Теория государства и права
1. Дайте определения объекту и предмету теории государства и права. Опишите связь государства и права с экономикой, политикой и другими социальными явлениями.
2. Охарактеризуйте место и роль теории государства и права, как фундаментальной науки в системе юридических наук, изучающих государство и право.
3. Перечислите и раскройте сущность функций теории государства и права.
4. Опишите методологию теории государства и права. Охарактеризуйте систему методов, применяемых при изучении государства и права.
5. Раскройте сущность основных концепций правопонимания. Дайте характеристику функциям права.
6. Определите закономерности возникновения государства и права. Опишите особенности взаимосвязи процессов формирования государства и права.
7. Дайте характеристику организации первобытного общества. Назовите признаки, отличающие государство от родовой организации доклассового общества.
8. Сформулируйте понятие «государство». Назовите и опишите признаки государства.
9. Раскройте сущность, понятие типологии государств: формационный и цивилизационный подход.
10. Дайте определение понятию «формы государства». Воспроизведите структуру и опишите ее элементы.
11. Раскройте сущность понятия «форма правления». Дайте характеристику ее видам.
12. Раскройте сущность понятия «территориальное государственное устройство». Дайте характеристику его видам.
13. Раскройте сущность понятия «политический режим». Дайте характеристику его видам.
14. Дайте определение понятию «власть» и назовите ее виды. Раскройте сущность государственной власти.
15. Назовите особенности функций государств различных исторических эпох. Определите функции современного цивилизованного государства.
16. Опишите место и роль государства в политической системе общества. Перечислите виды и охарактеризуйте функции политических партий.
17. Дайте краткую характеристику теориям происхождения государства и права. Раскройте сущность психологической, договорной и теории насилия.
18. Дайте определение, перечислите и классифицируйте функции государства.
19. Объясните значение термина «государственный аппарат» и воспроизведите его структуру.
20. Дайте определение понятию «государственные органы». Классифицируйте и изложите основные принципы их организации и деятельности.
21. Изложите основные положения организации политической системы современного общества. Дайте характеристику взаимосвязи и взаимодействию его элементов.
22. Дайте определение понятию «механизм правового регулирования». Изложите методы, способы и типы правового регулирования.
23. Охарактеризуйте социальное назначение права как нормативного регулятора поведения людей и их объединений. Раскройте сущность позитивного и естественного права.
24. Сформулируйте понятие и перечислите виды нормативных правовых актов. Охарактеризуйте закон как вид нормативных правовых актов.
25. Дайте определение понятию «норма права» и перечислите ее признаки. Охарактеризуйте элементы логической структуры нормы права.
26. Опишите способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
27. Дайте определение понятию «система социальных норм». Определите специфику технико-юридических норм.
28. Воспроизведите порядок взаимодействия и взаимосвязь норм права с иными социальными нормами.
29. Сформулируйте понятие «право». Перечислите и охарактеризуйте его признаки.
30. Дайте определение понятию «форма (источник) права». Назовите особенности источников права в различных правовых системах.
1. Определите к какому источнику права относится часть 3 статьи 99 действующей Конституции России 1993 г., гласящей: «…3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».
Приведите примеры формальных источников права, действующих в настоящее время в Российской Федерации.
Определите, какой из указанных источников имеет высшую юридическую силу?
Оцените, насколько широко применимы такие источники, как «судебный прецедент» и «правовой обычай» в современной российской правовой системе?
2. Укажите теорию (ее авторов), связывающую происхождение государства и права: с социально-экономическими факторами, такими как рост производительности труда, появление прибавочного продукта, частной собственности, классов, а также утверждающую, что право не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним.
Решите: считаете ли Вы данную точку зрения утопией или согласны с ней?
Спрогнозируйте: какая общественно-экономическая формация должна наступить после отмирания социалистического государства?
Обоснуйте свой ответ историческими примерами.
3. Определите, какой вид суверенитета закреплен: в части 1 статьи 4 действующей Конституции России: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию…»; в части 1 статьи 3 действующей Конституции России: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ…».
Покажите взаимосвязь и проведите различие между государственным и национальным суверенитетом.
Предложите наиболее эффективные на современном этапе способы решения вопросов о праве народов на самоопределение, сецессию (выход, отделение) и образование самостоятельного государства.
Проиллюстрируйте на конкретных примерах свою точку зрения.
4. Проанализируйте точку зрения Нерсесянца В.С., считавшего, что… появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа…
Определите место правовых норм в системе социальных норм, выявите общие и отличительные признаки с другими социальными нормами права.
Продемонстрируйте на конкретных примерах соотношение права и морали, выделите их общие черты и отличия.
