ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ
1. Понятие и сущность ювенальной юстиции.
2. Принципы ювенальной юстиции: содержание и взаимосвязь.
3. Ювенальная юстиция в РФ на современном этапе. Концепция защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
4. Специфические признаки суда по делам о несовершеннолетних и его виды.
5. Суд по делам несовершеннолетних.
6. Сравнительная характеристика первых судов для несовершеннолетних в США (Чикагский суд), в Англии (Бирмингемский суд), в Германии (Франкфуртский суд), во Франции и России.
7. Особенности функционирования ювенальной юстиции в России в советский период.
8. Система ювенальной юстиции в постсоветский период.
9. Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних и их реализация в Российской Федерации.
10. Международные правовые источники ювенальной юстиции в области защиты прав и свобод несовершеннолетних.
11. Континентальная модель ювенальной юстиции (на примере Германии и Франции).
12. Институт уполномоченного по правам ребенка (омбудсмена) как составной элемент ювенальной юстиции. Функциональные обязанности.
13. Служба пробации в системе ювенальной юстиции.
14. Деятельность органов муниципальной власти (органы опеки и попечительства) и общественных организаций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
15. Субъекты защиты прав и интересов несовершеннолетних в судебном, административном и гуманитарном порядке.
16. Юридическая ответственность несовершеннолетних и лиц, являющихся их законными представителями. Виды юридической ответственности.
17. Административная ответственность несовершеннолетних в современной России.
18. Особенности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности.
19. Общая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
20. Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним по Уголовному кодексу Российской Федерации.
21. Основания, порядок и особенности освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания в современной России.
22. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
23. Индивидуальная профилактическая работа в отношении детей из «группы риска», несовершеннолетних правонарушителей.
24. Принудительные меры воспитательного воздействия как разновидность освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.
25. Общие принципы уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних.
26. Международное сотрудничество в сфере ювенальной юстиции.
27. Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних: основные понятия и общая характеристика причинного комплекса беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
28. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как одна из форм общей превенции.
29. Личные права и свободы несовершеннолетнего, их правовое обеспечение.
30. Российская ювенальная юстиция в дореволюционный период. Создание и становление. Судебная реформа 1864 г.
1. Укажите, как определяется понятие несовершеннолетнего в современном законодательстве.
2. Определите нормативное содержание основных принципов деятельности субъектов системы ювенальной юстиции.
3. Как в современном законодательстве определяется специфика деятельности судов по делам о несовершеннолетних? Сформулируйте основные коррективы данного правового регламента.
4. Укажите административные органы по делам несовершеннолетних и его основные правомочия.
5. В чем состоят сходства и различия путей создания ювенальной юстиции в США, Англии, Франции, Германии, России?
6. В чем особенность социально-правовой ситуации в конце XIX в., ускорившей создание ювенальной юстиции?
7. Чем определяются функциональные полномочия Института уполномоченного по правам ребенка (омбудсмена) и их содержание?
8. Укажите цели и задачи государственной молодежной политики.
9. Как вы относитесь к созданию ювенальной юстиции в России? Аргументируйте.
10. Почему и когда возникает у мирового сообщества необходимость изучения преступности несовершеннолетних на международном уровне?
11. Чем можно объяснить длительность исторического периода, в течение которого в системах правосудия отсутствовала ювенальная юстиция? Почему во второй половине XIX века появление в мире ювенальной юстиции стало неизбежным?
12. В чем состояли успехи и трудности первых шагов ювенальной юстиции? Какие были особенности создания ювенальной юстиции в России?
13. Различия основных моделей современной ювенальной юстиции. Объясните их происхождение и оцените их влияние на современные варианты ювенальной юстиции.
14. Проанализируйте современное российское правосудие, когда его субъектом является несовершеннолетний (в качестве обвиняемого и подсудимого). Является ли достаточной правовая база для этих случаев?
15. На основе юридического анализа ответьте на вопрос, соответствует ли уровень юридической защиты прав несовершеннолетних на территории РФ концепции современной ювенальной юстиции?
16. Назовите основные этапы исторического развития международного сотрудничества по проблемам ювенальной юстиции. Объясните особенности каждого из перечисленных этапов.
