Контрольная работа по предмету «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
Вопрос 1. Назовите основные категории теории управления?
Вопрос 2. Каков вклад российских ученых в развитие управленческой мысли?
Вопрос 3. Школа научного управления.
Вопрос 4. Административная школа в управлении.
Вопрос 5. Школа "человеческих отношений" и поведенческие науки.
Вопрос 6. Понятие и сущность управления. Разделение управленческого труда.
Вопрос 7. Назовите основные принципы управления?
Вопрос 8. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Вопрос 9. Сущность, этапы, цели и задачи кадрового планирования.
Вопрос 10. Охарактеризуйте основные виды коммуникаций.
Контрольная работа по дисциплине «Теория управления» код (ТЕУ 00)
Вопрос 1. В чем сущность теории управления?
Вопрос 2. Как происходило становление российской науки управления?
Вопрос 3. В чем суть теории «7-S»?
Вопрос 4. Как происходило изменение практики менеджмента в XX в.?
Вопрос 5. Какие особенности современного менеджмента выделяют в настоящее время?
Вопрос 6. Что представляют собой социально-психологические методы управления?
Вопрос 7. В чем сущность управленческого решения?
Вопрос 8. Что лежит в основе рационального решения?
Вопрос 9. Какие виды коммуникаций Вы знаете?
Вопрос 10. Что представляет собой государственная служба?
Темы курсовых работ по дисциплине «Теория управления»
1. Управляемая и управляющая подсистемы в социально-экономических системах, их взаимосвязь и взаимозависимость.
2. Концептуальные подходы к управлению в условиях становления и развития рыночных отношений в экономике.
3. Демократизация управления в условиях становления и развития рыночных отношений в экономике.
4. Роль управления в социально-экономической стабилизации и развитии России.
5. Эволюция организационно-управленческой мысли.
6. Современные организационные школы научного управления.
7. Внешняя и внутренняя среда организации и управление.
8. Создание, функционирование и развитие организации как объекта управления.
9. Формирование объектов и субъектов управления в условиях субъективизации собственности в России.
10. Типы отношений управления, их взаимосвязь.
11. Принципы управления и их развитие в современных условиях.
12. Реализация принципа единоначалия и коллегиальности в управлении.
13. Роль, сущность и содержание функций управления.
14. Контроль как функция управления.
15. Функциональный анализ в управлении.
16. Проблемы сочетания централизации и децентрализации управления.
17. Формирование и развитие организационных структур управления.
18. Тенденции развития организационных структур управления.
19. Принципы построения и критерии эффективности организационных структур управления.
20. Современные подходы к совершенствованию организационных структур управления.
21. Матричные организационные структуры управления, проблемы их использования.
22. Дивизиональные структуры управления, условия и перспективы их применения.
23. Мотивация и ее роль в управлении организацией.
24. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
25. Система методов управления.
26. Механизм реализации методов управления.
27 Экономические методы управления в условиях перехода к рыночной экономике.
28. Роль и особенности организационно - распорядительных методов в управлении современной организацией.
29. Социально-психологические методы управления, проблемы их использования.
30. Сущность и содержание процесса управления.
31. Решения в процессе управления.
32. Эффективность и качество управленческих решений.
33. Проблемы информационного обеспечения процесса управления.
34. Техническое обеспечение процесса управления.
35. Личность в системе управления.
36. Человеческий фактор в управлении.
37. Разделение и кооперация управленческого труда в условиях гуманизации и становления самоуправления.
38. Самоуправление трудового коллектива в условиях разгосударствления собственности и приватизации.
39. Система работы с кадрами управления.
40. Концепция непрерывного обучения управленческого персонала.
41. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров управления.
42. Проблемы оценки кадров управления.
43. Методы оценки управленческого персонала.
44. Основные направления научной организации управленческого труда.
45. Роль руководителя в системе управления организацией.
46. Характер и содержание труда руководителя.
47. Сущность и содержание труда руководителя, менеджера, предпринимателя, бизнесмена, коммерсанта.
48. Эффективный менеджер.
49. Управленческая команда.
50. Организационные резервы повышения эффективности труда руководителя.
51. Рабочее время руководителя и проблемы его использования.
52. Организация труда руководителя.
53. Сравнительный анализ различных стилей руководства.
54. Культура управления.
55. Организационная культура в системе управления.
56. Проблемы участия трудящихся в управлении.
57. Сущность, содержание форм и методов самоуправления.
58. Эффективность и качество управления.
59. Пути повышения эффективности управления.
60. Проблемы интенсификации управления организацией.
61. Ресурсы управления: сущность, состав, структура, динамика.
62. Проблемы управления персоналом.
63. Управление как искусство.
Сборник заданий по дисциплине «Теория управления»
Задание 1
Изучить главу 1.
Вопрос 1. Теория управления как наука включает в себя:
1. социологию управления, экономику управления;
2. философию управления, психологию управления;
3. политику как искусство управления;
4. менеджмент как искусство управления организациями;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие уровни методологии выделяют в теории управления?
