Контрольная работа по дисциплине «Теория политики» код (ТЕП00)
Вопрос 1. Почему вопрос о предмете политологии как научной дисциплины является дискуссионным?
Вопрос 2. Дайте краткую характеристику социальной власти.
Вопрос 3. Назовите уровни функционирования общественно-политической власти.
Вопрос 4. Раскройте суть понятия «суверенитет гражданина».
Вопрос 5. Как проходил процесс становления и укрепления государственной власти в Российской Федерации?
Вопрос 6. Чем политическая жизнь отличается от других сфер общества?
Вопрос 7. Какие принципы избирательных прав человека закреплены в российском законодательстве?
Вопрос 8. Какие закономерности развития политической системы общества Вам известны?
Вопрос 9. Почему правовым нормам в политической системе уделяется большое внимание?
Вопрос 10. Каковы особенности политического процесса в современной России?
Вопрос 11. Чем политический лидер отличается от лидеров других сфер?
Вопрос 12. В чес особенности российской политической культуры?
Сборник заданий по дисциплине «Теория политики»
Задание 1
Изучить главу 1.
Вопрос 1. Начало философскому учению о государстве (политической философии) положил:
1. Платон;
2. Аристотель;
3. Цицерон;
4. Н. Макиавелли;
5. Сократ.
Вопрос 2. Когда получила распространение светская линия политической философии?
1. в XVI в.;
2. в XVII в.;
3. в XVIII в.;
4. в XIX.;
5. в XX в.
Вопрос 3. Когда была создана Международная ассоциация политической науки под эгидой ЮНЕСКО?
1. в 1949 г.;
2. в 1951 г.;
3. в 1956 г.;
4. в 1961 г.;
5. в 1963 г.
Вопрос 4. Содержание каких ключевых понятий политологии обязывает заново проанализировать вызов глобализации?
1. демократия;
2. демократический суверенитет народа;
3. государственный суверенитет;
4. принцип разделения властей;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие науки объединяет современная политология?
1. политическую философию, теорию внутренней и международной политики;
2. теорию политических институтов, теорию систем, процессов;
3. политическую историю, политическую социологию;
4. политическую психологию, политическую географию, политическую экологию, политическую этику;
5. все перечисленное.
Задание 2
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. В чем заключается сила и глубина научного знания?
1. в его обобщенности;
2. в его всесторонности;
3. в его необходимости;
4. в его объективной истинности;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Политическая жизнь общества напрямую связана:
1. с государственной властью;
2. с содержанием государственной власти;
3. с органами государственной власти;
4. с функциями государственной власти;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие методы характеризуют прикладную политологию?
1. бихевиористский метод;
2. метод моделирования;
3. ситуативный метод;
4. метод наблюдения, метод контент-анализа;
5. все перечисленные.
Вопрос 4. Какие функции выполняет политология как наука?
1. онтологическую, эвристическую;
2. методологическую, управленческую;
3. мировоззренческо-регулятивную;
4. прогностическую;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. На какие вопросы отвечает политология, выполняя онтологическую функцию?
1. что такое политика?
2. что такое политические институты и учреждения?
3. как и почему возникли политические институты?
4. что представляют собой в настоящее время политические институты?
5. все перечисленное.
Задание 3
Изучить главу 2.
Вопрос 1. Причины появления социальной власти коренятся:
1. в потребности самосохранения социума;
2. в необходимости продолжения рода человеческого;
3. в объективной неоднородности социальной сферы любого общества;
4. в коллективном характере труда;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Неполитическая социальная власть включает в себя:
1. личную власть;
2. семейную власть;
3. власть неформальных лидеров;
4. власть неформальных объединений, групп;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Без каких объектов воздействия невозможна власть?
1. индивидов;
2. объединений индивидов;
3. групп, классов;
4. общества в целом;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие легитимные основания господства властвующих субъектов различал М. Вебер?
