Ювенальная юстиция
1. Раскройте понятие и сущность ювенальной юстиции.
2. Охарактеризуйте принципы ювенальной юстиции: содержание и взаимосвязь.
3. Опишите задачи ювенального права: правовые, международно-правовые, нравственные, политические, образовательные.
4. Опишите ювенальную юстицию в РФ на современном этапе. Охарактеризуйте Концепцию защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
5. Раскройте основные показатели преступности несовершеннолетних. Определите факторы, детерминирующие преступность несовершеннолетних.
6. Опишите специфические признаки суда по делам о несовершеннолетних и его виды.
7. Изложите сравнительную характеристику первых судов для несовершеннолетних в США (Чикагский суд), в Англии (Бирмингемский суд), в Германии (Франкфуртский суд), во Франции и России.
8. Раскройте характеристику личности несовершеннолетнего преступника. Определите предупреждение преступности несовершеннолетних.
9. Раскройте систему ювенальной юстиции в постсоветский период.
10. Раскройте понятие правового статуса и системы защиты прав несовершеннолетних, их реализацию в Российской Федерации.
11. Охарактеризуйте международные правовые источники ювенальной юстиции в области защиты прав и свобод несовершеннолетних.
12. Раскройте континентальную модель ювенальной юстиции (на примере Германии и Франции).
13. Охарактеризуйте институт уполномоченного по правам ребенка (омбудсмена) как составной элемент ювенальной юстиции. Функциональные обязанности.
14. Опишите службу пробации в системе ювенальной юстиции.
15. Расскажите о деятельности органов муниципальной власти (органы опеки и попечительства) и общественных организаций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
16. Раскройте понятие и сущность социальной профилактики в отношении несовершеннолетних.
17. Опишите юридическую ответственность несовершеннолетних и лиц, являющихся их законными представителями. Раскройте виды юридической ответственности.
18. Охарактеризуйте административную ответственность несовершеннолетних в современной России.
19. Раскройте принципы, формы, методы, средства и виды социально-правовой профилактики в отношении несовершеннолетних.
20. Охарактеризуйте преступления, совершаемые несовершеннолетними.
21. Расскажите о видах наказаний, применяемых к несовершеннолетним по Уголовному кодексу Российской Федерации.
22. Сформулируйте основания, порядок и особенности освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания в современной России.
23. Дайте характеристику специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
24. Расскажите об индивидуальной профилактической работе в отношении детей из «группы риска», несовершеннолетних правонарушителей.
25. Охарактеризуйте принудительные меры воспитательного воздействия как разновидность освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.
26. Опишите общие принципы уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних.
27. Раскройте права детей по семейному законодательству. Объясните осуществление несовершеннолетними своих гражданских прав и свобод.
28. Опишите основные вопросы профилактики нарушений прав детей в семье. Охарактеризуйте домашнее насилие и его виды.
29. Расскажите о правовом воспитании в механизме формирования правосознания и становления социально активной личности несовершеннолетних осуждённых в условиях изоляции от общества.
30. Раскройте этические и правовые проблемы ювенальной юстиции.
1.Четырнадцатилетний Иванов задержан при совершении хулиганских действий в магазине. Из рапорта постового сотрудника полиции и объяснений несовершеннолетнего Иванова установлено, что последний совершил преступление, предусмотренное п. «в» ч.1 ст. 213 УК РФ. Начальник органа дознания пришел к выводу о необходимости привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Определите порядок привлечения к уголовной ответственности.
Объясните, кто может принимать решение о привлечении к уголовной ответственности?
Сформулируйте роль начальника органа дознания в процессе привлечения к уголовной ответственности.
2.При ознакомлении с материалами дела защитник несовершеннолетнего обвиняемого Петрова заявил прокурору ходатайство о прекращении уголовного дела с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Петров обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ. Защитник указывал на нарушения закона при производстве расследования по данному делу: при допросе Петрова не участвовали педагог или психолог, его допрос неоднократно превышал 4 часа в течение дня.
Раскройте содержание принудительных мер воспитательного характера.
Укажите основания применения данных мер.
Аргументируйте, есть ли основания для ходатайства защитника Петрова?
3.Раскройте юридическое значение результатов конгрессов ООН по предупреждению подростковой преступности и обращению с несовершеннолетними правонарушителями.
Разъясните их роль в развитии теории и практики ювенальной юстиции.
Предложите свой вариант документа по предупреждению подростковой преступности.
4. Ознакомьтесь с международными правовыми актами:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-риядские руководящие принципы», 1990 г.);
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила", 1985 г.);
Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы («Гаванские правила», 1990 г.).
