Тематика эссе
1. Организация и ее роль в жизни человека.
2. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли.
3. Системный подход к рассмотрению сущности организации.
4. Основополагающие законы организации.
5. Управление организацией как процесс.
6. Основополагающие законы организации.
7. Законы организации второго уровня.
8. Принципы модернизации структур и процессов.
9. Организация как юридическое лицо.
10. Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
11. Некоммерческие организации.
Тематика рефератов
1. Анализ внешней и внутренней среды организации.
2. Линейные и функциональные организации.
3. Дивизиональные структуры.
4. Адаптивные структуры.
5. Персонал организации. Установление взаимоотношений работников в организации.
6. Организация с центрами финансовой ответственности (ЦФО).
7. Предпринимательская организация.
8. Влияние национальной культуры на культуру организации.
9. Поддержание и развитие организационной культуры.
10. Методы проектирования организационной структуры.
11. Методы основы разработки организационного проекта.
12. Виртуальная организация.
13. Обучающаяся организация.
14. Оценка эффективности проектов по слиянию и объединению организаций.
Тематика докладов:
1. Система наук об организации
2. Общие характеристики и признаки организации
3. Системный подход в теории организации
4. Типология и классификация экономических организаций
5. Основные организационно-правовые формы предприятий
6. Организация управления производством производственно-хозяйственных организаций
7. Системно-кибернетический подход и информация в теории организации
8. Основные типы самоорганизующихся систем
9. Основные законы организации
10. Особенности социальных систем
11. Принципы динамической организации
12. Предмет, метод и функции теории организации
13. Организаторская мысль и теория организации
14. Системный, интеграционный и ситуационный подходы в теории организации
15. Система законов функционирования организации
16. Организация как система управленческих процессов
17. Координация деятельности организации
18. Методология проектирования организационных систем
19. Принципы построения и анализ организационной структуры
20. Исторические аспекты становления и развития науки организационное поведение
21. Организационное поведение как социальная наука
22. Менеджер в организационном поведении
23. Роль бихевиоризма в становлении науки организационное поведение
24. Управление индивидуальными различиями работников
25. Психологические методики изучения индивида в Организационном поведении
26. Социологические методы в изучении индивида
27. Основные теории личности и ее развития (рассмотрение отдельных теорий и концепций)
28. Управление социальным восприятием
29. Научение и познание в организационном поведении
30. Модификация поведения в организационном поведении
31. Социально-ориентированные подходы к стимулированию индивидов и групп в организации
32. Отрицательное стимулирование и его влияние на поведение индивидов в организации
33. Управление неформальными группами в организации
34. Методы формирования команд в организации и управление ими
35. Рабочие и управленческие группы в организационном поведении
36. Методы управления коммуникациями в международных корпорациях
37. Особенности коммуникаций в международной среде
38. Управленческая деятельность в инокультурной среде
39. Особенности национальных культур в среде бизнеса и менеджмента (концепции и анализ культур)
40. Методики и эффективность подготовки к культурной адаптации
41. Поведение индивидов и групп в различных культурных средах
42. Особенности управления многонациональным коллективом
Примерный перечень вопросов к зачету с оценкой
Теоретический блок вопросов
1. Предмет и метод теории организации
2. Взаимодействие теории организации с другими науками
3. Общие и специфические черты теории организации
4. Логическая схема изучения теории организации
5. Эволюция понятия «система»
6. Системный подход и системный анализ
7. Системное мышление
8. Понятие «система»
9. Определение организации
10. Организация как объект
11. Организация как процесс
12. Виды организаций
13. Организации формальные и неформальные
14. Концепция жизненного цикла организации
15. Стадии жизненного цикла
16. Общие характеристики организации
17. Обязательные признаки организации
18. Типология и классификация экономических организаций
19. Явление самоорганизации и самоуправления
20. Основные организационно-правовые формы предприятий
21. Цели и задачи управления производством
22. Функции управления производством
23. Понятия: закон, закономерность
24. Специфические законы социальных систем
25. Общие законы социальных систем
26. Организаторские задачи и организационные проблемы
27. Динамическая организация как упорядоченный процесс
28. Субъект управления как субъект организаторской деятельности
29. Системно-кибернетический подход и информация в теории организации
30. Основные характеристики и функции групп
31. Условия существования группы
32. Понятие и признаки неформальной группы
33. Стратегия управления неформальными группами
34. Групповые эффекты
35. Способы построения эффективных межгрупповых отношений
36. Характеристика эффективных и неэффективных групп
37. Понятие и сущность команд в организации
38. Методы командообразования в международных компаниях
39. Способы управленческого воздействия на рабочие группы
Практический блок вопросов (задачи, практические задания):
Тест
1. Открытые и закрытые системы отличаются:
А) способностью обмениваться со средой массой и информацией
Б) способностью обмениваться со средой энергией, информацией и управляющими воздействиями
В) способностью обмениваться со средой массой, энергией и информацией
2. Компьютер является примером:
А) технической системы
Б) социальной системы
В) математической системы
3. Система с направленными связями моделируется:
А) неориентированным графом
Б) ориентированным графом
В) смешанным графом
4. Особенности искусственных и естественных систем заключаются:
А) в сложности
Б) в истории появления
В) по типу устройства
5. Суть понятия «элемент системы» наиболее четко отражает следующее определение:
А) «элемент - простейшая часть системы»
Б) «элемент - предел членения системы в определенном аспекте ее рассмотрения»
В) «элемент - относительно независимая часть системы, не связанная с другими ее частями»
6. Группа, достигающая высокой эффективности благодаря четкому распределению ролей и готовности всех членов к взаимопомощи, базирующейся на осознании своего единства и общности согласованных норм и ценностей носит название:
А) рабочей группы
Б) ролевой группы
В) команды
Г) согласованной группы
7. Прибавочная интеллектуальная энергия, возникающая при объединении людей в целостную группу и выражаемая в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, носит название:
А) эффекта пульсара
Б) социальной фасилитации
В) эффекта Рингельмана
Г) эффекта синергии
8. Механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигается эффективность групп, носят название:
А) групповых норм
Б) групповых эффектов
В) групповых законов
Г) групповых правил
9. Один из первых, кто подчеркивал важность групп в организации, был:
А) М. Вебер
Б) Э. Дюркхейм
В) Г. Мюнстерберг
Г) П. Гехр
Контрольная работа по дисциплине «Теория организации»
Вопрос 1. Анализ функционирования организации (на примере коллектива предприятия, организации, где Вы работаете, учитесь).
Вопрос 2. Анализ факторов прямого воздействия внешней среды организации.
Вопрос 3. Анализ факторов косвенного воздействия внешней среды организации.
Вопрос 4. Анализ основных переменных внутренней среды организации.
Вопрос 5. Особенности внутренних взаимоотношений между людьми в формальных и неформальных организациях.
Вопрос 6. Анализ существующих организационных структур.
Вопрос 7. Анализ основных моделей менеджмента, встречающихся в правовой практике.
Вопрос 8. Законы организации и их приложения в практике деятельности предприятий и коллективов (на примере организации, где Вы работаете, учитесь).
Вопрос 9. Анализ принципов деятельности организации.
Вопрос 10. Основные аспекты организационной культуры.
Вопрос 11. Анализ степени организационной культуры в зависимости от региона мира.
Вопрос 12. Анализ существующих структур систем управления.
Вопрос 13. Анализ коммуникационных структур управления.
Вопрос 14. Основные аспекты организационной схемы руководства (на примере организации, где Вы работаете (работали)).
Вопрос 15. Анализ подходов проектирования организационных систем.
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ» код (ТО-93)
Задание 1.
Перед вами функциональная структура организации:
Особенности функциональной структуры: централизация, малочисленность персонала, небогатый ассортимент продукции, концентрация в одном месте.
Задание:
На основании изученного вами материала по курсу «Теория организации» оцените преимущества и недостатки данной схемы.
Задание 2.
Перед вами линейно-штабная структура организации:
Особенности линейно-штабной структуры: обычно такая структура присуща филиалам крупных фирм: есть потребность в специалистах-управленцах.
Задание:
На основании изученного вами материала по курсу «Теория организации» оцените преимущества и недостатки данной схемы.
Задание 3.
Перед вами матричная структура организации:
Особенности двойного подчинения промышленных предприятий (каждое предприятие имеет начальника в ассортиментной группе и начальника в региональной группе). Такую структуру могут иметь и крупные, и средние компании.
Задание:
На основании изученного вами материала по курсу «Теория организации» оцените преимущества и недостатки данной схемы.
