Юридическая антропология
1. Раскройте определение юридической антропологии, охарактеризуйте ее проблематику, связь с другими науками. Дайте общую характеристику принципов юридической антропологии.
2. Охарактеризуйте систему методов, которыми оперирует юридическая антропология в проведении фундаментальных и прикладных исследований правовых явлений.
3. Дайте характеристику основных положений научных школ юридической антропологии и вклада российской науки.
4. Охарактеризуйте правовое бытие, как юридическую категорию с использованием нормативного и процессуального анализа.
5. Раскройте понимание субъектов правоотношений как специфического исследовательского объекта юридической антропологии.
6. Изложите последовательность в науке проблемы происхождения права и выделения в теориях роли обычного права в правовых системах.
7. Охарактеризуйте понятие табу как прототипа правового запрета и развитие запретов как нормативных регуляторов.
8. Дайте характеристику основных подходов к определению тотема и мифологии как регуляторов поведения в традиционных обществах.
9. Раскройте содержания, место обычая и правового обычая в правоотношениях, влияние на правосознание.
10. Дайте краткую характеристику традиционной правовой системе и значения мононормы в ее формировании.
11. Дайте определению понятия собственности, частной собственности, коллективной собственности в традиционных обществах.
12. Охарактеризуйте содержание принципов и форм наследования должности и собственности в традиционных обществах (майорат, минорат, наследование в патрилинейных и матрилинейных обществах).
13. Охарактеризуйте правогенез в рамках школ историко-сравнительной и марксистской.
14. Объясните роль института власти традиции как регулятора поведения в традиционных обществах и его роль в психологическом принуждении и социализация.
15. Охарактеризуйте преимущественное право социального контроля лидеров в традиционных обществах на принятие управленческих решений и осуществление арбитражной функции.
16. Расскажите о харизматических лидерах как нейтральных арбитрах и механизмах проведения в жизнь судебных решений. Появление верховных арбитров в вождествах.
17. Изложите основные положения института лидерства в традиционном обществе и обычно-правовые его аспекты в современном обществе с раскрытием права на поведенческую асимметрия, посредничество, арбитраж.
18. Перечислите основные виды преступлений в традиционном обществе, подлежащие кровомщению и раскройте универсальный характер института кровной мести.
19. Объясните сохранение кровной мести в модернизирующихся и постиндустриальных обществах и какие социальные функции выполняет.
20. Охарактеризуйте историческую динамику института кровной мести в системе способов улаживания конфликта и ее символизм.
21. Опишите использование инструментария мести в системе международных отношений и в праве войны.
22. Охарактеризуйте возникновение суда посредников и основные культурно-исторические форм посредничества.
23. Раскройте содержание форм судебных доказательств, таких как поединок, клятва, ордалия и их обусловленность традиционным правосознанием.
24. Дайте общую характеристику медиации как примирительного способ разрешения споров и медиации как правового института в историко-правовой перспективе.
25. Изложите последовательность и порядок проведения процедуры медиации в условиях совершенствования нормативной правовой базы Российской Федерации.
26. Дайте общую характеристику традиционного (религиозного) права через раскрытие обычно-правовых аспектов религии.
27. Дайте краткую характеристику традиционных правовых систем и правовой религиозной традиция.
28. Охарактеризуйте научные представления о национальных религиозных традициях, влияющих на правое поведение современного человека.
29. Изложите последовательность возникновения концепции правового плюрализма и множественность подходов в модернизирующихся и индустриальных (постиндустриальных) обществ.
30. Дайте краткую характеристику в контексте правового плюрализма борьбы за право на самоопределение и защиты культурных прав коренных народов.
31. Раскройте антропологическую сущность трансформации семьи, положение женщины и прав ребенка.
32. Раскройте изменение сущности в юридической антропологии личностных прав в связи правом на половую идентичность и трансплантацию человеческих органов, проблему клонирования.
33. Изложите последовательность развития проблемы эвтаназии и прав человека после смерти в обычно-правовом и государственном регулятивах.
34. Расскажите о культурном многообразии мира и прав человека и роли антропологов в создании нового законодательства.
