Теория и практика профессиональной коммуникации
1. Дайте краткую характеристику предметной области изучения дисциплины «Теория и практика профессиональной коммуникации». Опишите ее значение для профессиональной деятельности юриста.
2. Назовите и кратко охарактеризуйте теории межличностного взаимодействия и объясните их прикладное значение в профессиональной деятельности юриста.
3. Дайте определение понятия «деловое общение» и кратко охарактеризуйте его виды, уровни и структуру.
4. Охарактеризуйте перцептивную сторону делового общения юриста и расскажите о его интерактивном аспекте в процессе профессиональной деятельности.
5. Раскройте сущность и кратко охарактеризуйте коммуникативные барьеры в процессе профессионального взаимодействия юриста.
6. Охарактеризуйте разновидности профессиональной коммуникации юриста, воспроизведите порядок общения по одному из них.
7. Охарактеризуйте сущность и средства вербальной коммуникации в процессе профессиональной деятельности юриста.
8. Опишите особенности вербального общения и характерные черты делового общения юриста.
9. Охарактеризуйте, в чем заключается требование по строгому отношению к использованию речевых средств в деловом общении юриста.
10. Дайте краткую характеристику видам вербальной коммуникации: беседа, консультирование, переговоры, презентация, разговор по телефону.
11. Дайте определение и проведите классификацию бесед по различным основаниям.
12. Дайте определение, назовите разновидности и кратко охарактеризуйте невербальное общения юриста в процессе профессиональной деятельности.
13. Изложите своими словами требования к правилам соблюдения делового этикета юриста: внешний вид, пространственное расположение собеседников, позы, жесты, мимика.
14. Охарактеризуйте современные средства коммуникации юриста и назовите способы их использования в профессиональной деятельности.
15. Опишите содержание коммуникативных процессов в профессиональной деятельности юриста в современных условиях. Охарактеризуйте коммуникативный процесс общения юриста с использованием современных информационных технологий.
16. Дайте определения технологиям коммуникативного взаимодействия и обозначьте необходимость их применения в деловом общении юриста.
17. Кратко охарактеризуйте различные технологии коммуникативного взаимодействия юриста. Опишите требования, предъявляемые к ним в процессе профессиональной деятельности.
18. Назовите основные идеи и принципы применения технологий эффективного коммуникативного взаимодействия.
19. Охарактеризуйте особенности и дайте краткую процессуальную характеристику технологий коммуникативного взаимодействия юриста в процессе профессиональной деятельности.
20. Перечислите принципы делового общения, которые должен соблюдать юрист в коммуникативном взаимодействии в процессе профессиональной деятельности.
21. Перечислите и кратко охарактеризуйте виды и правила слушания, которыми должен руководствоваться в профессиональной деятельности юрист.
22. Назовите и кратко охарактеризуйте невербальные средства общения, применяемые юристом в процессе коммуникативного взаимодействия.
23. Дайте определение коммуникативной компетентности юриста, назовите и кратко охарактеризуйте ее компоненты.
24. Кратко охарактеризуйте компоненты коммуникативной компетентности юриста: мотивационно-организационный, этико-поведенческий, языково-дискурсивный эмоционально-рефлексивный.
25. Назовите и кратко охарактеризуйте профессионально важные качества и коммуникативные способности и умения юриста необходимые для делового общения в процессе профессиональной деятельности.
26. Назовите профессионально важные качества юриста и проведите их оценку по степени важности в профессиональной деятельности.
27. Охарактеризуйте коммуникацию юриста в процессе работы в команде, опишите объективную и субъективную стороны коммуникационных отношений в команде.
28. Назовите особенности и перечислите основные функции коммуникативного процесса в группе. Опишите особенности взаимодействия юриста при работе в группе.
29. Дайте краткую характеристику типам, видам и структуре коммуникационных процессов делового взаимодействия юриста в группе.
30. Назовите способы поведения юриста в конфликте и методы управления конфликтами.