1. философская методология;
2. общенаучная методология;
3. специально-научная методология;
4. методика и техника научного исследования;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие важнейшие общенаучные методологические подходы выделяют?
1. исторический;
2. сравнительный;
3. системный;
4. комплексный;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Целью теории управления является:
1. изучение наиболее важных, типичных форм управленческих решений;
2. определение основных тенденций развития управленческих процессов;
3. построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;
4. формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Описательная функция:
1. собирает сведения о научной и практической сторонах управления;
2. систематизирует сведения о научной и практической сторонах управления;
3. каталогизирует сведения о научной и практической сторонах управления;
4. все вышеперечисленное;
5. собирает и систематизирует сведения только о практической стороне управления.
Задание 2
Изучить главу 2.
Вопрос 1. Сколько управленческих революций выделяют исследователи?
1. 1;
2. 2;
3. 3;
4. 4;
5. 5.
Вопрос 2. С первой управленческой революцией связывают:
1. зарождение письменности в Древнем Шумере;
2. появление рабовладельчества;
3. появление государственности;
4. формирование бюрократических организаций;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. С чем связана четвертая управленческая революция?
1. с зарождением капитализма;
2. с началом индустриальной цивилизации;
3. все вышеперечисленное;
4. с деятельностью царя Хаммурапи;
5. с началом конституирования управления в самостоятельную науку.
Вопрос 4. Пятая управленческая революция символизирует собой:
1. начало конституирования управления в самостоятельную науку;
2. начало индустриальной цивилизации;
3. появление рабовладельчества;
4. зарождение письменности;
5. зарождение капитализма.
Вопрос 5. Принцип «экономического человека» сформулировал:
1. Д. Стюарт;
2. А. Смит;
3. Т. Гоббс;
4. Д. Миль;
5. И. Бентам.
Задание 3
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Какие школы научного управления сложились в зарубежной науке?
1. школа научного управления;
2. административная (классическая) школа;
3. школа психологии;
4. количественная (новая) школа;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Основоположником школы научного управления был:
1. Ф. Тейлор;
2. А. Файоль;
3. Г.Л. Гантт;
4. М. Вебер;
5. Г. Форд.
Вопрос 3. Кого считают основоположником классической школы?
1. А. Файоля;
2. Ф. Тейлора;
3. Дж. Миля;
4. А. Смита;
5. Т. Гоббса.
Вопрос 4. К какому виду деятельности сводит А. Файоль функционирование любой организации?
1. технической;
2. коммерческой;
3. финансовой, бухгалтерской;
4. административной, функции защиты жизни, личности и собственности людей;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Основателем школы психологии был:
1. Э. Мэйо;
2. А. Смит;
3. Ф. Тейлор;
4. А. Файоль;
5. М. Вебер.
Задание 4
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Какие потребности личности выделял А. Маслоу?
1. физиологические;
2. в безопасности своего существования;
3. социальные, престижные;
4. в самовыражении, полном использовании своих возможностей;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Кто автор теории «X» и «Y»?
1. А. Маслоу;
2. Д. Макгрегор;
3. Ф. Херцберг;
4. Г. Эмерсон;
5. Г. Форд.
Вопрос 3. Кто разработал теорию «7-S»?
1. Э. Атос;
2. Р. Паскаль;
3. Т. Питерсон;
4. Р. Уотермен;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли были:
1. 20-е гг. XX в.;
2. 30-е гг. XX в.;
3. 40-е гг. XX в.;
4. 50-е гг. XX в.;
5. 60-е гг. XX в.
Вопрос 5. Кто разработал концепцию «организационного управления»?
1. А.А. Богданов;
2. О.А. Ерманский;
3. А.Г. Гастев;
4. П.М. Керженцев;
5. Н.А. Витке.
Задание 5
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Одним из инициаторов движения научной организации труда (НОТ) в России был:
1. Н.А. Витке;
2. А.А. Богданов;
3. О.А. Ерманский;
4. А.Г. Гастев;
5. Ф.Р. Дунаевский.
Вопрос 2. По мнению Н.А. Витке, системность организации обеспечивается с помощью:
1. социально-технического разделения труда;
2. объединения отдельных работников в системно-трудовые группы;
3. ориентации каждой группы на вещно-производственные отношения;
4. регулирования вещно-производственных отношений и планирования социально-организационных отношений;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Слово «менеджмент» употребляется по отношению:
1. к людям;
2. к коллективам;
3. к организациям;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 4. Разновидностью специального менеджмента является:
1. муниципальный менеджмент;
2. менеджмент в сфере услуг;
3. финансовый и стратегический менеджмент;
4. инновационный менеджмент;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Автократическая модель управления была наиболее распространенной:
1. в конце XIX в. - начале XX в.;
2. в середине XX в.;
3. в 70-е гг. XX в.;
4. в 80-е гг. XX в.;
5. в 90-е гг. XX в.
Задание 6
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. На чем базировалась в середине XX в. экономическая система?