35. Раскройте сущность проведения антропологической экспертизы российского законодательства, какими принципами и факторами оперирует законодатель.
1. Правовая реформа в России – в том виде, как она замышлялась, и сейчас осуществляется – представляет, по сути, разновидность идеальной проектировочной деятельности, поскольку концепция реформы содержит ряд идеальных целей, к достижению которых стремятся общество и государство. Правовая реформа, как и любая другая – это длящийся процесс, для которого характерен переход правовой системы в новое качественное состояние, осуществляемое при помощи нововведений (в правовом регулировании, юридической нормативной базе, применении права и т.д.). Проиллюстрируйте применение теоретико-методологических приемов юридической антропологии на законотворческой и правоприменительной деятельности Государственной Думы на любом принятом федеральном законе на выбор. Определите, какие задачи ставят при проведении антропологического анализа правового текста? Сформулируйте основные вопросы, подлежащие проверке при антропологической экспертизе.
2. Рассмотрите три основные задачи юридической антропологии:
- гуманизация нормативной правовой базы правового регулирования. Это задача связана с критикой существующего законодательства, выступающего нормативной основой для принятия правоприменительных решений;
- гуманизация правоприменения в виде наиважнейшей задачи юридико- антропологического знания, чтобы способствовать внесению соответствующих изменений и корректировок в духе уважения прав личности, соответствия выносимых правовых решений антропологическим началам общественного бытия. Особенно это актуально для тех областей нашей социальной жизни, где достоинство и права личности нарушаются чаще всего: в местах лишения свободы, психиатрических больницах, домах для престарелых и т.д.; - использование данных (исходных положений, гуманистических идей) юридической антропологии как средства влияния на профессиональную деятельность юристов. Раскройте принципы юридической антропологии на примерах конституционных новелл 2020 г. Сформулируйте путь непосредственного влияния гуманистических антропологических идей на действующее законодательство. Спрогнозируйте, как изменится правоприменительная деятельность с использованием юридико-антропологических принципов в качестве средства правовой аргументации?
3. Проведите практическую работу по теме: «Методы юридико-антропологического анализа» в работе органов самоуправления российских территорий с проживанием народов, сохраняющих традиционные уклады. Проанализируйте нормативные правовые акты о коренных народах. Укажите, какие права имеют данные культуры на материальные и природные ресурсы страны? Предложите наиболее эффективные способы выполнения Российской Федерацией норм международного права в сохранении антропологического многообразия страны.
4. Юридическая антропология помогает понять, что право является продуктом определенной культуры, конкретной цивилизации. При этом надо помнить, что юридическая антропология должна рассматриваться не как наука, обращенная исключительно в прошлое, не как дополнение к истории права или этнографии, а как актуальная наука о взаимодействии традиционных и современных правовых систем (А.И. Ковлер, 2002; Н. Рулан, 1999). Определите, какие фундаментальные и практические функции выполняет юридическая антропология, производя оценку правового бытия человека? Продемонстрируйте тесную взаимосвязь между правосознанием, правовой культурой юридического человека в антропологическом срезе. Интерпретируйте актуальное изречение немецкого юриста И. Киршманн 1948 г: «Три слова законодателя - и целые библиотеки становятся макулатурой».
5. Профессор В.С. Нерсесянц, комментируя работу Н. Рулана в 2000 г., отмечал, что «речь в конечном счете идет о новых подходах к праву и об изучении новых аспектов (граней, проявлений, «образов») права, об углублении, конкретизации и развитии наших совокупных знаний о праве как специфическом социальном явлении, играющем существенную роль в организации и функционировании общественной жизни людей в разнообразных условиях и на различных этапах истории человечества». Таким образом, юридическая антропология смещает центр научно-правового исследования с формально-юридического подхода, позитивисткой интерпретации права, концентрируя научный анализ на человеке как непосредственном носители субъективного права, его особой ценности и значимости в объективном праве. Естественно, что, создавая императив ценности человека над публичными правовыми началами, антропология права обеспечивает гибкий научный подход к интерпретации сущности правовых систем мира, доказывает обоснованность существования национальных систем права, создает инструмент для понимания сущностных качеств и свойств права не только в узком позитивном смысле, но и права как социального явления, более широкого понятия, чем закон. Истолкуйте эти рассуждения на основе изменения положения человека в системе
права и как субъекта правоотношений. Примените на практике положение о человеке, как «особой ценности и значимости в объективном праве». Сформулируйте пути изменения правовых систем в доктрине юридического плюрализма и парадигме человека как центра права и критерия социально-нормативного регулирования.