Задание 4.
Словесные ассоциации.
Перед вами названия реально действующих коммерческих организаций.
1. АО «Гулливер»
2. Мосбизнесбанк
3. Концерн «Светлана»
4. Концерн «Октябрь»
5. Агентство «Бегемот»
6. АО «Техмаш»
Внимательно вдумайтесь в каждое название и выполните задания:
1. Какой деятельностью занимается каждая организация?
2. Какое впечатление вызывает у вас название каждой организации (приятное - неприятное)? Почему?
3. Назовите какую-нибудь известную вам организацию и дайте оценку ее названию.
Задание 5.
Ценности организации.
Перед вами список ценностей организации. Левая колонка - классические ценности, правая - ценности нового типа:
дисциплина достача
чинопочитание участие в управлении
иерархия коллективизм
ориентация на задачу ориентация на потребности
карьера раскрытие личности
власть признание
централизация творческая инициатива
успех децентрализация
самоотдача способность идти на компромиссы
Задание:
1. Расслабьтесь. Внимательно вдумайтесь в содержание названий организаций из предыдущей ситуации и определите какие ценности характерны приведенным в списке организациям.
2. Применительно к Мосбизнесбанку определите, какие пять ценностей характерны этой организации.
Задание 6.
Ваш товарищ является руководителем небольшой фирмы по продаже компьютеров. В настоящее время дела на фирме стали идти хуже, прибыль упала, появилось много конкурирующих организаций.
Все его попытки по улучшению положения дел положительных результатов не дают.
Задание:
Что можно рекомендовать ему, как руководителю с учетом анализа внешней среды организации.
Задание 7.
Перед вами серия фраз, которые были сказаны служащими вашей организации при беседе с вашими клиентами. Если вы считаете, что фраза производит на клиента положительное впечатление, пометьте ее буквой «П», а если отрицательное - буквой «О».
ÿ 1. Доброе утро. Это коммерческий банк «Русь». У телефона Никитин Алексей. Чем я могу помочь вам?
ÿ 2. Извините, это не в моей компетенции. Вам нужно позвонить в отдел кредитов.
ÿ 3. Доброе утро, банк «Русь».
ÿ 4. Заведующая вышла. Ей что-нибудь передать?
ÿ 5. Спасибо за звонок. Звоните чаще!
ÿ 6. Извините, я не работаю в этом отделе, поэтому ничем вам помочь не могу.
ÿ 7. Доброе утро, отдел снабжения.
ÿ 8. Мне трудно сказать, почему наш сотрудник не позвонил вам. Вы не пробовали позвонить ему еще раз?
ÿ 9. Извините, что я заставил вас ждать. Чем я могу помочь вам?
ÿ 10. Я понимаю вас. Мне кажется, что кто-то из сотрудников допустил оплошность. Я постараюсь все проверить. Чем я еще могу помочь вам?
ÿ 11. Так, кого вы ждете?
ÿ 12. Михаил Иванович, извините, пожалуйста, за задержку документов. Постараюсь их выслать с оказией.
ÿ 13. Спасибо. При случае я позвоню вам.
ÿ 14. Вы сомневаетесь в наших возможностях? Я понимаю. Жду вашего звонка. Спасибо за звонок.
ÿ 15. Расскажите как это случилось.
ÿ 16. Рад вашему звонку. Как у вас дела?
ÿ 17. Да, это я. Хочу вам сообщить неприятную информацию.
ÿ 18. Извините, пожалуйста. Я принимаю загородную телефонограмму. Можно я перезвоню вам через 10 минут?
ÿ 19. К сожалению, Юрий Михайлович еще обедает.
ÿ 20. Спасибо за звонок. Такого человека, как вы, мы готовы выслушать всегда.
ÿ 21. Извините за задержку. У нас все заняты, поэтому никто не берет трубку.
ÿ 22. Юрий Михайлович пошел к врачу. Должен вернуться к концу дня.
ÿ 23. Здравствуйте, банк «Русь», у телефона дежурный экспедитор Сергеев. Слушаю.
ÿ 24. Вы не правы. Однако, что вы скажете про акции нашего банка?
ÿ 25. Извините. К сожалению, я должен идти .по вызову. Давайте свяжемся завтра в десять утра. Я вам позвоню. Спасибо за звонок.
Обработка текста.
Подсчитайте количество несовпадений.
1-П 8-О 14-П 20-О
2-О 9-П 15-О 21-О
3-П 10-П 16-П 22-О
4-П 11-О 17-О 23-П
5-О 12-О 18-П 24-О
6-О 13-О 19-О 25-П
7-О
Оценка:
Если выявлено более 3-х несовпадений, то это означает, что с искусством ведения телефонных переговоров у данного лица дела обстоят не совсем благополучно. Прежде, чем допускать его до телефона, он должен пройти специальный тренинг.
Задание 8.
ДВЕНАДЦАТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРОЦВЕТАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Четкое представление о перспективах предприятия 2. Неиссякаемый оптимизм управляющих 3. Ощущение семейной атмосферы на предприятии 4. Увеличение доли предприятия на рынке 5. Забота о качестве товара 6. Внимание к обслуживанию потребителей 7. Наличие ключевого направления в развитии предприятия 8. Забота о талантливых сотрудниках 9. Гибкость управления и организации производства 10. Согласие между руководством и персоналом по вопросам премий и привилегий 11. Создание для всех работников привлекательных условий труда 12. Забота о связях с местным населением | Сильно Слабо 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 7 6 5 4 3 2 1 | Смутное представление о перспективе Пессимизм управляющих Ощущение атмосферы «караван-сарая» Сокращение доли предприятия на рынке Пренебрежение качеством товара Забвение потребителей Отсутствие ключевого правления в развитии предприятия Невнимание к талантливым людям Консерватизм в управлении и организации Отсутствие такого согласия Наличие привлекательных условий труда только для избранных Пренебрежение связями с местным населением |
Задание.
Оцените степень выраженности «принципов процветания» на вашем предприятии.
Процедура.
По каждой строке выберите соответствующий балл. Сильная степень соответствует семи баллам, очень низкая - одному баллу.
Оценка.
Если вы набрали свыше 70 баллов, то есть основания считать, что ваша компания (фирма, предприятие) будет процветать. Показатель в 55-60 баллов свидетельствует о наличии тенденций к процветанию. Сумма баллов в 48-54 указывает на тот факт, что не все потеряно. Показатель ниже 20 баллов - сигнал бедствия.
Задание 9.
ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕРЕСТРОЙКЕ
Да Нет
1. Увеличивается ли год от года количество ваших потребителей?
2. Составляют ли ваши потери от брака и затраты на исправление дефектов менее 1% стоимости реализованной продукции?
3. Выполняете ли вы производственные графики?
4. Придерживаетесь ли вы плановых издержек производства?
5. Применяете ли вы только те детали и комплектующие изделия, которые отвечают требованиям технических условий?
6. Составляет ли у вас коэффициент прогулов менее 3%, а невыходов на работу по другим причинам менее 2%?
7. Составляет ли ежегодная текучесть рабочей силы на вашей фирме менее 5%?
8. В состоянии ли вы привлекать лучшие кадры на свою фирму?
9. Расходуете ли вы должное количество средств на подготовку своих кадров с учетом того, во сколько фирме обходятся ошибки?
10. Выполняют ли ваши работники свои обязанности в течение 90% рабочего времени?
11. Правильно ли вы понимаете требования своих потребителей к вашим изделиям или услугам?
12. Хоте ли бы вы повысить моральный дух своих работников?
13. Растут ли ваши накладные расходы быстрее ваших доходов?
14. Считаете ли вы, что работники вашей фирмы могут работать лучше, чем они работают?
15. Отбраковывает ли ваш входной контроль свыше 1% деталей и комплектующих изделий, которые поступают на вашу фирму?
16. Занимаются ли у вас контролированием продукции более 5% производственных рабочих?
17. Занимает ли сверхурочная работа ваших рабочих, не связанных с выполнением производственных операций, свыше 5% их рабочего времени?
18. Считаете ли вы, что можно снизить производственные затраты и сократить сроки производства?
19. Получаете ли вы рекламации от своих потребителей, тогда как рассчитывали на хвалебные отклики?
20. Были ли темпы роста производительности труда на вашей фирме за последние 10 лет ниже темпов роста инфляции?
21. Были ли темпы роста ваших дивидендов, выплаченных по акциям, ниже темпов роста инфляции за последние 5 лет?
