВКР. Обозначить, почему она является проблемой, а не задачей. Обосновать ее актуальность. Провести ее анализ в соответствии с требованиями к ее обозначению и постановке.
29. Выбрать и сформулировать тему научного исследования. Обоснуйте актуальность выбранной темы, сформулировать цель и задачи научного исследования, определить объект и предмет исследования.
30. Проведите функциональное сравнение правового регулирования отдельных социальных проблем в РФ и в зарубежных странах по теме ВКР (одно государство, принадлежащие к той же правовой семье, что и Россия и второе государство, принадлежащие к другой правовой семье). В процессе сравнения необходимо:
обозначить актуальную проблему, правовое регулирование которой будет исследовано по теме ВКР;
определить источники права, в которых закреплены нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения, сформулировать определение способов, методов и средств правового регулирования, сбор нормативного материала;
проанализировать понятийно-категориальный аппарат;
сравнить содержание конкретных правовых норм;
построить схемы, иллюстрирующие механизм правового регулирования;
Подготовить выводы с предложениями по совершенствованию российского законодательства.
1. Дайте понятие и раскройте основные элементы логической структуры юридической технологии, раскрыв содержание: объекты, субъекты, их действия и операции.
2. Раскройте основные положения принципов юридической технологии.
3. Изложите последовательность развития научных и правоприменительных подходов к выделению «Юридическая техника», «Юридическая технология» и проблемы соотношения.
4. Дайте общую характеристику методов научного исследования правого материала, касающегося юридической технологии и юридической техники.
5. Охарактеризуйте понятие и структуру юридической тактики. Раскройте содержание приемов, способов, методов и правил юридической тактики.
6. Дайте общую характеристику логике права как элемента юридической технологии и логико-языковых приемов формулирования нормативных предписаний.
7. Охарактеризуйте правила разработки, принятия, изменения, обнародования, прекращения действия нормативного правового акта.
8. Дайте общую характеристику технологических особенностей практики конкретизации права.
9. Охарактеризуйте правила правоприменительной тактики.
10. Охарактеризуйте правила интерпретационной тактики.
11. Охарактеризуйте правила тактики систематизации правовых предписаний.
12. Раскройте значение планирования как элемента юридической стратегии и роль планирования в правотворческой и правоприменительной практике.
13. Раскройте значение прогнозирования в юридической технологии и в различных видах юридических практик как одно из важнейших средств обоснования этапов и сроков планирования в юридической деятельности.
14. Охарактеризуйте показатели качества и средства обеспечения юридической технологии.
15. Охарактеризуйте критерии и параметры эффективности нормативных правовых актов.
16. Охарактеризуйте критерии и параметры эффективности правоприменительных актов.
17. Охарактеризуйте критерии и параметры эффективности актов толкования для качества юридической технологии.
18. Дайте общую характеристику правовой экспертизы через понятие, содержание, и виды.
19. Охарактеризуйте понятие юридической процессуальной формы и основные ее элементы.
20. Дайте общую характеристику понятий, видов, стадий юридического процесса.
21. Охарактеризуйте понятие «технологическая ресурсообеспеченность». Раскройте место и роль ресурсообеспеченности в юридической технологии.
22. Дайте характеристику основных видов ресурсов в юридической технологии.
23. Дайте определения понятий «законность», «господство права», «контроль», «надзор» и охарактеризуйте контрольная власть как элемент юридической технологии.
24. Охарактеризуйте классификацию контроля (надзора) в правотворческой, правоприменительной, судебной, следственной и других типах юридической технологии.
25. Дайте понятие правотворческой практики и раскройте структуры правотворческой практики, ее видов.
26. Охарактеризуйте правотворческая технология: понятие, признаки, классификации правотворческой технологии. Законодательная технология. Технология подзаконного нормотворчества.
27. Охарактеризуйте технологию корпоративного правотворчества и технологию договорного правотворчества.
28. Раскройте понятие и структуру практики реализации права.
29. Раскройте понятие и виды правоприменительных ошибок.
30. Опишите технологию установления и устранения юридических ошибок.
