Билет № 1.
1. Предмет теории государства и права.
2. В чем заключается специфика возникновения права?
3. Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях:
1. В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора.
2. Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа.
3. В 1719 году Берг-привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей.
Билет № 2.
1. Место и роль теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право.
2. Дайте характеристику признакам государства.
3. Заполните таблицу «Соотношение норм морали, права, корпоративных норм».
Вопросы для сравнения Право Нормы морали Корпоративные нормы
Способ установления
Форма закрепления
Способ защиты
Сфера действия
Билет № 3.
1. Функции теории государства и права
2. В чем проявляется объективная необходимость и социальное назначение права?
3. В статье 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Определите, какой способ правового регулирования использован при установлении этих свобод? Ответ аргументируйте.
Билет № 4.
1. Первобытное общество: общественная власть, социальные нормы, экономика.
2. Раскройте сущность демократического политического режима.
3. Выразите и аргументируйте свою позицию по следующему проблемному вопросу: «Следует ли «отделить» теорию государства от теории права и «передать» теорию государства в состав политической науки (политологии)»?
Билет № 5
1. Методология теории государства и права.
2. Что понимается под принципами и функциями права?
3. Рассмотрите три позиции на соотношение терминов «аппарат» и «механизм» государства: «аппарат и механизм государства - идентичные понятия»; «аппарат – составная часть механизма государства»; «аппарат государства формирует для реализации своих функций механизм государства». Соотнесите понятия «орган государства» и «орган государственной власти».
Билет № 6
1. Закономерности возникновения государства и права. Типичные и уникальные формы возникновения государства.
2. Форма правления современного Российского государства.
3. Раскройте содержание народного суверенитета, используя Конституцию РФ.
Билет № 7
1. Функции государства и права в раннеклассовых обществах
2. Раскройте особенности различных форм государственного (территориального) устройства.
3. Проведите сравнительный анализ терминов «классификация» и «типология» государства. Дайте свое определение выше указанным категориям. Составьте сравнительную таблицу типов государства и права формационной типологии. В чем на Ваш взгляд заключаются недостатки рассмотренной Вами типологии.
Билет № 8
1. Понятие и признаки государства
2. В чем заключается сущность регулирования общественных отношений?
3. На примере Российской Федерации дайте характеристику принципам организации и деятельности государственного аппарата. Руководствуясь Конституцией РФ составьте схему взаимодействия ветвей государственной власти. Входит ли местное самоуправление в состав государственного аппарата?
Билет № 9
1.Типология государств: формационный и цивилизационный подход.
2.Раскройте общие направлениям становления теории государства и права.
3. Дайте определение предмета теории государства и права и раскройте фундаментальный статус этой науки в системе юридических наук. Порассуждайте на тему «Юриспруденция наука практическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».
Билет № 10
1. Понятие формы государства. Ее элементы.
2. Каковы условия, необходимые для становления правового государства?
3. Проанализируйте следующие подходы к пониманию права:
Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».
Карл Маркс: «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса».
Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что «право заключает в себе общую волю».
Билет № 11
1. Понятие формы правления. Ее виды.
2. Раскройте теории происхождения государства.
3. Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?
Билет № 12
1. Монархия как форма правления. Разновидности монархий.
2. Раскройте основные признаки правового государства.
3. Дайте толкование ст. 15 Конституции РФ. Раскройте критерии взаимодействия национального права РФ с международным правом.
Билет № 13
1. Президентская и парламентская республика.
2. Охарактеризуйте сущность принципа разделения властей.
3. Чем объясняется в прошлом господство теологического подхода к трактовке происхождения государства? Какую важную идеологическую функцию играла эта концепция? Правомерно ли однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера?
Билет № 14
1. Территориальное государственное устройство: понятие и виды.
2. Что такое политическая система общества, и каковы её элементы?
3. Сравните «восточный» и «западный» пути возникновения государства и права, выделите общие черты происхождения государства и права.
Билет № 15
1.Понятие и виды политического режима.
2.Каковы причины и закономерности возникновения государства и права?
3. На основании толкования положений главы 9 Конституции Российской Федерации ответьте на вопрос: можно ли внести изменения в преамбулу Конституции РФ? Обоснуйте ответ.