Всего
На вопросы с 1-го по 12-й включительно, а также 14-й и 18-й утвердительный ответ оценивается в один балл. На все остальные аналогично оценивается отрицательный ответ.
Оценка:
Баллы
21-19 У вас хорошая система. Нет особой необходимости ее совершенствовать.
Продолжайте делать то, что вы делали.
18-15 Вы должны подумать о перестройке производственного процесса.
14-11 Перестройка работы была бы полезна вашей фирме.
10-0 Улучшение работы должно стать вашей первоочередной задачей.
Дж.Харрингтон. Управление качеством в американских корпорациях. (Пер, с англ.). - М.: Экономика, 1990.
Задание 10.
Шкала самооценки
Перед Вами шкала оценки лидерских качеств. Цифра 9 обозначает высшую степень проявления качества, цифра 1-низшую. Сделайте свой выбор.
Сильно Слабо
1. Соблюдение норм морали 9 8 7 6 5 4 3 2 1
2. Быстрота и гибкость ума 9 8 7 6 5 4 3 2 1
3. Умение понимать других 9 8 7 6 5 4 3 2 1
4. Рассудительность 9 8 7 6 5 4 3 2 1
5. Стремление брать ответственность 9 8 7 6 5 4 3 2 1
6. Отсутствие устремленности к роскоши 9 8 7 6 5 4 3 2 1
7. Широта и глубина познания 9 8 7 6 5 4 3 2 1
8. Верность слову 9 8 7 6 5 4 3 2 1
9. Умение владеть речью 9 8 7 6 5 4 3 2 1
10. Уважение человека 9 8 7 6 5 4 3 2 1
11. Сдержанность 9 8 7 6 5 4 3 2 1
12. Адекватность самооценки 9 8 7 6 5 4 3 2 1
13. Рационализм в обращении с вещами 9 8 7 6 5 4 3 2 1
14. Гуманизм 9 8 7 6 5 4 3 2 1
15. Благородство 9 8 7 6 5 4 3 2 1
16. Любознательность 9 8 7 6 5 4 3 2 1
17. Стремление помочь людям 9 8 7 6 5 4 3 2 1
18. Постоянство поведения 9 8 7 6 5 4 3 2 1
19. Упорство в достижении целей 9 8 7 6 5 4 3 2 1
20. Склонность к самообслуживанию 9 8 7 6 5 4 3 2 1
21. Культура поведения 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Процедуры:
1. Соедините все отмеченные цифры сплошной жирной линией, и Вы получите график самооценки.
2. Попросите несколько человек оценить Вас по данной шкале. Найдите средний балл по каждой строке. Соедините все отмеченные цифры сплошной линией другого цвета, и Вы получите график «взгляда со стороны».
3. Поразмыслите над обоими графиками и сделайте для себя выводы. Продумайте программу самовоспитания.
4. Если оценивается кандидат на должность руководителя, то примите во внимание следующее:
- общий бал оценки от 189 до 21,
- средний показатель от 126 до 84,
- низший балл от 42 до 21.
Лица, набравшие менее 80 баллов, как правило, не признаются лидерами групп и коллективов.
Примечание: 1. Цифровые данные оценки не должны рассматриваться как строго фиксированные. 2. Наиболее адекватные данные можно получить, когда оценку осуществляют 7-8 экспертов.
По дисциплине "Теория организации" (ТО 96)
Задание 1
Проанализируйте применение закона синергии на примере любой реальной существующей организации, с деятельностью которой Вы хорошо знакомы.
Задание 2
Рассмотрите две организации:
В организации А существует жесткая иерархия власти - начальник принимает единоличные решения, результаты которых которые доводит до своих подчиненных и требует строгого их выполнения за четко установленное вознаграждение (оклады и премии). Каждый из сотрудников имеет узко очерченный круг обязанностей и полномочий, несет индивидуальную ответственность за их исполнение. В коллективе существует достаточно жесткая дисциплина и контроль.
В организации Б, напротив, отсутствует четкая система формального контроля, работники могут самостоятельно принимать решения; власть в данной организации распределена между начальниками подразделений и отделов, работники которых не обременены точными стандартами и оценками работы. Подход к оплате персонала индивидуален, по результатам его работы и реализации творческих идей и предложений.
На основании данных характеристик, определите тип организации А и тип организации Б в зависимости от характера взаимодействия их с внешней средой. Укажите по каждой из организаций присущий ей характер подхода к персоналу. Сформулируйте два признака, по которым можно говорить о связи организаций А и Б.
Задание 3
Сформулируйте и четко перечислите конкретные этапы проектирования организационных структур организации. Выделите из них тот, при котором требуется реорганизация структуры управления, и объясните причину этого.
Задание 4
Заполните таблицу по данным конкретной организации:
Характеристика среды организации | |||
ВНЕШНЯЯ | ВНУТРЕННЯЯ | ||
Составляющие | Примеры влияния на организацию, краткая характеристика влияния | Составляющие | Примеры влияния на организацию, краткая характеристика влияния |
Задание 5
Опишите на конкретном примере, каким образом можно обеспечить переход служебного авторитета в персональный? Какой способ данного перехода (положительный или отрицательный) был описан вами в примере? Ответ обоснуйте.
Тематика курсовых работ по дисциплине «Теория организации»
1. Теория организации в системе современного научного знания.
2. Эволюция теории организации как науки: основные идеи, концепции, школы.
3. Особенности развития организационно-управленческой мысли в России.
4. Концепция «научного управления» Ф.У. Тейлора: генезис, развитие и современное значение.
5. Концепция «бюрократической организации» М. Вебера: генезис, развитие и современное значение.
6. Концепция «административного управления» А. Файоля: генезис, развитие и современное значение.
7. Концепция «человеческих отношений» Э. Мэйо: генезис, развитие и современное значение.
8. Научный вклад Н. Винера в развитие теории организации.
9. Научный вклад К. Левина в развитие организационно-управленческой теории.
10. Научный вклад Д. МакГрегора в развитие организационно-управленческой теории.
11. Научный вклад Д. Норта в развитие организационно-управленческой теории.
12. Понятие системы. Специфика организации и развития биологических систем.
13. Понятие системы. Специфика организации и развития технических систем.
14. Понятие системы. Специфика организации и развития социальных систем.
15. Диалектика организационных форм современных предприятий.
16. Диалектика организационно-правовых форм современных предприятий.
17. Современная фирма как система (на конкретном примере).
18. Система управления современной организацией (на конкретном примере).
19. Основные модели организации финансово-трудовых отношений в современной России: сравнительный анализ.
20. Законы организации: общая характеристика и практическое значение.
21. Закон самосохранения: сущность, содержание и специфика реализации на внутрифирменном уровне.
22. Закон развития: сущность, содержание и специфика реализации на внутрифирменном уровне.
23. Закон синергии: сущность, содержание и специфика реализации на внутрифирменном уровне.
24. Закон единства анализа и синтеза: сущность, содержание и специфика реализации на внутрифирменном уровне.
25. Закон информированности - упорядоченности: сущность, содержание и специфика реализации на внутрифирменном уровне.
26. Закон композиции и пропорциональности (гармонии): сущность, содержание и специфика реализации на внутрифирменном уровне.
27. Законы социальной организации: сущность, содержание и специфика реализации на внутрифирменном уровне.
28. Принципы организационно-управленческой деятельности: теория и практика реализации на внутрифирменном уровне (на конкретном примере).
29. Методы управления персоналом: общая характеристика и практическое значение.
30. Современные методы и формы обучения персонала: проблемы эффективности.
31. Методы воспитания персонала организации: проблемы эффективности.
32. Организационная культура современной фирмы (на конкретном примере).
33. Административно-правовые методы управления: теория и практика реализации на внутрифирменном уровне.
34. Социально-психологические методы управления персоналом: теория и практика.
35. Актуальные проблемы и перспективы развития теории организации.
ТЕКСТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по предмету "Теория организации"
Задание №1.
Вопрос 1. Что такое организация?
> > >Обеспечение баланса ресурсов в процессе получения продукта. >Взаимодействие ее членов по поводу преобразования полученных ресурсов в требуемый продукт. >Распределение полученных ресурсов. >Обеспечение деятельности подразделений для достижения цели. >Выработка управляющего воздействия.Вопрос 2. В чем заключается роль менеджмента в организации?
> > >В мобилизации и обеспечении баланса ресурсов организации. >В определении целей организации. >В планировании деятельности организации. >В обеспечении подбора персонала. >Нет правильного ответаВопрос 3. Назовите составляющие организации.