1. традиционное;
2. харизматическое;
3. легальные;
4. все вышеперечисленное;
5. нелегальное и нетрадиционное.
Вопрос 5. Какую власть различают в федеральных государствах?
1. общефедеральную власть;
2. власть субъектов федерации;
3. местную власть;
4. все вышеперечисленное;
5. судебную власть.
Задание 4
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. В демократических государствах различают:
1. законодательную власть;
2. судебную власть;
3. исполнительную власть;
4. все вышеперечисленное;
5. муниципальную власть.
Вопрос 2. Какие особенности имеет власть муниципальных образований?
1. ей присуще сочетание публичных и гражданско-общественных начал в формировании властных отношений;
2. она носит местный локальный характер;
3. она является результатом непосредственного выражения воли населения;
4. все вышеперечисленное;
5. она не носит местный, локальный характер.
Вопрос 3. Объектом политической власти является:
1. индивиды;
2. объединения индивидов;
3. слои и общности;
4. классы, общество;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие основные признаки можно выделить в самой государственной власти?
1. социально-необходимый характер, организационно-волевой характер;
2. информационно-интеллектуальный характер, организационно-силовой характер;
3. психолого-идеологический характер, системный характер;
4. политический характер, правовой характер;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Что отражает организационно-волевой характер государственной власти?
1. активные аспекты власти;
2. деятельные аспекты власти;
3. управленческие аспекты власти;
4. все вышеперечисленное;
5. пассивные аспекты власти.
Задание 5
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Что включает в себя внутренний суверенитет?
1. независимость принятия властных решений;
2. распространение принятых властных решений на все население;
3. прерогативу отмены любых решений общественно-политических организаций в интересах общественной безопасности;
4. монополию на легитимное насилие, монополию на содержание и применение средств принуждения;
5. все перечисленное.
Вопрос Внешний суверенитет охватывает:
1. независимость принятия внешнеполитических решений в интересах государства и общества;
2. неподчинение государственной власти законодательству другого государства;
3. неподсудность судебным органам другого государства;
4. неподчиненность нормам международного права и международных договоров;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Кто способен осуществлять власть в обществе в соответствии с положениями теории элит?
1. элитарные группы;
2. элитарные слои или профессионалы-управленцы;
3. элитарные менеджеры;
4. хорошо подготовленные и высокообразованные люди;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Кто первым раскрыл подлинную природу экономической власти?
1. К. Маркс;
2. В.И. Ленин;
3. М. Вебер;
4. Ф. Энгельс;
5. Н. Макиавелли.
Вопрос 5. Что принято называть социальной легитимностью власти?
1. веру народа в гуманные цели власти;
2. веру народа в гуманные действия власти;
3. доверие народа к власти;
4. все вышеперечисленное;
5. отсутствие у народа веры в гуманность действия властей.
Задание 6
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. От чего зависит полноценность государственной власти?
1. от исторических традиций;
2. от социально-культурных традиций;
3. от национальных традиций;
4. все вышеперечисленное;
5. от мировых традиций.
Вопрос 2. Государственная идеология бывает:
1. правдивой;
2. популистской;
3. мифической;
4. ложной;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какой стремится изображать власть религиозная идеология?
1. таинственной;
2. непознаваемой;
3. мистической;
4. сакральной;
5. все вышеперечисленное.
Вопрос 4. Что олицетворял испокон веков закон?
1. мудрость;
2. добро, справедливость;
3. коллективный разум;
4. воплощение правовой культуры;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Законность:
1. делает государственную власть устойчивой;
2. делает государственную власть общеобязательной;
3. увеличивает мощь государственной власти;
4. увеличивает творческие возможности;
5. все перечисленное.
Задание 7
Вопрос 1. Кто заинтересован в укреплении российской государственной власти?