1. Проанализируйте ниже приведенные высказывания и установите соответствие между утверждениями и их авторами: Квинтилиан Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Н.Ф. Кошанский Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и тем самым сообщать образ своих понятий. Аристотель Риторика – искусство говорить хорошо. М.В. Ломоносов Риторика есть искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета. Укажите, к какому периоду развития риторики относится высказывание автора, и в чем заключается различие в каждом из приведенных определений риторики? Сопоставьте определения и укажите, какое из приведенных определений вы считаете наиболее полным. Продемонстрируйте Ваше понимание понятий «риторика» («красноречие»).
2. Проанализируйте определения коммуникации:
1. Коммуникация (лат. commuicatio, от commuico – делаю общим, связываю, общаюсь) – 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем).
2. Коммуникация (общение) – обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.
3. Коммуникация – категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом...
4. Межличностная коммуникация - это процесс передачи информации неким источником др. конкретному целевому объекту или членам идентифицируемой группы.
5. Коммуникация есть процесс взаимодействия двух или более человек c целью того или иного воздействия на партнера по общению, необходимого для осуществления совместной деятельности, путем передачи/получения/обмена информацией Сопоставьте данные определения и укажите, что в них общего, и в чем они различаются. Обоснуйте свой ответ. Укажите, какое из определений коммуникации, по Вашему мнению, наиболее полно раскрывает суть данного социального процесса?
3. Культура письменной и устной речи юриста определяется с учетом задач уголовного и гражданского судопроизводства, и подразумевает выбор и организацию языковых средств, которые соответствуют официальной ситуации и требованиям УПК и ГПК РФ. В процессуальных актах оптимальными являются средства официально- делового стиля, в котором используется большое количество готовых, стандартных выражений – клише (шаблонов). Сравните устную и письменную речь юриста, определите, в чем заключаются особенности его устной и письменной культуры речи? Приведите примеры применения в речи юриста (прокурора, адвоката) стандартных выражений. Сформулируйте определение официально-делового стиля общения и назовите его признаки.
4. Проанализируйте отрывок из речи государственного обвинителя В.И. Романова. В суде Груднев и Моргунов от показаний, данных в ходе предварительного следствия, отказались. Но чем они объясняют, что все-таки давали их и с глазу на глаз со следователем, и в присутствии понятых на месте преступления, и с применением видеозаписи, и на очной ставке с Пасько, который был задержан значительно позже? Только тем, что следователь первоначально написал их сам, а они только подписали, и потом их же повторяли. Но можно ли верить этим объяснениям Груднева и Моргунова? Вспомните, уважаемые присяжные заседатели, об обстоятельствах первоначальных допросов Груднева и Моргунова. Допрошены они были практически в одно время: один - с 17 ч 40 мин до 19 ч 30 мин, а другой - с 17 ч 30 мин до 19 ч 40 мин. Причем допрашивали их разные следователи и в разных местах: в изоляторе временного содержания и в помещении прокуратуры района, находящихся, как известно, на приличном расстоянии друг от друга. Эти данные оглашены в суде, и подсудимые их не отрицают. И что же мы видим? Тексты протоколов разные, но изложенное в них совпадает до мельчайших подробностей в описании того трагического для Тюрикова вечера с участием всех трех подсудимых и их конкретных действий. Так могли ли разные следователи в разных местах в одно и то же время написать протоколы с аналогичным изложением событий? Определите, какие вербальные средства диалогизации общения используются в данной обвинительной судебной речи, и какие методы государственный обвинитель использует для привлечения внимания судей? Аргументируйте, для чего применяются и чем обосновывается использование в речах судебных ораторов, вопросно-ответных конструкций?
5. Одна из теорий социальных коммуникаций базируется на социальном конструировании реальности, проистекает из феноменологической социологии А. Шютца. Она утверждает, что для индивидов опыт реальности – это осуществляемый ими непрерывный процесс социального конструирования. Укажите название данной теории социальной коммуникации Сформулируйте основные положения данной теории.
