Введение в специальность
1. Сформулируйте предмет изучения курса как совокупность знаний о понятиях, функциях и предмете юриспруденции, судебной и прокурорской деятельности и юридическом образовании.
2. Охарактеризуйте юриспруденцию как науку о праве.
3. Объясните цели, задачи и функции юриспруденции.
4. Раскройте сущность единства, дифференциации и интеграции юридических знаний в юриспруденции: общетеоретические и исторические науки, отраслевые и межотраслевые юридические науки, специальные прикладные юридические науки.
5. Опишите понятие юридической деятельности и ее отличие от правовой активности, правового поведения и юридической практики.
6. Назовите структуру юридической деятельности как совокупности всех свойств элементов и процессов, её составляющих.
7. Перечислите субъектов и участников юридической деятельности. Назовите объекты юридической деятельности.
8. Дайте краткую характеристику видов юридической деятельности: основные вспомогательные).
9. Сформулируйте особенности судебно-прокурорской деятельности в эпоху цифровизации.
10. Назовите основные качества юриста и особенности его работы.
11. Охарактеризуйте социальную деятельность судей и прокурорских работников в современном гражданском обществе.
12. Расскажите о психологических особенностях деятельности судьи и работника прокуратуры.
13. Опишите юридическую деятельность и правовую работу как факторы, определяющие специализацию в юридической профессии судей и работников прокуратуры.
14. Объясните сущность и основные черты деятельности работников государственных правоохранительных органов.
15. Назовите особенности правоохранительной деятельности, осуществляемой прокурорскими работниками.
16. Объясните значение прокурорского надзора как правоохранительной функции, обуславливающей специализацию прокурорской работы.
17. Раскройте сущность, понятие правосудия - правоохранительной функции, обуславливающей специализацию судебной работы.
18. Охарактеризуйте правовой статус судьи и прокурора.
19. Перечислите требования, предъявляемые к судье в РФ. Раскройте порядок наделения судей полномочиями. Назовите гарантии независимости судей.
20. Дайте краткую характеристику органов судейского сообщества, квалификационных коллегий судей.
21. Сформулируйте особенности правового регулирования труда судей. Опишите дисциплинарную ответственность судей.
22. Дайте краткую характеристику материального обеспечения судей. Раскройте сущность ежемесячного пожизненного содержания. Перечислите меры социальной защиты судьи и членов его семьи.
23. Расскажите о правовом регулировании службы в органах прокуратуры.
Опишите требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров.
Назовите ограничения, запреты и обязанности, связанные с работой в органах и учреждениях прокуратуры.
24. Изложите порядок аттестации прокурорских работников. Перечислите классные чины прокурорских работников.
25. Раскройте сущность дисциплинарной ответственности прокурорских работников.
26. Дайте краткую характеристику материального и социального обеспечения прокурорских работников и членов их семей.
1. В процессе обсуждения вопроса о том, что же собой представляет государство, между студентами Ивановым и Васечкиным возник спор. По мнению Иванова, государство представляет собой географическое образование, а по мнению Васечкина государство представляет из себя организацию политической власти.
Обоснуйте необходимость изучения теоретических правовых дисциплин для будущей профессии.
Аргументируйте свое мнение по поводу представленной дискуссии.
2. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Определите юриспруденцию как науку о праве.
Продемонстрируйте место юриспруденции в системе общественных наук на представленном примере.
Обоснуйте межотраслевые взаимосвязи принципа свободы труда в административном, трудовом, гражданском, предпринимательском, сельскохозяйственном праве.
3. Старший помощник прокуратуры района был направлен в Институт повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ. Однако он отказался ехать, на том основании, что уже три года назад повышал квалификацию.
Определите предмет изучения курса как совокупность знаний о понятиях, функциях и предмете юриспруденции.
Обоснуйте значение юридического образования для судебной и прокурорской деятельности.
4. Помощник прокурора областной прокуратуры Смирнова и помощник судьи Калевтова поспорили о том, необходима ли в юридической профессии система теоретических, научных знаний и нужно ли регулярно изучать нормативные правовые акты и изменения и дополнения, которые туда вносятся самостоятельно.
Определите, что такое система научных знаний о юридической специальности, юридической науке, судебной и прокурорской деятельности и юридическом образовании?
Аргументируйте свою позицию по этому вопросу.
5. Помощник судьи областного суда в свободное от работы время вела свой Инстаграм-канал, где давала юридические консультации всем желающим, обратившимся на ее канал.