1. При проверке соблюдения трудового законодательства в одном из медицинских учреждений были обнаружены приказы руководителя учреждения о рабочем времени сотрудников. Работникам бухгалтерии за переработку в дни ежемесячных, квартальных и годовых отчетов в порядке компенсации устанавливался сокращенный 4-часовой рабочий день после каждого дня переработки. Несовершеннолетним лицам, работающим в лаборатории, запрещалась работа с 10 часов вечера до 6 часов утра. Проиллюстрируйте, соответствуют ли трудовому законодательству приказы,
изданные в данном медицинском учреждении? Как их трактуют в юридической технологии? Составьте проект приказа в государственном учреждении и на предприятии, указав существующие между ними различия.
2. Ветлугина, работающая по трудовому договору, обратилась к директору общества с ограниченной ответственностью с просьбой установить ей неполный рабочий день с оплатой за фактически отработанное время. Свою просьбу она мотивировала необходимостью ухода за ребенком, которому исполнилось 5 лет. Директор отказал Ветлугиной, ссылаясь на то, что в уставе их общества ничего не сказано о возможности работы на условиях неполного рабочего времени. Проиллюстрируйте вариант условия – 2 года. Приведите аргументы о правильности позиции директора. Определите, как должен быть решен вопрос об установлении Ветлугиной неполного рабочего дня на основании действующего законодательства?
3. Используя ГК РФ (ч.1), на основе общей юридической конструкции «договор аренды». Сформулируйте конструкции ряда одноименных договоров: договор проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды (лизинга). Продемонстрируйте общее в конструкции договоров.
4. Приведите примеры (на основе ст. 401 ГК РФ) абстрактного и казуистического способа изложения правовой нормы. Объясните содержание нормы. Покажите взаимосвязь между способами и приемами работы с текстом закона.
5. В Государственную Думу РФ был внесен законопроект, в тексте которого было следующее: «Настоящий закон распространяется на граждан (физических лиц)». Один из экспертов, готовивших заключение, высказал мнение, что эта фраза неправильна по содержанию. Объясните, какую ошибку усмотрел эксперт? Продемонстрируйте порядок исправления правового дефекта, какой прием можно использовать?
6. Назовите способ изложения юридической нормы в статьях Особенной части УК РФ и на примере ст. 159 УК РФ. Укажите элементы нормы права, использованные в конструкте закона. Скомпилируйте статью на основе правового анализа.
7.Охарактеризуйте стадии законотворческого процесса. Раскройте приёмы юридической техники, которые применяются на каждой стадии законотворческого процесса. Обобщите подходы и методологические позиции в законотворческом процессе.
8. Гр-н К. явился на консультацию к адвокату по жилищному вопросу. Он считал, что в администрации города ему несправедливо отказали в постановке на очередь на жилище. Адвокат выяснил все обстоятельства дела, и разъяснил гр-ну положение ЖК РФ, согласно которому гр-н К. не имеет право на предоставление жилища, так как уже имеет его. Определите, к какому виду толкования относится разъяснение адвоката? Продемонстрируйте, какие виды толкования по данному критерию существуют?
9. Гр-н Л., являясь членом товарищества собственников жилья «Ласточка», получил наследство от родственника. У него возникли спорные отношения с другими наследниками. За который объяснил ему правовые предписания норм ГК РФ, касающиеся получения наследства. Определите, какой вид толкования права имеет место в рассматриваемой ситуации? Оцените действия председателя ТСЖ на толкование юридических норм? Имеет ли данное толкование юридическое значение?
10. Объединение курортов администрации г. Владивостока заявило иск к ООО «Весна» о взыскании задолженности по арендной плате, пени, расторжении договора и выселении из общежития. Арбитражный суд города, проанализировав материалы дела, пришел к выводу о ничтожности сделки. По мнению арбитражного суда, арендодатель является муниципальным учреждением и владеет имуществом на праве оперативного управления, т.е. он был не вправе без согласия собственника заключать договор аренды помещения. Объясните, какие правила договорной работы были нарушены? Предложите наиболее эффективные способы правового разрешения конфликта на основе действующего законодательства.
11. Общество с ограниченной ответственностью «Бор» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании со своего контрагента неустойки за невыполнение условий ранее заключенного договора. Для защиты своих интересов ООО «Бор» заключило договор об оказании правовых услуг с представителем юридической фирмы М. В договор было включено положение, которое предусматривало, что вознаграждение за работу юриста будет увеличено вдвое при положительном решении суда. Суд вынес положительное решение, однако ООО «Бор» выплатило только половину суммы, ссылаясь на материальные затруднения. М. обратился в суд с иском о взыскании с ООО «Бор» второй половины вознаграждения. Однако суд ему отказал, сославшись на п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29 сентября 1999 г. № 48. Объясните, нарушены ли в данной ситуации правила договорных отношений? Определите, к какому виду юридических документов относится Информационное письмо Президиума ВАС РФ? Аргументируйте, обязаны ли стороны договора руководствоваться такими документами?
