Примерный перечень вопросов к зачету
Теоретический блок вопросов
1. Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция представлений о конфликте.
2. Общая характеристика зарубежной конфликтологии.
3. Особенности развития конфликтологии в России.
4. Основные цели и задачи конфликтологии как науки.
5. Современные тенденции в подходе к конфликтам.
6. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии.
7. Методы изучения конфликта.
8. Понятие конфликта, его сущность и структура.
9. Динамические характеристики конфликта.
10. Основные виды классификации конфликтов. Причины возникновения конфликтов.
11. Конфликт как тип трудных ситуаций.
12. Типы конфликтов в организации.
13. Объективные и субъективные причины их возникновения.
14. Функции конфликтов в организации.
15. Организационно-технические, социально-экономические и административно-управленческие предпосылки конфликтов в организации.
16. Социально-психологические и социально-культурные источники конфликтов в организации.
17. Конфликты между различными структурами организации.
18. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали».
19. Пути разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным.
20. Подбор и расстановка кадров как средство предупреждения конфликтов в организации.
21. Технологии прогнозирования и профилактики конфликтов в организации.
22. Технологии регулирования и разрешения организационных конфликтов.
23. Роль руководителя и HR-специалиста в управлении организационными конфликтами.
24. Роль медиатора и посредника в управлении организационными конфликтами.
Практический блок вопросов (задачи, практические задания):
1. Выберете основные стратегии поведения в конфликте:
a) Конфронтация, избегание, уступка, сотрудничество, соперничество;
b) Соперничество, сотрудничество, компромисс, уход, уступка;
c) Соперничество, компромисс, конформизм, уход;
d) Уступка, уход, сотрудничество, консенсус, соперничество
2. Характерные признаки деструктивной модели поведения личности в конфликте:
a) Склонность к уступкам, непоследовательность в оценке, уход от острых вопросов;
b) Поиск приемлемого решения, выдержка и самообладание, доброжелательное отношение к сопернику;
c) Игнорирование соперника, равнодушность;
d) Стремление к расширению и обострению конфликта, принижение партнера, негативная оценка личности партнера
3. К какой стратегии поведения личности в конфликте относится поиск третьего решения:
a) Сотрудничество;
b) Конфронтация;
c) Компромисс;
d) Уступка
4. В какой из стратегий перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия:
a) Соперничество;
b) Конформизм;
c) Компромисс;
d) Уход
5. Низкий уровень направленности на личные интересы и интересы соперника в стратегии:
a) Уход;
b) Консенсус;
c) Сотрудничество;
d) Уступка
6. Какая стратегия характерна для конформистской личности:
a) Конформизм;
b) Уступка;
c) Сотрудничество;
d) Соперничество
7. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель - уход от конфликта, уступая оппоненту?
a) Проигрыш-выигрыш;
b) Выигрыш-выигрыш;
c) Проигрыш-проигрыш;
d) Выигрыш-проигрыш
8. В чем заключается различие консенсуса от компромисса:
a) принятие решения большинством;
b) нет различий;
c) принятие решения меньшинством;
d) направленность на ценности партнера
9. Направленность на личные интересы в этой стратегии низкая, а оценка интересов соперника высокая:
a) Сотрудничество;
b) Соперничество;
c) Нет такой стратегии;
d) Уступка
10. Что при соперничестве и сотрудничестве является необходимым условием выработки решения:
a) Конформизм;
b) Национализм;
c) Конфронтация;
d) Ригидность
11. Какой из подходов дает возможность прогнозировать поведение субъектов в конфликте и варианты его развития?
А) когнитивный подход;
Б) мотивационный подход;
В) ролевой.
12. Когда возникает ролевой конфликт?
А) когда индивид, выполняющий предполагаемую роль, воспринимает ее адекватно предписанию;
Б) когда индивид, выполняющий предполагаемую роль, воспринимает ее неадекватно предписанию;
В) когда индивид, выполняющий предполагаемую роль, не воспринимает ее.
13. Какие бывают конфликты?
А) отрицательные;
Б) отрицательные и нейтральные;
В) положительные и отрицательные.
14. Конфликт, какого подхода затрагивает не предметную сторону противоречия, а личностные особенности включенных в него людей?
А) ролевого подхода;
Б) когнитивного подхода;
В) мотивационного подхода.
15. Как называется конфликт, связанный с трудовой деятельностью?
А) деловой;
Б) продуктивный;
В) эмоциональный.
16. Какой конфликт протекает в форме перманентно-враждебных отношений между его участниками?
А) деструктивный;
Б) продуктивный;
В) эмоциональный.
17. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
1. Конфликт - не может иметь положительных последствий.
2. Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается.
А) верно только 1;
Б) верно только 2;
В) верны оба суждения;
Г) оба суждения неверны.
18. Из нижеприведенных отношений определите, где конфликт интересов, где конфликт ценностей и где конфликт правил взаимодействия:
А) конфликт возникает, когда у людей разные интересы и они противоречат друг другу. В силу взаимодействия людей в данной ситуации они, вольно или невольно, становятся помехой друг другу в решении своих интересов;
Б) один из источников конфликтных ситуаций связан с тем, что люди при долговременном общении вступают между собой в более широкое общение, в которое переносят свои взгляды, предрассудки, культурные стереотипы и т.п. Любые разногласия такого рода становятся конфликтами только тогда, когда кто-либо из оппонентов проявляет не терпимость, пытаясь навязать свою точку зрения другому, требуя соответствия его взглядов своим собственным;
В) возникающие разногласия касаются смысловых взглядов (представлений) на событие. Это совсем не означает, что разные взгляды неизбежно приводят к конфликтам. Люди могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения, несмотря на различие своих ценностных представлений.
Ответ: конфликт интересов - ______; конфликт ценностей - _______; конфликт правил взаимодействия - ______.
19. Специальная область знаний, изучающая конфликт, как социальное явление, получила название:
А)социология;
Б) социальная психология, юриспруденция;
В) конфликтология;
Г) логика.
20. Когда появились первые целостные концепции конфликта?
А) на рубеже XIX-XX;
Б) на рубеже XIII- XIX;
В) на рубеже XX- XXI.