Зачетная работа №2
по дисциплине «Управление занятостью» - УЗ96(2)
Задание 1. Каковы основные направления улучшения занятости и снижения безработицы? Чем определяется их эффективность? Какие из них зависят от предпринимателей, какие - от государства, какие - от работников? Ответы аргументируйте.
Задание 2. Ситуация на рынке труда в России в 2011г. характеризовалась следующими данными: уровень фактической безработицы составил 7,5% экономически активного населения, уровень официально зарегистрированной безработицы - 2,1%; численность экономически активного населения - 75млн. человек; число вакантных рабочих мест - 1,23 млн.; численность работников, находящихся в вынужденных отпусках по вине администрации и простое, работающих в режиме неполного рабочего времени, по состоянию составила 323 тыс. человек. Оценить масштабы открытой и скрытой безработицы, а также напряженность на рынке труда. Сделайте вывод.
Задание 3. Численность трудоспособного населения области на начало года составила 1,5 млн.чел., работающих лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет - 50 тыс.чел. В течение года в составе трудоспособного населения произошли следующие изменения: вступило в рабочий возраст 230 тыс.чел.; прибыло из других областей 100 тыс.чел.; вовлечено для работы в народном хозяйстве 35 тыс.чел. пенсионного возраста.; перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло 180 тыс.чел. трудоспособного возраста.; 17 тыс. пенсионеров перестали работать; выбыло в другие регионы 85 тыс. чел. трудоспособного возраста.
Определите численность трудовых ресурсов на начало и конец года в среднегодовом исчислении; общий, естественный и механический прирост трудовых ресурсов, а также соответствующие коэффициенты движения трудовых ресурсов.
Задания к зачетной (экзаменационной) работе
по дисциплине
Управление занятостью
код УЗ96
Задание 1.
Гражданин Петров занят основным видом трудовой деятельности, составляющей 40-часовую рабочую неделю. Оплата его труда составляет 200 рублей/час. Помимо заработной платы на основном месте работы, Петров имеет нетрудовой доход в виде получаемых дивидендов от вложенных собственных средств в акционерную компанию. Размер дивидендов - 1000 рублей/месяц. В течение недели, включая выходные дни - субботу и воскресенье - гражданин Петров тратит время на занятия спортом, прогулки, посещение выставок, музеев, концертных и развлекательных программ. Это время является досугом и занимает у гражданина Петрова 34 часа в неделю. Исходя из этих данных, определите:
> >потребляемый гражданином Петровым месячный набор благ (в расчет следует взять полные 4 недели); >цену приобретаемых для потребления гражданином Петровым благ, если их объем за расчетный месяц составляет 10 000.Задание 2
Население региона в общей сложности составляет 7,5 млн. человек, из которых 48,7% приходится на долю занятых, а 18% на долю безработных. Исходя из этих данных, определите:
> >численность экономически неактивного населения данного региона; >численность экономически активного населения.На основании полученных результатов сделайте вывод о структуре занятости населения региона.
Задание 3
Численность занятых в общем объеме экономически активного населения небольшого города равна 191 тыс. 880 человек, численность безработных в городе составляет 313 тыс. 200 человек. Численность экономически неактивного населения данного города в 1,6 раза меньше численности экономически активного населения. Исходя из этих данных, определите:
> >общую численность населения города, складывающуюся из суммы экономически активного и экономически неактивного населения города; >долю занятых в общем объеме экономически активного населения; >долю экономически неактивного населения от общей численности населения города.На основании полученных результатов сделайте вывод об уровне занятости населения города.
Управление занятостью, 91-92
Задание 1 (91)
Вопрос 1
Действующий Порядок регистрации безработных граждан четко и последовательно регламентирует процесс получения лицами, не имеющими работу, статуса безработных и пособия.
Какова последовательность регистрации, обратившихся в органы занятости в целях поиска подходящей работы, трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода)?
1)
первичная регистрация безработных граждан;
поиск подходящей работы для безработного гражданина;
трудоустройство гражданина;
снятие с гражданина статуса «безработный».
2)
регистрация на основании заявления безработного;
внесение всех сведений, указанных в заявлении, в единую базу данных по безработным гражданам;
оплата гражданином услуг по регистрации и признание его безработным.
3)
первичная регистрация безработных граждан;
регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
регистрация граждан в качестве безработных;
перерегистрация безработных граждан.
4)
первичная регистрация безработных граждан;
вторичная регистрация безработных граждан в общероссийском центре занятости;
регистрация граждан в качестве «трудоустроенных» после нахождения подходящего места работы;
снятие трудоустроенного гражданина с учета по безработным.
5)
регистрация безработных граждан;
регистрация граждан в качестве безработных;
регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
перерегистрация безработных граждан.
Вопрос 2
Из предложенных вариантов выберите тот, в котором правильно обозначены предметы и средства труда, технология и продукты труда небольшой частной хлебопекарни?
1)
Мука, яйца, сахарный песок, дрожжи - технология;
Ножи, миксеры, духовые шкафы - предметы труда;
Рецепты, по которым выпекается хлеб и хлебобулочные изделия - средства труда;
Хлеб и хлебобулочные изделия - продукты труда.
2)
цех по производству хлеба и хлебобулочных изделий - предметы и средства труда;
устав, внутренние документы, должностные инструкции для сотрудников - технология;
мука, яйца, сахарный песок, дрожжи, хлеб и хлебобулочные изделия - продукты труда.
3)
мука, яйца, сахарный песок, дрожжи - предметы труда;
ножи, миксеры, духовые шкафы - средства труда;
рецепты, по которым выпекается хлеб и хлебобулочные изделия - технология;
хлеб и хлебобулочные изделия - продукты труда.
4)
хлеб и хлебобулочные изделия - предметы труда;
рецепты, по которым выпекается хлеб и хлебобулочные изделия - средства труда;
мука, яйца, сахарный песок, дрожжи - технология;
выручка и прибыль от продажи хлебобулочных изделий - продукты труда.
5)
мука, яйца, сахарный песок, дрожжи - средства труда;
ножи, миксеры, духовые шкафы - предметы труда;
рецепты, по которым выпекается хлеб и хлебобулочные изделия - продукты труда;
хлеб и хлебобулочные изделия - технология.
Вопрос 3
Из предложенных ситуаций выберите ту, которая является примером схемы «аутсорсинга»?
1) Предприятие нефтегазовой отрасли, проведя реструктуризацию своих активов, результатом которой стало выведение из состава компании автотранспортных и сервисных организаций, уже на условиях договора пользуется услугами данных компаний наряду с другими подобными организациями. Таким образом, Компания концентрирует внимание только на основных профильных видах деятельности.
2) Нефтедобывающее предприятие приняло решение о расширении своих активов, введя в состав Компании дополнительные буровые установки, считая бурение своим основным профилем деятельности. В результате данных мероприятий штат сотрудников Компании существенно расширился;
3) Компания в рамках осуществления инвестиционного проекта по строительству крупного торгового центра заключило договор с кадровым агентством на предоставление дополнительных работников строительных специальностей из-за нехватки собственного персонала на период строительства объекта;
4) Кадровое агентство, имея в своем штате высококлассных специалистов по компьютерным технологиям, на условиях договора, заключенного на 2 года, предоставляет этих работников крупной Компании;
5) Крупное Издательство выводит часть своих работников за рамки штата, передав их кадровому агентству, которое формально выполняет для этих работников функции работодателя, но по факту они продолжают работать в Издательстве.
Вопрос 4
Из предложенных вариантов выберите тот, который является примером олигополистического рынка труда.
1) Уровень занятости на рынке труда определяется предложением труда, так как оно меньше спроса на труд при данной заработной плате; работодатели нанимают предложенное количество труда, так как это выгодно для них. Количество труда определено предложением, несмотря на то, что спрос на труд больше;
2) на рынке труда только один работодатель, который вынужден нанимать каждого нового работника на ту заработную плату, которую хочет претендент. В результате такой ситуации работодатель вынужден предлагать более высокую заработную плату не только новому сотруднику, но и прежним работникам;
3) работники нанимаются относительно небольшим количеством работодателей, которые испытывают потребность в работниках определенного вида труда; Работодатель, так как он не единственный для потенциального работника, предлагает ту заработную плату, которая оправдывает его издержки на труд, а в случае циклического спада сохраняет существующий уровень занятости;
4) на рынке действует большое количество фирм, конкурирующих друг с другом за найм работников определенного вида труда на одинаковые рабочие места; рыночная заработная плата меняется в зависимости от конкретной ситуации, поэтому ни работники, ни работодатели не могут ее контролировать; рынок труда мобильный и очень гибкий;
5) интересы работников на рынке труда представляет сильная профсоюзная организация, которая «противостоит» единственному работодателю. Работодатель и профсоюз стремятся ограничить конкурентный уровень занятости, а также «договориться» об устраивающей обе стороны заработной плате.
