Теория и практика нормотворчества
1. Охарактеризуйте понятие и принципы нормотворческой юридической деятельности, виды нормотворчества.
2. Приведите определение нормативного правового акта, охарактеризуйте его признаки и дайте классификацию нормативных правовых актов.
3. Дайте определение систематизации законодательства, классифицируйте ее виды.
4. Объясните значение понятия «нормотворческая юридическая техника», охарактеризуйте ее структуру и виды.
5. Охарактеризуйте общие (общесоциальные) средства нормотворческой юридической техники, их понятие и виды.
6. Охарактеризуйте основные технико-юридические средства нормотворческой юридической техники (нормативное построение, юридическая конструкция, отраслевая типизация, юридическая терминология).
7. Охарактеризуйте правовые презумпции, приведите их определение и классификации, приведите примеры.
8. Дайте определение понятия «правовые фикции», охарактеризуйте их виды, проиллюстрируйте примерами.
9. Определите понятие «правовая аксиома», приведите различные классификации видов правовых аксиом и примеры из законодательства.
10. Дайте определение законодательных оговорок, перечислите их виды, проиллюстрируйте примерами.
11. Охарактеризуйте примечания нормативных правовых актов, приведите примеры.
12. Охарактеризуйте правовые символы как средства нормотворческой юридической техники.
13. Перечислите требования, которые предъявляются к структуре, содержанию и стилю нормативных правовых актов.
14. Определите понятие законодательного процесса, перечислите его стадии и кратко охарактеризуйте их.
15. Охарактеризуйте порядок внесения законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Перечислите субъектов права законодательной инициативы в Государственной Думе.
16. Охарактеризуйте порядок рассмотрения законопроектов в нижней палате парламента Российской Федерации.
17. Опишите порядок рассмотрения федеральных законов в верхней палате парламента Российской Федерации.
18. Опишите порядок подписания и обнародования федеральных законов. Охарактеризуйте порядок вступления в силу федеральных законов.
19. Перечислите особенности и стадии разработки и принятия Конституции Российской Федерации, а также внесения в ее текст поправок. Охарактеризуйте порядок пересмотра Конституции.
20. Охарактеризуйте понятие и сущность общественного контроля над принятием федеральных законов в федеральном парламенте.
21. Охарактеризуйте правовую природу, признаки и виды нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, раскройте их сущность. Дайте определение нормативному указу Президента Российской Федерации. Охарактеризуйте границы указного регулирования.
22. Опишите порядок подготовки, подписания, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
23. Охарактеризуйте нормотворческую компетенцию Правительства Российской Федерации, определите ее понятие, структуру и стадии. Перечислите виды нормативных правовых актов органов исполнительной власти и охарактеризуйте стадии ведомственного нормотворческого процесса.
24. Охарактеризуйте порядок государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
25. Охарактеризуйте понятие и стадии законотворческого процесса в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
26. Перечислите основные особенности и стадии принятия и изменения конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
27. Назовите основные особенности и стадии осуществления гражданской законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации.
28. Сформулируйте понятие и признаки нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
29. Раскройте компетенцию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов.
30. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие нормотворческую деятельность населения муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления. Охарактеризуйте систему муниципальных правовых актов, понятие и стадии муниципального нормотворческого процесса.
1. Расположите нормативные правовые акты по мере ослабления юридической силы:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
- международный договор Российской Федерации и Республики Сербия;
- Указ Президента Российской Федерации;
- Закон о поправке к Конституции Российской Федерации;
- Конституция Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации;
- Федеральный закон.
2. Проанализируйте п. 2 ст. 48 Семейного кодекса Российской Федерации: «Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное…». Объясните, какие средства юридической техники применяются в данном случае.
3. Проанализируйте п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим…». Объясните, какое средство юридической техники применяется в данном случае.
4. Сопоставьте следующие тексты:
1) ст. 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, неизвестно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если такое наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества - место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части…»;
2) ч. 1 ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания…».
Определите и охарактеризуйте примененные средства юридической техники. Покажите их взаимосвязь и проведите различия между ними.
5. Проанализируйте следующие положения Конституции Российской Федерации: 1) ч. 1 ст. 20 «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»; 2) ч. 1 ст. 51 «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом»; 3) ч. 1 ст. 54 «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».
Определите примененное средство юридической техники и охарактеризуйте его.