> > >Цели, отношения, продукт деятельности организации. >Структура, цели, отношения. >Культура, внутренняя среда. >Люди, цели, управление. >Управление, отношения, структура.Вопрос 4. В чем заключается существо свойства эмергентности сложных систем?
> > >Зависимость структуры системы от ее цели. >В совпадении целей организации с целями ее подразделений. >Несводимость свойств целого к свойствам отдельных элементов. >В согласованности частных и общих задач. >В объединении ресурсов малых систем.Вопрос 5. Определите логическую связь производственного процесса.
> > >Задача- цель- продукт. >Цель- задача- мотив. >Мотив- задача- продукт. >Проблема- мотив- решение. >Решение- получение ресурсов- продукт.
Задание № 2.
Вопрос 1. В чем выражаются внутренние процессы организации?
> > >Функционирование, развитие. >Приспособление, обновление. >Развитие, мотивация. >Стимулирование, восстановление. >Достижение, равновесие.Вопрос 2. Каким может быть развитие организации?
> > >Поэтапным, самостоятельным. >Внешним, внутренним, комбинированным. >Прогрессивным, нейтральным, регрессивным. >Последовательным, параллельным. >Вертикальным, горизонтальным.Вопрос 3. Сколько видов внутриорганизационных процессов Вы знаете?
> > >Три. >Два. >Четыре. >Пять. >Шесть.Вопрос 4. Что Вы понимаете под развитием организации?
> > >Формирование организационных структур, совершенствование внутриорганизационных процессов, регламентация функций подразделений и работников. >Приспособление к меняющимся условиям. >Постоянная регламентация функций элементов организации. >Изменение целей организации и ее задач. >Ориентирование на конечный продукт.Вопрос 5. Сколько форм развития организации Вы знаете?
> > >Три. >Четыре. >Две. >Пять. >Шесть.Задание № 3.
Вопрос 1. Что понимается под организационной рационализацией?
> > >Совершенствование организационных отношений. >Трансформация структуры. >Приспособление к условиям обстановки. >Выделение структурных связей. >Дополнение структур.Вопрос 2. Что относится к объективным факторам реорганизации?
> > >Степень инерционности организации. >Способность реагировать на изменение условий. >Наличие материальных и кадровых ресурсов. >Наличие информационных ресурсов. >Все сказанное в 1, 2, 3 и 4.Вопрос 3. Что относится к основным субъективным факторам реорганизации?
> > >Уровень руководства. >Ротация кадров. >Принятие решения. >Гибкость управления. >Решительность и своевременность.Вопрос 4. Что общего у организационного проектирования и рационализации?
> > >Система управления. >Объект управления. >Организационные отношения и связи. >Внутренняя среда. >Условия возникновения.Вопрос 5. Сколько существует основных направлений организационного развития?
> > >Два. >Четыре. >Три. >Пять. >Шесть.Задание № 4.
Вопрос 1. Сколько типов внешних факторов обычно выделяют?
> > >Два. >Четыре. >Три. >Один. >Пять.Вопрос 2. Перечислите составляющие внешней среды организации косвенного воздействия.
> > >Политика, экономика. >Международное окружение. >Технология, социально-культурные факторы. >1, 2, 3 вместе взятые. >1, 2,3, потребители, конкуренты, законы, поставщики.Вопрос 3. Перечислите переменные внутренней среды организации.
> > >Цели, структура, трудовые ресурсы. >Оборудование, материальные запасы, технология. >Культура организации, все, что входит в пункты 1 и 2. >Социально-культурное окружение и все, что входит в пункты 1 и 2. >Все, что входит в пункты 1и 2.Вопрос 4. Сколько типов ориентации фирмы на прибыль выделяют?
> > >Два. >Три. >Четыре. >Пять. >Шесть.Вопрос 5. Джеймс Томпсон, определяя "основную технологию" организации, утверждает, что именно она определяет структуру. Скажите, сколько категорий технологий он выделяет
> > >Одну. >Четыре. >Пять. >Три. >Шесть.Задание № 5.
Вопрос 1. Определите основополагающий признак любой организации.
> > >Наличие проблем. >Приспосабливаемость к условиям обстановки. >Единоначалие. >Организационная культура. >Наличие цели.Вопрос 2. Сколько основных признаков организации существует?
> > >Два. >Три. >Четыре. >Шесть. >Пять.Вопрос 3. Определите группы переменных факторов, определяющих лицо любой организации.
> > >Структура и организационная культура. >Внешняя и внутренняя среда. >Система управления и конечный продукт. >Гибкость и целеустремленность. >Политические и экономические факторы.Вопрос 4. Какими могут быть организации по происхождению, по отношению к своим членам?
> > >Первичными или вторичными. >Линейными или функциональными. >Матричными или дивизиональными. >Комбинированными. >Матричными или функциональными.Вопрос 5. Укажите разделение организаций по механизму функционирования и взаимодействия между ее элементами.
> > >Линейные, функциональные. >Механистические, органические. >Матричные, дивизионные. >Динамические, статические. >Комбинированные.Задание № 6.
Вопрос 1. Какими признаками характеризуются органические организации?
> > >Размытость границ, значительная самостоятельность отдельных звеньев. >Слабая иерархичность, преобладание неформальных отношений. >Все признаки пунктов 1 и 2. >Постоянная смена приоритетов и связей, неопределенность и неизмеримость целей. >Неустойчивость приоритетов, трудноизмеримость целей.Вопрос 2. Какими бывают организации с точки зрения особенностей внутренних взаимоотношений между людьми?
> > >Социальные и хозяйственные. >Политические и экономические. >Формальные и неформальные. >Социальные и экономические. >Культурные, социальные и хозяйственные.Вопрос 3. Что такое технологический базис организации?
> > >Совокупность используемых технологий производственных процессов. >Совокупность экономических отношений. >Совокупность социально-экономических отношений и связей. >Совокупность элементов отношений и структурных связей. >Все признаки пунктов 2 и 4.Вопрос 4. Сколько процессов включает деятельность организации с точки зрения технологий?
> > >Два. >Три. >Четыре. >Пять. >Шесть.Вопрос 5. Сколько классификаций технологий известны по Вудворду?
> > >Одна. >Четыре. >Две. >Пять. >Три.Задание № 7.
Вопрос 1. Сколько классификаций технологий известны по Томпсону?
> > >Три. >Две. >Четыре. >Пять. >Шесть.Вопрос 2. К какому типу организаций относятся бюрократические организации?
> > >К линейным. >К функциональным. >К органическим. >К механистическим. >К матричным.Вопрос 3. При каких из перечисленных ниже условиях целесообразно применять бюрократическую модель организации?
> > >Сложное и динамическое окружение. >Общие цели и задачи неизвестны. >Общие цели и задачи известны, они просты и ясны, возможность деления работы на операции, власть руководителя признается как законная. >Структура власти не определена, цели не ясны или постоянно меняются. >Нет правильного ответаВопрос 4. Что составляет основу организационной структуры?
> > >Совокупность обособленных, но связанных видов деятельности, направленных на достижение целей организации. >Экономический потенциал организации. >Организационная культура. >Информационные связи. >Финансовые отношения.Вопрос 5. Определите самый простой и исторически первый принцип структуризации.
> > >Качественный. >Количественный. >Принцип цели. >Принцип топологии. >Гибкости структуры.Задание № 8.
Вопрос 1. Какой принцип структурирования используется для многопрофильных организаций?
> > >Количественный. >Временной. >Функциональный. >По крупным стратегическим целям. >Технологический.Вопрос 2. Какой принцип структуризации является основным на уровне отдельного предприятия?
> > >Количественный. >Временный. >Функциональный. >По крупным стратегическим целям. >Технологический.Вопрос 3. При какой структуре предприятия фирмы ориентируются на производство продукции для определенной группы покупателей?
> > >Территориальной. >Функциональной. >Проектной. >Рыночной. >Инновационной.Вопрос 4. Какой тип структуры относится к категории гибких или адаптивных?
> > >Инновационный. >Рыночный. >Продуктовый. >Территориальный. >Проектный.Вопрос 5. Какой тип структуры относится к категории дивизиональных?
> > >Продуктовый. >Проектный. >Матричный. >Фрагментарный. >Линейный.Задание № 9.
Вопрос 1. Сколько "слоев управления" может быть выделено в дивизиональной структуре с аналитической точки зрения?
> > >Один. >Два. >Три. >Четыре. >Пять.Вопрос 2. Сколько этапов занимает переход к матричной структуре в организации?