12. Найдите в НК РФ статьи, предусматривающие ответственность за нарушение правил документооборота (например, ст. 120 НК РФ). Изучите, проанализируйте и охарактеризуйте эти статьи, выделяя элементы состава правонарушения. Определите, какая ответственность предусмотрена за данное правонарушение?
13. Найдите в УК РФ статьи, предусматривающие ответственность за нарушение правил документооборота (например, ст. 199 УК РФ). Изучите и дайте характеристику составам преступлений. Определите, какая ответственность предусмотрена за совершение данного преступления?
14. Охарактеризуйте действие нормативных актов во времени. Приведите примеры вступления нормативных правовых актов в действие. Опишите, как зависит момент вступления нормативного правового акта в силу от его формы, от органа, его принявшего?
15. Приведите по три примера каждого из нормативных правовых актов, интерпретационных актов, правоприменительных актов, договоров.
Охарактеризуйте особенности каждого из названных юридических документов.
16. Распоряжением губернатора Приморского края утверждена адресная программа переселения граждан из аварийного жилья г. во исполнение Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Определите, является ли данный документ нормативным правовым актом. Укажите предмет правового регулирования акта. Раскройте компетенцию органа по принятию данного акта.
17. Прочитайте содержание п. 17 ст. 35 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (Приложение № 1). Составьте свое мнение о доступности изложения данного правового предписания Попробуйте сформулировать это же нормативное предписание, чтобы оно было понятно, доступно.
18. Депутат Государственной Думы РФ Одуванчиков В.И., выступая с докладом в Государственной Думе о доходах федерального бюджета, несколько раз указал стоимостные показатели в долларах США. Председательствующий сделал ему замечание о недопустимости. Проиллюстрируйте, каким нормативным актом регулируются данные отношения? Продемонстрируйте правильность правовой позиции председательствующего. Проанализируйте, какие меры можно применить к выступающему?
19. Рассмотрите законопроект по теме ВКР на правильность оформления реквизитов и лингвистических требований.
Дайте характеристику структуры законопроекта. Оцените, правильно ли структурирован текст законопроекта? Дайте оценку порядка вступления в силу законопроекта (отдельных его положений).
20. Просмотрите содержание КоАП РФ. Определите, по каким критериям в данном нормативном акте выделены части. Найдите нормы процессуального права в данном акте, объединенные в разделы. Какой критерий применяется законодателем для выделения разделов с процессуальными нормами?
21. Районная налоговая инспекция обратилась в областной арбитражный суд с иском к гр-ну П. – предпринимателю, занимающемуся индивидуальной предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве юридического лица. В исковом заявлении налоговая инспекция сослалась на то, что П., как предприниматель, в течение 2012 г. не уплатил налог в сумме 22 тыс. руб. В судебное заседание арбитражного суда П. не явился, но был надлежащим образом извещен о месте и времени заседания. Дело было рассмотрено в его отсутствие. Продемонстрируйте, какой прием юридической техники применил суд? Дайте его характеристику.
22. Ответчик по гражданскому делу не явился в судебное заседание по гражданскому делу в определенное судом время. Суд установил, что неявившемуся в судебное заседание ответчику повестка была послана своевременно по последнему известному месту жительства и поэтому, руководствуясь ст. 118 и 233 ГПК РФ, суд считает его извещённым о времени и месте разбирательства дела. Дело было решено в пользу истца. Продемонстрируйте, какую юридическую фикцию применил суд? Раскройте сущность юридической фикции.
23. Проанализируйте юридическую конструкцию «Договор добровольного страхования». Если гражданин предварительно заключил со страховой организацией договор страхования, предусматривающий выплату определенной суммы при несчастном случае, то эта организация при указанных последствиях дорожно-транспортного происшествия эти суммы выплачивает. В соответствии с условиями договора гражданин периодически вносит страховые взносы, а потом при несчастном случае получает обусловленную в договоре сумму. Представьте элементы данного правоотношения в судебном иске в случае нарушений условий договора. Какие приемы и средства юридической технологии и техники используются?