6. Проанализируйте ситуацию: «Пандемия коронавируса SARS-CoV-2 привела к необходимости установления ряда санитарных требований, одним из которых является требование ношения всеми без исключения людьми СИЗ (медицинских масок, респираторов) в общественных местах. Однако, не нарушает ли это нормативное установление конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни? Следует ответить на этот вопрос отрицательно. Действительно, каждый человек обладает комплексом основных прав и свобод, которые в правовом государстве должны быть гарантированно защищены от посягательств и нарушений со стороны как самого государства, так и третьих лиц. Одно из важнейших мест в системе основных прав человека занимает право на свободу и личную неприкосновенность. Вместе с тем, каждый человек имеет конституционное право на охрану здоровья, которое в пандемию коронавируса может оказаться незащищенным в случае, если государство не обеспечит реализацию ряда мер по защите указанного права, в числе которых обеспечение ношения СИЗ, препятствующих распространению коронавируса». Сформулируйте и охарактеризуйте правовую аксиому, закрепленную в Конституции Российской Федерации, действием которой может быть описанная ситуация.
7. Проанализируйте нижеследующие нормы права, определите и охарактеризуйте проиллюстрированное ими средство нормотворческой техники:
1) п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом»;
2) п. «ж 1» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации: «…защита института брака как союза мужчины и женщины…»; ч. 1 ст. 12 Семейного кодекса Российской Федерации: «Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста»; ч. 1 ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации: «Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет»; ст. 14 Семейного кодекса Российской Федерации: «Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками…; усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства».
8. Проанализируйте норму, закрепленную в ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, - «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, - определите и охарактеризуйте примененный прием нормотворческой юридической техники.
9. Проанализируйте действующее законодательство и на примере конкретных норм права покажите применение дозволительного, обязывающего и запрещающего метода формулирования правовых норм.
10. Соотнесите указанные нормы права с отраслями права, применяя отраслевую типизацию:
1) «психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания, и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера»;
2) «требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности»;
3) «договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства»;
4) «все равны перед законом и судом».
11. Составьте проект преамбулы федерального закона «О порядке обязательной вакцинации граждан против новой коронавирусной инфекции COVID-19». Охарактеризуйте преамбулы нормативных правовых актов, сформулируйте
требования, которые к ним предъявляются.
12. Используя правила юридической техники, составьте и охарактеризуйте типичный законодательный акт с точки зрения его внутренней структуры. Обобщите требования, применяемые к структуре законов.
13. Составьте краткую пояснительную записку к проекту федерального закона, отражающую все требования к данному виду документов.
14. Проанализируйте ситуацию: «В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении рассматривается законопроект "О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части использования жилого помещения с соблюдением тишины и покоя граждан в ночное время), внесенный Правительством Российской Федерации. Обсуждение начинается с доклада депутата Государственной Думы – члена комитета Государственной Думы по охране здоровья, в котором депутат обосновывает практическую значимость принятия данного законопроекта в качестве закона, ссылаясь на вред, который наносит здоровью человека шум в ночное время. Время выступления депутата от комитета по охране здоровья составляет тридцать минут. Следующим по очереди выступает содокладчик - представитель Правительства Российской Федерации. Он также выдвигает аргументы в пользу актуальности принятия данного законопроекта, основанные на практических выводах ученых, свидетельствующих о том, что хорошо высыпающийся ночью человек лучше работает в течение следующего дня. Далее докладчику и содокладчику были заданы вопросы депутатами Государственной Думы, на которые они отвечали в общей сложности не более 35 минут. В заключение Председатель Государственной Думы поставил на голосование собственное предложение о принятии законопроекта сразу в качестве закона, исключая процедуры второго и третьего чтений». Найдите и охарактеризуйте ошибки в изложенной процедуре обсуждения законопроекта в первом чтении, ссылаясь на действующее законодательство. Опишите правильную процедуру первого чтения законопроекта.
15. Проанализируйте ситуацию: «В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении рассматривается законопроект «О запрете шума, производимого домашними животными, в ночное время суток». В начале заседания слово попросил депутат Иванов А. Г., который не одобрил концепцию законопроекта и привел аргументы, указывающие на отсутствие актуальности и практической значимости приятия данного законопроекта. Затем выступил представитель ответственного комитета, который предложил поставить на голосование следующие таблицы поправок к законопроекту: 1) таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию; 2) таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению; 3) таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений; 4) таблицу поправок, изменяющих, по мнению ответственного комитета, концепцию законопроекта, и рекомендуемых им к отклонению. После выступил представитель Администрации Президента Российской Федерации, который предложил поставить на голосование поправки в отдельные статьи и пункты статей законопроекта. В такой ситуации председательствующий поставил на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения». Найдите и охарактеризуйте ошибки в изложенной процедуре рассмотрения законопроекта в третьем чтении. Приведите ссылки на действующее законодательство. Опишите правильную процедуру рассмотрения законопроекта в третьем чтении.