> > >Один. >Два. >Три. >Четыре. >Пять.Вопрос 3. Сколько типов маркетингового контроля в организации выделяют?
> > >Два. >Три. >Четыре. >Пять. >Шесть.Вопрос 4. К какой организационно-правовой форме коммерческих организаций относится акционерное общество, акции которого распределяются среди его учредителей?
> > >Полное товарищество. >Товарищество на вере. >Общество с ограниченной ответственностью. >Производственный кооператив. >Закрытое акционерное общество.Вопрос 5. К какому виду структуры относится структура, предполагающая формирование временных целевых команд для решения отдельных технических, производственных и иных проблем.
> > >Проектному. >Матричному. >Функциональному. >Фрагментарному. >Линейному.Задание № 10.
Вопрос 1. В чем заключается основная роль управления в организации?
> > >В упорядочении технологических процессов деятельности организации. >В обеспечении действий элементов структуры организации. >В поддержании баланса между основными процессами жизнедеятельности организации и мобилизации ее ресурсов. >В выработке управляющих воздействий. >Нет правильного ответаВопрос 2. Когда организация обречена на гибель?
> > >Рассогласование во внутренней среде. >Обрыв связей с внешней средой. >Низкая укомплектованность кадрами. >Слабая обученность персонала. >Бюрократизация структуры.Вопрос 3. Какая задача, решаемая управлением, является главной?
> > >Снижение неопределенности положения организации в своем окружении. >Обеспечение внутри организационных процессов. >Стабилизация структуры организации. >Воспитание культуры организации. >Определение задач и функций.Вопрос 4. В чем заключается главная роль организации в управлении?
> > >В выборе цели. >В создании условий для управляющих воздействий. >В подборе функций управления. >В упорядочении управления, в создании его как системы. >В снятии неопределенности при решении задач.Вопрос 5. Что Вы понимаете под термином "организация"?
> > >Организация - это группа людей, объединенных структурой и одними задачами. >Это построение системы управления. >Это поэтапное достижение цели определенной группой людей. >Это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. >Это целенаправленное воздействие субъекта на объект.Задание №11.
Вопрос 1. С какой целью составляются субъективные зависимости деятельности организации?
> > >Для сохранения организации. >Для реализации главной цели организации. >Для ликвидации организации. >Для поддержания равновесия с внешней средой. >Для развития организации.Вопрос 2. Кто формирует объективные зависимости деятельности организации?
> > >Руководитель. >Сотрудники организации. >Клиенты. >Поставщики. >Формируются независимо от воли людей.Вопрос 3. Сколько статей содержится в Законе РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"?
> > >20. >37. >51. >62. >89.Вопрос 4. К какому закону относится следующее определение: "свойства и возможности организации как единого целого превышают сумму свойств и возможностей ее отдельных элементов"?
> > >Самосохранения. >Информационной упорядоченности. >Развития. >Синергии. >Единства анализа (синтеза).Вопрос 5. Сколько принципов положено в концепцию информационного взаимодействия при составлении документов?
> > >Восемь. >Шесть. >Пять. >Семь. >Три.Задание №12.
Вопрос 1. Какие факторы являются внутренними, оказывающие влияние на жизнеспособность организации?
> > >Ресурсы и технологии. >Демография. >Экономика. >Развитие науки и технологии. >Политика.Вопрос 2. Сколько уровней самосохранения можно выделить в деятельности организации?
> > >Три. >Пять. >Семь. >Шесть. >Девять.Вопрос 3. Какова средняя продолжительность фазы падения организации?
> > >1 год. >2,5 года. >1,5 года. >2,8 года. >4 года.Вопрос 4. Какое количество тенденций имеет в своей практике закон самосохранения?
> > >Пять. >Три. >Две. >Шесть. >Семь.Вопрос 5. Какова продолжительность фазы подъема организации?
> > >0,5 - 1 год. >1 - 2 года. >1,5 - 4 года. >1,1 - 7,7 года. >4 - 8 лет.Задание №13.
Вопрос 1. Какое количество путей существует при анализе системы?
> > >Два. >Три. >Пять. >Шесть. >Семь.Вопрос 2. В чем заключаются основные трудности при проведении анализа работ?
> > >В учете внешних факторов. >В учете внутренних факторов. >В определении элемента, до которого следует производить разделение целого. >В создании компьютерных программ. >В затратах времени.Вопрос 3. Какое количество этапов выполняется при синтезе систем?
> > >Три. >Два. >Пять. >Шесть. >Семь.Вопрос 4. Каким образом в природе проходит процесс анализа и синтеза?
> > >Постоянно. >Временно. >Эпизодически. >Периодически. >Постоянно и циклично.Вопрос 5. К какому закону можно отнести принципы сокращения затрат на производство продукции и уменьшения времени нахождения запасов на складах?
> > >Развития. >Единства анализа (синтеза). >Самосохранения. >Синергии. >Информированности упорядоченности.Задание № 14.
Вопрос 1. Сколько этапов включает жизненный цикл материальной системы?
> > >Три. >Четыре. >Пять. >Семь. >Девять.Вопрос 2. Какие существуют формы развития организации?
> > >Эволюционная и революционная. >Прогрессивная и регрессивная. >Позитивная и негативная. >Реальная и абстрактная. >Всеобщая и частная.Вопрос 3. Сколько принципов лежит в основе законов развития?
> > >Три. >Четыре. >Пять. >Шесть. >Семь.Вопрос 4. В чем заключается принцип эластичности?
> > >Скорость изменения потенциала системы зависит от самого потенциала. >Изменение потенциала системы начинается спустя некоторое время после изменений во внешней среде. >Процесс изменения потенциала системы осуществляется непрерывно. >Информация, циркулирующая в системе, должна быть достоверной. >Время принятия решения руководителем организации должно быть минимальным.Вопрос 5. Какие факторы позволяют повысить эластичность организации?
> > >Специализация производства. >Работа на всех мощностях. >Отсутствие обязательных норм. >Сокращение текучести кадров. >Унификация изделий и их состыковка с другими.Задание № 15.
Вопрос 1. Какое количество уровней рассматривается в "Законе композиции и пропорциональности"?
> > >Четыре. >Три. >Два. >Пять. >Шесть.Вопрос 2. Через какие принципы реализуется закон композиции и пропорциональности?
> > >Оперативности и достоверности. >Полноты и координации. >Скрытности и информационной достаточности. >Устойчивости и непрерывности. >Планирования, координации, полноты.Вопрос 3. Сколько видов планирования различают?
> > >Три. >Два. >Четыре. >Пять. >ШестьВопрос 4. Каков диапазон тактического планирования?
> > >0,5 - 1,5 г. >1 - 2 г. >1 - 3 г. >5 лет. >2 - 4 г.Вопрос 5. Какие основные виды самореализации человека?
> > >Естественная и искусственная. >Внешняя и внутренняя. >Биологическая и собственно социальная. >Общая и частная. >Простая и сложная.Задание № 16.
Вопрос 1. Закончите фразу: "Принципы - это совокупность..."
> > >Методов. >Способов. >Требований. >Законов. >Правил.Вопрос 2. Сколько факторов можно выделить при формировании организационной системы?
> > >Два. >Три. >Четыре. >Пять. >Шесть.Вопрос 3. Какие принципы лежат в основе формирования организационных систем?
> > >Централизации и децентрализации. >Главного звена и ведущего элемента. >Компетентности и разделения труда. >Технологический, программно-целевой, информационный. >Экономический и единоначалия.Вопрос 4. Каким образом классифицируются системы по признаку "целеопределенность управления"?
> > >Стохастические и детерминированные. >Простые и сложные. >Технические, биологические, общественные. >Большие и малые. >Одноцелевые и многоцелевые.Вопрос 5. На каких принципах строится деятельность статической организации?
> > >Целеобусловленности, относительности, связности. >Экономичности, научности. >Централизации и децентрализации. >Ведущего элемента и компетентности. >Адаптивности и устойчивости.Задание № 17.
Вопрос 1. Что является основным принципом динамической организации?
> > >Экономичность. >Соответствие задач и возможностей. >Гибкость. >Адаптивность. >Централизация.Вопрос 2. В чем заключается принцип главной цели?
> > >В умении декомпозировать главную цель. >В официальном статусе руководителя. >В ответственности руководителя за достижение главной цели. >В компетентности руководителя. >В авторитете руководителя.Вопрос 3. Что лежит в основе новой управленческой парадигмы?