6. А.И. Ковлер в своем фундаментальном учебнике «Антропология права» разделяет понятия «обычай»: - обычай - как применяемое к догосударственным общностям с устным правом; - обычай - как синоним обычного права народов в государственных образованиях, имеющих уже письменное право, на фоне которого, бытуют нормы обычного права, нередко унаследованные от догосударственного периода, но приобретшие уже другие свойства. Объясните данную научную позицию на основе примеров из правовых источников. Предложите наиболее эффективные способы использования правового обычая в российской правовой системе. Проанализируйте положение неисчерпаемости правового обычая в правоприменительной практике современного юриста.
7. Северный Кавказ отличается поликультурностью и многоконфессиональностью, но имеет общую черту сохранения традиционной культуры и соблюдения обычаев. Ношение холодного оружия (кинжала) как атрибута национального костюма допускается. Снисходительно относится право и к умыканию невесты (чаще всего – с согласия «похищаемой») при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние наказуемо. Право, государство подходят к тем или иным обычаям дифференцировано – старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются. Найдите общие признаки обычно-правовых систем народов Северного Кавказа. Оцените тезис о живучести адатных норм в качестве дополняющего закон регулятора социальных отношений в современной жизни, и укажите, в каких сферах общественной жизни он сохраняется? Обоснуйте мнение об использование нормы адата при разрешении конфликтных ситуаций.
8. А. А. Шепталин в статье «Генезис и становление института наследования в первобытно-родовом обществе» утверждает: «Вместе с тем, как показывает переходная практика высших охотников, рыболовов и собирателей, а также ранних земледельцев, не всё наследство распределялось строго в пределах рода. С появлением в неолите новых видов движимого и недвижимого имущества, нематериальных прав и привилегий усложнялись правила их наследования, которые в ещё большей мере стали учитывать в числе прочего пол наследодателя. Так, у охотничьих племён индейцев кроу, хидатса и арапахо недвижимость передавалась по материнской линии, а священные должности и предметы – от отца к сыну или от брата к брату. Также и у земледельцев хопи дома по древней традиции принадлежали женщинам, и переходили от матери к дочери, в то время как высокий статус жреца передавался от брата к брату или от дяди к сыну сестры. Таким образом, здесь логичнее говорить не столько о собственности рода, сколько о раздельной женской и мужской родовой собственности, преимущественным правом наследования которой обладали ближайшие кровные родственники. Интересный пример представляют собой билатеральные отношения скотоводов Юго-Западной Африки овагереро, которые причисляли себя одновременно к матрилинейному и патрилинейному кланам. Имущество у овагереро переходило в основном по материнской линии, а права и обязанности иного свойства, в том числе даже некоторые виды священного скота, передавались в пределах отцовского рода от отца к сыну». Объясните значение института собственности на землю и его особое место в мировоззрении большинства народов. Продемонстрируйте связь принципов владения, пользования и наследования земли с культом предков. Сформулируйте причинно-следственные связи с частнособственническими представлениями о коллективной собственности и уровнем правосознания населения России.