1. общество;
2. все партии и политические движения;
3. общественные организации;
4. ветви власти;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Без сильной государственной власти:
1. не утвердится социально ориентированный рынок;
2. не могут быть надежно защищены все формы собственности;
3. не реализуют свои ценности демократия и самоуправление;
4. не возродится российская наука и культура;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Кто был одним из первых мыслителей, задумавшимся над вопросом, почему демократия часто вырождается в тиранию?
1. Ш. Монтескье;
2. А. Шлезингер;
3. Аристотель;
4. Платон;
5. Сократ.
Вопрос 4. Исполнительная власть:
1. подотчетна законодательной власти;
2. избирается народом;
3. подотчетна судебной власти;
4. все вышеперечисленное;
5. не избирается народом.
Вопрос 5. Судебная власть:
1. не подчиняется исполнительной власти;
2. не подчиняется законодательной власти;
3. все вышеперечисленное;
4. подчиняется исполнительной власти;
5. подчиняется законодательной власти.
Задание 8
Изучить главу 3.
Вопрос 1. Где проявляется политическая жизнь в наиболее концентрированном виде?
1. в функционировании политической системы общества, всех ее институтов;
2. в политической демократии;
3. в реализации гражданами своих политических прав и свобод;
4. в политическом режиме и противоборстве политических сил;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Политическую демократию можно рассматривать:
1. как форму правления государства;
2. как одну из возможных форм организации государственной власти;
3. как одну из возможных форм осуществления государственной власти;
4. как способ массового привлечения людей в политическую жизнь общества;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Только в условиях демократии и свободы человек:
1. становится личностью;
2. может максимально выразить и проявить себя в обществе;
3. может развить неповторимость своих задатков и талантов;
4. может обогатить свои интеллектуальные силы и способности;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Через демократию, участие в делах государства:
1. воспитывается гражданственность;
2. формируется политическое сознание;
3. формируется политическая культура масс;
4. обогащается духовная жизнь человека и общества;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Главными достоинствами принципа назначения является
1. оперативность;
2. организационная простота;
3. все вышеперечисленное;
4. недемократичность;
5. требовательность к себе и другим.
Задание 9
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Какие разновидности демократии различают?
1. коллективную (народную);
2. групповую (плюралистическую);
3. индивидуалистическую (либеральную);
4. все вышеперечисленное;
5. народную и либеральную.
Вопрос 2. Кто открыл и сформулировал закон о возрастающей роли и активности народных масс в истории?
1. К. Маркс;
2. Ф. Энгельс;
3. К. Маркс и Ф. Энгельс;
4. В.И. Ленин;
5. И. Кант.
Вопрос 3. История становления и развития демократических ценностей связана с именем:
1. Дж. Локка;
2. И. Канта;
3. Ш. Монтескье;
4. Т. Джефферсона;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Кто олицетворяет представительную демократию?
1. выборные коллегиальные органы;
2. выборные единоличные органы;
3. избираемые должностные лица;
4. все вышеперечисленное;
5. граждане.
Вопрос 5. В Российской Федерации единоличными представительными органами являются:
1. Президент РФ;
2. президенты республик в составе РФ;
3. все вышеперечисленное;
4. Федеральное собрание;
5. Государственная Дума.
Задание 10
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Избирательная система признается демократичной, если включает в себя:
1. свободу выдвижения и самовыражения кандидатов;
2. свободу обсуждения и отвода выдвинутых кандидатов;
3. свободу выбора из нескольких кандидатов в момент голосования;
4. все вышеперечисленное;
5. отсутствие свободы выдвижения кандидатов и свободы выбора из нескольких кандидатов.
Вопрос 2. Что означает всеобщее избирательное право?
1. все граждане вправе избирать и быть избранными независимо от пола, расы, языка;
2. все граждане вправе избирать и быть избранными независимо от социального и имущественного положения;
3. все граждане вправе избирать и быть избранными независимо от образования;
4. все граждане вправе избирать и быть избранными независимо от политических убеждений, религии;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. На какие виды подразделяются избирательные комиссии?