Билет № 16
1. Понятие и виды демократического политического режима
2. Дайте характеристику нормативным и ненормативным регуляторам общественных отношений.
3. Используя текст Конституции Российской Федерации, докажите или опровергнете утверждение о том, что Россия – это правовое государство.
Билет № 17
1. Теории происхождения государства.
2. Дайте характеристику техническим и социальным нормам.
3. На основе анализа Конституции РФ определите форму государства современной России.
Билет № 18
1. Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах.
2. Покажите функции государства и права в раннеклассовых обществах.
3. На основе анализа глав 4–8 Конституции РФ представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?
Билет № 19
1. Понятие и классификация функций государства.
2. Раскройте основные концепции правопонимания.
3. Используя текст Конституции Российской Федерации, определите к какому из исторических типов государства, выделяемых при формационном подходе, можно отнести современное Российское государство. Обоснуйте ответ.
Билет № 20
1.Понятие государственного аппарата и его структура.
2. Что такое форма (источник) права?
3. Используя следующие классификационные критерии, выделите виды функций государства: по содержанию; по времени действия; по характеру деятельности государства.
Билет № 21
1. Государственные органы: понятие и классификация.
2.Дайте характеристику правовому обычаю как форме права.
3. Используя текст Конституции Российской Федерации, определите разновидность политического режима современной России, правовая основа которого заложена в основном законе государства. Аргументируйте ответ.
Билет № 22
1. Система органов Российского государства на современном этапе.
2. В чем проявляется сущность юридического прецедента?
3. Сравните «восточный» и «западный» пути возникновения государства и права, выделите общие черты происхождения государства и права.
Билет № 23
1. Представительные органы государственной власти.
2. В чем проявляется связь и взаимодействие права и государства?
3. На примере Российской Федерации дайте характеристику принципам организации и деятельности государственного аппарата. Руководствуясь Конституцией РФ составьте схему взаимодействия ветвей государственной власти. Входит ли местное самоуправление в состав государственного аппарата?
Билет № 24
1. Органы государственной исполнительной власти: структура, функции.
2. Раскройте сущность и признаки права.
3. Рассмотрите три позиции на соотношение терминов «аппарат» и «механизм» государства: «аппарат и механизм государства - идентичные понятия»; «аппарат – составная часть механизма государства»; «аппарат государства формирует для реализации своих функций механизм государства». Соотнесите понятия «орган государства» и «орган государственной власти».
Билет № 25
1. Органы правосудия в современном Российском государстве.
2. Каковы признаки монархии и республики?
3. Используя текст Конституции Российской Федерации, определите к какому из исторических типов государства, выделяемых при формационном подходе, можно отнести современное Российское государство. Обоснуйте ответ.
Билет № 26
1. Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений
2. Раскройте понятие и классификацию органов государства.
3. На основе анализа глав 4–8 Конституции РФ представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?
Билет № 27
1. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
2. Дайте классификацию нормативно-правовым актам.
3. Раскройте содержание народного суверенитета, используя Конституцию РФ.
Билет № 28
1. Место и роль государства в политической системе общества.
2. Дайте характеристику функциям государства.
3. Раскройте содержание термина «демократия» применительно к Российской Федерации.
Билет № 29
1. Государство и партии. Виды партий.
2. В чем заключается сущность глобальных функций?
3. Используя текст Конституции РФ определите формы взаимодействия гражданского общества и государства.
Билет № 30
1. Государство и церковь: светские и теократические государства.
2. Укажите место и роль государства в политической системе.
3. На основе анализа Конституции Российской Федерации определите к какой разновидности (разновидностям) федерации относится Российская Федерация.
Билет № 31
1. Социальные и технические нормы.
2. Охарактеризуйте сущность принципа разделения властей.
3. Основываясь на статьях Конституции РФ раскройте принципы рыночной экономики. Создает ли Конституция РФ возможность для сочетания плановой и рыночной экономики?
Билет № 32
1. Понятие и признаки права.
2. В чем проявляется социальное назначение государства?
3. В статье 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Определите, какой способ правового регулирования использован при установлении этих свобод? Ответ аргументируйте.