1. на экономическом принуждении;
2. на материальном поощрении;
3. на мотивации;
4. все вышеперечисленное;
5. на власти хозяина.
Вопрос 2. Основными характеристиками новой модели (90-е гг. XX вв.) является:
1. сочетание экономических и моральных стимулов;
2. коллективизм;
3. приверженность своей работе;
4. приверженность собственному коллективу и организации в целом;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие особенности современного менеджмента выделяют в настоящее время?
1. бурное развитие культуры организации;
2. стратегическое управление и стратегическое планирование;
3. методы и технологии современного менеджмента распространяются на некоммерческие сферы;
4. формирование и развитие новых специальных видов менеджмента;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Что является составляющими компонентами культуры организации?
1. нормы, принципа, правила;
2. ценности, идеалы, язык, жаргон;
3. история организации, легенды, образы, символы;
4. церемонии, ритуалы, размещения, здания, окружение;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие виды менеджмента начинают развиваться с 90-х гг. XX в.?
1. муниципального менеджмента;
2. риск-менеджмента, финансового менеджмента;
3. инвестиционного и инновационного менеджмента;
4. реинжиринга, бизнеса, антикризисного управления;
5. все перечисленное.
Задание 7
Изучить главу 3.
Вопрос 1. Какие элементы должны отражаться в поставленной цели?
1. общая задача;
2. миссия;
3. значение организации;
4. все вышеперечисленное;
5. общая задача и миссия.
Вопрос 2. Основными элементами в разработке миссии является:
1. основной продукт или услуга, который будет производить организация;
2. определение рынка реализации продукта или услуг;
3. указание на технологию производства;
4. все вышеперечисленное;
5. разъяснение социального предназначения организации.
Вопрос 3. По срокам достижения цели бывают:
1. долгосрочные;
2. среднесрочные;
3. краткосрочные;
4. все вышеперечисленное;
5. глобальные.
Вопрос 4. По охвату цели бывают:
1. глобальные;
2. межгосударственные, государственные, региональные;
3. межотраслевые, муниципальные;
4. личностные;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. По значению цели могут предусматривать:
1. глубокие преобразования;
2. средние или частичные изменения;
3. усовершенствование;
4. введение локальных инноваций;
5. все перечисленное.
Задание 8
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. В каких условиях ставится приемлемая в рамках существующих возможностей цель?
1. когда нет достаточных ресурсов для постановки оптимальной цели;
2. когда нет информации для постановки оптимальной цели;
3. когда нет времени для постановки оптимальной цели;
4. все вышеперечисленное;
5. когда нет желания для постановки оптимальной цели.
Вопрос 2. По какому принципу происходит формирование «дерева целей»?
1. «от общего к частному»;
2. «от частного к общему»;
3. «от главного к второстепенному»;
4. «от второстепенного к главному»;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие свойства цели являются основными?
1. цель конкретна, выбор цели основан на конкретной потребности индивида или общества;
2. цель зависит от потребности;
3. цель имеет элемент неопределенности;
4. существование неопределенности делает цель средством оценки будущего результата;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какое управление выделяют в зависимости от поставленной цели?
1. программное управление;
2. ситуационное управление;
3. целевое управление;
4. все вышеперечисленное;
5. индивидуальное управление.
Вопрос 5. Какие функции управления выделил А. Файоль?
1. предвидение;
2. планирование;
3. организация;
4. координация;
5. все перечисленное.
Задание 9
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. К основным «отечественным» функциям относят:
1. целеполагание;
2. организацию;
3. регулирование, активизацию;
4. контроль;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. К конкретным (специальным) функциям относят:
1. функции управления ресурсами;
2. функции управления процессами;
3. функции управления результатами;
4. все вышеперечисленное;
5. психологические функции.
Вопрос 3. Из каких факторов состоит макросреда?
1. экономических, правовых;
2. демографических, политических, географических;
3. национальных, информационных;
4. научно-технических, социокультурных, технологических;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Что понимают под элементами и факторами, контролируемыми руководством организации?
1. выбор сферы деятельности;
2. установление целей;
3. инструментарий менеджмента в организации;
4. уровень применяемых технологий, профессионализма и культуры персонала;
5. все вышеперечисленное.
Вопрос 5. Что является характеристикой имиджа организации?
1. производственная характеристика;
2. сбытовая характеристика;
3. конкурентно-конъюктурная характеристика;
4. маркетинговая характеристика;
5. все перечисленное.
Задание 10
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Компонентами внутренней среды является:
1. миссия, стратегия, цели, задачи и структура организации;
2. распределение функций, прав и ресурсов;
3. интеллектуальный капитал;
4. стиль управления, ценности, культура и этика организации;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Макросреда является единой для всех субъектов управления:
1. в данной отрасли;
2. в данном регионе;
3. для конкретных организаций;
4. для конкретных услуг;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Основными характеристиками внешней среды управления является:
1. многокомпонентность;
2. рост сложности, подвижности, неопределенности
3. нарастающая взаимосвязанность факторов;
4. глобализация;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие макрофакторы включает внешняя среда?