Выявите причинно-следственные связи их тесного взаимодействия.
5. Истолкуйте точку зрения … Первого рейхсканцлера Германской империи О. фон Бисмарк (1815-1898) утверждавшего, что «на штыки можно опираться, но на них нельзя сидеть».
Раскройте сущность высказывания немецкого канцлера, если его рассматривать в контексте функций государства.
Оцените актуальность утверждения в современной государственно-правовой мировой действительности.
Предложите наиболее эффективные способы регулирования общественных отношений, в том числе разрешения социальных конфликтов, в Российской Федерации?
6. Классифицируйте, проиллюстрируйте примерами и назовите особенности элемента формы государства «политический (государственно-правовой) режим». Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.
Охарактеризуйте политический режим Российской Федерации на современном этапе исторического развития.
Докажите, что взаимосвязь модификации политического режима зависят от ступени развития социальной системы, состояния гражданского общества и государства, конкретной исторической обстановки.
7. Охарактеризуйте и соотнесите способы изложения норм права с конкретными примерами норм права: 1) прямой способ; 2) отсылочный способ; 3) бланкетный способ: А. Конституции РФ ст. 109: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ». Б. Трудовой кодекс РФ ст. 419: «Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».
В. ГК РФ ст. 253. п.п.1, 2: «1. Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. 2. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом…».
Определите с какой целью используются различные способы изложения норм права в статьях нормативных актов.
8. Проанализируйте современные подходы к сущности государства. Одна из основных составляющих конституционно-правовой концепции социального государства – обеспечение условий для достойной жизни – получило развитие в философии права России ещё на рубеже XIX–XX веков в работе П. И. Новгородцева «Кризис современного правосознания», где он поясняет, что «право на достойное человеческое существование ближайшим образом имеет в виду лиц, страдающих от экономической зависимости, от недостатка средств, от неблагоприятно сложившихся обстоятельств». При этом Новгородцев связывает реализацию «права на достойное существование» с практикой английского либерализма. Однако, либеральная трактовка принципов социального государства не является единственной.
Укажите, какому из подходов отдается предпочтение в российской правовой действительности?
Обоснуйте собственную точку зрения на вопрос о сущности государства.
9. Кашанина Т.В. в первобытном обществе выделяет шесть институтов власти (органов управления). Отмечая при этом, что все властные структуры просматривались далеко не во всех племенах и не в равной мере. У одних племен были простейшие органы власти, у других использовалась более сложная её система. Разветвлённая властная организация встречается на более поздней стадии развития первобытного общества. Морозова Л.А. пишет, что в обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали.
Раскройте механизм социального регулирования в условиях первобытного общества.
Выделите характерные для того периода «институты власти» (органы управления).
Сопоставьте организацию власти и управления в первобытной общине и в раннегосударственный период.
10. Традиционно понятие «система права» воспринимается в качестве объективно существующего внутреннего строения (структуры) права, состоящего из совокупности взаимосвязанных между собой норм права, объединенных по различным критериям в институты, подотрасли и отрасли, обусловленного характером исторически сложившихся общественных отношений. Подобное восприятие системы права характерно для сторонников юридического позитивизма - течения возникшего в качестве оппозиционной теории, противопоставлявшийся естественно-правовому учению, однако со временем стало считаться классическим общеупотребимым подходом к пониманию права.
Укажите, какие основные школы права (не менее четырех) вы знаете?
Продемонстрируйте существование различных подходов к пониманию права и поясните отсутствие единообразия в его определении.
Охарактеризуйте перечисленные школы и определите наиболее тесно связанную с правовой системой современной России?
11. Соотнесите нормы морали, права и корпоративные нормы по следующим критериям:
- способ установления;
- форма закрепления;
- способ действия;
- сфера действия.
Сопоставьте социальные и технические нормы, и определите в чем состоит различие между ними?
Аргументировано поясните: почему технические нормы, по выражению Матузова Н.И., «носят не чисто социальный, а полусоциальный характер».
Укажите можно ли технические нормы отождествлять с законами природы.
12. Классифицируйте правовые нормы по методу правового регулирования.
1) Ст. 161 УК РФ: «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».
2) Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Определите элементы логической структуры указанных норм права.
Раскройте сущность каждого элемента и оцените обязательность их наличия в правовой норме.
13. Одна из древних теорий происхождения государства и права — теологическая, которая говорит, что государство и право произошли по воле Бога. Эта идея господствовала еще во времена Древнего Египта, Вавилона, Иудеи, а потом получила развитие в Средние века.
Укажите автора (авторов) данной теории.
Объясните, чем объясняется в прошлом господство теологического подхода к трактовке происхождения государства?