6. В социокультурном аспекте социальные коммуникации можно рассматривать как непосредственное межличностное взаимодействие субъектов, результатом которого в социально-психологическом плане является взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему социальному статусу, национальной и государственной принадлежности, возрасту, уровню образования или занимаемому общественному положению. Проанализируйте данное высказывание и объясните, как Вы понимаете сущность социальных коммуникаций? Выделите, какие особенности присущи социальной коммуникации в современном обществе?
7. Культура речи юриста включает в себя применение юридической терминологии, которая показывает специфичность языка права. В нем, например, много терминов, имеющих особое юридическое значение, таких как кодекс, контрабанда, сделка, показания, приговор, алиби, улика, амнистия, конфискация и др. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Объясните, где и при каких условиях юрист должен и может использовать юридическую терминологию? Истолкуйте Ваше понимание своеобразных словосочетаний, не употребляющихся за пределами правовой сферы общения: применить меры, противная сторона, виновная связь, добросовестное заблуждение, применение давности, осудить к лишению свободы, ненадлежащая сторона. Приведите примеры употребления шаблонных словосочетаний в судебных речах прокурора (адвоката).
8. Культура письменной и устной речи юриста определяется с учетом задач уголовного и гражданского судопроизводства, и подразумевает выбор и организацию языковых средств, которые соответствуют официальной ситуации и требованиям УПК и ГПК РФ. В процессуальных актах оптимальными являются средства официально- делового стиля, в котором используется большое количество готовых, стандартных выражений – клише (шаблонов). Сравните устную и письменную речь юриста, определите, в чем заключаются особенности его устной и письменной культуры речи? Приведите примеры применения в речи юриста (прокурора, адвоката) стандартных выражений. Сформулируйте определение официально-делового стиля общения и назовите его признаки. Составьте краткую речь юриста перед работниками трудового коллектива по разъяснению информации об изменениях, внесенных в Конституцию РФ.
9. В устной речи юриста встречаются типичные ошибки, связанные с:
Неправильным выбором слова (употреблением лишних слов, смешение близких по звучанию слов (паронимов), непонимание значения слова.
Ошибками в произнесении слов (орфографические ошибки). Они сводятся к неправильному произношению звуков и их сочетаний и ошибкам в ударении.
Грамматическими ошибками в словах.
Проанализируйте нижеприведенные фразы (высказывания) юристов:
«Я еще только начинаю свою профессиональную деятельность в роли адвоката. Но попробую объяснить вам…».
«Уважаемые присяжные заседатели, вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить вам …».
«Все вы помните, что Москва была основана в 1147 году».
«Не буду долго утомлять вас рассказом о сути дела и скажу коротко, если позволите…».
«Может я говорю сумбурно, но я очень волнуюсь, поэтому прошу простить меня…».
«Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю материалы дела…».
«Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…»
Дайте краткое пояснение ошибкам, допущенным в фразах (высказываниях). Продемонстрируйте правильное произношение данных фраз (высказываний).
10. В официально-деловом стиле, применяемом в практике юриста употребляются сложные предлоги и союзы, так называемые канцеляризмы: в силу; в целях; в связи с тем, что; ввиду того что; вследствие того, что; отглагольные существительные: оказание (от оказать), рассмотрение, принятие, неисполнение и т.д. Великий знаток языка К.И. Чуковский речь, изобилующую канцеляризмами, назвал канцеляритом. Борьбе с канцеляритом он посвятил главу своей книги о русском языке «Живой как жизнь». Вот примеры К. Чуковского: Юрист склоняется над плачущей девочкой: «По какому вопросу плачешь?» В ресторане посетитель подзывает официанта: «А теперь заострим вопрос на мясе». Продемонстрируйте, как бы следовало правильно произнести данные выражения в вышеописанных ситуациях? Определите, в чем заключается необходимость и ошибочность применения канцелярских оборотов в речи юриста? Назовите, к каким недостаткам в культуре устной речи приводит использование канцеляризмов?