Вопрос 5
Используя простую модель спроса на труд, определите в каком временном периоде действует строительная фирма в случае А и в случае Б:
А): используя одну и ту же технологию строительства сложных объектов, фирма действует по схеме подбора временного персонала, пользуясь услугами кадровых агентств в определенные периоды нехватки сезонного персонала, поэтому ставку заработной платы для сезонных рабочих фирма меняет в зависимости от спроса на их труд;
Б): при строительстве объектов, в зависимости от условий конкретного контракта с заказчиком, фирма использует различные технологии строительства, которые, в свою очередь, оказывают влияние на найм того или иного вида труда, необходимого для конкретного проекта. Заработная плата персонала меняется в зависимости от выполняемых конкретных видов работ.
1) А) - очень долгосрочный период; Б) - долгосрочный период;
2) А) - долгосрочный период; Б) - очень долгосрочный период;
3) А) - краткосрочный период; Б) - долгосрочный период;
4) А) - долгосрочный период; Б) - краткосрочный период;
5) А) - очень долгосрочный период; Б) - краткосрочный период.
Задание 2 (92)
Вопрос 1
Из предложенных вариантов выберите тот, который характеризует маржинальную безработицу:
1) в результате конкурентной борьбы и передела рынка некоторые предприятия разоряются, не выдержав «натиска» более успешных и мобильных компаний. В результате бывшие работники закрывшегося убыточного предприятия оказываются безработными. Они вынуждены искать работу, обращаясь в службы занятости, но испытывают трудности в поиске нового места работы, так как с трудом приспосабливаются к новым экономическим условиям; показатели безработицы растут;
2) машиностроительные предприятия, использующие новые технологии конвейерной сборки автомобилей по западным технологиям, переоснащаются с учетом новых стандартов и требований, поэтому часть сотрудников оказываются «не у дел» - их труд заменяют машины и новое оборудование; уровень безработицы в такой ситуации возрастает;
3) на определенном сегменте рынка труда (например, в определенном регионе или городе) возникает ситуация, когда работодатель предлагает очень низкую оплату труда либо плохие условия работы. В результате люди, проживающие в данном регионе, - потенциальные работники не хотят работать за предлагаемую заработную плату и рассматривают другие варианты, либо уезжают из данного региона в поисках лучших мест работы;
4) экономический спад в обществе определяет социально-экономическую ситуацию на рынке труда, в результате которой большое количество людей испытывает трудности в поиске подходящей работы. Такая безработица охватывает очень широкие слои населения, ее процент очень высок;
5) преимущество на рынке труда принадлежит мужчинам. Имеются проявления дискриминации женщин в трудовых отношениях, выражающиеся в неконкурентоспособности женского населения при найме на конкретные работы при всех равных данных с претендентами мужского пола. Женщины испытывают трудности в должностном продвижении, их увольняют в первую очередь при сокращении, особенно тех, кто имеет малолетних детей. В объявлениях о наличии вакантных мест оговаривается пол потенциального сотрудника.
Вопрос 2
Определите, какой вид конкуренции на рынке труда представлен в следующей ситуации: работник Иванов чувствует себя на рынке труда достаточно стабильно и безработица его не пугает, так как, по его мнению, фирма, где он работает, стабильна и успешна на рынке. Занимаемую работником Ивановым должность инженера он считает достаточно престижной, его интересует карьерный рост со стабильно растущей заработной платой. В то же время, он осознает, что на данную должность есть и другие достойные претенденты, поэтому старается не допускать ошибок в работе, повышает свой профессиональный уровень.
1) структурная конкурентоспособность;
2) ситуационная конкурентоспособность;
3) субъективно-объективная конкурентоспособность;
4) конкуренция на рынке труда при данной ситуации отсутствует;
5) в данной ситуации проявляются признаки трех видов конкурентоспособности на рынке труда: ситуационной, субъективно-объективной и структурной.
Вопрос 3
Определите, какая стратегия поведения свойственна:
а) женщине 40 лет, имеющей средне-специальное образование, относящейся к прежнему месту работы исключительно как источнику материальных благ, находящейся в поиске любой работы;
б) мужчине с высшим образованием, находящемуся в поиске такой работы, которая бы гарантировала заработок не ниже того, который был на прежнем месте его работы, а также предполагала бы карьерный рост в рамках его специальности и квалификации.
1) женщине свойственна безразличная стратегия поведения; мужчине свойственно профессиональное поведение;
2) женщине свойственно прагматическое поведение; мужчине свойственно профессиональное поведение;
3) женщине свойственно прагматическое поведение; мужчине свойственно безразличное поведение;
4) оба характеризуются признаками прагматического поведения;
5) оба имеют все признаки профессионального поведения.
Вопрос 4
Из предложенных вариантов выберите тот, который является примером стихийной забастовки:
1) работник ушел с рабочего места, мотивируя свой отказ продолжить работу тем, что ему выплатили меньшую по сравнению с предыдущим месяцем заработную плату;
2) забастовка организована отраслевой профсоюзной организацией и имеет целью требовать от работодателя лучших условий труда для работников железнодорожного транспорта;
3) работники объявили забастовку работодателю с требованием ввести дополнительный рабочий день работникам вредного производства, но профсоюз не согласился с выдвинутыми работниками требованиями, посчитав их неправомерными;
4) работники прядильного цеха ткацкой фабрики вступили в круговую поруку, защищая «обиженного» работодателем сотрудника, профсоюз поддержал данную акцию и выдвинул определенные требования и условия работодателю;
5) стачечный комитет работников угольной промышленности выдвинул требования по увеличению заработной платы и улучшению условий труда работников-угольщиков. Стачечный комитет требует решения данных вопросов на государственном уровне. Пока требования не удовлетворены, работники угольной промышленности объявили голодовку.
Вопрос 5
Выберите вариант ответа, который правильно и точно формулирует цель профессионального обучения работника:
1) целью профессионального обучения работника является получение знаний по работе с программами, что позволит работнику лучше работать на складе и получать более высокую заработную плату;
2) целью профессионального обучения работника является получение конкретных знаний по работе с программой «1С-СКЛАД», которые позволят работнику быстро и качественно осуществлять работу на складе;
3) целью профессионального обучения работника является получение знаний по работе. На обучение отведена 1 неделя, после чего полученные навыки работника оценивает заведующий складом и назначает его старшим специалистом склада с повышением оклада;
4) целью профессионального обучения работника является получение конкретных знаний по работе с программой «1С-СКЛАД», которые позволят работнику быстро и качественно осуществлять работу на складе, оформлять поступление товара, осуществлять инвентаризацию;
5) целью профессионального обучения работника является получение конкретных знаний по работе с программой «1С-СКЛАД», которые позволят работнику быстро и качественно осуществлять работу на складе, оформлять поступление товара, осуществлять инвентаризацию. На обучение отведена 1 неделя, после чего полученные навыки работника оценивает заведующий складом и назначает его старшим специалистом склада с повышением оклада на 3000 рублей.
Управление занятостью, 94-95
Задание 1 (94)
Вопрос 1
Повышение уровня безработицы может быть вызвано:
1) увеличением потока из занятого в экономически неактивное население;
2) увеличением потока из безработных в экономически неактивное население;
3) сокращением потока из экономически неактивного населения в безработные;
4) увеличением потока из безработных в занятые;
5) увеличением потока из безработных в экономически активное население.
Вопрос 2
Общие издержки на образование обычно не включают:
1) затраты на оплату преподавателей;
2) транспортные расходы на дорогу до института и обратно;
3) затраты на покупку учебников;
4) затраты на питание;
5) заработки, упущенные из-за того, что принято решение не вступать в рабочую силу.
Вопрос 3
Общая профессиональная подготовка на рабочем месте:
1) будет оплачена работником в форме сокращенной заработной платой;
2) повышает ценность работника для фирмы, предоставляющей обучение, в значительно большей степени, чем для других фирм;
3) помогает защитить работника от увольнения в случае сокращения спроса на продукт фирмы;
4) сокращает ценность работника для фирмы, потому что заработная плата должна будет возрасти в соответствии с его более высокой производительностью;
5) повышает ценность работника для фирмы, так как ему можно существенно понизить заработную плату.
Вопрос 4
Гражданин Петров занят основным видом трудовой деятельности, составляющей 40-часовую рабочую неделю. Оплата его труда составляет 200 рублей/час. Помимо заработной платы на основном месте работы, Петров имеет нетрудовой доход в виде получаемых дивидендов от вложенных собственных средств в акционерную компанию. Размер дивидендов - 1000 рублей/месяц. В течение недели, включая выходные дни - субботу и воскресенье - гражданин Петров тратит время на занятия спортом, прогулки, посещение выставок, музеев, концертных и развлекательных программ. Это время является досугом и занимает у гражданина Петрова 34 часа в неделю. Исходя из этих данных, определите потребляемый гражданином Петровым месячный набор благ (в расчет следует взять полные 4 недели).
1) 11000;
2) 33000;
3) 22000;
4) 20000;
5) 45000.
Вопрос 5
Используя полученный в процессе решения предыдущего задания результат, определите цену приобретаемых для потребления гражданином Петровым благ, если их объем за расчетный месяц составляет 10 000.
1) 1100;
2) 5500;
3) 3300;
4) 15000;
5) 3000.