1. Центральная избирательная комиссия РФ;
2. избирательные комиссии субъектов РФ;
3. окружные, территориальные избирательные комиссии;
4. участковые избирательные комиссии;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. К избирательным объединениям на федеральном уровне относятся:
1. общефедеральные политические партии, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ;
2. общефедеральные политические движения, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ;
3. блоки общефедеральных партий, создаваемых на период выборов;
4. блоки общефедеральных политических движений, создаваемых на период выборов;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Опубликование опросов общественного мнения и прогнозов результатов выборов прекращается:
1. за 1 день;
2. за 2 дня;
3. за 3 дня;
4. за 5 дней;
5. за 10 дней.
Задание 11
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Каковы причины, обусловливающие существование политической оппозиции?
1. внутренняя противоречивость общества;
2. социальное расслоение;
3. игнорирование принципа социальной справедливости;
4. кризис между населением и властью;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Крайним выражением негативного лоббирования является:
1. незаконное давление на представителей власти;
2. взяточничество;
3. коррупция;
4. все вышеперечисленное;
5. законное давление на представителей власти.
Вопрос 3. Что можно отнести к «минусам» лоббизма?
1. он может стать инструментов приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб национальным;
2. он может служить ведомственным, местническим интересам;
3. он способен «размывать» начала народовластия;
4. он может обострить проблему социальной справедливости, может создать помеху для функционирования государственной власти;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Власть традиционных элит может опираться:
1. на обычаи;
2. на религии;
3. на богатство;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. К современным политическим элитам относятся:
1. чиновничество;
2. образованные политические лидеры;
3. бизнесмены;
4. представители научных кругов;
5. все перечисленное.
Задание 12
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Какие функции СМи выделяют в современных условиях?
1. наблюдение за миром;
2. редактирование, формирование общественного мнения;
3. распространение культуры;
4. политическое просвещение широких слоев населения;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие возможности должны предоставлять каждому кандидату для осуществления предвыборной агитации периодические печатные издания?
1. равный размер печатной площади;
2. равный объем публикаций;
3. равное место расположения на полосе;
4. равный срок публикаций;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Что характерно для прогрессивного политического режима?
1. методы убеждения;
2. методы согласования;
3. методы законности;
4. применение только правового принуждения в установленной законом процессуальной форме;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие признаки присущи демократическому политическому режиму?
1. высшие органы государства имеют мандат народа;
2. власть реализуется в интересах народа и правовыми методами;
3. права и свободы человека и гражданина всесторонне защищены и гарантированы;
4. закон господствует во всех сферах жизни;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какой политический режим является самым реакционным?
1. фашистский;
2. тоталитарный;
3. авторитарный;
4. демократический;
5. все перечисленное.
Задание 13
Изучить главу 4.
Вопрос 1. Какие качества политической системы позволяет выделить системный критерий?
1. иерархическая структура;
2. однородность элементов;
3. институциональная совместимость;
4. наличие разнообразных связей;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие критерии позволяет выделить конкретно-исторический подход?
1. социально-экономические;
2. социально-культурные;
3. политические, правовые;
4. временные;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Что рассматривается в политологии в качестве субстанции?
1. политическая власть;
2. элемент;
3. труд;
4. материя;
5. политические системы.
Вопрос 4. Какие компоненты (блоки) политической системы выделяют?
1. личностно-организационный блок;
2. организационно-институциональный блок;
3. нормативно-регулятивный блок, организационно-деятельностный блок;
4. интеллектуально-психологический блок, информационный блок;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Что включает в себя нормативно-регулятивный блок?
1. политические нормы;
2. правовые нормы;
3. обычаи;
4. традиции;
5. все перечисленное.
Задание 14
Вопрос 1. Политическое сознание населения может формироваться под влиянием:
1. идеологии либерализма;
2. идеологии консерватизма, радикализма;
3. идеологии социализма, национализма;
4. идеологии шовинизма, расизма;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие политические системы различают в зависимости от политического режима?