1. политические, юридические;
2. макроэкономические;
3. научно-технические;
4. социально-культурные;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Что относят к демографическим факторам?
1. численность населения;
2. структуру населения;
3. динамику населения;
4. занятость населения;
5. все перечисленное.
Задание 11
Изучить главу 4.
Вопрос 1. В соответствии с отношениями управления выделяют:
1. экономические методы;
2. организационно-административные методы;
3. социально-психологические методы;
4. эвристические, идеологические методы;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Одним из первых обосновал необходимость экономических методов управления:
1. Ф. Тейлор;
2. А. Файоль;
3. Ф. Тейлор и А. Файоль;
4. Н.А. Витке;
5. А.А.Богданов.
Вопрос 3. На какие основные принципы опирается экономическое стимулирование?
1. взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;
2. дифференциация экономического стимулирования;
3. сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;
4. сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Организационно-административные методы управления базируются на системе:
1. законодательных актов государства;
2. нормативных документов вышестоящих структур управления;
3. разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;
4. оперативного управления;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. В систему законодательных актов государства входят:
1. законы, указы, постановления;
2. распоряжения;
3. государственные стандарты;
4. положения, инструкции;
5. все перечисленное.
Задание 12
Продолжить изучение главы 4.
Вопрос 1. Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя:
> >стандарты, положения; >инструкции, методики; >постановления коллегий министерств и ведомств; >приказы, распоряжения, утвержденные руководством государственных органов; >все перечисленное.Вопрос 2. Что включает в себя система оперативного регулирования?
> >распоряжения; >поощрения, санкции; >участие в управлении; >передачу полномочий и ответственности сверху вниз; >все перечисленное.Вопрос 3. К методам организационно-распорядительного воздействия относят:
> >приказ; >указание; >установку; >предписание, решение; >все перечисленное.Вопрос 4. К методам убеждения относят:
> >побуждение, склонение; >поощрение, внушение; >подражание, метод личного примера; >вовлечение, порицание, информирование; >все перечисленное.Вопрос 5. Какой метод применяется в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта?
> >диагностика трудовых, материальных и иных ресурсов данной организации; >построение сценариев их изменения в ближайшем или отдаленном будущем; >анализ деятельности, контроль качества продукции, материалов; >программирование, планирование, контроль процессов производства; >все перечисленное.Задание 13
Изучить главу 5.
Вопрос 1. По функциональному содержанию решения могут быть:
1. плановые;
2. организационные;
3. контролирующие;
4. прогнозирующие;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. По характеру решаемых задач решения бывают:
> >экономические;2. организационные;
3. технологические, технические;
4. экологические;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какими могут быть решения по причинам возникновения?
> >ситуационными; >по предписанию вышестоящих органов; >программными; >инициативными; >все перечисленное.Вопрос 4. По способу передачи решения могут быть:
> >вербальные; >письменные; >электронные; >все вышеперечисленное; >технические.Вопрос 5. Какие уровни принятия решений выделяли М. Вудкок и Д. Френсис?
> >рутинный; >селективный; >адаптационный; >инновационный; >все перечисленное.Задание 14
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Какие решения описываются в научной литературе?
> >альтернативно-условные и однозначные; >компромиссные и бескомпромиссные; >перестраховочные и смелые; >перспективные и текущие; >все перечисленное.Вопрос 2. Какие моменты, как правило, присутствуют в принятии управленческих решений?
1. интуиция;
2. здравый смысл;
3. рациональность;
4. все вышеперечисленное;
5. жизненный опыт.
Вопрос 3. Макроэкономические решения распространяют свое действие:
> >на всю экономику в целом; >на крупные отрасли и регионы; >на представительные секторы экономки; >на представительные секторы социальной сферы; >все перечисленное.Вопрос 4. Микроэкономические решения распространяют свое действие:
> >на экономику корпораций, компаний, предприятий; >на экономику небольших административно-территориальных образований; >на локальные объекты государственной и частной собственности; >на предпринимательскую деятельность в ограниченных масштабах, на домашние хозяйства; >все перечисленное.Вопрос 5. Что является предметом оперативных решений?
> >организационные меры, поручения; >восполнение возникающих потерь, убытков; >пополнение недостающих материальных, трудовых, финансовых ресурсов; >корректировка плановых, программных мероприятий, получение текущих выгод; >все перечисленное.Задание 15
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. При принятии индивидуальных решений достаточно часто проявляются признаки:
1. своеволия;
2. диктаторства;
3. волюнтаризма;
4. все вышеперечисленное;
5. жестокости.
Вопрос 2. В состав коллегии входят:
1. дирекции;
2. советы, бюро;
3. президиумы;
4. комитеты
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Коллективные решения формируются:
1. при проведении собраний;
2. при проведении митингов;
3. при проведении конференций;
4. в результате выборов;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие факторы влияют на процесс принятия решений?