Задание 2 (95)
Вопрос 1
Если население региона в общей сложности составляет 7,5 млн. человек, из которых 48,7% приходится на долю занятых, а 18% на долю безработных, то какова будет численность экономически неактивного населения данного региона?
1) 5 млн. 2 тыс. 500 человек;
2) 7 млн. 499 тыс. 933 человека;
3) 1 млн. 350 тыс. человек;
4) 2 млн. 497 тыс. 500 человек;
5) 3 млн. 652 тыс. 500 человек.
Вопрос 2
Используя данные предыдущего задания, определите численность экономически активного населения:
1) 5 млн. 2 тыс. 500 человек;
2) 7 млн. 499 тыс. 933 человека;
3) 1 млн. 350 тыс. человек;
4) 2 млн. 497 тыс. 500 человек;
5) 3 млн. 652 тыс. 500 человек.
Вопрос 3
Численность занятых в общем объеме экономически активного населения небольшого города равна 191 тыс. 880 человек, численность безработных в городе составляет 313 тыс. 200 человек. Численность экономически неактивного населения данного города в 1,6 раза меньше численности экономически активного населения. Определите общую численность населения города, складывающуюся из суммы экономически активного и экономически неактивного населения города:
1) 823 тыс. человек;
2) 628 тыс. 875 человек;
3) 315 тыс. 675 человек;
4) 505 тыс. 080 человек;
5) 823 тыс. 755 человек.
Вопрос 4
Используя данные предыдущего задания, определите долю занятых в общем объеме экономически активного населения:
1) 23%;
2) 38%;
3) 77%;
4) 62%;
5) 100%.
Вопрос 5
Используя данные из задания 3, определите долю экономически неактивного населения от общей численности населения города:
1) 61,7%;
2) 50%;
3) 38,3%;
4) 41,2%;
5) 68,4%.
Управление занятостью, тест
Задание 1
Вопрос 1. В чем заключается роль труда в развитии человека и общества?
1) в создании материальных ценностей;
2) в создании духовных ценностей;
3) в приобретении работниками новых навыков и раскрытии способностей;
4) в обогащении работников новыми знаниями;
5) все ответы верны.
Вопрос 2. Какой термин рекомендует Международная организация труда для обозначения той части населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы?
1) «трудовые ресурсы»;
2) «человеческий капитал»;
3) «рынок труда»;
4) «экономически активное население»;
5) все ответы верны.
Вопрос 3. Что заключает в себе понятие «рынок труда»?
1) рынок сырья, материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг;
2) совокупность экономически активного и экономически неактивного населения;
3) систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей;
4) продавцов и покупателей;
5) все ответы верны.
Вопрос 4. На чем основывается законодательство о занятости населения?
1) на Конституции РФ;
2) на Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации»;
3) на федеральных законах и иных нормативно-правовых актах РФ;
4) на законах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ;
5) все ответы верны.
Вопрос 5. Каким термином, согласно нормативно-правовым актам РФ о занятости населения, обозначено вознаграждение за труд, которое получает гражданин, работающий по трудовому договору?
1) оклад;
2) аванс;
3) трудовой доход;
4) заработок;
5) гонорар.
Задание 2
Вопрос 1. Какое название носит социально-экономическое явление, при котором некоторая часть экономически активного населения страны временно или постоянно не имеет работы и заработка?
1) кризис;
2) безработица;
3) занятость;
4) проблема;
5) незанятость.
Вопрос 2. Какой гражданин не может быть признан безработным?
1) неработающий 22-х летний студент ВУЗа;
2) не работавший ранее и не имеющий профессии студент, который впервые отказался на 5 день после регистрации в службе занятости от предложенной ему вакансии официанта;
3) неработающий 15-летний школьник;
4) работающий неполную рабочую неделю гражданин;
5) неработающая домохозяйка, не зарегистрировавшаяся в службе занятости согласно установленным требованиям.
Вопрос 3. Назовите страну, в которой безработным считают гражданина, не отработавшего ни одного дня в течение недели:
1) США;
2) Япония;
3) Великобритания;
4) Норвегия;
5) Германия.
Вопрос 4. По какой схеме работает компания, если она передает какую-либо из своих профильных функций другой компании извне?
1) по схеме лизинга;
2) по схеме аутсорсинга;
3) по схеме стратегического анализа;
4) по схеме аутстаффинга;
5) по подбору временного персонала.
Вопрос 5. Какая из стран на законодательном уровне наиболее подробно регламентировала вопросы «заемного» труда?
1) Ирландия;
2) Дания;
3) Финляндия;
4) Великобритания;
5) Германия.
Задание 3
Вопрос 1. Вы располагаете следующими статистическими данными: численность безработных на территории ХМАО-Югры сократилась с 16,9 тыс. до 15 тыс. человек. Характеристикой какого рынка труда в территориальном разрезе вы располагаете?
1) внутризаводского рынка труда;
2) федерального рынка труда;
3) регионального рынка труда;
4) международного рынка труда;
5) корпоративного рынка труда.
Вопрос 2. Укажите вариант, который является характеристикой первичного сектора территориального рынка труда?
1) выполняемые работы не требуют высокой квалификации;
2) условия труда хорошие, высококлассная и высокооплачиваемая работа;
3) низкий барьер трудовой мобильности;
4) большая текучесть кадров;
5) совокупность всех вышеназванных характеристик.
Вопрос 3. К какому сектору территориального рынка труда вы отнесете продавцов плодоовощной продукции?
1) к отраслевому рынку труда;
2) к профессиональному рынку труда;
3) к первичному рынку труда;
4) к вторичному рынку труда;
5) к внутреннему рынку труда на предприятии.
Вопрос 4. Что из перечисленного относится к характеристике отраслевого рынка труда?
1) рынок труда в настоящее время перенасыщен экономистами и финансистами;
2) рынок труда работников угольной промышленности характеризуется высокими показателями занятости;
3) среди работников нефтеперерабатывающего завода отмечается высокая текучесть кадров;
4) высокий уровень безработицы свойственен рынку труда г.Иваново;
5) все ответы верны.
Вопрос 5. Что такое корпоративный рынок труда?
1) это внутренний рынок труда на предприятии;
2) это рынок труда, где отношение «спрос-предложение» реализуется внутри коллектива предприятия;
3) это внутризаводской рынок труда;
4) это внутрифирменный рынок труда;
5) все ответы верны.
Задание 4
Вопрос 1. Укажите вариант, который является характеристикой конкурентной модели рынка труда?
1) ни работники, ни фирмы не могут контролировать рыночную заработную плату;
2) работодатель является единственным покупателем труда;
3) продавец труда обладает монопольной силой;
4) на рынке существует только один покупатель и один работодатель данного вида труда;
5) уровень занятости определяется «короткой стороной рынка».
Вопрос 2. Что предполагает модель профсоюза-монополиста при двусторонней монополии на рынке труда?
1) нейтрализацию монопольной силы работодателя;
2) увеличение заработной платы до уровня максимизации экономической ренты работников;
3) поведение профсоюза, аналогичное поведению фирмы-монополиста на рынке;
4) верны ответы 2,3;
5) верны ответы 1,2,3.
Вопрос 3. Если олигопсонист на олигополистическом рынке труда не обладает монопольной силой на рынке благ, то:
1) существует жесткость заработной платы;
2) уровень занятости в период циклического спада сохраняется;
3) поднимается заработная плата;
4) верны ответы 1,2;
5) верны ответы 1,2,3.
Вопрос 4. Какая модель рынка труда характеризуется ситуацией, когда существует только один покупатель данного вида труда и один работодатель?
1) конкурентный рынок труда;
2) монопсония на рынке труда;
3) олигополистический рынок труда;
4) двусторонняя монополия;
5) неравновесный рынок труда.
Вопрос 5. Назовите основное различие неравновесной модели рынка труда от равновесной?
1) жесткость заработной платы;
2) высокая занятость в четкой зависимости от высокой заработной платы;
3) большое количество комбинаций заработной платы и занятости;
4) четкая зависимость заработной платы от уровня занятости;
5) низкая занятость.
Задание 5
Вопрос 1. Какой вид безработицы, связанный с тем, что специальности безработных не отвечают изменяющимся современным потребностям рынка, распространен в современной России?
1) циклическая безработица;
2) полная безработица;
3) структурная безработица;
4) фрикционная безработица;
5) все ответы верны.
Вопрос 2. Что является причиной роста структурной безработицы в России?
1) рост производства;
2) рост потребности в работниках новых специальностей;
3) рост потребности в работниках высокой квалификации;
4) квалификация и специальности существующих работников не отвечают изменяющимся потребностям рынка труда;
5) все ответы верны.
Вопрос 3. К чему может привести применение дешевой и бесправной рабочей силы, получившее распространение в современной России?
1) к консервации низкого уровня оплаты труда;
2) к нечестной конкуренции на рынке труда;
3) к распространению теневой занятости и коррупции;
4) к вовлечению мигрантов в криминальные структуры;
5) все ответы верны.