9. Последние данные современной археологии привели ученых к выводу, что начало родовой организации просматривается в эпоху палеолита. Из этого следует, что, во-первых, родовая организация оказывается старше homo sapiens, во-вторых, что поворотный момент в социогенезе (т.е. возникновении элементарнейшей социальной структуры) опережает поворот в антропогенезе (т.е. формировании физического типа человека, близкого к современному). В антропологической литературе запрет на совершение какого-либо действия обозначается термином табу (Дж. Кук в 1777г.). Запрет вступать в интимные отношения с кровными родственниками основывался на убеждении, что последствием их становится появления дефективного потомства. Поэтому нарушение табу на инцест практически у всех изученных народов независимо от стадии из развития рассматривалось как преступление и жестоко каралось. Более внимательное изучение быта народов мира опровергает свидетельства миссионеров о «повальном грехе» туземцев, а ведь на основу этих данных Л.Г. Морган делал свое ошибочное заключение о том, что древнейшей формой брака являлась основанная на групповом браке всех лиц одного поколения так называемая кровнородственная семья – еще один пример того, как современное научное знание способно корректировать наши представления, казавшиеся аксиомами. Истолкуйте современную научную позицию: табу как биолого-психологическая запретная норма является генотипом других нормативных регуляторов, а табу на инцест - первым брачно-семейным регулятором. Аргументируйте, что зарождение и развитие социальных норм определяют особенности регулирования поведения людей в архаичном обществе и в современном обществе. Продемонстрируйте на основе примеров из деятельности органов самоуправления в РФ, что общинная модель организации власти до сих пор играет ведущую роль и определяет место человека в ней.
10. Рассмотрите специфику пользования землей коренными малочисленными народами Российской Федерации, в том числе землями лесного фонда, оленьими пастбищами; правовой режим территорий традиционного природопользования, а также использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Раскройте сущность применения института коренного народа в природоохранном законодательстве РФ. Проанализируйте соответствующее законодательство Российской Федерации и международное право о пользовании землей коренными народами, и укажите, есть ли противоречия? Оцените отношение коренных народов к альтернативной гражданской службе в Российской Федерации?
11. Подберите понятие к данному определению: «...– это государство, функционирование которого основано на праве, и основным направлением деятельности которого является полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина». Организация «N» зарегистрирована в официальном порядке, имеет собственный счет, ее Уставом предусмотрено оказание населению бесплатных социальных услуг. Администрация организации издает акты, имеющие обязательную силу по отношению к сотрудникам. Объясните, к какому виду государственных организаций ее можно отнести: предприятиям, учреждениям или органам? Сформулируйте, какой тип лидерства будет легитимным в таком государственном образовании?
12. Римские юристы утверждали: «Закон говорит всем одним языком». Объясните смысл этого высказывания на основе действующего законодательства РФ. Продемонстрируйте, какой принцип права в нем провозглашается, и как он понимается в современном праве? Спрогнозируйте, как изменится данная парадигма в условиях цифровизации общества?
13. Определите свою точку зрения по поставленному вопросу. Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. был принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который распространяет свое действие на должностных лиц правоохранительных органов. В комментарии к ст. 7 этого Кодекса говорится, что «правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечить соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений». Приведите теоретические и практические аргументы своей позиции по данному акту. Проанализируйте изменения административного права в связи с информатизацией общества, какие новые формы стали частью правосознания? Подведите итог общественного отношения к правовой реформе в России.
14. Профессор уголовного права Н.С. Таганцев в лекциях, опубликованных в 1887 г. подчеркнул, что «ни потоки крови, ни мучения, какие только могло изобрести человеческое воображение, ни кнут, ни плети, ни сгнаивайте в гнездилищах порока и болезней ‒ в тюрьмах старого времени, ничто не оказалось надежным оплотом против преступления». Заслуженный деятель науки РФ, д. ю. н., профессор И.Я. Козаченко, продолжая мысль ученого ставит вопросы: «почему цель исправления столь редкая (если не сказать - экзотическая) гостья в местах лишения свободы? Не потому ли, что принуждением (вернее, одним принуждением) исправить человека нельзя. Он может искусно имитировать принудительное исправление в угоду «исправителя», да и то на время, к случаю. Не удивительно, что более половины опрошенных осужденных к лишению свободы, то есть 53 %, указали на абсолютную неэффективность такой цели наказания, как исправление». Истолкуйте данные положения с позиций научной позиции уголовно-правовой антропологии человека. Выявите причинно-следственные связи между преступностью, асоциальным поведением членов общества и провой культурой, социально-экономической и политической составляющей, проиллюстрировав историческими примерами из разных хронологических периодов и стран мира. Спрогнозируйте, как изменится уголовное законодательство РФ, если будет применен антропологический подход к его структуре (общая и особенная части)?