1. информация, ее объем об объектах действия, об исполнителях, условиях;
2. мотивация, т.е. мотивы субъекта, принимающего решение, его интересы, установки и позиции;
3. черты характера субъекта;
4. технологические факторы;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Что относят к методам оптимизации?
> >анализ; >прогнозирование; >моделирование; >все вышеперечисленное; >контроль.Задание 16
Продолжить изучение главы 5.
Вопрос 1. Какие разновидности прогнозов существуют?
> >экономические прогнозы; >прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции; >прогнозы на основе вопросов и исследований; >социальное прогнозирование; >все перечисленное.Вопрос 2. Какие типы базовых моделей обычно выделяют?
> >физические; >логические; >экономико-математические; >все вышеперечисленное; >статистические.Вопрос 3. Основным этапом процесса построения модели является:
1. постановка задачи;
2. построение;
3. проверка на достоверность;
4. применение и обновление модели;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Наиболее распространенными типами моделей науки управления являются:
> >теория игр, модели теории очередей; >модели управления запасами; >модели линейного программирования; >имитационное моделирование, экономический анализ; >все перечисленное.Вопрос 5. Какие принципы выработки управленческих решений существуют?
> >всестороння обоснованность решения; >законность, правомочность, соответствие, своевременность; >оптимальность, конкретность; >гибкость, согласованность, принцип соучастия; >все перечисленное.Задание 17
Изучить главу 6.
Вопрос 1. Руководители затрачивают на коммуникации и межличностные контакты:
1. 10-15% своего времени;
2. 20-35% своего времени;
3. 30-40% своего времени;
4. 50-60% своего времени;
5. 70-90% своего времени.
Вопрос 2. Какие существуют особенности коммуникаций между людьми?
1. возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков;
2. коммуникативное влияние лишь при наличии единой системы кодификации и декодификации;
3. возможность возникновения коммуникативных барьеров;
4. все вышеперечисленное;
5. невозможность возникновения коммуникативных объектов.
Вопрос 3. Внешняя коммуникация представляет собой систему связей:
1. с конкурентами;
2. с клиентами;
3. с кредиторами;
4. с общественностью;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Нисходящая коммуникация составляет:
1. 1/2 коммуникативной деятельности руководителя;
2. 1/3 коммуникативной деятельности руководителя;
3. 1/4 коммуникативной деятельности руководителя;
4. 1/5 коммуникативной деятельности руководителя;
5. 2/3 коммуникативной деятельности руководителя.
Вопрос 5. К неформальным элементам общественного мнения относят:
1. слухи, сплетни;
2. толки;
3. пересуды;
4. байки, молву;
5. все перечисленное.
Задание 18
Продолжить изучение главы 6.
Вопрос 1. Что относят к сатирическим элементам общественного мнения?
1. сатиру, иронию;
2. афоризмы, анекдоты;
3. частушки, «веселую брань»;
4. насмешки, шутки;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. К коммуникативным сферам обычно относят:
1. обиходно-бытовую сферу;
2. деловую, научную среду;
3. художественно-творческую сферу;
4. профессиональную сферу;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Чем характеризуется массовая коммуникация?
1. рассредоточенностью аудитории;
2. наличием широкомасштабных коммуникативных процессов;
3. передачей информации одновременно по разным каналам;
4. доступностью информации всем желающим;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Устная форма общения в организации может быть выражена:
1. через собрания;
2. через инструктаж;
3. через общение один на один;
4. через устную презентацию в группе;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие виды каналов коммуникации выделяют?
1. прямые;
2. непрямые;
3. официальные;
4. неофициальные;
5. все перечисленное.
Задание 19
Продолжить изучение главы 6.
Вопрос 1. Какие слагаемые убеждения выделяют?
1. коммуникатор;
2. сообщение (информация);
3. канал передачи;
4. аудитории;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие компоненты коммуникационного процесса выделяют в линейной модели Г. Лассуэла?
1. источник коммуникации;
2. сообщение;
3. канал, аудиторию;
4. эффективность;
5. все вышеперечисленное.
Вопрос 3. Какие функции коммуникации обычно выделяют?
1. информативную, интегративную;
2. дестабилизирующую;
3. культурологическую, экспрессивную;
4. контактную, регулятивную.
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Как проявляется побудительная информация?
1. в форме приказа;
2. в форме совета;
3. в форме просьбы;
4. все вышеперечисленное;
5. в форме сообщения.
Вопрос 5. Инструментами для формирования каналов коммуникаций в организациях являются:
1. внутрифирменные издания, листовки;
2. «горячий телефон», аудио- визуальные средства;
3. доска объявлений;
4. каналы межличностного общения;
5. все перечисленное.
Задание 20
Продолжить изучение главы 6.
Вопрос 1. Основными препятствиями на пути полноценных коммуникаций могут быть:
1. отсутствие четкой цели, неверный выбор канала, цензура;
2. несоответствие между действием и сообщением, неверный выбор языковых средств;
3. неправильное оформление, неумение выражать свои мысли;
4. неподходящее время, недооценка адресата, нехватка полезной информации;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие существуют сменяемые концепции роли кадров на производстве?