Продемонстрируйте навыки анализа нормативного материала и найдите в них статьи, отвечающие требованиям четырех принципов:
Наилучшие интересы ребенка;
Недопущение дискриминации;
Участие ребенка;
Право на выживание и здоровое развитие.
5. Следователь направил директору школы повестку о вызове ученика 9 – го класса Васильченко в ОВД для предъявления ему обвинения. Явившейся вместе с сыном матери следователь разъяснил, что ее участие при предъявлении обвинения и допросе ребенка не обязательно и законом не предусмотрено.
Проанализируйте ситуацию и определите, кто может быть законным представителем обвиняемого и представлять его интересы при рассмотрении уголовного дела?
Оцените обоснованность принятого решения следователя нормами УПК РФ.
Определите, какие права Васильченко могут быть нарушены?
6. 20 ноября 2019 года следователь предъявил обвинение несовершеннолетнему Крапивину в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.167 УК РФ. Затем следователь вынес постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании в отношении Крапивина меры пресечения – заключения под стражу. Прокурор согласился с решением следователя.
Проанализируйте ситуацию и укажите содержание и порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Объясните, в каких случаях применяется мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних?
Определите наличие оснований для данных действий следователя,
продемонстрируйте свою аргументацию ответа нормами УПК РФ.
7. Сотрудниками ОВД в ходе плановой проверки посетителей бара в 23 часа были обнаружены Сидорова 16 лет, Петров 17 лет, Иванова 18 лет и Федоров 20 лет, распивающие спиртные напитки в связи с зачислением в ВУЗ. Вместе с ними находился в баре 12-летний племянник Петрова Огнев.
Оцените ситуацию.
Определите, какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД?
Спрогнозируйте возможные последствия для других лиц.
8. Сотрудниками ОВД в рамках проверки сообщения из медицинского учреждения было установлено, что вред здоровью Борисова (ученика школы-интерната) был нанесен в результате нарушения им техники безопасности при уборке урожая вместе с другими учениками из малоимущих семей, на огороде у директора школы-интерната, в которой они учатся.
Дайте правовую оценку ситуации.
Определите, какие факторы повлияли на поведение учеников?
Оцените, как изменится правовая оценка, если будет установлено, что убирали урожай в рамках занятия по труду?
Определите, какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД.
Спрогнозируйте возможные последствия для других лиц.
9. Сотрудниками ОВД в рамках проверки анонимного сообщения было установлено, что сотрудник ДПС Яковлев при проверке автомобиля обнаружил, что им управляет 13 летний Владимиров. Яковлев по телефону Владимирова вызвал мать последнего. А когда она прибыла, они договорились, что сотрудник ограничится оформлением двух административных протоколов с наложением денежных штрафов в связи с нарушением правил дорожного движения Владимировой, и передаст ей ребенка и машину, а она в кратчайшие сроки оплатит оба штрафа. Договоренности были выполнены. Оцените ситуацию и действия сотрудника ДПС и Владимировой. Определите, какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД?
Спрогнозируйте возможные последствия для других лиц.
10. Сотрудниками ОВД в рамках проверки информации, сообщенной в СМИ, установлено, что завуч школы Градовая дала указание учительнице третьего класса Юровой, чтоб та не отпускала из класса учеников, пока они не скажут, кто сломал интерактивную доску стоимостью 100000 рублей. Юрова, выполняя указание, закрыла учеников в классе, а после обеда и педсовета (спустя 2 часа), когда она открыла класс, Лосев сообщил, что он, убегая от Волова, запнулся, и при падении поломал доску, подтвердили это и его одноклассники.
Оцените ситуацию и действия педагогов и учеников.
Определите, какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД?
Спрогнозируйте возможные последствия, которые могли наступить для других лиц.
11. В ходе прокурорской проверки по жалобе Эровой было установлено, что по просьбе Эровой её хорошая знакомая Зайцева оформила первую посудомойкой, при этом зная, что работать будет её падчерица Зонова, которой недавно исполнилось 15 лет. Зонова в течение полугода 6 дней в неделю (с 14.30 до 22.00, с 30 минутным обеденным перерывом) работала, не пропуская занятий в школе и справляясь с работой. При этом зарплата выдавалась Эровой, третью часть которой она отдавала падчерице, говоря, что отдает всю зарплату. Когда же Зонова заболела, а Эрова не вышла на работу, последняя была уволена за прогул.
Оцените ситуацию и действия указанных в задаче лиц.
Определите, какие документы должны быть оформлены сотрудником прокуратуры?