Билет № 33
1.Право и мораль. Нормы права и нормы морали.
2.Дайте характеристику формационному подходу к типологии государств.
3. Основываясь на статьях Конституции РФ раскройте принципы рыночной экономики. Создает ли Конституция РФ возможность для сочетания плановой и рыночной экономики?
Билет № 34
1. Основные концепции правопонимания.
2. В чем проявляется сущность цивилизационного подхода к типологии государств?
3. Дайте толкование ст. 15 Конституции РФ. Раскройте критерии взаимодействия национального права РФ с международным правом.
Билет № 35
1. Понятие формы (источника) права. Виды форм права.
2. Какова классовая и общесоциальная направленность функций государства?
3. Используя текст Конституции РФ определите формы взаимодействия гражданского общества и государства.
Билет № 36
1. Нормативные правовые акты: понятие и виды.
2. Что понимается под механизмом государства?
3. На основе действующей Конституции РФ дать юридическую характеристику российской модели разделения властей.
Билет № 37
1.Судебный и административный прецедент как источник права.
2.Дайте характеристику составным элементам формы государства.
3. Раскройте содержание термина «демократия» применительно к Российской Федерации.
Билет № 38
1. Закон: понятие, признаки. Виды законов.
2. В чем проявляется взаимодействие государства с другими элементами политической системы?
3. Используя текст Конституции Российской Федерации, докажите или опровергнете утверждение о том, что Россия – это правовое государство.
Билет № 1.
1. Предмет теории государства и права.
2. В чем специфика возникновения права?
3. Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях:
1. В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора.
2. Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа.
3. В 1719 году Берг-привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей.
Билет № 2.
1. Место и роль теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право.
2. Дайте характеристику признакам государства.
3. Заполните таблицу «Соотношение норм морали, права, корпоративных норм».
Вопросы для сравнения Право Нормы морали Корпоративные нормы
Способ установления
Форма закрепления
Способ защиты
Сфера действия
Билет № 3.
1. Функции теории государства и права
2. Дайте характеристику структуре правовой нормы.
3. В статье 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Определите, какой способ правового регулирования использован при установлении этих свобод? Ответ аргументируйте.
Билет № 4.
1. Первобытное общество: общественная власть, социальные нормы, экономика.
2. Раскройте сущность демократического политического режима
3. Найдите в тексте Конституции РФ регулятивные нормы, охранительные нормы, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, оперативные нормы. Дайте пояснения.
Билет № 5
1. Методология теории государства и права.
2. Раскройте понятие и способы толкования права.
3. Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдёт, так как он опытный водитель. Однако с управлением справиться он не смог, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, он уехал с места преступления, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.
Определите элементы состава преступления, квалифицирующие его признаки.
Билет № 6
1. Закономерности возникновения государства и права. Типичные и уникальные формы возникновения государства.
2. Форма правления современного Российского государства.
3. Определите структурные части правовых норм.
1) Ст. 161 УК РФ: «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».
2) Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Билет № 7
1. Функции государства и права в раннеклассовых обществах
2. Раскройте особенности различных форм государственного (территориального) устройства
3. В ч.1 ст.671 ГК РФ сказано: «По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем».
Определите вид диспозиции данной правовой нормы.
Билет № 8
1. Понятие и признаки государства
2. Дайте характеристику предмету и методу правового регулирования
3. В ст.126 УК РФ указано, что похищение человека наказывается лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет. О какой функции государства идет речь и какими методами осуществляется эта функция?
Билет № 9
1. Типология государств: формационный и цивилизационный подход.
2. Раскройте общие направлениям становления теории государства и права.
3. В ч.1 ст.89 УК РФ сказано: «При назначении наказания несовершеннолетнему, кроме обстоятельств, предусмотренных статей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц».
Определите способ изложения правовой нормы в статье. Дайте пояснения.
Билет № 10
1. Понятие формы государства. Ее элементы.
2. Раскройте понятие и основания юридической ответственности
3. Определите структурные части правовых норм закрепленных в статьях Гражданского кодекса РФ 139, 149, 151, 152, укажите их виды.