Оцените роль и значение этой концепции для современной исторической эпохи.
Вынесите суждение: правомерно ли однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера?
14. Все существующие государства имеют свою историю развития и условия формирования, однако у них есть и общая черта: неолитическая революция (переход от присваивающей формы экономики к производящей) которая стала катализатором разрушения родоплеменной организации, спровоцировала социальное расслоение в обществе, стала основой для трансформации обычаев в правовые нормы. В зависимости от того, каким способом осуществлялись указанные изменения, возможно выделить два основных пути формирования государства: восточный и западный.
Сравните «восточный» и «западный» пути возникновения государства и права, выделите общие черты и различия в происхождении государства и права.
Выявите причинно-следственные связи становления Российской государственности.
Сформулируйте: в чем состоит особенность российского пути?
15. Общественное объединение «Первоздание» в своих программных предположениях предполагает отказ человеческого общества от цивилизации и возврат к первобытным началам жизни. По мнению идеологов данного объединения, дальнейшее развитие научно-технического прогресса приведет к экологической катастрофе, а возрастание потребностей людей со временем вызовет неразрешимые экономические и социальные проблемы. Возврат же человечества в первозданную природу является органической необходимостью, исправляющей тупиковую ошибку развития общественных отношений.
Определите, возможен ли возврат общества в прошедшую формацию?
Выделите основные институты управления, существовавшие у первобытной общины?
Продемонстрируйте инструменты современного правового, демократического государства для разрешения возникающих проблем на пути его развития?
16. На примере Российской Федерации дайте характеристику принципам организации и деятельности государственного аппарата.
Объясните схему взаимодействия ветвей государственной власти.
Определите, входят ли органы местного самоуправления в состав государственного аппарата?
Оцените место, занимаемое органами местного самоуправления в системе управления современным государством?
17. Проанализируйте следующие подходы к пониманию права:
1) Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».
2) Карл Маркс: «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса».
3) Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что «право заключает в себе общую волю».
4) Г. Кельзен: «Право представляет собой̆ иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней̆, ей̆ подчиняется».
Укажите, какая из представленных теорий наиболее подходит к сущности российской правовой действительности?
Составьте характеристику российской правовой системе.
Выделите особенности социалистической правовой системы.
18. Расположите нормативные правовые акты в порядке убывания юридической силы:
1) Кодифицированный Закон Российской Федерации.
2) Постановление Правительства Российской Федерации.
3) Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации.
4) Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
5) Определение Конституционного Суда Российской Федерации.
6) Указ Президента Российской Федерации.
7) Постановление Правительства Москвы.
8) Федеральный конституционный закон.
10) Договор аренды нежилого помещения.
Исключите из предложенного списка правовые акты, не содержащие нормы права (правоприменительные, правореализационные и интерпретационные правовые акты), если такие имеются.
Докажите, что самой высокой юридической силой обладает «закон».
19. Определите основные признаки федеративного государства. Федеративные государства отличаются друг от друга по многим признакам: по числу жителей, по размеру территорий, по национальному и религиозному составу населения, по уровню языковой дифференциации и многое др. Исторически они возникали в разное время, и их возникновение имеет свои исторические особенности, однако все имеют определенные сходства.
Укажите, по какому принципу могут делиться территории федераций?
Соотнесите сходства и отличия федеративного и унитарного государства.
Спрогнозируйте возможные варианты судьбы конфедерации, после выполнения поставленных задач и достижения намеченных целей.
20. Рассмотрите три позиции на соотношение следующих терминов: «аппарат» и «механизм» государства: «аппарат и механизм государства - идентичные понятия»; «аппарат – составная часть механизма государства»; «аппарат государства формирует для реализации своих функций механизм государства».
Сопоставьте понятия «орган государства» и «орган государственной власти».
Покажите взаимосвязь и взаимодействие в их организации и деятельности.
Аргументированно поясните истинность или ложность высказываний.
21. Общемировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна и в каждой стране эта система имеет свои особенности. В конечном счете, все формы и методы государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие в
направлении какого-либо предусмотренного варианта движения. Постоянная изменчивость рынка, неопределенность результатов и их последствий, создает основу для вмешательства в его механизм, стремление «подправить» работу рыночной системы.
Определите, через какие государственные мероприятия может быть реализована экономическая функция государства в условиях рыночной экономики.
Подберите практические примеры деятельности современного Российского государства, в которых отражается реализация его внутренних и внешних функций.
Спрогнозируйте эволюционную трансформацию функций государства, в том числе экономической, в условиях развития новейших цифровых технологий.