1. демократические;
2. авторитарные;
3. тоталитарные;
4. все вышеперечисленное;
5. буржуазные.
Вопрос 3. О каких региональных системах позволяет говорить учет географических, территориальных факторов?
1. европейских;
2. азиатских;
3. североамериканских;
4. все вышеперечисленное;
5. африканских.
Вопрос 4. Какие структурные элементы могут выступать в качестве своеобразных политических систем-образований внутри политической системы общества?
1. государство;
2. политические партии;
3. общественно-политические объединения;
4. все вышеперечисленное;
5. классы.
Вопрос 5. Политическим системам всех типов присущи:
1. социально-классовые конфликты;
2. межнациональные конфликты;
3. расовые конфликты;
4. переход от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем;
5. все перечисленное.
Задание 15
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Для политических систем социалистических стран в качестве закономерностей выступали:
1. установление диктатуры пролетариата;
2. установление руководящей роли пролетарской партии;
3. бюрократизация и сращивание партийного и государственного аппарата;
4. декларация демократии и самоуправления;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Общими факторами возникновения государства у разных народов, в различные исторические промежутки времени являются:
1. совершенствование орудий труда и его разделение;
2. появление рыночных отношений и имущественного неравенства;
3. становление социальных групп, сословий, классов;
4. осознание людьми общих и групповых интересов;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют:
1. политические партии;
2. профсоюзы;
3. женские и молодежные общественные объединения;
4. организации промышленников и фермеров;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какое государство может считаться социальным и демократическим?
1. в котором созданы условия для реализации прав человека;
2. в котором созданы условия для реализации свобод человека
3. все вышеперечисленное;
4. в котором не созданы условия для реализации прав человека;
5. в котором не созданы условия для реализации свобод человека.
Вопрос 5. В современном виде партии начали формироваться:
1. в конце XVII - начале XVIII вв. в странах Западной Европы;
2. в конце XVII - начале XVIII вв. в странах Северной Америки;
3. все вышеперечисленное;
4. в конце XVII - начале XVIII вв. в странах Западной Европы;
5. в конце XVII - начале XVIII вв. в странах Северной Америки.
Задание 16
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Какие партии сложились в России к 1906 г.?
1. черносотенцы, октябристы;
2. кадеты;
3. трудовики;
4. социал-демократы;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. По социально-классовому признаку различают:
1. буржуазные партии;
2. мелкобуржуазные партии;
3. рабочие партии;
4. крестьянские партии;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. По идеологической направленности различают:
1. либеральные партии, консервативные партии;
2. социалистические партии, коммунистические партии;
3. конфессиональные партии, монархические партии;
4. националистические партии, фашистские партии;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Промежуточная оппозиция в современной России представлена:
1. Коммунистической партией РФ;
2. Аграрной партией;
3. Российским общенародным союзом;
4. РХДД, кадетами;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Что необходимо сегодня для формирования реальной многопартийности демократического типа?
1. дальнейшее развитие гласности;
2. дальнейшее развитие плюрализма мнений;
3. дальнейшее развитие свободы средств коммуникации;
4. укрепление основ демократического государства и институтов гражданского общества;
5. все перечисленное.
Задание 17
Изучить главу 5.
Вопрос 1. Основными компонентами политического процесса являются:
1. субъекты политики;
2. динамика политических отношений;
3. политическое поведение;
4. политическая деятельность;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие сферы жизни охватывает внутриполитический процесс?
1. политическую, правовую;
2. экономическую, социальную;
3. экологическую, демографическую;
4. культурную, военную;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Чем характеризуется стабильный политический процесс?
1. устойчивыми формами политической мобилизации граждан;
2. устойчивыми формами политического поведения граждан;
3. отработанными механизмами принятия политического решения;
4. все вышеперечисленное;
5. неустойчивыми формами политической мобилизации граждан.