11. Культура речи юриста предполагает:
Знание норм литературного языка;
Умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения;
Выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств (синонимов, тропов, фигур, фразеологизмов) и средств внеязыковых (жестов, мимики, интонации, темпа речи, пауз, громкости).
Дайте определение культуры речи. Истолкуйте известные вам нормы литературного языка. Поясните, что вы понимаете под уместностью речи? Выделите свойства выразительной речи и продемонстрируйте на примере речи
составленной Вами на тему «Почему я выбрал профессию юриста».
12. Представьте себе, что Вы сейчас должны представить вновь прибывшего в коллектив специалиста на должность юриста. Для этого Вам нужно рассказать о нем все лучшее, заинтересовать им собравшихся. Информация должна носить как бы рекламный характер, поднимать собеседника в его собственных глазах. Представление длится три минуты. Разработайте вариант текста на тему: «Умение представлять коллективу нового сотрудника». Укажите, какие вербальные и невербальные средства коммуникации, Вы сможете использовать в данном случае. Выделите в завершении знакомства профессиональные достижения юриста (если он не выпускник вуза), круг профессиональных интересов.
13. Проанализируйте предложенную ситуацию. Вас просят что-то срочно сделать, но у вас совершенно нет времени для этого. Что вы ответите, если вас просит:
Ваш коллега – выполнить за него часть работы, чтобы он мог уйти на час раньше с работы;
Ваш начальник – подготовить папку с документами для переговоров.
Предложите наиболее эффективные способы общения в данных ситуациях, представив себе, что Вы говорите с представителем: а) европейской культуры; б) восточной культуры; в) мусульманской культуры. Укажите, какие требования к построению общения в данных ситуациях Вами должны быть учтены?
14. Проанализируйте первые абзацы речи судебного оратора А.Ф. Кони: «Господа судьи, господа присяжные заседатели! Около месяца тому назад в Спасской улице, в доме Дмитриевского, произошло большое несчастье. Семейство, единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, состоявшее из жены его и четырех детей, внезапно и неожиданно осиротело: глава этого семейства был лишен жизни. Он лишился жизни, не окруженный попечениями и участием родных, не благословляя своих детей, а сопровождаемый их отчаянными криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека. Этот близкий и обязанный ему человек находится в настоящее время перед вами, и от вас зависит решить его судьбу». Назовите требования, предъявляемые к подготовке речи юриста в судебном процессе. Составьте вступление к судебной речи в роли прокурора (или адвоката) с учетом требований, предъявляемых к нему, используйте шаблонные выражения. Продемонстрируйте составленное вступление.
15. Вы в роли руководителя юридического отдела организации должны провести диалог с «опоздавшим» на работу сотрудником с различных позиций: с позиции «сверху» (над), с позиции «снизу» (под), с позиции «на равных». Обоснуйте, какую позицию в процессе общения Вы бы выбрали? Определите, как Вы построите порядок Вашего общения, и какие приемы общения вам необходимо для этого использовать? Укажите, какие вербальные и невербальные средства (интонацию, выбор жестов и мимику, умение держать паузу в процессе общения и т.д.) Вы будете использовать в ходе диалога с сотрудником?
16. Вы в роли юрисконсульта общаетесь с посетителем юридической консультации по вопросу наследования жилья. Составьте перечень вопросов и порядок общения с посетителем юридической консультации. Укажите, какие невербальные средства общения (жесты, мимику, позу) Вы будете использовать в ходе общения? Обоснуйте, какие средства выразительности речи Вы будете использовать?
17. В коммуникативном пространстве современного учебного заведения высшего образования представлено взаимодействие представителей разных социальных групп (преподаватели, студенты, сотрудники, обслуживающий персонал и др.). Укажите, каким образом осуществляются коммуникация по вертикали и по горизонтали в Вашем учебном заведении, и оцените ее состояние? Обоснуйте свою позицию. Обоснуйте, в чем Вы видите причину устойчивой дистанции в общении между студентами и преподавателями, студентами и руководством института, связано ли это с информационным или социальным разрывом?