1. использование трудовых ресурсов;
2. управление персоналом;
3. управление человеческими ресурсами;
4. управление человеком;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Где наблюдаются формы проявления активности?
1. в творческой деятельности;
2. в производственно-экономической деятельности;
3. в процессе развития личности вследствие трудовой деятельности;
4. в общественной деятельности в сфере производства;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Кто может быть участником процесса обучения?
1. высшее руководство организации, предприятия;
2. руководители среднего уровня управления;
3. руководители нижнего звена;
4. рядовые работники организации, предприятия;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие качества необходимы работникам в процессе самоуправления?
1. умение работать совместно;
2. оперативность;
3. ответственность;
4. межличностная коммуникация;
5. все перечисленное.
Задание 21
Продолжить изучение главы 7.
Вопрос 1. Какие аспекты имеет государственное управление?
1. общественно-политический;
2. организационно-структурный;
3. структурно-функциональный;
4. формы, методы и процессы государственно-управленческой деятельности;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие модели хозяйствования выделяют?
1. саксонскую;
2. западно-европейскую;
3. социально-ориентированную;
4. скандинавскую, патерналистскую;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какая страна использует социально-ориентированную модель хозяйствования?
1. Германия;
2. Австрия;
3. Голландия;
4. все вышеперечисленное;
5. Испания.
Вопрос 4. «Принцип: производство - частное, а социальное развитие - для всех» действует:
1. в Швеции;
2. в Дании;
3. в Норвегии;
4. все вышеперечисленное;
5. в Португалии.
Вопрос 5. Патерналистскую модель хозяйствования используют:
1. Япония;
2. Франция;
3. Канада;
4. Германия;
5. Швеция.
Задание 22.
Продолжить изучение главы 7.
Вопрос 1. Закон «Об основах государственной службы РФ» разделяет государственных служащих на категории:
1. «А»;
2. «Б»;
3. «В»;
4. все вышеперечисленное;
5. «Д».
Вопрос 2. Государственные должности подразделяются на:
1. высшие;
2. главные, ведущие;
3. старшие;
4. младшие;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Сколько принципов государственной службы определены в Законе РФ «Об основах государственной службы РФ»?
1. 5;
2. 7;
3. 8;
4. 10;
5. 12.
Вопрос 4. Через какие основные функции реализуется управление в государственной службе?
1. планирование;
2. организация, координация;
3. мотивация;
4. контроль;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие действия осуществляются при управлении в государственной службе?
1. постановка целей, определяются приоритеты;
2. составляются планы и программы действий;
3. закрепляются управленческие процедуры;
4. формируется и развивается организационная структура;
5. все перечисленное.
Задание 23
Продолжить изучение главы 7.
Вопрос 1. Разновидностью управления в государственной службе является:
1. министерское управление;
2. военное управление;
3. управление чрезвычайными ситуациями;
4. региональное и муниципальное управление;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие характеристики управления в государственном управлении являются основными?
1. административный контроль;
2. разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
3. следование инструкциям, концентрация власти и политической воли;
4. авторитарный стиль управления;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Каковы современные направления развития государственного сектора?
1. управление и финансовые нововведения;
2. разгосударствление, приватизация;
3. новые информационные технологии;
4. контрактная основа выполнения государственных функций;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Государственным служащим запрещается:
1. заниматься другой оплачиваемой работой;
2. быть депутатом законодательного органа любого уровня;
3. заниматься предпринимательской деятельностью;
4. использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какую юридическую ответственность государственных служащих предусматривает законодательство?
1. дисциплинарную;
2. административную;
3. материальную;
4. уголовную;
5. все перечисленное.
Задание 24
Продолжить изучение главы 7.
Вопрос 1. Каково назначение инновационных процессов?
1. они охватывают всю научно-техническую деятельность;
2. они охватывают всю производственную деятельность;
3. они охватывают всю маркетинговую деятельность;
4. они направлены на удовлетворение потребностей рынка;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Этапами инновационного процесса материального производства считают:
1. генерирование новой идеи;
2. экспериментальную реализацию новой идеи;
3. освоение в производстве, массовый выпуск;
4. потребление;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Основным компонентом системы является:
1. системы;
2. взаимоотношения между элементами;
3. подсистема;
4. структура системы;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Разновидностью социальных систем являются:
1. системы самоуправления;
2. системы управления бизнес-организациями;
3. системы государственного управления;
4. системы управления институтами, группами, организациями, ассоциациями;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. По степени связи с внешней средой системы подразделяются на:
1. открытые;
2. закрытые;
3. открытые и закрытые;
4. неживые;
5. живые.
Задание 25
Продолжить изучение главы 7.
Вопрос 1. К открытым системам относят:
1. экономику страны в целом;
2. отрасли экономики;
3. предприятия;
4. организации;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие принципы системного подхода являются основными?