17. Раскройте юридическое значение результатов конгрессов ООН по предупреждению подростковой преступности и обращению с несовершеннолетними правонарушителями. Разъясните их роль в развитии теории и практики ювенальной юстиции.
18. На основе юридического анализа охарактеризуйте результаты применения на практике закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
19. Какие средства защиты прав и интересов несовершеннолетних в судебном, административном и гуманитарном порядке Вам известны? Проведите юридический анализ.
20. В чем Вы видите причины ликвидации в Советской России ювенальной юстиции (судов для несовершеннолетних, созданных в 1910 г.)?
21. Какую модель ювенальной юстиции Вы считаете предпочтительней для России – автономную ювенальную юстицию или коллегию судей в общем суде, занимающеюся делами несовершеннолетних? Ответ аргументируйте.
22. Какие, по вашему мнению, нормы должны быть включены в новое российское уголовно-процессуальное законодательство, чтобы возникла реальная возможность воссоздать в России ювенальную юстицию?
23. На основе анализа назовите особенности формирования правовой культуры у несовершеннолетних в условиях современного информационного общества.
24. Выделите особенности методов самообразования для несовершеннолетних осужденных в отличии от взрослых преступников.
25. На основе юридического анализа следующих документов:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы», 1990 г.);
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила", 1985 г.);
Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы («Гаванские правила», 1990 г.).
В процессе анализа вышеуказанных документов найдите в них статьи, отвечающие требованиям четырех принципов:
Наилучшие интересы ребенка;
Недопущение дискриминации;
Участие ребенка;
Право на выживание и здоровое развитие.
26. Разъясните особенности правового положения несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.
27. На основе анализа охарактеризуйте альтернативные средства и способы (процедуры) разрешения уголовно-правовых конфликтов с участием
несовершеннолетних.
28. Выделите особенности методов самообразования для несовершеннолетних осужденных. На основе анализа выделите отличия данных методов для взрослых преступников.
29. Укажите, в чем заключаются особенности административной ответственности несовершеннолетних в отличие от уголовной ответственности.
30. В чем заключается сущность судебного контроля и прокурорского надзора за профилактикой беспризорности и правонарушений несовершеннолетних?
1. Четырнадцатилетний Иванов задержан при совершении хулиганских действий в магазине. Из рапорта постового сотрудника полиции и объяснений несовершеннолетнего Иванова установлено, что последний совершил преступление, предусмотренное п. «в» ч.1 ст. 213 УК РФ. Начальник органа дознания пришел к выводу о необходимости привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Определите порядок привлечения к уголовной ответственности. Кто может принимать решение о привлечении к уголовной ответственности? Какова роль
начальника органа дознания в процессе привлечения к уголовной ответственности?
2. При ознакомлении с материалами дела защитник несовершеннолетнего обвиняемого Петрова заявил прокурору ходатайство о прекращении уголовного дела с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Петров обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ. Защитник указывал на нарушения закона при производстве расследования по данному делу: при допросе Петрова не участвовали педагог или психолог, его допрос неоднократно превышал 4 часа в течение дня. Раскройте содержание принудительных мер воспитательного характера. Укажите основание применение данных мер. Есть ли основания для ходатайства защитника Петрова?
3. Следователь направил директору школы повестку о вызове ученика 9 – го класса Васильченко в ОВД для предъявления ему обвинения. Явившейся вместе с сыном матери следователь разъяснил, что ее участие при предъявлении обвинения и допросе ребенка не обязательно и законом не предусмотрено. Укажите, кто может быть законным представителем обвиняемого и его правомочия при рассмотрении уголовного дела. Раскройте обосновано, ли данное решение следователя нормами УПК РФ? Какие права Васильченко могут быть нарушены?
4. 20 ноября 2019 года следователь предъявил обвинение несовершеннолетнему Крапивину в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.167 УК РФ. Затем следователь вынес постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании в отношении Крапивина меры пресечения – заключения под стражу. Прокурор согласился с решением следователя. Укажите содержание и порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу. В каких случаях применяется мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних? Есть ли основания для данных действий следователя в нормах УПК РФ?