22. В науке дискутируется вопрос о том, что приоритетнее - государство или право. Между государством и правом могут быть противоречия, всевозможные коллизии, несовпадения мнений и действий, их взаимоотношения не всегда строятся правильно.
Такое явление можно объяснить тем, что государство и право, находясь в тесной взаимосвязи, одновременно являются «антиподами», их взгляды не во всем едины. Власть имеет склонность к беспредельности, она может выйти из-под контроля, ее мучает любая видимая зависимость, а право пытается «поставить ее на место», ввести в юридические рамки. «Право существует и развивается в известном противоборстве с государством... оно – мощный антитоталитарный фактор» (С.С. Алексеев)
Оцените правомерность такой постановки вопроса.
Раскройте суть взаимозависимости государства и права в историческом процессе.
Создайте собственную модель оптимального взаимодействия государства и права на современном этапе развития человечества.
23. Сопоставьте следующие понятия: «судебный прецедент», «судебное решение», «судебная практика». Укажите, следует ли решения судебных органов России именовать судебными прецедентами.
Решите, какие виды судебных актов в отечественной науке принято считать официальными источниками (формами) права.
Предложите аргументы «за» и «против»:
24. Используя следующие классификационные критерии подберите примеры различных функций современного государства:
- постоянные и временные;
- внутренние и внешние;
- основные и второстепенные;
- законодательные, исполнительные, судебные.
Укажите функции характерные для государства на всех известных ступенях его исторического развития?
Продемонстрируйте функции, которые можно выделить только у современного государства?
Спрогнозируйте возможное развитие общепланетарных государственных функций, которые можно выделить на современном историческом этапе развития государства, права и общества?
25. Общим и универсальным методом формирования правовых понятий выступает, диалектический метод научного познания, включающий, необходимые и весьма важные этапы «восхождения от абстрактного к конкретному», и далее – «от конкретного к абстрактному». Этот метод лежит в основе выработки нетипичных нормативных предписаний, создания юридических конструкций (например, «состав правонарушения», «состав преступления»), юридических фикций («признание гражданина умершим», «процессуальные сроки»), правовых презумпций, выступающих важным средством законодательной техники.
Укажите, какие еще методы теории государства и права существуют в науке.
Классифицируйте их. Раскройте сущность общенаучных методов познания.
Выделите методологическое значение теории государства и права для юридических наук.
26. Аристотель стал одним из первых исследователей, попытавшихся сформулировать дефиницию формы правления. Под государственным устройством (politeia) он понимал распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного правления (politeyma), а последний и есть государственное устройство. Платон и Аристотель выделяли две группы форм правления: классические (царская власть, аристократия, демократия (полития) и три отклоняющиеся от них – тирания, олигархия и охлократия (анархия)
Классифицируйте современные формы правления государств, охарактеризуйте указанные виды на примере существующих государств.
Дайте подробную характеристику российской форме правления (с учетом актуальных конституционных поправок - 2020).
Подберите примеры современных государств с нетипичной формой правления.
27. Проанализируйте нижеизложенное высказывание:
В научной литературе высказана точка зрения о том, что право, как таковое существует благодаря нарушениям законов, а юристы нужны лишь за тем, чтобы бороться с ними.
Истолкуйте предложенную позицию и аргументированно обоснуйте свою точку зрения.
Проиллюстрируйте существующие направления социального назначения права.
Определите: возможно ли существование демократического государства без права?
28. Дошедший до нас из далекой древности (середина I в. н.э.) трактат «О возвышенном» содержит такие слова: «К каждому ученому руководству обычно предъявляются два требования: во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом, причем второе требование стоит последним по порядку, хотя оно по своему значению гораздо важнее». Любая наука или учебная дисциплина, претендующая на самостоятельность, должна иметь свой собственный предмет и свой метод.
Покажите взаимосвязь теории государства и права с философией, политологией, социологией, экономической теорией и другими общественными науками.
Определите объект и предмет науки «теория государства и права».
Обоснуйте относительную самостоятельность государства и права, их неразрывную связь и взаимодействие как явлений жизни общества.
29. В научном сообществе существует точка зрения, что представительная демократия – это особая система и политико-правовой режим управления делами государства и входящих в его состав публично-территориальных образований, при которых на основе верховенства права, всеобщности, равенства, политического и идеологического многообразия и многопартийности обеспечиваются реальные возможности для граждан формулировать, выражать и отстаивать свои публично значимые интересы и участвовать в осуществлении народом своих суверенных прав через выборные и иные органы публичной власти, а также примыкающие к публичной власти институты гражданского общества, гарантируется адекватное выражение воли народа в деятельности органов публичной власти, их подконтрольность и ответственность перед народом.