Вопрос 4. Что привело к всесторонней политической взаимосвязи и взаимозависимости на Земле?
1. новейшие достижения науки и техники;
2. расширение экономических связей;
3. совершенствование средств коммуникаций;
4. совершенствование средств массовой информации;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие виды поведения участников политического конфликта являются традиционными?
1. подавление соперника;
2. компромисс;
3. отступление;
4. все вышеперечисленное;
5. поддержка соперника.
Задание 18
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Система с господствующей партией действует:
1. в Индии;
2. в Сенегале;
3. в Тунисе;
4. в Египте;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие фазы проходит в своем развитии политический процесс?
1. зарождение, возникновение;
2. конституирование;
3. зрелость и полноценное функционирование (если говорить о политических системах);
4. дестабилизация, кризис (если говорить о политических системах);
5. все перечисленное.
Вопрос 3. От соблюдения каких организационных условий зависит анализ политических процессов в современной России?
1. информационного обеспечения процесса реформ;
2. установления приоритетности отдельных направлений реформ;
3. организации социологического мониторинга, отслеживания и оценки результатов реформ;
4. целенаправленности различных форм политического участия;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. В качестве факторов, определяющих политическое участие. Выделяют:
1. социально-экономические и политические интересы;
2. общественный долг, заботу о всеобщем благе;
3. стремление повысить свой общественный статус;
4. чувство коллективности, необходимость политического общения;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Что предполагает пассивная форма добровольного политического участия?
1. участие в выборах;
2. участие в референдумах;
3. участие в опросах общественного мнения;
4. все вышеперечисленное;
5. осознанную политическую деятельность.
Задание 19
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. По сфере территориального распространения политическое участие может носить:
1. общенациональный характер;
2. местный характер;
3. локальный характер;
4. все вышеперечисленное;
5. планетарный характер.
Вопрос 2. В плане интенсивности и последовательности различают:
1. постоянное политическое участие;
2. эпизодическое или регулярное политическое участие;
3. разовое политическое участие;
4. все вышеперечисленное;
5. нелегальное политическое участие.
Вопрос 3. Предвыборные блоки впервые были образованы:
1. в ходе избирательной кампании 1990 г.;
2. в ходе избирательной кампании 1994 г.;
3. в ходе избирательной кампании 1998 г.;
4. в ходе избирательной кампании 2001 г.;
5. в ходе избирательной кампании 2004 г.
Вопрос 4. Какие модели предвыборной стратегии существуют?
1. создание избирательного объединения в виде предвыборного блока;
2. самостоятельное участие партий в выборах в качестве избирательного объединения, простое участие в выборах;
3. бойкот;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. Электоральная культура - это:
1. устойчивая система знаний;
2. устойчивая система оценок и норм электорального поведения и электоральных отношений;
3. устойчивая система избирательного процесса в целом;
4. коллективная память о выборных процессах;
5. все перечисленное.
Задание 20
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Какие условия необходимы для поддержания политического консенсуса?
1. готовность большинства населения следовать принимаемым законам, установлениям, нормам;
2. позитивное восприятие большинством политических институтов;
3. наличие у различных категорий граждан чувства принадлежности к общностям;
4. все вышеперечисленное;
5. отсутствие у различных категорий граждан чувства принадлежности к общностям.
Вопрос 2. Какие виды политических кризисов различают?
1. правительственный кризис;
2. парламентарный кризис, конституционный кризис;
3. внешнеполитический кризис;
4. социально-политический кризис;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие виды оппозиции существуют?
1. внешняя и внутренняя;
2. явная и латентная;
3. легальная и нелегальная, умеренная и деструктивная;
4. правая и левая, парламентская и внутрипартийная;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. К субъектам социального и национального уровня относятся:
1. социальные общности;
2. классы;
3. группы, элиты;
4. индивиды;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. К функциональным политическим субъектам относятся:
1. оппозиция;
2. лобби;
3. средства массовой информации;
4. все перечисленное;
5. партии.