5. Сотрудниками ОВД в ходе плановой проверки посетителей бара в 23 часа были обнаружены Сидорова 16 лет, Петров 17 лет, Иванова 18 лет и Федоров 20 лет, распивающие спиртные напитки в связи с зачислением в ВУЗ. Вместе с ними находился в баре 12-летний племянник Петрова Огнев. Дайте правовую оценку ситуации. Какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД, и какие последствия это может повлечь для других лиц.
6. Сотрудниками ОВД в рамках проверки сообщения из медицинского учреждения было установлено, что вред здоровью Борисова (ученика школы- интерната) был нанесен в результате нарушения им техники безопасности при уборке урожая вместе с другими учениками, из малоимущих семей, на огороде у директора школы-интерната, в которой они учатся. Дайте правовую оценку ситуации. Какие факторы повлияли на поведение учеников? В чем изменится правовая оценка, если будет установлено, что убирали урожай в рамках занятия по труду. Какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД, и какие последствия это может повлечь для других лиц.
7. Сотрудниками ОВД в рамках проверки анонимного сообщения было установлено, что сотрудник ДПС Яковлев при проверке автомобиля обнаружил, что им управляет 13 летний Владимиров. Яковлев по телефону Владимирова вызвал
мать последнего. А когда она прибыла, они договорились, что сотрудник ограничится оформлением двух административных протоколов с наложением денежных штрафов в связи с нарушением правил дорожного движения Владимировой и передаст ей ребенка и машину, а она в кратчайшие сроки оплатит оба штрафа. Договоренности были выполнены. Дайте правовую оценку ситуации и действиям сотрудника ДПС и Владимировой. Какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД, и какие последствия это может повлечь для других лиц.
8. Сотрудниками ОВД в рамках проверки информации, сообщенной в СМИ, установлено, что завуч школы Градовая дала указание учительнице третьего класса Юровой, чтоб та не отпускала из класса учеников, пока они не скажут, кто сломал интерактивную доску стоимостью 100000 рублей. Юрова, выполняя указание, закрыла учеников в классе, а после обеда и педсовета (спустя 2 часа), когда она открыла класс, Лосев сообщил, что он, убегая от Волова, запнулся и при падении поломал доску, подтвердили это и его одноклассники. Дайте правовую оценку ситуации и действиям педагогов и учеников. Какие документы должны быть оформлены сотрудниками ОВД, и какие последствия — это может повлечь для других лиц.
9. В ходе прокурорской проверки по жалобе Эровой было установлено, что по просьбе Эровой её хорошая знакомая Зайцева оформила первую посудомойкой, при этом зная, что работать будет её падчерица Зонова, которой недавно исполнилось 15 лет. Зонова в течение полугода 6 дней в неделю (с 14.30 до 22.00, с 30 минутным обеденным перерывом) работала, не пропуская занятий в школе и справляясь с работой. При этом зарплата выдавалась Эровой, третью часть которой она отдавала падчерице, говоря, что отдает всю зарплату. Когда же Зонова заболела, а Эрова не вышла на работу, последняя была уволена за прогул. Дайте правовую оценку ситуации и действиям указанных в задаче лиц. Какие документы должны быть оформлены сотрудником прокуратуры, и какие последствия это может повлечь для других лиц
10. Директор сельскохозяйственного предприятия СПК имени Пушкина И. обратился с заявлением в полицию следующего содержания: «Несовершеннолетний П. работал пастухом в СПК имени Пушкина. 30.07.2014 П. увидел подкрадывающегося к курам хорька. Чтобы не допустить убытков, П. кинул кирпич в хищника, но сделал это так неудачно, что хорек благополучно скрылся, а четыре курицы стоимостью 4000 руб. погибли. Прошу привлечь несовершеннолетнего П. к уголовной ответственности, так как из-за его преступной халатности предприятию, которое я возглавляю, причинен ущерб». Является заявление поводом для возбуждения уголовного дела? Имеются ли в данном заявлении основания для возбуждения уголовного дела? Укажите, какое решение должно принять должностное лицо органов расследования по результатам его рассмотрения?
11. 30 сентября 2016 г. П. исполнилось 18 лет, и он отмечал свой день рождения вместе со своими друзьями в ночном клубе «Метелица». 30 сентября в 22.00, находясь в состоянии алкогольного опьянения, П. учинил драку с охранником
ночного клуба по малозначительному поводу, причинив ему своими действиями вред здоровью средней тяжести. Как определятся возраст виновного при совершении преступления? Есть ли основания для привлечения П. к уголовной ответственности? Будут ли к П. применяться правила о назначении наказания несовершеннолетним, предусмотренные УК РФ?