18. Рассмотрите особенности одной из форм деловой коммуникации (совещание, собрание, конференция и др.), используя следующие критерии:
цель проведения (зачем?),
контингент участников (кто? с кем? для кого?),
регламент (сколько времени?),
коммуникативные средства реализации намерений (как?),
организация коммуникативного пространства (где?),
ожидаемый результат (какой?).
Разработайте письменный вариант по такой форме деловой коммуникации как совещание, в роли юриста организации в соответствии с названными выше критериями. Укажите, какие особенности Вы можете выделить в данном виде деловой коммуникации.
19. Вы в роли руководителя проводите собеседование при приеме на работу с претендентом на должность юриста организации. Разработайте последовательность и вопросы, задаваемые в процессе делового общения руководителя. Укажите на особенности построения делового общения руководителя при собеседовании с претендентом на должность юриста организации.
20. Следователь вызвал повесткой на допрос свидетеля к 9 часам утра. Свидетель был отпущен с работы по повестке до 11 часов. Начальник следственного отдела собрал экстренное совещание всего отдела, и занял всех сотрудников до 11 часов. Свидетель, находясь в раздраженном состоянии, стал высказывать свои претензии следователю. Следователь резко прервал свидетеля, и потребовал, чтобы тот приступил к даче показаний. Свидетель ничего существенного по делу не показал. Оцените, правильно ли построил общение следователь в данной ситуации, допустил ли он ошибки и какие? Объясните, как бы Вы в роли следователя построили взаимодействие со свидетелем?
21. В районном центре есть всего одна юридическая консультация, в которой работают три адвоката, один из которых в отпуске, а другой болеет. Прием ведет один адвокат. К нему на прием в понедельник приходит женщина, которая хочет проконсультироваться насчет раздела имущества с супругом после развода. В четверг на прием к тому же адвокату приходит супруг этой женщины, который тоже хочет получить консультацию по разделу имущества. Проанализируйте ситуацию и опишите как, по Вашему мнению, должен себя вести адвокат в данной ситуации? Объясните, как бы Вы построили общение в данной ситуации, и с какими этическими проблемами в общении с посетителями столкнулся адвокат?
22. Одной из форм деловой коммуникации является разговор по телефону, который имеет свою структуру:
взаимные представления (20-25 секунд),
введение собеседника в курс дела (40-45 секунд),
обсуждение ситуации (100—115 секунд),
заключительное слово.
Разработайте письменный вариант текста телефонного разговора с руководителем организации, где бы Вы хотели пройти практику в соответствии с представленной структурой. Определите, какое оптимальное время для звонка необходимо, и укажите какие фразы Вы сможете использовать для окончания разговора на положительной и оптимистической ноте?
23. Вы участвуете в публичных мероприятиях вашего учебного заведения (тематические мероприятия, собрания, научные мероприятия). Проанализируйте по одному из них, параметры аудитории, ее заинтересованность темой встречи. Определите, как происходит контакт и обратная связь между выступающими и аудиторией, каким образом проявляется официальность обстановки? Проанализируйте примеры конфликтного и кооперативного общения, и поясните, какие требования к групповому общению соблюдаются или нарушаются коммуникантами.
24. Проанализируйте ситуации межличностного общения:
А: Вы тут что расселись! Молодежь называется! Не видите, старик еле живой стоит, а вы не уступите место. Совести нет совсем. Не приставай, тетка! Мы тоже с работы едем, устали как собаки.
Б: Простите, вам не трудно подвинуться?
Нет-нет, пожалуйста, садитесь. Давайте я сумку уберу, а то вам будет тесно.
Ничего, ничего, не беспокойтесь! Мы тут все поместимся. Спасибо вам большое.
Что вы, не за что!
Проанализируйте ситуацию и определите, какие правила публичной коммуникации здесь были нарушены?