> > >Проблема гибкости и адаптивности к изменениям внешней среды. >Проблема выбора главной цели. >Проблема персонализации авторитета руководителя. >Проблема компетентности сотрудников. >Проблема экономичности организации.Вопрос 4. Какая теория применяется при рассмотрении организаций с позиции новой управленческой парадигмы?
> > >Больших чисел. >Маслоу. >Динамического равновесия. >Систем. >Векторного исчисления.Вопрос 5. Сколько существует принципов рационализации?
> > >Пять. >Семь. >Девять. >Одиннадцать. >Четырнадцать.Задание № 18.
Вопрос 1. Что является более фундаментальным понятием: "развитие управления" или "совершенствование управления"?
> > >Развитие управления. >Совершенствование управления. >Нельзя сравнивать их. >Синонимы. >Чаще совершенствование управления, реже его развитие.Вопрос 2. Сколько существует типов управления?
> > >Два. >Четыре. >Три. >Пять. >Семь.Вопрос 3. На чем построено традиционное управление?
> > >На производственных отношениях. >На возможностях человека. >На экономических отношениях. >На возможностях орудий труда. >На степени централизации организаций.Вопрос 4. Что лежит в основе производственного управления?
> > >Человек. >Сырье. >Политическая система государства. >Аппарат управления организацией. >Техника и технологии.Вопрос 5. Что лежит в основе производства в условиях Н,Т,Р,?
> > >Политика. >Экономика. >Рынки сбыта. >Сырьевые ресурсы. >Человек.Задание № 19.
Вопрос 1. Что подразумевается под понятием "культура организации"?
> > >Экономическое состояние организации. >Позиции, точки зрения, манера поведения. >Структура организации. >Авторитет руководителя. >Степень конфликтности организации.Вопрос 2. Какие ценности, влияющие на уровень культуры организации, становятся менее актуальными в настоящее время?
> > >Власть, карьера. >Творчество. >Раскрытие личности. >Децентрализация. >Коллектив.Вопрос 3. Какие ценности, влияющие на уровень культуры организации, становятся более актуальными в настоящее время?
> > >Экономическое благополучие. >Достижения. >Централизация. >Карьера. >Ориентирование на потребности.Вопрос 4. Сколько видов характеристик содержит понятие "культура организации"?
> > >Три. >Четыре. >Пять. >Шесть. >Девять.Вопрос 5. Каким государствам присуща высокая степень индивидуализма?
> > >Япония. >Россия. >Китай. >Скандинавские страны, США. >Гонконг.Задание № 20.
Вопрос 1. Сколько существует видов полномочий?
> > >Три. >Четыре. >Пять. >Семь. >Девять.Вопрос 2. Какие полномочия относятся к согласительным?
> > >Линейные. >Функциональные. >Контрольно-отчетные. >Распорядительные. >Санкционирующие, параллельные.Вопрос 3. Какие из перечисленных связей являются управленческими (административными)?
> > >Координационные и интеграционные. >Телефонная. >Телеграфная. >Радиосвязь. >Посредством личного общения.Вопрос 4. Какие существуют виды коммуникационных сетей?
> > >Одноуровневые, многоуровневые. >Открытые, замкнутые, комбинированные. >Односторонние, многосторонние. >Простые, сложные. >Последовательные, параллельные.Вопрос 5. Какая сеть представляет собой единство открытой сети типа "змея" и замкнутой типа "колесо" ("круг")?
> > >Звезда. >Шпора. >Тент. >Соты. >Палатка.Задание № 21.
Вопрос 1. Когда возникает необходимость проектирования новых организационных структур?
> > >При вновь создаваемых организациях и в случаях крупных изменений внутренней и внешней среды. >При внешних угрозах. >В случаях, связанных с острой конкурентной борьбой. >В случаях недостижения поставленной цели. >В зависимости от желания руководителя.Вопрос 2. Сколько этапов в соответствии с системно-целевым подходом включает содержание процесса совершенствования структур управления?
> > >Пять. >Четыре. >Три. >Два. >Шесть.Вопрос 3. Какие подсистемы включает в себя операционная система ОПС?
> > >Планирования и снабжения. >Перерабатывающая и обеспечивающая. >Сбыта и контроля. >Содержание пунктов 1, 2, и 3 вместе взятые. >Планирования, переработки и сбыта.Вопрос 4. По каким направлениям происходит разделение труда в организации?
> > >Департаментизация и кооперация. >Связи между частями и кооперация. >Постадийное разделение (горизонтальная специализация), разделение работ по уровням иерархии. >Распределение прав и ответственности. >Централизация и децентрализация.Вопрос 5. Определите, из каких основных стадий состоит процесс организационных изменений.
> > >Осознание ситуации, перестройка. >Оценка обстановки, принятие решения, планирование. >Оценка обстановки, планирование, контроль. >Принятие решения, реорганизация. >Осознание ситуации, осуществление преобразований, адаптация к новому.Семинар по предмету Теория организации
________________________________________
Занятие № 1 .
Вопрос № 1. Какие факторы относятся к неконтролируемым со стороны организации?
1) факторы внешней среды
2) факторы внутренней среды
3) факторы производства
Вопрос № 2. Какое из приведенных выражений верно?
1) оборудование специального назначения обладает высокой переналаженностью
2) оборудование общего назначения обладает высокой переналаженностью
3) эффективность оборудования - это отношение номинальной мощности к реальной
Вопрос № 3. В чем заключается развитие организации?
1) постоянное преобразование организации в соответствии с изменяющейся внутренней и внешней средой
2) достижение организационных целей на основе использования и преобразования окружающей среды и ее элементов
3) сохранение организации в первоначальном виде
Вопрос № 4. Каковы виды организационной рационализации?
1) прямая. косвенная, второстепенная
2) большая, средняя, малая
3) элементная, частичная, полная
Вопрос № 5. Как называются ситуационные факторы внутри организации, которые являются контролируемыми и регулируемыми?
1) внешние переменные
2) внутренние переменные
3) промежуточные переменные
Вопрос № 6. Что относится к внутренним переменным организации?
1) поставщики
2) трудовые ресурсы
3) конкуренты
Вопрос № 7. Что такое регламентация?
1) разработка правил и процедур, которыми должны руководствоваться члены организации в своей повседневной деятельности
2) определение состава подразделений, их внутренней структуры, формирование задач, стоящих перед каждым подразделением
3) разработка общей структурной схемы организации с учетом всех взаимосвязей между ее подразделениями
Вопрос № 8. Что относится к факторам прямого воздействия?
1) законы и государственные органы
2) социально-культурные факторы
3) состояние экономики
Вопрос № 9. Какова цель индивидуальной технологии?
1) достижение максимальной гибкости производства
2) осуществление посреднической деятельности
3) организация беспрепятственного движения потока продукции
Вопрос № 10. Что такое департаментизация?
1) форма власти
2) выделение подразделений
3) мотивация сотрудников
Вопрос № 11. Какая форма развития применяется, когда речь идет о создании организации "с нуля"?
1) организационная рационализация
2) организационная децентрализация
3) организационное проектирование
Вопрос № 12. Какая стратегическая цель характеризуется максимизацией минимума ожидаемого дохода наряду с минимизацией максимума потерь?
1) получение "удовлетворительной" прибыли
2) "минимаксимизация" прибыли
3) максимизация прибыли
Занятие № 2 .
Вопрос № 1. В чем заключается статистический контроль?
1. сопоставление текущих показателей с цифрами годового плана
2. проверка соответствия стратегической установки фирмы имеющимся рыночным возможностям
3. определение фактической рентабельности различных товаров, территорий, сегментов рынка
Вопрос N 2. Какой тип организации управления характеризуется сочетанием Централизованной координации с децентрализованным управлением?
1. линейно-штабная структура
2. дивизиональная структура
3. линейно-функциональная структура
Вопрос № 3. Что относится к главному признаку организации?
1. наличие в организации некоторого числа участников
2. наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения
3. наличие цели, стоящей перед организацией
Вопрос № 4. В чем суть количественного принципа структуризации?
1. основу подразделения составляет какая-либо законченная технология
2. ведущие подразделения создаются в соответствии со стратегическими целями
3. подразделения создаются исходя из числа работников, необходимых для выполнения той или иной задачи
Вопрос № 5. В каких организациях действует четкая система формального контроля?
1. механистическая
2. органическая
3. неформальная
Вопрос № б. Как классифицируются технологии по Томсону?