12. По факту бунта в Жигулевской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников (г. Жигулевск) было возбуждено уголовное дело. Беспорядки начались 4 ноября 2014 г. около 20.00, когда около 100 осужденных подожгли несколько зданий в колонии. Для того чтобы допросить более 100 несовершеннолетних подозреваемых — участников бунта, были привлечены несколько составов адвокатов по назначению, а также законных представителей. В качестве законных представителей несовершеннолетних следователем были привлечены несколько специалистов управления по вопросам семьи, материнства и детства администрации г. Сызрани, а также управления профилактики социального сиротства и защиты прав несовершеннолетних департамента по вопросам семьи и демографического развития мэрии г. Тольятти. Укажите, кто может быть законным представителем обвиняемого при рассмотрении уголовного дела. В каком случае для участия в уголовном деле привлекается адвокат? Дайте оценку законности решения следователя.
13. При производстве по уголовному делу по обвинению Ж. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, установлено, что документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют. Дознаватель допросил в качестве свидетеля мать Ж., которая показала, что ее сыну 15 лет, а свидетельство о рождении потеряно год назад при переезде на новую квартиру. Дознаватель прекратил уголовное дело по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Как подтверждается и определяется возраст субъекта преступления на момент совершения преступления? Какие основания есть для прекращения уголовного дела? Обоснованы ли действия дознавателя?
14. 03.05.2019 примерно в 19.35 неустановленный преступник, находясь в помещении супермаркета «Ананас», расположенного по адресу: г. Самара ул. Мичурина, д. 15, путем взлома запирающих устройств платежного терминала тайно похитил денежные средства в сумме 8390 руб., принадлежащие ООО «Ипокрена». В 3 ч утра по подозрению в совершении преступления был задержан несовершеннолетний Б., находившийся в состоянии алкогольного опьянения. В 4 ч. утра несовершеннолетний был допрошен без участия законного представителя и защитника. В качестве меры пресечения несовершеннолетнему была избрана подписка о невыезде. 11.05.2019 на допрос к следователю несовершеннолетний Б. явился с К., которого просил признать его законным представителем. К. пояснил, что несовершеннолетний Б. проживает с отцом, его мать давно умерла, отец по профессии рулевой-моторист на судне, весь летний и осенний период не сможет участвовать в следственных действиях из-за характера работы. В свою очередь К., как дядя несовершеннолетнего, уже на пенсии, знает Б. с детства и сможет принимать участие в следственных действиях и представлять его интересы. Следователем было вынесено постановление о привлечении К. в качестве законного представителя несовершеннолетнего Б. Оцените процессуальные решения следователя. Может ли К. в соответствии с положениями УПК РФ быть привлечен в качестве законного представителя? Кого в такой ситуации должен привлечь следователь в качестве законного представителя?
15. 16-летний осужденный Иванов хотел получить среднее-профессиональное образование. Но администрация колонии в этом ему отказало, сославшись на то что они предоставляют только возможность получения среднего образования. Укажите, какими регламентируется нормами реализация права на получение образования у лиц, содержащихся в воспитательных колониях. Каков порядок получения профессионального образования в воспитательных колониях? Дайте правовую оценку ответа администрации колонии.
16. 4 апреля 2019 г. на улице Шелехова г. Самары возле общежития несовершеннолетний Р. из хулиганских побуждений принял участие в избиении совместно с несовершеннолетними П., К., Б. и Ш. потерпевшего А., которого они сбили с ног и наносили удары по телу руками и ногами. При этом Б. свинцовым макетом пистолета разбил Ш. голову. Из показаний П., К., Б. и Ш. следует, что зачинщиком драки стал Р., который был лидером в их группе. Подозреваемые также пояснили, что боялись Р. и были вынуждены соглашаться с его мнением, так как Р. состоит на учете в Самарском областном психиатрическом диспансере. Какие обстоятельства подлежат установлению при расследовании и рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних? Составьте в письменном виде план расследования данного уголовного дела. Какие меры профилактики должны быть использованы.