Укажите цели, задачи и функции юриспруденции.
Аргументируйте свою позицию по данному делу.
6. Проанализируйте компетенцию следующих органов:
- нотариальная палата г.Москвы;
- прокуратура РФ;
- федеральная служба судебных приставов;
- Министерство юстиции РФ;
- Федеральная служба безопасности РФ.
Определите понятие и раскройте систему правоохранительных органов РФ.
Аргументируйте, какие их названных органов являются правоохранительными?
7. Проанализируйте следующие жизненные ситуации и определите, являются ли они юридическими действиями:
- прокурор района принял решение баллотироваться в качестве кандидата в депутаты представительного органа субъекта РФ;
- судья Сергеев сделал предложение своей невесте о заключении брака;
- кандидату в судьи Потаповой было отказано в назначении, поскольку ее муж возглавляет прокуратуру субъекта РФ;
- заместитель прокурора города принят в члены Союза писателей России;
Дайте понятие юридическим действия и юридическим операциям.
Опишите средства и способы осуществления юридических действий и операций.
8. Сидоренко опоздал на работу на два часа, за что был привлечен к дисциплинарной ответственности. Не согласившись с наложенным взысканием, он обратился в комиссию по трудовым спорам. Комиссия пол трудовым спорам вынесла решение не в пользу Сидоренко, поэтому он вынужден был обратиться с исковым заявлением в суд.
Дайте понятие юрисдикционного и неюрисдикционного процессов.
Охарактеризуйте соотношение юридической деятельности и юридического процесса.
Аргументируйте свое мнение по данному делу.
9. Ведущий специалист общего отдела судебного департамента Павлова И.И обратилась с заявлением о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для нее время. В обоснование своей просьбы Павлова указала, что она является матерью троих детей в возрасте 3, 5 и 10 лет.
Укажите субъектов и участников юридической деятельности.
Определите объекты юридической деятельности.
Аргументируйте, подлежит ли удовлетворению просьба Павловой?
10. Государственный гражданский служащий Главного управления Минюста по субъекту РФ Самохвалов, ввиду того что не справлялся с объемом порученной работы, был вынужден работать в выходные и нерабочие праздничные дни. Он обратился к представителю нанимателя с требованием оплатить ему работу в выходные и нерабочие праздничные дни в двойном размере.
Определите вид юридической деятельности Самохвалова.
Аргументируйте, вправе ли Самохвалов претендовать на оплату работы в указанные дни?
11. Главный специалист отдела кадров Администрации района Марченко, находясь в ежегодном оплачиваемом отпуске, была отозвана из него в связи с необходимостью срочной подготовки кадровой документации к проверке государственной инспекции труда. Она отказалась прервать свой отпуск, заявив, что не обязана заниматься работой во время отпуска, к тому же она находится на шестом месяце беременности.
Определите, что такое юридические действия и юридические операции?
Дайте их краткую характеристику.
Опишите средства и способы осуществления юридических действий и операций.
Аргументируйте, являются ли действия по отзыву из отпуска юрисконсульта юридическими?
12. Квалификационная коллегия областного суда рассматривала заявления претендентов на замещение должности судьи:
- Сидоров, проработавший помощником нотариуса 4 года;
- Званцев, проработавший 7 лет научным редактором издательства Юрист;
- Архипов, проработавший 10 лет частным детективом;
- Судоргин, проработавший пять лет судебным приставом.
Проанализируйте сущность и содержание профессиональной юридической деятельности.
Сформулируйте, в чём заключается основной вид деятельности федерального судьи?
Опишите требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.
Обоснуйте, включаются ли вышеназванные периоды в стаж работы в области юриспруденции, необходимые для назначения на должность судьи?
13. В прокуратуру г. Балаково обратился инженер-технолог атомной электростанции Краснощеков, который сообщил, что работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату работникам. Прокурор города направил запрос работодателю. Работодатель отказался представлять документы о задолженность перед работниками, обосновывая это особым статусом организации.
Раскройте понятие фундаментальности и специализаций знаний работников прокуратуры.
Сформулируйте полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Определите последовательность действий работника прокуратуры в данном случае.
14. Распоряжением главы администрации Петровского района с формулировкой «за отказ от вакцинации» в соответствии с пдп. «в», п. 27 Трудового договора № 19 от 29 августа 2020 г. уволен директор школы Сергеенко. Приказ был обжалован в прокуратуру района как несоответствующий Трудовому кодексу РФ. Прокурор района нарушение трудового законодательства не обнаружил.