16. Администрации Президента Российской Федерации поручено разработать проекты двух указов Президента Российской Федерации – о порядке присвоения почетного знака «Лучший разработчик медицинских вакцин против коронавируса SARSCoV- 2» и о присвоении указанного знака НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи. Сравните эти указы, определите их виды и правовую сущность. Разработайте примерную структуру каждого указа.
17. Изучите нижеследующий Указ Президента Российской Федерации. На основании требований, утвержденных распоряжением Администрации Президента Российской Федерации, раскройте и оцените правила оформления документов в Администрации Президента, которые применялись при создании текста данного Указа.
ГЕРБ РОССИИ
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 212).
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль
2 июля 2021 года
N 400
18. Продемонстрируйте умение применять правила оформления проектов федеральных законов согласно требованиям, утвержденным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации. Разработайте структуру проекта федерального закона «О соблюдении прав и законных интересов граждан при осуществлении обязательной вакцинации против COVID-19», на примере которого покажите применение вышеуказанных правил.
19. Раскройте и сопоставьте порядки подготовки и рассмотрения в Правительстве Российской Федерации проектов следующих актов: 1) Президента Российской Федерации; 2) законопроектов, вносимых Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Оцените сходство и проведите
между ними различие.
20. Разработайте структуру проекта нормативного правового акта Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, устанавливающего правила оказания услуг почтовой связи. Укажите, какими нормативными правовыми актами регулируются правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Выделите стадии подготовки и принятия данного проекта.
21. Составьте перечни субъектов права законодательной (нормотворческой) инициативы на федеральном уровне публичной власти (в Федеральном Собрании Российской Федерации), уровне публичной власти субъектов Российской Федерации (на примере законодательного (представительного) органа государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации), муниципальном уровне (на примере представительного органа конкретного муниципального образования). Сопоставьте указанные перечни и проанализируйте их, выявите сходства и различия. Оцените юридические возможности граждан и общественных объединений как субъектов права законотворческой (нормотворческой) инициативы.
22. Разработайте проект закона субъекта Российской Федерации о внесении поправки, закрепляющей право граждан на бесплатную вакцинацию домашних животных, в статью устава (конституции) субъекта Российской Федерации. Продемонстрируйте применение требований к оформлению подобных документов. Объясните порядок принятия указанной поправки.
23. Определите общие требования, предъявляемые к проекту закона субъекта Российской Федерации. Составьте проект пояснительной записки к проекту закона субъекта Российской Федерации «О бесплатной вакцинации домашних животных».
24. Подготовьте структуру проекта решения представительного органа местного самоуправления о денежной выплате пенсионерам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, в честь празднования юбилея муниципального образования. Классифицируйте требования к оформлению проектов правовых актов представительных органов местного самоуправления.
25. Подготовьте проект пояснительной записки к проекту решения представительного органа местного самоуправления о денежной выплате пенсионерам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, в честь празднования юбилея муниципального образования. Укажите требования, которые предъявляются к оформлению такого вида документов.
26. Проанализируйте условия задачи: «В сельском поселении «Красивое» по инициативе его жителей состоялся местный референдум, на который был вынесен вопрос о создании в поселении собственной детской библиотеки. Подавляюще большинство жителей высказалось «за» создание библиотеки». Охарактеризуйте дальнейшие действия органов местного самоуправления по изданию соответствующего муниципального правового акта, требующегося для реализации решения, принятого на референдуме. Укажите, из каких структурных элементов должен состоять указанный муниципальный правовой акт.
27. Составьте несколько правовых деклараций, которые следовало бы включить в проект федерального закона «Об обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19». Охарактеризуйте роль и предназначение деклараций в текстах нормативных правовых актов.
28. На основе анализа норм Гражданского кодекса Российской Федерации составьте и охарактеризуйте правовую конструкцию гражданско-правового договора.
29. На основе анализа норм Трудового кодекса Российской Федерации составьте и охарактеризуйте правовую конструкцию приема на работу.
30. Разработайте и охарактеризуйте структуру концепции закона субъекта Российской Федерации, регулирующего выдачу школьникам и гражданам пенсионного возраста персональных компьютеров (ноутбуков) в постоянное и бессрочное пользование.