Билет № 11
1. Понятие формы правления. Ее виды.
2. Раскройте теории происхождения государства.
3. Заполните таблицу «Предмет и метод отраслей российского права».
Название отрасли права Предмет правового регулирования Метод правового регулирования
Конституционное право
Финансовое право
Гражданское право
Семейное право
Трудовое право
Административное право
Уголовное право
Гражданско-процессуальное право
Уголовно-процессуальное право
Билет № 12
1. Монархия как форма правления. Разновидности монархий.
2. Дайте характеристику субъективному праву и субъективной юридической обязанности как юридическому содержанию правоотношения
3. Дайте толкование ст. 15 Конституции РФ. Раскройте критерии взаимодействия национального права РФ с международным правом.
Билет № 13
1. Президентская и парламентская республика.
2. Дайте характеристику основным правовым системам современности
3. Определите форму реализации права.
1) Молодой человек призывного возраста, не имеющий права на отсрочку, служит в армии.
2) Девушка переходит улицу на красный свет светофора.
3) Граждане являются в суд по повестке в качестве свидетелей.
4) Суд выносит оправдательный приговор.
5) Студенты получают знания в колледже «Александровский лицей».
Билет № 14
1. Территориальное государственное устройство: понятие и виды.
2. Раскройте понятие и виды юридических фактов.
3. Дайте грамматическое толкование п.2 ст.612 ГК РФ: «Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду».
Билет № 15
1. Понятие и виды политического режима.
2. Каковы причины и закономерности возникновения государства и права?
3. Определите вид юридических фактов.
1) В результате возгорания, произошедшего от удара молнии, сгорел дом гражданина Сергеева. Дом был застрахован. Возникло правоотношение между собственником и страховой компанией.
2) Граждане Максимов и Улитин заключили между собой договор аренды, по которому Максимов обязался передать в аренду Улитину однокомнатную квартиру в городе Санкт-Петербурге за определенную арендную плату.
Билет № 16
1. Понятие и виды политического режима
2. Дайте характеристику нормативным и ненормативным регуляторам общественных отношений.
3. Новиков П. В. заключил в Жориным Л. В. договор пожизненного содержания с иждивением, согласно которому последний обязывался содержать и ухаживать за Новиковым П. В., за что после его смерти Жорину Л. В. переходили в собственность приватизированная квартира и имущество Новикова П. В.
Изучите ст.583 ГК РФ и назовите вид правоотношения, возникший между сторонами. Укажите его структуру, выделите особенности, характеризующие каждый элемент.
Билет № 17
1. Теории происхождения государства.
2. Дайте характеристику техническим и социальным нормам.
3. На основе анализа Конституции РФ определите форму государства современной России.
Билет № 18
1. Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах.
2. Покажите функции государства и права в раннеклассовых обществах.
3. На основе анализа глав 4–8 Конституции РФ представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?
Билет № 19
1. Понятие и классификация функций государства.
2. Раскройте основные концепции правопонимания.
3. В ч.2 ст.34 Конституции РФ записано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Определите способ правового регулирования экономических отношений. Ответ аргументируйте.
Билет № 20
1. Понятие государственного аппарата и его структура.
2. Раскройте взаимосвязь правосознания и правовой культуры.
3. Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались.
Определите, будет ли такое поведение проступком или преступлением. Укажите, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого рода.
Билет № 21
1. Государственные органы: понятие и классификация.
2. Раскройте понятие и признаки законности.
3. Римские юристы утверждали: «Действие не делает невиновными, если не виновен разум». О каком признаке правонарушения идет речь в этом высказывании? Раскройте этот признак.
Билет № 22
1. Система органов Российского государства на современном этапе.
2. В чем заключается специфика применения права как особой формы реализации права?
3. Находясь в нетрезвом состоянии гр. Синюков управлял автотранспортным средством. Навстречу выбежала на проезжую часть собака. Желая уйти от столкновения с животным, Синюков вырулил резко влево, и ударив машиной рекламный стенд, свалил его. Владелец стенда потребовал возмещения вреда.
Каким Вам видится правовой исход этого дела?
Билет № 23
1. Представительные органы государственной власти.