Спрогнозируйте возможные последствия, которые могли наступить для других лиц.
12. Директор сельскохозяйственного предприятия СПК имени Пушкина И. обратился с заявлением в полицию следующего содержания: «Несовершеннолетний П. работал пастухом в СПК имени Пушкина. 30.07.2014 П. увидел подкрадывающегося к курам хорька. Чтобы не допустить убытков, П. кинул кирпич в хищника, но сделал это так неудачно, что хорек благополучно скрылся, а четыре курицы стоимостью 4000 руб. погибли. Прошу привлечь несовершеннолетнего П. к уголовной ответственности, так как из-за его преступной халатности предприятию, которое я возглавляю, причинен ущерб».
Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
Определите, является ли заявление поводом для возбуждения уголовного дела?
Обоснуйте, имеются ли в данном заявлении основания для возбуждения уголовного дела?
Сформулируйте решение должностного лица органов расследования по результатам его рассмотрения.
13. 30 сентября 2016 г. П. исполнилось 18 лет, и он отмечал свой день рождения вместе со своими друзьями в ночном клубе «Метелица». 30 сентября в 22.00, находясь в состоянии алкогольного опьянения, П. учинил драку с охранником ночного клуба по малозначительному поводу, причинив ему своими действиями вред здоровью средней тяжести.
Раскройте характеристики определения возраста виновного при совершении преступления.
Определите, есть ли основания для привлечения П. к уголовной ответственности?
Обоснуйте, будут ли к П. применяться правила о назначении наказания несовершеннолетним, предусмотренные УК РФ?
14. По факту бунта в Жигулевской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников (г. Жигулевск) было возбуждено уголовное дело. Беспорядки начались 4 ноября 2014 г. около 20.00, когда около 100 осужденных подожгли несколько зданий в колонии. Для того чтобы допросить более 100 несовершеннолетних подозреваемых —
участников бунта, были привлечены несколько составов адвокатов по назначению, а также законных представителей. В качестве законных представителей несовершеннолетних следователем были привлечены несколько специалистов управления по вопросам семьи, материнства и детства администрации г. Сызрани, а также управления профилактики
социального сиротства и защиты прав несовершеннолетних департамента по вопросам семьи и демографического развития мэрии г. Тольятти.
Проанализируйте возникшую ситуацию.
Определите, кто может быть законным представителем обвиняемого при рассмотрении уголовного дела?
Обоснуйте, в каком случае для участия в уголовном деле привлекается адвокат?
Оцените законность решения следователя.
15. При производстве по уголовному делу по обвинению Ж. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, установлено, что документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют.
Дознаватель допросил в качестве свидетеля мать Ж., которая показала, что ее сыну 15 лет, а свидетельство о рождении потеряно год назад при переезде на новую квартиру. Дознаватель прекратил уголовное дело по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Обоснуйте, чем подтверждается и определяется возраст субъекта преступления на момент совершения преступления?
Определите основания для прекращения уголовного дела.
Оцените действия дознавателя.
16. 03.05.2019 примерно в 19.35 неустановленный преступник, находясь в помещении супермаркета «Ананас», расположенного по адресу: г. Самара ул. Мичурина, д. 15, путем взлома запирающих устройств платежного терминала тайно похитил денежные средства в сумме 8390 руб., принадлежащие ООО «Ипокрена». В 3 ч утра по подозрению в совершении преступления был задержан несовершеннолетний Б., находившийся в состоянии алкогольного опьянения. В 4 ч. утра несовершеннолетний был допрошен без участия законного представителя и защитника. В качестве меры пресечения несовершеннолетнему была избрана подписка о невыезде. 11.05.2019 на допрос к следователю несовершеннолетний Б. явился с К., которого просил признать его законным представителем. К. пояснил, что несовершеннолетний Б. проживает с отцом, его мать давно умерла, отец по профессии рулевой-моторист на судне, весь летний и осенний период не сможет участвовать в следственных действиях из-за характера работы. В свою очередь К., как дядя несовершеннолетнего, уже на пенсии, знает Б. с детства, и сможет принимать участие в следственных действиях и представлять его интересы. Следователем было вынесено постановление о привлечении К. в качестве законного представителя несовершеннолетнего Б.
Оцените процессуальные решения следователя.
Оцените возможность (невозможность) привлечения К. в соответствии с положениями УПК РФ в качестве законного представителя.
Разъясните, кто может быть привлечен следователем в качестве законного представителя несовершеннолетнего?
17. 16-летний осужденный Иванов хотел получить среднее-профессиональное образование. Но администрация колонии в этом ему отказала, сославшись на то, что они предоставляют только возможность получения среднего образования.