Вопрос 4. Какие меры предусмотрены в настоящее время Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» для решения проблемы молодежной занятости?
1) проведение ярмарок вакансий;
2) создание учебных рабочих мест;
3) информирование молодежи о положении на рынке труда;
4) содействие самозанятости молодежи;
5) все ответы верны.
Вопрос 5. Назовите стороны социального партнерства:
1) работодатель, работник в лице своего представителя;
2) работник в лице работодателя, профсоюз;
3) профсоюзы, объединения работодателей различного уровня;
4) работодатель федерального уровня, работодатель регионального уровня, работодатель отраслевого уровня;
5) все ответы верны.
Задание 6
Вопрос 1. Укажите тип правового акта, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых и экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателями?
1) закон;
2) конвенция;
3) соглашение;
4) норматив;
5) верны все ответы.
Вопрос 2. Какой тип документа определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отраслей?
1) генеральное соглашение;
2) региональное соглашение;
3) табель о рангах;
4) отраслевое соглашение;
5) территориальное соглашение.
Вопрос 3. При каком условии действие соглашения распространяется на конкретную организацию?
1) если работодатель является членом объединения работодателей, заключившего соглашение;
2) если работодатель присоединился к соглашению;
3) если работодатель не является членом объединения работодателей, заключившего соглашение;
4) верны ответы 1, 2;
5) верны ответы 1,2,3.
Вопрос 4. В какой из зарубежных стран в рамках определения «подходящая работа» учитывается возможность для работников ежедневно возвращаться домой?
1) в Бельгии;
2) в Швейцарии;
3) в Финляндии;
4) в США;
5) все ответы верны.
Вопрос 5. Какое правило позволяет безработным Великобритании отказываться от предложений с менее благоприятными условиями, чем те, которыми они пользовались на своей прежней работе?
1) учет профессии, навыков, способностей, образования, профессионального опыта;
2) учет времени, затрачиваемого на проезд к месту работы, необходимости смены места жительства;
3) непричастность системы поиска подходящей работы к трудовым конфликтам и спорам;
4) требования к размеру вознаграждения за работу и условия труда на предлагаемом рабочем месте;
5) все ответы верны.
Задание 7
Вопрос 1. Какова основная цель Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ?
1) повышение эффективности рынка труда;
2) легализация рынка труда;
3) предотвращение негативных последствий реструктуризации отраслей экономики;
4) повышение качества новых рабочих мест;
5) все ответы верны.
Вопрос 2. На что делается акцент в обеспечении бюджетного финансирования мероприятий по проведению активной политики занятости в РФ?
1) на сохранение и развитие кадрового потенциала;
2) на молодежный рынок труда;
3) на реструктурируемые отрасли экономики и регионы с напряженной ситуацией на рынке труда;
4) на все отрасли экономики;
5) все ответы верны.
Вопрос 3. Н что направлены мероприятия, связанные со снижением спроса на рабочую силу в процессе регулирования ситуации по занятости в региональном разрезе?
1) на сдерживание размещения на территории региона производительных сил и создания новых рабочих мест с более жесткими условиями труда;
2) на сокращение рабочего времени;
3) на создание условий неполной занятости;
4) на повышение предложения на рабочую силу и установление жесткой заработной платы;
5) на интеграцию в международный рынок труда.
Вопрос 4. Укажите мероприятие, нацеленное на снижение предложения рабочей силы в регионах?
1) разработка специальных программ, повышающих конкурентоспособность отдельных групп населения;
2) разрешение нестандартных форм занятости;
3) миграционная политика по привлечению рабочей силы в регион;
4) увеличение пособий и сроков отпуска женщин по уходу за детьми;
5) все ответы верны.
Вопрос 5. Назовите вид программ, получивший распространение в регионах, помимо программ содействия занятости?
1) программы по смягчению социальной напряженности, вызванной структурной перестройкой в ряде отраслей;
2) программы по содействию занятости молодежи 14-16 лет;
3) программы реабилитации пенсионеров;
4) программы по смягчению социальной напряженности, вызванной циклической безработицей в РФ;
5) все ответы верны.
Задание 8
Вопрос 1. С какой целью осуществляется организация общественных работ в шахтерских городах в рамках программы по смягчению социальной напряженности и содействия занятости увольняемых работников в угледобывающих регионах?
1) с целью выявления специалистов высокого класса;
2) с целью обучения молодых работников;
3) с целью обеспечения временной занятости граждан, состоящих на учете в качестве безработных;
4) для обеспечения работников дополнительным заработком;
5) с целью обеспечения постоянной занятости безработных.
Вопрос 2. Какие мероприятия включают в себя программы временной занятости молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет?
1) шелкография и швейное дело;
2) переплет книг для издательства;
3) работы по уборке территорий;
4) работы по оборудованию площадок для занятий спортом;
5) все ответы верны.
Вопрос 3. Кому предоставляются целевые субсидии из средств государственной поддержки на организацию собственного дела в угледобывающих регионах?
1) работникам, высвобожденным из организации угольной отрасли в связи с ликвидацией и состоящим на учете в органах службы занятости;
2) гражданам, переселяющихся из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
3) незащищенным категориям граждан из числа бывших работников угольной промышленности;
4) органам исполнительной власти субъектов РФ, обеспечивающим контроль над ходом реализации программ местного развития;
5) все ответы верны.
Вопрос 4. В каких случаях работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, обязаны организовать в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств?
1) если численность работников составляет менее 100 человек;
2) если уставный капитал организации составляет более 100 тыс.руб.;
3) если уставный капитал организации составляет более 100 тыс.руб.;
4) если численность работников составляет более 100 человек;
5) по желанию работодателя.
Вопрос 5. В чем состоят негативные последствия некоторых мер по финансированию и кредитованию, используемых правительством и местными органами управления в регулировании рынка труда?
1) в искусственном сдерживании безработицы;
2) в наращивании инвестиционных процессов, падении объемов производства и производительности труда;
3) в хронической безработице;
4) в обострении социальных проблем;
5) все ответы верны.
Задание 9
Вопрос 1. Как называется количество труда, которое работодатели желают использовать в данный период времени за определенную ставку заработной платы?
1) производительность;
2) предложение труда;
3) спрос на труд;
4) выработка;
5) производство.
Вопрос 2. Какое условие в простой модели спроса на труд определяет его объем?
1) равенство отношений предельного продукта к предельным издержкам труда;
2) отношение предельного продукта капитала к предельным издержкам капитала;
3) предельный продукт труда в натуральной форме равен реальной заработной плате;
4) верны ответы 1, 2;
5) верны ответы 1,2,3.
Вопрос 3. В каком случае два вида ресурсов являются дополнителями в производстве?
1) если при производстве продукта они используются в обратной зависимости по отношению друг к другу;
2) если большее использование одного вида ресурса ведет к меньшему использованию второго;
3) если меньшее использование одного ресурса ведет к большему использованию второго;
4) если при производстве продукта они используются в прямой пропорции по отношению друг к другу;
5) все ответы верны.
Вопрос 4. Если большее использование одного вида ресурса ведет к меньшему использованию второго при производстве данного объема продукта, то такие факторы являются:
1) дополнителями в производстве;
2) заменителями в производстве;
3) издержками производства;
4) факторами труда;
5) дефицитными ресурсами.
Вопрос 5. Как ведет себя спрос при росте стоимости государственных услуг?
1) непредсказуемо;
2) происходят резкие скачки спроса;
3) повышается;
4) сокращается;
5) не меняется.
Задание 10
Вопрос 1. Из чего складывается общий объем времени, имеющийся в распоряжении индивидуума, в простой модели предложения труда?
1) трудовая деятельность и досуг;
2) трудовая деятельность и обучение;
3) время, затраченное на трудовую деятельность;
4) досуг;
5) время, затраченное на основную трудовую деятельность и работу по совместительству.
Вопрос 2. Каким термином можно обозначить ситуацию, когда при установленной стандартной продолжительности рабочего времени работник стремится его уменьшить и уклониться от работы?
1) сверхзанятость;
2) ограничение часов работы;
3) самозанятость;
4) абсентеизм;
5) все ответы верны.
Вопрос 3. Укажите пример возникновения нелинейных бюджетных ограничений?
1) самозанятость;
2) система сдельной оплаты труда;
3) повременная система оплаты труда;
4) верны ответы 1, 2;
5) верны ответы 1, 2, 3.
Вопрос 4. Какой фактор серьезно влияет на получаемый доход при сдельной оплате труда или самозанятости в том случае, когда часовой заработок зависит от количества произведенных в этот час единиц продукта?
1) квалификация работника;
2) базовая ставка заработной платы;
3) неравномерность производительности труда;
4) объем выполненных работ;
5) уровень образования работника.
Вопрос 5. Чем объясняются бюджетные ограничения в простой модели предложения труда?
1) потребляемый набор благ не может стоить больше, чем полученная заработная плата и нетрудовой доход;
2) потребляемый набор благ может стоить больше, чем полученная заработная плата и нетрудовой доход;
3) недостаточностью бюджетных ассигнований;
4) отсутствием трудового дохода;
5) отсутствием нетрудового дохода.