1. структурность;
2. целостность;
3. иерархичность;
4. все вышеперечисленное;
5. стабильность.
Вопрос 3. Составляющим жизненного цикла системы является:
1. возникновение;
2. становление;
3. функционирование;
4. развитие (преобразование) или гибель;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие требования предъявляют к управлению?
1. непрерывность;
2. гибкость, внеситуационность;
3. оперативность;
4. эффективность;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. К теоретическим методам исследования систем управления относят:
1. методы дедукции и индукции;
2. методы анализа и синтеза;
3. метод восхождения от абстрактного к конкретному;
4. метод абстрагирования и методы моделирования;
5. все перечисленное.
Сборник заданий по дисциплине «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
Задание 1.
1. Укажите важнейший подход к выделению научных направлений, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
1. Проблемный подход;
2. процессный подход;
3. стратегический подход;
4. программно-целевой подход.
2. Назовите один из основных методов для изучения закономерностей возникновения и функционирования управленческих отношений в социальных системах различного уровня?
1. Всеобщий диалектико-материалистический метод;
2. аналитический метод;
3. экономико-математический метод;
4. социологический метод.
3. Какая функция теории управления связана с изучением сущности управленческих отношений, основных особенностей управления как специфической сферы трудовой деятельности?
1. Оценочная;
2. прикладная;
3. прогностическая;
4. познавательная.
4. Кого считают отцом классической теории научного управления?
1. Анри Файоля;
2. Фредерика У.Тейлора;
3. Макса Вебера;
4. Элтона Мейо.
5. Назовите одно из основных достижений школы человеческих отношений и школы поведенческих наук?
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работой и производительности;
2. развитие принципов управления;
3. описание функций управления;
4. систематизированный подход к управлению всей организации.
Задание 2.
1. Назовите основное положение новой парадигмы управления в Российской Федерации?
1. Децентрализация системы управления на базе сочетания рыночного и государственного управления социально-экономическими процессами;
2. прогнозирование экономического развития;
3. программно-целевое планирование экономики.
2. Ключевое понятие управления - это:
1. Система управления;
2. управленческие отношения;
3. воздействие субъекта управления на объект управления;
4. процесс управления;
5. управленческое решение.
3. Какая функция управления имеет цель активизировать деятельность людей и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей?
1. Планирование;
2. организация;
3. координация;
4. мотивация;
5. контроль и учет.
4. Назовите два типа управленческих связей в структуре управления?
1. Горизонтальный;
2. функциональный;
3. корпоративный;
4. региональный;
5. вертикальный.
5. Какой вид контроля осуществляется в процессе управления?
1. Предварительный;
2. функциональный
3. линейный;
4. промежуточный.
Задание 3
1. К какой задаче управления относится поддержание устойчивости и взаимодействия всех элементов системы?
1. К комплексной;
2. к стратегической;
3. к задаче эффективного развития производства;
4. к задаче улучшения экономических показателей функционирования фирмы.
5. к тактической.
2. Какие методы управления используются для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, программно-целевого планирования?
1. Моделирование;
2. экономико-математические методы;
3. факторный анализ;
4. мозговой атаки;
5. административные методы.
3. Какая основная функция выполняется управленческим решением?
1. Направляющая функция;
2. координирующая функция;
3. контролирующая функция;
4. оптимизирующая функция.
4. Какой метод принятия решения считается основным в науке управления?
1. Стратегической альтернативы;
2. системного анализа;
3. платежной матрицы, или матрицы решений;
4. разработки и реализации выполнения конкретных программ.
5. Какая стадия является вершиной процесса принятия решения?
1. Выявление проблемы и выяснение ее причины;
2. определение цели;
3. разработка вариантов решения проблемы;
4. выбор наилучшего варианта решения.
Задание 4.
1. Влияет ли на процесс принятия решения участие работников педприятия?
1. Да;
2. нет.
2. Какие выделенные прогнозы используются в управлении?
1. Функциональные;
2. региональные;
3. среднесрочные;
4. корпоративные;
5. стратегические.
3. Стратегическое управление - это:
1. управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как ее основу, ориентирует деятельность на запросы и ожидания потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ;
2. выработка стратегии с помощью формализованной процедуры, которая расписана по этапам, методикам и техникам;
3. профессионально осуществляемое управление предприятием в условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности;
4. генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических задач;
5. деятельность по стратегическому управлению, связанная с постановкой целей и задач организации, которые дают возможность выживать в долгосрочной перспективе.
4. Под стратегией управления понимается:
1. Определение долгосрочных целей и задач развития управляемой системы, распределение ресурсов и формулирование управленческих действий для достижения этих целей;
2. выработка стратегии с помощью формализованной процедуры, которая расписана по этапам, методикам и техникам;
3. Такой вид управления организацией, который опирается на человеческий потенциал как ее основу, ориентирует деятельность на запросы и ожидания потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ;
4. Функция управления, заключающаяся в формировании миссии организации, определение целей деятельности и создание стратегии.