15. Проблемы делинквентности ‒ преступности (как крайней формы асоциальной девиантности) всегда привлекали внимание ученых. Криминологи и философы, медики и психологи, педагоги и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной девиантности: преступность, пьянство, алкоголизм, проституцию, наркоманию, самоубийства и т. п. Девиантность и делинквентность ‒ две формы асоциальной девиантности, т. е. негативного (отрицательного) отклонения от нормативного поведения. Но асоциальная девиантность - относительная и малозначительная форма отклонения, а делинквентность ‒ абсолютная и значительная форма, преследуемая государством с помощью норм действующего уголовного законодательства (делинквент - преступник). Проиллюстрируйте на статьях уголовного законодательства РФ трактование антропологической школы (Чезаре Ломброзо «О преступном человеке»), что преступление, как естественноисторическое явление, продукт физической и психической организации человека? Продемонстрируйте на примерах, как психическое, физическое и социальное состояние правонарушителя влияет на вынесение государством формы санкции? Покажите взаимосвязь в судебном решении между точкой зрения, что «преступление имеет своей причиной антропологический фактор: предрасположение индивида к преступлению» и юридическим прецедентом.
16. Институт кабальной сделки, регламентированный статьей 179 Гражданского кодекса РФ, устанавливает, что «сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего». Проиллюстрируйте, какие антропологические элементы права рассматриваются судьей? На основе постановлений Верховного суда РФ, объясните где учитывается не только юридически значимые факты, но и психобиологические состояния субъектов правоотношений? Спрогнозируйте, как изменится возможность субъектов правоотношений в развивающейся информатизации общества и ее влияние на право?
17. Гражданин И. с целью отомстить соседу В., который проживал этажом выше и из- за неисправности кранов неоднократно затапливал его квартиру, вызвал к нему звонками из телефона-автомата вначале пожарную команду, затем через полчаса – машину скорой помощи, а еще через час – работников городских газовых сетей. С помощью отдела внутренних дел имя телефонного хулигана было установлено. Оцените действия гражданина И. с точки зрения обеспечения права каждой личности на уважение человеческого достоинства. Решите вопросы о том, может ли сосед В. обратиться в суд с иском о компенсации нанесенного ему морального ущерба и могут ли городские службы выдвинуть иск о возмещении гражданином И. материальных расходов, которые были понесены в связи с необоснованным вызовом спецслужб. Покажите взаимосвязь между административным правом и антропологическим
анализом правоотношения и скомпилируйте постановление.
18. Кровная месть (также вендетта, от итал. vendetta – мщение) – древнейший принцип, характерный для родоплеменного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-либо из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно подлежит смерти в порядке возмездия. Проиллюстрируйте это положение уголовным законодательством РФ. Предложите свой вариант разрешения правовой дилеммы о мести как важнейшей
ценности в правосознании современного человека. Выявите причинно-следственные связи в исторической динамике института кровной мести (способы улаживания конфликта, символические формы мести).
19. Волгин, находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать Дутова, совершившего хулиганские действия. Волгин, подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком «А что! Попробуем!» он набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Дутовым они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия знакомых Волгина не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен, и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана. Объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено. Волгин, 32 года, образование 8 классов, не смог продолжить образование из-за слабой успеваемости, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18- летнем возрасте, после того как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец инвалид, злостный пьяница, рецидивист, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома Волгин попал в компанию опытных воров. По собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. Считал, что не крадет, а берет свое, наказания не боялся, так как думал, что много не дадут. Утверждал, что слышит голоса, которые приказывают ему воровать, эти голоса вселяют силу и уверенность в себе. Освободившись из мест лишения свободы, Волгин пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. На работу устроиться не смог, знакомые и соседи смотрели косо. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Исходя из содержания и информации, обоснуйте причины преступного поведения Волгина с точки зрения следующих теорий: теория умственной отсталости; теория стигмы; генная теория; теологическая школа; антропологическая школа; теория криминальной субкультуры. Укажите, какого фактического материала Вам не хватает для более обоснованной аргументации? Покажите взаимосвязь между социальным положением и выбором социального поведения.