Задание 21
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Чем политические отношения отличаются от других видов общественных отношений?
1. они возникают между крупными социальными общностями, нациями, а также партиями, государствами;
2. они в обобщенном виде выражают коренные потребности и интересы социальных групп, классов, народа;
3. они проявляются в борьбе, соперничестве различных политических сил за использование государства в своих целях;
4. они представляют собой форму реализации политических взглядов и убеждений;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Коллективная форма проведения политических акций - это право граждан:
1. собираться мирно, без оружия;
2. проводить собрания;
3. проводить митинги и демонстрации;
4. проводить шествия и пакетирование;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какими могут быть результаты деятельности политических лидеров?
1. хорошими;
2. плохими;
3. отличными;
4. ужасающими;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. По мнению М. Вебера, харизматический лидер:
1. стоит вне классов, вне стандартов;
2. стоит вне демагогической политики;
3. не интегрирован в бюрократические структуры;
4. может объединять вокруг себя нацию;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Политическая ответственность - это:
1. мера требовательности к себе и другим;
2. мера необходимого понимания;
3. предвидение политических последствий своих поступков;
4. готовность держать перед людьми отчет и ответ;
5. все перечисленное.
Задание 22.
Изучить главу 6.
Вопрос 1. Политическая культура включает в себя:
1. политические ценности;
2. современные знания, мышление;
3. идеалы и убеждения;
4. чувства и действия, средства и способы;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Среди политических ценностей выделяют:
1. прошлый политический опыт;
2. знания о правах и свободах, о равенстве и справедливости;
3. политические традиции и нормы, выделившиеся в ходе исторического развития;
4. ледяные потоки и выводные ледники;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие ценности политической культуры различают?
1. ценности свободы;
2. ценности порядка;
3. ценности развития;
4. ценности равенства и справедливости;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Политические идеалы и убеждения базируются:
1. на знаниях;
2. на политических ценностях;
3. на нормах;
4. на традициях;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какой тип политической культуры выделяли С. Верба и Г. Алмонд?
1. патриархальный;
2. подданнический;
3. активистский;
4. все вышеперечисленное;
5. традиционный.
Задание 23
Продолжить изучение главы 6.
Вопрос 1. В зависимости от типов политических систем выделяют:
1. тоталитарную политическую культуру;
2. авторитарную политическую культуру;
3. демократическую политическую культуру;
4. рыночную и этатистскую политическую культуру;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. В рамках демократической политической культуры:
1. осуществляются политические права и свободы граждан;
2. создаются гарантии обеспечения политических прав и свобод граждан;
3. создаются демократические механизмы формирования убеждений и представлений;
4. создаются демократические механизмы преодоления конфликтов и разногласий;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Для американской политической культуры характерными чертами являются:
1. четкая направленность политических действий;
2. светский характер политических действий;
3. прагматизм участников политической деятельности;
4. стабильные условия конкуренции;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие функции политической культуры выделяют?
1. познавательную;
2. социализаторскую;
3. аксиологическую, интеграционную;
4. воспитательную;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Воспитательное значение политической культуры проявляется:
1. в унификационной функции;
2. в преобразовательной функции;
3. все вышеперечисленное;
4. в интеграционной функции;
5. в аксиологической функции.
Задание 24
Продолжить изучение главы 6
Вопрос 1. Внутренний аспект политической социализации включает в себя:
1. идентификацию личности;
2. адаптацию личности;
3. ориентацию личности;
4. все вышеперечисленное;
5. деградацию личности.