Задание 11
Вопрос 1. Назовите причину вынужденной безработицы:
1) предлагаемая работнику заработная плата не соответствует его ожиданиям;
2) подъем экономики;
3) большой спрос на рабочую силу;
4) убыточность предприятий и их сокращение;
5) все ответы верны.
Вопрос 2. Какие факторы оказывают влияние на изменение конкурентоспособности субъекта рабочей силы на рынке труда?
1) ситуация на рынке труда;
2) преобладание на рынке труда работников с высшим образованием и высокой квалификацией;
3) самоуверенность работника исходя из соотношения его объективной позиции на рынке и субъективной самооценки;
4) доминирование на рынке труда работников-мужчин;
5) верны все ответы.
Вопрос 3. Что является критерием выделения субъективно-объективного типа конкурентоспособности работника на рынке труда?
1) роль индивида в общественной организации труда;
2) социальная группа индивида;
3) профилирование;
4) соотнесение объективной и субъективной позиций индивида;
5) все ответы верны.
Вопрос 4. Укажите группу факторов конкурентоспособности работника на рынке труда связанную с социально-демографической ситуацией?
1) ситуационная конкурентоспособность;
2) субъективно-объективная конкурентоспособность;
3) структурная конкурентоспособность;
4) субъективная конкурентоспособность;
5) объективная конкурентоспособность.
Вопрос 5. Укажите явную причину безработицы лиц старшего возраста?
1) особая сложность найти работу по специальности;
2) отсутствие специальности и квалификации;
3) в условиях НТР и интенсификации труда снижается уровень трудоспособного возраста;
4) трудности в должностном продвижении;
5) предложение работы на невыгодных условиях.
Задание 12
Вопрос 1. Какие функции свойственны безработице как явлению?
1) функция, способствующая постоянному обновлению социальной структуры общества;
2) функция стимулирования мобильности людей и их адаптации к меняющимся запросам экономики;
3) функция справедливости;
4) функция стимулирования;
5) все ответы верны.
Вопрос 2. Для чего необходим анализ поведения безработных?
1) для регулирования занятости;
2) для оказания социального содействия оказавшимся без работы людям;
3) для контроля над различными ситуациями социального риска, связанного с безработицей;
4) для статистики;
5) все ответы верны.
Вопрос 3. Каким образом безработица способствует постоянному обновлению социальной структуры общества?
1) «отбраковывает» отмирающие профессиональные группы;
2) выявляет скрытую безработицу;
3) дисциплинирует работника, подталкивает к активности и повышению квалификации;
4) приводит к ухудшению социального самочувствия населения;
5) снижает уровень жизни семей.
Вопрос 4. Укажите социальную причину, определяющую уровень и другие характеристики безработицы:
1) благосостояние семьи работника;
2) квалификационный уровень работника;
3) экономические потери;
4) ценностные ориентации и предпочтения людей в потреблении;
5) все ответы верны.
Вопрос 5. Чем характеризуется стратегия поведения безработного, которое называется «профессиональное»?
1) носители данного поведения в большинстве своем проходят переобучение под давлением обстоятельств;
2) половина носителей данного поведения ищет работу только по специальности;
3) четверть носителей данного поведения ищет любую работу;
4) примерно треть носителей данного поведения обучается на курсах;
5) все ответы верны.
Задание 13
Вопрос 1. Что объединяет в себе человеческий капитал?
1) качественные характеристики рабочей силы;
2) способности человека к трудовой деятельности;
3) умения и навыки работника;
4) природные способности отдельного человека;
5) все ответы верны.
Вопрос 2. Что объединяет в себе человеческий потенциал?
1) физические качества человека;
2) духовные качества человека;
3) культурные качества человека;
4) физические, духовные, культурные и иные качества населения в целом;
5) все ответы верны.
Вопрос 3. Чем различаются понятия «человеческий капитал» и «человеческий ресурс»?
1) в человеческий ресурс необходимо вкладывать, а от человеческого капитала - получать;
2) человеческий капитал - то, что мы вкладываем в человека, а человеческий ресурс - то, что можно получить от него;
3) разницей в распределении ресурсов:
4) для поддержания ресурса необходимы инвестиции;
5) все ответы верны.
Вопрос 4. Где может быть реализован общий человеческий капитал?
1) на определенном рабочем месте;
2) в конкретной фирме;
3) на различных рабочих местах и фирмах;
4) на бирже труда;
5) на международном рынке труда.
Вопрос 5. Чем специфический человеческий капитал отличается от общего человеческого капитала?
1) специфический человеческий капитал может быть применён на различных фирмах;
2) специфический человеческий капитал может быть применён только на определенном рабочем месте, в конкретной фирме;
3) методами и размерами материального стимулирования;
4) совокупностью характеристик;
5) количеством элементов, составляющих специфический человеческий капитал.
Задание 14
Вопрос 1. С чем связана теория образовательных сигналов на рынке труда?
1) с проблемой отбора работников;
2) с проблемой выяснения работодателем производительности работников до начала их трудовой деятельности;
3) с предпосылкой того, что образование не увеличивает способности, производительность работника;
4) с предпосылкой того, что люди изначально имеют разные способности;
5) все ответы верны.
Вопрос 2. Почему более высокий уровень образования будет выявлять большую производительность работника?
1) труд более способного работника изначально высоко оплачивается;
2) более способный работник делает свою работу быстрее и качественнее;
3) потому что от природы способному работнику не требуется образование;
4) при прочих равных условиях из-за того, что у менее способного работника меньше издержки на приобретение образования, он получит большую отдачу от него;
5) при прочих равных условиях из-за того, что у более способного работника меньше издержки на приобретение образования, он получит большую отдачу от него.
Вопрос 3. С какой целью осуществляется государственное субсидирование образования?
1) с целью обеспечения равенства возможностей доступа к образованию для людей с разным уровнем дохода;
2) с целью дифференцированного подхода к вопросам образования людей с разным уровнем дохода;
3) с целью снижения безграмотности населения;
4) с целью выявления скрытых способностей, талантов у людей с низким уровнем дохода;
5) с целью обеспечения равных возможностей доступа к образованию людей разных национальностей.
Вопрос 4. Почему норма отдачи от образования для общества отличается от нормы отдачи от образования для индивидуума?
1) издержки, и выгоды от образования обществом и индивидуумом рассчитываются одинаково;
2) общество имеет другие качественные характеристики образования;
3) издержки, и выгоды от образования обществом и индивидуумом рассчитываются по-разному;
4) выгоды и издержки от образования индивидуума невозможно рассчитать;
5) потому что это два несопоставимых показателя.
Вопрос 5. Какие факторы повышают индивидуальную норму дисконтирования?
1) индивидуальный риск;
2) несовершенство информации о возможности успешной реализации полученного образования;
3) несовершенство информации о размерах будущих доходов индивидуума;
4) действия на макроуровне;
5) все ответы верны.
Задание 15
Вопрос 1. Какие сведения о зарегистрировавшихся содержит база данных государственного центра труда и занятости?
1) возраст;
2) информация об образовании;
3) квалификация и профессиональный опыт;
4) интересующая работа;
5) все перечисленное.
Вопрос 2. Какая составная часть профессиональной реабилитации инвалидов гарантируется государством?
1) полное обеспечение бесплатными лекарственными средствами;
2) бесплатный проезд на всех видах воздушного, наземного и железнодорожного транспорта;
3) трудоустройство;
4) профессиональное обучение;
5) получение высшего образования.
Вопрос 3. Что обязан делать работодатель в соответствии с установленной Государством квотой для приема на работу инвалидов?
1) создавать или выделять рабочие места для инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов;
4) предоставлять ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней;
5) все ответы верны.
Вопрос 4. Как называются забастовки, как правило, короткие по своей продолжительности и начинающиеся без предупреждения?
1) случайные;
2) стихийные;
3) организованные;
4) неорганизованные;
5) все ответы верны.
Вопрос 5. Как называется главная санкция работодателя в ответ на действия рабочих, которая заключается в увольнении всех бастующих?
1) сокращение;
2) роспуск;
3) беспредел;
4) нокаут;
5) локаут.
Задание 16
Вопрос 1. Назовите требования к целям профессионального обучения:
1) цели должны быть конкретными и специфическими;
2) цели должны ориентировать на получение практических навыков;
3) цели должны быть измеримыми;
4) цели должны поддаваться количественной оценке;
5) все ответы верны.
Вопрос 2. Как называется обучение не имеющих никакой профессии трудоспособных граждан незнакомой им профессии для последующего трудоустройства?
1) переподготовка;
2) повышение квалификации;
3) профессиональное обучение;
4) подготовка новых работников;
5) все ответы верны.
Вопрос 3. Как называется освоение обучающимися, имеющими профессию и опыт работы, новой профессии?
1) переподготовка;
2) самообучение;
3) занятость;
4) повышение квалификации;
5) верны все ответы.
Вопрос 4. Что определяет характер переподготовки работника?