Определите, какими нормами регламентируется реализация права на получение образования у лиц, содержащихся в воспитательных колониях?
Раскройте порядок получения профессионального образования в воспитательных колониях.
Оцените правомерность ответа администрации колонии.
18. 4 апреля 2019 г. на улице Шелехова г. Самары возле общежития несовершеннолетний Р. из хулиганских побуждений принял участие в избиении совместно с несовершеннолетними П., К., Б. и Ш. потерпевшего А., которого они сбили с ног, и наносили удары по телу руками и ногами. При этом Б. свинцовым макетом пистолета разбил Ш. голову. Из показаний П., К., Б. и Ш. следует, что зачинщиком драки стал Р., который был лидером в их группе. Подозреваемые также пояснили, что боялись Р., и были вынуждены соглашаться с его мнением, так как Р. состоит на учете в Самарском областном психиатрическом диспансере.
Определите, какие обстоятельства подлежат установлению при расследовании и рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних?
Составьте в письменном виде план расследования данного уголовного дела.
Предложите меры профилактики, которые должны быть использованы.
19. Несовершеннолетнему К. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 168 УК РФ, и избрана мера пресечения — отдача под присмотр опекуна. Однако опекун С. отказался взять на себя обязательства, связанные с осуществлением присмотра за несовершеннолетним и обеспечением надлежащего поведения К.
Охарактеризуйте субъектов, выступающих опекунами несовершеннолетнего.
Определите права и обязанности опекуна.
Опишите органы, которые имеют право устанавливать опекунство над несовершеннолетними.
Спрогнозируйте, какое решение должен принять следователь?
20. По факту совершения насильственных действий сексуального характера в отношении малолетних Н. и Л. было возбуждено уголовное дело по ст. 132 УК РФ. В качестве обвиняемых по уголовному делу были привлечены несовершеннолетние А., Г. и О. В рамках расследования указанного дела следователь вынес постановление о назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении О., в котором поставил перед экспертами следующие вопросы:
1) имеются ли у О. отклонения в психическом развитии?
2) страдает ли О. психическим расстройством?
3) имеет ли О. признаки повышенной внушаемости или фантазирования?
4) находился ли обвиняемый в состоянии аффекта при совершении преступных действий?
Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
Определите основание и порядок назначения экспертизы.
Разъясните, в каких случаях назначается психолого-психиатрическая экспертиза?
Обоснуйте, мог ли следователь поставить указанные вопросы перед экспертами?
20. 21.03.2018 примерно в 19.30 неустановленные преступники, действуя группой лиц по предварительному сговору, применяя насилие, не опасное для жизни и здоровья, находясь около дома 188, расположенного по ул. Самарской в Ленинском районе г. Самары, открыто похитили имущество, принадлежащее н/л Богомолову Н.А. В рамках расследования уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ст. 161 УК РФ (грабеж), в порядке ст. 91—92 УПК РФ был задержан несовершеннолетний А., который впоследствии был привлечен в качестве обвиняемого по настоящему делу. Составляя обвинительное заключение по результатам расследования, следователь забыл указать несовершеннолетие обвиняемого как смягчающее вину обстоятельство в графе «Обстоятельства, смягчающие наказание» и направил такое обвинительное заключение на утверждение прокурору.
Раскройте виды и значение обстоятельств, смягчающих наказание.
Оцените утверждение прокурором такое обвинительное заключение нормами УПК РФ?
Обоснуйте ответ: является ли данное упущение существенным нарушением уголовно-процессуального закона?
Объясните, какое значение для принятия решения имеет данное упущение?
21. Несовершеннолетний Д. обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ст. 161 УК РФ (грабеж). Д. с совершеннолетним другом в баре «Шик» познакомился с женщинами, которые пригласили их к себе домой. После совместного распития спиртных напитков женщины пошли спать. Тогда у молодых людей возник умысел на хищение ценностей, находящихся в квартире. Д. и его друг стали собирать ценные вещи в пакеты, но на шум вышла одна из женщин, которая оказала грабителям сопротивление. Д. и его друг были вынуждены убежать из квартиры. В отношении Д. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на два месяца, срок заключения впоследствии неоднократно продлялся. Как было установлено прокурором в результате изучения уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, несовершеннолетний Д. содержался в изоляторе временного содержания вместе с обвиняемым Л. 1968 г. рождения, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по факту злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей. Сославшись на нарушение порядка содержания под стражей несовершеннолетнего Д., прокурор возвратил уголовное дело в порядке ст. 221 УПК РФ для устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
Определите порядок применения к несовершеннолетнему обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу.