Сформулируйте, в чем заключается социальная деятельность прокурорских работников в современном гражданском обществе?
Определите, в чём проявляется самостоятельность и ответственность в деятельности работника прокуратуры?
Обоснуйте свою позицию по данному делу.
15. Дежуря на посту в 23.00. инспектор ГИБДД остановил машину, которая двигалась с большой скоростью. Инспектор предложил предъявить водительские права. Однако водитель отказался выполнить просьбу инспектора, объяснив, что он является судьёй арбитражного суда, и обладает неприкосновенностью. В ходе беседы инспектор предложил также водителю пройти медицинское освидетельствование на алкогольное опьянение. Водитель также в грубой форме оказался это сделать.
Опишите, какие требования предъявляются законом к судье?
Истолкуйте, что такое судейская неприкосновенность?
Определите, обладает ли в данном случае судья такой неприкосновенностью?
Аргументируйте, соответствует ли поступок судьи Кодексу судейской этики?
Проанализируйте порядок привлечения к ответственности судьи?
16. Постановлением Губернатора области было предусмотрено, что для обеспечения законности деятельности и решений областной комиссии по социально-трудовым отношениям прокурору области направить в обязательном порядке представителей областной прокуратуры для участия в заседаниях областной комиссии.
Прокурор субъекта РФ усомнился в правомерности постановления Губернатора.
Назовите правовые основы деятельности прокуратуры РФ.
Определите, может ли представительный орган законодательной власти субъекта РФ в целях повышения роли и значения прокуратуры в данном субъекте принять Закон «О деятельности прокуратуры в субъекте РФ»?
Дайте правовую оценку действиям Губернатора и прокурора.
17. Участники Великой отечественной войны Карташов и Смирнов обратились в департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя по поводу замены удостоверения участника Войны украинского образца на удостоверение участника Войны образца РФ. Карташову и Смирнову замена удостоверения была необходима для
получения всех полагающихся им социальных гарантий. Однако в замене удостоверения им было отказано. Они обратились в прокуратуру г. Севастополя за защитой своих социальных прав.
Назовите полномочия прокурора по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Определите, какие действия по защите прав Карташова и Смирнова должен предпринять прокурор города?
18. На швейной фабрике работали несовершеннолетние Иванов (15 лет) и Григорьева (14 лет). Иванов работал грузчиком на складе готовой продукции, а Григорьева швеёй. При приёме на работу работодатель установил им 8-часвой рабочий день, объяснив это производственной необходимостью. Заработная плата выплачивалась им один раз в месяц, а отпуск работодатель решил предоставить им в январе по графику.
Родители подростков решили обратиться в суд.
Определите подсудность дела.
Укажите сроки обращения в суд.
Назовите, какие действия должен совершить судья для подготовки дела к разбирательству?
Определите, с какой целью осуществляется подготовка дела к судебному разбирательству?
Аргументируйте, какое решение должен вынести судья по данному делу?
Укажите порядок исполнения вынесенного решения по делу.
19. Медведева обратилась в Самарский районный суд г.Самары с иском о возложении обязанности заключить с ней трудовой договор ООО «Самарским речным пассажирским предприятием". Истица окончила Самарский речной техникум, и ей была присвоена квалификация техника-судоводителя. Однако работодатель не допусти ее до работы на должность моториста-рулевого, сославшись на то, что эта работа включается в Перечень тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.
Решением районного суда ей было отказано в удовлетворении исковых требований.
Определите, в какие судебные инстанции может обратиться Медведева?
Аргументируйте, может ли она обратиться в Европейский суд по правам человека?
Сформулируйте, что для этого необходимо.
20. В период ограничительных мер при пандемии Ефремов был уволен по инициативе работодателя за прогул без уважительных причин. Он не согласился с увольнением, и обратился с иском в суд. Однако в суде ему отказали в принятии искового заявления в связи с ограничительными мерами и предложили направить исковое заявление с использованием информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, ему сообщили, что слушание его дела будет осуществляться с применением систем видеоконференцсвязи. Ефремов усомнился в возможности правомерно использовании систем электронного правосудия.
Опишите правосудие как правоохранительную функцию, обуславливающую специализацию судебной работы.
Спрогнозируйте перспективы развития судебной системы РФ в эпоху цифровизации.
Дайте правовую оценку действий суда.