5. Прогресс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии.
5. Какая из перечисленных стратегий относится к стратегии управления?
1. Структурная стратегия;
2. стратегия выживания;
3. оперативная стратегия;
4. стратегия организации
Задание 5.
1. SWOT-анализ - это:
1. выработка стратегии с помощью формализованной процедуры, которая расписана по этапам, методикам и техникам;
2. совокупность отдельных направлений деятельности предприятия;
3. установление линий связей между силой и слабостью, которые присущи системе и внешними угрозами и возможностями;
4. определение практически важных элементов внешней и внутренней среды организации, которые могут оказать существенное влияние на способности организации в достижении своих целей;
5. рассмотрение и анализ макроокружения и микроокружения организации.
2. Стратегическое планирование - это:
1. обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей организации путем координации и распределения ресурсов в долгосрочной перспективе;
2. процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфики стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью эффективной работы организации в будущем;
3. процесс, определяющий последовательность действий организаций по разработке и реализации стратегии, включающей в себя постановку целей, выработку стратегии и определение необходимых ресурсов.
3. Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадровой политики, учитывающей все аспекты рынка труда, можно реализовывать:
1. с помощью кадрового планирования;
2. с помощью оценки деловых и личных качеств персонала;
3. мотивацией труда и управления ею;
4. подготовкой и переподготовкой кадров на предприятии;
5. оптимизацией структуры организации на основе эффективного взаимодействия рабочих групп.
4. Какая форма деловой оценки персонала является наиболее распространенной?
1. Тестирование;
2. собеседование;
3. периодическая аттестация;
4. анкетирование;
5. испытание.
5. Суть эффективности управления состоит в:
1. обеспечении достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов;
2. максимизации миссии фирмы и стратегии предприятия;
3. реализации миссии фирмы и стратегии предприятия;
4. повышении конкурентного статуса предприятия;
5. увеличении собственного капитала предприятия.
Задание 6.
1. Можно ли оценить эффективность управления путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление?
1. Да;
2. нет.
2. К числу каких критериев и показателей управления относятся совокупный национальный доход, техническая оснащенность производства?
1. К показателям, характеризующим труд в сфере управления;
2. к социальным критериям;
3. к критериям политической сферы;
4. к числу экономических критериев и показателей.
3. На каком из перечисленных принципов основывается подход к эффективному управлению?
1. Научный;
2. аналитический;
3. стратегический;
4. ситуационный.
4. Какие три типа руководителей выделяют в зависимости от места в управленческой иерархии?
1. Руководители высшего звена;
2. заместители руководителей высшего звена;
3. руководители среднего звена;
4. инженерно-технические работники;
5. руководители низового звена.
5. Какой подход к определению значимых факторов эффективного лидерства используется в теории управления?
1. Системный подход;
2. комплексный подход;
3. рейтинговый метод;
4. поведенческий подход.
Задание 7
1. К какому типу менеджеров в зависимости от общего влияния на организацию относится менеджер, который безоговорочно признает и выполняет все указания своего руководства и не способен отстоять свое мнение в интересах компании?
1. К активному преобразователю;
2. к исполнителю;
3. к конформисту;
4. к разрушителю.
2. Какой стиль управления характерен поведенческому подходу?
1. Жесткий;
2. либеральный;
3. либерально-демократический;
4. деловой;
5. ситуационный.
3. Какова основная цель коммуникационного процесса в управлении?
1. Наладить связь между руководителем и подчиненным;
2. обеспечить понимание передаваемой информации;
3. донести информацию руководства до персонала фирмы;
4. осуществить взаимосвязи между всеми структурными подразделениями фирмы;
5. повысить уровень информированности работников.
4. Какая модель социальной коммуникации выделяется в теории управления?
1. Линейная;
2. горизонтальная;
3. вертикальная;
4. функциональная.
5. Инноватика - это наука о:
1. о развитии современных информационных технологиях;
2. о регулировании информационных потоках;
3. о целенаправленных изменениях, нововведениях в организации.
Задание 8
1. Является ли внешняя подконтрольность одним из основных факторов, влияющих на характер и направленность инновационного процесса?
1. Да;
2. нет.
2. С чем связана операционная инновационная деятельность?
1. С решением глобальных целей организации;
2. с проектным управлением;
3. с созданием и реализацией нового продукта;
4. с проведением локальных инноваций - отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах.
3. К каким, с точки зрения масштабности решаемых задач, относятся инновационные проекты, выполняемые одной фирмой или одним подразделением и отличающиеся постановкой однозначной цели?
1. К монопроектам;
2. к мультипроектам;
3. к мегапроектам.
4. К каким критериям отбора нововведений относятся требования стандартов, экологические требования?
1. К финансово-экономическим;
2. к ресурсным;
3. к нормативным;
4. к стратегическим.
5. Какой метод является наиболее универсальным и современным для проектирования организационной структуры?
1. Системный метод;
2. метод организационного моделирования;
3. социологический метод;
4. диалектический метод.