1) структура вакантных рабочих мест и их требования к квалификации рабочей силы;
2) структура высвобождаемых работников по уровню квалификации;
3) сочетание требований в пунктах 1 и 2;
4) поведение работника;
5) верны ответы 1, 2, 4.
Вопрос 5. Что такое повышение квалификации?
1) обучение работников той же профессии без перемены ими места своей трудовой деятельности;
2) обучение работников той же профессии при перемене места трудовой деятельности;
3) обучение трудоспособных граждан, не имеющих никакой профессии, незнакомой им профессии для последующего трудоустройства;
4) освоение работниками, имеющими профессию и опыт работы, новой профессии;
5) получение средне-специального образования.
Задание 17
Вопрос 1. Как называется добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов?
1) общественная организация;
2) профсоюз;
3) руководящий орган;
4) коллектив;
5) верны все ответы.
Вопрос 2. Какой признак лежит в основе создания профсоюзного объединения?
1) отраслевой;
2) территориальный;
3) региональный;
4) профессиональный;
5) верны все ответы.
Вопрос 3. Что такое профсоюзный орган?
1) добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ;
2) лицо, состоящее в первичной профсоюзной организации;
3) руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа;
4) орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза или положением о первичной профсоюзной организации;
5) верны все ответы.
Вопрос 4. Какова основная задача профсоюза?
1) планирование интересов;
2) защита прав и интересов работников в сфере труда,
3) убеждение руководителей предприятия в необходимости реорганизации компании;
4) защита прав и интересов работодателей;
5) все ответы верны.
Вопрос 5. Какая функция может быть использована для описания поведения профсоюзов?
1) функция полезности профсоюзов;
2) функция эффективных переговоров;
3) функция спроса на труд;
4) функция предложения труда;
5) модель поведения профсоюзов.
Задание 18
Вопрос 1. Какая модель является альтернативой модели «право на управление»?
1) простая модель спроса на труд;
2) модель эффективных переговоров;
3) простая модель предложения труда;
4) модель переговоров;
5) модель «сглаживание острых углов».
Вопрос 2. В чем заключается сущность социального партнерства?
1) в поиске компромиссных решений, учитывающих интересы как предпринимателей, так и трудящихся;
2) в разрешении или сглаживании противоречий между основными социальными партнерами;
3) в реализации задач по защите интересов трудящихся перед работодателями и руководителями предприятий;
4) в активизации работы по созданию первичных профсоюзных организаций;
5) все ответы верны.
Вопрос 3. Назовите составную часть коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства?
1) Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
2) профсоюзное объединение;
3) отраслевое соглашение;
4) региональное соглашение;
5) Общероссийское объединение профсоюзов.
Вопрос 4. Назовите путь, который мог бы способствовать усилению защиты прав работников через систему социального партнерства?
1) предоставление информации о работниках региональным органам по труду;
2) вовлечение сотрудников в проектирование и осуществление инновации;
3) помощь и поддержка работников;
4) предоставление права региональным органам по труду распространять действие основных положений коллективных договоров, заключенных в большинстве организаций на данной территории, на других работодателей, которые не имеют в своей организации коллективного договора;
5) манипулирование людьми.
Вопрос 5. Назовите стороны социального партнерства:
1) производитель и потребитель;
2) работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей;
3) работники и профсоюзные объединения;
4) организация и ее партнеры по бизнесу;
5) работник и работодатель.
Управление занятостью, семинары
Задание 1
Вопрос 1. Как называется все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей?
1) технология;
2) средства труда;
3) предметы труда.
Вопрос 2. Что относится к средствам производства?
1) средства труда;
2) предметы труда;
3) совокупность вышеперечисленных ответов.
Вопрос 3. Кто является носителем трудовых отношений в обществе?
1) работающая часть населения;
2) экономически неактивное население;
3) совокупность вышеперечисленных ответов.
Вопрос 4. Кого относят к экономически неактивному населению?
1) часть населения, не входящую в состав рабочей силы;
2) часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг;
3) занятых и безработных.
Вопрос 5. Кто входит в экономически активное население?
1) занятые;
2) безработные;
3) оба ответа верны.
Вопрос 6. Кого вы отнесете к экономически неактивному населению?
1) гражданина, официально зарегистрированного в службе занятости как «безработный»;
2) гражданина 65 лет, получающего пенсию по старости;
3) оба ответа верны.
Вопрос 7. В каком случае применимо понятие «трудовой доход»?
1) в случае вознаграждения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью или получающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам;
2) в случае вознаграждения граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой;
3) оба ответа верны.
Вопрос 8. Какой из видов безработицы связан с переменой места работы по инициативе самих граждан?
1) циклическая безработица;
2) фрикционная безработица;
3) структурная безработица.
Вопрос 9. Какой из видов безработицы считается наиболее болезненным для общества из-за своей масштабности?
1) циклическая безработица;
2) фрикционная безработица;
3) структурная безработица.
Вопрос 10. Как называется схема предоставления находящихся в штате кадрового агентства сотрудников клиенту на относительно длительный срок?
1) аутсорсинг;
2) аутстаффинг;
3) лизинг персонала.
Вопрос 11. При каком условии, согласно определению МОТ, возникают трёхсторонние трудовые отношения в сфере занятости?
1) наемные работники одного лица работают для другого лица;
2) работодатель берет на себя добровольно определенную ответственность перед работником;
3) оба ответа верны.
Вопрос 12. Из предложенных вариантов выберите действующую на рынке РФ компанию, которая в числе первых начала использование новых форм найма работников:
1) корпорация ИКЕА;
2) Макдоналдс;
3) АЗЛК.
>Задание 2Вопрос 1. На что направлен анализ федерального рынка труда?
1) на выявление проблем занятости в стране;
2) на выявление путей решения проблем занятости в государственном масштабе;
3) верны оба ответа.
Вопрос 2. Что может влиять на удовлетворение потребности в рабочей силе на региональном рынке труда?
1) демографическая ситуация в регионе;
2) развитость транспортной системы;
3) верны оба ответа.
Вопрос 3. Что позволяет оценить возможности решения проблемы занятости на отраслевых и профессиональных рынках труда?
1) сравнение количества вакантных рабочих мест с численностью незанятого населения;
2) информация о профессиональной подготовке безработных лиц;
3) верны оба ответа.
Вопрос 4. Назовите главную особенность внутреннего рынка труда на предприятии:
1) отношение «спрос-предложение» реализуется внутри коллектива;
2) внутрифирменное движение рабочей силы способствует удовлетворению потребностей предприятия и реализации личных устремлений работника;
3) верны оба ответа.
Вопрос 5. Какие рабочие места относятся к первичному сектору территориального рынка труда?
1) обеспечивающие работнику высокую заработную плату и хорошие условия труда;
2) обеспечивающие работнику стабильную занятость и шансы на продвижение;
3) верны оба ответа.
Вопрос 6. В какой роли выступает предприятие на территориальном рынке труда?
1) как покупатель рабочей силы;
2) как поставщик излишней или не соответствующей требованиям производства рабочей силы;
3) верны оба ответа.
Вопрос 7. Что такое «подстройка рынка» на конкурентном рынке труда?
1) процесс достижения новой точки равновесия, нахождение нового уровня занятости и заработной платы;
2) гибкость рынка труда;
3) верны оба ответа.
Вопрос 8. Определите модель рынка труда, при которой в точке равновесия нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения?
1) двусторонняя монополия;
2) неравновесный рынок труда;
3) монопсония.
Вопрос 9. Как называется направленное воздействие на рыночный механизм, осуществляемое через систему мер, призванных изменить ситуацию на рынке труда?
1) управление рынком труда;
2) механизм регулирования рынка труда;
3) регулирование рынка труда.
Вопрос 10. Что служит объектом регулирования рынка труда?
1) поведение собственников рабочей силы;
2) поведение работодателей;
3) верны оба ответа.
Вопрос 11. Кто может осуществлять регулирование рынка труда РФ?
1) государство;
2) правовые органы РФ, профсоюзы, фонды и благотворительные организации;
3) верны оба ответа.
Вопрос 12. Чем определяется структура типов экономического, правового, социального действия субъектов и их взаимодействия по поводу спроса и предложения рабочей силы?
1) механизмом регулирования рынка труда;
2) законодательным актом;
3) верны оба ответа.
>Задание 3Вопрос 1. Чем опасен теневой рынок труда для России?
1) он деформирует социально-трудовые отношения, игнорируя трудовые права и законные интересы работников, требования охраны труда;
2) он служит причиной массового недовольства работников своим социальным положением, что приводит к росту социальной напряженности;
3) оба ответа верны.
Вопрос 2. Назовите причину ситуации, когда у предпринимателей есть свободные рабочие места, но они не могут найти подходящих рабочих и специалистов на них?
1) подготовка кадров не успевает за изменяющимися уровнями производства;
2) предприниматели предлагают неоправданно низкую заработную плату для специалистов;
3) верны оба ответа.
Вопрос 3. Назовите причину сложившегося положения по применению дешевой и бесправной рабочей силы в РФ:
1) несовершенство законодательной базы по регулированию этих процессов;
2) забюрократизированность процедуры и условий выдачи работодателям разрешений на привлечение иностранной рабочей силы;
3) верны оба ответа.