24. В Государственную Думу ФС РФ одним из субъектов законодательной инициативы был внесен законопроект. Аппаратом ГД по поручению Совета ГД РФ была осуществлена правовая экспертиза законопроекта. По результатам правовой экспертизы сотрудниками Аппарата ГД РФ было составлено заключение, и передано на подпись начальнику Аппарата ГД РФ. В заключении было отражено следующее:
1 Законопроект соответствует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам.
2 Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или изменению, приведён полностью. Начальник Аппарата ГД, ознакомившись с заключением, отметил, что не на все обязательные вопросы даны ответы. Проанализируйте, что еще необходимо указать в заключении? Укажите, кем должно быть подписано заключение?
25. В Управление Министерства юстиции Российской Федерации по области на государственную регистрацию поступил муниципальный правовой акт. Данный нормативный правовой документ содержал в себе сокращения "ФЗ-131" в место Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Аргументируйте, можно ли это признать нарушением правил юридической техники? Определите, является ли нарушение правил юридической техники основанием для отказа в государственной регистрации данного документа? Обоснуйте свой ответ.
26. Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области в ходе правовой экспертизы нормативного правового акта, принятого Рязанской областной думой, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам было выявлено несоответствие требованиям юридической техники, а именно: не указаны необходимые реквизиты в документе, существуют ссылки на утратившие силу нормативные акты. Составьте заключение по результатам правовой экспертизы проведенным Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области.
27. Управление министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области по результатам правовой экспертизы изменений, внесенных в Устав Воронежской области, вынесло отрицательное заключение. Мотивированное экспертное заключение, содержащее предложения о привидении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, было направлено в Воронежскую областную думу. Воронежская областная дума с этим заключением не согласна, решив оставить все без изменений. Аргументируйте, является ли обязательным исполнение экспертного заключения, вынесенного по результатам правовой экспертизы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации? Приведите аргументы о правомерности действий Воронежской областной думы.
28. В приведенном тексте найдите и исправьте ошибки: «С законодательной инициативой выступил депутат государственной думы Российской Федерации Иванов В. Он предложил внести изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльском АЭС». Данная законодательная инициатива была рассмотрена в четырех чтениях. В последнем чтении закон не был одобрен Советом Федерации». Составьте пошаговый план исправления ошибок. Приведите аргументы в пользу принятия закона в первом чтении с точки зрения ведомственных учреждений?
29. Экспертная комиссия по лицензированию, проводя экспертизу в лицее № 1 г. Самары, потребовала у администрации лицея предоставления следующих документов: реализуемые образовательные программы, учебные планы, заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно- эпидемиологический надзор, заверенные руководителем копии штатного расписания. Истолкуйте, какие из перечисленных документов не подлежат экспертизе в ходе осуществления лицензирования и почему? Продемонстрируйте порядок проведения аккредитации и ответ обоснуйте ссылкой на норму законодательства.
30. Рассмотрите Закон о Государственном Совете Российской Федерации. Какие положения были в него внесены из конституционных новелл 2020? Какая форма юридического конструирования использована? Определите статус созданного органа власти, его полномочия.
1. Охарактеризуйте основные положения системы юридических наук, ее место и взаимодействие с философией, с общественными, техническими и естественными науками.
2. Дайте общую характеристику системы методов правовых исследований, раскрыв классификацию: догматических, сравнительно-правовых, историко-правовых, теоретико- правовых, конкретных социально-правовых, прогностических.
3. Раскройте сущность догматической юриспруденции в познании истины, постановке проблемы, гипотезы научного исследования.
4. Дайте краткую характеристику законодательства Российской Федерации о научной деятельности, организация и принципы регулирования научно-исследовательской деятельности, опишите общие положения о субъектах научно-исследовательской деятельности в сфере права.
5. Охарактеризуйте научное исследование как форму существования и развития юридической науки. Объясните значение и место юридической науки в номенклатуре научных специальностей.
6. Охарактеризуйте правила правоприменительной и правила интерпретационной тактики.
7. Дайте характеристику основных видов ресурсов в юридической технологии.
8. Охарактеризуйте классификацию контроля (надзора) в правотворческой, правоприменительной, судебной, следственной и других типах юридической технологии.