20. Проанализируйте положение ст. 17 Семейного кодекса РФ от том, что супруг не сможет разорвать брак с женой без ее согласия при наличии одного из следующих условий: беременности; пока младшему ребенку не исполнится 1 год. Определите, какая антропологическая специфика учтена законодателем в регулировании семейных правоотношений? Аргументируйте подходы и принципы юридической антропологии в семейном праве Российской Федерации. Предложите наиболее эффективные способы урегулирования семейного конфликта с соблюдением прав ребенка на воспитание в семье.
21. В одном из шорских селений Кузбасса произошел семейный конфликт, в результате которого супруг и Н. решили расторгнуть брачные отношения и разделить нажитое имущество. Общее хозяйство супругов велось на базе дома, который, согласно мордовскому обычаю, достался мужу после смерти отца, как младшему сыну. Молодожены не зарегистрировали брак в органах записи актов гражданского состояния, однако соблюли все национальные свадебные традиции. На этом основании сельчане считали брак законным. Жена принесла в дом мужа приданное, приготовленное совместно с родителями в течение ряда лет. На свадьбу отец и мать подарили ей несколько дорогих украшений, домашнюю мебель и утварь, а также выделили молодого теленка и двух свиней. Подаренное стало имущественной основой молодой семьи. Супруги прожили вместе десять лет, за это время хозяйство существенно окрепло. С помощью родителей был отремонтирован и расширен дом, появились новые помещения, были приобретены корова, пять свиней. В семье родилось двое детей-сын и дочь. Оба супруга активно работали как в доме, так и в селе: жена - учительницей, муж - агрономом. Разлад начался из-за подозрения мужа в супружеской неверности жены. Сведения об этом до него дошли по слухам из разговоров соседей. Поверив услышанному, муж выгнал жену из дома. Убежденная в своей невиновности перед мужем жена требовала восстановления своей репутации и разрешения вернуться в семью. Однако муж, считавший себя опозоренным перед родственниками и сельчанами, настаивал на разводе. Он не хотел ничем делиться из нажитого имущества, мотивируя свое намерение «недостойным поведением жены». По его мнению, она должна была вернуться к своим родителям с «пустыми руками» и не имела никаких прав требовать чего-либо от него. Жену такая ситуация не устраивала. Вынужденная согласиться на расторжение брачных отношений, она настаивала на выдачу ей, по меньшей мере, приданного, а также определенной денежной суммы на приобретение жилья, обосновывая это тем, что она совместно со своими родителями и родственниками активно участвовала в переустройстве их семейного дома. В отношении детей жена считала, что они должны остаться с матерью. Спор разрастался, вовлекая в себя родственников супругов, соседей и даже других сельчан. В дальнейшем конфликт был рассмотрен мировым судьей. Проиллюстрируйте, в каких эпизодах спорной ситуации наблюдается проявление обычно-правовых взглядов? Предложите наиболее эффективные способы разрешения спора с помощью
института медиации. Аргументируйте, какие принципы обычно-правового характера могут быть положены в основу в основу разрешения спора?
22. В ходе вооруженного конфликта между государствами – участниками Женевских конвенций на неприятельской территории совершает вынужденную посадку военный самолет. Вооруженные силы не успевают взять летчика в плен, его убивают местные жители. Вскоре после этого над полевым госпиталем, расположенным в местности, где произошло убийство, с самолетов, принадлежащих государству, гражданином которого был погибший пилот, сбрасывают листовки следующего содержания: «Вы нарушили международное право. Вы убили одного из наших летчиков после того, как захватили его в плен. Международное право требует, чтобы с пленными обращались гуманно. Вы понесете наказание за совершенное преступление». Определите, какими нормами права руководствовались гражданские лица, убив летчика? Проанализируйте содержание листовки. Объясните, должны ли в госпитале опасаться нападения в случае, если на нем размещена защитная эмблема?