2. В чем проявляется связь и взаимодействие права и государства?
3. В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нем. С помощью аппарата множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определенной тематике.
Какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае?
Билет № 24
1. Органы государственной исполнительной власти: структура, функции.
2. Раскройте сущность и признаки права.
3. Какие юридические факты (определите их виды) послужили основанием для возникновения правоотношений:
- между потерпевшим от административного правонарушения и другими участниками правоотношений;
- между гражданином и финансовыми органами по поводу подачи декларации о доходах.
Билет № 25
1. Органы правосудия в современном Российском государстве.
2. Какова роль правосознания в правотворчестве и реализации права?
3. Охарактеризуйте понятие «система законодательства» на примере ст.ст. 1.1-1.3. КОАП РФ и ст.ст. 3,7 ГК РФ.
Билет № 26
1. Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений
2. Раскройте основные признаки правового государства.
3. Используя ст. 85 и ст. 111 Конституции РФ определите методы правового регулирования. Дайте пояснения.
Билет № 27
1. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
2. Каковы условия, необходимые для становления правового государства?
3. Осуществите логическое и специально-юридическое толкование ст.ст. 17, 18 и ч. 1 ст. 21 ГК РФ. Дайте пояснения.
Билет № 28
1. Место и роль государства в политической системе общества.
2. Дайте характеристику стадиям законотворческого процесса.
3. Осуществите логическое и специально-юридическое толкование п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Дайте пояснения.
Билет № 29
1. Государство и партии. Виды партий.
2. Раскройте порядок опубликования и вступления в силу законов и других актов правотворчества.
3. На основе анализа статей 1.4-1.7 КОАП РФ и статей 3-7 УК РФ определите в отраслевые принципы права. Дайте пояснения.
Билет № 30
3. Государство и церковь: светские и теократические государства.
4. Раскройте понятие и признаки нормы права.
5. Проведите сравнительный анализ ст. 90 (п. 3) и ст. 115 (п. 1) Конституции РФ. Дайте пояснения.
Билет № 31
1. Социальные и технические нормы.
2. Охарактеризуйте сущность принципа разделения властей.
3. Осуществите логическое и специально-юридическое толкование ст. 120 Конституции РФ. Дайте пояснения.
Билет № 32
1. Понятие и признаки права.
2. В чем проявляется социальное назначение государства?
3. На примере ст. 24.1-24.3 КОАП РФ раскройте содержание принципов правового института (отрасли права). Дайте пояснения.
Билет № 33
1. Право и мораль. Нормы права и нормы морали.
2. Дайте характеристику формационному подходу к типологии государств.
3. На примере ст. 24.5 КОАП РФ раскройте обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Дайте пояснения.
Билет № 34
3. Основные концепции правопонимания.
4. В чем сущность цивилизационного подхода к типологии государств?
3. Определите вид юридического факта на основании ст. 29 ГК РФ. Дайте пояснения.
Билет № 35
1. Понятие формы (источника) права. Виды форм права.
2. Какова классовая и общесоциальная направленность функций государства?
3. Используя ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ найдите:
а) норму с альтернативной санкцией;
б) диспозитивную норму;
в) норму со сложной диспозицией;
г) норму, при изложении которой использован абстрактный способ.
Обоснуйте свой выбор.
Билет № 36
1. Нормативные правовые акты: понятие и виды.
2. Что понимается под механизмом государства?
3. На основе действующей Конституции РФ дать юридическую характеристику российской модели разделения властей.
Билет № 37
1. Судебный и административный прецедент как источник права.
2. Дайте характеристику составным элементам формы государства.
3. На основании толкования положений главы 9 Конституции Российской Федерации ответьте на вопрос: можно ли внести изменения в преамбулу Конституции РФ? Обоснуйте ответ.
Билет № 38
1. Закон: понятие, признаки. Виды законов.
2. В чем проявляется взаимодействие государства с другими элементами политической системы?
3. Используя текст Конституции Российской Федерации, докажите или опровергнете утверждение о том, что Россия – это правовое государство.
Билет № 39
1. Понятие, признаки и структура нормы права
2. Укажите место и роль государства в политической системе
3. Используя текст Конституции Российской Федерации, определите разновидность политического режима современной России, правовая основа которого заложена в основном законе государства. Аргументируйте ответ.