1. многозвенные, посреднические, интенсивные
2. единичные, мелкосерийные, индивидуальные
3. массовые, крупносерийные, непрерывные
Вопрос № 7. Как классифицируются организации по механизму функционирования?
1. формальные, неформальные
2. механистические, органические
3. массовые, крупносерийные
Вопрос № 8. Какие организации были при советской власти?
1. органические
2. неформальные
3. механистические
Вопрос № 9. При каком типе структуры фирмы каждое из входящих в нее предприятий производит весь набор профильных видов продукции для своего региона?
1. рыночная
2. инновационная
3. территориальная
Вопрос № 10. К какому виду технологий относится монтаж Фильмов?
1. непрерывная
2. интенсивная
3. многозвенная
Вопрос № 11. На каком этапе организации матричной структуры назначается Формальный руководитель, ответственный за интеграцию всех работ?
1. первый этап
2. второй этап
3. третий этап
Вопрос № 12. Как классифицируются организации по их происхождению?
1. первичные, вторичные
2. механические, органические
3. формальные, неформальные
Занятие № 3 .
Вопрос № 1. Какая модель менеджмента характеризуется убеждением того, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах?
1) японская
2) российская
3) американская
Вопрос № 2. На какой вопрос отвечают методы управления?
1) Каким образом воздействовать на объект управления?
2) Кто и что делает в системе управления?
3) Каковы основные задачи стоят перед управлением?
Вопрос № 3. Что такое миссия в широком понимании?
1) сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация
2) утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных
3) констатация философии и предназначения, смысла существования организации
Вопрос № 4. Каким требованиям должен отвечать механизм мотивирования?
1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления
2) он должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения начальных целей
3) содержание пунктов 1, 2
Вопрос № 5. На чем должно строиться формирование механизма мотивирования?
1) на проблемной основе
2) на ситуационной основе
3) на организационной основе
Вопрос № 6. Кто создает, приводит в действие и развивает организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности решать свои жизненные проблемы?
1) деловые партнеры организации
2) собственные организации
3) покупатели продукции организации
Вопрос № 7. Что такое оперативное управление?
1) заблаговременная подготовка к возможным и ожидаемым событиям с оценкой вероятности их наступления
2) деятельность, связанная с выполнением заключения о несостоятельности должника
3) деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения
Вопрос № 8. Какую роль по отношению к управлению играет организация как система?
1) роль посредника
2) роль внешней среды управления
3) роль внутренней среды управления
Вопрос № 9. Что необходимо для того, чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь?
1) необходимо чтобы между этими субъектами существовали отношения управления
2) необходимо чтобы эти субъекты занимались одним видом деятельности
3) необходимо чтобы число этих субъектов не превышало 50 человек
Вопрос № 10. Как называются руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления?
1) задачи управления
2) методы управления
3) принципы управления
Вопрос № 11. Сколько существует условий, без соблюдения которых невозможно добиться необходимой степени сочетания интересов собственника и производителя?
1) 8
2) 4
3) 10
Вопрос № 12. В каком случае наблюдается полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления?
1) когда субъектом управления является субъект собственности
2) когда субъект управления является исполнителем
3) когда субъект управления является посредником
Занятие № 4 .
Вопрос № 1. Какое название носят объективные законы?
1) законы для организации
2) законы организации
3) законы от организации
Вопрос № 2. Какой вид самореализации человека обусловлен генетической программой?
1) социальная
2) биологическая
3) интуитивная
Вопрос № 3. Чем характеризуется принцип планирования?
1) каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития
2) каждая организация должная выполнять весь набор функций производства
3) каждая организация должна следить за оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы
Вопрос № 4. Какова формулировка закона сохранения?
1) каждая материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал
2) каждая материальная система стремиться настроиться на наиболее экономный режим функционирования
3) чем большей информацией располагает организация, тем большая вероятность устойчивого ее функционирования
Вопрос № 5. К какому типу относится закон сохранения?
1) субъективный
2) объективный
3) независимый
Вопрос № 6. Чем характеризуется принцип непрерывности?
1) система стремиться к стабилизации диапазона изменения потенциала системы
2) изменение потенциала системы начинается спустя некоторое время
3) процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняется лишь скорость
Вопрос № 7. Что есть закон?
1) динамика функционирования организации
2) статика функционирования организации
3) цель функционирования организации
Вопрос № 8. Как называется закон, гласящий, что свойства организации как единого целого превышает сумму свойств отдельных элементов?
1) закон синергии
2) закон развития
3) закон самосохранения
Вопрос № 9. Что входит в цикл анализа и синтеза?
1) анализ, синтез, корректировка
2) вход, операция, выход
3) объединение, разделение, компоновка
Вопрос № 10. Какая форма развития связана с постепенными качественными и количественными изменениями?
1) революционная
2) эволюционная
3) эмульсионная
Вопрос № 11. Что относится к внутренним факторам?
1) экономика и политика
2) развитие науки и техники
3) использование ресурсов и технологии
Вопрос № 12. Как называется часть закона организации, не меняющая его суть и отражающая особенности организации как социальной системы?
3) цель функционирования организации
Занятие № 5 .
Вопрос № 1. Что такое совершенствование управления?
1) улучшение по определенному критерию характеристик системы управления
2) разворачивающийся во времени процесс перехода управления из одного состояния в другое
3) непрекращающийся во времени процесс преобразования управления с целью достижения "наилучшего" состояния
Вопрос № 2. Какой принцип заключается в назначении для принятия решений специалистов по функциям системы?
1) принцип главной цели
2) принцип профессионального соответствия
3) принцип компетентности
Вопрос № 3. Что является исходным началом для развития управления?
1) выработка в системе управления реакции на новые задачи
2) появление новых задач
3) перестройка основополагающих начал
Вопрос № 4. Какие классы систем относятся к признаку неопределенности?
1) простые, сложные, большие
2) технические, эргатические, биологические, общественные
3) детерминированные, стохастические, неопределенные
Вопрос № 5. Какой принцип организационных систем утверждает, что в основе формирования системы лежит комплексная программа?
1) технологический
2) информационный
3) программно-целевой
Вопрос № 6. К какому типу организационных систем относится большинство промышленных предприятий?
1) собственно организационные системы
2) технологические организационные системы
3) программно-целевые организационные системы
Вопрос № 7. Как называются организационные системы, создаваемые на основе информационного принципа?
1) технологические организационные системы
2) собственно организационные системы
3) программно-целевые организационные системы
Вопрос № 8. Как формулируется третий общий принцип развития управления?
1) необходимость и направленность развития управления определяется содержанием новых задач
2) независимо от конкретного содержания причин преобразование управления должно начинаться с преобразования исходных начал
3) ограничительным фактором любого преобразования управления являются кадры
Вопрос № 9. Каким принципом определяются требования стабильности окружения?
1) принцип относительности
2) принцип связности
3) принцип компромисса
Вопрос № 10. Какое управление характерно для начального этапа развития промышленного производства?
1) традиционное управление
2) управление промышленной стадией
3) управление постиндустриальной стадией
Вопрос № 11. Что относится к факторам внешней среды?
1) культура организации
2) торговые предприятия
3) структура организации
Вопрос № 12. Что относится к принципам динамической организации?
1) принцип целеобусловленности
2) принцип компетентности
3) принцип относительности
Занятие № 6 .
Вопрос № 1. Для какого региона России наиболее приемлема американская экономическая модель?
1) регион Западной Сибири
2) Ленинградская область
3) Центральный регион
Вопрос № 2. Что предполагает индивидуализм?
1) человек действует исходя из своих интересов, а также интересов ближайших к нему людей, т.е. родственников
2) каждый человек по рождению или по работе принадлежит к сплоченной группе и не может считать себя свободным от нее
3) степень стремления избежать ситуаций, в которых люди чувствуют себя неуверенно
Вопрос № 3. Что является основой жизненного потенциала организации?
1) организационная структура
2) организационная культура
3) организационная политика
Вопрос № 4. Какое из приведенных выражений не верно?
1) медленно растущие предприятия ориентированы прежде всего на власть и статус, связанный с этим страх ведет к гнетущей неуверенности
2) медленно и быстро растущие предприятия привлекают различных сотрудников: "ищущих гигиену", т.е. сотрудников, которых могут удовлетворить уважение и авторитет
3) быстро растущие предприятия ориентированы на достижение поставленных задач, сотрудники не уверены в себе, они не знают, что их достижения оплачиваются
Вопрос № 5. Что служит основой формирования управленческой культуры?