9. Охарактеризуйте правотворческую технологию, раскрыв понятие, признаки, классификации правотворческой технологии. Законодательная технология. Технология подзаконного нормотворчества.
10. Опишите технологию установления и устранения юридических ошибок.
11. Раскройте понятие, структуру, виды, основания и условия интерпретационной практики.
12. Дайте общую характеристику института официального юридического толкования.
13. Дайте общую характеристику аутентичного юридического толкования.
14. Дайте общую характеристику судебного толкования.
15. Охарактеризуйте акты официальной интерпретационной практики.
16. Раскройте содержание технологии официального юридического толкования.
17. Дайте общую характеристику интерпретационной техники, тактики, стратегии.
18. Раскройте сущность процессуальной формы и ресурсообеспеченности официального юридического толкования.
19. Охарактеризуйте проблемы качества и эффективности актов официального толкования.
20. Раскройте роль и значение контроля и надзора в интерпретационной юридической технологии.
21. Дайте понятие и существующие основания правосистематизирующей практики, ее структуры.
22. Охарактеризуйте виды правосистематизирующей практики.
23. Дайте общую характеристику юридические кодификации в понятие и видах. Раскройте учет правовых актов. Охарактеризуйте консолидацию и ее особенности.
24. Дайте общую характеристику инкорпорация, раскрыв понятие и специфику.
25. Дайте общую характеристику технологии юридической систематизации.
26. Раскройте содержание техники систематизации нормативных правовых актов и других форм права.
27. Охарактеризуйте правосистематизирующую тактику и стратегию. Раскройте проблемы качества и эффективности правосистематизирующей практики.
28. Дайте общую характеристику ресурсообеспеченности правовой систематизации.
29. Раскройте понятие и признаки юридического документа.
30. Дайте общую характеристику функций юридических документов.
31. Дайте общую характеристику критериев классификации юридических документов. Определите значение классификации юридических документов.
32. Дайте общую характеристику видов юридических документов.
33. Охарактеризуйте юридическую технологию работы с документами. Опишите процесс подготовки и оформления юридических документов.
34. Дайте понятие и охарактеризуйте виды правореализационной технологии.
35. Охарактеризуйте технологию локального регулирования, раскрыв понятие и признаки локального акта, его место в системе законодательства России.
36. Дайте общую характеристику технологии ведения договорной работы.
37. Дайте общую характеристику юридического проектирования в преобразовании социальной среды и в качестве определенного субъекта.
38. Дайте обоснование и выполнение проекта в соответствии с разработанным планом, стратегией и концепцией исследования.
39. Охарактеризуйте способы и средства научных исследований в юридической деятельности, ее понятийный и категориальный аппарат.
40. Охарактеризуйте технологию формулирования выводов научных результатов на различных этапах.
1. Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство России обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» определил функциональные обязанности и права Правительства, в частности право устанавливать обязательный государственный заказ на научные исследования для учрежденных им научных организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды деятельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, организовать исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и проведение экспериментальных разработок. Определите задачи государственной политики в сфере юридической науки. Охарактеризуйте действующее законодательство РФ в сфере юридического образования. Проанализируйте, какие методы конструирования нормативного правового акта использованы?
2. Юридические науки представляют собой единую систему, обладают внутренними взаимосвязями между собой. Благодаря трансляционной функции правовые знания одной юридической наукой берутся на вооружение, и используются в другой. Так, развитие представлений о преступлении в уголовном праве послужило основой формирования общетеоретического учения о правонарушении, которое в дальнейшем было использовано другими юридическими науками. Развитие учения о правоспобности и дееспособности в гражданском праве послужило основой для формирования общего учения о правосубъектности. Приведите примеры внутренних межотраслевых взаимосвязей между отраслями публичного и частного права. Обоснуйте эти подходы на основе муниципального права Российской Федерации.
3. В соответствии с действующей доктриной ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», реализовывать право предлагается с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Приведите примеры реализации информационно-коммуникационных технологий по ФЗ № 149-ФЗ. Спрогнозируйте, как изменится электронная правовая среда и доступность к ней с учетом государственных программ России?
4. Основные направления государственной политики в сфере ведения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) определены Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, а также Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, планом мероприятий («дорожной картой») «Развитие отрасли информационных технологий», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. №2602-р. Проиллюстрируйте применение на практике государственной политики. Аргументируйте необходимость развития электронной среды для защиты прав и свобод человека.