Объясните, соответствует ли данное решение прокурора нормам УПК РФ?
Разъясните, является ли указанное прокурором обстоятельство основанием для отказа в утверждении обвинительного заключения?
22. Мать-одиночка имеет ребёнка 16 лет. Мать не имеет постоянного заработка, и время от времени зарабатывает проституцией. Ребёнок зарабатывал грабежом, но его поймали.
Объясните, понесёт ли ребенок, не достигший 18 лет реальное уголовное наказание?
Охарактеризуйте случаи, при которых судимость полностью погашена.
Оцените возможность лишения мать родительских прав.
23. Законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого Александрова направил жалобу прокурору, в которой указал, что следователь не ознакомил его с материалами дела, чем существенно нарушил его права.
Разъясните, кто может выступать представителем несовершеннолетнего обвиняемого?
Раскройте случаи, при которых законный представитель может обращаться к прокурору с жалобой.
Аргументируйте, есть ли в данном случае основания для действий законного
представителя несовершеннолетнего обвиняемого Александрова в нормах УПК РФ?
24. Защитник пятнадцатилетнего обвиняемого Шевченко направил жалобу прокурору в связи с тем, что в допросе обвиняемого принимал участие только педагог, но не участвовал психолог.
Определите обоснованность участия защитника в данном уголовном деле.
Объясните, какими полномочиями обладает защитник несовершеннолетнего обвиняемого при участии в следственных действиях?
Проанализируйте, есть ли основания для жалобы защитника обвиняемого Шевченко в нормах УПК РФ?
25. К несовершеннолетнему Скляру, подозреваемому в совершении преступления средней тяжести, по судебному решению применено в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу. Защитник подозреваемого обратился в суд с жалобой о проверке законности и обоснованности данного решения.
Определите основания содержания и порядка применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Объясните, в каких случаях применяется мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних?
Проанализируйте, есть ли основания для жалобы защитника Скляра в нормах УПК РФ?
26. При ознакомлении с материалами дела защитник несовершеннолетнего обвиняемого Петрова заявил прокурору ходатайство о прекращении уголовного дела с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Петров обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ. Защитник указывал на нарушения закона при производстве расследования по данному делу: при допросе Ломова не участвовали педагог или психолог, его допрос неоднократно превышал 4 часа в течение дня.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
Раскройте содержание принудительных мер воспитательного характера.
Определите основание применения данных мер.
Проанализируйте основания для действий защитника Петрова в нормах УПК РФ.
27. Олегу 15 лет, он угнал машину в состоянии алкогольного опьянения. Результатом этого поступка стала авария, в которой пострадал молодой человек.
Определите, имеет ли право Олег на общение с родственниками?
Объясните, как будут оценены условия жизни Олега при вынесении ему приговора?
Спрогнозируйте вид наказания, которое могут назначить Олегу за его преступление.
28. Кате 8 лет, ее родители разошлись, и не живут вместе более четырех лет, мама Кати вела асоциальный образ жизни, часто выпивала, приводила незнакомых людей, все это происходило на глазах девочки. Катя часто убегала из дома, но мать никаких мер не принимала. После смерти матери Катя стала жить с отцом, у которого за время развода появилась другая семья, поведение девочки не изменилось, а даже ухудшилось, она часто пропускает без причины занятия в школе, уходит из дома, бродяжничает, стала дружить с подростками девиантного поведения. Отец не равнодушен к судьбе своей дочери, но она не может жить в семье отца, так как ее постоянно куда-то тянет.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
Определите субъектов, которые должны осуществить правовую реакцию.
Раскройте их полномочия при решении такого рода ситуаций.
Основываясь на соответствующих нормах, спрогнозируйте, какие меры могут быть приняты к родителям?
29. Лиле 16 лет она работает официанткой. Работает она 2\2 в ночное время. После года работы она очень хочет уехать в отпуск на месяц, но работодатель отпускает её лишь на 13 дней.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
Оцените, имеет ли право работодатель отказать в отпуске работнику на месяц?
Охарактеризуйте реализацию права несовершеннолетней на работу.
Раскройте нормы выработки в возрасте до 18 лет.
30.Прожив 15 лет вместе, супруги решили развестись. На тот момент у них было два несовершеннолетних ребёнка. Муж начал пить, но соглашаться на развод не собирался.
Сформулируйте вопросы, которые супруги могут вынести на рассмотрение во время бракоразводного процесса.
Объясните, что обязан сделать суд, если один из супругов не согласен с разделом имущества?
Объясните, в каком случае брак будет считаться расторгнутым?