Билет № 40
1. Норма права и статья нормативного правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
2. Как соотносятся система права и система законодательства?
3. Используя текст Конституции Российской Федерации, определите к какому из исторических типов государства, выделяемых при формационном подходе, можно отнести современное Российское государство. Обоснуйте ответ.
Билет № 41
1. Классификация норм права.
2. Дайте характеристику функциям государства.
3. Дайте определение предмета ТГП и раскройте фундаментальный статус этой науки в системе юридических наук. Порассуждайте на тему «Юриспруденция наука практическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».
Билет № 42
1. Понятие и субъекты правотворчества. Виды правотворчества.
2. В чем сущность глобальных функций государства?
3. Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?
Билет № 43
1. Законотворческий процесс: понятие и стадии.
2. Раскройте понятие и классификацию органов государства.
3. Чем объясняется в прошлом господство теологического подхода к трактовке происхождения государства? Какую важную идеологическую функцию играла эта концепция? Правомерно ли однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера?
Билет № 44
1. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
2. В чем проявляется объективная необходимость и социальное назначение права?
3. Соотнесите категории «субъект права» и «субъект правоотношения»? Приведите примеры.
Билет № 45
1. . Систематизация нормативно-правовых актов. Кодификация права.
2. В чем сущность юридического прецедента?
3. Сравните «восточный» и «западный» пути возникновения государства и права, выделите общие черты происхождения государства и права.
Билет № 46
1. Юридическая техника и язык нормативно-правовых актов.
2. Каковы признаки монархии и республики?
3. Проведите сравнительный анализ терминов «классификация» и «типология» государства. Дайте свое определение выше указанным категориям. Составьте сравнительную таблицу типов государства и права формационной типологии. В чем на Ваш взгляд заключаются недостатки рассмотренной Вами типологии.
Билет № 47
1. Система и структура права. Публичное и частное право.
2. В чем сущность регулирования общественных отношений?
3. На примере Российской Федерации дайте характеристику принципам организации и деятельности государственного аппарата. Руководствуясь Конституцией РФ составьте схему взаимодействия ветвей государственной власти. Входит ли местное самоуправление в состав государственного аппарата?
Билет № 48
1. Предмет и метод правового регулирования.
2. Что такое политическая система общества, и каковы её элементы?
3. Проанализируйте следующие подходы к пониманию права:
Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».
Карл Маркс: «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса».
Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что «право заключает в себе общую волю».
Билет № 49
1. Понятия отрасли, подотрасли и института права.
2. Дайте классификацию нормативно-правовым актам.
3. Охарактеризуйте социально-психологический механизм действия права.
Билет № 50
1. Система права и система законодательства.
2. Проведите различие между принципами и функциями права.
3. Используя текст Конституции РФ определите формы взаимодействия гражданского общества и государства.
Билет № 51
1. Функции и принципы права.
2. Дайте характеристику правовому обычаю как форме права.
3. Определите к каким видам правовых норм относятся нормы ГК РФ: граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ч. 1 ст. 9); в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 13); местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20).
Билет № 52
1. Правовая система: понятие, структура, функции. Правовая семья.
2. Раскройте понятие и особенности правотворчества.
3. Охарактеризуйте действие Конституции РФ во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Билет № 53
1. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права.
2. Как соотносятся система права и правовая система?
3. Охарактеризуйте правосубъектность гражданина РФ, обладающего активным и пассивным избирательным правом.
Билет № 54
1. Правоотношения: понятие, признаки, структура.
2. Что такое правовая семья?
3. Проведите разграничение правонарушения и объективно противоправные деяния.
Билет № 55
1. Понятие и виды субъектов правоотношения. Правоспособность, дееспособность. Правовой статус.
2. Что такое публичное и частное право?
3. Покажите взаимодействие правовой идеологии и правовой психологии в следующей ситуации: «Гражданин Российской Федерации обратился в суд за защитой нарушенного права потребителя в соответствии Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей».
Билет № 56
1. Понятие и виды юридических фактов. Презумпции и фикции.