Вопрос 4. С какой целью были внесены изменения, связанные с молодежной занятостью, в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»?
1) чтобы расширить круг молодежи, пользующейся привилегиями со стороны государственной службы занятости;
2) с целью снижения порогового возраста безработного молодого человека;
3) с целью упрощения процедуры признания безработными молодых людей.
Вопрос 5. Из предложенных вариантов выберите тот, который способствует предупреждению роста безработицы среди молодежи:
1) система профориентационной работы;
2) отсрочка от службы в армии;
3) льготные условия поступления в ВУЗы для определенных категорий молодежи.
Вопрос 6. Как называется система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной и региональной власти, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений?
1) генеральное соглашение;
2) инструкция;
3) социальное партнерство.
Вопрос 7. Какой вид соглашения устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне?
1) генеральное соглашение;
2) региональное соглашение;
3) территориальное соглашение.
Вопрос 8. Назовите виды соглашений по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах:
1) двусторонние и трехсторонние;
2) односторонние и двусторонние;
3) двусторонние и четырехсторонние.
Вопрос 9. Что устанавливает территориальное соглашение?
1) общие условия труда работникам на территории соответствующего муниципального образования;
2) трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования;
3) оба ответа верны.
Вопрос 10. Какой документ определяет понятие «подходящая работа»?
1) Конституция РФ;
2) Конвенция МОТ №44 (1934г);
3) Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Вопрос 11. В законодательствах каких зарубежных стран учитывается вознаграждение за работу, соответствующее предложенной и устанавливаемое путем коллективного договора?
1) Австрии и Финляндии;
2) ФРГ и Швеции;
3) верны оба ответа.
Вопрос 12. В каких странах не предусмотрено предлагать безработным любые вакантные профессии и должности, которые образовались из-за временной приостановки предприятия?
1) в Швеции и Финляндии;
2) в США и Великобритании;
3) оба ответа верны.
Задание 4
Вопрос 1. На какие слои населения распространяется субсидирование занятости?
1) молодежь, матерей-одиночек;
2) инвалидов;
3) оба ответа верны.
Вопрос 2. На что направлено мероприятие в виде поощрения досрочного выхода на пенсию?
1) на увеличение предложения рабочей силы;
2) на снижение предложения рабочей силы;
3) на повышение спроса на рабочую силу.
Вопрос 3. Увеличению предложения рабочей силы может способствовать такое мероприятие, как:
1) организация общественных работ;
2) снижение масштабов профессионального обучения;
3) миграционная политика по привлечению рабочей силы в регион.
Вопрос 4. Каким образом оказывается содействие в создании рабочих мест в угледобывающих регионах РФ?
1) расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих перспективных предприятий;
2) создание новых производств, включая субъекты малого предпринимательства;
3) оба ответа верны.
Вопрос 5. В каких случаях предоставляется финансовая помощь (безвозмездная субсидия) жителям угледобывающих регионов РФ?
1) при переселении из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
2) при высвобождении работников шахт и разрезов и др. организаций угольной промышленности в связи с их ликвидацией;
3) оба ответа верны.
Вопрос 6. Кто обеспечивает контроль над ходом реализации программ местного развития и целевым использованием средств государственной поддержки в шахтерских городах?
1) органы исполнительной власти субъектов РФ;
2) законодательные органы РФ;
3) оба ответа верны.
Вопрос 7. Московский молодежный центр занятости «Перспектива» осуществляет помощь в трудоустройстве и занятости молодых людей в возрасте:
1) от 18 до 22 лет;
2) от 14 до 18 лет;
3) от 14 до 25 лет.
Вопрос 8. Кто обеспечивает информационное содействие государственной политике занятости?
1) молодежь и студенты;
2) средства массовой информации;
3) службы занятости.
Вопрос 9. Кто участвует в реализации городской целевой программы по трудоустройству «Молодежь Москвы»?
1) правительство Москвы;
2) работодатели и профсоюзы Москвы;
3) оба ответа верны.
Вопрос 10. Какое наказание установлено Законом г.Москвы «О квотировании рабочих мест» для работодателей - юридических лиц, не выполняющих требования данного закона?
1) наложение административного штрафа в размере 500 МРОТ;
2) наложение административного штрафа в размере 50 МРОТ;
3) уголовная ответственность.
Вопрос 11. Какое наказание установлено Законом г.Москвы «О квотировании рабочих мест» для работодателей - должностных лиц, не выполняющих требования данного закона?
1) наложение административного штрафа в размере 500 МРОТ;
2) наложение административного штрафа в размере 50 МРОТ;
3) уголовная ответственность.
Вопрос 12. Почему на данный момент трудно получить полную количественную и качественную характеристику рынка труда в России?
1) отсутствует система показателей, позволяющая оценить «наполнение» рынка на определенный момент времени;
2) отсутствует система показателей, позволяющая оценить динамику рынка с учетом изменений во времени;
3) оба ответа верны.
Задание 5
Вопрос 1. При простой модели спроса на труд в краткосрочном периоде фирма располагает фиксированным объемом капитала как фактора производства и принимает решение об объеме использования только одного фактора. Назовите этот фактор:
1) труд;
2) капитал;
3) технология.
Вопрос 2. При каком условии достигается максимум прибыли в простой модели спроса на труд?
1) если предельный продукт труда в натуральной форме равен реальной заработной плате;
2) если предельный продукт труда в натуральной форме меньше реальной заработной платы;
3) если предельный продукт труда в натуральной форме больше реальной заработной платы.
Вопрос 3. Расширение модели спроса на труд предполагает наличие труда двух видов. Назовите их:
1) квалифицированный и неквалифицированный;
2) высокооплачиваемый и низкооплачиваемый;
3) ручной и механизированный.
Вопрос 4. Что может воздействовать на изменение спроса в пределах разных видов труда?
1) изменение цен;
2) потребности рынка труда;
3) уровень образования.
Вопрос 5. От чего будет зависеть объем услуг, предоставленных организациями государственного сектора?
1) от бюджетных ограничений;
2) от затрат на единицу предоставляемой услуги;
3) оба ответа верны.
Вопрос 6. Как повлияет увеличение заработной платы государственных служащих на спрос на них со стороны государственного работодателя?
1) спрос на труд государственных служащих сократится;
2) спрос на труд государственных служащих увеличится;
3) спрос на труд государственных служащих останется неизменным.
Вопрос 7. Согласно простой модели, предложение труда есть функция от... (продолжите фразу):
1) ставки реальной заработной платы;
2) объема времени, которым располагает индивидуум;
3) ставки реальной заработной платы, реального нетрудового дохода и объема времени, которым располагает индивидуум.
Вопрос 8. Как называется минимальная заработная плата, при которой человек примет положительное решение о работе?
1) предельная заработная плата;
2) резервная заработная плата;
3) МРОТ.
Вопрос 9. К какой ситуации может привести сверхзанятость?
1) к абсентеизму;
2) к ситуации, когда работник стремится уменьшить стандартно установленную продолжительность рабочего времени;
3) оба ответа верны.
Вопрос 10. Что значит «работать сверхурочно»?
1) работники работают больше часов в день, чем официально установлено;
2) работники работают по выходным дням, так как у них сменный график работы;
3) работник не использует свой отпуск.
Вопрос 11. Чем может быть привлекательна для работника сверхурочная работа?
1) более высокой ставкой заработной платы;
2) возможностью карьерного роста;
3) похвалой начальника.
Вопрос 12. Какой работник предпочтет повременную систему оплаты труда?
1) работник, получающий заработок пропорционально отработанному времени;
2) работник, предпочитающий одновременное увеличение дохода и сокращение часов отработанного времени;
3) оба ответа верны.
> >Задание 6Вопрос 1. Назовите основные причины безработицы:
1) структурный упадок промышленности в государстве или регионе;
2) циклические вариации в экономической активности и наличие конкуренции;
3) оба ответа верны.
Вопрос 2. Что определяет способность работника конкурировать с реальными и потенциальными претендентами на рабочее место или претендовать самому на более престижное место?
1) безработица на рынке труда;
2) регулирование рынка труда;
3) конкурентоспособность субъекта рабочей силы на рынке труда.
Вопрос 3. Назовите основную причину того, почему наемные работники зачастую негативно относятся к нововведениям и инновациям на производстве?
1) не хотят иметь лишних проблем;
2) не хотят проходить дополнительное обучение;
3) нововведения угрожают стабильности занятости наемных работников.
Вопрос 4. По какой причине работодателю при определенных условиях выгодно использование именно временной рабочей силы?
1) эта категория менее требовательна и менее защищена;
2) временного работника уволить проще, чем постоянного;
3) оба ответа верны.
Вопрос 5. Из предложенных вариантов выберите тот, который отражает типичную форму проявления женской дискриминации на рынке труда?
1) меньший, по сравнению с мужчинами период безработицы;
2) неконкурентоспособность при найме на конкретные работы при всех равных данных с претендентами мужского пола;
3) оба ответа верны.