5. С помощью формально-догматического подхода осуществляются исследования, направленные на формирование научных определений; выделение направлений юридической деятельности и т.д. Для юридической науки имеет значение разграничение языка и метаязыка права. Правовой язык - язык, который находит свое отражение в нормативно-правовых актах и юридической практике. Метаязык права - язык юриспруденции и ее основных дисциплин, например, теории государства и права, конституционного права и т. д. Одна из проблем современного использования формально-догматического подхода в правовой системе связана с увеличивающейся подвижностью (непостоянностью) догмы права. В этой связи необходимо дополнить формально-догматический подход элементами герменевтического подхода, для которого характерно распространение на предмет понимания, осознания субъекта. Это позволит преодолеть непостоянность догмы права и выйти к принятию верного решения. Раскройте данный теоретический тезис на примере муниципального законодательства России. Выявите причинно-следственные связи между теоретическими подходами и законотворческой деятельностью.
6. В Государственную Думу РФ был внесен законопроект, в тексте которого было следующее: «Настоящий закон распространяется на граждан (физических лиц)». Один из экспертов, готовивших заключение, высказал мнение, что эта фраза неправильна по содержанию. Объясните, какую ошибку усмотрел эксперт? Продемонстрируйте порядок исправления правового дефекта, какой прием можно использовать?
7. Проанализируйте юридическую конструкцию «Договор добровольного страхования». Если гражданин предварительно заключил со страховой организацией договор страхования, предусматривающий выплату определенной суммы при несчастном случае, то эта организация при указанных последствиях дорожно-транспортного происшествия эти суммы выплачивает. В соответствии с условиями договора гражданин периодически вносит страховые взносы, а потом при несчастном случае получает обусловленную в договоре сумму. Представьте элементы данного правоотношения в судебном иске в случае нарушений условий договора. Какие приемы и средства юридической технологии и техники используются?
8. В Государственную Думу ФС РФ одним из субъектов законодательной инициативы был внесен законопроект. Аппаратом ГД по поручению Совета ГД РФ была осуществлена правовая экспертиза законопроекта. По результатам правовой экспертизы сотрудниками Аппарата ГД РФ было составлено заключение, и передано на подпись начальнику Аппарата ГД РФ. В заключении было отражено следующее:
1. Законопроект соответствует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам.
2. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или изменению, приведён полностью.
Начальник Аппарата ГД, ознакомившись с заключением, отметил, что не на все обязательные вопросы даны ответы. Проанализируйте, что еще необходимо указать в заключении? Укажите, кем должно быть подписано заключение?
9. В Управление Министерства юстиции Российской Федерации по области на государственную регистрацию поступил муниципальный правовой акт. Данный нормативный правовой документ содержал в себе сокращения "ФЗ-131" в место Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Аргументируйте, можно ли это признать нарушением правил юридической техники? Объясните, является ли нарушение правил юридической техники основанием для отказа в государственной регистрации данного документа? Обоснуйте свой ответ.
10. Рассмотрите Закон о Государственном Совете Российской Федерации. Проанализируйте, какие положения были в него внесены из конституционных новелл 2020? Укажите, какая форма юридического конструирования использована? Определите статус созданного органа власти, его полномочия.
11. Ознакомьтесь с толкованием этой статьи в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», с толкованием, данным в комментариях к ГК РФ (Приложение № 2). Предложите способы толкования ст. 152 ГК РФ для ответа на вопрос о возможности компенсации морального вреда юридическим лицам, пострадавшим от распространения сведений, порочащих их репутацию. Укажите, какие бывают способы толкования норм права?
12. Изучив сущность постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» как интерпретационного акта, выделите его основные признаки. Определите соотношение интерпретационного акта и нормативного правового
акта. Являются ли акты толкования одной из форм (источников) права в России? Аргументируйте свою позицию.
13. 21 января 2002 г. умерла, не оставив завещания, гр-ка Р. Ближайшей ее родственницей была внучатая племянница С. 15 июля 2002 г. она решила, как наследница по закону, обратиться в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, однако ее сын, студент юридического института, высказал следующие опасения: действовавшим на день смерти Р. ГК РСФСР 1964 г. внучатые племянники не признавались наследниками по закону, а новое законодательство по вопросу наследования – третья часть ГК РФ, расширившая круг наследников по закону, вступила в силу 1 марта 2002 г.; обратной силы гражданское законодательство не имеет. Объясните, какой вид толкования имеет место в рассматриваемой задаче? Охарактеризуйте данный вид толкования. Сформулируйте общее правило о действии законодательства во времени.