2. Что такое форма (источник) права?
3. Сравните правовое воздействие и правовое регулирование. Составьте таблицу. Начертите схему взаимодействия.
Билет № 57
1. Применение права. Понятие и субъекты применения.
2. Раскройте классификацию норм права.
3. Покажите реализацию принципов юридической ответственности руководствуясь следующими статьями Конституции РФ (ст. 55, ч. 1 ст. 50, ч. 11 ст. 50, ст. 49).
Билет № 58
1. Толкование правовых норм. Способы и виды толкования.
2. Раскройте виды субъектов правоотношений.
3. Соотнесите категории «законность» и «правопорядок», начертите схему их соотношения. Целесообразно ли выделять такие виды гарантий законности как «общие условия» и «специальные юридические средства»? Покажите на примерах реализацию юридических гарантий законности.
Билет № 59
1. Пробелы в праве и способы их восполнения.
2. Дайте характеристику способам изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
3. Выразите и аргументируйте свою позицию по следующему проблемному вопросу: «Следует ли «отделить» теорию государства от теории права и «передать» теорию государства в состав политической науки (политологии)»?
Билет № 60
1. Понятие и виды правосознания. Структура правосознания и его роль в правотворчестве и реализации права.
2. Что такое презумпции и фикции?
3. Посол Российской Федерации в государстве Республика Беларусь, управляя собственным автомобилем, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин этого государства. Будет ли посол Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь?
Билет № 61
1. Правовая культура и правовое воспитание.
2. Раскройте понятие и формы реализации права.
3. Рассмотрите три позиции на соотношение терминов «аппарат» и «механизм» государства: «аппарат и механизм государства - идентичные понятия»; «аппарат – составная часть механизма государства»; «аппарат государства формирует для реализации своих функций механизм государства». Соотнесите понятия «орган государства» и «орган государственной власти».
Билет № 62
1. Правовой нигилизм и пути его преодоления.
2. Раскройте понятие системы права.
3. Раскройте содержание народного суверенитета, используя Конституцию РФ.
Билет № 63
1. Понятие законности. Конституционная законность. Гарантии законности.
2. Существуют ли пределы свободы личности?
3. Раскройте содержание термина «демократия» применительно к Российской Федерации.
Билет № 64
1. Права и свободы личности, их система.
2. В чем сущность применения права по аналогии?
3. На основе анализа Конституции Российской Федерации определите к какой разновидности (разновидностям) федерации относится Российская Федерация.
Билет № 65
1. Понятие правопорядка. Правопорядок, законность и общественный порядок.
2. Раскройте понятие, структуру и виды правосознания.
3. Классифицируйте права человека и гражданина по следующим критериям: по субъектам; по содержанию; по времени развития; по способу реализации.
Билет № 66
1. Законность и дисциплина. Виды дисциплины.
2. Дайте характеристику возникновению и развитию концепции правового государства.
3. Основываясь на статьях Конституции РФ раскройте принципы рыночной экономики. Создает ли Конституция РФ возможность для сочетания плановой и рыночной экономики?
Билет № 67
1. Понятие правонарушения и его признаки. Виды правонарушений.
2. Соотнесите понятия правовое государства и гражданское общество .
3. Дайте характеристику правоотношению купли-продажи недвижимости (признаки, субъект, объект, содержание).
Билет № 68
1. Юридический состав правонарушения.
2. В чем проявляются гарантии законности в современном демократическом государстве?
3. Покажите работу элементов механизма правового регулирования на следующем примере: «Гражданин М. подал документы в вуз, прошел по конкурсу и был зачислен в студенты 1-ого курса на основании приказа ректора вуза».
Билет № 69
1. Понятие, признаки и принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
2. В чем проявляются взаимосвязи государства и гражданского общества?
3. Используя следующие классификационные критерии выделите виды функций государства: по содержанию; по времени действия; по характеру деятельности государства.
Билет № 70
1. Понятие и признаки правового государства.
2. Дайте характеристику категориям «человек», «личность» и «гражданин».
3. Проанализируйте к каким видам правовых норм относятся нормы ГК РФ: граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ч. 1 ст. 9). В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 13). Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20).