Предложите свой вариант построения общения в неправильном на Ваш взгляд общении.
25. К Вам на приём пришла женщина. Она желает лишить своего мужа родительских прав в отношении их общего ребёнка. В ходе беседы с ней Вы выясняете все обстоятельства дела. Однако также Вы понимаете, что требования клиентки являются необоснованными, и лишение родительских прав отца нарушит права и законные интересы самого ребёнка. Более того, Вы приходите к выводу, что если в суде отец не будет обеспечен юридической поддержкой, он наверняка проиграет процесс, и будет лишён родительских прав, что нарушит интересы ребёнка. Проанализируйте ситуацию и опишите, как бы вы построили общение с женщиной в данной ситуации? Укажите, как бы Вы выстроили свои дальнейшие действия как юрист?
26. Сопоставьте столбцы в таблице и подберите правильное сочетание представленных терминов и определений друг к другу.
Термин Определение
1. Взаимная коммуникация - специфическая форма контактов между людьми, имеющими полномочия от своих организаций, в ходе которых происходит обмен мнениями и целенаправленное обсуждение конкретной проблемы с целью поиска взаимовыгодного варианта решения
2. Деловая беседа - постоянный обмен ролями между адресатом и адресантом в процессе коммуникации
3. Дискуссия - процесс, в котором вырабатываются позиции сторон
4. Взаимоприемлемые переговоры - обсуждение какого-либо спорного вопроса или исследование проблемы, в котором каждая сторона оппонирует мнение собеседника, аргументирует свою позицию, и претендует на достижение цели
Раскройте особенности организации данных видов взаимодействия в процессе профессиональной деятельности юриста. Обоснуйте, какой из видов взаимодействия, по Вашему мнению, и почему, наиболее приемлем для общения в процессе профессиональной деятельности юриста? 27. Проанализируйте следующие критические и агрессивные высказывания:
«Вы как всегда плохо оформили документы»;
«Вы ведете себя непорядочно»;
«Вы ищете во всем выгоду»;
«Не смейте меня перебивать!».
Сформулируйте, как бы Вы правильно произнесли эти критические и агрессивные высказывания, используя приемы правильного реагирования на критику и агрессивное поведение в коллективе? Определите требования, предъявляемые к построению общения юриста в коллективе, связанного с критикой и проявлениями агрессии.
28. К Вам, как юрисконсульту, на приём пришли супруги Ивановы. Они просят оказать им юридическую помощь – представлять их интересы в суде по делу о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества. Объясните Ваши действия и опишите порядок построения общения с ними. Сформулируйте Ваш ответ супруге, если она обратилась к Вам с просьбой представлять её интересы в суде второй инстанции, при том, что Вы осуществляли представительство интересов её мужа по этому же делу в суде первой инстанции.
29. Вы работаете юристом в крупной торговой организации. В настоящее время налоговая служба проводит проверку организации. Ваш начальник знает о существующих в организации «налоговых проблемах» и, вызвав Вас к себе в кабинет, передаёт Вам конверт с деньгами для передачи инспектору, проводящему проверку, для того, чтобы «он закрыл глаза на некоторые проблемы». Отказ от передачи денег грозит Вам увольнением. Обоснуйте порядок Ваших действий и объясните, как Вы построите общение с руководителем как юрист. Объясните, как бы Вы поступили, будучи руководителем, и как бы построили взаимодействие с юристом организации?
30. Разработайте публичное трех- пятиминутное публичное выступление на одну из следующих тем:
«Соотношение морали и права в правовом государстве»;
«В чем состоит несовершенство российского законодательства?»;
«Как повысить доверие граждан к профессии юриста?».
Укажите, какие приемы Вы будете использовать для повышения эмоциональности речи, какие жесты при этом следовало бы использовать? Обоснуйте Ваши действия при выступлении (вербальные и невербальные), которые способствовали бы созданию положительного профессионального имиджа юриста.