23. Происходит вооруженный конфликт между колониальным правительством и национально-освободительным фронтом, представляющим интересы части местного населения. Обязательство производить различие между комбатантами и некомбатантами не выполняется. Гражданских лиц-некомбатантов убивают, с ними жестоко обращаются, их семьи разлучают, жителей увозят из своих деревень, дома поджигают, а детей депортируют. Определите, какие конвенции и нормы права предусматривают защиту не комбатантов? Укажите обязательство, которое должно соблюдаться в случае конфликтов и право народа на самоопределение? Предложите наиболее эффективные способы урегулирования международного конфликта.
25. Проанализируйте рекомендации мусульманских муфтиев о досудебном примирении в случае совершения правонарушении на территории Российской Федерации. Раскройте положения религиозных норм, которыми руководствуются духовные лидеры? Определите, соотносится ли данная рекомендация с действующим законодательством? Продемонстрируйте, какими правовыми и иными способами разрешаются конфликты на территориях компактного проживания народов в России?
26. Проанализируйте положение о получении теологического образования в зависимости от статуса религии и церкви, право на пропаганду религиозных идей в государствах мира. Проиллюстрируйте нормами права данное положение в Российской Федерации. Приведите примеры законодательных актов, юридических документов, реализующих данные положения в других странах мира, и оцените их. Оцените зависимость религиозного права и правовой культуры человека в от исторической и правовой действительности.
27. Правоотношения в области реализации религиозных прав и свобод регулируются нормативными правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям права. К числу концептуальных конституционных гарантий относятся следующие: идеологическое многообразие (ст. 13 Основного закона России); Российская Федерация – светское государство (ст. 14); никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14); религиозные объединения отделены от государства, и равны перед законом (ст. 14); государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещают любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19); каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29); каждый имеет право на объединение, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59). Приведите практические примеры принятия нормативных правовых актов в светском государстве, дающих возможности участия религиозных общественных объединений в обществе. Проанализируйте их на соотношение соблюдения прав и свобод человека. Определите позицию сохранения традиционного религиозного мышления и поведения в современном сообществе.
28. Юридико-антропологические проблемы современной цивилизации:
- личностные (соматические) права человека;
- возможность человека распоряжаться своим телом с позиции антропологии права;
- европейский опыт решения проблемы эвтаназии;
- антропологический взгляд на нетрадиционные способы зачатия.
Раскройте перечисленные проблемы в сравнительном анализе правовой системы Великобритании и Европейского Союза через призму общего и частного. Приведите аргументы правовой интеграции проблем юридической антропологии в правовую систему Российской Федерации.
29. Современные проблемы права и перспективы юридической антропологии:
- природа современных правопритязаний личности;
- проблема правового регулирования смены пола;
- права человека после смерти;
- трансплантация как одна из проблем современного права.
Представьте презентационный проект федерального, регионального или локального акта (для государственного учреждения РФ любого профиля) по одной из тем. В проспекте раскройте цель, задачи, функции и приведите пояснительную записку для законодателя.
30. Ряд юристов полагает, что помимо гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека существует еще и такая группа прав, как права по защите других прав и свобод. Проанализируйте текст раздела 2 Конституции РФ и других стран (на выбор) и составьте список тех прав, которые, по вашему мнению, могут быть отнесены к данной группе. Проанализируйте правовые позиции о религиозных правах и правах защиты традиционной среды обитания?
31. Правовая наука современного периода находится в интенсивном поиске внутренне непротиворечивой концепции правопонимания, обладающей объединяющим (интегративным) эффектом, способной к постижению подлинной сущности права. Полагаем, что адекватным подходом к проблеме современного понимания права видится правовой плюрализм, позволяющий учитывать достижения имеющихся концепций правопонимания, снимать конфликтность между ними, воспринимать право, как целостное явление. Согласно наиболее общему определению, «правовой плюрализм» – это ситуация, в которой правовое бытие человека определятся одновременно несколькими (двумя и более) правовыми регуляторами, «правопорядками». В этом смысле термином «правовой плюрализм» пытаются охватить следующие ситуации: 1) в социологии права – противопоставление формального государственного права и живого, подлинного права как отдельных нормативных систем; 2) в антропологии права – противопоставление официального (государственного) писанного права и традиционного «обычного права» того или иного народа, замкнутой общины, проживающих среди прочих народов и общин в сложном полиэтническом государстве. Объясните и проиллюстрируйте применение правового плюрализма в российской правовой системе. Предложите наиболее эффективные способы развития правового плюрализма в РФ с ее многонациональной и поли-конфессиональной структурой на примерах федерального и регионального законодательства.