Вопрос 2. К агентам социализации относят:
1. семью;
2. образовательные учреждения;
3. общественные организации, религиозные объединения;
4. средства массовой информации, политические партии, государственные структуры;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Сколько этапов политической социализации человека различают в политологии?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 4. Современную политическую культуру нашего общества можно рассматривать:
1. в двух ракурсах;
2. в трех ракурсах;
3. в четырех ракурсах;
4. в пяти ракурсах;
5. в шести ракурсах.
Вопрос 5. Какие события последних лет позволяют сделать оптимистических прогноз развития политической культуры в России?
1. становление правовой системы;
2. развитие федерализма;
3. совершенствование законотворческого процесса;
4. функционирование многопартийной системы;
5. все перечисленное.
Задание 25
Изучить главу 7.
Вопрос 1. Термин «идеология» ввел в научный оборот:
1. Д. де Траси;
2. Ж.Ж. Руссо;
3. К.А. Гельвеций;
4. М. Вебер;
5. К. Маркс.
Вопрос 2. К.А. Гельвеций выделял:
1. полезные идеи;
2. вредные идеи;
3. нейтральные идеи;
4. все вышеперечисленное;
5. ненужные идеи.
Вопрос 3. Какие мировые религии являются самыми великими идеологическими течениями?
1. христианство;
2. ислам;
3. буддизм;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 4. В каких функциях религии проявляется ее социальная ценность?
1. в иллюзорно-компенсаторной;
2. в регулятивной;
3. в коммуникативной;
4. в гуманистической;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Важную роль в реализации коммуникативной функции играет:
1. семья;
2. культы святых;
3. посещение святых мест;
4. религиозные праздники;
5. все перечисленное.
Задание 26
Продолжить изучение главы 7.
Вопрос 1. Какие успехи демократического социализма демонстрирует «скандинавская модель»?
> >создание за сравнительно короткий срок высокоэффективной экономики; >обеспечение занятости всего трудоспособного населения; >ликвидация бедности, создание самой развитой в мире системы социального обеспечения; >достижение высокого уровня грамотности и культуры; >все перечисленное.Вопрос 2. Какой позиции придерживаются социал-демократы?
1. что демократия должна распространяться на все сферы общества;
2. что свобода должна распространяться на все сферы общества;
3. что равенство должно распространяться на все сферы общества;
4. все вышеперечисленное;
5. что демократия, свобода, равенство не должны распространяться на все сферы общества.
Вопрос 3. К левому флангу современных политических течений примыкает:
1. анархизм;
2. троцкизм;
3. «новые левые»;
4. все вышеперечисленное;
5. «новые правые».
Вопрос 4. Кто сформулировал главные положения анархизма?
1. П. Прудон;
2. М. Бакунин;
3. П. Кропоткин;
4. все вышеперечисленные;
5. Л. Троцкий.
Вопрос 5. Основная направленность движения «новых левых» - это:
1. отрицание ценностей капиталистического общества;
2. борьба с бюрократизмом;
3. борьба с органами власти;
4. все вышеперечисленное;
5. признание ценностей капиталистического общества.
Задание 27
Продолжить изучение главы 7.
Вопрос 1. Автором теории информационного общества является:
1. Дж. Белл;
2. З. Бжезинский;
3. Дж. Гелбрейт;
4. все вышеперечисленные;
5. Г. Маркузе.
Вопрос 2. Автором концепции социального государства считается:
1. Дж. Гелбрейт;
2. Г. Маркузе;
3. Д. Кейнс;
4. Ф. фон Хаек;
5. Э. Фромм.
Вопрос 3. Большинство западных политологов по своим подходам, установкам характеризуются как:
1. либералы;
2. консерваторы;
3. социал-демократы;
4. марксисты;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие черты характера народа предопределили основные каноны православия?
1. духовность;
2. трудолюбие;
3. коллективность, терпимость;
4. миролюбие, державность;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Важными вехами на пути формирования политических идей в России стали:
1. отмена крепостного права;
2. судебная реформа;
3. земская реформа;
4. все вышеперечисленное;
5. социальная реформа.