14. Найдите в Конституции РФ положения о субъектах, имеющих право толковать нормативные правовые акты. Перечислите данные субъекты и опишите их полномочия по толкованию норм права. На основании решений Конституционного суда дайте пояснение о видах толкования права.
15. Общеобразовательное учреждение № 334 г. Москва внесло изменения в устав, не уведомив учредителя. Учредитель потребовал отмены данных изменений, указав на незаконность действий учреждения. Проанализируйте ситуацию. Правомерно ли требование учредителя? Ответ обоснуйте ссылкой на норму законодательства.
16. Студент Мишин в своем докладе указал, что Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации не является нормативным правовым актом. Согласны ли Вы с его позицией? Обоснуйте разный характер документов, издаваемых Государственной Думой? Укажите, какие локальные акты может издавать палаты Федерального собрания
РФ?
17. Ознакомьтесь с текстом статей, и определите приемы, использованные при формулировании нормы (абстрактный, казуистический, прямой, бланкетный, отсылочный):
a) Часть 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации «Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
b) Часть 1 статьи 9 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния»
Составьте по одному примеру таких норм.
18. Ознакомьтесь с текстом статей, и определите приемы, использованные при формулировании нормы (абстрактный, казуистический, прямой, бланкетный, отсылочный):
а) Часть 1 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации «Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».
b) Часть 1 Статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Судья не может участвовать в рассмотрении дела? и подлежит отводу, если он:
а) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи, и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями настоящего Кодекса является недопустимым;
б) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, специалиста, переводчика или свидетеля;
в) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража;
г) является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя; лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
д) находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
е) делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела.
Составьте по одному примеру таких норм.
19. Кузнецова Н.О. посещала курсы английского языка, по завершению которых ею было получено свидетельство об их окончании. В свидетельстве об окончании курсов были указаны все необходимые сведения, кроме названия организации. Аргументируйте, является ли это свидетельство юридическим документом? Укажите, какие признаки присущи юридическому документу. Оцените, можно ли назвать это упущение ошибкой с точки зрения юридической техники?
20. Между студентом Петровым и Федоровым возник спор. Петров в своем домашнем задании указал, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее Концепция) является юридическим документом. Федоров не согласен с ним, утверждая, что Концепция не является нормативным
правовым актом, а значит, ее нельзя отнести к юридическим документам. Какое из утверждений верно? Аргументируйте свой ответ на основании действующего законодательства?
21. Проведите правовую экспертизу нормативного правового акта (на свой выбор) и составьте заключение. В заключении необходимо указать:
– форму нормативного правового акта;
– название нормативного правового акта;
– количество частей, разделов, глав, статей в нормативном правовом акте;
– причины, мотивы, цели принятия нормативного правового акта;
– общественные отношения, регулируемые данным нормативным правовым актом;
– характеристику нормативного правового акта по действию во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– достоинства нормативного правового акта (сравнив его с действующими нормативными актами, действовавшими ранее, с международными актами);
– недостатки, в зависимости о наличия юридических дефектов;
– рекомендации по ликвидации выявленных недостатков (по рекомендации на каждый выявленный недостаток).
22. Проведите анализ Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ и проанализируйте следующие данные:
– форму нормативного правового акта;
– название нормативного правового акта;
– количество частей, разделов, глав, статей в нормативном правовом акте.
23. Проведите анализ Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ и укажите:
– достоинства нормативного правового акта (сравнив его с действующими нормативными актами, действовавшими ранее, с международными актами);
– недостатки, в зависимости о наличия юридических дефектов.
24. Проведите анализ Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ и укажите:
– причины, мотивы, цели принятия нормативного правового акта;
– общественные отношения, регулируемые данным нормативным правовым актом;
– характеристику нормативного правового акта по действию во времени, в пространстве и по кругу лиц.
25. Проанализируйте Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ и укажите:
– реквизиты нормативного правового акта;
– количество частей, разделов, глав, статей в нормативном правовом акте;
– причины, мотивы, цели принятия нормативного правового акта.