17. Несовершеннолетнему К. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 168 УК РФ, и избрана мера пресечения — отдача под присмотр опекуна. Однако опекун С. отказался взять на себя обязательства, связанные с осуществлением присмотра за несовершеннолетним и обеспечением надлежащего поведения К. Кто может выступать опекуном несовершеннолетнего? Каковы права и обязанности опекуна? Какое решение должен принять следователь?
18. По факту совершения насильственных действий сексуального характера в отношении малолетних Н. и Л. было возбуждено уголовное дело по ст. 132 УК РФ. В качестве обвиняемых по уголовному делу были привлечены несовершеннолетние А., Г. и О. В рамках расследования указанного дела следователь вынес постановление о назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении О., в котором поставил перед экспертами следующие вопросы: 1) имеются ли у О. отклонения в психическом развитии?; 2) страдает ли О. психическим расстройством?; 3) имеет ли О. признаки повышенной внушаемости или фантазирования?; 4) находился ли обвиняемый в состоянии аффекта при совершении преступных действий? Укажите основание и порядок назначения экспертизы. В каких случаях назначается психолого-психиатрическая экспертиза? Мог ли следователь поставить указанные вопросы перед экспертами?
19. 21.03.2018 примерно в 19.30 неустановленные преступники, действуя группой лиц по предварительному сговору, применяя насилие, не опасное для жизни и здоровья, находясь около дома 188, расположенного по ул. Самарской в Ленинском районе г. Самары, открыто похитили имущество, принадлежащее н/л Богомолову Н.А. В рамках расследования уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ст. 161 УК РФ (грабеж), в порядке ст. 91—92 УПК РФ был задержан несовершеннолетний А., который впоследствии был привлечен в качестве обвиняемого по настоящему делу. Составляя обвинительное заключение по результатам расследования, следователь забыл указать несовершеннолетие обвиняемого как смягчающее вину обстоятельство в графе «Обстоятельства, смягчающие наказание» и направил такое обвинительное заключение на утверждение прокурору. Раскройте виды и значение обстоятельств, смягчающих наказание. Обоснованно ли утверждение прокурором такое обвинительное заключение нормами УПК РФ? Является ли данное упущение существенным нарушением уголовно-процессуального закона? Какое значение для принятия решения имеет данное упущение?
20. Несовершеннолетний Д. обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ст. 161 УК РФ (грабеж). Д. с совершеннолетним другом в баре «Шик» познакомился с женщинами, которые пригласили их к себе домой. После совместного распития спиртных напитков женщины пошли спать. Тогда у молодых людей возник умысел на хищение ценностей, находящихся в квартире. Д. и его друг стали собирать ценные вещи в пакеты, но на шум вышла одна из женщин, которая оказала грабителям сопротивление. Д. и его друг были вынуждены убежать из квартиры. В отношении Д. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на два месяца, срок заключения впоследствии неоднократно продлялся. Как было установлено прокурором в результате изучения уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, несовершеннолетний Д. содержался в изоляторе временного содержания вместе с обвиняемым Л. 1968 г. рождения, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по факту злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей. Сославшись на нарушение порядка содержания под стражей несовершеннолетнего Д., прокурор возвратил уголовное дело в порядке ст. 221 УПК РФ для устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями. Укажите порядок применения к несовершеннолетнему обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу. Соответствует ли данное решение прокурора нормам УПК РФ? Является ли указанное прокурором обстоятельство основанием для отказа в утверждении обвинительного заключения?
21. Мать-одиночка имеет ребёнка 16 лет. Мать не имеет постоянного заработка, и время от времени зарабатывает проституцией. Ребёнок зарабатывал грабежом, но его поймали. Понесёт ли ребенок, не достигший 18 лет реальное уголовное наказание? В каких случаях можно говорить, что судимость полностью погашена? Могут ли мать лишить родительских прав?
22. Законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого Александрова направил жалобу прокурору, в которой указал, что следователь не ознакомил его с материалами дела, чем существенно нарушил его права. Укажите, кто может выступать представителем несовершеннолетнего обвиняемого. В каких случаях он может обращаться к прокурору с жалобой? Есть ли в данном случае основания для действий законного представителя
несовершеннолетнего обвиняемого Александрова в нормах УПК РФ?