Вопрос 6. Какой из уровней дискриминации на рынке труда предполагает законодательное запрещение занятия определенными видами работ определенным группам людей?
1) государственно-правовой;
2) производственный;
3) оба ответа верны.
Вопрос 7. Каким образом безработица может дестимулировать человека?
1) приводит в порядок профессиональные ориентации и перемещения;
2) подавляет человека страхом потерять квалификацию и быть невостребованным на рынке труда;
3) оба ответа верны.
Вопрос 8. Из предложенных вариантов выберите тот, который отражает одно из негативных последствий безработицы:
1) деквалификация;
2) повышение уровня знаний и квалификации;
3) мобильность и адаптация людей к быстро меняющимся условиям жизни.
Вопрос 9. Почему человек осознает длительность собственной безработности как неопределенный фактор?
1) время дает возможность проявить инициативу, выбрать лучший вариант трудоустройства, но с течением времени человек теряет квалификацию;
2) человек не знает, сколько времени он будет безработным и не может влиять на ситуацию;
3) с течением времени человек может поменять мировоззрение, политические взгляды, вероисповедание.
Вопрос 10. Что можно отнести к издержкам безработицы?
1) потерю дохода;
2) потерю благ;
3) оба ответа верны.
Вопрос 11. На основе чего формируется стратегия прагматичного поведения?
1) на основе отношения к прежней работе исключительно как к источнику материальных благ;
2) на основе личного отношения к труду и его необходимости;
3) на основе отношения к работе исключительно ради удовольствия.
Вопрос 12. Что означает экономическое поведение на рынке труда?
1) поведение, связанное с перебором различных альтернатив и выбором наиболее подходящего для данного человека места работы;
2) выбор из альтернатив, при котором максимизируются издержки;
3) поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора.
Задание 7
Вопрос 1. За счет чего может быть увеличен человеческий капитал?
1) за счет качественных характеристик рабочей силы, способности человека к труду, его знаний и умений;
2) за счет приобретения навыков и умений в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы;
3) оба ответа верны.
Вопрос 2. Каким термином можно обозначить совокупность свойств человека, необходимых для реализации его роли как субъекта управления?
1) человеческий потенциал;
2) человеческий капитал;
3) человеческий ресурс.
Вопрос 3. Каково основное свойство человеческого каптала, отличающее его от человеческого потенциала?
1) капитал можно наращивать и приумножать;
2) более высокая эффективность использования и материальная отдача;
3) емкость.
Вопрос 4. Каким термином можно обозначить затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки?
1) инвестиции в человеческий капитал;
2) издержки капитала;
3) человеческий ресурс.
Вопрос 5. Из предложенных вариантов выберите тот, который отражает реальный коммерческий результат инвестиций в «человеческий капитал»:
1) снижение производительности и эффективности труда;
2) согласование практической деятельности сотрудников с целями и задачами компании;
3) краткосрочная перспектива и получение «быстрой» прибыли.
Вопрос 6. Какие два периода предполагает модель инвестиций фирмы в человеческий капитал?
1) первый: школьный период (среднее образование); второй: средне-специальное и высшее образование.
2) первый: инвестиции в обучение работника; второй: отдача от обучения;
3) первый: инвестиции в обучение работника; второй: инвестиции работника в производство;
Вопрос 7. Из предложенных вариантов выберите тот, который отражает одну из предпосылок теории образовательных сигналов:
1) люди изначально имеют одинаковые способности;
2) образование связано с издержками, в том числе моральными;
3) оба ответа верны.
Вопрос 8. Какое название имеет модель влияния государственных субсидий на объем получаемого образования и размер инвестиций в образование?
1) эффект Пелтцмана;
2) принцип Курно;
3) модель образовательных сигналов на рынке труда.
Вопрос 9. Что включают в себя издержки от образования общества?
1) упущенные за период обучения заработки;
2) общие прямые издержки на образование;
3) оба ответа верны.
Вопрос 10. Какие выгоды от образования имеет индивидуум?
1) заработок после уплаты налога;
2) моральные выгоды;
3) оба ответа верны.
Вопрос 11. Какие выгоды от образования имеет общество?
1) полные выгоды в заработках (до налогообложения);
2) моральные выгоды и внешние побочные эффекты;
3) оба ответа верны.
Вопрос 12. Какие издержки от образования несет индивидуум?
1) упущенные чистые заработки (за исключением стипендии);
2) прямые индивидуальные издержки на образование;
3) оба ответа верны.
> >Задание 8Вопрос 1. Какие действия осуществляют государственные управления, отделы или центры труда и занятости?
1) регистрируют безработных, отправляют их на обучение и переобучение;
2) выплачивают пособие по безработице, одновременно помогая найти подходящую работу;
3) оба ответа верны.
Вопрос 2. Что является альтернативой государственной службе занятости?
1) негосударственная организация занятости;
2) государственный отдел занятости;
3) оба ответа верны.
Вопрос 3. Как называется одновременное и согласованное прекращение работы?
1) забастовка;
2) стычка;
3) оба ответа верны.
Вопрос 4. Если массовые выступления рабочих направляются профсоюзом, то такая забастовка является:
1) стихийной;
2) организованной;
3) официальной.
Вопрос 5. В какой зависимости находятся результаты забастовки трудящихся от ее организованности?
1) в прямой;
2) в обратной;
3) зависимость отсутствует.
Вопрос 6. Назовите важнейшее средство профессионального развития настоящих и будущих работников:
1) трудовой опыт;
2) наставничество;
3) профессиональное обучение.
Вопрос 7. Назовите основную форму переподготовки работников при формировании профессий широкого профиля?
1) обучение смежным профессиям;
2) обучение второй профессии;
3) оба ответа верны.
Вопрос 8. Назовите наиболее простой вид обучения работников, не требующий инструкторов, специальных помещений и определенного времени:
1) повышение квалификации;
2) самостоятельное обучение;
3) переподготовка.
Вопрос 9. Что лежит в основе профессионального развития людей?
1) подготовка и переподготовка работников;
2) повышение квалификации работников;
3) оба ответа верны.
Вопрос 10. Назовите категорию работников, которых может коснуться переподготовка:
1) высвобождаемые работники;
2) рабочая сила при формировании профессий широкого профиля;
3) оба ответа верны.
Вопрос 11. Назовите основную черту самостоятельного обучения?
1) массовость;
2) простота;
3) индивидуальность.
Вопрос 12. Назовите основную цель, на которую направлено повышение квалификации?
1) обновление знаний;
2) целостная и межотраслевая подготовка;
3) переподготовка кадров.
Вопрос 1. Как называется объединение членов профсоюза, работающих на одном предприятии, действующее на основании положения, принятого ими в соответствии с уставом или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза?
1) общероссийский профсоюз;
2) межрегиональный профсоюз;
3) первичная профсоюзная организация.
Вопрос 2. Как называется действующее на всей территории РФ добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами?
1) общероссийское объединение организаций профсоюзов;
2) общероссийский профсоюз;
3) территориальная организация профсоюза.
Вопрос 3. Как называется действующее на территориях менее половины субъектов РФ добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности?
1) профсоюзный орган;
2) общероссийский профсоюз;
3) межрегиональный профсоюз.
Вопрос 4. Как называется действующее на территории г.Москвы добровольное объединение организаций профсоюзов?
1) территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов;
2) территориальная организация профсоюза;
3) городская организация профсоюза.
Вопрос 5. Кто такой профсоюзный представитель?
1) профорганизатор, профгрупорг руководитель профсоюза или объединения профсоюзов;
2) лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза;
3) оба ответа верны.
Вопрос 6. Кто такой член профсоюза?
1) лицо, состоящее в первичной профсоюзной организации;
2) лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза;
3) лицо, уполномоченное на представительство решением профсоюзного органа.
Вопрос 7. Какова важнейшая функция профсоюза?
1) защитная;
2) представительство интересов работников;
3) оба ответа верны.
Вопрос 8. Какой документ закрепляет принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне?
1) Резолюция МОТ "О правах профсоюзов и их взаимосвязи с гражданскими свободами";
2) Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
3) оба ответа верны.
Вопрос 9. Назовите отличительную черту корпоратистской модели экономики, которая получила широкое развитие в Швеции:
1) возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса;
2) невозможность достижения относительного равновесия интересов на основе компромисса;
3) оба ответа верны.
Вопрос 10. Кто выступает арбитром в процессе разрешения споров между сторонами социального партнерства?
1) профсоюз;
2) работник;
3) государство.
Вопрос 11. Назовите самое большое организационно-политическое препятствие, мешающее развитию социального партнерства?
1) усиление роли и влияния государства на решение социально-трудовых споров;
2) снижение роли и влияния профсоюзов на решение социально-трудовых вопросов;
3) оба ответа верны.
Вопрос 12. К чему может привести заключение нескольких коллективных договоров в одной организации?
1) к решению вопроса занятости на данном предприятии;
2) к ущемлению прав отдельных категорий работников за счет расширения возможностей других;
3) к увеличению текучести кадров на данном предприятии.