Проиллюстрируйте на примере Российской Федерации положительные черты представительной демократии.
Назовите известные Вам иные формы демократии, охарактеризуйте их.
Соотнесите указанные Вами формы и разработайте оптимально эффективную модель их взаимодействия.
30. В научной литературе, нередко утверждается, что политическая система – это универсальная управляющая система классового общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.
Проведите различие и укажите сходства политической системы. с другими системами общества.
Выделите место и роль государства в политической системе общества и обоснуйте его центральное положение.
Спрогнозируйте векторы развития политической системы России и основные направления её совершенствования.
1. Опишите границы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Объясните значение термина «экстерриториальное действие норм права».
2. Дайте определения и раскройте сущность понятий «правомерное поведение» и «правонарушение». Перечислите требования к правомерному поведению.
3. Опишите функции и принципы права. Охарактеризуйте специально-юридические правовые функции.
4. Изложите последовательность стадий толкования правовых норм. Укажите способы и виды толкования.
5. Раскройте понятие, перечислите признаки и классифицируйте правоотношения на отдельные виды.
6. Сформулируйте понятие, признаки и принципы юридической ответственности. Перечислите и охарактеризуйте виды юридической ответственности.
7. Опишите нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений. Изложите последовательность, порядок действий, основные положения и используемые при их реализации методы.
8. Раскройте понятие, сущность и основные подходы к типологии государств: формационный и цивилизационный подходы.
9. Опишите юридический состав правонарушения. Укажите причины правонарушений и меры их предупреждения.
10. Охарактеризуйте систему права: понятие, структура и содержание.
11. Дайте определение понятию «правотворчество» и укажите его субъектов. Перечислите виды правотворчества.
12.Раскройте сущность пробела в праве. Опишите способы восполнения и преодоления пробелов.
13. Дайте определение правовому государству, как основе конституционного строя. Охарактеризуйте необходимое соотношение гражданского общества и правового государства.
14. Объясните значение термина «систематизация нормативных правовых актов». Назовите ее виды и опишите кодификацию права как особую форму правотворчества.
15. Расскажите о деформации правосознания. Охарактеризуйте правовой нигилизм и укажите пути его преодоления.
16. Раскройте сущность правовой системы: понятие, структура, функции. Опишите характерные черты и особенности правовой системы Российской Федерации.
17. Раскройте сущность и определите элементы структуры системы права. Укажите основания деления системы права на отрасли.
18. Понятие и виды правосознания. Структура правосознания и его роль в правотворчестве и реализации права.
19. Дайте определение правоотношения. Укажите виды и основания их возникновения, изменения и прекращения.
20. Опишите состав (элементы) правоотношения. Перечислите виды субъектов правоотношений и охарактеризуйте их.
21. Раскройте сущность и укажите виды юридических фактов. Охарактеризуйте презумпции и фикции как средства юридической техники.
22. Опишите основные современные концепции правопонимания (нормативистской, социологической, естественно-правовой, психологической, марксистской, либерально-юридической).
23. Раскройте сущность применения, как особой формы реализации права. Укажите стадии и охарактеризуйте основных субъектов правоприменительной деятельности.
24. Дайте определение государственной власти и перечислите ее признаки. Изложите своими словами понятия «легитимности» и «легальности» государственной власти.
25. Назовите государственные гарантии защиты прав и законных интересов граждан в правовом государстве. Опишите пути совершенствования законодательства и правоприменения в области защиты социальных прав граждан.
26. Дайте определение системе права и системе законодательства. Назовите общие и отличные черты, указанных правовых явлений.
27. Опишите правовую культуру и правовое воспитание. Определите значение правовой культуры в формировании демократического правового государства.
28. Изложите последовательность и порядок действий законотворческого процесса. Опишите особенности законотворчества в федеративном государстве.
29. Раскройте сущность и перечислите принципы законности. Охарактеризуйте презумпцию невиновности, как гарантию соблюдения законности.
30. Дайте определение государству как выразителю компромисса различных сил в обществе. Опишите пути и средства формирования состава совместных действий
1. Определите, к какой правовой семье относится правовая система Японии… где на протяжении веков соблюдение морально-этических правил выступало тождеством подчинению власти императора. В целом национальная правовая система Японии отличается значительной кодификацией. Но помимо соблюдения нормативных предписаний каждый японец обязан соблюдать многочисленные неписаные морально- этические предписания.
Охарактеризуйте семью религиозно-традиционного права на примере мусульманского права, выявите особенности исторического развития и источников (форм) права, приведите примеры.
Какие еще правовые семьи вы знаете?
К какой семье относится Российская правовая система?