23. Защитник пятнадцатилетнего обвиняемого Шевченко направил жалобу прокурору в связи с тем, что в допросе обвиняемого принимал участие только педагог, но не участвовал психолог. Укажите обоснованность для участия защитника в данном уголовном деле. Какими полномочиями обладает защитник несовершеннолетнего обвиняемого при участии в следственных действиях? Есть ли основания для жалобы защитника обвиняемого Шевченко в нормах УПК РФ?
24. К несовершеннолетнему Скляру, подозреваемому в совершении преступления средней тяжести, по судебному решению применено в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу. Защитник подозреваемого обратился в суд с жалобой о проверке законности и обоснованности данного решения. Укажите содержание и порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу. В каких случаях применяется мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних? Есть ли основания для жалобы защитника Скляра в нормах УПК РФ?
25. При ознакомлении с материалами дела защитник несовершеннолетнего обвиняемого Петрова заявил прокурору ходатайство о прекращении уголовного дела с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Петров обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ. Защитник указывал на нарушения закона при производстве расследования по данному делу: при допросе Ломова не участвовали педагог или психолог, его допрос неоднократно превышал 4 часа в течение дня. Раскройте содержание принудительных мер воспитательного характера. Укажите основание применение данных мер. Есть ли основания для действий защитника Петрова в нормах УПК РФ?
26. Олегу 15 лет, он угнал машину в состоянии алкогольного опьянения. Результатом этого поступка стала авария, в которой пострадал молодой человек. Имеет ли право Олег на общение с родственниками? Будут ли оценены условия жизни Олега при вынесении ему приговора? Какое наказание могут назначить Олегу за его преступление?
27. Кате 8 лет, ее родители разошлись и не живут вместе более четырех лет, мама Кати вела асоциальный образ жизни, часто выпивала, приводила незнакомых людей, все это происходило на глазах девочки. Катя часто убегала из дома, но мать никаких мер не принимала, после смерти матери Катя стала жить с отцом, у которого за время развода появилась другая семья, поведение девочки не изменилось, а даже ухудшилось, она часто пропускает без причины занятия в школе, уходит из дома, бродяжничает, стала дружить с подростками девиантного поведения. Отец не равнодушен к судьбе своей дочери, но она не может жить в семье отца, так как ее постоянно куда-то тянет. Укажите субъектов, которые должны отреагировать на данную ситуацию. Определите их полномочия при решении такого рода ситуаций. Основываясь на соответствующих нормах представьте какие меры могут быть приняты к родителям.
28. Лиле 16 лет она работает официанткой. Работает она 2\2 в ночное время. После года работы она очень хочет уехать в отпуск на месяц, но работодатель отпускает её лишь на 13 дней. Имеет ли право работодатель отказать в отпуске на месяц? Имеет ли право несовершеннолетняя работать по ночам? Каковы нормы выработки в возрасте до 18 лет?
29. Прожив 15 лет вместе, супруги решили развесить. На тот момент у них было два несовершеннолетних ребёнка. Муж начал пить, но соглашаться на развод не собирался. Какие вопросы супруги могут вынести на рассмотрение во время бракоразводного процесса? Что обязан сделать суд, если один из супругов не согласен с разделом имущества? В каком случае брак будет считаться расторгнутым?
30. Одним из судов Краснодарского края 24 мая 2008 года несовершеннолетняя Калягина, родившаяся 29 мая 1990 года, осуждена по ч.2 ст. 325 УК РФ. 30 мая 2008 года мать Калягиной, участвовавшая в судебном заседании в качестве законного представителя, направила кассационную жалобу в судебную коллегию по уголовным делам Краснодарского краевого суда, в которой просила отменить приговор суда первой инстанции и прекратить дело в соответствии с п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ. Судебная коллегия оставила кассационную жалобу без рассмотрения, мотивировав тем, что мать осужденной Калягиной не является лицом, обладающим правом кассационного обжалования приговора по данному делу в связи с тем, что к моменту подачи жалобы Калягина достигла совершеннолетия. Укажите кто может быть законным представителем обвиняемого и его правомочия при рассмотрении уголовного дела и после вынесения приговора. Как изменяется статус законного представителя с изменением возраста виновного? Есть ли основания для принятия данного решения в нормах УПК РФ?