1) субъективная организационная культура
2) объективная организационная культура
3) независимая организационная культура
Вопрос № 6. Что относится к организационной контркультуре?
1) оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации
2) прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культуры
3) содержание пунктов 1, 2
Вопрос № 7. Когда появляются контркультуры в организации?
1) в условия экономического подъема
2) в условиях, которые не могут обеспечить группе привычного и желаемого удовлетворения
3) в условиях, которые позволяют индивиду или группе плодотворно развиваться
Вопрос № 8. Какой метод снятия напряженности в трудовых коллективах Японии оказался наиболее эффективным?
1) спокойная классическая музыка
2) присутствие ласкового пушистого щенка
3) окрашивание обоев в жизнерадостные тона
Вопрос № 9. В какой культуре организации акцент делается на качество жизни и заботу о слабом?
1) "мужественная"
2) "женственная"
3) "подростковая"
Вопрос № 10. Как называется второй уровень организационной культуры (по Э.Шейну)?
1) "символический"
2) "поверхностный"
3) "подповерхностный"
Вопрос № 11. Что является третьим общим атрибутом организационной культуры?
1) "символика"
2) "политика"
3) "ценности"
Вопрос № 12. Какие из общепринятых ценностей, влияющих на культуру организации, исключаются в наше время?
1) децентрализация, творчество
2) достаточность, централизация
3) коллектив, самоопределение
Занятие № 7 .
Вопрос № 1. Каковы достоинства матричной структуры управления?
1) низкая целевая ориентация работы
2) качественное руководство текущей деятельностью
3) возможность медленного маневра
Вопрос № 2. Какое управление предполагает принятие мер, направленных на предотвращение и ликвидацию сбоев в нем, вызванных нарушением технологии?
1) оперативное управление
2) диспетчирование
3) производственное управление
Вопрос № 3. Что определяет масштаб деятельности организации?
1) наиболее подходящий тип управленческих структур: дивизиональная, матричная ...
2) вид управленческой структуры: "высокая", "плоская"
3) количество специальных подразделений по управлению в чрезвычайных ситуациях
Вопрос № 4. Каковы виды распорядительных полномочий?
1) линейные, функциональные
2) централизованные, децентрализованные
3) санкционирующие, параллельные
Вопрос № 5. Как классифицируются коммуникационные каналы по направленности?
1) вертикальные, горизонтальные
2) технические, административные
3) односторонние, двусторонние
Вопрос № 6. Что лежит в основе линейно-функциональной схемы руководства?
1) разделение власти между линейными руководителями и сотрудниками штаба
2) создание при линейном руководителе в помощь ему группы специалистов в соответствующих областях деятельности
3) совокупность рабочих сил, связанных общей задачей, но не имеющих центрального руководителя
Вопрос № 7. Какова должна быть структура органов управления в крупных фирмах?
1) одноуровневая
2) многоуровневая
3) горизонтальная
Вопрос № 8. Каково максимальное количество объектов, которыми может управлять один управляющий орган?
1) 10
2) 20
3) 30
Вопрос № 9. Какая группа факторов, определяющих структуру управления, подразумевает автоматизацию производственного процесса?
1) географические
2) экономические
3) технологические
Вопрос № 10. Как называется сосредоточение организационных полномочий на нижних этажах системы управления?
1) централизация
2) децентрализация
3) концентрация
Вопрос № 11. Каковы формы линейно-функциональной схемы руководства?
1) ограниченный функционализм, концентрированное руководство
2) элементарная, анархическая
3) "змея", "звезда", "шпора", "тент", "круг", "колесо", "соты"
Вопрос № 12. Какое из приведенных выражений не верно?
1) чем выше важность задачи, тем диапазон контроля больше
2) чем сложнее проблема, тем больше полномочия соответствующего уровня
3) если подчиненные выполняют сходные функции, величина диапазона контроля равна 8-20 чел.
Занятие № 8 .
Вопрос № 1. Что находится в строках таблицы функциональных портретов?
1) трудозатраты на участие в реализации функций
2) суть участия подразделения в реализации функции
3) реализуемые функции ОПС
Вопрос № 2. Чем характеризуется "эффект бутылочного горла"?
1) возникает перегрузка и высшее руководство тонет в "текучке"
2) появление труднопреодолимых барьеров в организации
3) количественный рост организации, сохранение качественных характеристик работы
Вопрос № 3. На сколько процентов снижаются издержки удвоения объемов производства в соответствии с "кривой опыта"?
1) 30%
2) 20%
3) 10%
Вопрос № 4. Закончите фразу: процесс совершенствования организационной структуры - процесс...
1) краткосрочный
2) итерационный
3) стационарный
Вопрос № 5. Какая департаментизация включает в себя компромисс и поиск баланса между группированием работ вокруг ресурсов и вокруг результата?
1) линейная
2) функциональная
3) матричная
Вопрос № 6. Какова причина возникновения конфликтов при матричной департаментизации?
1) неверные действия работников
2) двусмысленность ролей работника и его начальника
3) слабая организационная структура
Вопрос № 7. Когда применяется линейная дапартаментизация?
1) в условиях, когда нет ярко выраженного предпочтения к их специализации
2) при развитии специализации работ вокруг получения и распределения ресурсов
3) в условиях, когда требуется сложная система реакций на воздействия факторов внешней среды
Вопрос № 8. Каковы принципы департаментизации?
1) группировка после работы и до нее
2) группировка вокруг работ и вокруг результата
3) группировка вокруг руководителя и без него
Вопрос № 9. Какие элементы входят в контур перспективного управления при продуктивной департаментизации?
1) руководитель производства продукта "Б" - цех1 - цех2 - руководитель производства продукта "Б"
2) руководитель продукта "Б" - план продукта "Б" снабжение - производство - сбыт - руководитель продукта "Б"
3) руководитель - план - финансы - кадры (исследование и разработка) - (подготовка производства) - руководитель
Вопрос № 10. Что не включает в себя системно-целевой подход?
1) структура управления соответствует целям системы
2) проектирование ведется от "цели"
3) структура управления отражает совокупность сложившихся функций
Вопрос № 11. От какого фактора, влияющего на выбор организационной структуры, зависит уровень специализации работ?
1) сфера деятельности
2) операционная система
3) используемые технологии
Вопрос № 12. К чему приводит излишний функционализм?
1) к сверхспециализации
2) к децентрализации
3) к интеграции
Занятие № 9 .
Вопрос № 1. Что относится к экономическим методам, с помощью которых осуществляются изменения?
1) принуждение, угроза наказания
2) демонстрация преимуществ
3) материальное стимулирование
Вопрос № 2. О чем свидетельствует наличие стихийных изменений?
1) организация находится на "подъеме"
2) организация находится в кризисном положении
3) благополучное состояние организации
Вопрос № 3. Каковы преимущества специализации?
1) приводит к снижению уровня морали
2) приводит к усилению координационной деятельности
3) упрощает процесс принятия решений по отношению к индивидуальной работе
Вопрос № 4. Что является организационной предпосылкой?
1) борьба с бюрократизмом, душащим любые ростки нового
2) формирование надежных каналов связи
3) вовлечение в процесс всего персонала организации
Вопрос № 5. С чем можно сравнить проектирование организации?
1) с продажей товара на рынке
2) со строительством "организационного здания"
3) с продвижением по служебной лестнице
Вопрос № 6. Что происходит на первой стадии процесса организационных изменений?
1) адаптация к новому
2) разрыв с прошлым
3) осознание ситуации
Вопрос № 7. Что относится к организационным причинам, вызывающим сопротивление к нововведениям?
1) нежелание изменения сложившейся системы отношений
2) страх перед возможной безработицей
3) отсутствие у людей убежденности в необходимости изменений
Вопрос № 8. Каковы недостатки специализации?
1) облегчает процесс формализации работ
2) способствует поиску путей совершенствования работ
3) служит причиной функционализма
Вопрос № 9. К какому роду предпосылок относится максимальное упрощение организации?
1) идеологическая
2) информационная
3) организационная
Вопрос № 10. Что относится к информационным предпосылкам?
1) постоянное повышение знаний, квалификации сотрудников
2) формирование надежных каналов связи
3) создание необходимого морально-психологического климата
Вопрос № 11. Что такое горизонтальная специализация?
1) постадийное разделение работ в организации
2) разделение работ по уровням иерархии
3) разделение работ по численности рабочих
Вопрос № 12. Какое изменение требует больших затрат?
1) переход к новым технологиям
2) текущее совершенствование производства
3) обновление планов работ