2. Восстановите логическую последовательность событий, составляющих процесс формирования права:
А. появление общественных отношений, требующих правового регулирования;
Б. правотворчество;
В. возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
Г. создание позитивного права;
Д. формирование правовых норм в сознании людей.
Раскройте сущность взаимодействия государства и права.
Проанализируйте: можно ли считать процесс формирования права в настоящее время оконченным?
3. Определите, какой из перечисленных теорий соответствуют нижеприведенные тезисы и имена представителей правовой мысли:
Социологическая -
Патриархальная -
Нормативистская -
Психологическая -
Естественно-правовая -
А. «закон стремится помочь жизни людей, но он может этого достичь только тогда, когда сами люди желают жить счастливо»;
Б. «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни»;
В. «право представляет собой стройную с логически взаимосвязанными элементами иерархическую систему»;
Г. «слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание людей и не усвоены им»;
Д. «государство – большая семья, где власть правителя подобна власти отца. В этой семье чтят традиции, преемственность поколений, главенство старших. В обмен на уважение и подчинение правитель оберегает и направляет подданных, подобно отцу- наставнику».
1) Кельзен; 2) Петражицкий; 3) Демокрит; 4) Дюги; 5) Аристотель
Укажите и охарактеризуйте известные Вам теории, не указанные в таблице.
4. В учебной и научной литературе высказаны суждения, предлагающие считать современную правовую систему России ветвью романо-германского права, а также славянским, или евразийским, или социалистическим, или переходным правом. Укажите черты, характеризующие право современной России, которые позволяют классифицировать российскую правовую систему по этим критериям. Обоснуйте: какая точка зрения Вам представляется наиболее убедительной?
Охарактеризуйте англо-американскую правовую семью, выявите особенности исторического развития и источников (форм) права, приведите примеры.
5. Оцените и выявите причинно-следственные связи произошедшего правонарушения:
Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдёт, так как он опытный водитель. Однако с управлением справиться он не смог, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, он уехал с места преступления, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.
Определите элементы состава преступления, квалифицирующие его признаки.
6. Определите структурные части указанных правовых норм.
1) Ст. 161 УК РФ: «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».
2) Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Соотнесите норму права и содержание статьи нормативного правового акта.
Выполните толкование указанных правовых норм по объему.
7. Укажите, какие виды социальных норм (помимо указанных) Вы знаете?
Перечислите и охарактеризуйте их.
Распределите по группам следующие социальные нормы: 1) религиозные; 2) моральные; 3) правовые.
А. правило, запрещающее распространять сведения, представляющие коммерческую тайну;
Б. правило, запрещающее обнародовать сведения о частной жизни;
В. правило, предписывающее соблюдать пост;
Г. правило, предписывающее регистрировать сделку с недвижимостью;
Д. правило, запрещающее убивать других людей;
Е. правило, запрещающее в исламе употреблять в пищу свинину;
Ж. правило, предписывающее уступать в транспорте сидячее место женщинам и пожилым людям;
З. правило, запрещающее распитие спиртных напитков в общественных местах;
И. правило, осуждающее чрезмерное и систематическое употребление алкоголя.
Выделите среди указанных правил поведения комплексные нормы.
8. Укажите, какие методы правового регулирования Вы знаете? Перечислите и охарактеризуйте их.
Сгруппируйте нижеприведенные нормы по методам правового регулирования:
А.«Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок» (п. 2 ст. 610 ГК РФ);
Б.«Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц» (п. 1 ст. 51 ГК РФ);
В.«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (п. 3 ст. 44 Конституции РФ);
Г.«Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность» (п. 1 ст. 715 ГК РФ);
Д.«Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине» (ст. 192 ТК РФ);
Е.«Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45 Конституции РФ).
9. Проиллюстрируйте структурные компоненты «государственного механизма» на примере Российской Федерации.
Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Соотнесите правовые явления «аппарат государства» и «государственный механизм».
Разработайте и представьте наиболее эффективную модель современного государственного аппарата (схематично).
10. Продемонстрируйте работу элементов механизма правового регулирования на следующем примере:
Ст. 43 Конституции гласит, что в Российской Федерации каждый имеет право на образование. Кроме того, в каждом учебном заведении имеются Устав и правила приема, содержащие нормы, регламентирующие порядок приема и обучения.
Определите, может ли человек реализовать данное субъективное право абстрактно или же должен совершить определенные действия?
Укажите на основании каких фактов издается правоприменительный акт?
Объясните, какие обязанности возникают у сторон: студента и администрации учебного заведения?