26. Сформулируйте преамбулу к одному из нижеуказанных документов:
– Уголовный кодекс Российской Федерации;
– Гражданский кодекс Российской Федерации.
27. Изучите Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ и аргументированно ответьте на следующие вопросы:
– Что составляет предмет данного закона?
– Какую цель преследовал законодатель, принимая данный закон?
– Какова структура документа?
– Каковы реквизиты этого закона?
– Каковы способы правового регулирования, предусмотрены данным законом (дозволения, запреты, обязывания)
28. Изучите Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (в последней редакции) «О защите прав потребителей» и аргументированно ответьте на следующие вопросы:
– Что составляет предмет данного закона?
– Какую цель преследовал законодатель, принимая данный закон?
– Какова структура документа?
– Каковы реквизиты этого закона?
– Каковы способы правового регулирования, предусмотрены данным законом (дозволения, запреты, обязывания)?
29. Домашним заданием Семенова было провести систематизацию нормативных правовых актов по юридической силе с учетом времени издания документа. Он это задание выполнил так:
1) Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
2) «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490).
3) Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
4) Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 18.07.2015) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
5) Приказ Минюста России от 08.09.2011 № 310 (ред. от 04.04.2012) «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2011 N 21777)
6) Устав (Основной Закон) Рязанской области от 18 ноября 2005 г. № 115-ОЗ (принят постановлением Рязанской областной Думы 2 ноября 2005 г.)
Оцените, правильно ли произведена систематизация Семеновым? Приведите в соответствии с стандартом воспроизведение нормативных правовых актов?
30. Управление министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области по результатам правовой экспертизы изменений, внесенных в Устав Воронежской области, вынесло отрицательное заключение. Мотивированное экспертное заключение, содержащее предложения о привидении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, было направлено в Воронежскую областную думу. Воронежская областная дума с этим заключением не согласна, решив оставить все без изменений. Обоснуйте, является ли обязательным исполнение экспертного заключения, вынесенного по результатам правовой экспертизы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации? Приведите аргументы о правомерности действий Воронежской областной думы?
31.Федеральный закон должен вступить в силу на следующий день после дня его официального опубликования. Текст федерального закона был обнародован в следующих источниках:
a) Собрание законодательства РФ 16.02.2011года;
b) Российская газета №25 18.02.2011 года;
c) Парламентская газета №7 от 11-17.02.2011 года;
d) Рязанские ведомости №7 20.02.2011 года
Определите срок вступления федерального закона в силу. Составьте схему – алгоритм работы над законопроектом.
32. Проведите систематизацию нижеперечисленных нормативных правовых актов по юридической силе:
Устав (Основной Закон) Рязанской области от 18 ноября 2005 г. N 115-ОЗ (принят
Постановлением областной Думы 2 ноября 2005 г.)
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации (утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 08.05.2015 № 32-П)
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации Постановление от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Объясните необходимость выстраивания законодательства по юридической силе? Проанализируйте, какие пояснения даны Конституционным судом в отношении международных актов?
33. Иванов и Карапетов 28 июля 2016 года заключили договор купли-продажи автомобиля. Однако, через 2 недели Карапетов (покупатель автомобиля) отказался от сделки, ссылаясь на неверно составленный договор, в котором не было указано место и время совершения сделки. Кроме того, в договоре купли-продажи была опечатка в паспортных данных покупателя. Аргументируйте, прав ли гражданин Карапетов? Объясните, является ли это грубой ошибкой с точки зрения юридической технологии и техники?
34. Подготовьте ходатайство об ознакомлении с материалами судебного дела №54-248/2017 от 22 января 2017 года по делу о признании должника банкротом в отношении Селезневой Т.С.
35. Составьте правореализационный юридический документ «приказ ректора об отчислении студента».
36. Составьте правореализационный юридический документ (договор купли-продажи).
37. Составьте правореализационный юридический документ (заявление о приеме на работу).
38. Составьте дополнительное соглашение к договору аренды нежилого помещения о продлении срока аренды на 2 месяца.
39. Подготовьте письмо о направлении в ЦИК Российской Федерации информации о зарегистрированных Минюстом России политических партиях.
40. Подготовьте ответ на обращение гражданина Афанасьева Алексея Сергеевича, обжалующего действия главы администрации города Рязани, поступившее в Управление Минюста по Рязанской области.