21.Проанализируйте предложенную ситуацию, ответьте на поставленные вопросы.
В штатном расписании прокуратуры района предусмотрены следующие должности:
- прокурор района;
- заместители прокурора района;
- старшие помощников прокурора района;
- помощники прокурора района;
- специалист приёмной прокурора района;
- водитель служебного автомобиля;
- электрик;
- сантехник;
- уборщица;
- дворник.
Определите, кто их указанных сотрудников относится к категории прокурорских работников?
Приведите обоснованные ответы со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты.
Назовите требования, которые предъявляются к лицам, назначаемым на должность прокурорских работников?
Определите, как осуществляется отбор и обручение кандидатов для поступления на службу в органы прокуратуры?
Укажите порядок назначения на должность прокурорских работников.
22. Приказом начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Республике Коми от 2 июня 2015 г. изданным на основании решения комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям от 27 мая 2015 г.,
Виноградовой отказано в назначении ежемесячного возмещения в связи со смертью ее мужа, являвшегося судьей в отставке.
Виноградова обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать недействительными, и отменить вышеназванные приказ и решение комиссии, признать за ней право на ежемесячное возмещение в связи со смертью мужа и возложить на Управление Судебного департамента обязанность назначить такое возмещение. Свои требования мотивировала тем, что имеет право на получение ежемесячного возмещения на основании п. 4 ст. 20 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», как вдова и иждивенка судьи в отставке, умершего 18 декабря 2019 г., факт нахождения на его иждивении подтвержден решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 апреля 2019 г.
Охарактеризуйте материальное и социальное обеспечение прокурорских работников и членов их семей.
Обоснуйте, имеет ли Виноградова право на ежемесячное возмещение в связи со смертью ее мужа?
23. После выхода в сентябре 2019 г. в отставку с должности судьи Верховного Суда Республики Крым, имеющая 23-летний стаж работы в должности судьи Сухарева в том же месяце Государственным советом Республики Крым была назначена судьей Конституционного Суда Республики Крым, и в настоящее время является его председателем.
Укажите требования, предъявляемые к судье в РФ.
Опишите порядок наделения судей полномочиями.
Обоснуйте, имеет ли Сухарева право на ежемесячное пожизненное содержание?
24. В августе текущего года член Областного суда субъекта РФ, имеющий двадцатилетний стаж работы в должности судьи вышел в отставку. Однако в сентябре этого же года представительным органом законодательной власти субъекта РФ он был избран уполномоченным по правам человека в этом субъекте.
Опишите, какие меры социальной защиты установлены для судей и членов его семьи?
Охарактеризуйте, как осуществляется материальное обеспечение судей?
Назовите условия приобретения судьёй права на ежемесячное пожизненное содержание.
Аргументируйте, будет ли этот судья иметь право на ежемесячное пожизненное содержание при назначении уполномоченным по правам человека?
25.Старший помощник прокурора города во время отпуска и праздничных дней вместе с семьёй выезжал на служебном автомобиле прокуратуры на дачу и на рыбалку. Стоимость горюче-смазочных материалов он не оплачивал.
Дайте оценку правомерности действий старшего помощника прокурора.
Обоснуйте, имеются ли в данном случае основания для привлечения его к ответственности?
Аргументируйте, допущены ли в данном случае нарушения этики поведения прокурорского работника?
Назовите требования к морали и этике поведения прокурорских работников, которые содержаться в присяге прокурора.
Определите виды ответственности, которые могут быть применены в данном случае.
Назовите виды взысканий, которые применяются к работникам прокуратуры.
Опишите порядок обжалования мер дисциплинарного взыскания прокурорскими работниками.
26. Помощник прокурора района Пряхина, обратилась к прокурору района с просьбой установить ей неполную рабочую неделю (понедельник, среда, пятница) в связи с необходимостью осуществления ухода за 10-летним ребёнком-инвалидом. Прокурор района отказал Пряхиной, поскольку у неё установлен ненормированный рабочий день.
Назовите особенности регулирования рабочего времени и режима труда работников прокуратуры.
Обоснуйте, применимы ли в данном случае соответствующие номы Трудового кодекса РФ?
Сформулируйте, в чём проявляется специфика организации труда работников прокуратуры?
Дайте правовую оценку действиям прокурора района.
Оцените, обладает ли Пряхина правом на установление неполной рабочей недели?
Определите, в какой орган она может обратиться за защитой своих трудовых прав?