11. Определите вид правонарушения и форму ответственности за него, охарактеризуйте состав данного правонарушения:
«При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Д. совершил наезд на пешехода, который в результате этого дорожно-транспортного происшествия получил многочисленные переломы рук и ног».
Укажите, является ли «нетрезвое состояние» гражданина смягчающим обстоятельством?
Обоснуйте: какие смягчающие обстоятельства могут повлиять на судебный приговор.
12. Определите форму реализации права:
1. Молодой человек призывного возраста, не имеющий права на отсрочку, служит в армии.
2. Девушка переходит улицу на зеленый свет светофора.
3. Граждане являются в суд по повестке в качестве свидетелей.
4. Суд выносит оправдательный приговор.
5. Студенты получают знания в колледже «Александровский лицей».
Укажите, какие из случаев относятся к правоприменению?
Сравните их с иными формами реализации и выделите особенности.
13. Охарактеризуйте социальные нормы, приведенные в определениях:
1) правила поведения, которые сложились исторически на протяжении жизни многих поколений жизни и вошли в привычку в результате многократного повторения;
2) правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих, которые регламентируют отправления обрядов и отправления религиозного культа;
3) регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направлены на завоевание, удержание и использование государственной власти;
4) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ, порядок их создания и функционирования (структуру, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взносов и т. п.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями;
5) нормы, отражающие идейные начала и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни;
6) взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости;
7) регулируют важные общественные отношения, гарантированные государством.
Дайте определение и приведите примеры технической нормы.
Аргументированно объясните ее взаимосвязь с социальной нормой.
14. Решая проблему определения статуса предприятий и организаций,
осуществляющих владение и пользование государственными средствами производства в условиях господства социалистической государственной собственности, ученый А.В.
Венедиктов создал научную конструкцию оперативного хозяйственного управления, которая получила правовое закрепление.
Определите, о каком виде источника права идет речь в данном случае?
Укажите, какие виды источников права вы знаете, помимо указанного?
Охарактеризуйте их и выделите приоритетный источник в условиях современной Российской действительности.
15. Проанализируйте ситуации и ответьте на следующие вопросы:
-Имеются ли во всех данных случаях нарушения прав человека?
-Какие признаки указывают на то, что имеет место нарушение прав человека?
-Если права человека нарушены, то в чем, с Вашей точки зрения, это нарушение заключается?
Ситуация 1. Женщину, употребляющую наркотики, после родов не выпускают из больницы и отбирают у нее ребенка.
Ситуация 2. На автомобильной стоянке родители закрывают спящего ребенка в автомобиле и уходят делать покупки в гипермаркете.
Ситуация 3. Государства принимают решение ограничить въезд беженцев из других государств на свои территории.
Предложите наиболее эффективные способы решения данных казусов с позиции правоприменителя.
16. Охарактеризуйте содержание важнейших принципов правотворчества:
1) федерализм выражается в том, что ____________________;
2) гуманизм выражается в том, что ______________________;
3) демократизм выражается в том, что ___________________;
4) профессионализм выражается в том, что _______________;
5) системность выражается в том, что ____________________.
Укажите, какие институты народного правотворчества вы знаете?
Определите, насколько велик удельный вес их деятельности в общем объеме правотворчества в государства?
Соотнесите понятия «правотворчество» и «законотворчество».
17. Проанализируйте текст представленных статей Конституции России и распределите статьи Конституции РФ по объему толкования:
1) ограничительное; 2) распространительное; 3) буквальное;
А.«Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ);
Б.«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ» (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ);
В.«Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ).
Оцените юридическую силу своего толкования и классифицируйте его по субъектному составу.
18.Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались.
Определите, будет ли такое поведение проступком или преступлением.
Укажите, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого рода.
Сделайте вывод: какой вид юридической ответственности предусмотрен для данного правонарушения?
19.Римские юристы утверждали: «Действие не делает невиновными, если не виновен разум».
Объясните, о каком признаке правонарушения идет речь в этом высказывании?
Раскройте его содержание.
На основании конкретных примеров объясните значение данного признака при квалификации правонарушения.
20.Оцените истинность приведенных высказываний и аргументируйте свою точку зрения:
1.«в России на уровне субъектов федерации возможно принятие только подзаконных нормативных правовых актов»;
2.«в системе источников права РФ вспомогательное значение имеет правовой обычай»;
3.«в чрезвычайных ситуациях Президент РФ имеет право принимать законы»;
4.«в системе источников англо-саксонской правовой семьи вспомогательное значение имеет нормативный правовой акт».
Укажите, какие источники (формы) права вы знаете, помимо перечисленных?
Дайте характеристику основному источнику права в Российской правовой системе.
21. В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нем. С помощью аппарата множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определенной тематике.