32. В обобщенном виде в науке, под гендерной идентичностью следует понимать психологическое отождествление человека с определенным гендером, которое выражается в условном приписывании соответствующей гендерной роли (функции) как самим человеком, так и обществом. Объясните видовое разнообразие полов, критерии социологического, медицинского и правового подхода. Выделите расхождение проблемы половой идентичности в российском законодательстве и стран мира. Раскройте механизм смены пола в правовой системе РФ.
33. Процессы правовой глобализации устанавливают новую иерархию правовых норм, разрушаются исторически сложившиеся типы правосознания. Современная правовая теория, как и право в целом, должны дать ответ на вызовы правовой глобализации, адекватные масштабности возникшей проблемы. Для примера достаточно назвать несколько тем, таких как мутация современной семьи - все большое распространение так называемой нуклеарной (т.е. малочисленной) семьи, суррогатное материнство, однополые браки, клонирование и защита людей от возможных злоупотреблений биомедицинскими технологиями, смертная казнь, эвтаназия и т.д. И это только малая часть вопросов, вставших перед правоведами на протяжении жизни всего одного-двух поколений. Объясните кризис парной семьи в современном обществе, и как это отражается в правоотношениях? Проанализируйте состояние соматических прав личности. Спрогнозируйте, как изменится российское законодательство, если будет принят закон о генной инженерии и клонировании человека?
34. «Не умирай - пока живёшь» - так гласит галльская поговорка, призывая человека бороться за свою жизнь, не уступать, и не провоцировать наступление ее конца. В течение всего периода существования человечества на Земле ведутся дискуссии о жизни, смерти, затрагивая такие вопросы, как: на каком этапе развития человеческий эмбрион считается полноценным человеком? Что есть жизнь, смерть (и когда она наступает: при умирании головного мозга или при полном прекращении функционирования организма)? Имеет ли право человек отнимать жизни у людей даже на законных основаниях? В праве ли он сам «назначать» время своей смерти? и другие. Вопрос о легализации эвтаназии выходит за рамки медицины, обращаясь к социальным, философским, юридическим и нравственным сторонам проблемы. В основе дискуссии находится гуманность цели эвтаназии (избавление от страданий) и негуманного средства ее достижения (лишение жизни). Например, активная эвтаназия (врач осуществляет умерщвление человека) безнадежно больных определена Нюрнбергским международным трибуналом как преступление против человечности и является неэтичной. Эвтаназия запрещена в большинстве мировых стран, в том числе в России. Объясните неоднозначное правовое отношение к проблеме эвтаназии в научном и общественном социуме. Проведите различие на основе действующего законодательства РФ и других стран между эвтаназией, смертной казнью и самоубийством. Объясните правовой механизм права на аборт и его расхождение с проблемой смерти.
35. В действующем законодательстве Российской Федерации репродуктивные права представляют собой комплекс личных прав, закреплённых в международных документах о правах человека и Конституции РФ. На международном уровне это такие документы как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Конвенция от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка», Декларация «Об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человека», Всеобщая декларация от 11 ноября 1997 г. «О геноме человека и правах человека», Европейская конвенция от 4 апреля 1997 г. «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины» и Дополнительный протокол к ней от 12 января 1998 г. В Конституции репродуктивные права представлены совокупностью таких прав как право на жизнь (ст. 20), охрану личного достоинства (ст. 21), личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), получение информации (ст. 29), государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на охрану здоровья (ст. 41). Раскройте понятие репродуктивных прав и правовое обеспечение репродуктивной свободы. Приведите примеры правового регулирования отношений по поводу контрацепции и планирования семьи и права эмбриона. Аргументируйте необходимость положения о гендерной экспертизе законодательства и правовой регламентации репродуктивного поведения.