Определите, какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае?
Укажите, какие формы систематизации существует помимо указанной?
Дайте характеристику форме систематизации, называемой «особой формой правотворчества».
22. Выделите черты, присущие: 1) системе права; 2) системе законодательства:
А. имеет субъективно-объективный характер;
Б. имеет только горизонтальное строение;
В. выступает внешней формой выражения права;
Г. включает комплексные образования;
Д. основным элементом выступает норма;
Е. имеет федеральный, региональный и местный уровни;
Ж. складывается под непосредственным воздействием общественных отношений.
З. базовым элементов является статья;
И. представляет собой иерархическую пирамиду.
Проанализируйте и выделите общее и различное в представленных системах.
Оцените глубину воздействия и взаимосвязи системы права и системы законодательства?
23. Восстановите логическую последовательность правоприменительных действий:
А.установление круга фактических обстоятельств;
Б.сбор доказательств и их оценка с точки зрения полноты, достоверности, законности;
В.толкование-разъяснение вынесенного решения компетентным органом.
Г.сравнение фактических жизненных обстоятельств и юридических фактов, закрепленных правовой нормой, и установление их тождества;
Д.анализ, толкование-уяснение избранной юридической нормы с помощью официального разъяснения;
Е.вынесение решения по делу.
Укажите, какие из данных стадий являются обязательными и факультативными.
Перечислите субъектов правоприменительной деятельности.
24. Определите, к какому виду толкования права (по субъекту) относятся: 1.Рекомендация адвоката клиенту по вопросам наследования.
2.Разъяснение о подоходном налоге, содержащееся в инструкции.
3.Комментарий научных работников по вопросу привлечения экспертов к судебным расследованиям.
4.Разъяснение Судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела.
5.Разъяснение, данное Правительством Москвы по поводу принятого им постановления;
6.Разъяснения, полученные в результате общения на студенческой конференции, по вопросам конституционного развития.
Классифицируйте толкование конституционно-правовых норм Конституционным Судом Российской Федерации.
25. В научной литературе, нередко утверждается, что политическая система – это универсальная управляющая система классового общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными
общностями государственной власти.
Проведите различие и укажите сходства политической системы. с другими системами общества.
Выделите место и роль государства в политической системе общества и обоснуйте его центральное положение.
Спрогнозируйте векторы развития политической системы России и основные направления её совершенствования.
26. Определите вид юридической ответственности в приведенных примерах:
А.наступает за совершение трудовых и иных служебных правонарушений, налагается руководителем предприятия или учреждения – _________________;
Б.наступает за причинение вреда имущественным и личным неимущественным правам других лиц, налагается судом или предусмотрена договором (например, в виде пени или неустойки) – ________________________________;
В.наступает за совершение общественно опасных деяний, назначается исключительно судом – ____________________________________________________;
Г.наступает за нарушение правил государственного управления, налагается компетентными в данной сфере государственного управления должностными лицами – ___________________________________________________________.
Укажите отличия юридической ответственности от других видов социальной ответственности.
Продемонстрируйте (на конкретных примерах) основания юридической ответственности.
Оцените запрет на применение высшей меры наказания в Российской Федерации.
27.Бенито Муссолини говорил: "Государство поглощает всю энергию, все интересы, все надежды народа".
Укажите, какой тип политического режима он подразумевал.
Определите разновидность политического режима современной России, правовая основа которого заложена в основном законе государства.
Выделите исторический тип Российской Федерации, из выделяемых при формационном подходе.
28. В гражданской присяге молодого афинянина (V в. до н.э.) говорилось: «И я буду слушать властей … и повиноваться установленным законам … И, если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми».
Определите, о каком виде правомерного поведения здесь идет речь.
Перечислите и классифицируйте виды правомерного поведения известные Вам.
Выделите вид правомерного поведения, основанный на страхе перед ответственностью за правонарушение.
29. Проанализируйте следующее утверждение римского философа Демонакта: «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше».
Раскройте систему взаимоотношений и взаимосвязей между гражданским обществом и государством в сфере защиты прав человека и гражданина.
Оцените роль и значение государства, как ядра политической системы общества, во взаимодействии с гражданским обществом.
Сделайте вывод: может ли государство играть деструктивную роль в становлении и развитии гражданского общества.
30. Известный русский философ и юрист И.А. Ильин писал: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой; а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность».
Раскройте содержание правосознания и охарактеризуйте его структурные элементы.
Оцените роль правосознания в процессе правотворчества и законотворчества.
Покажите взаимосвязь между правом и правосознанием, подмеченную И.В. Ильиным. Раскройте ее содержание.